Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающийся / преподаватель / дидактика и методика / инновационные методы обучения / учебно-воспитательный процесс / модель сотрудника уголовного розыска / образовательные организации высшего образования МВД России / инновационные технологии в процессе обучения / student / teacher / didactics and methodology / innovative teaching methods / educational process / model of criminal investigation officer / educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia / innovative technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова

Статья раскрывает возможности подготовки обучающихся в высших учебных заведениях МВД России с использованием инновационных методов обучения с целью успешного выполнения ими служебных обязанностей в оперативно-розыскных подразделениях органов внутренних дел. Авторы рассматривают особенности проведения аудиторных занятий: лекций, семинарских и практических занятий с участием курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Данные виды занятий основываются на модели сотрудника уголовного розыска и необходимости формирования компетенций для его практической деятельности в органах внутренних дел. Авторы приходят к выводу, что использование преподавателями инновационных методов обучения на лекциях, семинарах и практических занятиях в сочетании с различными неаудитинговыми видами работ позволяет им подготовить студентов к практической деятельности в оперативно-следственных подразделениях уголовного розыска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TEACHING METHODS IN TRAINING CRIMINAL INVESTIGATION OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article reveals possibilities of training students at higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia using innovative methods of training for their successful performance of official duties in operational-search units of internal affairs bodies. The authors consider features of conducting classroom classes: lectures, seminars and practical lessons with the participation of cadets studying in the specialty “Law Enforcement”, specialization “Operational-Search Activities”. These types of classes are based on the model of the criminal investigation officer and the need to form competencies for his practical activities in the internal affairs bodies. The authors conclude that the use of innovative teaching methods by teachers in lectures, seminars and practical classes, combined with various non-auditing types of work, allows them to prepare students for practical activities in the operational and investigative units of the criminal investigation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ»

пущенных слов, перетаскивание пропущенных слов в пропуски, расположение высказываний в правильной последовательности, краткие ответы на вопросы. Все тесты дают возможность самостоятельной проверки и оценивания результата, разработчик может ограничить время и количество выполнений одного и того же теста. На очном занятии или во время видеоконференции можно сосредоточиться на формировании коммуникативной и межкультурной компетенций: варьирование и презентация прослушанных диалогов, передача содержания и высказывание своего мнения о прослушанных текстах и просмотренных видео, а также обсуждение лингвострановедческой информации и сравнение с реалиями родной лингвокультуры. Инструмент «тест» подходит также для формирования и контроля лексико-грамматических навыков.

Для формирования компетенции письменной речи можно использовать типы заданий для групповой («форум», «вики») и индивидуальной («письменное задание») работы.

Библиографический список

Таким образом, электронная часть смешанного курса расширяет возможности внутренней дифференциации группы и учебной автономии студентов. Наряду с обязательными заданиями, сложность которых соответствует уровню учебного пособия, разработчик разместил на платформе дополнительные аутентичные видео повышенной сложности, скетчи, а также ссылки на аудиотексты и видео на сторонних ресурсах с интерактивными заданиями к ним. Подводя итоги, можно констатировать, что благодаря наличию современных технологий видеосвязи и разработанных учебных онлайн-плат-форм занятия в дистанционном формате позволяют временно заменить очныое обучение без значительной потери качества и падения показателей успеваемости. Создание основы для смешанных курсов на онлайн-плат-форме позволит в дальнейшем интенсифицировать процесс обучения благодаря более эффективной организации самостоятельной работы студентов.

1. Беляева И.Г. Повышение эффективности обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Глобальный научный потенциал. 2017; № 4 (73): 13 - 17.

2. Зимина Е.А. Преподавание домашнего чтения на занятиях по немецкому языку с использованием информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы в неязыковом вузе). Научный диалог. 2018; № 8: 247 - 260.

3. Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения. Филологические науки в МГИМО. 2019; № 18 (2): 48 - 57.

4. Methodological framework for developing cultural studies tasks based on German television programs. The Turkish Online Journal of Design Art an Communication. 2016; T. 6: 3406 - 3411.

5. Плеханова М.В. Межкультурный компонент как основа формирования межкультурной компетенции при обучении иноязычному общению студентов технического вуза. Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: педагогика. 2007; № 7 (70): 62 - 67.

6. Принципалова О.В. Развитие навыков и умений письменной речи на разных этапах изучения иностранного языка (на примере изучения немецкого языка как второго у студентов-международников). Kant. 2018; № 2 (27): 116 - 120.

7. Середа Л.И. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку в техническом вузе. Культура. Наука. Образование. 2018; № 2 (47): 146 - 156.

8. Хосаинова О.С. Система заданий для обучения идиоматике немецкого языка на основе межкультурного подхода. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 6-2 (60): 206 - 208.

9. Чигашева М.А., Ионова А.М. Профессиональная направленность языковой подготовки по немецкому языку в вузе. Иностранные языки в школе. 2017; № 10: 64 - 68. References

1. Belyaeva I.G. Povyshenie 'effektivnosti obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Global'nyjnauchnyjpotencial. 2017; № 4 (73): 13 - 17.

2. Zimina E.A. Prepodavanie domashnego chteniya na zanyatiyah po nemeckomu yazyku s ispol'zovaniem informacionno-kommunikacionnyh tehnologij (iz opyta raboty v neyazykovom vuze). Nauchnyj dialog. 2018; № 8: 247 - 260.

3. Kravcova O.A., Yastrebova E.B. Sovremennyj autentichnyj uchebnik inostrannogo yazyka dlya vuza: problemy i puti resheniya. Filologicheskie nauki v MGIMO. 2019; № 18 (2): 48 - 57.

4. Methodological framework for developing cultural studies tasks based on German television programs. The Turkish Online Journal of Design Art an Communication. 2016; T. 6: 3406 - 3411.

5. Plehanova M.V. Mezhkul'turnyj komponent kak osnova formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii pri obuchenii inoyazychnomu obscheniyu studentov tehnicheskogo vuza. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: pedagogika. 2007; № 7 (70): 62 - 67.

6. Principalova O.V. Razvitie navykov i umenij pis'mennoj rechi na raznyh 'etapah izucheniya inostrannogo yazyka (na primere izucheniya nemeckogo yazyka kak vtorogo u studentov-mezhdunarodnikov). Kant. 2018; № 2 (27): 116 - 120.

7. Sereda L.I. Kommunikativno-deyatel'nostnyj podhod v obuchenii inostrannomu yazyku v tehnicheskom vuze. Kultura. Nauka. Obrazovanie. 2018; № 2 (47): 146 - 156.

8. Hosainova O.S. Sistema zadanij dlya obucheniya idiomatike nemeckogo yazyka na osnove mezhkul'turnogo podhoda. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016; № 6-2 (60): 206 - 208.

9. Chigasheva M.A., lonova A.M. Professional'naya napravlennost' yazykovoj podgotovki po nemeckomu yazyku v vuze. Inostrannyeyazyki v shkole. 2017; № 10: 64 - 68.

Статья поступила редакцию 25.02.21

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: identifiks@mail.ru

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

THE USE OF INNOVATIVE TEACHING METHODS IN TRAINING CRIMINAL INVESTIGATION OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article reveals possibilities of training students at higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia using innovative methods of training for their successful performance of official duties in operational-search units of internal affairs bodies. The authors consider features of conducting classroom classes: lectures, seminars and practical lessons with the participation of cadets studying in the specialty "Law Enforcement", specialization "Operational-Search Activities". These types of classes are based on the model of the criminal investigation officer and the need to form competencies for his practical activities in the internal affairs bodies. The authors conclude that the use of innovative teaching methods by teachers in lectures, seminars and practical classes, combined with various non-auditing types of work, allows them to prepare students for practical activities in the operational and investigative units of the criminal investigation.

Key words: student, teacher, didactics and methodology, innovative teaching methods, educational process, model of criminal investigation officer, educational organizations of higher education of Ministry of Internal Affairs of Russia, innovative technologies.

А.Д. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: identifiks@mail.ru

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: gigalovagalina@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ

Статья раскрывает возможности подготовки обучающихся в высших учебных заведениях МВД России с использованием инновационных методов обучения с целью успешного выполнения ими служебных обязанностей в оперативно-розыскных подразделениях органов внутренних дел. Авторы рассматривают особенности проведения аудиторных занятий: лекций, семинарских и практических занятий с участием курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность», специализация «Оперативно-розыскная деятельность». Данные виды занятий основываются на модели сотрудника уголовного розыска и необходимости формирования компетенций для его практической деятельности в органах внутренних дел. Авторы приходят к выводу, что использование преподавателями инновационных методов обучения на лекциях, семинарах и практических занятиях в сочетании с различными неаудитинговыми видами работ позволяет им подготовить студентов к практической деятельности в оперативно-следственных подразделениях уголовного розыска.

Ключевые слова: обучающийся, преподаватель, дидактика и методика, инновационные методы обучения, учебно-воспитательный процесс, модель сотрудника уголовного розыска, образовательные организации высшего образования МВД России, инновационные технологии в процессе обучения.

В современных условиях сложной оперативной обстановки в Российской Федерации для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства и эффективности раскрытия различных категорий преступлений имеется необходимость оптимизировать организацию учебно-воспитательного процесса курсантов с помощью инновационных методов в высших учебных заведениях системы МВД России.

Использованию инновационных методов обучения в учебном процессе при подготовке специалистов в высших учебных заведениях уделяли внимание следующие ученые: А.Р Акзигитов, А.В. Афанасьева, А.Н. Бузин [1], А.В. Бычков, Ю.П. Гармаев [2], А.Р Лаврентьев [3], Е.И. Троян [4], В.А. Хрисанов, В.Л. Михай-ликов, С.Н. Колмыков [5] и другие ученые [6 - 8]. В процессе обучения курсантов в высших образовательных организациях системы МВД России для их служебной деятельности в оперативно-розыскных подразделениях органов внутренних дел применяются различные инновационные методы обучения, которые мы рекомендуем использовать в учебном процессе для формирования у них личных, моральных и деловых качеств профессионального сотрудника уголовного розыска.

В настоящее время преподавателям важно решить задачу организации учебно-воспитательного процесса с обучающимися для создания благоприятных предпосылок по закреплению в процессе обучения прочных знаний, выработки навыков и умений, которые позволят обучающимся в практической деятельности выполнять свои обязанности, взаимосвязанные с их оперативно-служебной деятельностью. Возможности эффективной оперативно-служебной деятельности обучающихся тесно взаимосвязаны с использованием преподавателями, работающими с указанной категорией обучающихся, различных инновационных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе.

Для оптимальной подготовки будущих сотрудников уголовного розыска важно определить модель оперуполномоченного уголовного розыска. В процессе проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы должна прослеживаться взаимосвязь реализации дидактики и методики в учебном процессе и ориентирования инновационных методов обучения на формирование у обучающихся культурных и профессиональных компетенций, которые должны соответствовать ФГОС ВО для специальности «Правоохранительная деятельность» специализации «Оперативно-розыскная деятельность» по узкой специализации «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска».

С учетом разработки модели сотрудника уголовного розыска для закрепления у курсанта необходимых теоретических знаний, формирования навыков и умений принятия решений в оперативно-служебных ситуациях преподавателям кафедр следует подготовить методическое обеспечение с учетом практической направленности их деятельности в оперативно-розыскных подразделениях, которое возможно использовать преподавателями и обучающимися в учебном процессе при проведении аудиторных занятий и в процессе самостоятельной работы курсантов.

В разработанных методических материалах должна прослеживаться взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами на всех этапах, которые имеют определенную преемственность в процессе формирования знаний и умений обучающегося на разных этапах его подготовки. Вышеуказанные материалы позволят к моменту завершения обучения сформировать у выпускника общекультурные и профессиональные компетенции и подготовить его к служебной деятельности в оперативно-розыскных подразделениях. В данных методических материалах должен прослеживаться комплексный подход взаимосвязей изучаемых дисциплин с этапами формирования общекультурных и профессиональных компетенций у обучающегося.

Для формирования профессиональной компетенции - «способности применять в профессиональной деятельности сотрудника оперативно-розыскного подразделения по усвоению теоретических основ раскрытия и расследования преступлений, а также использования для установления истины по конкретным делам» - мы рекомендуем использовать технико-криминалистические методы и средства, наглядные пособия-имитаторы, компьютерные тестовые системы, тактические приемы проведения следственных действий, формы организации и

методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений в части квалифицированного применения нормативных правовых актов в конкретной сфере профессиональной деятельности. Преподаватели при проведении занятий по дисциплинам «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», «Дознание в органах внутренних дел», «Криминалистика», «Первая помощь», «Судебная медицина и судебная психиатрия» и др. используют инновационные методы обучения в процессе чтения лекций, такие как лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, лекции с вкрапленными заданиями.

Так, например, при изучении темы «Принципы уголовного судопроизводства» по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» преподаватель демонстрирует видеофрагмент по реализации сотрудником полиции принципа неприкосновенности жилища. Курсантам предлагают провести анализ конкретной ситуации и определить правомерность действий сотрудника полиции при нарушении указанного в видеофрагменте конституционного права гражданина. Кроме того, предлагают определить последовательность решений и действий сотрудника уголовного розыска для установления сведений, имеющих значение доказательства при проведении осмотра жилища, обыска в жилище, выемки в жилище. После выступления одного из курсантов преподаватель проводит анализ заслушанного мнения и обоснования, приведенного курсантом для формирования верного подхода и алгоритма профессиональной деятельности сотрудника полиции, который позволит обучаемому при выполнении служебных задач разъяснить гражданам основание для ограничения конкретного конституционного права, последовательности своих действий, направленных на достижение цели уголовного судопроизводства, уголовное преследование лица, совершившего преступление.

В ходе лекции преподаватель приводит кратко в устной форме ситуацию из практической деятельности сотрудника полиции о создании гарантий для обеспечения права подозреваемого, обвиняемого на защиту при пресечении преступления на месте его совершения. При осуществлении анализа курсантом предложенной ситуации преподаватель проверяет владение курсантом положений уголовно-процессуального закона и Федерального закона РФ «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 24.02.2021) и его готовность к принятию решений в данной ситуации по предупреждению совершения новых преступлений и соблюдении права на защиту лица, совершившего преступление. Преподаватель разъясняет курсантам важность выполнения сотрудником оперативно-розыскного подразделения профессиональных задач по раскрытию преступления и соблюдению вышеуказанного принципа уголовного судопроизводства. Аналогичным образом преподаватель с участием курсантов разбирает содержание основных конституционных принципов уголовного судопроизводства.

Для чтения лекции с заранее запланированными ошибками преподавателю следует провести подготовительную работу, которая заключается в необходимости включения в текст лекции определенного количества ошибок, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности сотрудников уголовного розыска. Кроме этого, курсантам перед лекцией в часы самостоятельной работы целесообразно изучить положения темы, которая будет изучена на лекции для получения предварительных знаний. Так, в ходе чтения лекции по теме «Участники уголовного судопроизводства» по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», рассматривая полномочия сотрудников органа дознания, преподавателю важно обратить внимание курсантов на полномочия по проведению процессуальных действий по преступлению, выявленному сотрудником оперативно-розыскного подразделения, и привести конкретную ситуацию из практической деятельности. После обозначения профессиональной ситуации курсантам предлагают самостоятельно завершить ее анализ и обнаружить возможность выполнения процессуальных действий по преступлению, по которому сотрудник полиции проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия. После выслушивания позиции курсанта по данному положению преподаватель проводит анализ суждений курсанта и обращает внимание других курсантов на недопустимость выполнения любых процессуальных

действий в данной ситуации. Преподаватель акцентирует внимание курсантов на профессиональной ситуации, взаимосвязанной с выполнением указаний дознавателя, полученных сотрудником оперативно-розыскного подразделения для выполнения процессуальных действий при расследовании уголовного дела. Одному из курсантов предлагают дать ответ о последовательности своих действий при получении указаний от дознавателя. После заслушанного ответа преподаватель разъясняет курсантам, что для выполнения указаний дознавателя должно быть составлено письменное поручение, направляемое начальнику органа дознания, и в дальнейшем сотрудником уголовного розыска могут быть выполнены процессуальные действия по уголовному делу, а в случае необходимости нарушения конституционных прав граждан при направлении письменного поручения начальнику отдела полиции дознаватель обязан к данному документу приложить постановление судьи о разрешении проведения следственного действия.

Для обеспечения чтения лекции с вкрапленными заданиями преподавателю следует сформулировать задачи для подготовки курсантов во время самостоятельной работы по изучению положений темы, которые будут рассмотрены на лекции, для оптимального выполнения задания в ходе ее. Так, например, при чтении лекции по дисциплине «Дознание в органах внутренних дел» по теме «Возбуждение уголовного дела» преподаватель знакомит курсантов с ситуацией обращения гражданина к сотруднику уголовного розыска по преступлению, которое относится к делу частного обвинения, либо к делу частно-публичного обвинения. Курсантам предлагают определить алгоритм своих действий при приеме заявления по данной категории дел. При получении ответа преподаватель после проведённого анализа разъясняет курсантам, что по этой категории дел сотруднику полиции необходимо учитывать беспомощное состояние заявителя, его материальную и должностную зависимость от лица, совершившего преступление. В случае неустановления вышеуказанных обстоятельств по делам частного обвинения сотрудник полиции предлагает заявителю обратиться с заявлением к мировому судье, к подсудности которого относится заявление о преступлении. Кроме этого, преподаватель демонстрирует аудитории анализ поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и порядок регистрации и разрешения сообщений о преступлениях по различным категориям уголовных дел.

При проведении лекционного занятия по дисциплине «Криминалистика» по теме «Общие положения криминалистической техники и технико-криминалистического обеспечения раскрытия расследования преступлений» посредством использования криминалистических средств и криминалистической техники на учебном занятии возможно реализовать инновационное применение принципа наглядности в рамках лекции-визуализации.

Лекция-визуализация с демонстрацией преподавателем и использованием слушателями криминалистических средств и криминалистической техники способствует формированию у обучающихся навыка преобразования устной информации в визуальную форму, что, в свою очередь, формирует профессиональное мышление за счет систематизации имеющихся знаний. Проблемная ситуация, созданная на лекции, дает психологическую установку на изучение материала. Подобное использование принципа наглядности - последовательная подача информации через ее слуховое, зрительное и тактильное восприятие в совокупности с мыслительной деятельностью способствует более эффективному освоению дисциплины, повышению качества знаний слушателей и мотивации на результаты и достижения в профессиональной служебной деятельности.

При проведении практических занятий по дисциплине «Криминалистика» также возможно применение инновационных методов, таких как «Ролевая игра», «Ситуационный анализ», «Кейс-метод» и др.

Метод ролевой игры наиболее хорошо раскрывается при проведении практических занятий по разделу «Криминалистическая тактика» по таким темам, как «Тактика следственного осмотра», «Тактика обыска и выемки», «Тактика допроса

Библиографический список

и очной ставки», «Тактика предъявления для опознания» и др. При изучении данных тем возможно разделение групп на подгруппы, распределение ролей между участниками и моделирование практических ситуаций, наиболее приближенных к реальным условиям. Для достижения максимального чувства реальности происходящего рекомендуется проводить такие занятия на криминалистических полигонах «Жилая комната», «Магазин», «Офис» и др.

С положительной стороны в рамках подготовки сотрудника оперативно-розыскных подразделений при проведении практических занятий по дисциплине «Судебная медицина и судебная психиатрия» зарекомендовала методика с использованием кейс-метода. Под кейсом при проведении практического занятия понимаем многоэтапный процесс решения ситуации, ограниченный условиями, нормативными документами, поставленными задачами. Так, при проведении занятия по теме «Судебно-медицинская танатология» курсанту необходимо на первом этапе решения кейса заполнить таблицу «Определение давности наступления смерти» с использованием лекционного материала и основной литературы, рекомендованной для подготовки к занятиям. На втором этапе решения кейса курсант получает ситуационную задачу, в которой указана конкретная ситуация по осмотру трупа на месте его обнаружения, указаны трупные изменения, но допущены определённые неточности, требующие от обучающегося внимательного изучения и обнаружения заложенных в задачу неточностей. На третьем этапе решения курсант приводит ответы на вопросы, включённые в кейс. С целью освоения нормативной базы курсанту предлагают воспользоваться нормативными правовыми документами, входящими в особые условия использования кейса. На выходе курсант демонстрирует решение кейса, обосновывая его данными литературы, полученными на первом этапе, сведениями, почерпнутыми из нормативной базы, а также исправляет обнаруженные неточности. Примечательно, что при решении кейса преподаватель выступает в роли куратора, консультанта, но не исправляет обнаруженные ошибки, предлагая проанализировать решение кейса остальным курсантам. Данная педагогическая технология стимулирует творческий подход обучающихся к изучению материала, не позволяет надеяться на готовое решение, но дает возможность услышать альтернативный вариант решения ситуации от других курсантов. Так как кейс составлен из практических задач-ситуаций, данный вид проведения занятия имеет выраженный практико-о-риентированный подход.

Большой интерес и практическую значимость при подготовке сотрудников органов внутренних дел приобрёл метод визуализации при проведении практического занятия по дисциплине «Первая помощь» с курсантами первого курса по вопросу «Порядок и правила осмотра пострадавшего». Данный вопрос требует от обучающегося чёткого знания приказа, согласно которому проводят осмотр пострадавших. Реализация метода требует от преподавателя подготовки тренажёра сердечно-лёгочной и мозговой реанимации и набора «имитаторов ранений и поражений». Один из обучающихся размещает на теле «пострадавшего» раны, не указывая опрашиваемому курсанту место их локализации на теле манекена. Другой курсант, используя знание Приказа Минздравсоцразвития России № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» от 04.05.2012, в соответствии с которым проводит осмотр пострадавшего, обнаруживает «повреждения» на теле. Важно, что в указанной ситуации присутствует соревновательный компонент, стимулирующий использование полученных в ходе самостоятельной подготовки знаний.

Использование преподавателями инновационных методов обучения при проведении лекций, семинарских и практических занятий в сочетании с различными внеаудиторными видами работ позволяет подготовить обучающихся к практической деятельности в оперативно-розыскных подразделениях уголовного розыска.

1. Акзигитов А.Р, Афанасьева А.В., Бузин А.Н. и др. Современная наука: от теории к практике: монография. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2020.

2. Бычков А.В. Практическая составляющая обучения в профессиональной стратегии студента-юриста уголовно-правовой специализации. Юридическое образование и наука. 2010; № 2: 17 - 22.

3. Лаврентьев А.Р О конституционной модели подготовки юристов. Конституционное и муниципальное право. 2013; № 9: 63 - 65.

4. Троян Е.И. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел к комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях: монография. Тюмень, 2019.

5. Хрисанов В.А. Комплексное обучение и воспитание курсантов и слушателей в условиях инновационного развития Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина: монография. Белгород, 2019.

6. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г О формировании отдельных профессиональных компетенций при подготовке участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 128 - 131.

7. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Гг. Инновационные методы в обучении следователей органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 131 - 133.

8. Кочерова Л.А., Шамаев А.М., Нестеренко А.В., Аскаров С.В. Обучение курсантов образовательных учреждений МВД особенностям исследования следов рук, запаховых и ДНК следов человека на огнестрельном оружии. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 132 - 134.

References

1. Akzigitov A.R., Afanas'eva A.V., Buzin A.N. i dr. Sovremennaya nauka: ot teorii kpraktike: monografiya. Pod obschej redakciej G.Yu. Gulyaeva. Penza, 2020.

2. Bychkov A.V. Prakticheskaya sostavlyayuschaya obucheniya v professional'noj strategii studenta-yurista ugolovno-pravovoj specializacii. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2010; № 2: 17 - 22.

3. Lavrent'ev A.R. O konstitucionnoj modeli podgotovki yuristov. Konstitucionnoe imunicipal'noepravo. 2013; № 9: 63 - 65.

4. Troyan E.I. Professional'naya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del k kompleksnym silovym dejstviyam v operativno-sluzhebnyh situaciyah: monografiya. Tyumen', 2019.

5. Hrisanov V.A. Kompleksnoe obuchenie i vospitanie kursantov i slushatelej v usloviyah innovacionnogo razvitiya Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina: monografiya. Belgorod, 2019.

6. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. O formirovanii otdel'nyh professional'nyh kompetencij pri podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii v vysshih uchebnyh zavedeniyah MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 128 - 131.

7. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Innovacionnye metody v obuchenii sledovatelej organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 131 - 133.

8. Kocherova L.A., Shamaev A.M., Nesterenko A.V., Askarov S.V. Obuchenie kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD osobennostyam issledovaniya sledov ruk, zapahovyh i DNK sledov cheloveka na ognestrel'nom oruzhii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 132 - 134.

Статья поступила в редакцию 01.03.21

УДК 373.31

Strelnikova L.N., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department of Primary Education, Stavropol Regional Institute for the Development of Education,

Advanced Training and Retraining of Educatonal Workers (Stavropol, Russia), E-mail: 4strelnikova@mail.ru

Zhuravleva V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Education, Stavropol Regional Institute of Education Development,

Advanced Training and Retraining of Educatonal Workers (Stavropol, Russia), E-mail: vera-zhuravleva@yandex.ru

MODEL OF FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article studies a current problem of forming functional literacy of primary school students. The authors consider and analyze approaches to the definition of the concept and structure of functional literacy. Considerable attention is paid to the characteristics of this category proposed by N.F. Vinogradova. The article describes the model developed by the authors for the formation of functional literacy of primary school children, which is indicative in nature. In the process of its application, the content of individual blocks can be specified or supplemented. In conclusion, the authors suggest that the result of the implementation of the presented model will be an increase in the level of formation of functional literacy of primary school students. The authors conclude that the process of developing functional literacy for junior schoolchildren will be effective, if functional literacy components and their basic characteristics are identified.

Key words: international studies of assessment of quality of education, problems of modern school education, functional literacy, structure of functional literacy, model of formation of functional literacy of primary school students.

Л.Н. Стрельникова, канд. филол. наук, зав. каф. начального образования Ставропольского краевого института развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, Е-mail: 4strelnikova@mail.ru

В.В. Журавлева, канд. пед. наук, доц., Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

работников образования, г. Ставрополь, E-mail: vera-zhuravleva@yandex.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников. Авторами рассмотрены и проанализированы подходы к определению понятия и структуры функциональной грамотности. Значительное внимание уделяется характеристике данной категории, предложенной Н.Ф. Виноградовой. В статье описывается разработанная авторами модель формирования функциональной грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер. В процессе ее применения содержание отдельных блоков может быть конкретизировано или дополнено. В заключение авторами высказано предположение, что результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сформированное функциональной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: международные исследования оценки качества образования, проблемы современного школьного образования, функциональная грамотность, структура функциональной грамотности, модель формирования функциональной грамотности младших школьников.

Сегодня одной из приоритетных целей развития нашей страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года является повышение конкурентоспособности и качества российского образования. Авторы отмечают, что по результатам международных и национальных исследований оценки качества образования у российских школьников на достаточно высоком уровне сформированы предметные знания. При этом задания, предполагающие применение предметных знаний в условиях, связанных с реальными жизненными ситуациями, вызывают затруднения обучающихся. Среди основных направлений совершенствования общего образования РФ выделяют формирование и развитие функциональной грамотности школьников [1 - 7].

Э.П Азимов, А.Н. Щукин включают в содержание понятия «функциональная грамотность» знания, умения, навыки, которые дадут возможность человеку адаптироваться во внешней среде и функционировать в ней [1, с. 342].

А.А. Леонтьев в определении функциональной грамотности делает акцент на постоянности процесса приобретения человеком знаний, умений, навыков и на способности использовать их в реальных жизненных ситуациях [7, с. 35].

Н.Ф. Виноградова представляет функциональную грамотность младшего школьника совокупностью определенных показателей. В качестве основных автор выделяет готовность успешно взаимодействовать с постоянно изменяющимся окружающим миром; возможность решать нестандартные задачи, как учебные, так и жизненные; способность строить социальные отношения в соответствии с нормами и правилами; сформированность рефлексивных умений [2, с. 16 - 17].

Основной вопрос международного исследования PISA позволяет определить функциональную грамотность как совокупность ЗУН (в настоящий момент -компетенций), которые дают возможность человеку полноценно функционировать в современном мире.

Анализируя различные подходы к определению понятия «функциональная грамотность», П.С. Ковалева одной из основных ее составляющих выделяет умение человека использовать знания, умения и компетенции при решении различных задач. По мнению автора, функциональная грамотность, прежде всего,

проявляется в решении нетиповых проблемных задач, которые выходят за пределы учебных ситуаций. Таким образом, с целью оценки уровня функциональной грамотности учителю целесообразно предлагать обучающимся нетипичные задания, связанные с реальными жизненными ситуациями [4, с. 33].

Среди недостатков российского образования на современном этапе Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [2, с. 11] выделяют:

- несформированность у обучающихся умения осуществлять смысловое чтение;

- затруднения при решении задач, предполагающих интерпретацию информации;

- недостаточная сформированность умения осуществлять знаково-сим-волическое моделирование;

- затруднения в решении задач, требующих анализа, обобщения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неумение обучающихся высказывать предположения, строить доказательства.

Изучение обозначенной выше проблемы определило для нас необходимость разработки модели, целью которой является формирование функциональной грамотности младших школьников (рис. 1).

Методологический блок модели включает цель и основные подходы: сис-темно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и аксиологический.

Содержательно-операциональный блок представлен следующими компонентами:

- структура функциональной грамотности младших школьников;

- методы, формы организации обучения, виды заданий;

- обновление учебных и методических материалов;

- повышение квалификации педагогов.

Рефлексивно-оценочный блок включает процедуры контрольно-оценочной деятельности как учителя, так и обучающихся.

В процессе разработки модели мы сочли необходимым более подробно остановиться на характеристике функциональной грамотности, предложенной Н.Ф. Виноградовой. Автор выделяет предметные компоненты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.