Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СЫЩИКИ / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ / СОТРУДНИКИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Екатерина Юрьевна

В статье приведена содержательно-функциональная модель развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России. Автором дается характеристика особенностей развития творческих способностей у курсантов и слушателей, а также действующих сотрудников оперативных подразделений МВД России. Подробно раскрыт вклад в развитие творческих способностей психологов органов внутренних дел, руководителей и наставников, профессорско-преподавательского состава, учебного и служебного коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT-FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT AND MANIFESTATION OF CREATIVE ABILITIES OF EMPLOYEES OF OPERATIONAL DIVISIONS OF THE MINISTRY ОF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article provides a meaningful and functional model of the development and manifestation of creative abilities of employees of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author gives a characteristic of the peculiarities of the development of creative abilities among cadets and students, as well as current employees of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The contribution to the development of the creative abilities of psychologists of the internal affairs bodies, leaders and mentors, the teaching staff, the educational and service collective is disclosed in detail.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ»

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

УДК 159.9.072; ББК 88.8

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-42-45

© Костина Е.Ю. 2021

CONTENT-FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT AND MANIFESTATION OF CREATIVE ABILITIES OF EMPLOYEES OF OPERATIONAL DIVISIONS OF THE MINISTRY ОF INTERNAL

AFFAIRS ОF RUSSIA

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ

Ekaterina Yu. Kostina,

Adjunct of the Department of Psychology Faculty of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 E-mail: caterinacostina@yandex.ru

Екатерина Юрьевна Костина,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: caterinacostina@yandex.ru

Для цитирования: Костина Е.Ю. Содержательно-функциональная модель развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 42-45. Научная специальность: 19.00.03. - Психология труда, инженерная психология, эргономика.

Научный руководитель: Лебедев Игорь Борисович - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии УНК ПСД.

Abstract. The article provides a meaningful and functional model of the development and manifestation of creative abilities of employees of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author gives a characteristic of the peculiarities of the development of creative abilities among cadets and students, as well as current employees of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The contribution to the development of the creative abilities of psychologists of the internal affairs bodies, leaders and mentors, the teaching staff, the educational and service collective is disclosed in detail.

Keywords: creativity; detectives; cadets and listeners; employees of operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia; content-functional model.

Аннотация. В статье приведена содержательно-функциональная модель развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России. Автором дается характеристика особенностей развития творческих способностей у курсантов и слушателей, а также действующих сотрудников оперативных подразделений МВД России. Подробно раскрыт вклад в развитие творческих способностей психологов органов внутренних дел, руководителей и наставников, профессорско-преподавательского состава, учебного и служебного коллектива.

Ключевые слова: творческие способности; сыщики; курсанты и слушатели; сотрудники оперативных подразделений МВД России; содержательно-функциональная модель.

На протяжении всей истории оперативно-разыскной деятельности творческие способности ее сотрудников были ключевой составляющей успешной деятельности данных подразделений. Знаменитые сыщики прошлого славились своим умением быстро раскрывать самые запутанные преступления. Не имели ни специальной техники, ни подтвержденного красными дипломами образования, сыскари прошлых лет добивались успеха благодаря творческим способностям и вносили существенный вклад в развитие сыскной деятельности в целом: начиная от написания учебников и за-

канчивая созданием уникальных картотек примет преступников [2, С. 21].

В современном мире даже при наличии невероятных средств поиска (обширных баз данных, экспертиз по малейшему фрагменту генетического материала и т. д.) именно творческие способности сотрудников оперативных подразделений полиции обеспечивают то, что со стороны может показаться «удачей». Важно заметить, что подобное благоприятное стечение обстоятельств возможно только в том случае, если сотрудник постоянно совершенствуется и оттачивает навыки взаимодействия

с людьми и окружающим миром в целом, занимается своей самоактуализацией [5, С. 267].

В нашем исследовании мы задались целью создать модель развития творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России. Актуальность разработки подобной модели связана с необходимостью более точного понимания как условий, так и особенностей непрерывного развития этих способностей у курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация - оперативно-розыскная деятельность) - будущих действующих сотрудников оперативных подразделений МВД России.

При разработке модели мы приняли во внимание то, что творческие способности действующих сотрудников оперативных подразделений МВД России отличаются ярко выраженным коллективным характером и интегрированы по своим проявлениям. В отличие от них, согласно нашим данным, слушателям свойственен дифференцированный характер проявления данных способностей в связи с ограниченностью практического опыта. Также нами была разработана авторская Программа психологического тренинга, в которой применялся комплекс методов (проблемный и игровой методы, рефлексивные приемы, индивидуальные и коллективные формы работы, обучение универсальным и специальным творческим приемам нестандартного мышления, стратегий поведения и профессионального общения). Данные, полученные по прошествии восьми месяцев с начала тренинга, доказали, что Программа оказывает развивающий эффект на творческие способности будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России.

Далее мы раскроем содержательно-функциональную модель через отдельные характеристики.

Так, целью модели является обеспечение целенаправленного, непрерывного и комплексного развития у сотрудников творческих способностей и проявлений этих способностей для повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь, задачами, стоящими перед нами, являются: психодиагностическое исследование и изучение творческих способностей сотрудников во время подготовки кадров и на этапе осуществления оперативно-разыскной деятельности; объединение усилий и функций всех субъектов воздействия, направленных на развитие у сотрудников творческих способностей, оказание соответствующей помощи в их проявлении; осу-

ществление мониторинга за уровнем развития и проявления творческих способностей сотрудников, сопоставление полученных результатов с эффективностью их деятельности; создание и поддержание комфортных условий и конструктивных межличностных отношений, творческой атмосферы в служебном коллективе для развития и проявления творческих способностей, перехода сотрудников на уровень самоуправления развитием этих способностей.

Данная модель, представленная на рис. 1 в виде обобщенного обоснования непрерывного развития и проявлений творческих способностей сотрудников, показывает, что на этапе профессиональной подготовки кадров для замещения должностей в оперативных подразделениях МВД России курсанты и слушатели, помимо освоения образовательной программы, проходят различные виды практик в оперативных подразделениях МВД России. На данном этапе роль профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров, сотрудников и наставников оперативных подразделений МВД России, служебных коллективов заключается в создании и поддержании условий благоприятных для проявления и дальнейшего развития творческих способностей.

В свою очередь, на этапе осуществления оперативно-разыскной деятельности и профессионализации в оперативных подразделениях МВД России сотрудники уже накапливают профессиональный и инновационный опыт деятельности. Виды творческих способностей, характерные для курсантов и слушателей, интегрируются в связи с решением разнообразных оперативно-розыскных задач, в том числе и в составе коллектива. В связи с этим возрастает и уровень ответственности за организацию и осуществление работы, направленной на развитие творческих способностей сотрудников путем создания творческой атмосферы в коллективе. Особая роль также отдается рефлексии, в том числе и обмену профессиональным и инновационным опытом между сотрудниками.

Согласно разработанной модели, субъектами воздействия являются психологи органов внутренних дел: они исследуют творческие способности, осуществляют психологическое сопровождение тех курсантов и слушателей, которые проявляют шаблонность в решении учебно-профессиональных и служебных задач или у которых творческие способности развиты недостаточно хорошо. Также психологи проводят специальные тренинги, обучают сотрудников универсальным и специальным творческим техникам, а также ведут просве-

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

тительскую работу с руководителями и профессорско-преподавательским составом, создавая ус-

ловия для перехода сотрудников на уровень самоуправления развитием творческих способностей.

Цель; обеспечение целенаправленного, непрерывного и комплексного развития у сотрудников творческих способностей для повышения эффективности опештивно-шзыскной деятельности

Подготовка кадров для замещения должностей в оперативных подразделениях МВД России

if

Творческие способности, заложенные с рождения

Социальная среда и

окружение

Обучающиеся сотрудники образовательных организаций

МВД РОССИИ по специальности 40.05.02 Правоохранительная

деятельность. спепиатизация -оперативт-розыскная деятельность.

Творческие способности

дифференцированы.

Типы личности, отличающиеся творческими способностями: 1)

стратегический. 2) тактический. 3) сенситивный.

Прохождение практик в оперативных подразделению: МВД России

Осуществление оперативно-розыскной деятельности и профессионализация

Валы творческих способностей сотрудников:

Ннтелле кту альные Коммуникативные Ор га низаторские Социальные Способности в составе коллектива (подразделения или оперфуппы)

Проявление и рефлексия творческих способностей в оперативных подразделениях МВД России, накопление инновационного опыта

Сотрудники оперативных подразделений МВД России

Проявления творческих

способностей: 1) на личностном уровне; 2) в индивид, и коллективы, опер-роз.деягелън.; 3) в профессиональном общении и переговорной деятельности

Творческие способности

интегрируются и индивиду а л из Ир.

1

Объекты воздействия и их функции

Психолог

Изучение и мониторинг творч. способн. сотрудников.

Обучение сотрудников универсальным и спец. творч. техникам н рефлексии творч. способн.

Создание условий для перехода сотрудников на уровень самоуправления развитием творч. способностей.

Проведение занятий с руководителями и преподавателями.

Профессорско-преподавательский состав ойрлзоват. органни. МВД России Уч.-мегодич. и педагогическое обеспечение образоват. деятельности и практики в оперативные подразделениях.

Создание и поддерж. творч. атмосферы, развитие творч. способн. сотрудн. с помощью игровых и проблемных методов, моделирования, инднв. и групп, форм

Мониторинг и оценка творч. способн. сотрудников

Руководители и наставники Создание и поддержание комф. условий и творч. атмосферы.

Поддержка н помощь сотрудникам в проявлении и рефлексии творч. способн. изучении н обмене инновац. опытом.

Гибкое распредея. ролей для развития к проявления творч. способн. сотрудников

Мониторинг и оценка таорч, способностей и эффективности деятельности сотрудников.

Служебный коллектив Поддержка н помощь сотрудникам в проявлении и рефлексии творч .способн.

Создание условий для развития, рефлексии и саморазвития творч. способностей н сотворчества.

Обмен профессиональным и

инновационным опытом.

Результат: сотрудники оперативных подразделений МВД России отличаются интегрированным и индивидуальным характером творческих способностей, что позволяет эффективно решать сложные оперативно-розыскные задачи, обмениваться инновационным опытом и осуществлять самоуправление развитием творческих способностей

Рис. 1. Содержательно-функциональная модель развития и проявления творческих способностей сотрудников оперативных подразделений МВД России

Стоит отметить, что перед руководителями и наставниками стоит не менее важная задача: они подают личный пример в проявлении творческих способностей в решении сложных задач, создают и поддерживают в коллективах комфортные условия и творческую атмосферу, а также распределяют роли в коллективе и накапливают профессиональный и инновационный опыт, впоследствии организуя обмен. Неоднократные упоминания вклада наставников в юное поколение на местах службы встречается в специализированных периодических изданиях. К примеру, начальник 3-го отделения ОУР УВД по ЮВАО, подполковник полиции, Ильм Фазилевич Шерстнев, который берет на себя личное шефство над новобранцами: каждый молодой специалист работает в одном кабинете с начальником [3]. Поддержка и мониторинг творческих способностей лежит и на плечах профессорско-преподавательского состава. Именно преподаватели создают и поддерживают творческую атмосферу на занятиях, развивая у курсантов и слушателей все виды творческих способностей благодаря грамотно выбранным методикам обучения.

Далее в модели располагаются служебные коллективы: благодаря их конструктивному межличностному и профессиональному общению создаются наиболее подходящие условия для творчества и сотворчества. Генерал-майор милиции Александр Кузьмич Иванов вспоминает, что «работа специалистов отдела уголовного розыска, трех отделений милиции отличалась слаженностью, огромным напряжением и упорством. Работали мы как один механизм ... Люди забывали об отдыхе, о сне, о семьях. Немного в кабинетах отдыхали и продолжали работать. Некоторых приходилось буквально выгонять домой» [1]. В свою очередь, отдельные составляющие творческого процесса - курсанты, слушатели, сотрудники оперативных подразделений МВД России - осуществляют работу, направленную на развитие и саморазвитие творческих способностей.

Считаем, что благодаря воплощению данной модели сотрудники оперативных МВД России на выходе смогут продемонстрировать интегрированный и индивидуальный характер проявления творческих способностей, что благоприятно отразится на оперативно-разыскной деятельности, «... осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов... в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий

в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [4].

Библиографический список

1. Галайко, В. Опер! И на всю жизнь... » /

B. Галайко // «Петровка, 38». 2018. № 1 (9602). URL: http://petrovka-38.com/item/oper-i-na-vsyu-zhizn?highlight=WyJcdTA0M2VcdTA0M2ZcdTA0 MzVcdTAONDAiXQ (дата обращения: 25.11.2020).

2. Костина, Е.Ю. Творческие способности как фактор успешной служебной деятельности знаменитых сотрудников оперативных подразделений МВД России / Е.Ю. Костина // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 2.

C.19-22.

3. Макеева, М. Распутать «клубок» преступлений / М. Макеева // «Петровка, 38». 2020. № 36 (9733). URL: http://petrovka-38.com/arkhiv/item/ rasputat-klubok-prestuplenij?highlight=WyJcdTA0N DFcdTA0NGJcdTA0NDlcdTA0MzhcdTA0M2EiXQ (дата обращения: 23.11.2020).

4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

5. Чиксентмихайи, М. Эволюция личности / М. Чиксентмихайи. М. : Альпина нон-фикшн, 2020. 420 с.

Bibliographic list

1. Galaiko, V. Oper! And for life... "/ V. Galaiko / / "Petrovka, 38". - 2018. - №1 (9602). - Access mode: http://petrovka-38.com/item/oper-i-na-vsyu-zhizn?h ighlight=WyJcdTA0M2VcdTA0M2ZcdTA0MzVcd TA0NDAiXQ==(accessed 25.11.2020).

2. Kostina, E. Yu. Creative abilities as a factor of successful service activity of famous employees of operational divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / E. Yu.Kostina // Psychology and Pedagogy of service activity. 2018. No. 2. pp. 19-22.

3. Makeeva, M. Unravel the "tangle" of crimes/ M. Makeeva / / "Petrovka, 38". - 2020. - № 36 (9733). - Access mode: http://petrovka-38.com/arkhiv/item/ rasputat-klubok-prestuplenij?highlight=WyJcdTA0N DFcdTA0NGJcdTA0NDlcdTA0MzhcdTA0M2EiXQ ==(accessed 23.11.2020).

4. Federal Law of 12.08.1995 N 144-FZ "On operational and investigative activities".

5. Csikszentmihalyi, M. Evolution of personality / Mihai Csikszentmihalyi. - M.: Alpina non-fiction, 2020 - 420 p. (дата обращения: 25.11.2020).

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -2-46-50

© Кузьмин А.Н., Сапронова З.В. 2021

PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE MIA OF RUSSIA: THE PROBLEM OF MINIMIZING THE LEVEL OF SKILLS OF COMBAT

METALS OF COMBAT

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ БОЕВЫМИ ПРИЕМАМИ БОРЬБЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexander N. Kuzmin,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Е-mail: kuzmin.alexandr@list.ru

Zoya V. Sapronova,

Associate Professor of the Stavropol Branch of RANEPA, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 189 Lermontov str., Stavropol, 355002 E-mail: sapronova26@mail.ru

Александр Николаевич Кузьмин,

кандидат психологических наук, доцент Е-mail: kuzmin.alexandr@list.ru

Зоя Васильевна Сапронова,

доцент Ставропольского филиала РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент 355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д.189 Е-mail: sapronova26@mail.ru

Для цитирования: Кузьмин А.Н., Сапронова З.В. Физическая подготовка сотрудников МВД России: проблема минимизации критериев оценки уровня владения боевыми приемами борьбы. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2021. С. 46-50.

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология; 19.00.07 - Педагогическая психология.

Abstract. Within the framework of the paradigm of psychological causality, the authors conduct a comparative analysis of the provisions of the departmental regulations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the organization of physical training of employees of internal affairs bodies under the section «Combat techniques of struggle». A number of proposals are made to improve this type of activity.

Keywords: physical training, employees of internal affairs bodies, paradigm of psychological causality, paradigm of mechanistic causality, fighting techniques, special activity, BPB proficiency level, hand-to-hand combat, enemy model, stress, information uncertainty, self-regulation.

Аннотация. В рамках парадигмы психологической причинности автор проводит компаративный анализ положений ведомственных нормативно-правовых актов МВД России по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел по разделу «Боевые приемы борьбы». Вносится ряд предложений по совершенствованию данного вида деятельности.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел, парадигма психологической причинности, парадигма механистической причинности, боевые приемы борьбы, уровень владения БПБ, особая деятельность, рукопашное противоборство, модель противника, стресс, информационная неопределенность, саморегуляция.

Введение. Актуальная потребность совершенствования специальной подготовленности сотрудников полиции требует определения инновационных путей своего развития. Вместе с тем, узкие рамки парадигмы механистического детерминизма, в пределах которой сформулированы положения действующих нормативно - правовых актов (далее - НПА) по организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел (далее - ФП), не позволяют продуктивно определять пробелы правового регулирования в данной сфере деятельности. Для единовременного вскры-

тия пласта проблемного поля необходим взгляд из иной системы координат научного знания, для чего предлагается использовать методологию парадигмы психологической причинности [1-7].

Результаты исследования. На основании данного подхода, а также требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции) [8] в отношении базовых элементов педагогической технологии по ФП был выполнен компаративный анализ действующих НПА по организации ФП сотрудников органов внутренних дел: приказа МВД России от 5 мая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.