УДК 371
Ismailova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-economic Disciplines
of North Caucasus Institute, Russian State University of Justice (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND ENSURING INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY. The article deals with problems of digitalization of education and providing information and psychological security. The modernization of the system of continuing professional education in Russia requires the creation of a digital educational environment for continuing professional education (the DEE of CPE), which will radically change the approach to professional development and retraining of teachers. From the author's point of view, the process of digitalization of continuing professional education should include the development of the DEE of CPE in the form of a combination of digital services, educational tools, e-courses (online courses), and electronic educational resources designed to provide continuing education and professional retraining of specialists in the digital economy. The introduction of electronic forms of training has a negative side in addition to positive aspects, which is associated with threats to the information and psychological security of the individual. Therefore, at each stage of formation and development of a single electronic portal for continuing professional education, it is necessary to ensure the protection of information and the security of the individual and the environment as a whole. In this regard, the author considers as necessary to conduct a system monitoring, which will allow tracking changes in the state of health of students.
Key words: digitalization of education, unified digital educational environment, information and psychological security, online education, e-learning.
Н.П. Исмаилова, канд. физ.-мат. наук, доц., Северокавказский институт Всероссийского государственного университета юстиции, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматривается проблемы цифровизации образования и обеспечения информационно-психологической безопасности. Модернизация системы непрерывного профессионального образования в России предусматривает необходимость создания цифровой образовательной среды для непрерывного профессионального образования (ЦОС НПО), включающей в себя комбинацию цифровых услуг образовательных инструментов, электронных курсов (онлайн-курсов), электронных образовательных ресурсов, призванных обеспечить непрерывное образование и профессиональную переподготовку специалистов в условиях цифровой экономики. Это в корне изменит подход к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогов. Внедрение электронных форм обучения кроме положительных моментов имеет и негативную сторону, которая связана с угрозами информационно-психологической безопасности личности. Поэтому на каждом этапе формирования и развития единого электронного портала для непрерывного профессионального образования необходимо обеспечить защиту информации и безопасность личности и среды в целом. В связи с этим автор считает необходимым проведение системного мониторинга, который позволит отслеживать изменения в состоянии здоровья обучающихся.
Ключевые слова: цифровизация образования, единая цифровая образовательная среда, информационно-психологическая безопасность, он-лайн-образование, электронное обучение.
Перспективным направлением развития российского образования в современных условиях является его доступность, открытость, гибкость, которая обеспечивается за счет внедрения дистанционных и электронных форм обучения.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача создания к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность всех форм и уровней образования. Современные вызовы в сфере образования диктуют неизбежность модернизации системы непрерывного профессионального образования (НПО) в России, в рамках которой необходимо в первую очередь создать ЦОС НПО, которая в корне изменит подход к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогов.
Актуальность разработки ЦОС НПО определяется основными задачами Российской Федерации в области цифровизации основных образовательных сред; необходимостью увеличения количества доступных электронных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, расширения возможностей электронных программ непрерывного профессионального образования.
Процесс цифровизации непрерывного профессионального образования включает в себя аспекты, связанные, во-первых, с формированием цифровой образовательной среды для непрерывного профессионального образования в виде комбинации цифровых услуг, образовательных инструментов, электронных курсов (онлайн-курсов), электронных образовательных ресурсов; во-вторых, с глубокой модернизацией образовательного процесса, призванной обеспечить непрерывное образование и профессиональную переподготовку специалистов в условиях цифровой экономики. Цифровая образовательная среда представляет собой открытый набор информационных систем, предназначенных для решения различных задач образовательного процесса. Цифровизация образовательного процесса предусматривает создание единого федерального электронного портала для НПО. Многофункциональный электронный портал НПО должен содержать: модули методической, учебной, организационной, нормативной и справочной информации; каталог электронных образовательных программ и ресурсов для организации обучения по программам непрерывного профессионального образования; мониторинг образовательной деятельности. Электронный портал НПО предоставит возможности доступа к каталогу региональных курсов повышения квалификации в целом; доступа к электронным ресурсам, электронным библиотекам в сфере профессиональной деятельности; доступа участников образовательного процесса к образовательным услугам; общения с коллегами,
обмена педагогическим опытом; предоставления консультационных услуг в режиме онлайн и офлайн; организации и проведения веб-мероприятий: видеоконференций, мастер-классов, вебинаров; формирования комплексной, постоянно действующей системы повышения квалификации (программы повышения квалификации педагогов будут включать освоение гражданами инструментов инновационной профессиональной деятельности); организации и внедрения электронного обучения для педагогов.
Открытость образовательных программ, их ориентация на пользователя, наглядность и доступность образовательного контента позволят нам создавать конкурентные условия, улучшить качество образовательных услуг, а также повысить экономическую эффективность образовательного процесса. С этой целью в настоящее время создаются сообщества электронной образовательной среды - онлайн-университеты, основанные на применении дистанционных и электронных технологий с использованием мультимедийных и Интернет-технологий. Онлайн-обучение - это наиболее распространенная форма дистанционного обучения, стремительно развивающаяся в последнее десятилетие в России.
Внедрение электронных форм обучения кроме положительных моментов имеет и негативную сторону, которая связана с угрозами информационно-психологической безопасности личности. Поэтому на каждом этапе формирования и развития единого электронного портала для НПО необходимо обеспечить защиту информации и безопасность личности и среды в целом. Под информационно-психологической безопасностью личности понимается механизм защиты от любых информационно-психологических воздействий, направленных на изменение эмоционального, психологического состояния личности и ее поведения [1].
Цифровизация образовательного процесса повысила зависимость безопасности конкретного индивидуума от достоверности используемой информации, ее защищенности от несанкционированной модификации и неправомерного доступа к ней, от соблюдения правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей. Еще одно проблемой цифровизации образовательного процесса является защита от неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации в сфере науки и образования.
Критическая информационная инфраструктура - это информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, а также сети электросвязи, используемые для организации их взаимодействия [2].
Организация электронного обучения в условиях Интернета невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой, - особенностей поведения человека в этой среде. Технология электронного обучения дает возможность учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент всех субъектов этой формы обучения.
Особое место в информационном обществе занимает индивидуальное сознание людей, которое все в большей степени может подвергаться агрессивным информационным воздействиям и наносить ущерб психическому и нравственному здоровью личности, разрушать моральные, этические нормы жизни общества [3]. В условиях цифровой экономики актуальным становится вопрос изучения способов и методов психологической защиты личности в информационном пространстве.
Объектами обеспечения психологической безопасности личности, по мнению А.В. Манойло, становятся следующие: сознание, система ценностей, психическое здоровье, свобода воли [4].
Сегодня Интернет является важнейшим агентом социализации, определяющим характер взаимодействия молодежи с социокультурной средой общества, и оказывает сильное влияние на личность и ее нравственное состояние [5]. В процессе социализации индивид проходит две фазы: первая фаза - социальная адаптация, которая связана с адаптацией индивида к определенным социально-экономическим условиям, что выражается в его жизнедеятельности, вторая фаза - интериоризация, представляющая собой сложный процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Все больше появляется данных о деструктивном влиянии сети Интернет на психическое здоровье и развитие несовершеннолетних. Поэтому на данном этапе становления современного информационного общества актуальной задачей является проведение системного мониторинга, позволяющего отслеживать изменения в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи. Конструирование виртуальной реальности приводит к трансформации привычного смысла процесса социализации молодежи. Объектом информационного и психологического воздействия в сети Интернет выступает не отдельно взятая личность, а сознание определенной возрастной группы в целом. Зачастую невозможность проверить достоверность получаемой информации приводит к потере «смысловой чувствительности», появляется безучастность к происходящему в мире [6].
Изучение проблем, связанных с коммуникациями в Интернете, представлено довольно широко, но исследования психологической безопасности в Интернете, а также вопросов психологической культуры, виртуальной этики наиболее актуальны сегодня. Анонимность пользователей в сети Интернет, возможность скрываться под логинами и «никами» дают им иллюзорное чувство свободы и превосходства, безнаказанности, и это создает новые направления деструктивной социализации. Социализация личности в информационном обществе имеет свои отличительные особенности, связанные с условиями социализации по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации [7]. Особую категорию в системе массовых коммуникаций составляют проблемы морально-этических норм и формирования сетевого этикета. В цифровом образо-
Библиографический список
вательном пространстве это неизбежно повлечет изменение роли преподавателя вуза, который в этом случае перестает быть единственным источником знаний и становится организатором образовательного пространства. Педагогика информационного общества формулирует новую цель - образование и воспитание мыслящей личности, которая уверенно ориентируется в реальной действительности и в цифровом пространстве, может дать адекватную оценку различным фактам и явлениям.
Существующие исследования по психологической и информационной безопасности еще раз доказывают сложность и неоднозначность проблем влияния виртуального общения на личностные характеристики, которые связаны как с новыми позитивными возможностями, так и с негативными последствиями. Негативной стороной применения технологий информатизации в обучающем процессе без соответствующей культуры и сетевого этикета является ограничение речевой деятельности, значительное уменьшение реальных контактов, снижение уровня общения и развитие индивидуализма. Для того чтобы минимизировать возможные риски, необходимо формировать специальные принципы сетевой этики. Сетевой этикет предполагает определенную ответственность каждого участника сетевого сообщества, который получает и представляет информацию в Интернет
Необходим особый подход при изучении вопросов использования виртуального общения в образовательных и развивающих программах, а также при создании программ «психологической поддержки молодежи, склонной к чрезмерному увлечению виртуальным общением» [8].
В данной статье рассмотрим эффективность внедрения, использования, развития электронных и дистанционных технологий в образовании с точки зрения социально-психологического комфорта участников образовательного процесса, что определяется совокупностью факторов: эффективностью межличностного взаимодействия в условиях интерактивной деятельности; квалификацией преподавателей и набором педагогических инструментов и технологий, используемых ими в процессе обучения, навыками и мастерством преподавания; структурированностью предлагаемых учебных материалов и используемых программных средств и информационных технологий.
Иными словами, дистанционное и электронное обучение предполагает использование концептуально новых подходов к планированию образовательной деятельности с использованием инновационных методов. Дистанционная форма образования, ее доступность, открытость, гибкость, модульность, параллельность, массовость, способность к самообразованию требует от обучающихся самоорганизации, мотивированности, трудолюбия и наличия исходного уровня знаний. Вместе с тем проблема эффективности электронного образования недостаточно изучена в педагогике и психологии. В частности, практически нет исследований, посвященных определению социально-психологических условий деятельности в системе дистанционного обучения. Знание этих условий позволит разработать стратегию развития электронного образования, способствующую скорейшей интеграции России в мировое образовательное пространство.
1. Гаврилова Н. В. К вопросу о психологической безопасности коммуникаций в сети Интернет. Интернет - свободный, безопасный, образовательный, материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Омск: Полиграфический центр КАН, 2013.
2. О безопасности критической информационной инфраструктуры. Федеральный закон № 187-ФЗ от 26.07.2017. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_220885/
3. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a
4. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. Москва: МИФИ, 2003.
5. Левицкий В. Информационно-психологическая безопасность личности. Available at: http://www.partnerinform.de/partner/detail/2007/6/272/2445
6. Барсукова Е.А. Интернет как фактор социализации личности. Available at: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm
7. Гаврилова Н.В., Мельников А.Л. Перспективы технологий дистанционного образования и электронного обучения: социально-психологический аспект. Интернет - свободный, безопасный, образовательный: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Омск; Полиграфический центр КАН, 2013.
8. Ратнер Ф.Л. Разработка электронных образовательных ресурсов: зарубежный опыт: учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». Казань: КГУ, 2008.
References
1. Gavrilova N. V. K voprosu o psihologicheskoj bezopasnosti kommunikacij v seti Internet. Internet - svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: Poligraficheskij centr KAN, 2013.
2. O bezopasnosti kriticheskoj informacionnoj infrastruktury. Federal'nyj zakon № 187-FZ ot 26.07.2017. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/
3. Emel'yanov G.V., Lepskij V.E., Strel'cov A.A. Problemy obespecheniya informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti Rossii. Available at: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/ BPA/bb84e562c8e9719cc32568c400467c1a
4. Manojlo A.V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika v osobyh usloviyah: monografiya. Moskva: MIFI, 2003.
5. Levickij V. Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost'lichnosti. Available at: http://www.partnerinform.de/partner/detail/2007/6/272/2445
6. Barsukova E.A. Internetkak faktor socializaciilichnosti. Available at: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/6_93793.doc.htm
7. Gavrilova N.V., Mel'nikov A.L. Perspektivy tehnologij distancionnogo obrazovaniya i 'elektronnogo obucheniya: social'no-psihologicheskij aspekt. Internet - svobodnyj, bezopasnyj, obrazovatel'nyj: materialy Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk; Poligraficheskij centr KAN, 2013.
8. Ratner F.L. Razrabotka 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov: zarubezhnyj opyt: uchebno-metodicheskoe posobie po napravleniyu «'Elektronnye obrazovatel'nye resursy». Kazan': KGU, 2008.
Статья поступила в редакцию 25.01.20