Научная статья на тему 'Статистическая оценка результатов реализации показателей развития информационного общества в России'

Статистическая оценка результатов реализации показателей развития информационного общества в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / IT-ОТРАСЛЬ / IT INDUSTRY / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клочкова Елена Николаевна

Эффективность государственной политики, направленной на развитие информационного общества, во многом определяется качеством применяемых инструментов ее оценки. Важную роль в разработке и реализации политики играет комплексная оценка состояния и развития показателей информационного общества. Анализ, основанный на комплексном подходе и осуществляемый с учетом международных стандартов и рекомендаций, позволяет повысить качество принимаемых решений, обеспечить органы власти, профессиональные сообщества и международные организации регулярной, полной, своевременной и достоверной информацией о развитии информационного общества в Российской Федерации. В статье проведен анализ ключевых индикаторов развития информационного общества в Российской Федерации, основанный на данных официальной государственной статистики, показателей государственной программы «Информационное общество (2011-2020)», а также информации международных организаций в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клочкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ASSESSMENT RESULTS REALIZATION INDICATORS OF DEVELOPMENT INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

Efficiency of the state policy aimed at the development of information society in many respects is defined by quality of the used tools of its assessment. The important role in development and realization of policy is played by a complex assessment of a state and development of indicators of information society. The analysis based on an integrated approach and which is carried out taking into account the international standards and recommendations allows to increase quality of the made decisions, to provide authorities, professional communities and the international organizations with regular, full, timely and reliable information about development of information society in the Russian Federation. In article the analysis of key indicators of development of information society in the Russian Federation based on data of official state statistics, indicators of a state program «Information society (2011-2020)», and also information of the international organizations in the considered sphere is carried out.

Текст научной работы на тему «Статистическая оценка результатов реализации показателей развития информационного общества в России»

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

УДК 311.312

Елена Николаевна Клочкова,

к.э.н., доцент кафедры ТСиП Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Тел.: (495) 4426255 Эл. почта: [email protected]

Эффективность государственной политики, направленной на развитие информационного общества, во многом определяется качеством применяемых инструментов ее оценки. Важную роль в разработке и реализации политики играет комплексная оценка состояния и развития показателей информационного общества. Анализ, основанный на комплексном подходе и осуществляемый с учетом международных стандартов и рекомендаций, позволяет повысить качество принимаемых решений, обеспечить органы власти, профессиональные сообщества и международные организации регулярной, полной, своевременной и достоверной информацией о развитии информационного общества в Российской Федерации.

В статье проведен анализ ключевых индикаторов развития информационного общества в Российской Федерации, основанный на данных официальной государственной статистики, показателей государственной программы «Информационное общество (2011-2020)», а также информации международных организаций в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, IT-отрасль, статистический анализ, государственная программа.

Elena N. Klochkova,

Candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Statistical Theory and Forecasting, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-62-55 E-mail: [email protected]

STATISTICAL ASSESSMENT RESULTS REALIZATION INDICATORS OF DEVELOPMENT INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

Efficiency of the state policy aimed at the development of information society in many respects is defined by quality of the used tools of its assessment. The important role in development and realization of policy is played by a complex assessment of a state and development of indicators of information society. The analysis based on an integrated approach and which is carried out taking into account the international standards and recommendations allows to increase quality of the made decisions, to provide authorities, professional communities and the international organizations with regular, full, timely and reliable information about development of information society in the Russian Federation. In article the analysis of key indicators of development of information society in the Russian Federation based on data of official state statistics, indicators of a state program «Information society (2011-2020)», and also information of the international organizations in the considered sphere is carried out.

Keywords: information society, information and communication technologies, IT industry, statistical analysis, state program.

1. Введение

За период с начала реализации государственной программы в России наблюдалось динамичное развитие инфраструктуры ИКТ, были созданы и усовершенствованы механизмы электронного правительства, появилась возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Снятие избыточных административных барьеров в сфере реализации государственной программы наряду с мерами поддержки ИТ-отрасли (в том числе, малых ИТ-предприятий) способствовали развитию инфраструктуры связи, поддержанию динамичного роста доступа граждан России к качественным услугам в сфере информационных технологий. Высокий уровень оплаты труда в ИТ-отрасли и ее опережающее развитие по сравнению с другими секторами экономики позволяет привлечь в сферу ИКТ высококвалифицированные кадры.

Успехи в реализации мероприятий и мер правового регулирования, предусмотренных государственной программой, позволил России существенно продвинуться в большинстве международных рейтингов, оценивающих готовность к информационному обществу и уровень его развития. По отдельным показателям развития ИКТ Россия входит в число ведущих стран мира. Особенно важно, что одним из таких показателей является ценовая доступность информационных технологий, позволяющая сократить цифровое неравенство между различными социальными слоями общества.

По состоянию на конец 2013 года, Россия вошла в число 24 стран мира с наибольшей скоростью доступа в Интернет, что особенно впечатляет, если учитывать географическую протяженность нашей страны. На фоне высокой динамики развития и повышения качества услуг на рынке фиксированного ШПД Россия, по данным Всемирного банка, сохраняет один из самых низких в мире уровней цен на услуги доступа в Интернет. Так, стоимость безлимитного подключения к интернету в России на скорости 5 Мбит/с не превышает 5% ежемесячного дохода для 90% домохозяйств.

Более 35% граждан России используют электронные механизмы предоставления государственных и муниципальных услуг, что оказывает положительное влияние на уровень удовлетворенности граждан качеством их предоставления. Более 12 млн. человек являются зарегистрированными пользователями созданного в рамках государственной программы Единого портала государственных и муниципальных услуг.

2. Анализ показателей развития информационного общества

Информационное общество вносит значительный вклад в экономическое развитие страны. По сравнению с 2010 годом в 2013 году удельный вес затрат на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в общем объеме отгруженной продукции увеличился в 1,6 раза; объем инвестиций в основной капитал на оборудование для информационно-коммуникационных технологий, в 1,7 раза. Удельный вес занятых в секторе ИКТ, в общей численности занятого населения составляет 2,1%. Количество высокопроизводительных рабочих месть по виду экономической деятельности «связь» увеличилось с 358,2 тыс. ед. в 2012 году до 361,5 тыс. ед. в 2014 году (прирост около 10%). По данным мо-

ниторинга развития информационного общества в 2013 году можно наблюдать сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития. Если в 2011 году показатель составил 3,6 ед., то в 2014 году - 2,3 ед., (в 2013 году - 2,6, в 2012 году -2,9 ед.).

На сегодняшний день сетью Интернет пользуется 62% населения страны, за год их количество увеличилось на 2,5 млн. человек. В 2014 году в Интернет-экономике было создано свыше 100 тыс. новых рабочих мест. В компаниях и организациях, относящихся к Интернет-рынкам, включая самозанятое население, работает около 1,2 млн. человек, при этом производительность труда в Интернет-сфере в 2014 году выросла почти на 20%. Объем Интернет-рынков с электронными платежами превысил 1 трлн. руб., что составляет 1,5% от ВВП России за 2014 год. Объем Интернет-зависимых отраслей составил 9,4% ВВП России. На Интернет-зависимых рынках занято 6 млн. человек, что на 1 миллион больше, чем год назад.

Обеспечение населения современными услугами связи является одной из ключевых задач Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Решение указанной задачи позволит ликвидировать цифровое неравенство, то есть обеспечить современными услугами связи (фиксированный и беспроводный широкополосный доступ в Интернет (ШПД), телефония, 1Р-телевидение) жителей крупных городов и жителей малых населенных пунктов. Развитие сетей ШПД является мощным драйвером, обеспечивающим внедрение инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во всех секторах экономики, что в свою очередь положительным образом скажется на ускорении внедрения современных технологий производства, повышении качества выпускаемой продукции, создании дополнительных рабочих мест и как следствие приведет к росту валового внутреннего продукта (ВВП).

В целом, 58,3% российских до-мохозяйств в 2014 г. имели широкополосный доступ к сети Интернет. Анализ уровня проникновения услуг ШПД показывает наличие существенных различий данного показателя в городской и сельской местности. В городах уровень проникновения ШПД достигает 95%, а в сельской местности этот показатель зачастую не превышает 20%. Для решения проблемы обеспечения жителей малых населенных пунктов современными услугами связи в 2014 году была инициирована реформа универсального обслуживания, целью которой является переход от использования средств коллективного доступа в сеть Интернет к индивидуальным подключениям. В результате реформы универсального обслуживания будет проложено более 200 тысяч километров оптического кабеля, в результате чего современные услуги связи станут доступны более чем в 13800 малых населенных пунктов, где проживает более 5 миллионов жителей.

По данным мониторинга развития информационного общества число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет, приходящихся на 100 человек населения в 2013 году увеличилось на 35,3% по сравнению

с 2011 годом и составило 16,5 абонентов. Положительная тенденция наблюдается и в отношении числа абонентов мобильного широкополосного доступа (Рисунок 1). В период 2011 - 2013 гг. показатель увеличился почти в 1,5 раза и составил 70,9% (в 2011 году - 47,8%, в 2012 году - 63,6%).

Доля организаций, использующих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2013 году составила 79,4%, что на 22,7% больше, чем в 2010 году (ежегодный прирост составил около 12%). При этом удельный вес организаций, использующих доступ к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в 2013 увеличился в 2,3 раза: с 22,1% в 2010 году до 50,2% в 2013 году.

За 2010-2014 гг. уровень цифро-визации местной телефонной сети в городской и сельской местности заметно повысился. Если по данным 2010 года уровень цифровизации в городской местности составил 83%, то в 2013 году - 89,7% (темп роста составил 108%). Более интенсивный рост отмечен по уровню цифровизации в сельской местности за аналогичный период: с 63,9% до 72,5% (темп роста составил 113,5%). При этом доля телефонизированных населенных пунктов

80

70,9

2011 2012 2013

■ Числа абонентов мобильного широкополосного доступа

■ Число абонентов фиксированного широкополосного доступа

Рис. 1. Динамика числа абонентов широкополосного доступа к сети Интернет, приходящихся на 100 человек

в сельской местности, в общем числе сельских населенных пунктов сократилась на 1,2%.

Значительный прогресс отмечается и в отношении повышения качества почтовых услуг. В 2014 году сроки пересылки письменной корреспонденции Почтой России в пределах населенного пункта Российской Федерации существенно сократились с 7 до 2 дней; между любыми населенными пунктами Российской Федерации - с 40 до 20 дней. В рамках государственной программы «Информационное общество» (2011-2020» выполнен комплекс мер, связанных с организацией почтовой связи на территории Крымского федерального округа Для предоставления услуг почтовой связи на территориях Республики Крым и г. Севастополя создан ФГУП «Почта Крыма», объектам почтовой связи присвоены российские почтовые индексы, обеспечен переход на российские тарифы и использование российских государственных знаков почтовой оплаты.

Важным результатом 2014 года является создание конкурентного рынка услуг мобильной связи. Так в отчетном году начала действовать норма, обеспечивающая возможность сохранения абонентского номера при смене оператора мобильной связи (MNP). За год перенесено более 920 тысяч номеров.

В качестве позитивной тенденции развития медиасреды следует отметить рост медиаграмотности населения и развитие культуры использования легального контента. Так в 2014 году количество пользователей интернета, покупающих легальный контент, увеличилось вдвое и составило 12 млн. человек.

В части развития информационной среды существенный рост отмечается по показателю, характеризующему уровень сохранности фондовых материалов. По итогам 2014 года доля оригиналов фондовых материалов, переведенных в цифровой формат, составила 25,1% (в 2013 году - 22,9%, в 2012 году -19,6%). По данным мониторинга, число музейных предметов, внесенных в электронный каталог за пери-

од 2010-2013 гг. увеличилось более чем в 1,5 раза, их доля в 2013 году составила 8,8% в общем объеме музейного фонда (в 2011 году - 6,1%). Доля библиотек, предоставляющих доступ через Интернет к полнотекстовым электронным ресурсам библиотеки, в 2013 году составила 5,2% в общем числе библиотек (в 2011 году - 2,5%).

Доля организаций, использующих сеть Интернет для размещения заказов на товары (работы, услуги), за период 2010 - 2013 гг. увеличилась на 8,4% и составила 43,4% (ежегодный прирост составил 7,4%).

По данным федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий в 2014 году доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения, составила 17,8% (в 2012 году - 15,2%).

В вопросах безопасности информационного общества были достигнуты следующие ключевые результаты. По итогам 2014 года 2,2% граждан России не использовало Интернет по соображениям безопасности, что свидетельствует о высоком доверии граждан к надежности использования сети Интернет.

Доля организаций, использовавших средства защиты информации, передаваемой по глобальным сетям в 2013 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 16% и составила 86,7% от общего числа обследованных организаций, из них удельный вес организаций, использовавший в качестве защиты средства электронной цифровой подписи - 77,2% (в 2010 году - 66,8%), средства шифрования - 39,9 % (в 2010 году - 35,3%).

Доля органов государственной власти и местного самоуправления, использовавших средства электронной цифровой подписи по итогам обследования 2013 года составила 86,9%, что на 16,6% больше чем в 2010 году (ежегодный прирост составил 5,3%).

Существенный прогресс достигнут и в сфере развития механизмов электронного правительства и пере-

хода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. По итогам оценки, проведенной ООН в 2014 году, Россия заняла 27 место по индексу готовности к электронному правительству (в 2010 году - 59 место).

По итогам 2014 года доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составила 35,3%, что на 4,5 п.п. выше, чем в 2013 году. Достижение данного результата обусловлено проведенными работами по совершенствованию «Единого портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - портал), позволившими увеличить количество оказанных государственных и муниципальных услуг на 30,2% по сравнению с уровнем 2013 года (до 16,8 млн. услуг). На 7% выросло среднесуточное количество пользователей, посещавших портал, - со 186 тысяч посетителей в 2013 году до 199 тысяч в 2014 году. Активнее всего порталом пользовались жители Москвы (1595 тыс. пользователей), Московской (929,3 тыс.) и Свердловской (558,2 тыс.) областей, Приморского края (522 тыс.) и Санкт-Петербурга (499 тыс.). На 31.12.2014 г. в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) было зарегистрировано 13 млн. россиян, в том числе 6 млн. чел. - в 2014 году.

Всего за 2014 год на Едином портале государственных и муниципальных услуг была реализована возможность получения 144 новых услуг, среди которых прием налоговой декларации, запись к врачу, запись в детские сады и другие. Самыми востребованными услугами в 2014 году стали проверка штрафов ГИБДД, налоговой задолженности, наличия исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов, а также оформление загранпаспорта и информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования.

Положительная динамика наблюдается и в отношении предоставления региональных и муниципальных услуг с использованием портала. Так, за 2014 год количест-

во заказанных региональных услуг возросло на 112% по сравнением с уровнем 2013 г. (до 339 тыс. ед.), муниципальных услуг - в 7,4 раз (до 394 тыс. ед.).

Среди основных реализованных в 2014 году направлений совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо отметить следующие:

- введена упрощенная регистрация на портале (предусмотрена возможность регистрации по номеру телефона или e-mail);

- расширен спектр сведений, имеющихся в личных кабинетах пользователей портала, а также повышена точность проверки данных сведений на основе использования данных различных государственных ресурсов;

- обеспечена технологическая возможность организовать и развернуть на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг точки выдачи (замены) простой электронной подписи для получения доступа к электронным государственным услугам;

- разработана бета-версия портала - beta.gosuslugi.ru - с обновлёнными интерфейсами для получения ряда приоритетных государственных услуг. Так, на новом портале модернизированы процедуры предоставления услуги по записи в дошкольные образовательные учреждения: запущена подсистема, позволяющая найти ближайший детский сад, подать заявление для постановки на учет в любой детский сад по всей стране, проверить данные всех заявителей через ЕСИА. Функция «народный контроль» дает возможность гражданину отслеживать деперсонализированную очередь заявлений;

- реализована упрощенная схема идентификации кредитными организациями клиентов-физичес-ких лиц с использованием ЕСИА в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 мая 2014 года №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- на портале реализован новый функционал — уведомления о не-

обходимости заменить документы (водительское удостоверение, общегражданский паспорт) с истекающим сроком действия.

Вместе с тем, доля органов государственной и муниципальной власти, использующих системы электронного документооборота в

2013 году составила 74,6%. Значение показателя «Доля электронного документооборота между органами государственной власти» за тот же период составило 49,2% в общем объеме межведомственного документооборота.

Доля органов власти, имеющих доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общем числе обследованных организаций в 2013 году составила 50,3%, что в 2,2 раза превышает уровень 2010 года (в 2011 году показатель составил - 24,4%, в 2012 году - 45,7%).

Развитие 1Т-отрасли достигло значимых результатов в сфере образования и здравоохранения. По итогам 2013 года на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений приходилось 12 персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в то время как в 2010 году -7. Доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в

2014 году составила 96,5% в общем числе учреждений здравоохранения (в 2010 году - 93%).

3. Заключение

По результатам статистического исследования отмечается существенный рост показателей за последние четыре года, что обеспечило России в 2014 году 42-е место в мировом рейтинге стран по уровню развития информационного общества. Приведенные данные свидетельствуют о наличии в России базовых условий формирования современного информационного общества: совершенствуется инфраструктура, растет активность использования ИКТ в экономической и социальной сферах. Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий привносит организационные инновации в процессы производства, потребления, взаимодействия меж-

ду экономическими субъектами, а также открывает новые возможности для обмена информацией. Появляются современные формы оказания услуг: электронная торговля, электронные финансы, электронное правительство и другие. При этих положительных тенденциях не следует забывать и о одновременно возникающих проблемах, связанных с вопросами доверия и обеспечением информационной безопасности.

Результаты исследования могут найти отражение при разработке новых направлений государственной политики в части определения перспективных направлений развития информационного общества.

Литература

1. Государственная программа «Информационное общество (20112020)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313.

2. Измерение информационного общества: отчет 2014г. // Международный союза электросвязи [Электронный ресурс] URL: http:// www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/ publications/wtid.aspx

3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and_innovations/ it_technology/

4. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества: факторы и достижения реализации// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, 2014 - №6. - 0,6 п.л. Стр.135-139.

5. Клочкова Е.Н., Леднева О.В., Международная оценка эффективности развития информационного общества в России и некоторых странах мира. Журнал «Информационное общество», 2014. - №2. С. 49-58.

6. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Основные направления формирования системыпоказателей сферы информационно-коммуникационных

технологий Научно-информационный журнал «Вопросы статистики», 2012. - № 3. С. 15-19.

References

1. The state program «Information Society (2011-2020)», approved by the Federal Government on April 15, 2014 № 313.

2. Measuring the Information Society: Report 2014 // International Telecommunication Union [electronic resource] URL: http://www.itu.int/en/

ITU-D/Statistics/Pages/publications/ wtid.aspx

3. The Federal State Statistics Service. [Electronic resource] URL:http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/science_ and_innovations/it_technology/

4. Sadovnikova N.A., Klochkova E.N. Information and telecommunications infrastructure ofthe information society: factors and achieve realization // Ekonomika, statistika i informatika. Vestneyk UMO, 2014. - №6. - 0,6 p.l. S.135-139.

5. Klochkova E.N., Ledneva O.V., International Assessment of the effectiveness of information society development in Russia and some countries of the world // Zhurnal «Informacionnoe obshchestvo», 2014. - № 2. S. 49-58.

6. Sadovnikova N.A., Klochkova E.N. The main directions of formation of the system of indicators of information and communication technologies // Nauchno-informacionnyj zhurnal «Voprosy statistiki», 2012. - № 3. S. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.