Научная статья на тему 'ДЕМОКРАТИЗМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ'

ДЕМОКРАТИЗМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / МЕСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Муртузалиева Валигыз Зияутдиновна, Муслимов Магомед Заурбекович

Статья посвящена демократизации местного самоуправления, иными словами, теме обеспечения самостоятельности населения в решении вопросов местного значения. Активное участие общественности в принятии решений, которые напрямую влияют на качество их среды обитания, на обеспеченность необходимыми жилищно-бытовыми и социально-культурными условиями, способно повысить эффективность деятельности органов муниципального управления на местах. Проведен анализ форм личного участия граждан в мероприятиях местного самоуправления, проводимых по инициативе власти и населения, рассмотрены возможности демократизации народного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Муртузалиева Валигыз Зияутдиновна, Муслимов Магомед Заурбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRACY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT: THEORETICAL FOUNDATIONS AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION

The article is devoted to the democratization of local self-government, in other words, the topic of ensuring the independence of the population in resolving issues of local importance. The active participation of the public in decision-making that directly affects the quality of their living environment, the provision of the necessary housing and social and cultural conditions can increase the efficiency of local government bodies. The analysis of the forms of personal participation of citizens in local self-government events held at the initiative of the authorities and the population, considered the possibility of democratization of people’s selfgovernment.

Текст научной работы на тему «ДЕМОКРАТИЗМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_1_33 УДК 352

ДЕМОКРАТИЗМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: madina0880@mail.ru

Муртузалиева Валигыз Зияутдиновна,

магистр второго года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: murtuzalieva997@mail.ru

Муслимов Магомед Заурбекович,

магистр второго года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: muslimov007@bk.ru

Статья посвящена демократизации местного самоуправления, иными словами, теме обеспечения самостоятельности населения в решении вопросов местного значения. Активное участие общественности в принятии решений, которые напрямую влияют на качество их среды обитания, на обеспеченность необходимыми жилищно-бытовыми и социально-культурными условиями, способно повысить эффективность деятельности органов муниципального управления на местах. Проведен анализ форм личного участия граждан в мероприятиях местного самоуправления, проводимых по инициативе власти и населения, рассмотрены возможности демократизации народного самоуправления.

Ключевые слова: демократизация; местное самоуправление; вопросы местного значения; местное население.

UDC 352

DEMOCRACY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT: THEORETICAL FOUNDATIONS AND PRACTICE OF IMPLEMENTATION

Jamaludinova Madinat Yunuskadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: madina0880@mail.ru

Murtuzalieva Valigyz Ziyautdinovna,

Master of the second year of study in the direction «State and Municipal Administration», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: murtuzalieva997@mail.ru

Muslimov Magomed Zaurbekovich,

Master of 2 years of study direction «State and Municipal Administration», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: muslimov007@bk.ru

The article is devoted to the democratization of local self-government, in other words, the topic of ensuring the independence of the population in resolving issues of local importance. The active participation of the public in decision-making that directly affects the quality of their living environment, the provision of the

necessary housing and social and cultural conditions can increase the efficiency of local government bodies. The analysis of the forms of personal participation of citizens in local self-government events held at the initiative of the authorities and the population, considered the possibility of democratization of people's self-government.

Keywords: democratization; local government; local issues; local population.

Согласно установленным Конституцией РФ нормам, Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Народ является носителем суверенитета и единоличным источником власти.

Свою волю народ реализует самостоятельно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Важная самостоятельная роль местных управленческих сообществ в укреплении основ политического устройства нашей страны отмечена закрепленными в Основном государственном законе гарантиями его жизнедеятельности. Освещению вопросов местного самоуправления посвящена отдельная 8 глава Конституции.

Непосредственное волеизъявление местного самоуправления и через созданные административные органы выражается в решении населением вопросов на местном уровне. Круг таких вопросов охватывает жилищно-коммунальную и социально-культурную сферу жизни населения, в том числе путем обеспечения рационального приобретения и эффективного использование муниципальной собственности.

На законодательном уровне разработано и закреплено достаточное количество различных инструментов осуществления гражданами управления местными территориями. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) одним из них выступают органы местного самоуправления в виде образуемых либо непосредственно населением, либо сформированных представительным органом местного самоуправления органов, наделенных собственными полномочиями по решению местных вопросов.

Тот же закон, обобщая формы демократии (власти народа), посредством которых население управляет местными территориями, подразделяет их на два вида: а) формы непосредственного осуществления местного

самоуправления населением; б) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Прямое осуществление местного самоуправления населением влечет за собой принятие определенного волевого решения по возникшему вопросу. Формами такого осуществления самоуправления на местах выступают: местный референдум, местные выборы, голосование по отзыву должностного лица, голосование по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования, сход граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное управление.

Непосредственное прямое осуществление местного самоуправления населением является обязательным. Например, выборы проходят в муниципальном образовании обязательно, с установленной законодательством периодичностью, чтобы сформировать представительный орган или выбрать должностное лицо. В установленных случаях референдум по законопроекту также обязателен для проведения, как и голосование о досрочном отзыве должностного лица.

Участие населения в осуществлении местного самоуправления представляет собой выявление мнения населения по конкретному вопросу местного значения, принятие же решения возлагается на органы местного самоуправления или их должностные лица. К таким формам опосредованного участия граждан относятся: публичные слушания, общественные обсуждения, конференция граждан, опрос граждан, обращение жителей в органы местного самоуправления, а также другие формы, не противоречащие конституционным нормам.

Демократизм местного самоуправления заключается в том, что оно должно создавать и поддерживать условия самостоятельности населения при решении насущных местных вопросов, влияющих на жизнедеятельность конкретного территориального образования. И таких вопросов, требующих участия населения, возникает достаточно

много. Поэтому является необходимым создание условий не для формального участия жителей муниципалитетов в осуществлении самоуправления, а действительного практического влияния местных жителей на управление территориями [2].

Для реализации в полной мере своего зна -чения в существовании местных сообществ население должно быть для административных органов самоуправления равноправным инициативным партнером, знающим свои права и возможности. Создание условий заключается в возможности реализации форм как опосредованного (обращения граждан в органы власти, участие в общественных обсуждениях и т.п.), так и прямого волеизъявления народа (референдум, выборы, собрания и сходы, самоорганизация граждан и т.п.). Законодательством закреплена обязанность органов власти, органов местного самоуправления не препятствовать населению в своем волеизъявлении и обеспечивать возможность такого гражданского действия. При существовании благоприятных условий правового самовыражения граждан эффективность решения вопросов местного значения будет складываться не только из участия жителей в различного рода политических и социальных мероприятиях, но и из благотворного влияния активной гражданской позиции на избавление от коррупционных «привычек» муниципального административного аппарата. В то же время активная жизненная позиция обязательно должна включать в себя кроме осознания населением своих прав осознание своих обязанностей по исполнению обязательств налогообложения, правового землепользования.

Демократизм в осуществлении самоуправления местными территориями проявляется также в том, что конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура их органов, персональность выборных должностных лиц населением определяются автономно. Будучи сформированы на местах, органы муниципального управления непосредственно взаимодействуют с местным населением на условиях самостоятельности от органов государственной власти в пределах своих полномочий [3].

Федеральные законы и законодательство субъектов Федерации для обеспечения полноценной деятельности местного

самоуправления, согласно установленным конституционным нормам самостоятельности, конкретизирует принципы его работы и основы взаимодействия с органами государственной власти.

В некоторых случаях органы местного самоуправления могут осуществлять в определенных случаях некоторые государственные полномочия. Эта возможность отражена и в федеральном, и в республиканском законодательных актах о местном самоуправлении. По поводу целесообразности распространения такой практики имеются возражения в общественной и юридической среде. Это позволит установить прямой контроль Центра за органами местного самоуправления, так как они в таком случае будут выступать в качестве подчиненного государственного органа, что полностью противоречит конституционным нормам. Все это создает проблемы перераспределения полномочий между органами государственной власти и управления и органами муниципального управления, которые требуют пристального внимания и осмысления.

Таким образом, демократичность общества подтверждается многообразными и двусторонними взаимосвязями между органами муниципального управления и органами государственной власти.

Государственная власть должна создавать и поддерживать необходимые политические и правовые условия для создания управленческих местных структур, для расширения сферы деятельности гражданского общества, осуществлять контроль за исполнением законодательства со стороны органов местного самоуправления как в отношении реализации полномочий, так и в отношении создания условий для участия населения в решении местных вопросов.

Со стороны местного самоуправления возможно делегирование полномочий региональным и федеральным органам, контроль за властью, осуществляемой от имени Центра, разработка и направление гражданских инициатив в различных областях.

Говоря о содержании местного самоуправления, формах его деятельности, следует отметить, что для обеспечения прозрачности и доступности сдерживающих мер воздействия населения на органы местного самоуправления, эффективной их работы необ-

ходимо в полной мере понимать значение различных ролей местного самоуправления в жизни общества.

В настоящее время местное самоуправление играет административную и политическую роль. Административная роль связана с предоставлением административных услуг населению и осуществлением административных функций органами управления. Политическая роль в управлении обусловлена наличием в системе органов местного самоуправления представительных органов, избранных народом. Данные представительные органы принимают правовые решения, регулирующие жизнеобеспечение подконтрольных территорий [2].

В связи с этим целесообразно разделять употребляемые в быту понятия «местное самоуправление» и «местная администрация». Администрация занимается, и это ее главное предназначение, обеспечением исполнения муниципальных функций и предоставлением муниципальных услуг населению в рамках полномочий. Осуществляет она это, невзирая на различную политическую принадлежность заявителей, их отношение к органам власти.

Местное самоуправление в виде участия населения в выборах, собраниях, референдумах и т.п. представляет собой участие жителей в местной политике.

Своим участием в местной политике граждане влияют на разработку и принятие наиболее целесообразных решений на муниципальном уровне. Деятельное участие в выборах, референдумах и других процедурах волеизъявления способствует формированию у них политической культуры, активной жизненной позиции и основных демократических ценностей. В дальнейшем это позволит мирным способом разрешать политические проблемы [2].

Однако на практике указанные формы участия применяются населением редко. Так, результаты исследования проблем функционирования и развития местного самоуправления в Российской Федерации, проведенного социологической группой Института государственной службы и управления РАН-ХиГС под руководством доктора социологических наук, профессора К.О. Магомедова [1], выявили, что большинство населения не участвует либо участвуют только формально

в реализации своего управленческого потенциала при решении вопросов местного значения, отдавая предпочтение практически одной пассивной форме участия - участию в опросах общественного мнения. Свое предпочтение такой форме участия объясняют возможностью быстро, анонимно и необременительно по времени высказать мнение относительно действий органов самоуправления или имеющихся проблем. Одной из основных причин такой пассивности является относительно невысокий уровень доверия населения к местным органам власти. При отсутствии доверия трудно наладить социальные связи для обеспечения солидарности при решении какого-либо вопроса, сплотить людей для какого-либо социального мероприятия. И в то же время слабая гражданская позиция объясняется не только недоверием к органам управления. Наряду с этим причиной служит низкий уровень признания собственной гражданской ответственности и сопричастности, неуверенность в собственных силах повлиять на принятие решений. К тому же многие просто не знают своих прав как представителей самоуправления и возможностей реализации такого статуса, не знают сущности местного самостоятельного управления, принципов его реализации, не знают, что являются частью народного волеизъявления [2].

Все это напрямую определяет уровень социальной активности населения.

На фоне низкой гражданской позиции населения, достаточно высокого уровня коррупционных рисков при принятии управленческих решений не самым целесообразным на данном отрезке времени является существующая альтернатива прямым выборам глав местных администраций сельсоветов и муниципальных районов. Во многих муниципальных образованиях этих руководителей избирает специальная комиссия по итогам определенных конкурсных процедур.

В существующих условиях для демократи -зации местного самоуправления первоочередным шагом представляется повышение уровня доверия к органам управления [3].

Одним из приемов реализации этой цели выступает борьба с коррупцией среди должностных лиц муниципалитетов. Благоприятной средой зарождения и существования коррупционных схем является

деятельность по оказанию муниципальных услуг населению и осуществление муниципальных функций. Непосредственный контакт с заинтересованным потребителем услуги, многочисленные установившиеся родственные и приятельские связи весьма способствуют возникновению необоснованных предпочтений и влияний на результат обращения к органу самоуправления. В такой ситуации решение проблемы видится не только в правоохранительном реа-

гировании, но и в воспитании в обществе неприятия коррупционных приемов. Общеизвестно, что множество преступлений происходит при молчаливом наблюдении со стороны окружающих. И кроме коррупционера есть тот, кто дает взятку.

Другим приемом повышения уровня доверия является упрощение доступа к результатам деятельности муниципальных органов, прозрачность процедуры принятия решений, повышение правовой культуры населения.

Список литературы_

1. Джамалудинова, М. Ю. Государственное и муниципальное управление / М. Ю. Джамалудинова // Литагент Кнорус. - Москва, 2015.

2. Джамалудинова, М. Ю. Развитие местного хозяйства и самоуправления в России / М. Ю. Джамалудинова // Экономика и предпринимательство. - 2020. -№12 (125). - С. 354-357.

3. Доверие населения к органам муниципальной власти как основа активного участия граждан в общественной жизни муниципального образования: современное состояние. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ doverie-naseleniya-k-organam-munitsipalnoy-vlasti-kak-osnova-aktivnogo-uchastiya-grazhdan-v-obschestvennoy-zhizni-munitsipalnogo (дата обращения: 09.10.2021).

References_

1. Dzhamaludinova M.Yu. State and municipal administration. Litagent Knorus. Moscow. 2015.

2. Dzhamaludinova M.Yu. Development of local economy and self-government in Russia. Economics and Entrepreneurship 2020. No. 12 (125). Pp. 354-357.

3. Public confidence in the municipal authorities as the basis for active participation of citizens in the public life of the municipality: current state. Scientific article in the specialty "Political Sciences". 2017. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/doverie-naseleniya-k-organam-munitsipalnoy-vlasti-kak-osnova-aktivnogo-uchastiya-grazhdan-v-obschestvennoy-zhizni-munitsipalnogo (date of access 09.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.