Научная статья на тему 'Творческие способности как одно из профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений системы МВД России (теоретический анализ)'

Творческие способности как одно из профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений системы МВД России (теоретический анализ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
306
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CREATIVITY / EMPLOYEES OF OPERATIONAL UNITS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / UNPREDICTABILITY OF SITUATIONS / PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОТРУДНИКИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ / НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ СИТУАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Любовь Николаевна, Костина Екатерина Юрьевна

Обоснована необходимость включения в перечень профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений МВД России творческих способностей, которые наряду с другими способностями обеспечивают быстрое и безошибочное принятие решения в условиях высокой степени риска и опасности для жизни. Указано на интегративную связь между всеми видами профессиональных способностей (организаторских, интеллектуальных, физических, коммуникативных и пр.) сотрудников, в состав которых входят творческие способности. Сформулировано понятие творческих способностей сотрудников оперативных подразделений. Выделены проявления творческих способностей у сотрудников этих подразделений генерация новых идей (версий) в процессе решения служебных проблем, активность на этапе реализации этих идей в профессиональной деятельности. Обозначены основные направления развития творческих способностей у сотрудников оперативных подразделений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Любовь Николаевна, Костина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity as one of the professionally important qualities of employees of operational units of the system of the ministry of internal affairs of Russia (theoretical analysis)

It justifies the need to include in the list of professionally important qualities of employees of the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia creative abilities, which, along with other abilities, provide quick and error-free decision making under conditions of high risk and danger to life. Indicated on the integrative relationship between all types of professional abilities (organizational, intellectual, physical, communication, etc.) employees, which include creative abilities. The concept of creative abilities of employees of operational divisions is formulated. The manifestations of creative abilities of the employees of these units are highlighted the generation of new ideas (versions) in the process of solving service problems, activity at the stage of the implementation of these ideas in their professional activities. The main directions for the development of creative abilities in the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia are outlined.

Текст научной работы на тему «Творческие способности как одно из профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений системы МВД России (теоретический анализ)»

УДК 159.99 ББК 88.8. 88.573.9

@ Костина Л.Н., Костина Е.Ю. 2018

CREATIVITY AS ONE OF THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF EMPLOYEES OF OPERATIONAL UNITS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA (THEORETICAL ANALYSIS)

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДНО ИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Lyubov Nikolaevna KOSTINA,

head of the Department of psychology, educational and scientific complex psychology service activities of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, doctor of psychology, associate professor Email: kostin62@mail.ru

Ekaterina Yurievna KOSTINA,

adjunct of the faculty of training scientific and scientific-pedagogical personnel of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia Email: caterinacostina@yandex

Любовь Николаевна КОСТИНА,

начальник кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктор психологических наук, доцент Email: kostin62@mail.ru

Екатерина Юрьевна КОСТИНА,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: caterinacostina@yandex

Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Костина Л.Н., Костина Е.Ю. Творческие способности как одно из профессионально-важных качеств сотрудников оперативных подразделений системы МВД России (теоретический анализ). Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 40—43.

Annotation. It justifies the need to include in the list of professionally important qualities of employees of the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia creative abilities, which, along with other abilities, provide quick and error-free decision making under conditions of high risk and danger to life. Indicated on the integrative relationship between all types of professional abilities (organizational, intellectual, physical, communication, etc.) employees, which include creative abilities. The concept of creative abilities of employees of operational divisions is formulated. The manifestations of creative abilities of the employees of these units are highlighted — the generation of new ideas (versions) in the process of solving service problems, activity at the stage of the implementation of these ideas in their professional activities. The main directions for the development of creative abilities in the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia are outlined.

Key words: Creativity, employees of operational units of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, unpredictability of situations, professionally important personal qualities, professional activities

Аннотация. Обоснована необходимость включения в перечень профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений МВД России творческих способностей, которые наряду с другими способностями обеспечивают быстрое и безошибочное принятие решения в условиях высокой степени риска и опасности для жизни. Указано на интегра-тивную связь между всеми видами профессиональных способностей (организаторских, интеллектуальных, физических, коммуникативных и пр.) сотрудников, в состав которых входят творческие способности. Сформулировано понятие творческих способностей сотрудников оперативных подразделений. Выделены проявления творческих способностей у сотрудников этих подразделений — генерация новых идей (версий) в процессе решения служебных проблем, активность на этапе реализации этих идей в профессиональной деятельности. Обозначены основные направления развития творческих способностей у сотрудников оперативных подразделений МВД России.

Ключевые слова: Творческие способности, сотрудники оперативных подразделений системы МВД России, непредсказуемость ситуаций, профессионально важные качества личности, профессиональная деятельность

В условиях современного мира к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются повышенные требования, в первую очередь — к профессионально важным качествам личности и поведению. На сегодняшний день непредсказуемости, нестандартности, провокационного характера противоправных действий граждан, неочевидным схемам сокрытия преступлений сотрудники оперативных подразделений могут противопоставить профессиональную подготовленность, способности быстро обнаруживать новые способы решения возникающих проблем, разрабатывать и реализовывать неординарные идеи, импровизировать и наиболее полно раскрывать свой творческий потенциал.

Проблема изучения и развития творческих способностей сотрудников оперативных подразделений системы МВД России представляет интерес для психологии труда и психологической работы.

Наиболее общие вопросы профессиональных и творческих способностей, системный и индивидуальный характер их проявления в профессиональной деятельности в представлены в трудах В.Н. Дружинина, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Б.Ф. Ломова, С.Ю. Степанова, В.Д. Шадрикова и др. Прикладные проблемы творческих способностей в контексте изучения процессов и механизмов совершенствования личности в профессиональной деятельности рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, А.А. Бодалева Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.Ю. Степанова и др. Разработка специальных программ развития творческих способностей и креативности человека осуществляется учеными различных направлений (Т. Амбайл, Э. Боно, У. Гордон, Р. Дилтс, В.Н. Дружинин, М.В. Ермолаева, И.М. Кыштымова, К. Муширу, О.В. Назаров, А. Осборн, B.JI. Райков, Е.П. Торренс, Н.Ю. Хрящева, М. Чиксентмихайи, Е.А. Яковлева и др.).

Результаты исследования профессионально важных качеств личности и вопросы их развития у сотрудников оперативных подразделений системы МВД России представлены в работах

A.М. Столяренко, М.И. Еникеева, В.В. Романова,

B.Л. Васильева, А.Ф. Караваева, Т.А. Е.В. Рас-ходчикова, А.В. Финашина, В.Л. Цветкова и др.

Стоит отметить, что наряду с наличием достаточно глубоких и многосторонних научных

исследований, посвященных различным проблемам творческих способностей, а также рассмотрению отдельных характеристик творческих способностей сотрудников органов внутренних дел, на настоящий момент творческие способности не выделяют как отдельный компонент в структуре профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений МВД России. В научных исследованиях по психологии труда указывается существенный признак профессионально важных качеств — влияние на продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) профессиональной дея-тельности1. Учитывая это и специфический характер деятельности сотрудников оперативных подразделений, где требуется быстрое и безошибочное принятие решения в условиях высокой степени риска и опасности для жизни, считаем целесообразным рассмотрение творческих способностей как профессионально важного качества личности. Полагаем, что проблема исследования и развития творческих способностей является значимой, требующей научно-обоснованного решения.

Цель данной научной статьи заключается в теоретическом анализе понятия «творческие способности» в структуре профессионально важных качеств личности сотрудников оперативных подразделений системы МВД России.

Анализ работ по психологии юридического труда А.И. Аминова, В.Л. Васильева, А.В. Дулова, А.М. Столяренко, М.В. Пряхиной, А.С. Душкина и др., посвященных профессиографическому описанию деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России, упоминаются лишь отдельные характеристики творческих способностей сотрудников (беглость, гибкость, оригинальность, открытость инновациям и др.). Так, А.М. Столяренко в качестве профессионально важных психологических качеств сотрудников относит профессиональное мышление и профессиональный артистизм наряду с профессионально развитыми ощущениями, восприятием, памятью, бдительностью. Совокупность качеств указанных профессиональных познавательных процессов рассматриваются им как развитые (актуальные) профессиональные способности2. В исследовании М.В. Пряхиной, А.С. Душкина к профессионально важным качествам оперуполномоченного уголовного розыска отнесены аналитические способности, которые

определяют понимание содержания служебной деятельности, обеспечивает успешность анализа поступающей информации и систематизации ее, адекватность оценки оперативной информации. Кроме того, сотрудники уголовного розыска должен отличаться гибкостью в общении3. В работе А.И. Аминова среди профессионально важных качеств личности выделяются следующие: способность решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни; способность к ролевому перевоплощению; речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения4.

Несмотря на упоминание отдельных характеристик познавательных процессов и поведения сотрудников оперативных подразделений (гибкость, быстрота, находчивость, артистизм и пр.), специалисты в области юридической психологии не выделяют творческие способности как отдельный компонент в структуре профессиональных способностей.

Обратимся к работам ученых в области психологии творчества и творческих способностей, представленным в виде теоретических подходов и концепций. В отечественных психологических исследованиях отмечаются существенные признаки творческих способностей: детерминация в ходе решения проблемных задач через процесс анализа (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин); способность к творчеству как к такому роду активности личности (В.Н. Дружинин); интеллектуальная активность, сочетающая в себе умственные способности и высокий уровень мотивации к исследовательской работе (Д.Б. Богоявленская); продуцирование новых идеей (А.В. Лазурский); способность подниматься над проблемой, ставить избыточные согласно положению проблем цели, преодолевать внешние и внутренние ограничения деятельности (А.В. Петровский); специальные способности, определяющие успех творчества (А.Г. Маклаков) и др. Другими словами, ученые едины во мнении о том, что творческие способности неотделимы от интеллектуальных и иных способностей и необходимы человеку для решения проблем или в новом виде деятельности.

В зарубежной психологии высказывают подобные мнения относительно творческих способностей и творческих людей: наличие

дивергентного мышления, которое направлено на поиск нескольких вариантов решения проблемы и выход за пределы существующих стандартов (Дж. Гилфорд); латеральное мышление, позволяющее раскрыть свой разум и избежать штампованных и стандартизированных мыслей (Э. Боно); любопытство и драйв, установление взаимосвязи между отдельными областями знаний, увлеченность работой и «созданием или открытием чего-то нового» (М Чиксентмихайи); способность быстро усваивать и порождать идеи (Л. Терстоун), связь с инсайтом — яркой догадкой, соединение новых ассоциаций с решаемой проблемой (Е. Торренс), способность преодолевать стереотипы и способность к продуцированию большого количества ассоциаций (С. Медник) и др. Зарубежные ученые отмечают, что профессионализм и творчество связаны между собой: лишь став профессионалом своего дела, человек может при внести нотку, создать что-то новое.

В специфических условиях профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений, связанных с риском и опасностью, проявление творческих способностей возрастает. В результате приспособления к выполнению служебных задач в условиях повышенной ответственности, отсутствия фиксированного рабочего времени, информационной неопределенности появляется тесная интегративная связь между всеми видами профессиональных способностей (организаторских, интеллектуальных, физических, коммуникативных и пр.), в состав которых входят творческие способности. Полагаем, что степень выраженности творческих способностей у каждого сотрудника различны в силу индивидуально-психологических особенностей личности. Творческими и одновременно уникальными способностями отличались легендарные сыщики И.Д. Путилин, А.Ф. Кошко, В.В. Ланге, В. Чванов, Я. Вагин, В. Государев и др.

Творческие способности сотрудников оперативных подразделений проявляются не только в генерации новых идей (при выдвижении версий произошедшего правонарушения, создании психологического портрета подозреваемого лица и пр.) и целей, но и в активности, претворении этих идей и целей в служебную деятельность.

По результатам экспериментального исследования В.Д. Шадрикова, развитие творческих способностей осуществляется через изменение

функциональных и операционных механизмов5. Речь идет о формировании у сотрудников операционных механизмов черт оперативности, т.е. тонком приспособлении системы способов действий, которые входят в состав профессиональной деятельности. Выделим основные направления развития творческих способностей у сотрудников оперативных подразделений. Во-первых, эта моделирование проблемных профессиональных ситуаций на учебных занятиях образовательных организаций МВД России, где обучающимся необходимо найти и продемонстрировать все возможные, алгоритмичные действия6 и нестандартные варианты их решения. На таких занятиях важно осуществлять рефлексивную работу7, направленную на осознание курсантами и слушателями высказанных ими оригинальных идей, мыслей, версий, принятых решений и пр. Во-вторых, активность обучающихся, которые обладают творческим потенциалом и могут самостоятельно развивать творческие способности, а также активность сотрудников в профессиональной деятельности. В-третьих, вовлеченность сотрудников в творческую деятельность, участие в конкурсах «Щит и Лира», «Щит и Перо», «Милосердие белых ночей» и пр. Следует отметить, что в таких конкурсах, как правило, участвуют сотрудники, которые отличаются творческими способностями и продолжают их совершенствовать. В-четвертых, целенаправленная работа психологов органов внутренних дел в целях развития творческих способностей при помощи соответствующих форм и методов.

Таким образом, проведенный теоретический анализ работ, позволяет определить творческие способности сотрудников оперативных подразделений как индивидуально выраженное про-

фессионально важное качество личности, проявляющееся в нестандартном и эффективном решении новых задач или проблем профессиональной деятельности, повышающее мотивацию к этой деятельности. Творческие способности сотрудников проявляются как в генерации новых идей (версий), так и в активной их реализации в оперативно-служебной деятельности. Дальнейшее исследование будет направлено на разработку и реализацию авторской программы с целью развития творческих способностей у курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

1 Бодров В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров; Л.Д. Спиркин // Психологический журнал, 2003. № 1.

2 Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.

3 Пряхина М.В., Душкин А. С. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: Учебно-методическое пособие.- М.: ДГСК МВД России, 2013.

4 Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И.И. Аминов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

5 Шадриков В.Д. Теоретические взгляды на природу способностей // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы II Всерос.науч.практ. конф., 1819 октября 2005 г. Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2005.

6 Рожков А.А. Особенности реализации компетентностного подхода в профессиографировании и профессиональном образовании // Психология и педагогика служебной деятельности. 2016. № 1.

7 Усачева И.В., Аникеева Н.В. Изучение Я-образа будущей профессиональной деятельности курсантов высшего образовательного учреждения МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2016. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.