Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Магомедова Зайнаб Шамильевна, Магомедова Марият Магомедовна

В работе рассматриваются проблемы государственного, муниципального и регионального управления в контексте глобальных и локальных вызовов социокультурной среды. Анализируется проблема и перспективы развития государственного управления и регионального управления в современных российских условиях, а также намечаются пути их совершенствования. Доказывается, что развитие государственного управления в России предопределяется традиционными институтами управления и организации жизни, присущими тоталитаризму, бюрократии, принципам перераспределительной экономики, доминированием института государственной власти и неразвитостью государства, институтов гражданского общества. Представлены результаты исследования институциональной среды инновационного развития государственного управления и регионального управления, обозначены перспективы системы мультикультурного региона в контексте управления социальным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Магомедова Зайнаб Шамильевна, Магомедова Марият Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION AND NATIONAL PROBLEMS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The work examines the problems of state, municipal and regional management in the context of global and local challenges of the socio-cultural environment. The problem and prospects for the development of public administration and regional administration in modern Russian conditions are analyzed, and ways of their improvement are outlined. It is proved that the development of public administration in Russia is predetermined by the traditional institutions of management and organization of life inherent in totalitarianism, bureaucracy, the principles of a redistributive economy, the dominance of the institution of state power and the underdevelopment of the state, and institutions of civil society. The article presents the results of a study of the institutional environment for innovative development of public administration and regional administration, outlines the prospects for the system of a multicultural region in the context of social development management.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_1_29 УДК 369.03

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

Магомедова Зайнаб Шамильевна,

магистр 3 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

Магомедова Марият Магомедовна,

магистр 3 года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В работе рассматриваются проблемы государственного, муниципального и регионального управления в контексте глобальных и локальных вызовов социокультурной среды. Анализируется проблема и перспективы развития государственного управления и регионального управления в современных российских условиях, а также намечаются пути их совершенствования. Доказывается, что развитие государственного управления в России предопределяется традиционными институтами управления и организации жизни, присущими тоталитаризму, бюрократии, принципам перераспределительной экономики, доминированием института государственной власти и неразвитостью государства, институтов гражданского общества. Представлены результаты исследования институциональной среды инновационного развития государственного управления и регионального управления, обозначены перспективы системы мультикультурного региона в контексте управления социальным развитием.

Ключевые слова: субъекты Российской Федерации; проблемы государственного управления; модернизация; национальные проблемы; экономический рост; инновационная экономика.

UDC 369.03

Jamaludinova Madinat Yunuskadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Magomedova Zainab Shamilevna,

Master of 3 years of study in the direction "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Magomedova Mariyat Magomedovna,

Master of 3 years of study in the direction "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

PUBLIC ADMINISTRATION AND NATIONAL PROBLEMS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The work examines the problems of state, municipal and regional management in the context of global and local challenges of the socio-cultural environment. The problem and prospects for the development of public administration and regional administration in modern Russian conditions are analyzed, and ways of their improvement are outlined. It is proved that the development of public administration in Russia is predetermined by the traditional institutions of management and organization of life inherent in totalitarianism, bureaucracy, the principles of a redistributive economy, the dominance of the institution of state power and the underdevelopment of the state, and institutions of civil society. The article presents the results of a study of the institutional environment for innovative development of public administration and regional administration, outlines the prospects for the system of a multicultural region in the context of social development management.

Keywords :constituententitiesofthe Russian Federation;problemsof publicadministration;modernization; national problems; the economic growth; innovative economy.

Одно из первых общепринятых определений предмета административного права было предложено советским ученым Прун-ти. К предмету административного права он причислил общественные отношения управленческого характера, непосредственно связанные с выполнением государственными органами конкретных исполнительных и административных задач, а именно постоянное и прямое управление экономическим и культурно-политическим строительством. Лексин среди основных характеристик общественных отношений, составляющих предмет административного права, выделяет следующие: возникают только в результате государственно-управленческой (властной) деятельности, исполнительный орган государства является обязательным участником [7, с. 12].

Гордон попытался обобщить определение предмета административного права, которое он определяет как систему однородных общественных отношений регулирующего и защитного материально-процессуального характера, в которой права, свободы и обязанности участников управленческой деятельности или административно-хозяйственной деятельности осуществляет правовая защита. Он стремился предоставить наиболее подробный перечень общественных отношений, составляющих предмет административного права.

Особенность этих отношений в том, что они возникают только в результате силовой, государственно-административной деятельности, от имени государства и всегда в них участвует соответствующий исполнительный и распорядительный орган. Однако недостатком такого подхода является его внутреннее противоречие, заключающееся в сочетании неопределенности с относительной определенностью, что, на наш взгляд,

вносит некоторый дискомфорт в восприятие такого рода определений, но это обстоятельство не умаляет его ценности. Поэтому, анализируя положительные и отрицательные стороны синтетического подхода, мы по-прежнему считаем его применение наиболее оптимальным и оправданным. С одной стороны, он очерчивает общие контуры соответствующего определения, придавая ему определенность, а с другой стороны, с целью лучшей визуализации и раскрытия содержания этого понятия дает исследователю право идентифицировать определенные социальные отношения в качестве примеров и избегать их исчерпывающего перечисления. В дальнейшем мы будем использовать его для определения предмета административного права [6, с. 17].

Что касается государственного управления, то этот термин происходит из законодательства и практики зарубежных стран. Согласно глоссарию ООН, у государственного управления много определений. Государственное управление - это централизованная организация реализации государственной политики и программ, а также координация деятельности персонала. Другие специалисты в области государственного управления определяют, что государственное управление связано с исполнением законов и других норм, принятых законодательными органами государства. Также существует мнение, что государственное управление используется в управленческой, политической и правовой теории и представляет собой процедуру выполнения действий законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целях осуществления государственного регулирования и предоставления услуг населению [5, с. 16].

Саймон и Милакович определяют государ -ственное управление как подсистему соци-

альной системы, которая является частью общества, функционирование и развитие которого находятся под мощным влиянием всех других сфер общественной жизни. Таким образом, для государственного управления ключевыми элементами являются общество и государственная власть.

В современной науке административного права продолжают существовать два подхода к интерпретации феномена государственного управления. Это широкое и узкое понимание государственного управления. Для объективности представим и то, и другое [1, с. 37].

Энциклопедия государственного управления указывает, что государственное управление означает разработку и реализацию государственной политики. По нашему мнению, государственное управление осуществляется через предоставление власти обществу посредством децентрализации, и чем больше управление становится децентрализованным, тем более публичным. Если суще -ствует риск публичности, государственное управление становится публичным управлением посредством введения публичного управления.

Похоже, существует общее мнение о том, что экономические и технологические изменения, которые обычно имеются в виду, когда говорят о глобализации, существенно повлияли на условия внутреннего управления. В частности, как интернационализация рынков, так и появление транснациональных информационных и коммуникационных сетей ставят под вопрос автономию и эффективность национальных правительств в определении и предоставлении общественных благ (функция, классически связанная с национальным государством) [2, с. 5].

С одной стороны, экономическая и технологическая взаимозависимость породила ряд проблем, которые выходят за рамки национального суверенитета и, следовательно, больше не могут быть в достаточной степени решены односторонними действиями национальных правительств.

Примеры включают регулирование электронной торговли и защиту прав интеллектуальной собственности на цифровую информацию. С другой стороны, появление глобально интегрированных рынков ставит новые задачи для регулирования внутрен-

них проблем. Более конкретно: растущая экономическая интеграция вынуждает национальные правительства пересмотреть национальные нормативные акты, чтобы избежать нормативного бремени, ограничивающего конкурентоспособность отечественных отраслей (регулирующая конкуренция) [4, с.17].

Общепризнано, что особый тип проблемы, лежащей в основе поставленного на карту товара, оказывает значительное влияние на политику, связанную с его обеспечением. Мы можем выделить три основных и отличных друг от друга «созвездия»: координация, согласие и отступничество. Для каждого из них характерна конкретная проблема в разрешении конфликта интересов. Проблемы координации возникают там, где присутствуют относительно сильная общая заинтересованность в предоставлении товара и согласие по регулирующему решению. Если субъекты сотрудничают, сравнительно легко обеспечить общественное благо: мы предполагаем, что как государственные, так и частные субъекты обладают высоким управленческим потенциалом.

Однако, как только международное сотрудничество направляется на перераспределение, становится все труднее достичь международного соглашения между государствами или коллективных действий между частными субъектами. Как правило, такие проблемы соглашения характеризуются общей заинтересованностью в предоставлении общественного блага и разногласиями по поводу регулирующего решения. При взаимодействии между государствами примеры таких проблем варьируются от экологических стандартов в ЕС и таких вопросов, как соглашение о конфиденциальности данных между США и ЕС, до режимов стратегического ядерного оружия (такие комбинации обычно можно наблюдать в задачах технической стандартизации) [8, с. 179].

Для обеспечения совместимости и взаимосвязанности своей продукции производители обычно заинтересованы в общих стандартах. Однако из соображений экономической конкурентоспособности они могут предпочесть другие варианты, то есть попытаться предоставить свой собственный продукт в качестве «решения», к которому другие компании должны были бы приспособиться

(Шмидт и Верле). В то время как переговоры между участниками все же могут разрешить проблемы соглашения в процессе. В принципе, перспективы как государственного, так и частного управления достаточно туманны из-за проблем, связанных с дезертирством. Основное различие между проблемами координации или согласия и проблемами дезертирства состоит в том, что, несмотря на общую заинтересованность в предоставлении товаров и соответствующих соглашений о сотрудничестве, когда возникают проблемы дезертирства, вовлеченные субъекты предпочитают безнаказанно пользоваться преимущественно вкладом других [7, с. 35].

Среди государственных субъектов риск дезертирства может либо помешать появлению международного соглашения, либо вызвать серьезные проблемы с его соблюдением; следовательно, это означает, что государственные субъекты обладают низким управленческим потенциалом. Среди частных субъектов эта совокупность является проблемой, лежащей в основе большинства негативных рыночных внешних эффектов, таких как загрязнение окружающей среды или защита потребителей. Чтобы снизить производственные издержки, промышленные субъекты коллективно и индивидуально выбирают субоптимальные действия, а именно: не вносить вклад в обеспечение общественного блага.

Список литературы

1. Аузан, А. А. Социокультурная формула модернизации экономики / А. А. Аузан, К. Н. Келимбетов // Вопросы экономики. - 2012. - Выпуск 5. - С. 37-44.

2. Аузан, А.А. Социокультурная экономика // Научные инновации. - 2017. - № 2 (168). - С. 4-10.

3. Баранова, Г, Фролов В., Кондрашин А. Особенности социальной напряженности в регионах России /

Г Баранова, В. Фролов, А. Кондрашин // Социологические исследования. - 2011. - № 6. - С. 23-29.

4. Григорьев, Л. Сцилла и Харибда региональной политики / Л. Григорьев, Н. Зубаревич, Ю. Урожаева // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С. 15-19.

5. Джамалудинова, М. Ю. Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в современных условиях / М. Ю. Джамалудинова // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. - № 2. - С. 16.

6. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. - Москва: Юрайт, 2021. - 316 с.

7. Купряшин, Г Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г Л. Купряшин. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Юрайт, 2021. - 574 с.

8. Repnikova V.M., Jamaludinova M.Y. Role of small business in organization of technological breakthrough of Russian economy, Tourism and hospitality through the lens of innovation, 2017, pp. 179-182.

References

1. Auzan A.A. (2017) Sociocultural Economics. Scientific innovation 2 (168): 4-10.

2. Auzan A.A., Kelimbetov K.N. (2012) Socio-cultural formula of economic modernization. Econ. Issue 5: 37-44.

3. Baranova G., Frolov V., Kondrashin A. Features of social tension in the regions of Russia. Sociological studies. 2011. No. 6.

4. Grigoriev L., Zubarevich N, Urozhaeva Y. Scylla and Charybdis of regional politics. Economic Issues. 2008. No. 2.

5. Dzhamaludinova M.Yu. Analysis of state regulation of innovative activity in modern conditions. Russian Economic Internet Journal 2016, No. 2. P.16.

6. Knutov A.V. Management of state and municipal purchases and contracts: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 316 p.

7. Kupryashin G.L. Fundamentals of state and municipal management: a textbook for universities. 3rd ed., Rev. and add. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 574 p.

8. Repnikova V.M., Jamaludinova M.Y. Role of small business in organization of technological breakthrough of Russian economy. Tourism and hospitality through the lens of innovation, 2017, pp. 179-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.