Научная статья на тему 'Информационное обеспечение владельцев ЛПХ'

Информационное обеспечение владельцев ЛПХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение владельцев ЛПХ»

обеспеченности персональными компьютерами разница не так велика, хотя все же довольно значительна - 24,1 процентных пунктов.

Такое положение в сельской местности складывается не только по причине сложности подключения к сети Интернет. Основная причина в низких доходах сельских жителей. Как известно в сельскохозяйственном производстве самый низкий уровень заработной платы по сравнению с другими отраслями народного хозяйства, причем разница стала особенно

значительной в годы реформ. Кроме того, на селе выше уровень безработицы, чем в городской местности по причине банкротства сельхозпредприятий. А продукция личных подсобных хозяйств, преимущественно используется на собственное потребление, поэтому доходы от ведения ЛПХ обычно не могут компенсировать потерю заработной платы. Так что, безработица является еще одой причиной низких доходов сельского населения.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛПХ Е.В. Бочарова, к.социол.н., науч. сотр. Института аграрных проблем РАН

В процессе активного реформирования в сельской местности ключевую роль начинают играть информационные механизмы, нацеленные на информирование население о роли его в создании системы общественного контроля за деятельностью различных субъектов социальной политики, разъяснение гражданам правовых основ и конституционных гарантий. Нам представляется, что социально-экономические реформы невозможны без совместных усилий органов государственного управления всех уровней, направленных на разъяснение населению своих действий.

В последние годы личные подсобные хозяйства взяли на себя роль социального амортизатора, сглаживая негативные внешние влияния и стали значимым фактором повседневной жизни сельского населения. По сравнению с сельскохозяйственными организациями и фермерскими хозяйствами ЛПХ оказались экономически более устойчивыми и живучими. Дальнейшее успешное функционирование хозяйств населения может стать одним из важнейших направлений развития сельскохозяйственного производства лишь при условии информационного обеспечения и поддержки сельских жителей.

В ЛПХ осуществляется производство преимущественно тех видов продукции сельского хозяйства, которая является менее привлекательной для крупных агентов. Производство продукции в ЛПХ с течением времени менялось неоднозначно. С 2000 года производство картофеля в ЛПХ снизилось с 91,2 в 2000 г. до 84,0% в 2010 году. С 2000 г. до 2004 г. наблюдается положительная динамика производства овощей. С 2005 г. происходит заметное снижение производства данного вида продукции в ЛПХ. Реализация скота и птицы уменьшилась почти на четверть (с 58,0 в 2000 г. до 36,5% в 2010 г.). По молоку показатели

практически не изменились (2000 г. - 50,9%, 2010 г. - 50,4%). В целом объемы реализации картофеля, овощей, ягод, меда произведенных в ЛПХ значительно выше, чем в остальных секторах [1].

Таким образом, личные подсобные хозяйства заняли свою нишу на продовольственном рынке. Это может служить основой обеспечения продовольственной безопасности страны, и причиной снижения социальной напряженности. Особую актуальность для сельской экономики и социального развития сельской местности приобретает создание условий трансформации личных подсобных хозяйств в семейные организации с последующей их интеграцией в систему рыночного типа. В этих условиях информатизация сельских жителей приобретает особый смысл.

В целях оптимизации информационного процесса в социальной сфере государство должно в полной мере научиться объяснять своим гражданам смысл и направление осуществляемой им деятельности, прогнозировать реакцию общества на проводимые реформы, сверять свои планы с уровнем общественного сознания, не только учитывать, но и активно формировать общественное мнение. В такой работе необходима постоянная обратная связь с населением, мониторинг общественного мнения может выступить здесь неоценимым подспорьем.

По данным социологического исследования «Анкета сельского жителя» (2010 г., N=132), проведенного на территории Саратовской области, в которой масштабное приусадебное производство получило широкое распространение, выявлены наиболее существенные проблемы и риски, возникающие при ведении ЛПХ. Выборка формировалась по случайной схеме и репрезентировала соответствующую группу сельского населения Саратовской

области. В группу людей, которые сталкиваются при ведении ЛПХ с определенными трудностями, входят как те, для кого продукция с семейного подворья является основным источником доходов, так и те, для кого произведенные товары - дополнительный источник средств существования. Среди опрошенных сельских жителей 14,4% определили свою занятость как занятость в личном подсобном хозяйстве. При низком удельном весе занятых в ЛПХ, 73,7% из них указали на слишком большие нагрузки, с которыми они сталкиваются при ведении своего подворья. Сложности, возникающие в связи с реализацией продукции на выгодных условиях, отметили 63,2% ответивших респондентов. Хозяйства не всегда могут продать произведенную продукцию из-за удаленности от рынков сбыта, трудностей с получением разрешительной ветеринарной документации, отсутствия свободного доступа на сельскохозяйственные ярмарки. Кроме того, под давлением демпингового импорта резко занижаются цены на продукцию отечественных сельхозтоваропроизводителей. Проблему, связанную с обеспечением кормами животных, отметили 47,4% ответивших владельцев ЛПХ. В конце 90-х гг. сложилась своеобразная социально-экономическая система, базирующаяся на взаимодействии сельскохозяйственных предприятий и семейных хозяйств, при которой сотрудники получали с места работы необходимый объем кормов на льготных условиях. В 2000-х гг. этот симбиоз постепенно прекратился. Хозяйства населения оказались незащищенными перед многочисленными проблемами. Небольшой процент респондентов (10,5%) указали на трудности и дороговизну оформления и получения кредитов. Неинформированность по вопросам оформления документов, производства и сбыта продукции является серьезной проблемой для 5,3% ответивших. Указанные проблемы сдерживают рост товарности приусадебного хозяйства.

Для расширения информированности сельхозтоваропроизводителей практически в каждом субъекте РФ созданы и функционируют информационно-консультативные центры. Ссылки на сайты и порталы возможно без труда найти на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Государственные органы управления АПК в регионах проводят регулярные выездные совещания в муниципальных образованиях с участием администрации, руководителей консуль-тационных центров, представителей общественности, местного самоуправления и граждан. Кроме того, разработаны Административные регламенты предоставления государственных услуг, связанные

с консультированием по вопросам развития и поддержки ЛПХ.

Важным условием инновационного развития сельскохозяйственной отрасли выступает информационная и консультативная поддержка владельцев семейных хозяйств в сети Интернет. Существуют бесплатные возможности по созданию и продвижению страничек для фермеров и владельцев ЛПХ на порталах ФЕРМЕР.ЯИ, АККОР России, Агропромсоюз, ОПОРА России, Деловая Россия и т.д. Процентное соотношение посетителей портала ФЕРМЕР.ЯИ за февраль 2010 г. следующее: Москва - 26,5%; С.-Петербург - 6,7%; Екатеринбург - 3,9%; Краснодар - 3,8%; Самара - 3,5%; Уфа - 3,2%; Новосибирск - 2,6%; Казань - 2,6%; Нижний Новгород - 2,5%; Челябинск - 2,4%[2]. Становится очевидно, что за последние годы ситуация в сфере обеспечения селян благами и возможностями в сфере информационных коммуникаций заметно улучшилась. Тем не менее, все еще сохраняется информационная изолированность жителей большинства аграрных регионов. В целях повышения информатизации сельского сообщества необходимо привлекать внебюджетные источники финансирования, капиталовложения отечественных и зарубежных компаний, в полной мере использовать кредиты коммерческих банков, таким образом улучшая инвестиционный потенциал аграрной сферы.

В целях информирования населения по вопросам организации сельскохозяйственного производства; правовому, производственному и техническому консультированию, а также оказанию конкретной помощи в области менеджмента, маркетинга и других областях управления, необходимо организовать периодические циклы радио- и телепередач. В таких информационных материалах можно было бы рассказать о перспективах самозанятости, о наиболее успешных предприятиях и базовых хозяйствах населения.

Со стороны владельцев ЛПХ, в свою очередь, также требуются определенные усилия для преодоления информационной отстраненности. Необходимо создавать информационную культуру, предусматривающую умение формировать собственные информационные потребности и находить наиболее оптимальные средства для их удовлетворения путем использования имеющихся в распоряжении информационных ресурсов и средств информационной коммуникации, а также применять для этих целей достижения информационных технологий. Созданные условия станут предпосылкой инновационного развития сельскохозяйственной отрасли.

Источник

1. Российский статистический ежегодник-2005, 2009, 2011, Федеральная служба государственной статистики. http://www. gks.ru/bgd/regl/ Ь11_13/ Main.htm http://www.gks.ru/bgd/regl/

b09 13/Main.htm, http://www. gks.ru/bgd/regl/ b05 13/Main.htm 2. Электронный ресурс URL: http://www. аgro farm .org/637.0. html

РОЛЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В УСТОЙЧИВОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

А.С. Рогачев, асп., Н.И. Оксанич, д.э.н., рук. отд. Всероссийского НИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве

В условиях глобализации экономики и перехода к программно-целевому методу управления повышается роль информатизации сельской местности. Появляется необходимость в ускорении информатизации всего общества в проводимой социально-экономической политике, в том числе аграрной политике, а также эффективная обратная связь, которая позволяет своевременно реагировать на недостатки и корректировать параметры проводимых в рамках реализуемой политики целевых программ.

Проблемы информатизации решаются на муниципальном уровне органами местного самоуправления. Так, в рамках развития информатизации в Михайловском районе Волгоградской области реализуются проекты, предназначенные для решения конкретных задач государственного и муниципального управления, позволяющие повысить прозрачность деятельности органов исполнительной власти - система исполнения бюджета «АЦК-Финансы», автоматизированная информационная система «Государственный заказ Волгоградской области», система управления и передачи данных Волгоградской области (СУиПД).

Целью развития информационных технологий в Михайловском муниципальном районе является повышение эффективности управления социально-экономическим развитием района.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

повышение уровня использования информационных технологий в ключевых сферах социально-экономического развития муниципального образования, муниципальном управлении;

повышение ИКТ-компетентности муниципальных служащих, работников социальной сферы.

В 2010-2012 годах планировалась реализация следующих мероприятий по достижению целей и задач информатизации Михайловского района:

подключение к Комплексной информационной системе «Электронное правительство

Волгоградской области» КИС ЭПВО (автоматизированная);

продолжение работ по развитию и расширению числа пользователей информационными системами, используемых для автоматизации основных направлений управленческой деятельности.

проведение анализа используемых органами исполнительной власти района информационных систем на наличие лицензионного программного обеспечения, установленного с соблюдением условий лицензирования;

организация деятельности муниципальных заказчиков района по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения потребностей структурных подразделений Администрации Михайловского муниципального района в информационно -вычислительной, организационной и офисной технике, средствах связи, комплектующих, расходных материалах, программном обеспечении, информационных технологиях и телекоммуникациях в рамках предоставленных полномочий.

Эти мероприятия полностью реализованы. Осуществлен переход сбора оперативной информации по телефону (по посеву, уборке и т.п.) на сбор информации по электронной почте. В настоящее время осуществляется переход на формирование единой информационной системы в районе и автоматическое составление всех оперативных отчетов.

Для этого создаются необходимые технические и организационные условия (табл. 1). Уровень развития средств связи и коммуникации является наиболее высоким в регионе.

В районе достаточно развита телефонная связь, в том числе мобильная. С увеличением в 2008 г. количества персональных компьютеров и ростом количества телефонов на душу населения активизировалось развитие Интернета. Значительную роль в этом процессе сыграла программа интернетизации российских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.