УДК 37 ББК 6
ВЫДЕЛЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ И ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ КАЛАШНИКОВ, ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ ДЕМЕНТЬЕВ, ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ПЛАТОНОВ
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, кафедра физической подготовки УНК СП
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается проблема повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел на основе освоения выделенных тактических умений применения боевых приемов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание обучения, боевые приемы, задержание, конфликтное взаимодействие.
Annotation. The work is devoted to the problem of increasing the effectiveness of professionally applied physical training of employees of internal Affairs agencies on the basis of the development of a dedicated tactical skills of application of fighting techniques.
Keywords: training, content of training, fighting techniques, arrest, conflict interaction.
Методика проведения занятий всегда в центре внимания ученых при подготовке курсантов образовательных организаций МВД России, как в рамках семинарских занятий по предметам затрагивающих специализированные дисциплины по юриспруденции в результате чего прививаются методологические и практические умения и навыки учащимся [1], так и дисциплин направленных на физическую подготовку [2, 3]. В этой статье будут проанализированы особенности физической подготовки в рамках тактических умений для нанесения ударов и выполнения бросков курсантами МВД России.
Традиционный подход к выполнению бросков связан с необходимостью взятия захвата и проведения тактической подготовки к броску с помощью выведения противника из равновесия, отвлечения толчком, рывком или выполнения других тактических действий.
Подход, культивируемый в современных боевых искусствах и дзюдо, подразумевает выполнение бросков без предварительного взятия захвата. Согласно данному подходу спортсмен активно маневрирует, выполняя подготавливающие действия, и осуществляет захват по ходу сближения с противником, уплотняя его для выполнения броскового движения. В структуре этого подхода органичное место занимает тактика нанесения ударов руками и ногами. Применение ударов, в первую очередь, определяется эффективностью
их нанесения для поражения противника, его обездвиживания и задержания. Не менее важным является маскирующее и отвлекающее действие ударов, когда полицейский может обеспечить себе эффективную предатаковую подготовку для выполнения броска и задержания правонарушителя.
При подготовке курсантов в образовательных организациях МВД России желательно овладение обоими подходами. Предварительное взятие захвата гарантирует возможность выполнения задержания правонарушителя, и, если он окажет сопротивление, можно выполнить болевой захват за руку или применить бросок с последующим задержанием. Второй подход эффективен, когда правонарушитель проявляет агрессию и оказывает сопротивление, препятствуя взятию захвата. В этом случае, применяя маневрирование, достаточно сблизиться на стартовую дистанцию, нанести отвлекающий удар и быстро выполнить бросок со скоростными характеристиками ударных движений.
В специальной литературе авторы приводят различные варианты тактических подготовок для применения приемов борьбы и ударных единоборств [2, 4 и др.]. Увеличение количества изучаемых вариантов тактических подготовок к выполнению приемов не обеспечивает полноценного ведения противоборства при устранении конфликтов с правонарушителями. При
этом происходит снижение автоматизации их применения, удлиняется время принятия решения. Данное положение выдвигает проблему формирования навыков ведения боя с недостаточно автоматизированным двигательным составом боевых действий. Решением является выделение минимального количества тактических умений для применения боевых приемов борьбы — ударов и бросков, которые позволят полицейским полноценно вести бой и задержание правонарушителей в типовых конфликтных ситуациях. Целесообразность данного решения подтверждается тем, что в спортивных единоборствах уже достаточно давно успешно используется положение об объеме достаточной техники, который «представляет собой минимальную совокупность технических действий, обеспечивающих спортсмену решение всех тактических задач, возникающих в ходе поединка» [3, с. 39].
Мы предположили, что использование метода «мозгового штурма» высококвалифицированными экспертами позволит установить минимальное количество тактических умений применения ударов и бросков. Поведение невооруженных полицейских в ситуациях конфликта определяется следующими установками.
Задержание правонарушителей с применением ударов и бросков.
Устранение угрозы как собственной жизни, так и жизни и здоровью других граждан.
Отсутствие повторения конфликтных ситуаций, когда можно использовать предварительные тактические подготовки.
В нашем исследовании экспертами выступали сотрудники полиции,
имеющие опыт участия в боевых действиях или подготовки полицейских. Испытуемые проходили повышение квалификации в количестве 27 человек. Используя метод «мозгового штурма», нами была предложена статистическая модель минимального количества тактических умений, представленная в таблице.
Базовым (первым по значимости) тактическим умением было выделено опережение противника при выполнении стартовых движений боевых приемов борьбы с опережением защиты противника. Полицейский в первую очередь должен опережать правонарушителя в процессе применения подготавливающих действий, в нанесении ударов и выполнении бросков. Важность опережения противника на старте разрешения конфликта для выигрыша (победы) признается практически во всех единоборствах. Тренировка этого умения подробно рассмотрена в тхэквондо [2]. Авторами была предложена методика тренировки атакующего и защитного старта при выполнении ударов ногами. Она также подходит для тренировки ударов руками и выполнения бросков.
Второе тактическое умение связано с применением швунгов, которое является промежуточным дей-
ствием между захватами и ударами и позволяет при необходимости наносить удары или выполнять захваты для бросков. При обучении применению ударов и бросков как боевых приемов борьбы самым ответственным моментом является сближение с противником для вхождения в стартовую ситуацию начала атаки и для последующего успешного проведения ударов и бросков. В зависимости от развития конфликтной ситуации решение этой задачи осуществляется с помощью швунгов, при необходимости переходящих в удар или захват. Тактическая сущность швунгов проявляется в выполнении неожиданного, короткого и жесткого удара с последующим толчком противника, что позволяет дезориентировать его на короткое мгновение и получить преимущество в разрешении конфликта. Еще одна важная характеристика швунга связана с естественным переходом к маневрированию.
Третье место среди тактических умений занимает выполнение приемов маневрирования [5]. В спортивных единоборствах некоторые тренеры и спортсмены считают, что основным подходом к успешному началу атаки является опережение противника. Однако существует и другой подход, связанный с упреждающим устранением защиты с помощью маневренных подготовок, раскрывающих направление для нападения или замедляющих защитные реагирования противников.
Для ударов главным является уход с линии атаки с одновременным отвлечением и сближением с противником, а для бросков — выполнение захвата и передвижений в различных направлениях при сочетании нескольких приемов маневрирования. В большей степени тактика маневрирования позволяет замедлить время реагирования противника на момент старта и тем самым создать временное преимущество. Атакующее превосходство обеспечивается в полной мере, если к этому добавляется создание благоприятной ситуации [6] для выполнения того или иного боевого приема борьбы.
Начало нападения еще не обеспечивает в полной мере эффективного превосходства, противник может оказать реальное сопротивление. Чтобы его избежать на начальной фазе применяются комбинации угроз, ложных атак и вызовов, которые позволяют принудить противника к сложным реагированиям с выбором альтернативных действий. Тактическое умение выполнения комбинаций обманных действий позволяет использовать защитные реагирования противника для продолжения эффективного нападения.
В поединках часто возникают ситуации, когда после начала нападения противник успевает выполнить защиту. Поиск направления, свободного от защиты, позволяет осуществить переключение на другие боевые действия [4]. Это умение применения переключения в процессе затруднений при выполнении действий нападения и обороны является пятым тактическим умением.
Таблица
Значимость тактических умений для нанесения ударов и бросков при задержании правонарушителей
№ п/п Тактические умения Значимость, % Способы применения для ударов Способы применения для бросков
1 Выполнять стартовые движения с опережением защиты противника 14 Встречный удар (удар в разрез) Позиционное опережение защиты; маневренное опережение
2 Применять швунги и отводящие блоки для взятия захватов 17 Толчки, рывки, удары коленями, локтями Скручивания, уплотнения захватов,
3 Выполнять приемы маневрирования при уходе с линии атаки и совмещение нескольких маневров 24 Уклоняться: диагональю, углом и треугольником Заведение и скручивание; болевые, заведение и от-шагивание; рывки и заша-гивание
4 Выполнять комбинации обманных действий ( угроз, ложных атак, вызовов) 15 Руки — ноги; право — лево; вверх — низ. Вперед — назад; заведение — зашагивание; подво-рот — сбивание.
5 Применять переключения при выполнении ударной и бросковой техники 21 От ударов к бросками и к болевым захватам Преодоление одним приемом, преодоление с переключением к другим приемам
6 Другие тактические умения 9 Выполнять нырки, паузы, импульсы начала движения и т.д. Выведение из равновесия, раздергивание, угрозы, ложные атаки и т.д.
Итого 100
В процессе «мозгового штурма» обсуждались и другие тактические действия, применяемые в спортивных единоборствах в повторяющихся (типовых) ситуациях у спортсменов высшей квалификации. Эти действия, с одной стороны, мало применимы в боевых ситуациях, а с другой — требуют высокого уровня автоматизации двигательного состава боевых действий.
Оценивая значимость выделенных тактических умений при подготовке курсантов, на первое место — 24% — эксперты выделили тактические умения владения приемами маневрирования. Маневрирование позволяет в неожиданно возникающих ситуациях успеть эффективно подготовиться как к нападению, так и к защите. Типовые (стандартные) ситуации, как правило, не создают проблем для применения боевых приемов борьбы.
Второе место — 21% — занимают переключения от одних боевых приемов борьбы к другим. При кажущейся очевидности этих действий на практике переключение вызывает серьезные затруднения даже у квалифицированных спортсменов. А владение этими тактическими умениями позволяет осуществить непрерывность боевых действий полицейских при задержании и не дает правонарушителям шанса оказать сопротивление.
Третье место — 17% — занимают тактические умения применения швунгов. Их недооцененность в системе боевых приемов борьбы для нас явилась очевидной. Их универсальность по отношению к перехо-
ду к захвату или удару является необходимой в процессе борьбы с правонарушителями. Особенно это относится к ситуациям, когда действия полицейских провоцируются правонарушителем и при этом осуществляется видеосъемка средствами массовой информации, которые не всегда преследуют цели борьбы с правонарушением.
Четвертое-пятое место эксперты отдали комбинациям боевых приемов борьбы — 15% и выполнение стартовых движений — 14%. Эти тактические умения традиционно воспитываются при подготовке курсантов. Доступность автоматического оружия создает дополнительные требования к стартовым движениям при противодействии вооруженным правонарушителям.
Другие тактические действия, указанные в таблице, занимают 9%, и, как правило, эти действия — опыт курсантов при занятии спортивными единоборствами. По возможности эти тактические умения желательно перенести для применения боевых приемов борьбы.
Выделение минимального, но достаточного для ведения боя объема тактических умений позволяет полицейскому мыслить ситуационно, разрешая возникший конфликт, и в то же время в зависимости от возникающих противодействий правонарушителей вариативно использовать боевые приемы борьбы. Освоение тактико-технических структур, включающих тактические умения, улучшает у курсантов навыки ведения единоборства и качество выполнения ударов и бросков при противодействии правонарушителя.
Литература
1. Осокин Р. Б. Методика проведения семинарских занятий с курсантами Тамбовского филиала Московского университета МВД России по дисциплинарным темам по конституционному и уголовному праву России: «Конституционные права и свободы человека и гражданина России» и «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» // Некоторые аспекты правоохранительной деятельности в современных условиях. — Тамбов : Изд-во Перши-на Р.В., 2006. — С. 73-78.
2. Совершенствование технико-тактической подготовки в тхэквондо: учеб. пособие для ст-в ИФК / Ю.Б. Калашников и др. — М.: Физическая культура, 2013. — 185 с.
3. Дементьев В.Л. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах / В.Л. Дементьев,
О.Б. Малков // Теория и практика физической культуры. — 1986. — №10. — С. 37-39.
4. Малков О.Б. Преодоление противодействия противника в конфликтном взаимодействии борцов в схватке / О.Б. Малков // Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова — М.: Физкультура и спорт, 2005. — С. 147-154
5.Малков О.Б. Маневр и приемы маневрирования в стойке в спортивной борьбе / О.Б Малков // Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы / под ред. В.В. Гожина и О.Б. Малкова. — М.: Физкультура и спорт, 2005. — С. 112-118.
6. Гожин В.В. Методика формирования образа атакующего действия у юных борцов / В.В. Гожин, В.Л. Дементьев, Ю.Н. Рогов // Спортивный психолог. — 2013. — №2(29). — С. 20-26.