Научная статья на тему 'О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА'

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Екатерина Юрьевна

На основе теоретических подходов в области психологии творчества и результатов психологического анализа публикаций и книг, посвященных описанию служебного пути и деятельности легендарных и успешных сыщиков прошлого и настоящего, была разработана авторская Программа психологического тренинга. Занятия с курсантами и слушателями, обучающимися по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация - оперативно-розыскная деятельность), проводились в рамках Литературного клуба, созданного на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Результаты формирующего эксперимента показали, психологический тренинг с применением проблемного и игрового методов, рефлексивные приемов, индивидуальных и коллективных форм работы оказывают развивающий эффект на интеллектуальные, организаторские и коммуникативные творческие способности будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK TO DEVELOP THE CREATIVE ABILITIES OF FUTURE EMPLOYEES OF OPERATIONAL UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BY MEANS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING

Based on theoretical approaches in the field of psychology of creativity and the results of psychological analysis of publications and books devoted to describing the career path and activities of legendary and successful detectives of the past and present, the author's program of psychological training was developed. Classes with cadets and students enrolled in the specialty 40.05.02 Law enforcement (specialization - operational investigative activities) were held within the framework of the Literary Club, created on the basis of the V.Ya. Kikot'. The results of the formative experiment showed that psychological training using problem and play methods, reflexive techniques, individual and collective forms of work have a developing effect on the intellectual, organizational and communicative creative abilities of future employees of the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА»

УДК 159.9.072; ББК 88.8

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-43-49

© Костина Е.Ю. 2021

ON THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK TO DEVELOP THE CREATIVE ABILITIES OF FUTURE EMPLOYEES OF OPERATIONAL UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA BY MEANS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING

О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ СРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Ekaterina Yu. Kostina,

Adjunct of the Department of Psychology Faculty of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot' 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997 Е-mail: caterinacostina@yandex.ru

Екатерина Юрьевна Костина,

адъюнкт факультета научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 Е-mail: caterinacostina@yandex.ru

Для цитирования: Костина Е.Ю. О результатах экспериментальной работы по развитию творческих способностей будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России средством психологического тренинга. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 43-49.

Научная специальность: 19.00.03. - Психология труда, инженерная психология, эргономика.

Научный руководитель: Лебедев Игорь Борисович - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии УНК ПСД.

Abstract. Based on theoretical approaches in the field of psychology of creativity and the results of psychological analysis of publications and books devoted to describing the career path and activities of legendary and successful detectives of the past and present, the author's program of psychological training was developed. Classes with cadets and students enrolled in the specialty 40.05.02 Law enforcement (specialization - operational investigative activities) were held within the framework of the Literary Club, created on the basis of the V.Ya. Kikot'. The results of the formative experiment showed that psychological training using problem and play methods, reflexive techniques, individual and collective forms of work have a developing effect on the intellectual, organizational and communicative creative abilities of future employees of the operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: future employees of operational divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, creativity, formative experiment, psychological training.

Аннотация. На основе теоретических подходов в области психологии творчества и результатов психологического анализа публикаций и книг, посвященных описанию служебного пути и деятельности легендарных и успешных сыщиков прошлого и настоящего, была разработана авторская Программа психологического тренинга. Занятия с курсантами и слушателями, обучающимися по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация - оперативно-розыскная деятельность), проводились в рамках Литературного клуба, созданного на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Результаты формирующего эксперимента показали, психологический тренинг с применением проблемного и игрового методов, рефлексивные приемов, индивидуальных и коллективных форм работы оказывают развивающий эффект на интеллектуальные, организаторские и коммуникативные творческие способности будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России.

Ключевые слова: будущие сотрудники оперативных подразделений МВД России, творческие способности, формирующий эксперимент, психологический тренинг.

Развитие творческих способностей сотруд- фессионального становления является важным ников оперативных подразделений на этапе про- моментом для формирования полноценной ауто-

телической (самоцельной) личности [16, С. 133]. Человек как субъект труда, привносящий элемент творчества в свою жизнь и профессиональную деятельность, успешнее справляется с поставленными перед ним сложными задачами и в целом чувствует себя более счастливым, поскольку живет интересной, полной ярких открытий жизнью.

Внимание к развитию творческих способностей уделяется и в Московском университете МВД России имени В.Я Кикотя. Курсанты и слушатели имеют возможность заниматься музыкой и хореографией в рамках Культурного центра университета, а также участвовать в конкурсах «Открытый взгляд и «Доброе слово» и др. В 2019 году начал функционировать Литературный клуб, целью которого стало поощрение и развитие писательских навыков участников из числа курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация - оперативно-розыскная деятельность). В рамках Литературного клуба была разработана и экспериментальным путем реализована в течение года авторская Программа развития творческих способностей методом психологического тренинга (в период пандемии с апреля по июль 2020 года занятия проводились в дистанционном формате). Программа рассчитана на 40 занятий, 100 часов (в среднем по 2,5-3 часа на одно занятие). При подготовке Программы мы опирались на основополагающие теоретические подходы и некоторые выводы проводимого диссертационного исследования. Во-первых, на результаты психологического и контент-анализа 176 публикаций в газетах и журналах и 1 0 книг, посвященных описанию служебного пути и профессиональной деятельности легендарных сыщиков прошлого и настоящего, известных и успешных сотрудников оперативных подразделений МВД России, согласно которым сотрудники проявляют творческие способности как индивидуально, так и в составе служебного коллектива или оперативной группы. Речь идет о проявлениях сотворчества типа инсай-та, нестандартного подхода, моделирования ситуации или выдвижении версии благодаря совместной интеллектуальной деятельности оперативной группы, а также в экстремальных условиях или динамичной ситуации в виде оперативных, гибких тактических или профессионально-психологических действий, ролевого поведения при решении сложных оперативно-служебных задач. Был сделан вывод о том, что на проявление оперативниками творческих способностей оказывает влияние коллективная деятельность, организуемая авторитетным, творчески активным руководителем

подразделения/оперативной группы или другим авторитетным сотрудником, а также распределение ролей в решении сложных оперативно-служебных задач с учетом индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Во-вторых, на известные в писательском мастерстве утверждения о том, что техники для развития творческих способностей «одинаково применимы ко всему, что человек любит и чему хочет посвятить жизнь» [1, С. 20]. Писатель оперирует персонажами и ситуациями, смыслами и умозаключениями, складывая результаты своего умственного труда в единое целое - некую модель, версию; тем же самым занимается и сотрудник оперативных подразделений МВД России. И, в-третьих, мы учитываем теоретические подходы Я.А. Пономарева о роли рефлексии в творчестве и развитии личности [15, С. 315]. В рамках этого подхода было установлено, что владение успешными сотрудниками оперативных подразделений способностью рефлексировать, т. е. осознавать собственный и коллективный опыт, вносит важный вклад в раскрытие преступлений и выступает в качестве механизма саморазвития личности как субъекта труда.

Учитывая высказанные теоретические подходы и выводы проводимого исследования, в качестве основного метода психологического тренинга был выбран игровой и проблемный, так как развитие творческих способностей и обучение профессии должно начинаться с игры, а также решение различных интеллектуальных и профессиональных задач. Кроме того, во время занятий мы создавали благоприятную обстановку для курсантов и слушателей, в которой нет места для принуждения и «заказа» на определенную активность. Цитируя английского поэта и критика Эдуарда Юнга, «правила - только костыли, необходимая помощь больному, а не препона для здорового» [3, С. 42]. Отсутствие критики, одобрение любых, даже самых нелепых идей и относительная свобода действий составили полноценную креативную среду для вхождения в состояние «потока» и вдохновения, обучения методам, способным помочь в осуществлении служебных обязанностей и решении задач различной сложности.

Каждое занятие тренинга, осуществляемое раз в неделю по завершении учебных занятий, была разделена на части: 1) игровое упражнение-разминка; 2) коллективные и индивидуальные упражнения, творческие задания или задачи; 3) чтение и совместный анализ готовых отрывков/целых произведений; 4) рефлексия метода, процесса решения, игрового поведения, приобретенного опыта и т. п. Четвертая часть тренин-

га была включена в состав первых трех частей, а также выступала в качестве отдельного этапа проводимых занятий.

Опыт проведения тренинговых занятий, а также результаты включенного наблюдения показали, что наибольшую заинтересованность и творческую активность курсанты и слушатели продемонстрировали в процессе применения следующих упражнений, задач и заданий, некоторые из которых представим в данной статье.

На первом этапе применялись игры-упражнения, направленные на преодоление скованности, например, общение с внутренним ребенком: скрытым творческим потенциалом, истоки которого лежат в детстве. Этот комплекс упражнений помогал участникам вспомнить то, чем им нравилось заниматься в детстве и взглянуть на мир так же, как это делают дети: подмечая неожиданные детали, цвета, текстуры. Участникам тренинга нравилось создавать то, что писатель и сценарист Джулия Кэмерон называла «чашами», например, перечислить все места, в которых они жили, изложив воспоминания на бумагу [6, С. 196]. Также внимание участников привлекли упражнения, похожие на активную медитацию, например, творческие прогулки в стиле «девайр» (по новым маршрутам, с максимально непредвзятым взглядом на окружающую действительность). Участники с удовольствием и вдохновением выполнили упражнения по организации своего рабочего пространства, в частности, «место Силы», в котором участники разместили как вдохновляющие вещи и предметы, фотографии, так и то, что вызывает непринятие и даже гнев. В индивидуальной работе и в групповом обсуждении на занятиях были подробно обсуждены фотоотчеты этих мест. Курсанты и слушатели отмечали позитивные изменения в психическом состоянии, мотивации к работе над заданиями по учебным дисциплинам. Значительная часть отметила, что используют «место силы» и для творческих видов деятельности. На занятиях, в ходе обсуждения было замечено, что схожая организация пространства присуща и сотрудникам оперативных подразделений, когда они размещают на рабочем столе фотографии родных и близких, а на отдельном стенде - материалы по расследуемому делу. Поэтому было принято решение, что в последующем участники тренинга, когда приступят к исполнению обязанностей сотрудников оперативных подразделений, создадут подобное «место Силы» на рабочем месте, где одновременно будут получать и незримую поддержку, и творческую активность, и кураж от желания раскрыть преступление.

На следующем этапе занятий активность участников и проявление творческих способностей (интеллектуальных, организаторских и коммуникативных, на индивидуальной и коллективной форме) вызвало использование следующих интеллектуальные задачи и заданий:

- задача «Неявные ассоциации» в индивидуальной форме по распределению явных и поиску неявных фактов/мыслей/зацепок по раскрываемому преступлению, поиск новых ассоциаций, фиксацию как можно больше связанных с исходной фабулой преступления деталей, соединение того, что можно связать друг с другом;

- задача «Креативный оперативник» в групповой форме, где участники в рамках представленного краткого описания фабулы преступления (или фотографии с места происшествия) называли 10 первых версий произошедшего с последующим обоснованием, вероятностный список подозреваемых, круг информированных лиц и пр.;

- задания с методом ролевой игры «Открытый конец» и «Найди подход к опрашиваемому гражданину» в комбинированной (индивидуальной и групповой) форме. Участники предлагали максимально возможное количество вариантов развития событий, исходя из реального случая из оперативной практики. В качестве примера был предложен обыск квартиры гражданина, занимавшегося нелегальным сбытом золота и бриллиантов. Известно, что оперативники уже вскрыли пол, сняли крышку рояля, просмотрели шкафы и пр. Курсанты и слушатели отвечали на вопросы, а затем, распределив роли (руководителя опергруппы, наблюдателя, контактируемого лица) демонстрировали профессиональные навыки, умения, профессионально-психологические действия: «Как можно в составе опергруппы из 3 человек оптимальным образом распределив роли начать обыск, если квартира состоит из 3 комнат и в ней находится 3 члена семи?», «Где может быть тайник?» (реальный ответ: банка с сокровищами была спрятана в нише подоконника), «Как разговорить подозреваемого, оказывая на него правомерное психологическое воздействие?», «Как общаться с девочкой младшего школьного возраста, которая пришла из школы во время обыска?», «Как разговаривать с матерью престарелого возраста?» и пр. По окончании выполненного задания организовалась работа по рефлексии поведения, взаимоотношений и общения, оригинальности и нестандартности отдельных действий и их роли в достижении целей;

- задание «Как можно использовать?» для групповой формы, где участники искали разнообраз-

ные варианты применений данного объекта, явления, предмета. Результаты тренинговой работы показали, что задание выполнялось участниками с большим количеством вариантов в случае применения «фильтров времени и реальности», где ограничивалось время выполнения и применение предмета исключительно рамками его физических или психологических характеристик;

- игровое упражнение «Мозговой штурм в оперативной работе», которое способствовало развитию и совершенствованию интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей и умений, в т.ч. излагать свою точку зрения и слушать мнения других, рассуждать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, находить оптимальное решение. Согласно инструкции, выбранный заранее участник в роли руководителя опергруппы нестандартным образом вступал в психологический контакт с другими участниками, кратко излагал суть произошедшего накануне преступления, формулировал актуальную и первостепенную оперативно-розыскную задачу и имеющиеся проблемы в их достижении, совместно обсуждал план работы и озвучивал решение, обсуждал возникающие спорные вопросы и пр. Остальная группа проявляла активность, предлагала нестандартные подходы у решению этой задачи, представляла свои аргументы «за» и «против» в подготовке плана работы опергруппы, до тех пор, пока участник в роли «руководителя» не соглашался с большинством, приняв их аргументы, либо отстаивал свои мнения, решения, убеждения, возражая им. Роли менялись, а по окончании игры осуществлялась работа, направленная на рефлексию участниками своего поведения, общения, проявившихся конкретных творческих способностей, необычных идей, слаженности в организации работы «опергруппы» и т. д.

Результаты тренинговой работы позволяют отметить эффективность использования на этом этапе занятий метода СКАМПЕР, состоящего из списка вопросов и позволяющих преобразовать исходный объект или ситуацию в принципиально новую структуру [10, С. 95]. Результаты модификации этого метода с учетом специфической оперативно-разыскной деятельности были выполнены курсантами и слушателями в виде ответов на вопросы следующим образом:

- Заменить? Подозреваемое лицо украл деньги, но на самом деле нацеливался на украшения, которые не смог отыскать.

- Комбинировать? Вор действовал по наводке - вероятнее всего того человека, который вхож в квартиру.

- Адаптировать? Для отступления с места преступления подельники могли использоваться карниз под окном.

- Модифицировать/увеличить? Если бы вор мог, он бы вытащил и дорогую технику, но ограничился игровой приставкой, чтобы не выглядеть подозрительно.

- Предложить другое применение? Что если преступник совершил кражу не с целью получения денег, а чтобы подарить украденное украшение девушке?

- Устранить/уменьшить? Гражданин мог совершить кражу или грабеж спонтанно, без четко выработанного плана.

- Поменять на противоположное/реорганизовать? Быть может, хозяин квартиры сам организовал ограбление для выплаты страховки?

Используемые в данном методе элементы творчества породили множество принципиально новых версий преступления за максимально короткие сроки: то, что требуется для эффективной и плодотворной работы в оперативных подразделениях МВД России.

Кроме того, в рамках занятий использовались универсальные упражнения, которые рассчитаны в большей степени на писательский процесс, аналитическую работу и развитие соответствующих творческих способностей. Так, участники активно участвовали в анализе своих идей индивидуально, так и в составе игровых коллективов при помощи упражнения «Шесть шляп», разработанного Эдвардом де Боно с точки зрения фактов, чувств, критики, оптимизма, нестандартности и осмысленности. Крайне полезными для развития творческих способностей оказались методики, предложенные специалистом по развитию креативных способностей Майклом Микалко. Например, «Препарированная вишня», в ходе которой участники разбивали кратко сформулированную проблему (профессиональную, учебно-профессиональную, житейскую) на две части и указывали на бумаге и озвучивали связанные с нею признаки, продолжая до тех пор, пока не иссякнут идеи или среди них не отыщется оптимальная [10, С. 82]. Непосредственно в ходе обсуждения результатов и рефлексии курсанты и слушатели отмечали, что универсальные методы и приемы с легкостью можно применять в оперативно-разыскной деятельности.

Чтение и совместный анализ готовых письменных текстов и наработок, а также рефлексия отличны от представленных заданий, задач и игровых упражнений, но являются важной частью осознания своего опыта, творческих способностей, поведения, общения и отдельных креативных действий

(как индивидуальных, так и в составе групп). Современный французский философ Юлия Кристева полагает, что сам акт написания любого произведения это путешествие, в котором автор видит свое истинное лицо; интимной стороной процесса в любом виде творчества становится боль, тогда как публичной - ужас, связанный с необходимостью поделиться своими переживаниями с кем-то другим [4, С. 175]. Наблюдения за поведением участников показали, что преодолев себя и свои страхи в течение первого месяца занятий, участники тренинга продолжили развиваться, представляя для прочтения, анализа и рефлексии собственные тексты (стихи, прозу). Имеются конкретные результаты творческой работы у 80 % участников тренинга: 3 курсанта приняли участие в конкурсе «Доброе слово»; 3 курсанта подготовили научные работы и статьи для опубликования; 3 слушателя решили продолжить обучение и поступать в адъюнктуру; 3 курсанта стали нештатными корреспондентами университетской газеты «Служу закону»; 2 курсанта начали писать романы, и на данный момент эта творческая работа продолжается. Указанные творческие способности курсантов и слушателей находят активную поддержку со стороны руководителя и участников Литературного клуба. С учетом складывающейся современной ситуации поддержка осуществляется при помощи переписки в различных мессенджерах.

В целях изучения влияния психологического тренинга на развитие творческих способностей, участники были протестированы в начале формирующего эксперимента и спустя год регулярных посещений занятий. Для этого использовались следующие методики: опросник для оценки имплицидных теорий креативности - КИТ (Е.М. Павлова); стандартизированная русскоязычная версия опросника «Шкала экзистенции» - ШЭ (А. Лэнгле, К. Орглер); опросник для определения типов мышления и уровня креативности (Г.С. Никифоров и др.); методика диагностики жизнестойкости (С. Мадди, адаптирована Д.А. Леонтьевым).

Анализ данных психодиагностического обследования по завершении формирующего эксперимента и реализации Программы психологического тренинга показал следующие результаты. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой произошли позитивные статистически значимые сдвиги по следующим шкалам: интеллектуально-личностный потенциал, экзистенци-альность, креативность, жизнестойкость. Эти результаты подтверждаются и включенным наблюдением. Участники психологического тренинга, преодолев себя и свои страхи в течение первого

месяца занятий, демонстрировали на последующих занятиях интерес, повышение творческой мотивации и активность в решении индивидуальных и групповых заданий и задач, проявляли творческие способности. В случае использования игровых и проблемных методов курсанты и слушатели фиксировали, а затем при помощи рефлексии осознавали и оценивали: 1) индивидуальные когнитивные стратегии креативности и стили мышления, другие индивидуально-психологические особенности личности; 2) признаки лидерства, подчинения и актерства (за счет «подстройки» - согласования и отзеркаливания); 3) сотворчество и слаженность в работе групп, креативные психологические действия в общении и взаимодействии.

Курсанты и слушатели экспериментальной группы продолжили развиваться, у них отмечалось повышение уровня активности, в т. ч. за счет поддерживаемой комфортной обстановки и позитивного подкрепления различных проявлений творческих способностей: стараний, оригинальности, открытий и пр. Это свидетельствует о раскрытии внутренних возможностей участниками формирующего эксперимента. В этой связи стоит согласиться с мнением Н.К. Крупской о том, что «.. .через искусство получается глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать» [5, С. 317]. По результатам проведенного психологического тренинга участники зафиксировали изменения в собственном мировосприятии. Так, согласно проведенному опросу 11 участников отметили, что «чувствуют себя увереннее, могут дискутировать с другими людьми», 8 «перестали стесняться своих чувств и эмоций», 12 «стали лучше учиться, занятия кажутся более интересными», 14 «взглянули на мир по-новому и заметили, какой он все-таки красивый и сколько в нем удивительного». На начальном этапе 1 3 из 15 курсантов испытали «страх самораскрытия», как перед другими, так и перед самими собой, но он постепенно прошел спустя два-три занятия, когда курсанты и слушатели познакомились друг с другом поближе. Один участник отметил процесс, названный нами «детонацией»: ему хотелось писать стихотворения буквально про все, что он видел; при этом он испытывал что-то между удивлением и страхом (данное состояние продлилось около двух недель и постепенно сошло на нет). Полагаем, боязнь происходящего напрямую связана с тем, что Рол-ло Мэй называет «мужеством творить» и тем, что творческие люди часто отличаются тонкой душевной организацией и живут в мире образов, не желают мириться с обыденностью и пугают окружающих своим желанием вырваться из род-

ной реальности, вознесясь в своем воображении к новым вселенным [11, С. 32-33].

Таким образом, качественный и количественный анализ результатов формирующего эксперимента при помощи авторской Программы позволил доказать, что развитию творческих способностей будущих сотрудников оперативных подразделений МВД России способствует психологический тренинг. Целенаправленная работа, в которой применялись проблемный и игровой методы, рефлексивные приемы, индивидуальные и коллективные формы работы оказывают развивающий эффект на интеллектуальные, организаторские и коммуникативные творческие способности участников тренинга. Полагаем, что благодаря занятию творчеством и освоению курсантами и слушателями универсальных и специфических приемов, направленных на развитие нестандартного мышления, стратегий поведения и общения, можно повысить уровень морально-психологической готовности к профессиональной деятельности [14, С. 38], формировать профессионально-важные качества [2, С. 289], поддерживать благоприятный эмоциональный фон, беречь свои социальные связи и, в перспективе, избежать риска эмоционального выгорания - феномена, достаточно часто встречающегося у сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Голдберг, Н. Человек, который съел машину: Книга о том, как стать писателем / Н. Голдберг, пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2017. 250 с.

2. Гончарова Е.М. Тренинг с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних как способ формирования и закрепления необходимых качеств // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 288-291.

3. Жирмунский В.М. Жизнь и творчество Гер-дера. В кн. : Иоганн Готфрид Гердер. Избр. соч. М. ; Л., 1959. 59 с.

4. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб. : Алетейя, 2019. 248 с.

5. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Т 3. М. : Издательство АПН, 1959. 472 с.

6. Кэмерон Дж. Золотая жила / Д. Кэмерон. М. : Livebook, 2013. 312 с.

7. Кэмерон Дж. Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни / пер. с англ. М. : Livebook, 20015. 304 с.

8. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

9. Майнина И.Н., Васанов А.Ю. Стандартизация опросника «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Оглер // Психологический журнал. 2010. Т. 31,

№ 1, С. 87-99.

10. Микалко М. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно / М. Микалко ; пер. с англ. 4-е изд. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 416 с.

11. Мэй Р. Мужество творить. СПб. : Питер, 2020. 160 с. : ил.

12. Никифоров Г.С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. М. : Речь, 2010. 534 с.

13. Павлова Е.М. Имплицидные теории и самооценка креативности в структуре самосознания личности (статья) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 75-94.

14. Русецкая Д.В., Лебедев И.Б. Использование психофизического тренинга в рамках морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 2. С. 38-40.

15. Семенов И.Н. Влияние взаимодействия школ Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского на становление рефлексивной психологии творчества // Современные исследования интеллекта и творчества. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С.375-410.

16. Чиксентмихайи М. В поисках потока: Психология включенности в повседневность. М. : Альпина нон-фикшн, 2011. 192 с.

References

1. Goldberg, N. The Man who ate the car: A book about how to become a writer / N. Goldberg, per. s engl. M.: Alpina Publisher, 2017. 250 p.

2. Goncharova E. M. Training with employees of divisions on minors ' affairs as a way of formation and consolidation of necessary qualities / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 4. pp. 288-291.

3. Zhirmunsky V. M. The life and work of Herder. In the book. : Johann Gottfried Herder. Izbr. soch. M.; L., 1959. 59 p.

4. Kristeva Yu. The forces of horror: essays on disgust. St. Petersburg: Aleteia, 2019. 248 p.

5. Krupskaya N. K. Pedagogical works in 10 t. T. 3. M.: APN Publishing House, 1959. 472 p.

6. Cameron J. The gold mine / D. Cameron. M.: Livebook, 2013. 312 p.

7. Cameron J. The right to write. Invitation and introduction to the writer's life / per. s engl. M.: Livebook, 20015. 304 p.

8. Leontiev D. A., Rasskazova E. I. Test of resilience. Moscow: Smysl, 2006. 63 p.

9. Mainina I. N., Vasanov A. Yu. Standardization of the questionnaire "Scale of existence" A. Langle, K. Ogler / / Psychological Journal. 2010. Vol. 31, no. 1, pp. 87-99.

10. Mikalko M. Rice storm and 21 more ways to think outside the box / M. Mikalko; trans. from English. 4th ed. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2018. 416 p.

11. May R. Courage to create. St. Petersburg: Piter, 2020. 160 p.: ill.

12. Nikiforov G. S. Practicum on the psychology of management and professional activity. Moscow: Rech, 2010. 534 p.

13. Pavlova E. M. Implicate theories and self-assessment of creativity in the structure of self-consciousness of the individual (article). Journal of

the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11, no. 4. pp.75-94.

14. Rusetskaya D. V., Lebedev I. B. The use of psychophysical training in the framework of moral and psychological training of employees of internal affairs bodies. 2019. No. 2. pp. 38-40.

15. Semenov I. N. Influence of interaction between the schools of Ya. A. Ponomarev and M. G. Yaroshevsky on the formation of reflexive psychology of creativity // Modern studies of intelligence and creativity. Moscow: Publishing House "Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences", 2015.pp.375-410.

16. Chiksentmikhayi M. In search of a stream: The psychology of inclusion in everyday life. Moscow: Alpina non-fiction, 2011. 192 p.

Э'ЛЫИЧЙЖАЯ КУЛЬТУ FA.

ЭСЛ E l VT I EUKOt ВОСПИТАНИЕ

СОТРУДНИКОВ

даВОСКЯАНИТЕГЬНЫМ

0=ГДНОБ

Г

Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / под ред. И.А. Калиниченко, ВВ. Горохова и др. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 151 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т.д.

Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.