Научная статья на тему 'Содержание технико-тактической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России'

Содержание технико-тактической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING / CONTENT / SEQUENCE / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / SIMULATION / CONFLICTS / COMBAT FIGHTING TECHNIQUES / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джапаркулов Айбек Сузакбаевич

Определяются основные понятия, содержание и последовательность осуществления технико-тактической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джапаркулов Айбек Сузакбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of the technical-tactical training of cadets in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The work is devoted to definition of the basic concepts, contents and sequencing of the implementation of technical-tactical training of students in educational institutions of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Содержание технико-тактической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России»

писателя и основателя процессуально ориентированной психологии: «Лидер сам по себе является проявлением духа, ролью жреца в поле: это роль, на совершенное исполнение которой не может надеяться никакая отдельная личность. Лидерство — это часть группового проекта, и все мы должны выполнять его» [9, с. 66].

Литература

1. Шумпетер Й. Десять великих экономистов: от Маркса до Кейнса. М.: Изд. Института Гайдара, 2011.

2. Шелдрейк Д. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия: учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Изд. Аспект Пресс, 2005.

3. Щеглов А.В. Педагогическая этика руководителя / Социально-гуманитарное обо-

зрение: Межд. журнал. М.: Юнити-Дана, 2016. № 1.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. М., 1989.

5. Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. М.: Академический проект, 2017.

6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика / 18-е изд. М.: ИНФРА-М, 2011.

7. Лэйард Р. Макроэкономика: курс лекций. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.

8. Шевченко Д.А. Реклама. Маркетинг. PR: учеб.-справ. Пособие / Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Изд. РГГУ, 2014.

9. Минделл А. Лидер как мастер единоборства: Введение в психологию демократии / Пер. с англ. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Институт психологии РАН. 1993.

© А.С. Джапаркулов, 2018 УДК 378 ББК 74

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

МВД РОССИИ

Айбек Сузакбаевич Джапаркулов,

адъюнкт кафедры физической подготовки УНКСП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]

Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Определяются основные понятия, содержание и последовательность осуществления технико-тактической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: обучение, содержание, последовательность, технико-тактическая подготовка, моделирование, конфликтные ситуации, боевые приемы борьбы, правоохранительная деятельность.

Для цитирования: Джапаркулов А.С. Содержание технико-тактической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):257-60.

CONTENTS OF THE TECHNICAL-TACTICAL TRAINING OF CADETS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Aybek S. Dzhaparkulov,

Associate Professor of the Physical Training Department of the UYSSR Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot

Abstract. The work is devoted to definition of the basic concepts, contents and sequencing of the implementation of technical-tactical training of students in educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords: training, content, sequence, technical and tactical training, simulation, conflicts, combat fighting techniques, law enforcement.

Актуальность. За последние несколько лет в мировой практике правоохранительных органов сложилась устойчивая тенденция роста противодействия террористической угрозе. Причем террористы существенно расширили свой арсенал средств при осуществлении терактов, перейдя от самоподрывов в людных местах к широкому использованию самого различного огнестрельного и холодного оружия против гражданского населения (в том числе и против сотрудников полиции), а также к применению грузовых и легковых автосредств. Данные новые вызовы ставят правоохранительные органы перед необходимостью быстрейшего решения проблемы качественного улучшения профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников полиции, а также кардинального улучшения процесса обучения дисциплине «Физическая подготовка» курсантов в вузах (образовательных организациях) МВД России.

Требуется подчеркнуть, что именно при изучении и освоении содержания образования, представленного в этой учебной дисциплине, у будущих сотрудников полиции формируется базовый состав необходимых технических и тактических действий для эффективного противодействия, нейтрализации и задержания террориста.

Объект исследования — профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов в вузах (образовательных организациях) МВД России в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Предмет исследования — технико-тактическая подготовка при освоении курсантами боевых приемов борьбы в вузах МВД России.

Цель исследования — определение содержания технико-тактической подготовки курсантов в вузах МВД России при освоении боевых приемов борьбы.

Гипотеза исследования — предполагалось, что обоснование необходимости сопряженного освоения технических и тактических действий позволит

обозначить новый подход к осуществлению профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России и определить содержание их технико-тактической подготовки при освоении боевых приемов борьбы.

Ретроспективный анализ учебных программ по дисциплине «Физическая подготовка» показал, что в них присутствует четко определенный перечень технических действий (боевых приемов борьбы), соответствующий на тот или иной момент времени действующему Наставлению по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Однако перечня тактических действий, наиболее характерных для эффективного выполнения конкретных боевых приемов борьбы (таких как броски, задержания, обезоруживания и т.д.), в учебных программах не приводится или они представлены очень невнятно.

Материал, изложенный в учебных программах, не способствует сознательному и целенаправленному освоению боевых приемов борьбы как целостного технико-тактического действия. На его основе у курсантов не формируются профессиональные знания об основных понятиях и закономерностях конфликтного взаимодействия противников в рукопашном поединке (спортивном или боевом). Поэтому технические действия осваиваются механически без соотнесения с той или иной типичной конфликтной ситуацией, возникающей в профессиональной деятельности сотрудника полиции и обуславливающей применение определенных тактических действий.

Для успешной подготовки к работе в любой сфере профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическим понятийным аппаратом, т.к. без него невозможно эффективное формирование профессиональных компетенций. Если рассматривать знания, умения и навыки применения физической силы в профессиональной

деятельности сотрудника полиции, которые формируются на занятиях по физической подготовке, то необходимо подчеркнуть, что именно понятия «рукопашный бой», «технико-тактическое действие», «технико-тактическая подготовка» и др. позволяют создать у неподготовленного человека, зачастую у вчерашнего школьника, понимание и осознание потребности в освоении сложных двигательных действий и в развитии специальных физических качеств. В педагогике давно стало аксиомой, что обучение без понимания и создания необходимой мотивации попросту бесполезно.

В широком смысле под рукопашным боем понимается проведение ближнего боя с использованием того или иного холодного или огнестрельного оружия, а также его ведение без оружия на основе применения приемов спортивных и боевых единоборств [4].

Как вид спорта рукопашный бой допускает применение в поединке спортсменов широкого спектра технико-тактических действий, который включает в себя: удары ногами и руками, броски, болевые приемы и удушающие захваты [6].

Что касается понятий «техника», «прием», «тактика», «технико-тактическое действие», «технико-тактическая подготовка» и их использования в процессе физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России, то их толкование целесообразно взять из теории и методики спортивных единоборств.

В настоящее время понятие «техника» толкуется как определенный способ воспроизводства двигательного действия, позволяющего адекватно и эффективно решать двигательную задачу [1]. При этом под техническими действиями понимаются все атакующие, защитные и контратакующие действия, разрешенные правилами соревнований и применяемые спортсменами-единоборцами для достижения победы [7].

Четко определяет понятие «прием» в подготовке спортсменов-единоборцев (в том числе и в плане физической подготовки курсантов) В.С. Келлер, который указывает, что «прием — это специализированное положение и движение спортсменов, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации поединка» [5].

Такое понимание приема, с одной стороны, полностью описывает существующую систему освоения боевых приемов борьбы как демонстрационной техники на несопротивляющемся (а скорее помогающем) ассистенте, а с другой стороны, определяет разницу между собственно приемом и технико-тактическим действием, суть которого заключается в учете текущей ситуации в поединке. Именно поэтому под технико-тактическим действием понимается совокупность технических и тактических действий спортсмена-единоборца, связанных общим назначением — проведением оцениваемого приема [3]. В контексте представленной работы это прием, позволяющий нейтрализовать действия правонарушителя в определенной конфликтной ситуации и задержать его.

В спортивных единоборствах технико-тактическая подготовка спортсмена представляет собой «самостоятельный раздел его учебно-тренировочного процесса, в самом широком смысле направлена на овладение основными компонентами предстоящей соревновательной деятельности. Это обусловлено тем, что техника в сочетании с тактикой является основой спортивного мастерства борца и оценивается исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны подготовки играют вспомогательную роль по отношению к этому результирующему компоненту деятельности» [2, с. 19]. Такое толкование понятия «технико-тактическая подготовка» вполне соответствует существующему представлению об осуществлении физической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России.

Определение содержания технико-тактической подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России должно базироваться на нормативно-правовых документах (в первую очередь на действующем Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации), учитывать применяемость и эффективность боевых приемов борьбы в практической деятельности сотрудников полиции, на выявлении и последующем моделировании типичных конфликтных ситуаций профессиональной деятельности. При этом тактика использования технических действий представляет собой определенные способы применения приемов в

совокупности с конкретными подготавливающими тактическими действиями исходя из стоящей перед сотрудником полиции задачи в той или иной ситуации конфликтного взаимодействия с правонарушителем. В данном контексте боевой прием борьбы является составной частью (компонентом) технико-тактических действий, направленных, например, на обезоруживание и задержание правонарушителя.

Большое значение при определении содержания технико-тактической подготовки имеет и фактор обеспечения понимания курсантами смысловой структуры изучаемых двигательных действий, а это значит, что освоение техники боевых приемов борьбы должно осуществляться сопряженно с изучением тактических действий. Другими словами, курсант непосредственно с первым зрительным представлением о боевом приеме борьбы и о его двигательной структуре узнает и тактический смысл отдельных двигательных действий, входящих в его структуру, и о возможностях использования приема в последующей профессиональной деятельности.

Специалисты [8] считают, что построение рациональной последовательности изучения технико-тактических действий должно основываться на соблюдении дидактических принципов обучения «от простого к сложному», «от легкого к трудному», т.е. определении такой последовательности обучения приемам, в которой их освоение осуществляется по увеличению координационной и физической сложности. Причем приемы должны изучаться вначале в виде типовых двигательных структур, которые потом периодически повторяются и изучаются, но уже в более усложненном виде совместно с подготавливающими тактическими действиями [9].

Заключение. Формирование профессиональных знаний по применению физической силы у курсантов образовательных организаций МВД России должно проводиться на базе овладения понятийным аппаратом, необходимым при сопряженном освоении технических и тактических действий рукопашного боя. Содержание технико-тактической подготовки курсантов определяется Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, а последо-

вательность изучаемых действий (боевых приемов борьбы) должна строиться исходя из дидактических принципов обучения.

Овладение умениями и навыками практического применения физической силы должно осуществляться на основе изучения подготавливающих тактических действий и техники выполнения боевых приемов борьбы с дозируемым сопротивлением ассистента в моделируемых характерных (типичных) конфликтных ситуациях профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Литература

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.

2. Дементьев В.Л.Дидактическое значение правил соревнований по спортивной борьбе на базовом этапе технико-тактической подготовки спортсмена / В.Л. Дементьев, А.Ф. Ушаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 2.

3. Дементьев В.Л. Профессиональная тактико-техническая подготовка специалистов-тренеров по спортивной борьбе / В.Л. Дементьев. М.: Спор-тАкадемПресс, 2002.

4. Захаров Е.Н. Рукопашный бой / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. М.: Культура и традиции, 1992.

5. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. Киев: Здоровье, 1977.

6. Основы рукопашного боя / Г.А. Бурцев [и др.]. М.: Воениздат, 1991.

7. Сорокин Н.Н. Спортивная борьба (классическая и вольная) / Н.Н. Сорокин. М.: Физкультура и спорт, 1960.

8. Ушаков А.Ф. Последовательность технической подготовки спортсменов в боевом самбо / А.Ф. Ушаков, В.Л. Дементьев // Проблемы совершенствования технико-тактической подготовки в спортивных единоборствах: борьба каратэ, тхэквондо, фехтование: сб. ст. М.: Физическая культура, 2010.

9. Чумаков Е.М. Сто уроков самбо / Е.М. Чумаков. М.: Физкультура и спорт, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.