Научная статья на тему 'Роль информационных технологий и эффективность их использования в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Роль информационных технологий и эффективность их использования в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / информационные технологии / образование / cadet / information technology / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Борисовна Васильева

В статье рассмотрены роль использования информационных технологий в деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также эффективность использования ИТ при реализации образовательных программ по подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Борисовна Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of information technologies and the effectiveness of their use in the training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article examines the role of the use of information technology in the activities of employees of internal affairs bodies, as well as the effectiveness of its use in the implementation of educational programs for the training of future employees of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий и эффективность их использования в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 329 — 332. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):329 — 332.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.6

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-329-332 NIION: 2007-0062-1/24-051

EDN: https://elibrary.ru/UELUIE MOSURED: 77/27-004-2024-01-251

Роль информационных технологий и эффективность их использования в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Татьяна Борисовна Васильева

Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия, vasilevatatyana1511@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены роль использования информационных технологий в деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также эффективность использования ИТ при реализации образовательных программ по подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: курсант, информационные технологии, образование

Для цитирования: Васильева Т.Б. Роль информационных технологий и эффективность их использования в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 329 — 332. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-329-332. EDN: https://elibrary.ru/ UELUIE.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The role of information technologies and the effectiveness of their use in the training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Tatyana B. Vasilyeva

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk, Russia, vasilevatatyana1511@gmail.com

Abstract. The article examines the role of the use of information technology in the activities of employees of internal affairs bodies, as well as the effectiveness of its use in the implementation of educational programs for the training of future employees of internal affairs bodies. Keywords: cadet, information technology, education

For citation: Vasilyeva T.B. The role of information technologies and the effectiveness of their use in the training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):329 — 332. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-1-329-332. EDN: https://elibrary.ru/UELUIE.

Информационный и технологический процесс поглощает без исключения все сферы жизнедеятельности современного общества. Основополагающей целью таких изменений являются достижение ее наиболее удобных условий и максимальное сокращение временных затрат на разного рода направления деятельности людей.

© Васильева Т.Б., 2024

Как и подавляющее число областей применения, данная тенденция серьезно коснулась образовательного процесса в России, в том числе обучения кадров для Министерства внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим аспект внедрения информационных технологий, их значение и роль являются одним из наиболее актуальных вопросов в процессе обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. В современных условиях ка-

Педагогические науки

чественное освоение программ высшего образования имеет прямую взаимосвязь с использованием информационных технологий и не может быть осуществлено без такового.

Надлежащий обмен информацией между преподавателями и курсантами (слушателями) в различных режимах (офлайн и онлайн) достигается исключительно посредствам развития и внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Одним из направлений при внедрении информационных технологий в подготовку сотрудников органов внутренних дел является ознакомление обучающихся с областью их применения в практической деятельности сотрудников органов внутренних. Хотя частота обращения к такого рода ресурсам довольно высока и представляет собой систематический подход при повседневном выполнении оперативно-служебных задач. В их число входит владение навыками использования следующих баз данных МВД РФ, содержащих сведения оперативно-справочного и оперативно-розыскного характера, к примеру, о личности гражданина:

■ о наличии сведений о доставлении лица в органы внутренних дел;

■ фактах привлечения лица к административной ответственности;

■ наличии судимостей;

■ месте и времени отбывания наказания при наличии судимости в виде лишения свободы;

■ нахождении лица в розыске;

■ владельцах авто- и мототранспортных средств;

■ владельцах оружия;

■ наличии либо отсутствии дактилоформу-лы лица;

■ наличии и генотипе лица либо групповой принадлежности его крови;

■ месте жительства гражданина либо его связях с адресами в определенный промежуток времени и т.д.

Возможности информационных ресурсов, доступных сотрудникам органов внутренних дел, должны первоочередно доводиться до курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России ввиду необходимости осознания значимости приобретаемых ими знаний для использования таковых в служебной деятельности и степени их влияния на результативность в достижении поставленных перед сотрудниками полиции задач.

Необходимо рассмотреть процесс интеграции информационных технологий в деятельность образовательных организаций, находящихся в ве-

дении МВД России, осуществляющих подготовку будущих сотрудников органов внутренних дел. Начальный этап внедрения произошел в начале 1990-х годов при преподавании введенной в курс обучения учебной дисциплины « Правовая информатика и вычислительная техника» . Оснащение учебных аудиторий персональными электронно-вычислительными машинами производилось постепенно, наблюдалась определенная нехватка оборудования, необходимого для выполнения практических занятий.

На втором этапе в начале 2000-х годов, получив требуемое количество технических средств для реализации образовательных программ, образовательные организации системы МВД России перешли к освоению пакета программ Microsoft Office и программного обеспечения Microsoft Windows. Данное программное обеспечение использовалось уже не только в рамках освоения одной учебной дисциплины, а приобрело более широкое применение и использование для выполнения задач по другим направлениям преподавательской деятельности.

Следующим этапом, ставшим наиболее важным и значимым, стало использование интернет-технологий при реализации образовательных программ, обеспечившее доступ к интернет-ресурсам, и как следствие, повышение качества образования ввиду положительного влияния на деятельность профессорско-преподавательского состава, а также получение курсантами и слушателями доступа к широчайшему массиву сведений, используемых ими в процессе приобретения умений и навыков, необходимых для формирования информационной грамотности, компетентности и морально-деловых качеств будущих сотрудников полиции. Данный этап заметно повлиял как на работу преподавателей, так и на процесс обучения курсантов, сформировав у них информационную компетентность, информационную грамотность в сети Интернет, а также облегчив их нагрузку [1].

Как выше было упомянуто, на одном из этапов интеграции информационных технологий в образовательный процесс курсантов и слушателей был внедрен ряд программ, в числе которых Microsoft Office, Microsoft Word и Microsoft Power Point, применяющиеся и в настоящие время. При помощи этих программ курсанты и слушатели имеют возможность выполнения в рамках самостоятельной подготовки заданий различного рода, в числе которых — подготовка докладов на научно-представительские мероприятиях разного уровня, выполнение научно-исследовательских работ с возможностью размещения их

результатов, отыскание информации по теме семинара, написание рефератов на заданные темы, презентаций, а также оформление в указанных редакторах научных статей для выступления на научных конференциях разного уровня и дальнейшего опубликования их в сборниках и журналах.

Пандемия С0УГО-19 в 2020 г. и сложившаяся в связи с ней нестабильная санитарно-эпидемиологическая обстановка подтолкнули образовательные организации, в число которых также вошли и находящиеся в ведомстве системы МВД России, более активно применить в процессе образования информационные технологии в виде дистанционного обучения курсантов и слушателей. В связи с этим был разработан ряд обучающих программ с возможностью выполнения различного рода заданий, а также осуществления контроля знаний полученного учебного материала, включая прохождение промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, сдачи вступительных экзаменов по некоторым направлениям обучения.

В настоящее время уровень развития информационных технологий путем применения разного рода систем и сервисов позволяет профессорско-преподавательскому составу, а также курсантам и слушателям посредством видеоконфе-ренцсвязи дистанционно принимать участие в проведении занятий, независимо от места их нахождения. В число таких сервисов входят Ооо§1еМее^ BigBlu.eBu.tton. Использование указанных сервисов также находит свою актуальность в области науки. Преподаватели, курсанты и слушатели имеют возможность путем участия в научно-представительских мероприятиях получать массив той информации, которая подлежит их осмыслению и анализу, в целях поиска новых решений наиболее значимых и важных вопросов, в том числе в сфере совершенствования профессиональной деятельности.

В образовательном процессе, в том числе в рамках дистанционного обучения, активнейшим образом используются автоматизированные справочные системы, например, такие как «Консуль-тантПлюс» или «Кодекс» [2, с. 82]. Данные системы обеспечивают своевременное получение сведений об изменениях, вносимых в нормативные правовые акты (НПА) российского законодательства (принятие новых НПА, утрата силы ранее действовавших).

Таким образом, обучающиеся в образовательных организациях, находящихся в ведомстве МВД России, курсанты и слушатели в процессе освоения практически всех учебных дисциплин, включенных в перечень реализуемых образова-

тельных программ, убеждаются не только в актуальности применения информационных технологий, используемых сотрудниками органов внутренних дел при выполнении возложенных на них оперативно-служебных задач, а также иной правоохранительной деятельности, но и фактической значимости их задействования в образовательном процессе с целью существенного повышения эффективности усвоения учебного материала, качества обучения и контроля знаний обучающихся курсантов и слушателей, а именно:

■ ускоряется процесс освоения содержания дисциплины курсантами и слушателями;

■ минимизируются временные затраты, необходимые на текущий контроль знаний обучающихся;

■ вырабатываются навыки использования информационных и компьютерных программ, необходимых для выполнения поставленных задач в рамках служебной деятельности;

■ пополняется объем знаний и умений курсантов и слушателей, обеспечивающий надлежащий уровень их общеправовых и специально-направленных познаний.

Подводя итог проведенного исследования, приходим к следующим выводам:

1) роль применения информационных технологий как в процессе обучения курсантов и слушателей, так и в совершенствовании их последующей профессиональной деятельности носит весьма важный характер ввиду отсутствия аналогов получения необходимого массива информации как профессорско-преподавательским составом, так курсантами и слушателями для целей становления профессиональных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел;

2) применение информационных технологий в деятельности будущих полицейских имеет серьезное мотивировочное значение в разрезе сокращения времени обучающихся на получение доступа к необходимой информации, а интерактивность и визуализация существенно улучшают процессы понимания и усвоения учебного материала, что, следовательно, влечет за собой повышение качества образования в целом и существенно повышает уровень готовности выпускников образовательных организаций МВД России к самостоятельному несению службы.

Список источников

1. Ходякова Н.В. Подготовка сотрудников ОВД к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: опыт

Педагогические науки

трех десятилетий / / Российская полиция: три века служения Отечеству: сб. статей Юбилейной междунар. науч. конф. М., 2019. С. 158—164.

2. Стрельцов Р.В. Об актуальности подготовки офицерского состава в области информационных и коммуникационных технологий / / Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 4 (34). С. 80—82.

References

1. Khudyakova N.V. Training of police officers to use information technologies in professional

activities: the experience of three decades // Russian police: three centuries of service to the Fatherland: collection of articles of the Jubilee International Scientific Conference M., 2019. pp. 158—164.

2. Streltsov R.V. On the relevance of officer training in the field of information and communication technologies communication technologies // Science and business: ways of development. 2014. No. 4 (34). pp. 80—82.

Информация об авторе

Т.Б. Васильева — старший преподаватель кафедры информационно-правовых дисциплин и специальной техники Сибирского юридического института МВД России.

Information about the author

T.B. Vasilyeva — Senior Lecturer at the Department of Information and Legal Disciplines and Special Equipment of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 29.1 2.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 26.02.2024.

The article was submitted to the editorial office 29.1 2.2023; approved after review 22.01.2024; accepted for publication 26.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Психология оперативно-розыскной деятельности. 3-е изд., пе-рераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под ред. В.Л. Цветкова, Н.А. Кузьмина; под общ. ред. И.Б. Лебедева, А.Ю. Федотова. 391 с.

ISBN: 978-5-238-03631-1

Учебное пособие включает систему основных понятий психологии оперативно-розыскной деятельности, рекомендации эффективного самоопределения в ситуациях взаимодействия с лицами, представляющими оперативный интерес, а также основы психотехники решения профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел. Его содержание соответствует рабочим программам учебной дисциплины для обучающихся по специальностям 40.05.02 "Правоохранительная деятельность" и 40.03.02 "Обеспечение законности и правопорядка".

Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных организаций, практических работников и всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Психология

ОПЕРАТИВНО-

РОЗЫСКНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.