тивностью (г = 0,36), интеллектом (г = 0,51); интеллекта -с переключением внимания (г =0,40); тактического мышления - с оперативной (г = 0,28) и кратковременной памятью (г = 0,32).
Характер взаимосвязи психомоторных способностей в группе спортивного совершенствования существенно отличается от характера взаимосвязи психомоторных способностей спортсменов первой и второй групп. Выявлено шесть значимых (Р < 0,05) коэффициентов корреляции, свидетельствующих о наличии сильной взаимосвязи некоторых психомоторных способностей. Рефлексивная способность связана с тактическим мышлением, интеллектом, оперативной памятью и интуицией.
Проведенный анализ позволяет прийти к следующим выводам. Рефлексивность как профессионально важное в игровых видах спорта качество составляет сущность отображения тактики противника, своих действий и партнеров по игре и имеет индивидуальные проявления. Формируется оно, как правило, спонтанно, без специальной тренировки. Степень ее проявления и реализации зависит от спортивной квалификации и опыта спортсмена. С повышением спортивной квалификации повышается рефлексия у спортсменов, однако она не достигает высокого уровня в своем развитии и проявлениях.
Характер взаимосвязи рефлексивности и психомоторных способностей у спортсменов определяется уровнем спортивной квалификации. С повышением квалификации увеличиваются количество и сила корреляционных связей между психомоторными способностями. Наиболее высокие показатели взаимосвязи обнаружены между рефлексивностью, интуитивностью, тактическим мышлением.
1. Розин В. М. Понятие рефлексии в философии и современной методологии // Рефлексивное управление. М., 2000. С. 54-56.
2. Девяткина Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 130 с.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. 540 с.
4. Там же.
5. Щедровицкий Г П. Система педагогических исследований // Педагогика и логика: сб. науч. тр. М., 1997. С. 16-20.
6. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. 3-е изд. М., 2000. 136 с.
7. Розин В. М. Указ. соч.
8. Анисимов О. С. Методология: функции, сущность, становление. М., 1996. 380 с.
9. Голованова Е. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. 187 с.
10. ДемиденкоМ. В. Психология рефлексии. Самара, 2004. 112 с.
11. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 214 с.
12. Епимахина Ю. В. Тренинг развития личностной рефлексии // Психология в вузе. 2007. № 4. С. 104-125.
13. Сивицкий В. Г. Имитационные рефлексивные игры для тактической подготовки // Рудиковские чтения : мат-лы меж-дунар. науч. конф. психологов физической культуры и спорта. М., 2009. С. 363-365.
14. ТырсиковД. В. Методика развития интеллектуальной рефлексии у школьников. Ставрополь, 1989. 125 с.
15. Бабушкин Г. Д., СалаховР. Э. Проявление рефлексии в спортивно-игровом противоборстве // Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола : мат-лы 3-й межрегиональной науч.-практ. конф. Омск, 2008. С. 99-104.
16. Непопалов В. Н. Психологическая модель процесса принятия решения в игровых видах спорта // Рудиковские чтения : мат-лы междунар. науч. конф. психологов физической культуры и спорта. М., 2009. С. 356-360.
17. Родионов А. В., Топышев О. П., Усков В. А. Механизмы решения оперативно-тактических задач в игровых видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2002. № 6. С. 31-34.
18. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. М., 1982. 112 с.
19. Рубинштейн С. Л. Указ. соч.
20. Науменко Е. А. Ориентиры интуитивности. Тюмень, 2000. 184 с.
21. Девяткина Е. Ю. Указ. соч.
22. Научно-исследовательская работа студентов / под ред. Г. Д. Бабушкина. Омск, 2005. 372 с.
23. Там же.
24. Большая книга тестов / сост. С. А. Касьянов. М., 2000. 510 с.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
А. Ф. Кузнецов
В статье рассматривается сущность мотивации деятельности человека, изучаются особенности мотивации учебной деятельности по физической подготовке курсантов, представляются практические рекомендации по совершенствованию методики преподавания физической подготовки в вузах МВД России.
Ключевые слова: учебная мотивация, мотив, физическая подготовка, курсанты образовательных учреждений МВД России, профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел.
Повышение мотивации к учению представляет собой одну из фундаментальных задач педагогики и психологии высшей школы. Мотив стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, он определяет смысл того, что делает человек, ради чего осуществляется деятельность. Мотивация составляет основу поведения человека, источник активности и одновременно систему побудителей деятельности [1]. В практическом плане решение вопросов формирования мотивации позволяет создать научную основу для выявления наиболее эффективных форм воспитательного воздействия на личность [2].
Мотивация изучалась многими учеными (Б. Г. Ананьев, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др.). Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Сложность и многоаспектность проблемы обусловливает множественность подходов к пониманию сущности мотивации, ее природы, структуры, методов изучения. В отечественной психологии основным методологическим принципом, определяющим исследование мотивационной сферы, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации.
В литературе понятие мотива чаще всего соотносится либо с потребностью (Ж. Нютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности (С. Л. Рубинштейн), либо с ее предметом. В контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется для «... обозначения не переживания потребности, а того объективного, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность» [3, с. 243]. По мнению одного из ведущих исследователей данной проблемы Л. И. Божович, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность: «.в качестве мотива могут выступать предметы, представления, идеи, чувства, переживания, словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [4, с. 53]. Особую значимость для педагогической практики имеют проблемы мотивации учебной деятельности [5].
Учебная мотивация входит в деятельность учения и составляет частный вид мотивации. Анализ литературы показывает, что, как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация находится под воздействием факторов, соответствующих специфике деятельности. Таким образом, она определяется образовательной системой и образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса и субъектными особенностями обучающихся; личностными особенностями педагога и системой его отношений к ученикам. Кроме того, мотивация обусловлена спецификой учебного предмета.
В образовательных учреждениях МВД России важное место занимает физическая подготовка курсантов и слушателей. Одновременно она является и предметом обучения, и обязательным элементом распорядка повседневной жизни, и составной частью служебно-профессиональной подготовки, оказывает существенное влияние на эффективность профессионального, морально-нравственного и культурно-эстетического воспитания. Поэтому можно обоснованно предположить, что исследования мотивации учебной деятельности курсантов и слушателей по физической подготовке являются весьма актуальными, позволяют повысить качество образования и добиться улучшения профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Для изучения особенностей и динамики мотивации к занятиям по физической подготовке нами было проведено исследование, к участию в котором привлекалось
514 курсантов и слушателей Омской академии МВД России. Применялась анонимная анкета селективного типа, содержащая вопросы с фиксированными вариантами ответов. Всего было опрошено 100 курсантов первого года обучения; 166 - второго; 92 - третьего; 156 слушателей выпускного курса. В анкетировании приняли участие только лица мужского пола.
Результаты исследования показали, что мотивация к учебным занятиям по физической подготовке характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Она побуждается преимущественно либо внутренними мотивами, связанными с содержанием учебной деятельности, либо социальными мотивами, связанными с потребностью исследуемых занять определенную позицию в системе общественных отношений. Так, если до поступления в вуз 74,1% опрошенных рассматривали занятия физической культурой как средство укрепления здоровья, а 15,8% относились к ним как к способу самовыражения, то с поступлением в академию ведущим мотивом у 45,9% курсантов стала идея всестороннего физического развития, а у 37,8% их - освоение навыков самозащиты и рукопашного боя.
В процессе обучения отмечается изменение доминирующих мотивов. Начиная со второго года профессионально-прикладная ценность данного учебного предмета в глазах обучаемых существенно снижается (табл. 1).
Одновременно нарастает удовлетворенность курсантов достаточностью плановых занятий для формирования необходимого, по их представлениям, уровня развития физических качеств (табл. 2).
Уменьшение числа курсантов, имеющих мотив продолжать работу по самосовершенствованию, отражается на результативности физической подготовки. Курсанты третьего и четвертого курсов уступают своим более младшим коллегам в массовых спортивных состязаниях по марш-броску, лыжным гонкам на 5 км и бегу на 3 км, при этом их объективные результаты в контрольных упражнениях физической подготовки весьма невысоки: средний балл в упражнениях на силу составляет 3,8 ±
0,4; в упражнениях на быстроту - 3,4 ± 0,38; на выносливость - 3,2 ± 0,35 [6]. Эти данные согласуются с позицией А. К. Марковой, Е. И. Савонько, доказавших, что устойчивость мотивации зависит от силы побуждения, осознанности деятельности, сформированности смыслообразующего мотива и определяет результативность обучения. Можно, следовательно, констатировать, что организация образовательного процесса по физической подготовке не в полной мере учитывает закономерности формирования учебной мотивации и специфику учебного предмета.
Большинство курсантов не удовлетворено тем уровнем освоения приемов самозащиты, который форми-
Таблица 1
Представление о значимости физической подготовки, %
Варианты ответов 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Это дисциплина, от которой будут зависеть успех в профессиональной деятельности, а иногда и жизнь 74,4 70,5 55,7 38,0
Это средство для укрепления здоровья 25,6 29,5 44,3 52,0
руется у них в процессе учебных занятий (табл. 2). Одновременно выявлено, что количество осознающих необходимость повышенного внимания к данному разделу физической подготовки возрастает (табл. 3).
Вместе с тем, несмотря на отчетливое представление о необходимости совершенствования навыков самозащиты, занятия по боевым приемам борьбы не входят на старших курсах в число любимых разделов обучения (табл. 4). По-видимому, это объясняется тем, что старшекурсники не находят в этих занятиях достаточной познавательной ценности.
Анализ литературы по проблеме показывает, что формирование мотивов осуществляется под воздействием внутренних и внешних факторов. В качестве первых выступают интересы, являющиеся потребностями личности. Вторые представлены условиями (ситуациями), в которых оказывается человек.
Согласно А. К. Марковой интерес к учению может быть планирующим, результативным, процессуальносодержательным, учебно-познавательным и преобразующим [7, с. 17-18]. Необходимое условие для создания интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность [8, с. 265-271]. Интерес представляет только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий напряжения, его не вызывает. Но сложность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эти трудности посиль-ны, преодолимы, в противном случае интерес быстро падает [9].
Столкновение обучаемых с трудностями, которые они не могут разрешить, используя имеющийся у них запас знаний, обеспечивается в процессе обучения созданием проблемной ситуации. Она побуждает человека к творческой активности и является сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором [10]. Необходимость поиска резервов повышения эффективности обучения именно в сфере методики преподавания подтверждается также выявленными Т. И. Лях,
О. А. Чуваловой фактами более высокой продуктивности формирования мотивации при направленности целе-полагания не на результат учебной деятельности, а на способы ее осуществления. Процессуальная мотивация является содержательным ядром, от которого зависит эффективность изменений [11], и это положение чрезвычайно важно для организации учебной деятельности.
Для повышения результативности учебной деятельности курсантов по физической подготовке и реализации основных закономерностей формирования мотивации при организации процесса обучения нами было предложено следующее [12].
1. При отработке раздела «Преодоление препятствий» исключить из обучения курсантов третьего и четвертого курсов действия на стандартной полосе препятствий. Занятия с ними проводить на специально разработанных маршрутах в разрушенных и недостроенных зданиях, с неизвестным заранее содержанием и порядком преодоления препятствий, в условиях обусловленного оперативно-тактической обстановкой распределения ролей, с формированием временных игровых коллективов.
Таблица 2
Представление о достаточности плановых занятий для развития необходимого уровня физических качеств
и прикладных двигательных навыков, %
Ответ 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Силовая подготовленность
- достаточно 43,0 57,4 64,4 68,0
- недостаточно 52,0 36,1 32,2 32,0
Развитие выносливости
- достаточно 44,0 57,6 62,2 65,2
- недостаточно 56,0 37,3 32,2 29,8
Развитие быстроты
- достаточно 43,0 53,3 58,6 73,3
- недостаточно 56,0 41,7 39,2 20,0
Навыки самозащиты
- достаточно 46,0 39,3 43,3 44,4
- недостаточно 54,0 57,4 52,5 55,6
Таблица 3
Представление о необходимой направленности занятий, %
Ответ 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Силовая подготовка 27,0 18,2 16,1 10,0
Боевые приемы борьбы 40,0 54,2 55,5 58,0
Таблица 4
Распределение мнений о предпочитаемой направленности занятий, %
Ответ 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Боевые приемы борьбы 50,7 40,9 35,8 30,0
Спортивные игры 20,3 40,9 47,8 48,7
2. При проведении занятий по разделу «Легкая атлетика и ускоренное передвижение» индивидуальное выполнение курсантами старших курсов упражнений на развитие выносливости заменить на коллективные действия в составе подразделения, практиковать коллективное участие в массовых всероссийских соревнованиях «Кросс нации», «Лыжня России».
3. При проведении занятий со старшекурсниками по разделу «Боевые приемы борьбы» отработку тем, предусматривающих обезоруживание правонарушителя при нанесении ударов холодным оружием, использовать не резиновые макеты, а стальные, сначала - со складывающимся клинком, а затем - с затупленным лезвием. При отработке темы «Обезоруживание правонарушителя при угрозе короткоствольным оружием» использовать учебные пистолеты ПМ с лазерным имитатором стрельбы и фиксацией лучом места попадания при обезоруживании. Ввести в критерии оценки действий по обезоруживанию не только отработку технически правильных движений, но и результативность, фиксацию случаев срабатывания механизма складывания клинка при нанесении ударов ножом и «пятнания» лучом при угрозе пистолетом. При отработке темы «Тактика применения боевых приемов борьбы» следует проводить учебно-боевые схватки и спарринги с неизвестными ранее противниками, представителями других групп и курсов. При определении оценки по данной теме учитываются не участие курсанта в схватках, а количество одержанных побед.
Практическая проверка данных предложений осуществлялась в период с 2006 по 2009 гг. и показала их высокую эффективность.
1. Шахов В. И. Психологические основы педагогической науки // Педагогика. 2002. № 4. С. 9-15.
2. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации : монография. Омск, 2000. 179 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 302 с.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. 524 с.
5. Шахов В. И. Указ. соч.
6. Кузнецов А. Ф. Состояние физической подготовки курсантов Омской академии МВД России и проблемы ее дальнейшего совершенствования // Проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в вузе : мат-лы межвуз. учебно-методической конф. Омск, 2007. С. 34-41.
7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов Б. А. Формирование мотивации учения. М., 1990. 192 с.
8. Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении // Вопрос алгоритмизации и программирования обучения / под ред. Л. Н. Ланды. М., 1989. С. 265-261.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2005. 384 с.
10. Кузнецов А. Ф. Указ. соч.
11. Там же.
12. Кузнецов А. Ф., Бакин А. В. Мотивация к учебной деятельности и результативность физической подготовки у курсантов образовательных учреждений МВД России : практические рекомендации. Омск, 2006. 17 с.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
З. А. Аксютина
В статье рассматривается социально-педагогический подход в образовании специалистов различных профессий.
Ключевые слова: социально-педагогическое образование, социальные институты, социально-педагогическая деятельность.
Основное назначение социально-педагогического образования заключается в том, чтобы заложить основы педагогического мышления, сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития гражданских социальных инициатив, полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении социальной заботы о правах и благосостоянии, повышении качества жизни людей.
Сущность социально-педагогического образования определяется как подготовка специалистов различных профессий к осуществлению социально-педагогической деятельности, педагогическому сопровождению (обеспечению) развития процесса социальных отношений в различных сферах на основе утверждения таких общечеловеческих (и в то же время социальных) ценностей, как пробуждение гражданского сознания, формирование духовно-нравственных качеств, толерантность, самообразование, умение учиться, добывать знания, принимать ответственные решения и др.
В качестве специфического инструментального механизма взаимосвязи социально-педагогического образования с практикой выступает соцыально-педагогичес-кая деятельность, обеспечивающая необходимую социально-педагогическую компетентность специалистов различного профиля.
По мнению В. А. Никитина, «...социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направлений социализации личности, в передаче индивиду и освоении им социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации, социальной роли, социального функционирования. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериори-зации социокультурных программ и социального наследия» [1, с. 37].
В обосновании социально-педагогической деятельности, по мнению О. Г. Селивоненко и И. А. Евтиховой, существенно осмысление предметных реалий социума, системных взаимосвязей, механизмов управляемых социальных и педагогических воздействий на личность, направленность ее субъективных ориентаций и творческих потенций в профессиональной деятельности, межличностных отношениях, ценностных ориентациях в области образования и духовной культуры [2, с. 13].