Научная статья на тему 'О тенденциях и проблемах процесса разработки, принятия и реализации решений в органах государственного управления'

О тенденциях и проблемах процесса разработки, принятия и реализации решений в органах государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1631
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / MANAGEMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / MANAGEMENT DECISION / PROCESS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT DECISIONS / PROCESS OF MAKING MANAGEMENT DECISIONS / PROCESS OF IMPLEMENTATION OF MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигарь Оксана Владимировна

Статья посвящена тенденциям и проблемам процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений в органах государственного управления. В работе указывается на специфику функций и задач федеральных и региональных органов управления Российской Федерации. В статье обозначается роль и место управленческих решений в деятельности государственных органов. Представлены этапы разработки, принятия и реализации решений в органах государственного управления. Выделены требования к государственным управленческим решениям. Выявлены проблемы, препятствующие повышению эффективности процесса разработки и принятия решений. Даны рекомендации по повышению качества процесса разработки решений и их принятию в органах управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TRENDS AND ISSUES THE PROCESS OF DEVELOPING, MAKING AND IMPLEMENTING DECISIONSIN PUBLIC ADMINISTRATION

The article is devoted to the trends and problems of the process of development, adoption and implementation of management decisions in public administration. The paper points out the specifics of the func tions and tasks of Federal and regional government bodies of the Russian Federation. The article describes the role and place of management decisions in the activities of state bodies. The stages of development, adoption and implementation of decisions in public administration are presented. Requirements for state management decisions are highlighted. The problems that hinder the efficiency of the development and decision-making process are identified. Recommendations are given to improve the quality of the decision-making process and their adoption in management bodies.

Текст научной работы на тему «О тенденциях и проблемах процесса разработки, принятия и реализации решений в органах государственного управления»

УДК 351/354 ББК 67.401.13

DOI 10.24411/2618-9852-2020-15203

О ТЕНДЕНЦИЯХ И ПРОБЛЕМАХ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

О. В. Жигарь

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Статья посвящена тенденциям и проблемам процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений в органах государственного управления. В работе указывается на специфику функций и задач федеральных и региональных органов управления Российской Федерации. В статье обозначается роль и место управленческих решений в деятельности государственных органов. Представлены этапы разработки, принятия и реализации решений в органах государственного управления. Выделены требования к государственным управленческим решениям. Выявлены проблемы, препятствующие повышению эффективности процесса разработки и принятия решений. Даны рекомендации по повышению качества процесса разработки решений и их принятию в органах управления.

Ключевые слова: управление, органы государственного управления, управленческое решение, процесс разработки управленческих решений, процесс принятия управленческих решений, процесс реализации управленческих решений.

ABOUT TRENDS AND ISSUES THE PROCESS OF DEVELOPING, MAKING AND IMPLEMENTING DECISIONS IN PUBLIC ADMINISTRATION

O.V. Zhigar

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article is devoted to the trends and problems of the process of development, adoption and implementation of management decisions in public administration. The paper points out the specifics of the functions and tasks of Federal and regional government bodies of the Russian Federation. The article describes the role and place of management decisions in the activities of state bodies. The stages of development, adoption and implementation of decisions in public administration are presented. Requirements for state management decisions are highlighted. The problems that hinder the efficiency of the development and decision-making process are identified. Recommendations are given to improve the quality of the decision-making process and their adoption in management bodies.

Keyword: management, public administration, management decision, process of development of management decisions, process of making management decisions, process of implementation of management decisions.

Деятельность государственных органов реализуется в рамках выполнения ими функций по управлению страной. Под управлением понимают функцию систем разной природы, обеспечивающую их единство, достижение задач, стоящих перед ними, сбережение их структуры, поддержание режима их работы. Государственное управление осуществляется на основе планирования, организации, координации и контроля. Эти процессы необходимы для постановки и достижения цели государственных органов. Целью управления является создание и поддержание базовых элементов единой системы с помощью автома-

тизации структуры и взаимоотношений между ними для достижения определенных целей [13].

Органы государственного управления между собой могут отличаться областью действия и спецификой функций и задач, которые они выполняют. Управленческая система государства в Российской Федерации осуществляет свои функции на федеральном и региональном уровнях. Федеральные и региональные государственные органы управления России ставят перед собой следующие задачи:

1) совершенствование структур жизнеобеспечения страны;

2) обеспечение стабильности государства с социально-политической точки зрения;

3) формирование и поддержание необходимых условий для успешного ведения государственно-частного партнерства;

4) повышение уровня и качества жизни населения страны.

При этом федеральный уровень государственного управления характеризуется политической деятельностью, в которой специализированные государственные органы (институты, должностные лица и политические деятели) выполняют ряд функций для развития государства. На федеральном уровне основной целью функционирования органов государственного управления является поддержание и развитие:

• единства государства и его структуры,

• избирательной системы,

• политических партий,

• политических институтов страны для достаточно высокого уровня жизни населения.

Только четко организованная система государственного управления предоставляет возможности для совершенствования системы здравоохранения, культуры, искусства, науки, поддержания безопасности страны.

На региональном уровне российские органы государственного управления:

• занимаются выбором стратегии развития региона,

• формируют приоритеты их развития,

• координируют социально-экономические процессы в регионе.

Центральным звеном деятельности государственных органов при реализаци их функций являются управленческие решения. Разработка, принятие и исполнение решений являются динамичными процессами, при которых ответственные лица на основе собранной и обработанной информации, анализа всех факторов, влияющих на ситуацию в целом, планируют, контролируют, осуществляют функции для мотивации и организации достижения целей.

Под управленческим решением понимают оптимальный способ устранения возникающих проблем, представляющий собой выбор альтернативы из нескольких возможных вариантов действий. Решение применяется для удовлетворения и реализации социальных, правовых и экономических интересов граждан страны. Результатом становится выбор и принятие наиболее эффективного управленческого решения из множества других возможных альтернативных вариантов. В итоге от вариантов решений, принятых государственными органами управления, зависит благополучие граждан и страны в целом [6].

Разработка, принятие и реализация управленческих решений в государственных органах как процесс проходит несколько последовательных стадий:

• во-первых, лицо, принимающее решение, устанавливает необходимость разработки решения;

• во-вторых, осуществляется сбор и анализ информации относительно сложившейся ситуации, в которой будет приниматься решение. Информация собирается на основе отчетов и в ходе проверок;

• в-третьих, проводится диагностика ситуации, выявляются и формулируются ключевые проблемы, то есть те противоречия, препятствия и трудности, которые мешают достижению цели;

• в-четвертых, производится поиск и выявление различных возможных альтернатив решения проблем с определением их особенностей;

• в-пятых, лицо, принимающее решение, определяет предпочтительный вариант разрешения противоречий. Возможные варианты сравниваются между собой по определенным, заранее выбранным критериям, затем выбирается наиболее подходящий проект решения. Причем, процесс определения наиболее оптимального решения, как правило, осуществляется на основе многокритериального выбора;

• в-шестых, происходит определение сроков реализации и исполнения решения;

• в-седьмых, осуществляется письменное соглашение между чиновниками, назначаются и согласовываются ответственные лица;

• в-восьмых, производится контроль за исполнением решения. Эта стадия представлена контрольными функциями, здесь осуществляется мониторинг исполнения решения и контроль за соблюдением законности и сроков реализации проекта;

• в-девятых, анализируется результативность решения и оценивается эффективность проекта.

Для повышения эффективности управленческой деятельности органов государственного управления в процессе подготовки варианта решения должностному лицу необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каким представляется конечный итог разрешения проблемы?

2. Какие действия необходимо предпринять для устранения существующих проблем, возникших в управленческой сфере?

3. Каким должен быть максимальный размер издержек для разрешения проблем?

4. В какие сроки необходимо разрешить сложившиеся проблемы?

Управленческое решение будет качественным и эффективным, если оно соответствует определенным требованиям. К основным требованиям к управленческим решениям относят актуальность, доказательность, обязательность исполнения, целенаправленность, непротиворечивость (согласованность с ранее принятыми управленческими решениями), законность, гибкость, адаптивность.

Однако для того, чтобы добиться идеальной модели принятия управленческих решений, необходимо искоренить ряд проблем, которые препятствуют эффективному процессу разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Значительной проблемой с этой точки зрения является понимание государственного управления, как вида административного управления, как деятельности только исполнительных органов власти, как прямого воздействия на общественные отношения и человека посредством организационно-распорядительных и социально-психологических методов властвования. Определение задач государственного органа управления зависит от программных целей государства, проистекающих из стратегии развития. К сожалению, в деятельности государственных органов большинство задач являются узковедомственными и не учитывают потребности общества. Многие результаты по реализации задач органов государственного управления не обладают мультипликативным эффектом для развития общества [1].

Сегодня существует много противоречий в понимании сущности государства и роли государственного управления. Государственное управление понимается как властно-административное воздействие аппарата на общество, где таковое рассматривается лишь как объект управления, а его роль состоит в реализации этих властно-административных решений. Общество практически отстранено от разработки, принятия и контроля реализации государственных управленческих решений, а отсюда — появление бюрократизма и, как следствие, коррупция. Государственное управление должно быть лишь инструментом для реализации власти народом, в противном случае развивается антидемократический стиль деятельности государственного аппарата, при котором органы управления отказываются слышать людей.

В сложившейся ситуации управление понимается как одностороннее воздействие власти на общество и человека, а не взаимодействие власти и общества, при этом административное

воздействие исключает правовое регулирование. Одно порождает другое, а именно, бюрократизм и коррупцию, и это следствие закономерно.

Существует и проблема, касающаяся структуры исполнительной власти, которая зачастую не способствует эффективному принятию управленческих решений. В эталоне организационной иерархии все заключения по образовавшимся вопросам надлежит принимать на уровне управления, где собран больший массив важной информации для разрешения данных проблем. Необходимо учитывать и тот факт, что информация не должна противоречить остальным принятым решениям. Бывают ситуации, в которых образуются противоречия между принятыми решениями, и это остается незамеченным на нижних уровнях иерархии.

Другой важной проблемой являются недостатки организационно-информационной системы в деятельности организаций государственного управления. Например, во многих государственных учреждениях используются недостаточно мощные информационные технологии и компьютерные системы, а также несовременное, а значит, и неэффективное, программное обеспечение. Все это способствует избытку информации и снижению качества управленческого решения. В современном мире широко используются технологическое методы сбора и передачи информации, а эффективное принятие управленческих решений зависит от качества, своевременности и достоверности информации, полученной посредством технических ресурсов. Обработка объемов излишней информации без использования прогрессивных автоматизированных систем занимает определенное время, что совершенно не эффективно, поскольку количество источников информации растет, а данные становятся сложнее [9].

Кроме этого, по-прежнему существует проблема недостаточной компетентности государственных служащих по определенному кругу вопросов. Жизнь не стоит на месте, появляются новые технологии и нововведения, а служащий должен ими владеть и уметь использовать на благо государства.

Таким образом, существует ряд значительных проблем, препятствующих эффективному процессу разработки, принятия и реализации государственных управленческих решений.

Для повышения качества управленческих решений, разрабатываемых и принимаемых органами государственного управления в Российской Федерации, необходимо усилить связь между властью и народом посредством разнообразных форумов, собраний, конференций и внедрения среди молодежи так называемой «политической

моды» в целях того, чтобы молодое поколение оценивали и оставляли мнения, оценки по поводу решений, принимаемых соответствующими органами.

Во избежание ошибок, связанных с противоречивостью принятых решений между иерархиями российской исполнительной власти, видится целесообразным создать такие условия, при которых планы, анализируемые и утверждаемые на вышестоящих уровнях организационной системы, будут согласовываться с нижестоящей ступенью.

Для разрешения недостатков организационно-информационной системы следует применять современные компьютерные технологии, а также более мощные технические средства. Техническая система должна быть на достаточном уровне организации, чтобы каждый руководитель органа управления или государственный служащий могли не тратить время на излишние

действия, затягивающие процесс разработки и принятия решения.

Повышению профессионализма государственных служащих следует уделять большее внимание. Для более высоких результатов управленческой деятельности специалист должен уметь быстро находить правильное определение сути проблемы и уметь адаптироваться в различных ситуациях. Должностным лицам органов государственного управления следует быть более осведомленными в мировых вопросах и пробовать внедрять адекватный зарубежный опыт в систему управления в Российской Федерации.

Реализация вышеперечисленных рекомендаций приведет к значительному повышению качества управленческой деятельности в государственных органах, а это увеличит уровень эффективности решений государственных служащих и других должностных лиц на региональном и федеральном уровнях управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барциц, И. Н. Система государственного и муниципального управления : учеб. курс : в 2 т. Т. 1 / И. Н. Бар-циц. - Москва : Изд-во РАГС, 2011. -464 с.

2. Горб, В.Г . Принятие и исполнение государственных и муниципальных решений : учеб. пособие / В. Г. Горб. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ин-та управления — филиала РАНХиГС, 2017. — 240 с.

3. Жигарь, О. В. К вопросу о процессе разработки решений в органах управления / О. В. Жигарь // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 3. — С. 26—30.

4. Жигарь, О. В. Об эффективности муниципального управления / О. В. Жигарь // Вестник Челябинского университета. Сер. 7. Государственное и муниципальное управление. — 2004. — № 1. — С. 31—36.

5. Жигарь, О. В. О подходах к определению качества и эффективности управленческих решений в органах местного самоуправления / О. В. Жигарь, Е. Н. Семенчук // Вестник Челябинского университета. Сер. 8, Экономика. Социология. Социальная работа. — 2004. — № 1. — С. 75—79.

6. Жигарь, О. В. О проблемах оценки качества и эффективности решений в органах государственного управления / О. В. Жигарь // Общество, экономика, управление. — 2019. — Т. 3, № 2. — С. 16—22.

7. Жигарь, О. В. Условия и факторы качества управленческих решений органов местного самоуправления / О. В. Жигарь // Вестник Челябинского университета. Сер. 7. Государственное и муниципальное управление. — 2005. — № 1. — С. 25—33.

8. Замотаев, А. А. Местное самоуправление. Основные понятия и термины: комментарий к отдельным нормам федерального законодательства / А. А. Замотаев. — Москва : Муницип. власть, 1999. — 398 с.

9. Козырев, М. С. Принятие и исполнение государственных решений: методологические и процессуально-правовые аспекты / М. С. Козырев. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. — 590 с.

10. Лушникова, Т. Ю. Основы государственного и муниципального управления. Государственное управление : учеб. пособие / Т. Ю. Лушникова. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. — 175 с.

11. Молодцов, М. М. Проектно-аналитическое обеспечение принятия и реализации государственно-управленческого решения в современной России : автореф. дис. ... канд. полит. наук / М. М. Молодцов. — Москва, 2007. — 23 с.

12. Раздорожный, А. А. Управление организацией (предприятием) : учебник / А. А. Раздорожный. — Москва : Экзамен, 2006. — 637 с.

13. Ременников, В. Б. Управленческие решения : учеб. пособие / В. Б. Ременников. — Москва : Юнити-Дана, 2015 . — 143 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Жигарь Оксана Владимировна — старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. ovzigar@ rambler.ru

REFERENCES

1. Barcic I.N. Sistema gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija: v 2 t. T. 1 [System of state and municipal administration: in 2 vols. Vol. 1]. Moscow, Izdatel'stvo RAGS, 2011. Pp. 464. (In Russ.).

2. Gorb V.G. Prinjatie i ispolnenie gosudarstvennyh i municipal'nyh reshenij [The adoption and implementation of state and municipal decisions]. Ekaterinburg, Izdatel'stvovo Ural'skogo instituta upravlenija — filiala RANHiGS, 2017. Pp. 240. (In Russ.).

3. Zhigar' O.V. K voprosu o protsesse razrabotki reshenij v organax upravleniya [The question of the process of developing solutions in the management bodies]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 3, pp. 26—30. (In Russ.).

4. Zhigar' O.V. Ob effektivnosti munitsipalnogo upravleniya [On the effectiveness of municipal government]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7. Gosudarstvennoe i municipalnoe upravlenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Ser. 7. State and municipal administration], 2004, no. 1, pp. 31—36. (In Russ.).

5. Zhigar' O.V. O podxodah k opredeleniyu kachestva i effektivnosti upravlencheskix reshenij v organax mestnogo samoupravleniya [On approaches to the definition of the quality and efficiency of managerial decisions in local self-government bodies]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 8. Ekonomika. Sociologiya. Socialnaya rabota [Bulletin of Chelyabinsk State University. Ser. 8. Economy. Sociology. Social work], 2004, no. 1, pp. 75—79. (In Russ.).

6. Zhigar' O.V. O problemah ocenki kachestva i effektivnosti reshenij v organah gosudarstvennogo upravleniya [On the problems of assessing the quality and effectiveness of decisions in public administration]. Obshchestvo, ekonomika, upravlenie [Society, economy, management], 2019, no. 2, pp. 16—22. (In Russ.).

7. Zhigar' O.V. Usloviya i faktory kachestva upravlencheskix reshenij organov mestnogo samoupravleniya [Conditions and factors of quality of management decisions of local governments]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Ser. 7. State and municipal administration], 2005, no. 1, pp. 25—33. (In Russ.).

8. Zamotaev A.A. Mestnoe samoupravlenie. Osnovnye ponjatija i terminy: kommentarij k otdel'nym normam federal'nogo zakonodatel'stva [Local government. Basic concepts and terms: commentary on certain Federal legislation]. Moscow, Municipal'naja vlast', 1999. 398 p. (In Russ.).

9. Kozyrev M.S. Prinjatie i ispolnenie gosudarstvennyh reshenij: metodologicheskie i processual'no-pravovye aspekty [Adoption and execution of state decisions: methodological and procedural-legal aspects]. Moscow, Berlin, Direkt-Me-dia, 2016. 590 p. (In Russ.).

10. Lushnikova T.Yu. Osnovygosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. Gosudarstvennoe upravlenie [Fundamentals of state and municipal management. Public administration]. Cheljabinsk, Chelyabinsk State University Publ., 2019. 175 p. (In Russ.).

11. Molodtsov M.M. Proektno-analiticheskoe obespechenie prinjatija i realizacii gosudarstvenno-upravlencheskogo resh-enija v sovremennoj Rossii [Design and analytical support for the adoption and implementation of public management decisions in modern Russia]. Abstract of thesis. Moscow, 2007. 23 p. (In Russ.).

12. Razdorozhnyj A.A. Upravlenie organizaciej (predprijatiem) [Management of an organization ( enterprise)]. Moscow, Ekzamen, 2006. 637 p. (In Russ.).

13. Remennikov V.B. Upravlencheskie reshenija [Management decisions]. Moscow, Uniti-Dana, 2015. 143 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.