Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AXIOLOGY / VALUES / GLOBALIZATION / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES / WORLDVIEW / ETHICS IN THE NETWORK / MASS COMMUNICATION MEDIA / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СЕТЕВАЯ ЭТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнаренко Игорь Анатольевич, Эрдниев Александр Сергеевич

В статье рассматриваются проблемы внедрения современных дистанционных образовательных технологий в систему ведомственного образования. Изучен и обобщен опыт сетевого взаимодействия и его влияние на формирование национальной культуры и мировоззрения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS IN SHAPING THE WORLDVIEW OF MODERN YOUTH. "NETWORK ETHICS" IN DEPARTMENTAL EDUCATION

The article deals with the problems of implementing modern distance education technologies in the system of departmental education. The authors were studied and summarized various experiences of professional interaction in the network and influence of the network-communication on the formation of national culture and worldview of young people.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 37.013.43; ББК 74.48

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10050

© Кушнаренко И.А., Эрдниев А.С. 2020

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION SYSTEMS IN SHAPING THE WORLDVIEW OF MODERN YOUTH. «NETWORK ETHICS» IN DEPARTMENTAL EDUCATION

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Igor A. Kushnarenko,

professor of the department of philosophy Moscow university of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot, doctor of philosophical sciences, associate professor Е-mail: kushnarenko_igor@list.ru

Игорь Анатольевич Кушнаренко,

профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, доцент Е-mail: kushnarenko_igor@list.ru

Alexander S. Erdniev,

deputy head of the faculty of training police officers for divisions for the protection of public order of the Moscow university of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot, Е-mail: konfuci@inbox.ru

Александр Сергеевич Эрдниев,

заместитель начальника факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Е-mail: konfuci@inbox.ru

Для цитирования: Кушнаренко И.А., Эрдниев А.С. Роль информационно-коммуникационных систем в становлении мировоззрения современной молодежи. Психология и педагогика служебной деятельности. 2/2020. С. 102-107. Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

Abstract. The article deals with the problems of implementing modern distance education technologies in the system of departmental education. The authors were studied and summarized various experiences of professional interaction in the network and influence of the network-communication on the formation of national culture and worldview of young people.

Keywords: axiology, values, globalization, distance education technologies, worldview, ethics in the network, mass communication media.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы внедрения современных дистанционных образовательных технологий в систему ведомственного образования. Изучен и обобщен опыт сетевого взаимодействия и его влияние на формирование национальной культуры и мировоззрения молодежи.

Ключевые слова: аксиология, ценности, глобализация, дистанционные образовательные технологии, мировоззрение, сетевая этика, средства массовой коммуникации.

Информатизация общества - процесс не сиюминутный, но поступательный и имеющий глубокие исторические корни. Но именно наши современники оказались свидетелями и участниками подлинного информационного прорыва. Возможности интерактивных технологий и виртуального пространства буквально на глазах значительно возросли. Информация, будучи несомненно идеальной по природе, обрела устойчивый как ресурсный, так и товарный статус. В настоящих условиях информационно-коммуникационные системы становятся основой для формирования мировоззрения молодежи. В этой связи возникает потребность в изучении тех ценностных ориентиров, которые определяют идеологическую и аксиологическую

составляющую процесса взаимодействия в сети. Это позволит сформулировать рациональные идеи и принципы организации взаимодействия в системе ведомственного образования.

Существует мнение, согласно которому историческое научное основание при изучении «сетевых ценностных ориентиров» не является актуальным и значимым [6, 11], и не является тем философским фундаментом, на котором формируется социальная мировоззренческая парадигма. С данным тезисом трудно согласиться. В этой связи уместно сослаться на Д.С. Лихачева, справедливо полагавшего, что XXI век, называемый им веком гуманитарной культуры, в качестве определяющего фактора развития выберет информацию [4].

Философские основания, включающие подходы структурного функционализма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.), теории структурации (Э. Гид-денс), становятся определяющими в анализе социальной природы, структуры и мировоззренческой парадигмы сообществ Шете^пространства [14].

Для системы ведомственного образования (в особенности для ее очной формы) внедрение дистанционных технологий обучения является новым опытом. Современные требования к реализации федеральных государственных образовательных стандартов диктуют необходимость интенсивного и осмысленного использования информационно-коммуникационных систем в образовательном процессе.

В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации и необходимости ограничивать прямое взаимодействие между субъектами педагогического процесса, ведомственные образовательные организации активно внедрили средства удаленной коммуникации в технологическую среду обучения. Но при этом интенсификация внедрения дистанционных образовательных технологий не может не сказаться на качестве образовательного продукта.

На передний план выдвинулась проблема регламентации процесса взаимодействия между педагогами и обучающимися. Используемые каналы связи для большинства представителей профессорско-преподавательского состава оказались чуждой средой, наполненной своими правилами и этическими нормами поведения. Испытываемые заметной частью педагогов психологические трудности в освоении сетевого информационно-коммуникационного пространства привели к возникновению ситуации, в которой уже сами объекты педагогического воздействия становятся реальными проводниками и воспитателями в системе дистанционного обучения. Произошла своего рода субъект-объектная инверсия участников педагогического процесса. В этих условиях приходится констатировать факт неподготовленности педагогов к условиям дистанционного обучения.

Но сложившуюся ситуацию можно трактовать и позитивным образом: как появление «окна возможностей» по созданию современного механизма педагогического взаимодействия, основанного на партнерских отношениях между преподавательским составом и обучающимися. Но при этом условия межличностной коммуникации, организуемой в пока еще неизученной среде, необходимо ограничивать некоторыми нормами поведения. И здесь заслуживает внимания этическая сторона вопроса организации образовательного процесса в ^ете^пространстве.

Динамика развития коммуникационных технологий настолько интенсивна, что постулаты, казалось бы, незыблемые, согласно которым сетевые коммуникации предоставляли «крайне ограниченные возможности самопрезентации», оставляя возможность лишь текстового общения [8], в настоящий момент развились до программного утверждения:»Виртуальная реальность - это технологический и информационный продукт, как «хайтековская» производная, представляет собой совершенно новый мир, в котором могут реализовываться и реализуются такие типы отношений, связей и взаимодействий, которые были немыслимы в реальности традиционного типа» [12]. Современные информационно-коммуникационные системы позволяют передавать не только текстовые сообщения, аудио- и визуализированные объекты, но и всерьез рассматривают возможность передачи посредством каналов связи запахов и эмоций [3].

Потребность в этическом регулировании общественных отношений, возникающих в контексте дистанционного взаимодействия, занимает исследователей сравнительно непродолжительный период времени [4, 10, 13], однако следует отметить тот факт, что некоторые профессиональные сообщества [1, 7, 13] активно внедряют в межличностный диалог нормы культурного общения и этикетные правила сети.

К примеру, система профессионального образования, представленная педагогическим сообществом [15], ориентируется на безусловную необходимость внедрения «единого этического кодекса сетевого общения». Обоснованность применения золотого правила этики в сети обусловлена потребностью сохранения репутационных показателей педагогов и формированием новых социальных ролей при сетевом общении с обучающимися. Е.Г. Ямщикова справедливо замечает, что для современной молодежи средства массовой коммуникации являются некой «привычной средой обитания», при этом социальная сеть зачастую оказывается враждебной для традиционной педагогики. В этой связи важнейшими элементами модели поведения в сети выступают «социальные принципы сетевой этики», к которым относятся: принцип личной свободы, принцип здорового консерватизма, самосохранение сетевых сообществ.

Педагогическое сообщество ряда ведущих образовательных организаций за непродолжительный период времени организации дистанционного обучения сформировало достаточно эффективную систему коммуникации с обучающимися, что безусловно позитивно повлияло и на компетентность

общения в сети. Вместе с тем, профессиональная образовательная среда выделяет ряд вызовов, связанных со снижением уровня прямого контакта и развития индивидуализма у обучающихся. Фокус большинства проблем связан с необходимостью развития у обучающихся механизмов формирования критического отношения к получаемой информации и обоснованной точки зрения,согласно которой дистанционные образовательные технологии в полной мере не способны заменить традиционную педагогику.

Все больше современных педагогов в Internet-технологиях видят не риски, но новые возможности [12, 13]. Широкий спектр возможностей по формированию профессиональных компетенций юристов предлагают учебные Internet-проекты [12]. По мнению Н.С. Петрищевой, компонентный состав социокультурных компетенций будущего квалифицированного специалиста формируется посредством анализа правовых реалий контактирующих национальных культур. При этом эффективность и результативность педагогического процесса достигается вследствие использования «технологии обучения в сотрудничестве». Internet, его поисковые системы и средства социальной коммуникации выступают в качестве инструмента получения первичной информации. В такого рода образовательном процессе педагог формирует вектор и строит некую «область поиска» для обучающегося, корректирует конечный результат. Движение же в сформированном «образовательном пространстве» обучающийся осуществляет самостоятельно.

Заслуживает внимания исследование воспитательных возможностей Internet-пространства, осуществленное О.Ю. Поддубной [13]. Автор выделяет следующие принципы и свойства современных информационно-коммуникационных систем: напряженность, интерактивность, отсутствие географических границ, открытость, динамичность развития. Важнейшим педагогическим условием сотрудничества и партнерства автор определяет-системность и постоянство использования ресурсов сети Internet и, для успешного достижения целей, созданную педагогом карту образовательного пространства сети Internet, «систематизированный перечень сайтов, отобранных в соответствии с дидактическими принципами, апробированных преподавателями на практике в ходе многолетней работы и представленных с аннотацией для дальнейшего использования в педагогической деятельности».В качестве блоков педагогического взаимодействия выделены:

— целевой - цели и задачи взаимодействия в сети;

— организационный - стратегия и тактика достижения цели;

— коммуникативный - алгоритм взаимодействия в сети Internet;

— рефлексивный - анализ функционирования субъектов по достижению педагогических результатов.

Позиция исследователя [13, С. 58] при внедрении рассматриваемой образовательной технологии определяет необходимость формирования нравственного мышления у обучающегося и необходимости гармонизации «образовательно-воспитательного пространства сети Internet» с общесоциальными нравственными ценностями.

Примечательным для нас является отношение профессионального сообщества юристов [9] в вопросах реализации публичных правоотношений в сетевом ресурсе. Бесспорно определение социальных сетей, как постоянного публичного пространства. Вместе с тем, перенос универсальных правил поведения в обществе в виртуальное пространство обусловлен рядом рисков.

Часть 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации [1] гарантирует каждому свободу слова и мысли. Виртуальное пространство является средством и способом выражения свободной воли, внедрение же этических кодексов, обладающих в первую очередь обязывающе-ограничительным характером, ограничивает в конституционных правах граждан. Однако, выступая в публичном пространстве, личность ассоциирует себя с определенной социальной группой, будь то профессиональное сообщество, семейное или по иным признакам принадлежности, что характерно и для традиционного взаимодействия. Данное условие диктует необходимость контроля в использовании технологий социальных медиа для сохранения собственной репутации. Этический кодекс адвоката [2] является ярким примером регулирования публичности и действия в виртуальном пространстве. Принципы поведения правоведа в социальных сетях идентичны нормам, определенным в Кодексе: независимость, честность, ответственность, конфиденциальность, сохранение доверия общества и линии поведения.

Новая культурная и мировоззренческая парадигма [3, 5, 7, 8, 10] формируется под воздействием современных коммуникационных технологий. Система взаимодействия Inetrnetпереросла из поискового ресурса в «культурное пространство» [6]. Характерными признаками internet-ресурсов исследователи определяют: популярность, доступность, оплачиваемость любой востребованной информации. Фактическая анонимность и обезли-

ченность пользователей, творческие акты самореализации определяют новый «Internet-культурный феномен», который в свою очередь ложится в основу формирования нового типа мировоззрения, основанного на свободе самовыражения. В обозначенных условиях Internet становится способом и механизмом синтеза противоречивых культур и точек зрения на проблему бытия, определяя новые философские течения.

Опасность бесконтрольного влияния информации на неподготовленное сознание молодежи определяет предмет исследования С.А. Гадери [3]. Авторсфокусировал внимание на проблеме интенсивного изменения отношения к устоявшимся знаниям и догматам. Однако, в данных условиях находит яркое проявление субъект-субъектное отношение между педагогом и обучающимся. Тенденция к общему развитию и саморегулированию обучения определяет роль преподавателя, как «консультанта», а искатель знаний уже самостоятельно определяет вектор развития, свои сильные и слабые стороны.

Определяя новые горизонты в культурном развитии, современные информационно-коммуникационные системы изменили привычные формы трудовой деятельности, повлияли на модифицирование организационных и управленческих структур [5]. Справедливо высказывание В.П. Гончарова: «Как принципиально новое средство коммуникации, Internet качественно изменил сам процесс производства и потребления культурной информации, предоставив человеку широкий спектр новых возможностей для ее поиска, использования и производства. Internet способствует формированию новых способов и форм самореализации личности, и эта проблема также нуждается в философском анализе». Разрушая привычные действующие культурные маркеры, ориентирующие личность в объективной реальности, Internet размывает «базовые принципы структурирования культуры». Ограничивая прямой контакт, современные технологии взаимодействия при этом способствуют развитию новых типов коммуникации, новых типов личности, нуждающихся в постоянном общении с окружающей средой. При этом новая сущностная характеристика глобальной семиосферы определяет ничтожность смысловой границы между различными культурами, растворяет принципы устной и письменной грамматики, разрушая понимание «правильности» и «неправильности» использования элементов устной и письменной речи. Новое культурное творчество определяется «виртуальной самопрезентацией», в качестве способа и формы используя информационно-коммуника-

ционные технологии, в некоторых случаях формируя жизненную Я-концепцию.

Возможность не только усваивать и перерабатывать информацию, используя при этом неограниченный ресурс «цифровой ноосферы», вмещающей в себя практически все культурное наследие человечества, но и выполнение иных действий, создавая новые объекты, определяет популярность данного средства коммуникации и, в конченом итоге, его влияние на формирование мировоззрения личности.

Еще одним определяющим фактором «циф-ровизации социума» вообще и образовательного пространства в частности, является формирование клипового мышления [11], как инструмента поиска и переработки значительного объема информации. При этом в качестве негативного фактора «клиповой» формы восприятия реальности выделяется снижение аналитических навыков, критического мышления и рефлексии.Справедливо мнение В.Л. Измагуровой в отношении информационно-коммуникационных систем: «Происходит ускорение развития общественного сознания всилу ускорения обмена информацией и появления новых возможностей взаимного обогащения мировоззрений. Вместе с тем, это означает, что ответ-ственностькаждого из нас повышается: необходимо четко определить, какую информациюмы выбираем и транслируем другим» [7, С. 67]. Трансляция персональных убеждений предполагает наличие устойчивой системы ценностей и мировоззрения, основополагающей позицией при этом должна выступать потребность в предоставлении духовного блага. В данном случае использование Кодекса информационной этики [16] является не возможным условием развития межличностных коммуникаций, но потребностью и необходимым условием эволюции общества. Четыре важнейших принципа этического взаимодействия в сети, по мнению В.Л. Изма-гуровой, должны определять механизмы межличностного взаимодействия, к ним относятся: privacy (тайна частной жизни); accuracy (точность в выполнении инструкций по эксплуатации систем и обработке информации); property (неприкосновенность частной собственности); accessibility (право граждан на доступность информации).

Обращает на себя внимание позиция И.А. Ка-зинской в вопросах выполнения социальных функций современными информационно-коммуникационными технологиями [8]. Социальные функции к сети Internet переходят за счет их отчуждения. Сфера услуг ранее рассматривалась в качестве вторичной по отношении к материальному производству, в настоящий момент такие сферы, как: до-

суг и рекреация, коммуникация рассматриваются обособленно от физической личности, переходя в виртуальное пространство.

Говоря о приобретении устойчивых ценностных регулятивов, следует обратить внимание и на феномен «социализации в сети» [10], т.е. процесс вхождения индивида в виртуальную социокультурную среду «посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований». П.А. Константинов выделяет три типа социализации, основанных на выборе форм передачи информации, санкционированных коммуникативных практик: 1) социализация, при которой теряются или деформируются ранее приобретенные ценности; 2) социализация, при которой новые ценности синтезируются с ранее существовавшими; 3) социализация, при которой формируются новые практики и ценностные ориентиры. В качестве индикатора выступает уровень «электронной культуры» индивида.

Сетевые сообщества как устоявшиеся социальные системы являются некой платформой проявления человеческой субъектности. Д.А. Харченко, изучая типологию, структуру и иерархию сетевых сообществ через призму социально-сетевой теории [14],выделил ряд их основных черт (рис. 1):

сложившиеся по интересам социальные группы

отношения регулируются посредством внутренних правки и кодексов, национальные нормы права являются внешним фактором

Рис. 1. Характеристика сетевых сообществ

Определяющими признаками всех сетевых сообществ являются три обстоятельства. Все сетевые сообщества формируются на основании общих интересов. Отношения микро-коллектива регулируются внутренними правилами и нормами этического поведения, при этом все формально существующие правила, к которым относятся национальные нормы права, международные правовые нормы, различные деонтологические документы, этические кодексы являются внешними по отношению к сложившейся системе нормативных ориентиров и не всегда соблюдаются в полной мере членами микро-социальной группы. Микро-соци-

альные группы конструируют поведение внутри глобальной сети на основании универсальных сетевых правил и образуют «^ете^социум», выражая социальность «нового типа».

Подводя итог вышеизложенному, следует сделать ряд выводов. Наполнение медиа-пространства образами и картинками приводит к тенденции смещения в сторону визуального канала в процессе обработки информации и, в конечном итоге,начинает превосходить словесно-текстовую систему коммуникации [4]. Мультимодальное социальное взаимодействие обусловлено внедрением системы знаков и обозначений для передачи значимой информации в коммуникационном пространстве. Новые средства массовой информации, конструируя представления о существующей реальности, используя при этом бесконечное количество форм и образов, оказывают существенное влияние на формирование культурного кода глобального социума.

Классический инструментарий учебного процесса все чаще подменяется интерактивным образовательными технологиями, мультимедийные технологии постепенно становятся доминирующим средством передачи новых знаний. Сетевое медиа-пространство постепенно вытесняет традиционные средства массовой информации. Доступность и легкость получения желаемых знаний приводит к «фрагментации мышления». Современные сетевые коммуникации, безусловно, сказываются на ускорении глобализационных процессов, смещая практики удовлетворения потребностей в сторону формирования глобальных ценностей, культуры и традиций.

Современная система образования обусловлена тенденцией перехода от субъект-объектного подхода к принципу педагогического взаимодействия, в котором зачастую обучаемый обладает большими знаниями и компетенциями по использованию воспитательной и обучающей среды. Для успешного выполнения образовательной миссии современному профессорско-преподавательскому сообществу необходимо интегрироваться в существующие условия коммуникации и принимать те правила, которые продиктованы рациональной целесообразностью. При этом потенциал информационно-коммуникационных систем возможно эффективно использовать для достижения педагогических целей при выполнении принципов взаимодействия в сети и норм сетевой этики.

Внедрение новых интерактивных технологий, основанных на сетевых коммуникациях, в образова-

малые сообщества формируют мнкросоцнальные группы, мнкросоциальные группы образуют Iutemet-соцнум

тельный процесс требует от педагогов приобретения не только соответствующих навыков, но и изучения правил сетевой этики. Современные коммуникативные реалии требуют соблюдения от всех участников образовательного процесса аксиологических норм и нравственных ориентиров, присущих традиционной педагогике. Социальные роли в виртуальном пространстве должны оставаться теми же, что закреплены в реальной жизни, при этом необходимо организовывать профессиональную деятельность на основе социального партнерства между всеми субъектами образовательного процесса.

Internet - как глобальный социокультурный феномен - служит платформой для формирования ценностных ориентиров и установок у современной молодежи, побуждая к поиску новых знаний и способствуя формированию активной жизненной позиции. Приобретая возможность преодоления ощущения бессилия в глобализирующемся мире посредством сетевых технологий, современный молодой человек видит возможности укрепления и поддержания собственной идентичности. Социальный уровень сетевых коммуникаций, являясь неким виртуальным повторением существующей объективной реальности, постепенно развивается, формируя персональную, отделенную от физического мира основу.

Отгораживаться от существующих реалий системе ведомственного образования нецелесообразно, при этом важно сформулировать правила взаимодействия, основанные на профессиональных этических требованиях к поведению сотрудника полиции и нормах этики, присущих глобальным сетевым платформам.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета. Федеральный выпуск № 0(4831) от 21 января 2009 года.

2. Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года (с изменениями и дополнениями, утвержденными вторым Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск № 0 (3891) от 5 октября 2005 года.

3. Гадери С.А. Влияние Internetа на морально-духовные и социальные ценности студенческой молодежи (на примере вузов Исламской Республики Иран) : автореф. дис. ... канд. педагог. наук. -Душанбе, 2013.

4. Голубева С.Л. Трансформация культуры в системе Internet-коммуникаций : дис. ... канд. философ. наук. - СПб., 2017. - 242 с.

5. Гончаров В.П. Internet как фактор трансформации культуры и личностной самореализации: философский анализ : дис. ... канд. философ. наук. - Ростов н/Д, 2012. - 117 с.

6. Губанова О.А., Куршев П.Н., Кириллов Г.М. Internet-культура как информационно-коммуникативная среда XXI века // Скиф. -2020. - № 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/internet-kultura-kak-informatsionno-kommunikativnaya-sreda-hhi-veka.

7. Измагурова В.Л. Этические аспекты влияния Internet-общения на развитие сознания // Комму-никология. - 2017. - № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/eticheskie-aspekty-vliyaniya-internet-obscheniya-na-razvitie-soznaniya.

8. Казанская И.А. Социальные функции Internet-технологий : дис. ... канд. философ. наук. -М., 2011. - 190 с.

9. Касьянова М.Н., Рожкова А.А. Этика в сети: адвокатура и Internet // Судебная власть и уголовный процесс. - 2016. - № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/etika-v-seti-advokatura-i-internet.

10. Константинов П.А. Социально-философский анализ функционирования Internet-сообществ : дис. ... канд. философ. наук. - Красноярск, 2010. - 176 с.

11. Мационг Е. Думай, как бот. К чему нас приведет клиповое мышление - деградации или сверхспособностям? // Российская газета. Неделя - Урал. -№ 94(7557) от 2 мая 2018 года.

12. Петрищева Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «юриспруденция» посредством учебных Internet-проектов: английский язык : дис. ... канд. педагог. наук. -М., 2011. - 202 с.

13. Поддубная О.Ю. Образовательно-воспитательное пространство Internetа как средство развития информационной культуры студентов : дис. ... канд. педагог. наук. - Рязань, 2010. - 264 с.

14. Харченко Д.А. Социально-философские аспекты анализа сетевых сообществ Internetа : дис. ... канд. философ .наук. - Краснодар, 2015. - 184 с.

15. Ямщикова Е.Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде // ЧиО. -2017. - № 1 (50). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-formirovaniya-setevogo-etiketa-i-professionalno-eticheskih-kachestv-pedagogov-v-informatsionnoy-srede.

16. Ethical code of Information society. 36 general conference of UNESCO. http://unesdoc.unesco.org/ images/0021/002126/212696e.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.