Научная статья на тему 'Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания'

Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2094
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ / DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / КОММУНИКАЦИОННЫЕ РИСКИ / COMMUNICATION RISKS / КОНТЕНТНЫЕ РИСКИ / CONTENT RISKS / СЕТЕВАЯ ЭТИКА / NETWORK ETHICS / INTERNET OBSHENIE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Измагурова Виктория Леонидовна

В результате развития современных ИКТ (инфокоммуникационных технологий) общение и, в частности, обмен информацией приобретают не только новую форму, но и новое содержание. Такая трансформация происходит, в первую очередь, под воздействием общения, опосредствованного Интернет. В связи с активным внедрением ИКТ в частную и общественную жизнь актуальным для исследователей вопросом становится влияние современных технологий Интернет-общения на социализацию субъекта, которую можно назвать инфосоциализацией. Специфика формы общения в Интернете заключается в следующем: невидимость и анонимность субъекта коммуникации; слабая регламентированность поведения; возможность выбора среды общения, способов самопрезентации, ощущение вседозволенности. Характерно появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, возможность знакомиться с информацией частного характера. Очевидно, что новый способ коммуникации Интернет глубоко и радикально меняет не только форму коммуникации, но и ее содержание. Открытость человека в сети, причем часто в том случае, когда он выступает инкогнито, скрываясь за ником, позволяет ему заявлять о своих потребностях, эмоциях, непосредственно выражать их, в том числе, игнорируя нормы этики и морали. Продуктивное применение ИКТ предполагает деятельность на основе осознания своей системы ценностей, гармонизации иерархии потребностей. В частности, осознания базовой потребности в общении, в действии для Другого. Это позволяет выбирать и создавать информацию в Интернете, способствующую достижению конструктивных целей; определять развивающий круг общения, формировать оптимальные референтные группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical aspects of influence Internet communication on the development of consciousness

As a result of the development of modern ICT (infocommunication technologies), communication and, in particular, the exchange of information acquire not only a new form, but also new content. This transformation takes place, first of all, under the influence of communication, mediated by the Internet. In connection with the active introduction of ICT in private and public life, the actual issue for researchers is the influence of modern Internet communication technologies on the socialization of the subject, which can be called info-socialization. Specificity of the form of communication on the Internet is as follows: the invisibility and anonymity of the subject of communication; Weak regulation of behavior; The choice of a communication environment, ways of self-presentation, a sense of permissiveness. On the Internet we have social uncertainty of role behavior, violation of the usual subordination, the opportunity to get acquainted with information of a private nature. It is obvious that the new way of communication the Internet changes deeply and radically not only the form of communication, but also its content. The openness of a person in the network, and often in the case when he appears incognito, hiding behind a nickname, allows him to declare about his needs, emotions, expressing them directly, in particular, ignoring the norms of ethics and morality. Productive use of ICT based on the realization of human value system, harmonization of the hierarchy of needs. Including, awareness of the basic need for communication, in action for the Other. This allows us to select and create information on the Internet that contributes to the achievement of the constructive goals; Determine the developing circle of communication, form optimal reference groups.

Текст научной работы на тему «Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания»

■ ■ ■ Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания

Измагурова В.Л.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Аннотация. В результате развития современных ИКТ (инфокоммуникационных технологий) общение и, в частности, обмен информацией приобретают не только новую форму, но и новое содержание. Такая трансформация происходит, в первую очередь, под воздействием общения, опосредствованного Интернет. В связи с активным внедрением ИКТ в частную и общественную жизнь актуальным для исследователей вопросом становится влияние современных технологий Интернет-общения на социализацию субъекта, которую можно назвать инфосоциализацией. Специфика формы общения в Интернете заключается в следующем: невидимость и анонимность субъекта коммуникации; слабая регламентированность поведения; возможность выбора среды общения, способов самопрезентации, ощущение вседозволенности. Характерно появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, возможность знакомиться с информацией частного характера. Очевидно, что новый способ коммуникации - Интернет - глубоко и радикально меняет не только форму коммуникации, но и ее содержание. Открытость человека в сети, причем часто в том случае, когда он выступает инкогнито, скрываясь за ником, позволяет ему заявлять о своих потребностях, эмоциях, непосредственно выражать их, в том числе, игнорируя нормы этики и морали. Продуктивное применение ИКТ предполагает деятельность на основе осознания своей системы ценностей, гармонизации иерархии потребностей. В частности, осознания базовой потребности в общении, в действии для Другого. Это позволяет выбирать и создавать информацию в Интернете, способствующую достижению конструктивных целей; определять развивающий круг общения, формировать оптимальные референтные группы.

Ключевые слова: Интернет-общение, Интернет-коммуникация, развитие сознания, информационное общество, коммуникационные риски, контентные риски, сетевая этика.

Для цитирования: Измагурова В.Л. Этические аспекты влияния Интернет-общения на развитие сознания. Коммуникология. Том 5. №4. С. 59-70 DOI 10.21453/2311-30652017-5-5-59-70

Сведения об авторе: Измагурова Виктория Леонидовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры организационного проектирования систем управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), доцент МЭИ (ТУ). Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр.1. Тел.: +7(499)956-90-21. E-mail: izmagurova@mail.ru.

Интернет как новый опосредствующий компонент в развитии сознания

Общение определяется исследователями в социальной психологии как многогранный феномен, состоящий из 3-х компонентов: коммуникации, интеракции и социальной перцепции. Интеракция - процесс взаимодействия в процессе общения, социальная перцепция - восприятие общающимися друг друга, и коммуникация - обмен информацией в ходе взаимодействия [Андреева]. Все три грани общения тесно взаимосвязаны и взаимообусловены, и в процессе реального взаимодействия их сложно отделить друг от друга, скорее, их различение производится в исследовательских целях. Достаточно часто общение и коммуникацию рассматривают как тождественные понятия. В связи с развитием современных ИКТ (инфокоммуникационных технологий) общение и, в частности, обмен информацией приобретает не только новую форму, но и новое содержание. Такая трансформация происходит, в первую очередь, под воздействием общения, опосредствованного Интернет.

Интернет-общение, в наибольшей мере представленное как коммуникации в социальных сетях, создает новые перспективы для общающихся, так как в этой среде есть возможность взаимодействовать, не раскрывая своей личности, общаться с широким кругом Интернет-знакомых (сетевых друзей) вне территориальных границ, с разными по социальному статусу людьми, и мгновенно распространять появляющуюся информацию. Эти факторы формируют информационно перенасыщенную среду, а человек, постоянно пребывающий в ней, незаметно для себя начинает зависеть от нее: социальные сети, возможность постоянно находиться в контакте буквально со всем миром, быстро находить необходимую информацию, обмениваться сообщениями и др., - становятся элементом, опосредствующим в конечном итоге не только процессы общения, но также и развитие сознания.

Факт опосредствующего влияния социума на развитие ВПФ (высших психических функций): человеческие память, внимание, восприятие, мышление в онтогенезе и филогенезе обосновывает Л. С. Выготский в разработанной им культурно-исторической концепции. Взаимодействие со взрослым, в которое включается ребенок, влияет на его социализацию - «врастание» в социум через освоение социальных норм и способов взаимодействия. Процесс социализации большей частью осуществляется в детстве и продолжается в течение всей жизни человека под влиянием значимых для него коммуникативных взаимосвязей. Под их воздействием формируются мировоззрение и сознание как система устойчивых смысловых установок. В социальной психологии группа, на чьи нормы и ценности ориентируется субъект в своих поступках и действиях, называется референтной. Члены референтной группы отличаются тем, что их жизненные установки соответствуют основным потребностям и ценностям субъекта. Установки и ценности, сформированные в детстве, становятся незаметными для их носителя. Они как бы накладываются на окружающий мир, структурируя его восприятие. Итак, «картина мира», создаваемая субъектом, отражает со-

держание и форму коммуникаций, в которые он был «включен» в течение своей жизни. Все эти факты показывают ведущую роль коммуникаций в формировании и развитии сознания. В связи с активным внедрением ИКТ в частную и общественную жизнь актуальным для исследователей вопросом становится влияние современных технологий Интернет-общения на социализацию субъекта, которую можно назвать инфосоциализацией.

Практически с самого рождения современные высокие технологии входят в жизнь человека и становятся опосредствующим компонентом в формировании ВПФ. Это, конечно, приводит к их значительным изменениям. В частности, меняется структура памяти. Человек запоминает уже не саму информацию, а путь к ней в сети. Меняется восприятие, его темпы значительно ускоряются, вместе с тем оно неизбежно становится более поверхностным. Это приводит также к изменению процессов мышления, возникает известный феномен клипового мышления [16], заключающийся в поверхностности переработки информации. Изменяется внимание: повышается внимание к деталям. Меняются также эмоционально-личностные процессы: мировоззрение субъекта во многом выстраивается на основе интерпретации тем, обсуждаемых в Интернете; выводы и обобщения часто проводятся в условиях дефицита информации и отсутствия данных относительно ее достоверности, а также достаточно высокого уровня агрессии в киберпространстве.

Также необходимо отметить, что информационная среда создает риск исчезновения частной жизни. Действительно, многие пользователи выкладывают в сеть не только места, в которых они побывали, но также и свои переживания, описание частных моментов жизни. Следствием такой сетевойоткрытости становится феномен десакрализации частной жизни, и даже ее глубоко личных моментов. Означает ли это, что человек лишается части своей личности, что у него не остается глубоких сакральных переживаний, а общение становится поверхностным? Действительно, вместо общения личностей, обладающих глубоким внутренним миром, происходит обмен впечатлениями с близкими по склонностям к тем или иным впечатлениям знакомыми в Интернете. Подобные условия создают определенный суррогат общения в форме обмена контентом. Пользователь сети относится к информации как потребитель, информация - средство удовлетворения его потребностей. Причем, качество потребностей может не оцениваться с точки зрения морали и этики. В настоящее время Интернет во многом - это среда вседозволенности, поэтому любое проявление пользователя рассматривается как допустимое. Конечно, общение в Сети также регламентируется некоторыми правилами, но это не правила этики, а скорее правила геймера.

Подводя итоги, следует отметить, что с одной стороны, Интернет как новое средство коммуникации расширяет познавательные способности человека, скорость переработки информации, и является возможностью для его активного творческого развития. С другой - Интернет определенным образом программирует сознание, в результате чего виртуальный мир с его особыми правила-

ми может подменять собой духовный мир субъекта. Приоритет в выборе виртуального мира определяется, вероятно, чувством комфорта, которое подкрепляет обращение субъекта к виртуальной среде, способной как джин из бутылки воплотить и удовлетворить любые его желания практически непосредственно в момент их возникновения. В то время как обращение к своему внутреннему миру часто требует усилий: интеллектуальных, эмоциональных, моральных, и неизбежно вызванную ими необходимость выйти из зоны комфорта. Оно может привести к осознанию необходимости меняться внутренне - трансформировать свои жизненные установки, в противоположность возможности быстро знакомиться с большим количеством новой информацией, практически не перерабатывая ее.

Риски коммуникаций в Интернет-среде

В процессе исследования феномена Интернет-комуникаций возникают вопросы: являются ли современные ИКТ новыми средствами развития или же средствами манипуляции нашим сознанием?

Специфика формы общения в Интернете заключается в следующем: невидимость и анонимность субъекта коммуникации; слабая регламентированность поведения; возможность выбора среды общения, способов самопрезентации, ощущение вседозволенности. Характерно появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, возможность знакомиться с информацией частного характера. Очевидно, что новая форма коммуникации - Интернет - глубоко и радикально меняет не только форму коммуникации, но и ее содержание. Открытость человека в сети, причем часто в том случае, когда он выступает инкогнито, скрываясь за ником, позволяет ему заявлять о своих потребностях, эмоциях, непосредственно выражать их, в частности, игнорируя нормы этики и морали.

Общение в Интернете приводит к появлению 4-х видов риска: технических, рисков в сфере потребления, коммуникационных и информационных (контент-ных) рисков [15]. Технические риски: вероятность повреждения программного обеспечения компьютера и хранящейся на нем информации, нарушения ее конфиденциальности или взлома аккаунтов, хищения паролей и персональной информации посредством вредоносных программ. Риски в сфере потребления: вероятность приобретения некачественных товаров и услуг через Интернет, различные виды финансового мошенничества. Коммуникационные риски: возникающие в процессе общения и межличностного взаимодействия пользователей в сети интернет - троллинг, кибермоббинг (кибербуллинг), сексуальные домогательства и др. Троллинг - нарушение этики сетевого взаимодействия, проявляющееся в различных формах провокативного: агрессивного, издевательского и оскорбительного - поведения. Прямой троллинг: оскорбления участников, нарушение правил ресурса, подстрекание. Замаскированный троллинг: сообщения не по теме, возвращение к другой острой теме, завуалированные нега-

тивные сообщения. Кибермоббинг (кибербуллинг) - агрессивные, умышленные действия, совершаемые одним человеком или группой лиц систематически на протяжении длительного времени с ИКТ, в отношении того, кто не имеет возможности защитить себя в актуальной ситуации.

Контентные риски: вероятность столкновения с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией. Источники контентных рисков: плюрализация этических норм в условиях нестабильности мира; избыток информации; несфор-мированность навыков по выбору необходимой в данный момент информации. Виды контентных рисков в сети, воздействие которых опасно для детей: информация, вызывающая желание употреблять наркотические средства, психотропные вещества, табачные изделия; побуждающая к совершению преступления или иного общественно опасного деяния; содержащая порнографические материалы и (или) эротику; дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения и др. [14].

Современные исследователи изменений, происходящих в нашем обществе и культуре под воздействием ИКТ, отмечают, что при росте уровня информированности, интеллекта людей, уровня достатка, происходит снижение способности к сопереживанию и любви, духовного отношения к миру. Ядро духовности - выход человека за пределы индивидуальной жизни, ориентация на общее благо, направленность на Другого, а не на себя. В условиях современной цивилизации традиции, идеи и ценности, не взаимосвязанные с выгодой и эффективностью, теряют свое значение [10]. По сути, духовность означает саму способность человека ориентироваться на ценности и руководствоваться ими в своих действиях, вопреки необходимости действовать в соответствии с требованиями ситуации, стремясь к личной безопасности и комфорту [11]. Именно эта способность отличает человека от животного: «Сведи к необходимостям всю жизнь, и человек сравняется с животным» (У. Шекспир «Король Лир». Акт 2, сцена 4. Пер. Б. Пастернака).

Индивидуализм членов современного информационного общества, который неизбежно возрастает в связи со снижением ценности действовать для других, преодолевается технологически - практически вынуждая людей стать постоянными пользователями ИКТ, стать членами Сети. Сама востребованность ИКТ в этом контексте выражает одну из ведущих потребностей человека: наряду с познавательной, это - потребность в общении. Возрастающий индивидуализм, и в то же время присутствующая у человека потребность в общении, потребность в Другом создают внутреннее напряжение, внутренний конфликт, для разрешения которого должны быть выработаны социокультурные механизмы. Во многом эти механизмы вырабатываются стихийно. В результате происходит формирование мира, где нет ярких границ не только между человеком и техникой, но также размываются нравственные, этические ориентиры. Насколько мы можем считать такую реальность миром возможностей? Скорее, это мир виртуальности, где возможности человека управлять своей жизнью, свобода делать те или иные выборы на основе значимых ценностей замещается псевдосвободой практически

мгновенного удовлетворения возникающих сиюминутных желаний - в силу развития высоких технологий, чутко настраивающихся на нужды потребителя. При этом человек не замечает оборотной стороны этого процесса - он все больше привязывается к виртуальному источнику своих удовольствий, пока в итоге реальная личность не замещается виртуальным образом соцсетей. Виртуализация образа жизни приводит к ряду нежелательных последствий [Баева] снижению ценности реального мира в сознании и жизни человека; ослаблению реальных коммуникаций, снижению личной ответственности за действия в виртуальном мире; незащищённости личности в информационном пространстве; утрате доверия к научному знанию, мифологизации мировоззрения (в силу появления проблемы невозможности отличить ложную информацию от достоверной), усилению этического и нравственного плюрализма, замене моральных регуляторов правилами «пользователя». Помимо социальных проблем, возникающих в условиях информационной культуры, появляются также проблемы на личностном уровне: утрата границ реальности, одиночество в сети, зависимость от виртуального взаимодействия.

Еще в конце 1940х годов 20-го века Норберт Винер предугадал, что интеграция в общество новых информационных технологий повлияет на все сферы жизни человека, понадобится не одно десятилетие направленной деятельности для формирования и утверждения осознанной и принимаемой большинством системы ценностей нового общества [Винер].

Проблема становления норм этики информационного общества

Можно констатировать, что наше общество является информационным, так как в нем виртуальный образ жизни если и не преобладает над реальным, то занимает значимое положение. Развитие информационного общества неизбежно ведет к появлению новых этических проблем. В силу того, что значительная часть коммуникаций переместилась в киберпространство, появляется необходимость в новом виде этики, задача которой состоит в том, чтобы обеспечивать права и свободы граждан в виртуальной сфере деятельности. В настоящий момент этические правила информационного общества находятся на этапе становления, в то время как постоянно осуществляемое виртуальное взаимодействие во многом происходит вне общепринятой этики или имеет свою специфику и правила.

Теоретики постиндустриализма и информационной волны Д. Белл, Э. Тоф-флер, М. Кастельс, П. Дракер, Й. Масуда [Белл, 16, Кастельс, 7, 19], изучая специфику морали современного общества, отмечали такие ее черты как эклектичность, плюралистичность и ситуативность, а также определили следующие тенденции современного общества: преобладание гедонистических ценностей над социальными и нравственными; культ потребления, удовольствия и нарциссизма. Исследователи характеризуют ситуацию, связанную с современным развитием информационного общества как нормативный кризис, когда максимальная свобода не оборачивается высокой степенью ответственности, а создает вызовы морали и этике нового мира [Баева, Жилкин, 10].

Современные ИКТ предъявляют достаточно высокие требования, с одной стороны, к этическому уровню личности, а с другой - к уровню владения навыками применения ИКТ Зачастую человек обладает только одной из двух этих граней, в то время как обе необходимы для того, чтобы стать членом референтной группы в процессе инфосоциализации. Воспитатели, родители, учителя, преподаватели недостаточно часто, по сравнению с младшим поколением, обращаются к ИКТ, и не всегда могут свободно применять их для решения задачи помощи в инфосоциализации новых поколений. Постфигуративный тип культуры в 21-м веке сменился префигуративным [13]: важные для жизни в современном обществе знания и навыки передаются не от старшего поколения к младшему, а напротив: от младшего к старшему. З. Бауман, как известно, применял для описания современного общества метафору «текучая современность», обозначая тем самым огромную скорость происходящих изменений. Также для современного социума характерна высокая неопределённость как индивидуальной, так и социальной жизни [Бауман]. В этих условиях для адаптации к постоянным изменениям необходимо наличие специалистов, которые могут способствовать адаптации и легко осваивать новые технологии. Ими становится, как правило, поколение, одновременно с которым возникли эти технологии. Этот факт приводит к определенному снижению авторитета старших, которые уже не могут выполнять роль учителей в такой значимой сфере жизни как виртуальная. В то же время существует группа специалистов, которая, обладает высокоразвитыми навыками применения современных ИКТ. Некоторые из них имеют выраженные девиант-ные наклонности (например, хакеры), и именно они имеют возможность активно воздействовать на процессы инфосоциализации, вследствие чего формируется низкий уровень информационной культуры и нравственности [8].

Сложившиеся в современном обществе противоречия в сфере применения ИКТ обусловили возникновение норм новой этики, которая имеет разные направления: информационная этика (исследует моральные проблемы, появляющиеся в связи с развитием и применением информационных технологий); компьютерная этика (вопрос о правильном и неправильном использовании информации в информационном обществе); киберэтика (философская область этики, относящаяся к компьютерам, охватывающая поведение пользователей, то, на что запрограммированы компьютеры, и каким образом это влияет на отдельных людей и общество в целом). Сетевая этика, интернет-этика и нетикет часто используются как синонимы, обозначающие этикет в сети - правила поведения при общении в Интернете, виртуальная этика - этические нормы и принципы в сфере виртуальной коммуникации [12].

В связи с игнорированием норм виртуальной этики возникают следующие проблемы: нарушение прав интеллектуальной собственности, распространение идей насильственного экстремизма в Интернете, проблемы контроля над личной жизнью, приватностью и личной свободой, соответствие поведения индивида в реальном и виртуальном пространствах, создание виртуальных (псевдо) личностей и др.

В настоящее время существуют принципы информационной этики, но они признаются только желающими. Четыре основных принципа присутствуют практически во всех этических кодексах: privacy (тайна частной жизни); accuracy (точность в выполнении инструкций по эксплуатации систем и обработке информации); property (неприкосновенность частной собственности); accessibility (право граждан на доступность информации) [17]

В. Ши создала один из первых перечней сетевых правил, которые она описала в книге «Нетикет» (1994). Вот некоторые из них: помните, что в сети Вы говорите с людьми («А сказал бы я то же самое ему в лицо?»), придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни, старайтесь не ввязываться в публичные конфликты, уважайте право на частную переписку и др.

Проблема информационной этики разрабатывается не только на уровне рекомендаций для пользователей, но также и на государственном и международном уровнях. Так, в 2003 и 2005 годах в Женеве и Тунисе под эгидой ООН состоялись встречи на международном уровне, посвященные формированию Декларации принципов построения информационного общества. Декларация утверждает, что в новых технологических условиях важно обеспечивать свободы и права граждан не только в реальной жизни, но и в виртуальном пространстве [6].

В 2011 г. на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был рассмотрен «Кодекс этики информационного общества», в котором утверждалось, что в информационном пространстве, как и в реальной жизни, должны оставаться незыблемыми права и свободы человека [18].

В России существует Лига безопасного Интернета, задачами которой являются: противодействие распространению опасного интернет-контента; объединение профессионального сообщества, участников интернет-рынка для выработки механизмов саморегуляции сообщества во избежание введения цензуры; оказание реальной помощи детям и подросткам, которые прямым или косвенным образом стали жертвами распространения опасного интернет-контента; помощь государственным структурам в борьбе с созданием и распространением опасного контента: детской порнографии, пропаганды наркомании, насилия, фашизма и экстремизма и т.д.; экспертное участие в разработке законодательных инициатив, направленных на ликвидацию опасного интернет-контента (http://ligainternet.ru/).

Интернет-коммуникации - индикатор уровня развития сознания

Интернет - это новая глобальная «фабрика грез», более совершенная и гибкая, чем кинематограф. Она позволяет реализовать человеку любую фантазию, не обращаясь к нравственным и этическим нормам. Таким образом, человек становится рабом «джина из бутылки» - своебразной компьютерной приставкой. Уже не он использует Интернет, а скорее наоборот, Интернет его: посредством умелого манипулирования личностными недостатками человека, безумным стремлением потворствовать любым своим желаниям, склонностью к потреблению недостоверной, но эмоционально стимулирующей или шокирующей информации.

Интернет становится новой глобальной иллюзией человечества, создавая суррогатный мир счастья. Суррогатный по той причине, что удовлетворение сиюминутных потребностей как правило, не делает человека счастливым, а лишь временно избавляет его от части проблем, как бы позволяет забыться, отвлечься.

Возможностями, которые предоставляет современная инфокоммуникатив-ная среда, являются творчество, создание своего виртуального пространства, отражающего концепцию жизни человека, взаимное обогащение «картин мира» в процессе общения. И конечно, ранее небывалые возможности образования и самообразования: в Интернете можно быстро найти любую информацию, относительно любого предмета знания, есть формы дистанционного обучения. Помимо этого, интернет выполняет также функцию компенсации в случае коммуникативных трудностей, а также позволяет преодолеть изоляцию людям с ОВЗ.

Интернет, социальные сети задают перспективу онтологизации сознания субъекта, то есть возможности вынесения содержаний и структуры сознания вовне. Мечты, желания, опасения, страхи человека, его мировоззрение, «картина мира» обретают виртуальное воплощение. Этот эффект усиливается в том случае, если происходит частичная подмена реального мира виртуальным и даже отказ от предметной реальности. В связи с этим возникает феномен полионтиз-ма - онтологического плюрализма: когда вместо одной предметной реальности как бы одновременно сосуществуют несколько реальностей.

Какие ресурсы мы выбираем, с кем большей частью общаемся, к какой информации обращаемся в поисковых системах: все это является отражением уровня развития нашего сознания, и в этом плане может быть полезным инструментом самодиагностики и дальнейшего самоопределения. Возникает также вопрос развития сознания в филогенезе: этот процесс еще не завершился, а перешел на новый уровень в связи с появлением Интернета.

Выводы

Интернет способен как заострить те личностные черты и эмоциональные особенности, которыми мы обладаем, так и привести к их изменению в желаемом нами направлении. Происходит ускорение развития общественного сознания в силу ускорения обмена информацией и появления новых возможностей взаимного обогащения мировоззрений. Вместе с тем, это означает, что ответственность каждого из нас повышается: необходимо четко определить, какую информацию мы выбираем и транслируем другим. Она перестает быть частью нашего персонального мира, а становится достоянием общественности, влияет на сознание большого количества других людей. Продуктивное применение ИКТ предполагает деятельность на основе осознания своей системы ценностей, гармонизации иерархии потребностей. В частности, осознания базовой потребности в общении, в действии для Другого. Это позволяет выбирать и создавать информацию в Интернете, способствующую достижению конструктивных целей; определять развивающий круг общения, формировать оптимальные референтные группы.

Источники

1. Андреева Г. М. 2017. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 363 с.

2. Баева Л. В. Этика информационного мира: проблемы становления и развития/ Философия и культура/ 2016. 4(100) С. 514-522 / DOI: 10.7256/1999-2793.2016.4.17665

3. Бауман З. 2008. Текучая современность/ Санкт-Петербург: Питер. 240 с.

4. Белл Д. 2004. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia. 788 с.

5. Винер Н. 2002. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко. 186 с.

6. Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии»/ Всемирный саммит по информационному обществу/ http://www. ifapcom.ru/files/3-Deklaratsiya_printsipov_postr-infobschestva-Zheneva.doc

7. Дракер П. 1999. Посткапиталистическое общество (1995)/ Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/ Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academi. 640 с.

8. Жилкин В. В. 2007Инфосоциализация - сущность понятия/ Общество. Среда. Развитие (Terra Humana).. №1. С. 37-48.

9. Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. М. 606 с.

10. Кутырев В. А. 2012. Духовность, экономизм и технология: драма взаимодействия/ Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. №1 (3). C. 55-63.

11. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. 2007. Смыслоутрата и отчуждение/ Культурно-историческая психология. №4. C. 68-77.

12. Малькова Е.Ю. Принципы виртуальной этики/ Серия «Symposium». Религия и нравственность в секулярном мире. Выпуск 20/ Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 год Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.C.112-115.

13. Мид М. 1988. Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 285 с.

14. Подписан закон о возрастной маркировке, который должен защитить детей от вредной информации. 2016/ https://news.tut.by/society/496659.html

15. Солдатова Г. В. 2013. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность». http:// detionline.com/internet-project/training-aids

16. Тоффлер Э. 2004. «Третья волна». М.: Издательство ACT. 261 с.

17. Чусавитина Г.Н., Чернова Е.В., Макашова В.Н., Зеркина Н.Н., Кузнецова И.М. 2015. Этические вопросы применения информационных технологий как компонента предметного содержания подготовки студентов университета/ Фундаментальные исследования. № 10-2. С. 318-323.

18. Ethical code of Information society. 36 general conference of UNESCO. http://unesdoc. unesco.org/images/0021/002126/212696e.pdf

19. Masyda Y 1981.The Information Society as Post-industrial Society. Tokio.

20. Shea V. 1994The Core Rules of Netiquette. URL: http://www.albion.com/netiquette/corerules. html

■ ■ ■ Ethical aspects of influence Internet communication on the development of consciousness

Victoria L. Izmagurova

Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Abstract. As a result of the development of modern ICT (infocommunication technologies), communication and, in particular, the exchange of information acquire not only a new form, but also new content. This transformation takes place, first of all, under the influence of communication, mediated by the Internet.

In connection with the active introduction of ICT in private and public life, the actual issue for researchers is the influence of modern Internet communication technologies on the socialization of the subject, which can be called info-socialization. Specificity of the form of communication on the Internet is as follows: the invisibility and anonymity of the subject of communication; Weak regulation of behavior; The choice of a communication environment, ways of self-presentation, a sense of permissiveness. On the Internet we have social uncertainty of role behavior, violation of the usual subordination, the opportunity to get acquainted with information of a private nature. It is obvious that the new way of communication - the Internet - changes deeply and radically not only the form of communication, but also its content. The openness of a person in the network, and often in the case when he appears incognito, hiding behind a nickname, allows him to declare about his needs, emotions, expressing them directly, in particular, ignoring the norms of ethics and morality.

Productive use of ICT based on the realization of human value system, harmonization of the hierarchy of needs. Including, awareness of the basic need for communication, in action for the Other. This allows us to select and create information on the Internet that contributes to the achievement of the constructive goals; Determine the developing circle of communication, form optimal reference groups.

Keywords: Internet obshenie, Internet communication, development of consciousness, information society, communication risks, content risks, network ethics.

For citation: Victoria L. Izmagurova. Ethical aspects of influence Internet communication on the development of consciousness. Communicology. Vol. 5. No. 4. 2017. P. 59-70 DOI 10.21453/2311-3065-2017-2-2-59-70

Inf. about authors: Izmagurova Victoria Leonidovna - the candidate of psychological sciences, the associate professor of department of organizational design of control systems of Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 84, Vernadskogo prospekt, Moscow, Russian Federation 119571. Ph.: +7(499)956-90-21. E-mail: izmagurova@mail.ru.

References:

1. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya. M.: Aspekt Press. 2017. 363 s.

2. Baeva L. V. E'tika informacionnogo mira: problemy stanovleniya i razvitiya/ Filosofiya i kul'tura/ 2016. 4(100) S. 514-522 / DOI: 10.7256/1999-2793.2016.4.17665

3. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'/ Sankt-Peterburg: Piter. 2008. 240 s.

4. Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt social'nogo prognozirovaniya. M.: Academia. 2004. 788 s.

5. Viner N. Kibernetika i obshchestvo. M.: Tajdeks Ko. 2002. 186 s.

6. Deklaraciya principov «Postroenie informacionnogo obshchestva - global'naya zadacha v novom tysyacheletii»/ Vsemirnyi sammit po informacionnomu obshchestvu/ http://www.ifapcom. ru/files/3-Deklaratsiya_printsipov_postr-infobschestva-Zheneva.doc

7. Draker P. Postkapitalisticheskoe obshchestvo (1995)/ Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya/ Pod redakciej V. L. Inozemceva. M.: Academi. 1999. 640 s.

8. Zhilkin V. V. Infosocializaciya - sushchnost' ponyatiya/ Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2007. №1. S. 37-48.

9. Kastel's M. Informacionnaya e'poha: e'konomika, obshchestvo i kul'tura. Gos. un-t. Vyssh. shk. e'konomiki. M.: 2000. 606 s.

10. Kutyrev V. A. Duhovnost', e'konomizm i tehnologiya: drama vzaimodejstviya/ Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2012. №1 (3). C. 55-63.

11. Leont'ev D. A., Osin E. N. Smysloutrata i otchuzhdenie/ Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2007. №4. C. 68-77.

12. Mal'kova E.YU. Principy virtual'noj e'tiki/ Seriya «Symposium». Religiya i nravstvennost' v sekulyarnom mire. Vypusk 20/ Materialy nauchnoj konferencii. 28-30 noyabrya 2001 god Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo. 2001.C.112-115.

13. Mid M. Kul'tura i mir detstva. M.: Glavnaya redakciya vostochnoj literatury izdatel'stva «Nauka». 1988. 285 s.

14. Podpisan zakon o vozrastnoj markirovke, kotoryi dolzhen zashchitit' detej ot vrednoj informacii. 2016/ https://news.tut.by/society/496659.html

15. Soldatova G. V. «Internet: vozmozhnosti, kompetencii, bezopasnost'». 2013. http://detionline. com/internet-project/training-aids

16. Toffler E'. «Tret'ya volna». M.: Izdatel'stvo ACT. 2004. 261 s.

17. Chusavitina G.N., CHernova E.V., Makashova V.N., Zerkina N.N., Kuznecova I.M. E'ticheskie voprosy primeneniya informacionnyh tehnologii kak komponenta predmetnogo soderzhaniya podgotovki studentov universiteta/ Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 10-2. S. 318-323.

18. Ethical code of Information society. 36 general conference of UNESCO/http://unesdoc. unesco.org/images/0021/002126/212696e.pdf 19. Masyda Y The Information Society as Postindustrial Society. Tokio. 1981.

20. Shea V. The Core Rules of Netiquette (1994). URL: http://www.albion.com/netiquette/ corerules.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.