Научная статья на тему 'Роль информатизации сельской местности в устойчивом социальноэкономическом развитии муниципального района'

Роль информатизации сельской местности в устойчивом социальноэкономическом развитии муниципального района Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информатизации сельской местности в устойчивом социальноэкономическом развитии муниципального района»

Источник

1. Российский статистический ежегодник-2005, 2009, 2011, Федеральная служба государственной статистики. http://www. gks.ru/bgd/regl/ Ь11_13/ Main.htm http://www.gks.ru/bgd/regl/

b09 13/Main.htm, http://www. gks.ru/bgd/regl/ b05 13/Main.htm 2. Электронный ресурс URL: http://www. аgro farm .org/637.0. html

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В УСТОЙЧИВОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

А.С. Рогачев, асп., Н.И. Оксанич, д.э.н., рук. отд. Всероссийского НИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве

В условиях глобализации экономики и перехода к программно-целевому методу управления повышается роль информатизации сельской местности. Появляется необходимость в ускорении информатизации всего общества в проводимой социально-экономической политике, в том числе аграрной политике, а также эффективная обратная связь, которая позволяет своевременно реагировать на недостатки и корректировать параметры проводимых в рамках реализуемой политики целевых программ.

Проблемы информатизации решаются на муниципальном уровне органами местного самоуправления. Так, в рамках развития информатизации в Михайловском районе Волгоградской области реализуются проекты, предназначенные для решения конкретных задач государственного и муниципального управления, позволяющие повысить прозрачность деятельности органов исполнительной власти - система исполнения бюджета «АЦК-Финансы», автоматизированная информационная система «Государственный заказ Волгоградской области», система управления и передачи данных Волгоградской области (СУиПД).

Целью развития информационных технологий в Михайловском муниципальном районе является повышение эффективности управления социально-экономическим развитием района.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

повышение уровня использования информационных технологий в ключевых сферах социально-экономического развития муниципального образования, муниципальном управлении;

повышение ИКТ-компетентности муниципальных служащих, работников социальной сферы.

В 2010-2012 годах планировалась реализация следующих мероприятий по достижению целей и задач информатизации Михайловского района:

подключение к Комплексной информационной системе «Электронное правительство

Волгоградской области» КИС ЭПВО (автоматизированная);

продолжение работ по развитию и расширению числа пользователей информационными системами, используемых для автоматизации основных направлений управленческой деятельности.

проведение анализа используемых органами исполнительной власти района информационных систем на наличие лицензионного программного обеспечения, установленного с соблюдением условий лицензирования;

организация деятельности муниципальных заказчиков района по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения потребностей структурных подразделений Администрации Михайловского муниципального района в информационно -вычислительной, организационной и офисной технике, средствах связи, комплектующих, расходных материалах, программном обеспечении, информационных технологиях и телекоммуникациях в рамках предоставленных полномочий.

Эти мероприятия полностью реализованы. Осуществлен переход сбора оперативной информации по телефону (по посеву, уборке и т.п.) на сбор информации по электронной почте. В настоящее время осуществляется переход на формирование единой информационной системы в районе и автоматическое составление всех оперативных отчетов.

Для этого создаются необходимые технические и организационные условия (табл. 1). Уровень развития средств связи и коммуникации является наиболее высоким в регионе.

В районе достаточно развита телефонная связь, в том числе мобильная. С увеличением в 2008 г. количества персональных компьютеров и ростом количества телефонов на душу населения активизировалось развитие Интернета. Значительную роль в этом процессе сыграла программа интернетизации российских школ.

Таблица 1 - Показатели развития средств связи и коммуникации в Михайловском районе __Волгоградской области ___

Показатели Единица измерения 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Телефонная связь

Число основных телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования - всего ед. 5021 5037 5049 5064 5080

в том числе:

домашних ед. 4692 4710 4719 4734 4752

предприятий, организаций и учреждений ед. 329 327 330 330 328

Сотовая мобильная связь

Число абонентов сотовой мобильной связи чел. 12098 12868 13336 13727 14226

Пункты доступа к Интернет

Пункты коллективного доступа к сети Интернет ед. 4 18 20 23 26

Средняя скорость доступа к сети Интернет кбит/с 33,6 56 1200 3000 3500

Средняя стоимость доступа в сеть Интернет за 1 час руб. 30 25 10 8 1

К началу 2012 г. все 21 общеобразовательных учреждений района обеспечены компьютерной техникой на уровне компьютерных классов, осуществлены: подключение к сети Интернет 18 школ через спутниковую антенну, 3 - по телефонным коммуникациям и регистрация электронных адресов - школы пользуются электронной почтой.

В течение 2009-2011 гг. в рамках направления «Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование» организуются курсы для преподавателей общеобразовательных учреждений по конструированию и обновлению сайтов ОУ, заключаются договоры на обслуживание точек доступа к сети Интернет. Данные мероприятия позволили: повысить эффективность управления в сфере образования, оперативность предоставления и сбора информации; повысить качество предоставляемых образовательных услуг вне зависимости от места проживания; расширить возможности доступа педагогов и обучающихся к информации; в большей степени реализовать современные принципы организации учебного процесса (целостное представление об окружающем мире, деятельности, вариативности, творчества, психологической комфортности); совершенствовать методическую работу и воспитательную деятельность образовательных учреждений.

Все участковые больницы оснащены персональными компьютерами общим числом 15 единиц и используют пакет программных

средств для оформления рецептурного бланка в ведения системы учета и отчетности «ТМ-рецепт». К сети Интернет подключены 3 больницы, использующие систему электронной почты. Муниципальный орган управления системой здравоохранения - отдел здравоохранения оснащен всем необходимым оборудованием и программными средствами. Учреждения здравоохранения получили возможность подключиться к единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ).

К началу 2012 г. все 7 кустовых учреждений имеют доступ к Интернету с получением электронных адресов. Реализация намеченных мероприятий позволила повысить оперативность приема и оказания медицинской помощи населению, улучшить как качество управления здравоохранением, так и его информационное обеспечение.

В учреждениях культуры в 2010-2011 г. закуплено компьютерное оборудование, приобретены программные продукты. К сети Интернет подключены 14 библиотечных учреждений района, что позволило организовать доступ к электронному каталогу центральной районной библиотеки.

Финансирование и основные показатели решения задач по направлению «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий», которые позволили овладеть ими в органах местного самоуправления, представлены в табл. 2.

Показатели Ед. изм. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. оценка

1 Численность сотрудников органа местного самоуправления, специалистов по ИКТ ед. 1 2 2 2 2

2 Количество персональных компьютеров ед. 148 152 153 153 153

3 Число персональных компьютеров в локальной сети ед. 81 86 87 89 91

4 Число компьютеров, имеющих выход в Интернет, на 100 занятых ед. 96 97 98 99 100

5 Расходы на информатизацию в муниципальном образовании, в т.ч. тыс. руб. 1235 1412 1140 1181 1209

Местный бюджет тыс. руб. 1234,8 1386,8 1139,5 1180,5 1208,5

Региональный бюджет тыс. руб. - 25 - - -

Таким образом, Михайловский муниципальный район является одним из лидеров внедрения ИКТ в Волгоградской области. Специалисты администрации Михайловского муниципального района и сельских поселений активно пользуются электронной почтой при обмене между собой и другими субъектами необходимой информацией. При оформлении документов, заявок, справок специалисты используют компьютеры. При сборе информации в процессе составления муниципальных про-

грамм, а также при проведении мониторинга выполнения целевых федеральных, региональных и муниципальных программ используют средства электронной связи. Это не только сокращает время на составление документов, но и сокращает транспортные расходы, что в целом экономит бюджетные средства и повышает производительность труда работников аппарата управления в администрации Михайловского муниципального района.

РАЗВИТИЕ ШИРОКОПОЛОСНОГО ДОСТУПА В ИНТЕРНЕТ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В КАНАДЕ

Е.Е. Григорьева, Российское общество изучения Канады (РОИК)

Развитие широкополосного доступа в Интернет (ШПД) является важнейшим элементом стимулирования инновационного развития экономики. Канада занимает лидирующую позицию в мире по внедрению ШПД Уровень проникновения ШПД для городского населения Канады в 2010 г. находился на уровне 100%, в сельской местности - 85% (данные Industry Canada и Canadian Radio-televisionand Telecommunications Commission). Планируется, что 100-ное проникновение ШПД в стране будет достигнуто к 2014 г.

В настоящее время расширение ШПД -покрытия в сельской местности и отдаленных регионах страны является одним из главных направлений государственной политики информатизации Канады. Еще в начале 1990-х гг., периода активной либерализации экономики и создания новых условий для развития сектора ИКТ, в Канаде был принят Закон о телекоммуникациях (Telecommunications Act, 1993), целью которого являлось обеспечение надежной и доступной связи как в городской,

так и в сельской местности. Одновременно с принятием закона канадское правительство начало реализацию плана «Канадская информационная магистраль» (Canadian Information Highway), среди основных направлений которого значилось « увеличение доступа к широкополосным интерактивным сетям всех пользователей, в особенности, институциональных пользователей и малого бизнеса». Большую роль для распространения ШПД в сельской местности сыграла специальная пилотная программа «Широкополосный доступ для развития сельских и северных поселений (BRAND - Broadbandfor Rural AndNorthern Development Pilot Program)», действовавшая с 2002 до 2009 г. В результате реализации 58 проектов в рамках программы BRAND, на которую федеральное правительство потратило 105 млн кан. долл., доступ к ШПД дополнительно получили 884поселений. В 2009 г правительство выделило дополнительно 225 млн кан. долл. на трехлетнюю программу «Широкополосная Канада: связь для сельских жите-лей»(Broadband Canada: Connecting Rural

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.