УДК 17; 316.6
СПОСОБЫ ПОНИМАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ К ХАКЕРСКОЙ ЭТИКЕ
Мурзина Кристина Борисовна3,
магистрант, ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет», Вологда, Россия
Аннотация. В статье отражены различные подходы к пониманию электронной культуры. При характеристике данного термина может быть использован комплексный подход, в рамках которого электронная культура рассматривается автором как часть общей культуры, представленная в оцифрованном виде. Это могут быть виртуальные коллекции или, например, сетевое искусство. Кроме того, она может осознаваться как набор практических умений, которыми должен овладеть современный человек. В данном случае электронная культура проявляется: в умении производить поиск необходимых данных в различных источниках информации; в способности использовать компьютерные технологии; в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими; во владении основами аналитической переработки информации и мн. др. Также мы можем представлять электронную культуру в ценностно-этическом значении как часть общей культуры личности.
Ключевые слова: электронная культура; компетенция; человек; проблемы сетевого пространства.
WAY OF UNDERSTANDING THE ELECTRONIC CULTURE: FROM THE VIRTUAL MUSEUM TO THE HACKER ETHIC
Murzina Kristina,
undergraduate student, Vologda State University, Vologda, Russia.
Abstract. The article describes the different approaches to the understanding of e-culture. When the definition of e-culture, can be used an integrated approach, in which she is seen by the author as a part of the culture
3 Научный руководитель - Ястреб Н.А., канд. филос. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет», [email protected].
Социально-культурные контексты информационных процессов
represented in digital form. This may be a virtual collection or, for example, net art. Electronic culture can be regarded as a set of practical skills, which must master the modern man. In this case, the electronic culture is manifested in: the ability to find the necessary data in different sources of information; the ability to use in their work computer technology; the ability to allocate in their professional activities and information processes to manage them; in the possession of the basis of analytical information processing and more. We can also consider the electronic culture in the value-ethical implications, as part of the general culture of the person.
Key words: electronic culture, competence, people, problems of network space.
Овладение компьютерными технологиями является залогом успешного профессионального и творческого роста. Дистанционное обучение, онлайн-конференции, семинары и консультации открывают новые горизонты, увеличивают доступность образования. Участие в таких мероприятиях, конечно же, является залогом успеха в учебе, а затем и в карьере. На современном этапе развития компьютерные технологии интегрируются в образование, бизнес, культуру, политику, поэтому изучение и знакомство с новыми информационными технологиями не должно закончиться образовательной программой школы, колледжа или вуза, оно должно происходить постоянно в ходе самообразования. И.А. Негодаев отмечает, что «наряду с веществом и энергией информация становится третьим (и ведущим) фактором объективной реальности» [8: 207]. Постоянное овладение новой информацией, ее систематизация и грамотное применение становится ключевой компетенцией современного человека, в том числе и в рамках электронной культуры с использованием новых информационных технологий. Э. Дайсон считает, что «в информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее» [6: 121].
Прочно утвердившийся в современном российском образовании компетентностный подход требует от выпускников школ, техникумов, колледжей и вузов овладения умениями и знаниями в области информационных технологий, однако кроме знаний и умений в этой области следует воспитать и культуру их применения - электронную культуру.
Понятие культура является сложным и неоднозначным. Многие науки изучают культуру в различных ее проявлениях. Термин «культура» появился еще в античности, и в переводе с латинского «culture» понималось как возделывание земли, уход. Этот термин также включает различные виды преобразовательной деятельности человека. В современном мире можно часто увидеть применение этого понятия для определения уровня образованности и воспитанности человека. С.Д. Каракозов утверждает, что в современной философии культура трактуется еще и как «развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей» [7: 42]. При таком подходе акцент делается на формирование развитого самосознания (рефлексии), которая включает в себя: способность к адекватной оценке своего места в обществе, своих интересов и целей; планирование своего жизненного пути, реалистичную оценку складывающихся ситуаций; готовность к реализации рационального выбора линии поведения; оценивание своего поведения и своих действий; ответственность за личностный выбор [7: 43]. Подобное толкование культуры можно применить и для исследования электронной культуры. В нашей работе мы попытаемся сконцентрировать внимание на духовно-практической стороне Digital culture.
В данный момент существует определенное количество исследований электронной культуры. Каждое из них стремится по-своему трактовать сущность данного феномена, применить свой подход в осмыслении философии электронной культуры, ее происхождения, однако отмечается дефицит работ, посвященных этому понятию. По мнению О.В. Шлыковой, изучение электронной культуры осложняется ее синтетическим характером и тем, что она не поддается определению с позиций какой-либо одной науки, теории или концепции. Исследование данного явления требует применения междисциплинарного подхода [11]. Для более полного представления об электронной культуре приведем точки зрения, сложившиеся относительно этого феномена в зарубежной и отечественной науке.
Термин «электронная культура» был введен профессором Миланского политехнического университета Альфредом Ронки [3: 77], а Ким Вельтман дал первое определение этому понятию. В объем данного термина он включил электронные библиотеки,
Социально-культурные контексты информационных процессов
виртуальные музеи, мультимедийные реконструкции памятников, «семантическую сеть» в среде Интернет, систематизирующую и каталогизирующую факты культурологии, археологии, этнографии, искусствознания, историографии и т.д. [4: 25].
В работе А.Ю. Алексеева приводятся различные точки зарубежных авторов на феномен. Джон де Хаан и Франк Хьюс-ман полагают, что понятие «электронная культура» включает в себя не только распространение информационных технологий и непосредственное их использование в духовной сфере, но и изменения, затронувшие социальную сферу: социальные отношения, стереотипы, ценности, нормы [2: 3]. По мнению М. Шварца, «электронная культура - это совокупность социальных институтов, организуемых средствами ИКТ: э-торговля, э-образование, э-политика, э-наука» [2: 3]. Таким образом, понятие электронной культуры подчеркивает факт становления информационного общества, цифровой среды общения и означает не только применение новых технологий, но и новые возможности для выражения во всех сферах жизни социума.
В отечественной литературе при характеристике электронной культуры принято говорить, прежде всего, о наборе определенных знаний, необходимых для овладения информационными технологиями [2]. По мнению А.Ю. Алексеева, электронная культура - это «синтез материального и духовного, основанного на достижениях NBIC-технологий и искусственного интеллекта» [2: 4]. В работах Л.В. Баевой электронная культура или Digital Culture также понимается как «новая сфера деятельности человека, связанная с созданием электронных копий духовных и материальных объектов, в том числе произведений искусства, науки, литературы, кино и т.д.» [3: 78]. К электронной культуре она относит также произведения искусства, которые были созданы в электронной форме, например сетевое искусство. Кроме того, имеет место понимание электронной культуры как комплекса электронных средств коммуникации, технологий дистанционного образования, виртуального искусства, компьютерных игр, электронных СМИ, рекламы и других компонентов виртуальной среды. Л.В. Баева отмечает характерные черты электронной культуры: свобода доступа, дистанционность, либеральность и отсутствие жестких правил поведения, эклектичность, микширование и сосуществование различных потоков информации, стилей, жанров,
направлений, виртуальность, фрагментарность и мозаичность выражения, инновационность [3: 78].
По нашему мнению, электронную культуру можно рассматривать в трех различных аспектах.
Как часть общей культуры электронная культура включает произведения искусства в электронной форме и созданные с помощью 1Т-технологий, дистанционное образование, онлайн-му-зеи и библиотеки и многое другое; сюда же можно отнести виртуальные средства коммуникации, достижения в области компьютерного программирования и обеспечения и т.д. Здесь можно употребить такой термин как цифровая культура. Благодаря информационным технологиям классическая культура приобретает новую жизнь и новую форму. В данном случае можно предположить, что электронная культура - это лишь электронное существование классической культуры. Однако такой взгляд на электронную культуру будет поверхностным и неполным. В частности, существует электронное искусство (электронная музыка, видеоарт, анимация и другое), поэтому электронную культуру нельзя рассматривать только как продолжение классического традиционного искусства.
Кроме того, электронная культура может быть рассмотрена как набор компетенций, необходимых для правильного освоения и использования информационных технологий. Для того чтобы человек хотя бы немного погрузился в компьютерную сферу, он должен знать основы работы с информационными технологиями, уметь находить нужную программу и работать в ней. Для работы в Сети следует также овладеть методикой поиска информации и способностью ее критического отбора. Без механизмов и методов осуществления поиска любая деятельность становится малоэффективной.
Однако, помимо практических навыков, к электронной культуре можно отнести ряд этических норм, ценностных ориентаций и традиций. В современном обществе следует обратить внимание на сохранение и, отчасти, перенесение нравственных норм и правил из мира реального в виртуальный. Этот вопрос состоит из нескольких важных проблем: соблюдение этических норм сетевого пространства, защита от киберпреступников, контроль кино-и фотодокументов, соблюдение авторского права, правильное построение взаимоотношений человек-Интернет, рациональное
Социально-культурные контексты информационных процессов
использование своего времени, соблюдение норм и правил коммуникационного общения и взаимодействия.
Одним из наиболее обсуждаемых в интернет-сообществе является вопрос об авторском праве. Ученые считают, что «развитие Интернета и программного обеспечения в целом позволило довести получение и использование контрафакта до автоматизма» [1: 233]. Скачивая текстовые, аудио-, видеодокументы, пользователи не обращают внимания даже на сайт, с которого произошло «взятие» продукта, а поисковые системы пестрят ссылками «скачать бесплатно». В то же время пользователи не осознают того, что они воруют материал у настоящего автора (если, конечно, не сделана соответствующая ссылка и не указано авторство). Другая сторона этой проблемы состоит в том, что в Сети существует множество материалов такого содержания, за которое авторов стоило бы привлечь к юридической ответственности. Законодательство же пока не в силах полностью защитить цифровые продукты Сети, а также пользователей от некачественных информационных продуктов.
Кроме того, следует отметить, что в Интернете происходит фактическое устранение моральных регуляторов, вследствие чего возникает много проблем, прежде всего безграмотность, открытый доступ к запрещенной информации, использование нецензурной лексики, возникновение обществ, основанных на какой-либо маниакальной идее, расширение рамок свободы и вседозволенности. Это приводит к массовому распространению сообществ насильников, педофилов и других лиц с девиантным поведением.
Одной из особенностей современного сетевого пространства является распространение так называемой «хакерской этики», к основным принципам которой относятся вера в то, что совместное использование информации - это сила, способная творить добро, и что этический долг хакеров - делиться своими достижениями, создавая бесплатные (свободные) программы и обеспечивая доступ к информации и вычислительным ресурсам, насколько это возможно. С этих позиций взлом систем для удовольствия и исследования этически допустим, он не может классифицироваться как воровство, вандализм или нарушение конфиденциальности [9]. Эти принципы довольно широко распространены среди хакерского сообщества, что наносит серьезный ущерб простым пользователям и крупным корпорациям. Однако вместе с тем
именно хакеры открыли многие произведения литературы, искусства, различные документы для прямого доступа к ним простых пользователей. Поэтому рассматривать хакеров исключительно как преступников интернет-пространства, конечно же, нельзя.
В последние годы многие пользователи страдают от так называемого спама, т.е. нежелательных сообщений, приходящих по электронной почте, по факсу, через службы и сервисы мгновенного обмена сообщениями - ICQ, SMS [1: 121]. В интернет-сообществе прослеживается постоянный рост числа таких «нежелательных сообщений»: «82,1% всей информации, передаваемой в российском сегменте сети Интернет, включая пересылку между копаниями, индивидуумами, государственными учреждениями и провайдерами, - это спам» [1: 121]. Спам - это не только реклама, но и средство охоты за «быстрой наживой» с помощью ложных обещаний или угроз; фишинга - заманивания пользователя на сайты для вытягивания из него паролей, номеров банковских карточек и прочей конфиденциальной информации, заражения компьютеров с целью получения доступа к информации на них или для превращения их в зомби-машины для организации DDoS-а-так и дальнейшей рассылки спама во имя продолжения вечного круговорота нежелательной корреспонденции в Интернете [1]. Проблема борьбы со спамом все чаще обсуждается в мировом сообществе, в том числе и на правительственном уровне. Однако следует отметить, что если реклама, в основном, это спам, который нас раздражает, но особого вреда не приносит, то «преступный» спам может нанести существенный вред лично человеку. В данном случае следует, в первую очередь, грамотно производить отбор поступающей пользователю информации.
К электронной культуре, по нашему мнению, следует отнести и воспитание правильного отношения к информационным технологиям, особенно среди молодежи. Мы не можем отказаться от использования информационных технологий, они нужны людям для общения, образования, профессиональной деятельности и даже для организации быта, однако это использование должно быть разумным и рациональным. Многие подростки и даже люди старшего поколения (преимущественно в США) попали под интернет-зависимость, что влечет за собой определенное количество физических и социальных последствий. Могут возникнуть самоизоляция, утрата интереса к различным увлечениям в
Социально-культурные контексты информационных процессов
мире реальном, неуравновешенность, проблемы в бытовой и личной гигиене, равнодушное отношение к близким и, естественно, огромные траты денежных средств на оплату услуг провайдера, навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, проблемы в учебе, работе, семейной жизни, раздражительность, если долгое время отсутствует доступ к Сети, и многое другое [5].
Также актуальной является проблема вытеснения живого общения виртуальным. Многие люди заменяют дружбу в реальности дружбой в Сети. Особенно злободневен этот вопрос для подростков и молодежи. В Японии сформировалась целая субкультура - «хикикомори», основанная на идее бегства из мира реальности в мир виртуальных отношений. Многим может показаться, что проблема является поверхностной и легко решаемой, однако это не так. Отсутствие в мире объектов и перенос в мир виртуальных образов меняет сущность индивида, так как он в меньшей степени связан с социальной ответственностью, заботой о другом, моральными требованиями. Есть много причин, по которым человек становится хикикомори: это может быть со-циофобия, боязнь открытых пространств или просто чрезмерная стеснительность. Конечно, такие люди существовали во все времена и во всех культурах, но только в современной Японии явление хикикомори достигло таких масштабов [10]. Не менее опасна и распространяющаяся зависимость от компьютерных игр. Многие используют компьютер и Интернет для вытеснения агрессии, выплеска эмоций. Если люди не могут выразить свою агрессию техническими средствами, «они сублимируют ее в сетевых играх, но одновременно и черпают ее оттуда» [1: 342]. При неблагополучной и некомфортной ситуации в их жизни вне компьютера мир сетевых игр становится для них средством ухода от реальных проблем, что создает предпосылки виртуальной зависимости. У человека должны сформироваться методы саморегуляции для грамотного применения информационных технологий.
С распространением электронных средств коммуникации нельзя забывать о культуре общения, соблюдении нравственных норм и правил коммуникации в Сети. К сожалению, Интернет стирает возрастные, половые, национальные и расовые различия. С одной стороны, это ведет к равенству, формированию толерантного отношения друг к другу. Однако, с другой стороны, забываются элементарные правила приличия, вежливости. В Сети
многие пользователи не задумываются, кто перед ним: женщина, мужчина, ребенок или человек в возрасте. Грубость, хамство, взаимные оскорбления считаются обычным явлением. Попытка преодолеть проблему «нетикета» (правил общения в Сети) была предпринята в работе Вирджинии Ши, в которой были сформулированы «10 правил нетикета».
Таким образом, при определении термина «электронная культура» может быть использован комплексный подход, в рамках которого она рассматривается как часть общей культуры, представленная в оцифрованном виде. Это могут быть виртуальные коллекции или, например, сетевое искусство. Кроме того, она может характеризоваться как набор практических умений, которыми должен овладеть современный человек. В данном случае электронная культура проявляется в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации; в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии; в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими; во владении основами аналитической переработки информации и мн. др. Также мы можем анализировать электронную культуру с ценностно-этических позиций, как часть общей культуры личности. Данный аспект включает в себя гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации).
Литература:
1. Артюхин В.В. Реальность 2.0b. Современная история информационного общества. М., 2011. - 433 с. (Artyuhin V. Reality 2.0b. The modern history of the Information Society. M., 2011. - 433 p.)
2. Алексеев А.Ю. Интеллектуализация электронной культуры - ключевое направление модернизации России [Электронный ресурс] (Alek-seev А. Intellectualization of e-culture - a key area of modernization of Russia [Electronic resource]). Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/ index-203718.html - загл. с экрана (дата обращения: 19.12.2013)
3. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 75-83. (Baeva L. Electronic Culture: experience of philosophical analysis // Problems of Philosophy. 2013. № 5. - P. 75-83.)
4. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы // Информационное общество. М., 2002. Вып. 1. С. 24-30. (Veltman K. Electronic Culture: achievements and prospects // Information Society. M., 2002. Vol. 1. - P. 24-30.)
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства
64 -
Социально-культурные контексты информационных процессов
5. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 90-100. (Voi-skunsky A. Actual problems of psychology, depending on the Internet // Psychological Journal. 2004. № 5. - P. 90-100.)
6. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. М.: Бизнес и компьютер, 1998. -400 с. (Dyson E. Life in the Age of the Internet. M.: Business and Computer, 1998. - 400 p.)
7. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 4256. (Karakozov S.D. Information culture in the context of the general theory of culture personality // Educational Informatics. 2000. № 2. - Р. 4256.)
8. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону: Книга, 2002. - 409 с. (Negodaev I. Informatization culture. Rostov-on-Don: Book, 2002. - 409 p.)
9. «Хакерская этика» [Электронный ресурс]. («Hacker ethic» [Electronic resource]). Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/slang/l/ xakerskaja_etika.html - загл. с экрана (дата обращения: 19.12.2013)
10. Хикикомори [Электронный ресурс]. (Hikikomory. [Electronic resource]). Режим доступа: http://nippon-otaku.ru/articles/hikikomori -загл. с экрана (дата обращения: 19.06.2014)
11. Шлыкова О.В. Электронная культура: дефиниции и тенденции развития // Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде. М.: МГУКИ, 2009. - С. 26-29. (Shlykova O. Electronic Culture: definition and development trends // Electronic Culture: Broadcast in socio-cultural and educational environment. M.: MSUCA, 2009. - Р. 26-29.)