Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копылов Виталий Викторович, Анисимова Татьяна Викторовна, Прокофьев Олег Михайлович

В статье рассматриваются проблемы, связанные с раскрытием и расследованием преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в России. В качестве одной из проблем исследуется недостатки в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Рассматриваются перспективы обучения слушателей в учебных учреждениях МВД Российской Федерации новой учебной дисциплине - «Цифровая криминалистика: исследование мобильных устройств и облачных сервисов», посредством которой у обучаемых должна быть сформирована новая компетенция - «цифровая компетенция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Копылов Виталий Викторович, Анисимова Татьяна Викторовна, Прокофьев Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problems associated with the disclosure and investigation of crimes committed using information and communication technologies in Russia. As one of the problems, the author examines the shortcomings in the professional training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The prospects of training students in educational institutions are considered The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation has a new academic discipline - «Digital criminalistics: research of mobile devices and cloud services», through which students should form a new competence - «digital competence».

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 377:343.98 ББК 74.4:67.52

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-292-295 © Копылов В.В., Анисимова Т.В., Прокофьев О.М., 2021

Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования; 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виталий Викторович Копылов,

профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки», кандидат юридических наук Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: [email protected], Татьяна Викторовна Анисимова, заместитель начальника (по учебной и научной работе) Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12);

Олег Михайлович Прокофьев, начальник курса постоянного состава курсов Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя (170040, Тверь, ул. Кривичская, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с раскрытием и расследованием преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в России. В качестве одной из проблем исследуется недостатки в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Рассматриваются перспективы обучения слушателей в учебных учреждениях МВД Российской Федерации новой учебной дисциплине - «Цифровая криминалистика: исследование мобильных устройств и облачных сервисов», посредством которой у обучаемых должна быть сформирована новая компетенция - «цифровая компетенция».

Ключевые слова: преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, цифровая компетенция, криминалистически значимая информация, образовательные программы, профессиональная подготовка.

INNOVATIONS IN PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vitaliy V. Kopylov,

Professor of the Department «Tactical-special, fire and physical training», Candidate of Legal Sciences Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver, ul. Krivichskaya, d. 12);

Tat'yana V. Anisimova, Deputy Head (for Academic and Scientific Work) Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver, ul. Krivichskaya, d. 12);

Oleg M. Prokofev,

Head of the course of the permanent composition of the courses Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (170040, Tver, ul. Krivichskaya, d. 12)

Abstract. The article deals with the problems associated with the disclosure and investigation of crimes committed using information and communication technologies in Russia. As one of the problems, the author examines the shortcomings in the professional training of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The prospects of training students in educational institutions are considered The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation has a new academic discipline - «Digital criminalistics: research of mobile devices and cloud services», through which students should form a new competence - «digital competence».

Keywords: crimes with the use of information and telecommunications technologies, digital competence, criminally significant information, educational programs, professional training.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Копылов В.В., Анисимова Т.В., Прокофьев О.М. Инновации в профессиональном обучении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):292-5.

Современная компьютерная преступность в За более чем десять лет количество преступлений,

последние годы вышла на новый технический и совершаемых с использованием информационно-ком-

качественный уровень, что связано с научно-тех- муникационных технологий, в России выросло более

ническим прогрессом, эволюцией IT-технологий чем в 40 раз (!), с 12 698 преступлений в 2010 году1

и формированием технотронного общества [4, _

c 57—65] 1 Форма статистической отчетности № 4-ЕГС (494),

разд. 11 (дата обращения: 5.04.2021 г.).

292_ - Вестник экономической безопасности - № 3 / 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

до 510,4 тыс.1 в 2020 году. Как следствие, рост «ки-берпреступлений» повлек увеличение преступлений в целом по стране на 1% по сравнению с 2019 годом.

Тенденции на снижение преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, не наблюдается, так в 2020 году, их число возросло на 73,4%, в том числе с использованием интернета - на 91,3%, при помощи средств мобильной связи - на 88,3%2. В прошлом году в России было зарегистрировано более 15 млн «мошеннических» звонков3.

В чем причина такого стремительного и неудержимого роста преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий?

Очевидно, что научно-технический прогресс и эволюцию 1Т-технологи остановить невозможно. Развитие информационных технологий является одним из важнейших факторов, способствующих решению ключевых экономических, социальных задач государственной политики [1; 2]. Низкая вы-являемость и раскрываемость киберпреступлений (до 25%) порождает безнаказанность и чувство вседозволенности, хотя возможности противостоять новым угрозам у правоохранителей имеются4. Не скоординирована работа с российскими банками.

Есть и еще одна проблема, которая заключается в том, что правоохранительные органы не тогда (в 2010 году) ни сейчас не готовы эффективно противодействовать данному виду преступности.

За 10 лет не было разработано и внедрено концепций или программы по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, не разработана стратегия, не подготовлены (обучены) кадры. Только в декабре 2020 года было принято решение о создании в структуре МВД РФ в управление «К» киберполиции.

И вот сейчас, по происшествию 10 лет, встал вопрос - как и чему учить сотрудников, которые будут принимають непосредственное участие в раскры-

1 О состоянии преступности в России в 2020 году //Еже-месячный%20сборник%20за%20декабрь%202020.pdf

2 https://www.klerk.ru/buh/news/509407/ (дата обращения: 5.04.2021 г.).

3 https://basetop.ru/statistika-prestupnosti-v-rossii-v-2020-godu-po-dannym-genpшkuratшy-rf/ (дата обращения: 5.04.2021 г.).

4 https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1880616/

(дата обращения: 5.04.2021 г.).

тии и расследовании преступлении, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологии.

Основная программа профессионального обучения слушателей не учитывает в полноИ мере потребностей МВД РФ в сотрудниках, обладающих знаниями, навыками, умениями и компетенциями необходимыми для противодействия «киберпре-ступности». Давно назрела необходимость в обновлении образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Именно об этом говорится в п. б ст. 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где подчеркивается необходимость модернизации профессионального образования5.

Как показывает опыт сотрудники, в большинстве своем, не имеют даже элементарных представлений, как и с помощью чего совершаются преступления, в сфере информационно-коммуникационных технологий, как осуществляется выявление и фиксация криминалистически значимой информации имеющейся на жестких дисках, смартфонах, планшетах, флешках и других предметах, на которых может храниться информация в электронном виде. Более того, практические работники нередко недооценивают технические возможности средств сотовой связи по хранению в них текстовой, звуковой информации, фото- и видеозаписей, сведений о входящих и исходящих телефонных номерах, содержание SMS-, EMS-, MMS-сообщений, что приводит к сужению доказательственной базы уголовного дела [3, с. 16]. Т.е. получается, что у сотрудников имеется существенный пробел в знаниях и для ликвидации его необходимо прежде всего пересмотреть программы профессиональной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Слушатели при прохождении профессионального обучения по образовательным программам профессиональной подготовки в рамках учебной дисциплины «Основы криминалистики» должны получить базовые представления о форензики, об

5 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (с изм на от 21 июля 2020 г. № 474) //www.pravo.gov.ru (дата обращения: 5.04.2021 г.).

исследовании цифровых доказательств, методах поиска, получения и закрепления таких доказательств.

В ходе изучения вариативных дисциплин предусмотренных профессионально-специализированном циклом, сотрудники следствия, дознания, криминалисты, оперуполномоченные, должны иметь достаточные знания в мобильной криминалистике, компьютерной криминалистике (computer forensics), (network forensics) и т.п. Они обязательно должны владеть навыками извлечения и анализа данных из современных цифровых источников: от мобильных устройств и персональных компьютеров до облачных сервисов, а также знать как возможно обходить защиту данных, восстанавливать удаленную информацию и эффективно анализировать полученные результаты извлечения и т.п. Возможно, что им самим придется проводить экспресс-анализ мобильных средств связи, т.к. самый минимальный срок проведения экспертизы в экспертно-криминали-стическом центре 30-40 суток, при очень большой «настойчивости» - 14 суток. Хотя сама экспертиза при наличии оборудования, программного обеспечения и знаний занимает для кнопочных телефонов от 5 до 15 минут, для смартфонов до 15 минут.

Кроме этого, объективная необходимость обучения сотрудников полиции основам выявления и фиксации цифровых доказательств закреплена в положениях п. 1 ст. 11 Федерального закона № З-ФЗ «О полиции» где указывается, что полиция в своей деятельности обязана (!) использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру1.

В настоящий момент экспертно-криминалисти-ческие центры МВД России при проведении экспертиз мобильных средств связи используют универсальный программный комплекс «Мобильный Криминалист» и его разновидности. С помощью него осуществляется извлечение данных из облачных хранилищ и анализ биллингов операторов сотовой связи. Эта программа позволяет обходить блокировку экрана, находить пароли на зашифрованные резервные копии, извлекать данные из самых надежных приложений, а также восстанавливать удален-

1 О полиции: федеральный закон от 7.022011 г. № З-ФЗ (с изм. 30 декабря 2020 г.) //Собрание законодательства РФ. 14.02.2011 г. № 7. Ст. 900.

294_ - Вестник экономич

ную информацию. Данные из мобильных устройств, облачных хранилищ и биллинги операторов фиксируются вместе в удобном для использования интерфейсе с возможностью их глубокого анализа во встроенных аналитических секциях программы2.

«Мобильный Криминалист» является продуктом компании «Оксиджен Софтвер», которая на данный момент является единственным российский разработчиком программного обеспечения для компьютерно-технической экспертизы мобильных устройств и облачных сервисов.

Компания «Оксиджен Софтвер» продолжительное время осуществляет деятельность в сфере цифровой криминалистики. Кроме МВД ее продуктами по извлечению и исследованию данных из мобильных устройств, облачных сервисов, персональных компьютеров и дронов пользуются так же: ФСБ, ФСО, Минюст, Следственный Комитет и Управление К.

Помимо предоставления и обеспечения правоохранительных органов программным обеспечением для компьютерно-технической экспертизы компания «Оксиджен Софтвер» осуществляет обучение по использованию своего продукта. Специалисты компании проводят обучающие курсы по формированию навыков работы с программным обеспечением «Мобильного Криминалиста», а также по информационной безопасности и мобильной криминалистике. В зависимости от уровня знаний предлагаются курсы: 3-х дневный «Начальный курс» - 23 часа и «Общий курс» - 5-ть дней - 40 часов.

На занятиях будут изучены следующие темы:

• Основы криминалистического исследования мобильных устройств: правила и общий сценарий работы с мобильным устройством.

• Методы извлечения данных из различных мобильных устройств, таких брендов как Apple, Huawei, Samsung и других.

• Механизмы защиты информации на мобильных устройствах.

• Особенности подбора пароля для расшифровки данных.

• Извлечение сведений из поврежденных устройств.

• Мобильные приложения и их содержимое.

• Восстановление удаленной информации.

2 https://www.oxygensoftware.ru (дата обращения: 5.04.2021 г.). жой безопасности - № 3 / 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

• Инструменты для анализа данных, полученных в результате извлечения.

• Облачные сервисы в мобильной криминалистике. Особенности авторизации и двухфакторной аутентификации.

• Извлечение информации из различных облачных сервисов от мессенджеров до фитнес-трекеров.

• Компьютерная форензика: теория и практика1.

Кроме этого, на сайте https://www.oxygensoftware.

ru/ru/services/training имеются в открытом доступе: различные видео-курсы; вебинары, краткое руководство пользователя; инструкция по работе с облачными серверами. Материал изложен подробно и доходчиво.

Решение видится достаточно простым - направить в компанию «Оксиджен Софтвер» для обучения профильных преподавателей, которые после прохождения обучения уже в свою очередь будут обучать слушателей образовательных учреждений системы МВД России.

Соответственно внести изменения в Основную программу профессионального обучения и в рамках профессионально-специализированного цикла предусмотреть обучение слушателей по учебной дисциплине: «Цифровая криминалистика: исследование мобильных устройств и облачных сервисов».

В ходе изучения этой дисциплины у обучающихся должны быть сформированы «цифровые компетенции» сотрудников органы внутренних дел Российской Федерации, которые представляли бы из себя комплекс знаний и умений необходимых для выполнения служебных обязанностей с использованием цифровых технологий. В эти компетенции должны входить: базовые представления о форен-зики; об исследовании цифровых доказательств; о методах поиска, получения и закрепления таких доказательств, навыки и умения работы в цифровой среде с цифровыми продуктами и т.п.

Знания в сфере получения и фиксации криминалистически значимой информации на электронных носителях сотрудникам жизненно необходимы, в 87% исследуемых мобильных аппаратов имеется информация, способствующая раскрытию преступлений2.

1 https://www.oxygensoftware.ru/ru/services/courses/ corporate-courses/329-course-mobile-forensics (дата обращения: 5.04.2021 г.).

2 https://www.antimalware.ru/analytics/Threats_Analysis/ Removing_memory_dump_from_mobile_devices_Android (дата обращения: 5.04.2021 г.).

В настоящее время залогом успешного раскрытия преступления стало - быстрое и качественное извлечение оперативно-значимой информации с мобильных средств связи. Поэтому в кротчайшие сроки необходимо пересмотреть Основную программу профессионального обучения сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, и включить в профессионально-специализированный цикл учебную дисциплину «Цифровая криминалистика: исследование мобильных устройств и облачных сервисов».

Эта инновация внесет качественное обновление в процесс профессионального образования сотрудников, впервые принятых в органы внутренних дел Российской Федерации.

Овладение слушателями «цифровыми компетенциями» позволит им более оперативно раскрывать и расследовать преступления, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, что в свою позволит правоохранительным органам эффективно противодействовать «киберпреступности» в нашей стране.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» // СЗ РФ. 2013. № 46. Ст. 5954.

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

3. Архипова Н.А. К вопросу об использовании возможностей средств мобильной связи в раскрытии и расследовании преступлений: Сб. мат-лов криминалист. чтений. Барнаул: Барнаульский юрид. институт МВД России, 2014. № 10. С. 16.

4. Евдокимов К.Н. Новые угрозы информационной безопасности России: от компьютерной преступности к анекселенктотичной технотронной преступности (частная научная теория) // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности: материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2018. С. 57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.