текст развития его личности. Реализация концепции личностно-профессионального развития учителя начальных классов предусматривает построение развернутой теоретикометодологической базы для моделирования целевой, содержательной и технологической базы научно-исследовательских проектов и коррекционно-развивающих практических разработок на различных уровнях его профессионального становления в системе непрерывного педагогического образования.
литература:
1. Бондаревская Е.В. Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки».
2010. №7. С. 43-47.
2. Зеер Э.Ф. Основные концептуальные положения личностно-развивающегося профессионального образования // Изв. Рос. акад. образования. 2005. №3. С. 64-70.
3. Николаева М.В. Личностно-профессио-на-льное развитие учителя начальных классов в вузе : моногр. Волгоград, 2006.
4. Николаева М.В. Проблема профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика.
2011. Т. 11. Вып. 1. С. 74-79.
5. Сергеев Н.К. Педагогическое образование: в поисках модели, адекватной времени // Ректор вуза. 2010. № 2. С. 54-62.
Personal and professional development of a primary school teacher in the system of higher professional education: experience, problems and perspectives
There is suggested the analysis of changes in target, substantial and technological aspects of professional training of a primary school teacher in the system of higher pedagogical education. The key idea of changes in the system of professional training of a primary school teacher in the system of a higher school should be the elaboration of educational strategies and techniques of personal and professional development of a future primary school teacher in the educational process at a higher school.
Key words: personal developmental paradigm of education, personal professional development, educational strategies, educational technologies.
Е.В. ДАНШьчуК (волгоград)
эволюция курса информатики в школе:
Поиск новой парадигмы Подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе
В условиях становления информационного общества рассмотрена актуальность развития новой компетенции учителя информатики, направленной на решение личностно-развивающих, воспитательных задач в школьном курсе информатики, - формирование информационной компетентности учащегося, основ научного мировоззрения, воспитание нравственных, этических норм поведения в информационной среде и др.
Ключевые слова: теория и методика обучения информатике, личностно-развивающие, воспитательные задачи, информационная культура, информационная компетентность, мировоззрение, информационная картина мира.
Современный учитель информатики в школе... Еще десять лет назад чувствующий свою уверенность в необходимости преподавания устройства компьютера, принципов двоичного кодирования информации, программирования, основ логики и теории алгоритмов и т.д., а сегодня теряющийся перед вопросами учащихся о различии в возможностях iPad, iPod и iPhone, специфике общения в сетевых сообществах, проблеме интернет-зависимости. Сегодня в школе учитель информатики - системный администратор и администратор баз данных, файлового сервера, вебсервера; ответственный за школьный сайт и использование Интернета; инженер по вычислительной технике и лаборант по ее обслуживанию; консультант учителей и организатор информатизации образования и т. д. Но при этом он - человек, который обречен постоянно отставать от своих учеников в изучении новых компьютерных «гаджетов» и «программу-лин». Как бы он ни старался, все равно не будет успевать за технологиями: пока новое доходит до школы, оно успевает состариться, и это нужно принять как неизбежное. Однако догонять все равно придется, иначе теряется сам смысл слова «учитель».
© Данильчук Е.В., 2011
Динамичность развития информатики приводит к тому, что по-прежнему перед учителем информатики стоит выбор: или учить тому, «что известно сегодня и что знаешь сам», или, пусть с трудом, но искать то универсальное, инвариантное, что поможет учащемуся самому осваивать «информационное новое» не только «здесь и сейчас», но и завтра, послезавтра и всегда, что, конечно, гораздо важнее. Однако главная сложность - предугадать, что является преходящим, а что действительно важно и будет важно хотя бы еще десять лет. Нам кажется, что на ближайшие годы таким «важным» останется решение личностноразвивающих, воспитательных задач в курсе информатики в школе.
Подготовка учителя информатики к решению личностно-развивающих, воспитательных задач в школьном курсе информатики выступает сегодня как одна из актуальных проблем современного педагогического образования в условиях становления информационного общества, развертывания современной социокультурной ситуации, определяемой глобальными процессами информатизации и компьютеризации общества. Необходимость формирования информационной культуры учащегося как будущего гражданина информационного общества обусловливает развитие новой компетенции учителя информатики, направленной на решение таких личностно-развивающих, воспитательных задач в школьном курсе информатики, как формирование основ научного мировоззрения -информационного мировоззрения (Н.И. Гендина, К.К. Колин), становление личностной информационной картины мира учащегося (В.А. Извозчиков), воспитание нравственной, этической позиции личности по отношению к объектам, явлениям, процессам современной информационной среды.
Продолжающаяся с середины XX в. информационная революция охватывает сегодня все сферы не только производственной, но и социальной деятельности человека - формируется информационное единство человеческой цивилизации; реализуется свободный доступ каждого человека ко всем информационным ресурсам; превалирующими становятся гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений (Р.Ф. Абдеев, А.И. Ракитов, А.Д. Урсул).
Процессы компьютеризации и информатизации играют основополагающую роль в
становлении информационного общества, когда главным объектом управления оказываются не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания; когда большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний, а информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и общества.
Информационное общество характеризуется глобализацией процессов и явлений, формирующей единый мир, единое информационное пространство, способствующей взаимопроникновению культур, становлению единой глобальной культуры человечества и в то же время - и дальнейшему развитию, обогащению отдельных национальных культур. Развитие глобальных информационных сетей и систем открывает возможности связать буквально каждого с каждым, объединить информационные ресурсы человеческой цивилизации и обеспечить любому человеку доступ к ним. Формирование глобальных информационных сетей определяет смену прежней стратифицированной структуры общества сетевой структурой информационного общества (В.Л. Иноземцев, М. Кастельс).
Развитие информационных процессов в современном обществе определяет расширение поля культуры: трансформируются черты традиционных видов культур, изменяется, например, коммуникативная культура - общение в информационном обществе строится в принципиально иных формах личных и профессиональных связей с помощью компьютерных коммуникаций, т. е. без личного присутствия, но в режиме свободного диалога и полилога; возникают новые направления культуры, связанные с возможностями целенаправленно работать с информацией, использовать ее, обрабатывать, хранить и передавать, оценивать и интерпретировать (информационная культура в целом, сетевая культура, субкультуры сетевых сообществ, хакеров и т. д.).
Становление информационного общества определяет новый облик науки, изменяет ее статус, что проявляется в интенсивном использовании научных знаний в различных сферах человеческой деятельности; изменении характера научной деятельности, связанного с революцией в средствах получения, хранения информации и знаний на основе компьютерных и информационных технологий; необходимости рассмотрения науки как элемента культу-
ры, взаимосвязанного и взаимодействующего со всеми другими элементами культуры; гуманитаризации науки - переосмыслении ее роли и места в развитии человечества; стремлении к достижению целостности научного знания на основе формирования единой научной картины мира, фундаментализации, интеграции научного знания, отхода от узкой дисциплинар-ности в науке.
Понимание единства и целостности протекания информационных процессов в технических системах, природе и обществе лежит в основе дальнейшего сближения естественнонаучного и гуманитарного знания, естественнонаучной и гуманитарной культур в целом (К.К. Колин, А.Д. Урсул). Основанием для этого являются единство мира, процесса познания, всех форм человеческого опыта; целостность культуры; принципиальная «проницаемость» форм и методов познания; междисциплинарные и трансдисциплинарные связи, определяющие специфику культурных взаимосвязей современного мира.
Мировоззренческий статус науки сегодня сопряжен с решением проблемы поиска стратегии выживания человечества в условиях кризиса техногенной цивилизации и определением дальнейших путей ее развития. Поиски новых мировоззренческих ориентаций, связанных с глобальной информатизацией, ведутся сегодня в философии, культуре, науке, искусстве, образовании, религии и др. (Л.Ф. Кузнецова, Н.Н. Моисеев, В.С. Степин и др.). Их взаимное влияние способствует ускорению процесса формирования в условиях информационного общества новой системы ценностных приоритетов человечества, которые в свою очередь активно включаются в систему философско-мировоззренческих оснований науки.
Становление информационного общества породило ряд существенных проблем специфического информационно-экологического характера: угроза информационной безопасности личности и общества, компьютерная преступность, компьютерная игровая наркомания, интернет-зависимости разного рода и др.
В информационном обществе возрастает роль отдельной личности; сегодня именно человек становится главным фактором развития и одновременно риска, кризиса в обществе -его технологические и интеллектуальные возможности с использованием информационных технологий приобретают глобальные масшта-
бы. Преодоление такой кризисной ситуации в значительной мере определяется уровнем образованности и культуры личности и общества в целом. В информационном обществе в полной мере проявляется фундаментальная зависимость всей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Образованию отводится особая роль, поскольку оно отражает специфику и особенности современного этапа цивилизационного развития, но одновременно и определяет их.
Сегодня человек осознает то обстоятельство, что его будущее зависит от того, сможет ли он стать «другим» по своим интересам, потребностям, ценностным установкам, мировоззрению. Во-первых, это связано с изменением характера деятельности человека, которая все чаще протекает в ситуациях неопределенности, нелинейности, нестандартности, множественности выбора стратегии деятельности, что требует от современного человека таких качеств, как адаптивность в постоянно меняющихся условиях; гибкость и мобильность; ориентация на поиск альтернативных возможностей, нестандартных решений; готовность осуществлять самостоятельный, осознанный выбор; ориентация на поиск оптимальных гуманитарных решений на основе сочетания личностной свободы с самоограничением и ответственностью за свои действия; активность, инициативность в достижении поставленных целей и преодолении трудностей. Во-вторых, в условиях информационного общества востребованы новый образ мышления человека, приспособленного к весьма быстро меняющимся информационным реалиям окружающего мира; новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов не только в технических системах, но и в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и деятельности самого человека (К.К. Колин); информационная культура человека как целостная готовность личности к гуманитарному, творческому, продуктивному освоению информационного образа жизни не только с пользой для себя, но и для общества, цивилизации.
Именно эти задачи актуальны в современном образовании. Поскольку прогресс в информационном обществе определяется в значительной мере личностным фактором, то именно ценность личности должна стать отправной точкой для организации образования
в этом обществе с учетом возрастания значимости общей культуры личности, ее неотъемлемой части - информационной культуры, необходимости корреляции образования с современным уровнем знаний о мире и человеке.
На основе всего вышесказанного можно выделить новые ориентиры в эволюции курса информатики в школе, которые проявляются в развитии ряда тенденций, а именно:
1. Ориентация обучения на развитие личности - опора на личностное знание, личностный опыт, индивидуальный интерес и мотивацию, личностно-творческую работу; развитие самостоятельности и независимости личности в образовании; поддержка проявлений самости - самоопределения, самопознания, саморазвития, самореализации. Личностная ориентация образования (В.В. Сериков) - формирование разносторонне развитой личности, которое наряду с овладением знаниями, умениями и навыками включает формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов, способностей, привычек, внимания, воли, чувств и т. д.; усиление эффективности личностно-развивающего потенциала образования за счет компьютерной поддержки личностно-развивающих образовательных технологий - контекстуальных, диалогических, игровых, коммуникативно-ролевых, имитационно-моделирующих систем обучения, востребующих мотивацию учения, мобилизацию творческих сил учащихся, актуализацию ценностно-смысловых аспектов собственной образовательной деятельности, ориентацию на самостоятельное принятие решения, рефлексию механизмов саморазвития, «самотворения».
2. Становление этической доминанты как смыслообразующего стержня обучения, что обусловлено возрастанием роли личности в информационном обществе; воспитание человека в духе мира, взаимопонимания, «друго-доминантности», толерантности и ответственности; формирование макромышления гражданина Мира, глобальной этики, ориентации личности на высокую меру ответственности за судьбу своей страны и человечества в целом; поиск личностью сочетания свободы, ответственности и самоограничения как основных регуляторов собственной деятельности в информационной среде; формирование социально ответственной, критически мыслящей личности с четкими ценностными ориентирами.
3. Культуросообразность обучения - отражение в обучении как положительной специ-
фики модернизации поля культуры, обусловленной проявлением информационных черт традиционных культур - виртуализации коммуникации, свободного доступа к любым культурным ценностям в условиях компьютерной коммуникации, возникновению новых культур - культуры электронных СМИ, сетевой и др., так и противостояния негативным тенденциям в культуре, связанным с информатизацией общества (возникновение информационноэкологических проблем).
4. Становление информатики как метапредмета - позиционирование информатики как кросскультурной, метаобразовательной, фундаментальной области знания; детерминированность информационной деятельности как методологической основы любой деятельности человека в информационном обществе, в том числе и учебной.
5. Углубление мировоззренческой функции информатики - формирование мировоззрения личности информационного общества; становление собственной информационной картины мира учащегося, базирующейся на системно-информационном, эволюционносинергетическом подходах к анализу объектов, явлений и процессов окружающего мира; выработка гуманитарной, нравственной, этической позиции и ценностных ориентиров при взаимодействии и взаимоотношениях в информационной среде.
6. Приоритетность цели формирования информационной культуры личности в образовании информационного общества (как части общей культуры человека - интегративного качества личности, которое представляет собой динамическую систему гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных свойств и позиции личности, реализуется в способах деятельности в информационной среде, ее познании и преобразовании) в сочетании с информационной компетентностью (как целостной готовности личности к гуманитарному, творческому, продуктивному освоению образа жизни в информационном обществе, всестороннему становлению опыта информационной деятельности личности при решении любых задач).
Вместе с тем эффективность учебного процесса, уровень результатов обучения школьников по информатике, уровень сфор-мированности информационной культуры и компетентности учащихся в значительной мере зависят от профессиональной подготовки учителя информатики, его педагогическо-
го мастерства. Педагогические вузы должны не только формировать высокий уровень информационной культуры и компетентности самого учителя информатики, но и обеспечивать его методическую подготовку к преподаванию этого предмета с ориентацией на решение личностно-разививающих, воспитательных задач в школьном курсе информатики. Такой подход прослеживается в смене парадигмы этой подготовки на основе новых государственных образовательных стандартов (ГОС ВПО третьего поколения), что обусловливается:
- современным представлением об информатике как кросскультурной фундаментальной науке, лежащей в основе научной информационной картины мира, претендующей сегодня на высший уровень обобщения и интеграции современного научного знания, которым располагает человечество;
- определением информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в различных системах (не только технической, но и природной, и социальной);
- проявлением таких черт современной социокультурной ситуации, как изменение образа жизни человека (интеграция информационных технологий практически во все сферы деятельности личности и социума; возрастание информационных потребностей в профессиональной, учебной, бытовой, досуговой деятельности и др.); расширение поля культуры - развитие нового типа коммуникации (компьютерной), становление единой глобальной человеческой культуры и возникновение новых культур (культура электронных СМИ, экранная, сетевая культуры, информационная культура в целом и др.); появление правовых, этических проблем деятельности личности и общества в информационной среде, проблем информационной безопасности;
- приоритетностью становления мировоззренческой основы ориентировки и эколого-нравственного поведения личности в информационной среде.
В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете в течение ряда лет мы реализуем курс «Теория и методика обучения информатике» с ориентацией на подготовку будущего учителя информатики, способного решать личностно-развивающие, воспитательные задачи школьного курса информатики. В рамках данной подготовки к будущему учителю информатики предъявляют-
ся такие требования, как понимание места и значения личностно-развивающих, воспитательных задач при обучении информатике в системе профессиональной подготовки учителя; осознание задач формирования информационной культуры ученика, его научного мировоззрения (информационного мировоззрения), информационной картины мира как важнейших в обучении школьной информатике; умение проектировать и реализовывать целевой, содержательный и процессуальный компоненты методической системы обучения информатике, направленные на развитие личности учащегося на уровне освоения студентами как общей теории и методики обучения информатике, так и конкретной и частной методик преподавания отдельных линий, тем и вопросов школьного курса информатики; умение разрабатывать и использовать поддержку решения личностно-развивающих задач электронными образовательными продуктами, поскольку подобные задачи еще слабо отражены в современных учебно-методических пособиях. Данная подготовка организуется нами в трех основных этапах обучения курсу «Теория и методика обучения информатике».
Первый этап реализуется в ходе изучения общей теории и методики обучения информатике и связан с изучением таких вопросов, как личностно-разивающие, воспитательные задачи обучения информатике и их роль в формировании информационной культуры, мировоззрения, информационной картины мира учащегося; специфика решения данных задач с учетом трех этапов изучения информатики в школе - пропедевтического, базового и профильного; личностно-разивающие, воспитательные задачи в методической системе обучения информатике в школе - целеполагание, отбор содержания с ориентацией на существующий ГОС, подбор адекватных методов, форм и средств обучения; анализ основных программ базового курса и школьных учебников в контексте их ориентации на решение личностно-разививающих задач обучения информатике в школе и др.
Второй этап реализуется в ходе изучения конкретной методики обучения информатике и связан в том числе с освоением следующих вопросов при изучении линий:
- линия «Информация и информационные процессы» - мировоззренческий аспект единства закономерностей протекания информационных процессов в системах разного рода; роль информации в современном
обществе и его структурах - экономической, социальной, культурной, образовательной, в деятельности человека; эффективность использования информационных ресурсов и каналов в деятельности государства, общества, организаций, граждан; ценность информации и ответственное отношение к ее выбору, созданию и др.;
- линия «Моделирование и формализация» - мировоззренческий аспект понимания моделирования как фундаментального метода научного познания и его роли в развитии науки; использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности; модель в деятельности человека; цели моделирования объектов, процессов, явлений и их гуманитарная экспертиза; использование информационных моделей в процессах общения, практической деятельности, исследованиях и др.;
- линия «Основы социальной информатики» - роль информационных революций в развитии цивилизации; информационные процессы в обществе, компьютеризация и информатизация общества; черты информационного общества и основные этапы его становления; особенности информационного образа жизни человека; этические и правовые нормы информационной деятельности человека; проблемы информационной экологии: информационная безопасность личности и общества, компьютерная преступность, компьютерная игровая наркомания, интернет-зависимость, проблемы взаимодействия естественного и искусственного интеллектов и способы их преодоления; компьютерный сленг, компьютерная этика, сетевой этикет; специфика становления информационного общества в России; законодательство РФ в сфере компьютерной преступности; информационная культура как регулятор информационной деятельности личности в инфосреде и др.;
- линия «Информационные и коммуникационные технологии» - мировоззренческий аспект выделения тенденций дальнейшего развития информационных технологий; программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной и повседневной деятельности человека; развитие информационных технологий на основе систем искусственного интеллекта; творческие возможности человека и информационные технологии; специфика индивидуальной и коллективной деятельности с использованием информационных технологий; эргономические аспекты
использования информационных технологий, организация безопасной, комфортной, ресурсосберегающей работы за компьютером; особенности взаимоотношений и взаимодействий в компьютерных сетях и др.
Третий этап подготовки учителя информатики к решению личностно-развивающих задач реализуется в ходе педагогической практики студентов в условиях реальных учебных заведений и при написании курсовой работы. Данный этап связан с разработкой студентами фрагментов конкретных уроков, направленных на решение личностно-развивающих, воспитательных задач; их апробацией в ходе педагогической практики; всесторонней оценкой и анализом их проведения со стороны как школьных учителей информатики, вузовского руководителя педагогической практики, самого студента, так и других студентов.
При написании курсовой работы по курсу «Теория и методика обучения информатике» с ориентацией на решение личностноразвивающих, воспитательных задач студентам предлагаются различные темы для более детального изучения и осмысления решения задач подобного рода. Особое внимание студентам рекомендуется уделить конструированию электронного образовательного продукта, представляющего собой комплект информационных, дидактических и методических материалов, который создается в помощь учителю информатики для эффективной организации и проведения занятий по соответствующей линии (теме) школьного курса информатики и отражающего как существующие подходы и опыт решения подобных задач в традиционных учебно-методических пособиях по школьному курсу информатики, так и авторский подход самого студента.
таким образом организованная поэтапная подготовка учителя информатики к решению личностно-развивающих задач в школьном курсе информатики способствует выработке у студента как будущего учителя информатики общих, интегративных подходов к решению данных задач и накоплению своего личного методического портфолио в их решении, что позволяет эффективно готовить в педагогическом вузе учителя информатики, способного решать актуальную для образования информационного общества задачу формирования информационной культуры и компетентности учащегося. Данная концепция подготовки успешно апробируется в течение ряда лет в Волгоградском государственном социально-
педагогическом университете и может быть рекомендована для реализации в других педагогических вузах.
Evolution of informatics course at school: search for a new paradigm of a future teacher training at a higher school
In the conditions of contemporary society formation, there is regarded the urgency of informatics teacher’s new competences development, which is directed at solution of personal developmental, educational tasks in the school course of informatics - formation of information competence of a pupil, bases of scientific outlook; development of moral, ethic norms of behaviour in information environment, and others.
Key words: theory and methodology of informatics teaching, personal developmental, educational tasks, information culture, information competence, world outlook, informational world picture.
Д.в. земляков, а.м. коротков,
(волгоград)
особенности организации взаимодействия субъектов образования в компьютерной среде
Проводится анализ специфики коммуникационного направления учебной деятельности при обучении в компьютерной среде. Описывается на качественном уровне эволюции коммуникативная готовность учащихся к обучению в компьютерной среде.
Ключевые слова: обучение в компьютерной среде, информационные коммуникационные технологии образования.
Ведущие цели образования в компьютерных средах связаны прежде всего с созданием условий для развития способностей к творчеству, освоения способов общения с партнерами по учебной деятельности, формирования умений работать автономно и в коллективе, реализации системы связей, межличностного взаимодействия субъектов. В современных условиях коммуникационное направле-
ние учебной деятельности приобретает все новые и новые особенности, возникают отличные от традиционных формы ее проявления.
При автономной деятельности в компьютерной среде происходит сужение сферы общения, звучащая речь вытесняется «речью компьютерной». При работе в компьютерном классе учащиеся стараются восполнить дефицит общения, разговаривая друг с другом во время работы. Опытные учителя включаются в эту беседу, переходя от одного работающего к другому. Они используют как обязательный элемент урока в компьютерном классе общую дискуссию при объяснении нового материала, распределении заданий, подведении итогов работы.
Через общение с другими личностями непосредственно или через компьютерные системы учащийся обретает личностный опыт, формирует свою субъектную позицию. Во внеучебное время учащиеся обмениваются информацией о новых системах, копируют программы друг друга. Такое неформальное продолжение образования, по нашему мнению, играет немаловажную роль: учащиеся учатся друг у друга, и это взаимообучение часто оказывается весьма эффективным. Общение в ближнем окружении - это первый шаг к выходу в мировое информационное пространство. Это опыт самопрезентации, представления своей позиции, самоутверждения в компьютерном мире. Следующий шаг - участие в компьютерном клубе школы, района, выход в компьютерные сети, Интернет. Однако каждый из этих шагов сопряжен с немалыми трудностями, требует адаптации к новым условиям «здесь и сейчас». Это сложный, подчас болезненный процесс, но именно он позволяет ребенку занять свое место в обществе, это способ не противостоять воздействию поколения взрослых на поколение молодых, это принятие социальных норм и культурных ценностей, саморазвитие и самореализация личности в современном обществе.
Если процесс выхода в информационный мир происходит стихийно, если учащийся к нему не подготовлен в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания, если у него не сформированы навыки цивилизованного общения и внутренней культуры, результаты могут быть негативными. Общение в молодежных чатах связано с полным пренебрежением нормами родного языка, скудностью тем общения и многими другими от-
© Земляков Д.В., Коротков А.М., 2011