Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Султанова Леона Шахрудиновна

Статья посвящена тенденциям и проблемам в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений в органах государственной власти. Отмечается роль информации в процессе разработки и принятия таких решений. Представлены этапы принятия управленческих решений. Разработаны требования к государственным управленческим решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Султанова Леона Шахрудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT AND ADOPTION OF GOVERNMENT DECISIONS

The article is devoted to trends and problems in the process of development, adoption and implementation of management decisions in public authorities. The role of information in the process of development and adoption of managerial state decisions is noted. The stages of making managerial decisions are presented. Requirements to the state administrative decisions are developed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»

Научная статья

УДК 336.02:004

doi: 10.47576/2313-2086_2022_4_27

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, madina0880@mail. ru

Султанова Леона Шахрудиновна

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, sultanovalelik05@gmail. com

Аннотация. Статья посвящена тенденциям и проблемам в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений в органах государственной власти. Отмечается роль информации в процессе разработки и принятия таких решений. Представлены этапы принятия управленческих решений. Разработаны требования к государственным управленческим решениям.

Ключевые слова: информация; государство; управление; принятие решений; государственное управление.

Для цитирования: Джамалудинова М. Ю., Султанова Л. Ш. Роль информации в процессе разработки и принятия государственных решений // Прикладные экономические исследования. 2022. № 4. С. 27-33. https://doi. org/10.47576/2313-2086_2022_4_27.

Original article

THE ROLE OF INFORMATION IN THE PROCESS

OF DEVELOPMENT AND ADOPTION OF GOVERNMENT

DECISIONS

Jamaludinova Madinat Yu.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, madina0880@mail.ru Sultanova Leona Sh.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, sultanovalelik05@gmail.com

Abstract. The article is devoted to trends and problems in the process of development, adoption and implementation of management decisions in public authorities. The role of information in the process of development and adoption of managerial state decisions is noted. The stages of making managerial decisions are presented. Requirements to the state administrative decisions are developed.

Keywords: information; state; control; making decisions; public administration.

For citation: Jamaludinova M. Yu., Sultanova L. Sh. The role of information in the process of development and adoption of government decisions. Applied economic research, 2022, no. 4, pp. 27-33. https://doi.org/10.47576/2313-2086 2022 4 27.

Слово «информация» в широком смысле означает косвенные знания об окружающей действительности. Информация используется для удовлетворения любопытства, улучшения навыков и принятия решений.

Информация в управлении представляет собой сумму необходимой, воспринимаемой и осознаваемой информации для анализа конкретной ситуации, позволяющей всесторонне оценить причины возникновения и развития этой ситуации. Информация позволяет выбрать оптимальное управленческое решение, исходя из конкретной ситуации, и систематически контролировать его выполнение.

Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний руководителя о процессах, событиях или явлениях в их взаимосвязи. В управленческой деятельности информация представляет собой совокупность необходимой информации и данных о состоянии управляющих и управляемых систем, а также внешней среды [2, с. 464].

Любая система, формирующая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для его передачи, может быть определена как источник информации. Например: источником научно-технической информации является научно-техническая литература, патенты, конструкторская и технологическая документация, источником учетно-статистической информации - деятельность административно-хозяйственных структур. Такая информация содержится (фиксируется) в документах особой формы и носит периодический характер.

Управленческая информация возникает непосредственно в процессе управления. Она содержится, как правило, и в первичных, и во вторичных источниках информации. Первоисточниками являются договоры, заявления, приказы, инструкции, распоряжения, решения, собеседования. Управленческую информацию также можно получить, наблюдая за действиями сотрудников. Вто-

ричные источники информации - первичная информация, обработанная, интерпретированная, обобщенная или сопровождаемая комментариями [1, с. 687].

К плановым источникам управленческой информации относятся все виды планов, которые разрабатываются на предприятии: стратегические (долгосрочные), среднесрочные (тактические) и текущие (оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, задания на проектирование.

Источниками управленческой информации бухгалтерского характера являются все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, все виды отчетной и первичной учетной документации. Ведущая роль здесь принадлежит учету и отчетности, которые наиболее полно отражают хозяйственную деятельность, ее ход и результаты. Особенностью бухгалтерской информации является ее высокая достоверность, так как она отражает произошедшие события.

Оперативно-техническая информация представляет собой систему показателей, отражающих состояние объекта на конкретную дату [4, с. 270].

Источниками управленческой информации являются документы, регулирующие хозяйственную деятельность. К этим источникам относятся:

- официальные документы, которыми должно руководствоваться предприятие в процессе своей деятельности (законы, постановления, постановления правительства и органов местного самоуправления, приказы вышестоящих организаций, акты проверок и ревизий, приказы и распоряжения руководителей предприятия);

- хозяйственные и юридические документы (договоры, соглашения, решения судебных и арбитражных органов, иски);

- решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива;

- техническая и технологическая докумен -тация;

- материалы, относящиеся к сфере дея-

тельности предприятия, которые поступают по радио, телевидению, из сети Интернет, печатных изданий;

- материалы специальных обследований состояния производства (хронометраж, замеры, фотографии);

- устная информация, полученная в ходе общения с персоналом предприятия [3. с. 240].

Плановые и неучетные источники управленческой информации составляют систему внутренней информации предприятия.

В систему внешней информации входят данные статистики, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, разведывательные данные, а также официальные и хозяйственно-правовые документы (внеучетные источники).

Вся информация представляет собой информационный массив - это совокупность всех видов информации, упорядоченных по определенным критериям, используемых органами власти для выработки управляющего воздействия [3, с. 230]. Целью создания массива информации является повышение эффективности управления за счет рациональной систематизации информации, ее правильного распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач. Информационный массив должен обеспечивать:

- прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность ее многократного использования;

- наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления всех уровней;

- оперативный поиск и выдача информации по запросу;

- защита информации от искажения;

- защита от несанкционированного доступа к информации.

Под информационным потоком понимается целенаправленное движение информации от источников к потребителям. Рационализация информационных потоков направлена на устранение дублирования информации, минимизацию путей ее прохождения и обеспечение рационального обмена информацией между правительствами. Информационный поток характеризуется адресностью (наличием источника и потребителя информации), режимом (регламентом) передачи от

источника к потребителю и объемом передаваемой информации. По способу передачи информацию можно разделить на информацию, получаемую потребителем в принудительном порядке, в нерегламентированное время и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.

Объем информации - это количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сообщения, знаки, буквы, листы и т. д.). Объем информации используется для определения информационной нагрузки органов управления, принимающих решения по автоматизации управленческих процедур [4. с. 272].

Ценность полученной информации зависит от точности поставленной задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Для принятия управленческого решения необходимо знать:

- какая исходная информация необходима для принятия решения;

- в каких информационных документах оформляется решение;

- какими средствами исходная директивная информация доводится до объекта управления, исполнителей;

- какую информацию о ходе и результатах выполнения решения следует доводить до органа управления из разных частей управляемого объекта;

- кто обязан предоставлять эту информацию, в какое время и на каких условиях;

- как оформляется информация, какими средствами она передается, по каким каналам;

- кому предназначена информация, в каком объеме и ассортименте она передается по различным звеньям субъекта управления, руководителям различного уровня;

- пути и средства обеспечения своевременного получения и достоверности информации, контроля за ее прохождением, проверки достоверности;

- место, методы и технические средства, лица, предназначенные для работы с информацией, полученной от объекта управления, способы хранения, обработки и использования, кто использует информацию;

- лица, принимающие новые решения или корректирующие старые на основе полученной информации;

- формы директивной или нормативной информации, периодичность ее передачи, получатели и исполнители, сроки доведения ее до исполнителей [6, с. 32].

Таким образом, можно сделать вывод, что информация необходима для успешного анализа, планирования, контроля, принятия и организации реализации управленческих решений. Это неотъемлемый элемент эффективного управления организационно-экономическими процессами.

Если правильно фильтровать источники информации, обеспечивать рациональный обмен информацией между органами управления, использовать информационные ресурсы в правильном направлении в процессе разработки и принятия управленческих решений, то деятельность предприятия обязательно станет более эффективной и успешной.

Деятельность государственных органов осуществляется в рамках выполнения ими функций управления страной. Управление понимается как функция систем разной природы, обеспечивающая их единство, достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их функционирования. Государственное управление осуществляется на основе планирования, организации, координации и контроля. Эти процессы необходимы для постановки и достижения целей государственных органов. Цель управления состоит в создании и поддержании основных элементов единой системы путем автоматизации структуры и связей между ними для достижения определенных целей [7, с. 18]. Государственные органы могут отличаться друг от друга по объему и специфике выполняемых ими функций и задач. Административная система государства в Российской Федерации выполняет свои функции на федеральном и региональном уровнях.

Только хорошо организованная система государственного управления дает возможности для совершенствования системы здравоохранения, культуры, искусства, науки, обеспечения безопасности страны. На региональном уровне органы государственной власти России:

- занимаются выбором стратегии развития региона;

- формируют свои приоритеты развития;

- координируют социально-экономические процессы в регионе.

Управленческие решения являются центральным звеном в деятельности государственных органов по реализации их функций. Разработка, принятие и исполнение решений представляют собой динамичные процессы, в которых ответственные лица на основе собранной и обработанной информации, анализа всех факторов, влияющих на ситуацию в целом, планируют, контролируют и выполняют функции по мотивации и организации достижения целей.

Под управленческим решением понимается наилучший способ устранения возникающих проблем, представляющий собой выбор альтернативы из нескольких возможных вариантов действий. Решение применяется для удовлетворения и реализации социальных, правовых и экономических интересов граждан страны. Результатом является выбор и принятие наиболее эффективного управленческого решения из множества других возможных альтернатив. В результате благополучие граждан и страны в целом зависит от вариантов решений, принимаемых органами государственной власти [6, с. 32].

Разработка, принятие и реализация управленческих решений в органах государственной власти как процесс проходит несколько последовательных этапов:

- человек принимающий решения устанавливает необходимость разработки решения;

- собирается и анализируется информация относительно текущей ситуации, в которой будет приниматься решение. Информация собирается на основании отчетов и в ходе проверок;

- диагностируется ситуация, выявляются и формулируются ключевые проблемы, то есть те противоречия, препятствия и трудности, которые мешают достижению цели;

- поиск и выявление различных возможных вариантов решения задач с определени -ем их особенностей;

- человек, принимающий решения, определяет предпочтительный вариант разрешения конфликтов. Возможные варианты сравниваются между собой по определенным, заранее выбранным критериям, затем выбирается наиболее подходящее проектное решение. При этом процесс определения

наиболее оптимального решения, как правило, осуществляется на основе многокритериального выбора;

- происходит определение сроков реализации и исполнения решения;

- осуществляется письменное соглашение между должностными лицами, назначаются и согласовываются ответственные лица;

- осуществляется контроль за исполнением решения. Этот этап представлен контрольными функциями, здесь осуществляется мониторинг исполнения решения и контроль за соблюдением законодательства и сроков реализации проекта;

- анализируется эффективность решения и оценивается эффективность проекта [5, с. 30].

Значимой проблемой с этой точки зрения является понимание государственного управления как вида административного управления, как деятельности только органов исполнительной власти, как непосредственного воздействия на общественные отношения и человека через организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления. Определение задач органа государственного управления зависит от программных целей государства, вытекающих из стратегии развития. К сожалению, в деятельности государственных органов большинство задач носят узковедомственный характер и не учитывают потребности общества. Многие результаты по реализации задач государственного управления не оказывают мультипликативного эффекта на развитие общества [7. с. 16].

Сегодня существует множество противоречий в понимании сущности государства и роли государственного управления. Под государственным управлением понимается властно-управленческое воздействие аппарата на общество, где таковой рассматривается только как объект управления, а его роль заключается в реализации этих властно-управленческих решений. Общество практически исключено из разработки, принятия и контроля за выполнением решений государственного управления, а отсюда и появление бюрократизма и, как следствие, коррупции.

В сложившейся ситуации под управлением понимается одностороннее воздействие

власти на общество и человека, а не взаимодействие власти и общества, тогда как административное воздействие исключает правовое регулирование. Одно порождает другое, а именно бюрократию и коррупцию, и это следствие закономерно [4, с. 270].

Также существует проблема структуры исполнительной власти, которая зачастую не способствует эффективному принятию управленческих решений. В стандарте организационной иерархии все выводы по возникшим вопросам должны приниматься на уровне управления, где для решения этих проблем собирается больший массив важной информации. Необходимо учитывать тот факт, что информация не должна противоречить другим принятым решениям. Бывают ситуации, при которых между принимаемыми решениями образуются противоречия, и это остается незамеченным на нижних уровнях иерархии.

В современном мире широко используются технологические методы сбора и передачи информации, и эффективное принятие управленческих решений зависит от качества, своевременности и достоверности информации, получаемой за счет технических ресурсов. Обработка объемов избыточной информации без использования прогрессивных автоматизированных систем занимает определенное время, что совершенно неэффективно, так как количество источников информации растет, а данные усложняются [6, с. 35].

Кроме того, по-прежнему существует проблема недостаточной компетентности государственных служащих по определенному кругу вопросов. Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии и инновации, и работник должен владеть ими и уметь использовать их на благо государства.

Таким образом, существует ряд проблем, препятствующих эффективному процессу разработки, принятия и реализации решений государственного управления.

В целях повышения качества управленческих решений, вырабатываемых и принимаемых государственными органами в Российской Федерации, необходимо усиление связи между властью и народом посредством различных форумов, совещаний, конференций и введение так называемого «политического мода» среди молодежи в целях того, чтобы

подрастающее поколение ценилось и оставляло мнения, оценки по решениям, принимаемым соответствующими органами.

Во избежание ошибок, связанных с несогласованностью принимаемых решений между иерархиями исполнительной власти России, представляется целесообразным создать условия, при которых планы, анализируемые и утверждаемые на более высоких уровнях организационной системы, будут согласовываться с более низким уровнем [7, с. 17].

Для устранения недостатков организационно-информационной системы следует использовать современные компьютерные технологии, а также более мощные технические средства. Техническая система организации должна быть на достаточном уровне.

Следует уделять больше внимания повышению профессионализма государственных служащих. Для лучших результатов управления специалист должен уметь быстро находить правильное определение сути проблемы и уметь адаптироваться в различных ситуациях. Государственные служащие должны быть более осведомлены о глобальных проблемах и стараться внедрить адекватный зарубежный опыт в систему управления в Российской Федерации.

Таким образом, выполнение вышеуказанных рекомендаций приведет к значительному повышению качества управленческой деятельности в государственных органах, что повысит уровень эффективности решений государственных служащих и иных должностных лиц.

Список источников

1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы : учеб. для вузов. М. : Финансы, 687 с.

2. Барциц И. Н. Система государственного и муниципального управления : учеб. курс : в 2 т. Т. 1. М. : РАГС, 2019. 464 с.

3. Горб В. Г Принятие и исполнение государственных и муниципальных решений : учеб. пособие. Екатеринбург : Урал. ин-т управления - филиал РАНХиГС, 2019. 240 с.

4. Джамалудинова М. Ю. Проблемы управления человеческими ресурсами в государственных организациях // Экономика и предпринимательство. 2020. № 4 (117). С. 270-273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жигарь, О. В. К вопросу о процессе разработки решений в органах управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 3. С. 26-30.

6. Жигарь О. В. Об эффективности муниципального управления // Вестник Челябинского университета. Сер. 7. Государственное и муниципальное управление. 2018. № 1. С. 31-36.

7. Жигарь О. В., Семенчук Е. Н. О подходах к определению качества и эффективности управленческих решений в органах местного самоуправления // Вестник Челябинского университета. 2019. Т. 3, № 2. С. 16-22.

References

1. Babich A.M., Pavlova L.N. State and municipal finance: Textbook for universities. M.: Finance, 687 p.

2. Bartsits I. N. The system of state and municipal management: studies. course: in 2 t. t. 1. Moscow : RAGS Publishing House, 2019. 464 p.

3. Gorb V.G. Adoption and execution of state and municipal decisions: studies. manual. Yekaterinburg: Publishing house of the Ural Institute of Management - branch of RANEPA. 2019. 240 p.

4. Dzhamaludinova M.Yu. Problems of human resource management in state organizations. Economics and entrepreneurship. 2020. No. 4 (117). pp.270-273.

5. Zhigar O. V. On the issue of the decision-making process in management bodies. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2018. No. 3. pp. 26-30.

6. Zhigar O. V. On the effectiveness of municipal management. Bulletin of the Chelyabinsk University. Ser. 7. State and municipal management. 2018. No. 1. pp. 31-36.

7. Zhigar O. V., Semenchuk E. N. On approaches to determining the quality and effectiveness of management decisions in local self-government bodies. Bulletin of Chelyabinsk University. 2019. Vol. 3, No. 2. pp. 16-22.

Сведения об авторах

ДЖАМАЛУДИНОВА МАДИНАТ ЮНУСКАДИЕВНА - кандидат экономических наук, до -цент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, madina0880@mail.ru

СУЛТАНОВА ЛЕОНА ШАХРУДИНОВНА - бакалавр 4 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, sultanovalelik05@gmail.com

Information about the authors

JAMALUDINOVA MADINAT YU. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, madina0880@mail.ru

SULTANOVA LEONA SH. - 4th year bachelor of study in "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, sultanovalelik05@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.