Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ / КАЧЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Абулаева Амина Башировна, Солтаналиева Надия Солтаналиевна

В статье рассматриваются пути повышения эффективности при разработке и принятии управленческих государственных решений в органах власти. Результаты исследования могут использоваться различными органами власти при разработке и принятии управленческих государственных решений. Научное значение состоит в приращении знаний о различных методах и показателях повышения качества и результативности решений, принимаемых государственными органами. Практическая значимость исследования заключается в применении этих методов для достижения качественных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Абулаева Амина Башировна, Солтаналиева Надия Солтаналиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF DEVELOPMENT AND ADOPTION OF STATE DECISIONS IN THE AUTHORITIES

The article discusses ways to improve efficiency in the development and adoption of managerial government decisions in government. The results of the study can be used by various authorities in the development and adoption of managerial government decisions. The scientific significance lies in the increment of knowledge about various methods and indicators of improving the quality and effectiveness of decisions made by state bodies. The practical significance of the study lies in the application of these methods to achieve qualitative results.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ»

Научная статья

УДК 336.02

doi: 10.47576/2313-2086_2022_4_11

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, madina0880@mail. ru

Абулаева Амина Башировна

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, amina.abdulaeva. 2000@bk.ru

Солтаналиева Надия Солтаналиевна

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, soltanali. nadiya@bk. ru

Аннотация. В статье рассматриваются пути повышения эффективности при разработке и принятии управленческих государственных решений в органах власти. Результаты исследования могут использоваться различными органами власти при разработке и принятии управленческих государственных решений. Научное значение состоит в приращении знаний о различных методах и показателях повышения качества и результативности решений, принимаемых государственными органами. Практическая значимость исследования заключается в применении этих методов для достижения качественных результатов.

Ключевые слова: государственное управленческое решение; эффективность государственных решений; этапы разработки и принятия управленческих государственных решений; качественное решение; показатели эффективности и результативности.

Для цитирования: Джамалудинова М. Ю., Абулаева А. Б., Солтаналиева Н. С. Пути повышения эффективности разработки и принятия государственных решений в органах власти // Прикладные экономические исследования. 2022. № 4. С. 11-16. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_4_11.

Original article

WAYS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF DEVELOPMENT AND ADOPTION OF STATE DECISIONS IN THE AUTHORITIES

Jamaludinova Madinat Yu.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, madina0880@mail.ru

Abulaeva Amina B.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, amina.abdulaeva.2000@bk.ru Soltanalieva Nadiya S.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, soltanali.nadiya@bk.ru

Abstract. The article discusses ways to improve efficiency in the development and adoption of managerial government decisions in government. The results of the study can be used by various authorities in the development and adoption of managerial government decisions. The scientific significance lies in the increment of knowledge about various methods and indicators of improving the quality and effectiveness of decisions made by state bodies. The practical significance of the study lies in the application of these methods to achieve qualitative results.

Keywords: state management decision; the effectiveness of government decisions; stages of development and adoption of managerial state decisions; quality solution; indicators of efficiency and effectiveness.

For citation: Jamaludinova M. Y., Abulaeva A. B., Soltanalieva N. S. Ways to improve the efficiency of development and adoption of state decisions in the authorities. Applied economic research, 2022, no. 4, pp. 11-16. https://doi. org/10.47576/2313-2086_2022_4_11.

На сегодняшний день в нашей стране практически все области жизнедеятельности человека контролируются государством. Даже те сферы, которые не находятся под влиянием государственных структур, в какой-то мере затрагивают государственную деятельность. Поэтому результативность государственной деятельности определяется тем, как разрабатываются и принимаются решения органами власти. В этом и заключается актуальность указанной выше проблемы.

Государственное управленческое решение является особой разновидностью управленческих решений, где в качестве субъекта управления выступает государство или органы государственного управления, а также государственные служащие, а в качестве объекта - различные процессы социально-экономического характера, протекающие в обществе [5, с. 212]. Эффективность государственных решений в органах власти является той проблемой, разработка которой необходима для обеспечения качественного функционирования государственных органов и выполнения ими своих функций [1, с. 43].

Неэффективность и отсутствие должной реализации государственных решений, которые возможны по причине отдельных проблем государственного механизма, подрыва-

ют доверие граждан ко всей государственной системе.

Разработка и принятие государственных управленских решений - это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов:

1) подготовительный этап - определение действий, формирование целей, направленных на выработку решений (на этом этапе также выделяются проблемы, которые послужили причиной для принятия решения);

2) этап реализации целей - состоит из непосредственной подготовки реализации решения (дополнительный анализ ситуации, определение позиций административных структур, распределение ресурсов в местах реализации целей) и реализации решения и оперативного управления (действия органов государства концентрируется на повышении мотивации исполнителей, контроль начавшихся действий по реализации решения);

3) завершительный этап - анализ выполненных работ и результатов реализации решения, выявление каких-либо недочетов и пробелов, фиксирование их для дальнейшего недопущения этих ошибок и восполнения пробелов, выявление слабых и сильных сторон.

Соблюдение обозначенных этапов играет важную роль в разработке и принятии управленческих государственных решений.

Но также не стоит забывать и про процесс исполнения принятого решения. Чтобы качественно его исполнить, лицо, в компетенцию которого входит исполнение принятого решения, должно помнить об ответственности, так как за каждым принятым и исполненным

решением следуют последствия, причем не всегда положительные [4, с. 28].

Также, помимо этих этапов, существуют и другие варианты этапов разработки и принятия управленческих государственных решений (рис. 1).

8 Контроль и оценка результатов

*

7 Управление реализацией

6 Согласование решения

1 Анализ ситуации

2 Идентификация проблемы

3 Определение критериев выбора

1

4 Разработка альтернатив

Вы&ор наилучшего варианта

Рисунок 1 - Этапы разработки и принятия управленческих государственных решений

Исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к тому, что все разрабатываемые и принимаемые органами власти управленческие государственные решения влекут за собой последствия, которые могут отразиться на всех сферах жизнедеятельности человека, так как эти решения несут государственный масштаб. Поэтому для того, чтобы не допустить значительных ошибок, необходимо ответственно подходить к этому делу, осуществлять постоянный мониторинг и контроль за всеми действиями, осуществляемыми в процессе разработки, принятия и исполнения управленческих государственных решений, прогнозировать возможные последствия, к которым могут привести данные решения, и определить пути повышения их эффективности [2, с. 106].

Для того чтобы повысить качество управленческого решения, необходимо, чтобы оно, в первую очередь, было качественным, своевременным, адресным, конкретным.

Качественное решение - это решение, обеспечивающее приемлемый компромисс

как в достигнутых результатах, так и в затрачиваемых ресурсах.

Система показателей эффективности и результативности деятельности органов власти должна включать следующие группы.

1. Показатели непосредственного результата. В отчетах о деятельности органов власти и структурных подразделений уже содер -жится перечень определенных результатов. Содержание результатов административной деятельности определяется как вопросами компетенции, так и характером тех функций, которые ими выполняются. В таком случае показателем непосредственного результата для него выступит количество услуг в широком смысле, управленческие решения в виде правовых актов, программ. Показателем непосредственного результата может выступить число стандартизированных услуг, отклонение от заданных стандартов, число получателей стандартизированных услуг.

2. Показатели конечного эффекта. Характеризуют изменения в объекте управления, характер воздействия деятельности на целевую группу позволяет указать на конечный

эффект от деятельности исполнительного органа. Конечным эффектом для органа выступает изменение (или отсутствие изменения) в состоянии, функционировании объекта управления, целевых групп и, как правило, связано с достижением целей деятельности органа власти. В качестве показателей, которые могут свидетельствовать о достижении конечного социально эффекта, выступают показатели удовлетворенности потребителя от оказанной услуги или от деятельности исполнительного органа.

3. Показатели непосредственных процессов. Связаны с характером функционирования, административными процессами, требованиями к ним. Показатель может формулироваться как доля операций или процедур, соответствующих стандартам или требованиям, предъявляемым к работе. Фактически эти показатели нельзя полностью отнести к показателям результата, хотя они и неразрывно связаны, качество административных процессов лишь в некоторой степени определяет достижение результата. В качестве показателей непосредственных процессов могут быть выделены, например, доля подготовленных документов, выполненных в срок и без нарушений, доля операций, проведенных в соответствии с регламентом [6 с. 10].

Несмотря на огромную теоретическую базу в сфере разработки принятия управленческих государственных решений, существует ряд проблем, которые являются объектом исследования многих ученых различных областей науки. На сегодняшний день вопрос эффективности государственного управления действительно является актуальным на каждом этапе развития государства. Ведь именно от эффективности разработки и принятия государственных решений зависит жизнь и процветание населения страны. Значительной проблемой является понимание государственного управления как вида административного управления, как деятельности только исполнительных органов власти, как прямого воздействия на общественные отношения и человека посредством организационно-распорядительных и социально-психологических методов властвования. Определение задач государственного органа управления зависит от программных целей государства, проистекающих из стра-

тегии развития. К сожалению, в деятельности государственных органов большинство задач являются узковедомственными и не учитывают потребности общества. Многие результаты по реализации задач органов государственного управления не обладают мультипликативным эффектом для развития общества [7, с. 42].

Мы можем отметить также различия в таких понятиях, как сущность государства и роль государственного управления. Под государственным управлением понимается властно-административное воздействие аппарата на общество, где оно рассматривается лишь как объект управления. А его роль заключается в реализации этих властно-административных решений. Из этого следует, что общество практически никак не участвует в разработке, принятии, а также контроле реализации государственных управленческих решений. Это, в свою очередь, способствует появлению бюрократизма и коррупции. Власть народа должна осуществляться посредством государственного управления, в противном случае развивается антидемократический стиль деятельности государства аппарата, при котором органы управления отказываются слышать людей.

Существует и проблема, которая может касаться структуры исполнительной власти, не способствующая эффективным разработке и принятию управленческих решений. Не должны возникать те ситуации, когда принятые решения различных уровней иерархии противоречат друг другу [3, с. 114].

Недостатки организационно-информационной системы в деятельности органов государственной власти также могут являться серьезной проблемой. Например, во многих государственных учреждениях используются недостаточно мощные информационные технологии и компьютерные системы, а также несовременное, а значит, и неэффективное, программное обеспечение. Все это способствует избытку информации и снижению качества управленческого решения. В современном мире широко используются технологическое методы сбора и передачи информации, а эффективное принятие управленческих решений зависит от качества, своевременности и достоверности информации, полученной посредством технических ресурсов. Обработка объемов

излишней информации без использования прогрессивных автоматизированных систем занимает определенное время, что совершенно не эффективно, поскольку количество источников информации растет, а данные становятся сложнее.

Все общественные явления обладают динамическими характеристиками, так как появляются новые технологии и нововведения, именно поэтому государственный служащий должен всегда иметь определенные компетенции и уметь использовать их на благо государству, но это не всегда получается. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что данная проблема по-прежнему остается нерешенной и мешающей эффективному принятию государственных решений.

Для решения этих проблем можно выделить следующие пути повышения эффективности разработки и принятия государственных решений, которые помогут укрепить российское государство, сформировать гражданское общество и повысить роль законодательных исполнительных органов власти, а именно [8, с. 410]:

- необходимо более четко узаконить механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере дифференциации полномочий по предметам совместного ведения;

- развитие системы изучения правоприменительной практики, а также среднесрочного прогнозирования и планирования законодательных приоритетов;

- необходимо углубить принципы демократии в формировании механизма принятия государственных решений;

- целесообразно сосредоточить внимание

на основных направлениях деятельности в области государственных решений: с политической целесообразности - к эффективности, оцениваемой по целевым и функциональным показателям;

- следует развивать контекстуальный подход к эффективности, связанный с оптимизацией сопряжения основных ветвей власти при сохранении их независимости;

- согласовывать и координировать парламентскую деятельность по вертикали (федеральный, региональный, местный уровни) и по горизонтали (внутрипарламентское взаимодействие);

- должно иметь место превосходство гуманистических ценностей в целевых и функциональных показателях, стандартах и критериях эффективности механизма принятия государственных решений; предельное сочетание представительных и профессиональных подходов в формировании структур парламента;

- увеличение профессионализма аппарата и научно-экспертных групп в оценке эффективности механизма принятия государственных решений;

- развитие информационной открытости государственных структур.

Таким образом, хотелось бы отметить, что реализация вышеперечисленных рекомендаций приведет к значительному повышению качества управленческой деятельности в государственных органах, а это увеличит уровень эффективности решений государственных служащих и других должностных лиц на региональном и федеральном уровнях управления.

Список источников

1. Джамалудинова М. Ю. Роль федеральных органов в координации деятельности органов власти субъектов РФ : монография. М. : Русайнс, 2021. 58 с.

2. Литвак Б.. Разработка управленческого решения : учеб. 7-е изд., испр. и доп. М. : Дело, 2013. 439 с.

3. Макрусев В. В., Волков В. Ф., Дмитриева О. А. Методы принятия управленческих решений : учеб. пособие. М. : Российская таможенная академия, 2013. 114 с.

4. Портнягин А. И. Проблемы разработки и принятия управленческих решений в органах государственного и муниципального управления // Проблемы регионального и муниципального управления: сб. докладов междунар. научн. конф. Москва, 21 апреля 2011 г. М. : РГГУ, 2011. С. 28-34.

5. Фахрутдинова А. З. Разработки управленческого решения : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск : СибАГС, 2012. 212 с.

6. Портнягин А. И. Особенности управленческих решений в органах государственного муниципального управления // Проблемы регионального и муниципального управления : материалы международ. науч. конф. Москва, 26 апреля 2006 г. М. : РГГУ, 2006. С. 6-10.

7. Соменкова Н. С., Купцов А. В. Принятие и исполнение государственных решений : учеб.-метод. пособие. Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2020. 42 с.

8. Барциц И. Н. Система государственного и муниципального управления : учеб. курс : в 2 т. Т. 1. М. : РАГС, 2011. 464 с.

References

1. Jamaludinova M. Yu. The role of federal bodies in coordinating the activities of the authorities of the subjects of the Russian Federation : monograph. M. : Rusains, 2021. 58 p.

2. Litvak B. Development of a management solution : studies. 7th ed., ispr. and add. M. : Delo, 2013. 439 p.

3. Makrusev V. V., Volkov V. F., Dmitrieva O. A. Methods of managerial decision-making : textbook. manual. Moscow : Russian Customs Academy, 2013. 114 p.

4. Portnyagin A. I. Problems of development and adoption of managerial decisions in state and municipal government. Problems of regional and municipal management: collection of reports of the International scientific conference. Moscow, April 21, 2011, Moscow : RSUH, 2011. pp. 28-34.

5. Fakhrutdinova A. Z. Development of management solutions : textbook. stipend. 2nd ed., reprint. and add. Novosibirsk : SibAGS, 2012. 212 p.

6. Portnyagin A. I. Features of managerial decisions in state municipal administration bodies. Problems of regional and municipal governance : materials of the International scientific conf. Moscow, April 26, 2006, Moscow : RSUH, 2006. pp. 6-10.

7. Somenkova N. S., Kuptsov A.V. Adoption and execution of state decisions : studies.- method. stipend. Nizhny Novgorod : N. I. Lobachevsky National Research University, 2020. 42 p.

8. Bartsits I. N. System of state and municipal management : studies. course : in 2 t. t. 1. M. : RAGS, 2011. 464 p.

Сведения об авторах

ДЖАМАЛУДИНОВА МАДИНАТ ЮНУСКАДИЕВНА - кандидат экономических наук, до -цент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, madina0880@mail.ru

АБУЛАЕВА АМИНА БАШИРОВНА - бакалавр 4 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, amina.abdulaeva.2000@bk.ru

СОЛТАНАЛИЕВА НАДИЯ СОЛТАНАЛИЕВНА - бакалавр 4 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, soltanali.nadiya@bk.ru

Information about the authors

JAMALUDINOVA MADINAT YU. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, madina0880@mail.ru

ABULAEVA AMINA B. - Bachelor of the 4th year of study in the field of "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, amina.abdulaeva.2000@bk.ru SOLTANALIEVA NADIYA S. - 4th year bachelor of study in the field of "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, soltanali.nadiya@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.