Научная статья на тему 'Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде'

Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2580
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ / ИНТЕРНЕТ / ПРИНЦИПЫ СЕТЕВОЙ ЭТИКИ / INFORMATION ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL ETHICS / GLOBAL NETWORK / INTERNET / PRINCIPLES OF NETWORK ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямщикова Екатерина Геннадьевна

В статье показано, что информация и информационная среда все активнее превращаются в объективно действующие факторы и составляющие процесса нравственно-этического развития личности педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows that information and information environment are increasingly turning into objectively acting factors and components of the process of moral and ethical development of the teacher's personality

Текст научной работы на тему «Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств педагогов в информационной среде»

Е. Г. Ямщикова

(Санкт-Петербург)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ЭТИКЕТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

THE PROBLEM OF DEVELOPING NETWORK ETIQUETTE AND TEACHERS' PROFESSIONAL AND ETHICAL QUALITY IN INFORMATION MEDIA

В статье показано, что информация и информационная среда все активнее превращаются в объективно действующие факторы и составляющие процесса нравственно-этического развития личности педагога

Ключевые слова: информационная среда, педагогическая этика, глобальная сеть, Интернет, принципы сетевой этики

The article shows that information and information environment are increasingly turning into objectively acting factors and components of the process of moral and ethical development of the teacher's personality

Keywords: information environment, pedagogical ethics, global network, Internet, principles of network ethics

Современное информационное общество должно базироваться на духовности образованного и просвещённого человечества, на нравственной этике, искусстве и гуманитарных науках. Обществу требуется своеобразное возрождение гуманистических идеалов, установление разумного баланса между наступающими информационными технологиями и традиционными ценностями гуманизма. Поэтому поднимается проблема формирования новых подходов к понятию компьютерной цивилизации, её нравственно-ценностным целям и содержанию. Однако реальность показывает, что быстрых перемен, необходимых для вхождения в глобальное информационное общество, в ближайшее время не ожидается, так как большая часть человечества до сих пор живёт вне виртуального пространства в странах со слабо развитой информационной инфраструктурой [3].

Исследования процессов нравственного воспитания в современных условиях свидетельствуют о существовании устойчивых

противоречий между потребностью общества в нравственной личности и реальными условиями социальной среды, препятствующими воспитанию такой личности: недостаточным использованием потенциала гуманистических ценностей и социальной информации в учебно-воспитательном процессе; отсутствием научных исследований, раскрывающих новые механизмы нравственного воспитания в условиях становления информационной цивилизации [3].

Потребуются подготовленные педагоги, открытые общечеловеческому знанию, другим мировоззрениям и культурам, которые смогут подготовить подрастающее поколение к общению и работе в глобальной Сети.

Федеральный государственный образовательный стандарт на всех уровнях школьного образования рекомендует создавать информационно-образовательную среду, которая включает совокупность электронных и виртуальных образовательных ресурсов, комплекс технологических средств, обеспе-

Ямщикова Е.Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств ..

чивающих обучение и воспитание личности в современной информационно-образовательной среде [1].

Рассматриваемая среда может выполнять множество функций, наиболее актуальной среди них является организация дистанционного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса - педагогических работников, обучающихся и их родителей, общественности, органов управления и контроля в сфере образования.

Это, прежде всего, значит, что наряду с традиционными формами и приемами взаимодействия учителей, обучающихся и родителей необходимо использовать средства с привлечением разных современных сетевых технологий, особое место среди которых занимает Интернет. Анализ результатов современных исследований по сформированности медиаграмотности у обучающихся позволил выделить как главную проблему недостаточность систематической работы в образовательной практике по формированию и развитию у детей знаний и умений по эффективному использованию средств и ресурсов Интернета [5].

Следовательно, необходимо найти интегрированные механизмы и формы обучения школьника критическому отношению к получаемой информации, используя весь комплекс учебного материала и соответствующей информации в Интернете. Следствием этого является необходимость развития педагогической информационной этики.

В современном образовательном пространстве это неизбежно повлечет изменение роли учителя или преподавателя вуза, которые перестают быть единственным источником знания. В этой ситуации преподаватель становится организатором образовательного пространства, сопровождает обучающегося по лабиринтам культуры и знания. Для этого учителю необходимо самому овладеть умениями работы в поле информационно-коммуникативного диалога. Педагогика информационного общества формулирует новую цель - образование и воспитание мыслящей личности, которая уверенно ориентируется в реальной действительности и в Интернет-сети, может дать адекватную оценку различным фактам и явлениям, осознанно

делает выбор в альтернативных обстоятельствах [7].

И. А. Зимняя, рассматривая такие ключевые компетентности, как здоровьесберегаю-щая, гражданская, информационно-технологическая, особо выделяет компетентность общения, определяя её как «способность адекватного ситуациям взаимодействия, нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при её порождении и восприятии на родном и неродном языках», а также компетентность социального взаимодействия, понимаемую как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия» [4].

Формирование и развитие данной компетентности решающим образом связано с выбором личностью той социокультурной этически комфортной коммуникативной среды, где будут востребованы и реализованы её субъективные качества, и имеет свои характерные нравственно-этические особенности в информационной среде.

Использование средств информатизации в процессе обучения имеет много положительных аспектов, например, возможность индивидуализации обучающего процесса. Однако наряду с несомненными положительными сторонами в последнее время появляется множество значительных недостатков, связанных с полной информатизацией образования. Одним из них является сведение к минимуму прямого общения учителей и обучающихся, что приводит к ограничению речевой деятельности, являющейся механизмом активизации мыслительных процессов школьника, и несформированности коммуникативной культуры. Еще одной негативной стороной применения технологий информатизации в обучающем процессе без соответствующей культуры является значительное уменьшение реальных контактов, снижение уровня общения и развитие индивидуализма [5].

Для того чтобы минимизировать возможные риски при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий, информационное общество формирует собственные специальные принци-

пы сетевой этики.

Рассмотрим предлагаемые принципы с нравственно-этической позиции. Например, принцип личной свободы (иногда именуемый принципом анархии] говорит о том, что каждый пользователь Интернета может делать все, что ему надо, без вреда для других членов общества и ущемления их интересов.

Принцип здорового консерватизма предусматривает бережное отношение сетевого сообщества к уже имеющимся знаниям, соблюдает требования преемственности. Используется принцип самосохранения сетевого сообщества, который призывает к охране и защите своей сетевой среды, обеспечивая ее устойчивость, адекватно применяя инструменты обратной связи [6].

Сформированный сетевой этикет предполагает определенную ответственность каждого члена сетевого сообщества, который получает и представляет информацию в Интернет.

Прокомментируем правила поведения в Сети с точки зрения современных реалий и требований законодательства Российской Федерации, обуславливающих поведение педагогов и руководителей системы образования в Сети.

Правило 1. Помните, что в сети Вы говорите с людьми.

Можно следовать простому правилу -прежде чем публиковать текст, спросите себя: «А сказал бы я то же самое ему в лицо?» Возможно, такая позиция позволит вам избежать крайностей в сетевом общении. Стоит также помнить о целевой аудитории своей профессиональной ленты. У работника системы образования - это участники образовательного процесса.

Правило 2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.

Не стоит думать, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Все, что производится в Сети, фиксируется и может быть использовано против вас. Клевета и оскорбления в социальных сетях наказуемы в уголовном порядке.

Правило 3. Помните, где Вы находитесь - в киберпространстве.

Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Нужно понимать, как устроены сети, видеть, какие профессиональные сообщества в них есть,

перед тем, как что-то написать в то или иное сообщество, целесообразно ознакомиться с его правилами.

Правило 4. Уважайте время и возможности других.

В данном разделе имеет смысл говорить об академической честности. Возможно, ваша профессиональная лента может стать площадкой рефлексии всего педагогического коллектива по результатам проведенных мероприятий, открытых уроков и т. п., которая крайне необходима, но на которую в практической работе никогда не хватает времени. Педагогу и тем более руководителю нужно стремиться производить собственный контент.

Правило 5. Сохраняйте лицо.

Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик. Недопустимо использование учителем и тем более руководителем жаргона, сленга.

Правило 6. Помогайте другим там, где Вы это можете делать.

За развитием сетевого взаимодействия будущее. Самый простой пример - методическая работа. Традиционное методическое объединение как форма организации методической работы учителя в школе уходит в прошлое. На смену ему приходят сетевые методобъединения.

Правило 7. Старайтесь не ввязываться в публичные конфликты.

Здесь стоит отметить, что часто те или иные тексты, публикуемые в социальных сетях, связаны с участием автора текста в том или ином конфликте. Включаясь в обсуждение этих текстов, делая их перепост, вы вольно или невольно вовлекаетесь в эти конфликты. Перед тем, как это делать, стоит как минимум задаться вопросом: вам это зачем нужно?

Правило 8. Уважайте право на частную переписку.

Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Не распространяйте в Сети личную переписку.

Правило 9. Не злоупотребляйте своими возможностями.

Ямщикова Е.Г. Проблема формирования сетевого этикета и профессионально-этических качеств .

Обладая определенными педагогическими ресурсами (знаниями, информацией), не стоит направлять их против людей. Не стоит выкладывать информацию о ком-то без его явного согласия.

Правило 10. Учитесь прощать другим их ошибки.

Всегда полезно вспомнить то, сколько ошибок сделал ты сам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться -бойтесь повторять ошибки [2].

Данные правила, конечно, не являются исчерпывающими, а приглашают вас к активному диалогу для

их усовершенствования.

Модель поведения педагога в Сети может и должна стать объектом управления как руководителей образовательных организаций, так и руководителей управлений образования на муниципальном и городском уровне. Спектр задач, которые можно решить, управляя моделью, очень широк - от локальных (повышение имиджа образовательной организации в окружающем социуме, увеличение социального капитала образовательной организации, эффективное профессиональное взаимодействие педагогов и др.)

до системных (престиж профессии педагога, разъяснение широкой общественности сущности происходящих в образовании реформ и т. п.).

К организационным целям, решаемым с помощью социальных сетей, относится организация учебной и внеучебной деятельности учащихся. Для реализации этих целей может быть создана «группа» в социальной сети «В Контакте» или «публичная страница», на которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам.

Комплексность форм организации учебной и внеучебной деятельности заключается ,в том, что решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога,

как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов учебной и внеучебной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. О. А. Клименко указывает преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки: привычная среда для учащихся; возможность совместной работы, наличие форума, стены, чата, активность участников прослеживается через ленту друзей, удобно использовать для проведения проекта, подойдет в качестве портфолио как для ученика, так и для учителя. Таким образом, появляется новое учебное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ученика и не воспринимается им враждебно [5].

У каждого пользователя социальной сети есть своя страница, в сведениях «о себе» каждый сообщает о своих интересах, пристрастиях, любимых занятиях, политических и религиозных взглядах, любимых книгах, кино, музыке. Всё это поможет учителю создать индивидуальный портрет каждого ученика, и ученики в свою очередь смогут, посещая страницу своего учителя, узнать его ближе. При этом учителю необходимо осознавать, что он является примером для подражания, авторитетом и потому должен тщательно контролировать информацию, которую он выкладывает, и создавать некий имидж. Однако если учитель не готов к такому контролю, он может создать вторую страницу и ограничить к ней доступ своим ученикам.

Таким образом, проанализировав возможные формы общения в социальных сетях, мы выявили, что их обучающий и воспитательный потенциал достаточно велик. При этом необходимо учитывать, что использование социальных сетей будет эффективно лишь в комплексном применении с уже существующими формами этического взаимодействия учителя с ученическим коллективом.

Литература

1. Бакулин М. А. Социальные сети как часть информационно-образовательной среды школы. Электронный ресурс// Режим доступа: http://mic.org.ru/ / phocadownload/12-bakulin.pdf.

2. Васильева М. А. Десять правил поведения в социальных сетях для педагогов и руководителей системы образования http://direktoria.org/department/ /pub/5026.

3. Гладченкова Н. Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов н/Д, 2001. - 250 c.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

5. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. Электронный ресурс/ / Теория и практика образования в современном мире: материалы МНПК (Санкт-Петербург, 02.2012). - СПб.: Реноме, 2012. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ /ped/archiv/21/1799.

6. Малькова Е. Ю. Принципы виртуальной этики // Серия "Symposium", Религия и нравственность в секулярном мире. Выпуск 20 / Материалы научной конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C. 112-115.

7. Садовая Л. В. Формирование профессиональной этики будущего специалиста в обучении // Современные технологии обучения. Международный опыт и российские традиции: «СТ0-2005» МНПК. Т.1. - СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.