Научная статья на тему 'Особенности развития информационного общества на арктических территориях'

Особенности развития информационного общества на арктических территориях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
195
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / REGION / REGIONAL ECONOMY / ECONOMIC ENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юрьева Анна Анатольевна

В статье проведен комплексный анализ элементов развития информационного общества на арктических территориях Российской Федерации. Особое внимание уделено факторам информатизации, а также условиям и возможностям становления инфокоммуникационного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a comprehensive analysis of the elements of the Information Society in the arctic regions of the Russian Federation. Special attention is given to the factors of information, as well as the conditions and possibilities of formation of info-communications market.

Текст научной работы на тему «Особенности развития информационного общества на арктических территориях»

Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

ЮРЬЕВА А.А.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА НА АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ1

В статье проведен комплексный анализ элементов развития информационного общества на арктических территориях Российской Федерации. Особое внимание уделено факторам информатизации, а также условиям и возможностям становления инфокоммуникационного рынка.

Ключевые слова: информационное общества, информационно-коммуникационные технологии, регион, региональная экономика, экономические субъекты.

YUREVA Л. Л.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY ON THE ARCTIC REGIONS

The article provides a comprehensive analysis of the elements of the Information Society in the arctic regions of the Russian Federation. Special attention is given to the factors of information, as well as the conditions and possibilities of formation of info-communications market.

Key words: information society, information and communication technologies, the region, the regional economy, the economic entity.

Изменения в жизни общества, связанные с внедрением и развитием инфокоммуникацион-ных технологий и Интернета, привели к появлению концепции «информационного общества», предполагающей использование научно-технической и другой информации в экономике, науке, образовании, культуре и социальной сфере в качестве главного фактора их развития. В настоящее время ведущие мировые державы вкладывают огромные средства в информационные технологии, в частности, в создание и поддержание инфраструктуры, развитие партнерских отношений, подготовку кадров для обеспечения необходимых условий для дальнейшего развития ИКТ.

В арктическую зону Российской Федерации включена часть Арктики [3], в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального исполнительного комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

Особенностями арктической зоны Российской Федерации, оказывающими влияние на формирование государственной политики в Арктике, прямо или косвенно влияющими на социально-экономическое и информационное развитие, являются [3]:

— экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

— очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения;

— удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

— низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий.

Исследование вопросов информатизации общества, влияния развития ИКТ на социально-экономическое развитие региона требует проведения комплексного анализа субъектно-объектных отношений на всех уровнях инфокоммуникационного взаимодействия (всех возможных участников рыночной коммуникационной среды арктического региона, в направлении как вертикального соподчинения, так и горизонтального сотрудничества).

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-32-06001).

Первоочередное внимание должно уделяться вопросам управления на федеральном уровне, уровне субъекта федерации и местном уровне. Здесь особого внимания заслуживают возможности и перспективы:

— развития архитектуры «электронного правительства» в регионе;

— расширения внедрения ИКТ в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства;

— создания системы информационного обеспечения предприятий всех форм собственности, развитие системы электронной торговли.

Взятый курс на информатизацию базируется на достаточно проработанной законодательной базе на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время в большинстве субъектов РФ приняты законы об информатизации, формировании информационных ресурсов, информационно-технологическом обеспечении органов власти (Об информации, информатизации и защите информации (ФЗ РФ от 20.02.1995 г. №24-ФЗ); Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ); Концепция использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти до 2010 г.; Концепция региональной информатизации до 2010 г.; Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 г.; Стратегия развития информационного общества в РФ на 2009-2011 гг.; ФЦП «Информационное общество 2011-2018 гг.»)).

Согласно Стратегии развития информационного общества (2008 г.), построение информационного общества и использование всех его преимуществ для страны и ее населения становится одним из фокусных направлений деятельности, как со стороны органов власти, так и бизнес-сообщества.

В рамках Концепции формирования электронного правительства предусмотрено развитие сайтов государственных органов в сети Интернет, создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности государственных органов и к государственным услугам, предоставляемым в электронном виде, развитие ведомственных центров обработки телефонных обращений граждан, создание единой системы информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами.

Представление органов власти в сети Интернет обеспечивается официальным порталом органов государственной власти по принципу «единого окна». Портал содержит единую систему информационно-справочной поддержки взаимодействия граждан с государственными органами, отсылки на ведомственные сайты2 (Минфина, Минздрава, Минобразования и Минтруда и др.), а также сайты по различному тематическому назначению (малый бизнес, инвестиции, туризм и др.).

Уровень развития инфраструктуры электронного правительства субъекта РФ определяется по наличию ряда элементов. Среди них: ссылка на интернет-приемную официального сайта органов власти субъекта РФ; функционирование обратной связи по работе портала; система консультирования по услуге (группе услуг); наличие информационных киосков; уровень функционирования многофункциональных центров и др.

По результатам мониторинга, проводимом Институтом развития свободы информации в 2012 г., рейтинг информационной открытости официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти РФ в 2012 г. [2] отразил показатели от 20,08% (82-е место, Кабардино-Балкарская Республика) до 100% (1-е место, правительство Ростовской области). Среди арктических территорий (а также среди территорий, приравненных к районам Крайнего Севера) лучшие показатели продемонстрировали Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (72,5%, 9-е место в сводном рейтинге информационной открытости сайта правительства региона) и Красноярский край (58,16%, 19-е место). Далее в порядке убывания в рейтинге — Республика Карелия (55,14%, 26-е место), Республика Саха-Якутия (50,88%, 35-е место), Архангельская область (46,6%, 43-е место), Республика Коми (43,6%, 47-е место), Ямало-Ненецкий автономный округ (42,0%, 50-е место), Чукотский автономный округ (41,33%, 52-е место), Мурманская область (32,4%, 69-е место), Ненецкий автономный округ (20,87%, 81-е место). Как видим, отрыв лидера (Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) от регионов-аутсайдеров достаточно значителен.

По сравнению с 2011 г. правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры увеличило информационное наполнение своих сайтов и, как следствие, заметно улучшило свои позиции в Итоговом сводном рейтинге информационной открытости официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2012 г. (в 2011 г.

2 Ведомствами со 100% долей согласованных карт межведомственного взаимодействия являются: Росздравнадзор, ФМС России, Росприроднадзор, Ростехнадзор, МВД России, Роспатент, Росреестр, ФНС России, ФСС России, Минкультуры России, Роскомнадзор, Минздравсоцразвития России, Россельхознадзор, Росавтодор, Росрыболов-ство, Минсельхоз России, МЧС России, Роспотребнадзор, Россвязь, ФСБ России, ФСКН России, Росгидромет, Ро-собрнадзор, Роспечать, Минкомсвязь России, Минфин России, Минэкономразвития России, ПФ России, ФССП России, Минтранс России, Минюст России, Росалкогольрегулирование, Росмолодежь, Ростуризм.

сайт правительства ХМАО-Югры занимал 57-ю строчку рейтинга, с показателем информационной открытости 30,9%) [2].

Немногим лучше ситуация с информационной открытостью официальных сайтов законодательных (представительных) органов власти. В сводном рейтинге [6] — лучший показатель среди арктических территорий по информационной открытости сайта Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), 12-е место среди субъектов РФ, наихудшее значение (32,6%, 71-е место) — сайт Думы Чукотского автономного округа. Сайт Думы Ханты-Мансийского автономного округа (56,8% информационной открытости, 17-е место) вошел в 20 среди российских регионов по данному показателю.

Анализ уровня внедрения электронного правительства в разрезе арктических территорий (по состоянию на 1 января 2012 г.) [7] показал следующее (табл. 1). Наиболее развитыми арктическими регионами по уровню внедрения электронного правительства являются Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (1-е место в Уральском федеральном округе и 5-е место в РФ) и Ямало-Ненецкий автономный округ (2-е место в Уральском федеральном округе и 8-е — в РФ). Также следует отметить высокие показатели развития электронного правительства в Республике Коми (2-е место среди регионов Северо-Западного федерального округа и 24-е место по РФ). Низкие показатели работы электронного правительства и в целом возможность предоставления электронных услуг населению отмечены в Мурманской области, Чукотском автономном округе и Ненецком автономном округе (соответственно 62-е, 66-е и 78-е место по РФ).

Таблица 1

Рейтинг арктических территорий по уровню внедрения электронного правительства

Регион Место по округу Место по РФ

Архангельская область 5 (в СЗФО) 38

Мурманская область 8 (в СЗФО) 62

Республика Карелия 4 (в СЗФО) 35

Республика Коми 2 (в СЗФО) 24

Республика Саха (Якутия) 6 (в ДФО) 30

Ненецкий автономный округ 11 (в СЗФО) 78

Чукотский автономный округ 9 (в ДФО) 66

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 1 (в УФО) 5

Ямало-Ненецкий автономный округ 2 (в УФО) 8

Важными факторами развития информационного общества являются показатели человеческого капитала, показатели развития экономической среды и ИКТ-инфраструктуры.

Кроме того, исследование развития элементов информационного общества на арктических территориях позволило выделить основную, на наш взгляд, группу социально-экономических и геополитических показателей развития информационно-коммуникационных технологий в регионе. Среди них: структура экономики и объемы производства основных видов продукции региона, объемы и темпы развития инвестиций, соотношение уровня доходов и потребления товаров и услуг, степень урбанизированности, периферийности и др.

Уровень развития современного общества в значительной степени определяется показателем информационной культуры и компьютерной грамотности населения. Анализ влияния ИКТ на социально-экономическое развитие общества должен включить реальную оценку ИКТ -компетенции как составляющей человеческого капитала. Человеческий капитал как совокупность знаний, способностей и умений экономически активного населения региона формирует основу человеческого (а не технического) потенциала информатизации общества.

В рамках исследования качественных и количественных характеристик ИКТ обоснованы статистические взаимосвязи показателей ИКТ-компетенции с уровнем электронного развития.

В табл. 2 представлены показатели развития человеческого капитала на арктических территориях [1]. Как показывают результаты обследования, на всех арктических территориях показатели человеческого капитала находятся на достаточно низком уровне.

Таблица 2

Показатели развития человеческого капитала

Регион Доля занятого населения, имеющего высшее образование, % / место по РФ Число студентов вузов на 1000 чел. населения, чел. / место по РФ Число исследователей на 10 тыс. чел. населения, чел. / место по РФ Численность выпускников по направлениям подготовки (специальностям) в сфере ИКТ на 10 тыс. чел. населения, чел. / место по РФ

Архангельская область 24,8 / 51-52 34,5 / 66 6,0 / 44 8,6 / 36

Мурманская область 27,2 / 27-29 40,6 / 47 11,8 / 29 7,5 / 43

Республика Карелия 23,0 / 64-66 36,7 / 58 7,4 / 39 5,7 / 57

Республика Коми 23,3 / 62 37,6 / 53 12,3 / 27 6,5 / 51

Республика Саха (Якутия) 26,9 / 33 49,2 / 22 12,3 / 28 4,4 / 66

Ненецкий автономный округ 16,3 / 81 0,0 / 81-82 5,5 / 50 0,0 / 80-82

Чукотский автономный округ 25,5 / 42 0,0 / 81-82 2,2 / 74 0,0 / 80-82

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 29,6 / 16 29,9 / 73 8,2 / 36 4,1 / 69

Ямало-Ненецкий автономный округ 33,0 / 7 22,2 / 78 0,2 / 82 0,9 / 77

Исследование региональной экономической среды проводилось по показателю ВРП на душу населения, на основании которого можно судить об уровне развития экономики, масштабах производства и использования ИКТ.

По объему ВРП на душу населения в 2011 г. в пятерку лидеров вошли [1, 5] ресурсодобывающие регионы — Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Сахалинская и Тюменская области, Чукотский автономный округ (826 тыс. руб.).

Показатели использования ИКТ в домохозяйствах и населением (доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер, в т. ч. с выходом в сеть Интернет) относятся к числу ключевых международных индикаторов развития информационного общества. О значимости оснащения домохозяйств современным информационным оборудованием, в первую очередь компьютерами и устройствами для выхода в сеть Интернет, для электронного развития субъектов РФ, свидетельствует включение соответствующих индикаторов в список контрольных показателей реализации Стратегии развития информационного общества в РФ.

Среди представленных в табл. 3 [1] российских арктических территорий Мурманская область входит в десятку лидеров среди российских регионов по всем показателям. Высокая доля телефонизации семей отмечена также в Чукотском автономном округе (3-е место среди

Таблица 3

Показатели использования ИКТ в домохозяйствах и населением

Регион Доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, % / место по РФ Доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, % / место по РФ Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер (ПК), % / место по РФ Доля домохозяйств, имеющих доступ в Интернет, % / место по РФ

Архангельская область 62,3 / 55 96,2 / 13 64,3 / 13 56,3 / 14

Мурманская область 83,8 / 9 97,6 / 6 69,4 / 7 63,9 / 7

Республика Карелия 76,8 / 19 96,3 / 11-12 68,5 / 9 65,2 / 6

Республика Коми 80,5 / 12 93,2 / 41-42 64,8 / 11 51,5 / 19-20

Республика Саха (Якутия) 88,7 / 5 94,7 / 24-25 74,9 / 4 44,2 / 39

Ненецкий автономный округ 74,5 / 24-25 91,7 / 55-56 64,5 / 12 45,5 / 35

Чукотский автономный округ 95,1 / 3 93,8 / 34 61,7 / 17 69,4 / 5

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 87,9 / 6 95,2 / 22 75,0 / 3 71,0 / 3

Ямало-Ненецкий автономный округ 86,2 / 7 91,6 / 57 81,5 / 1 69,5 / 4

регионов РФ), Якутии (5-е место), Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (6-е и 7-е место соответственно). Ханты-Мансийский автономный округ по большинству показателей является лидером не только в России, но и в мире, находясь в одной линейке с такими информационно развитыми странами, как Кипр, Великобритания, США, Нидерланды, Дания, Исландия. Ямало-Ненецкий автономный округ вышел на 1-е место по оснащению до-мохозяйств компьютерной техникой.

Таким образом, высокий уровень телефонизации семей является наиболее стабильным участком информатизации населения, дальнейшее поддержание которого может служить опорой для обеспечения полномасштабного использования ИКТ домохозяйствами и электронного развития других сфер общества. Это объясняется степенью урбанизированное™ территорий и возможностью развития ИКТ в определенной местности (городской или сельской).

Анализ потребления информационно-коммуникационных услуг бизнес-сообществом РФ за период с 2005 по 2012 гг. показал рост затрат на развитие данного направления [4]. Во-первых, растет оснащение рабочих мест компьютерной техникой, в т. ч. с доступом к сети Интернет. При росте затрат на развитие ИКТ на 76% оснащение рабочих мест компьютерами увеличилось на 42%, в т. ч. Интернет-доступ — на 89%. Во-вторых, руководство организаций заинтересовано в формировании грамотной современной команды специалистов, в связи с чем увеличивает затраты на обучение сотрудников ИКТ-технологиям.

Исследование влияния доли организаций, использовавших информационно-коммуникационные технологии (в т. ч. технологии Интернета и веб-сайта), на рост ВРП в разрезе арктических регионов в 2000-2010 гг. было выполнено с помощью корреляционного анализа. Рассчитанный коэффициент корреляции показал, что между анализируемыми показателями, а именно, долей организаций, использовавших ИКТ, и ростом ВРП в 2000-2010 гг. существует прямая зависимость — т. е. отмечен рост ВРП во всех арктических регионах (при увеличении доли организаций, использовавших в работе ИКТ, в т. ч. использовавших Интернет и возможности собственного веб-сайта). Наиболее высокий рост ВРП за анализируемый период продемонстрировал Чукотский автономный округ (рост 2,7 раз).

В ходе выполненного исследования были выявлены геоэкономические факторы, тормозящие развитие информационного общества на арктических территориях:

1. Довольно высокий уровень цифрового неравенства между муниципальными образованиями в использовании информационных и телекоммуникационных технологий в домашних хозяйствах (вследствие недостаточного уровня развития технологий ШПД для конечных пользователей, а также подключения к сети Интернет домашних хозяйств и бюджетных организаций).

2. Недостаточный уровень владения базовыми навыками использования ИКТ всеми слоями общества. Это касается как населения, так и государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы.

3. Высокие тарифы на телекоммуникационные услуги.

4. Отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций c органами власти при оказании последними государственных услуг вследствие недостаточного развития инфраструктуры общественного доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.

Анализ развития показателей информационного общества выявил такие критические точки отставания, как: человеческий капитал, ИКТ в образовании, ИКТ в органах государственной власти местного самоуправления, ИКТ в культуре и, отчасти, ИКТ в медицине. Именно на них надо сосредоточить первоочередное внимание.

Литература

1. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011 : анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации ; под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Ша-пошника. — М., 2012.

2. Итоговый сводный рейтинг информационной открытости официальных сайтов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2012 г. // Фонд свободы информации. URL : http://www.svobodainfo.org/ru/node/1928.

3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Утв. Указом Президента РФ 18.09.2008, № Пр - 1969. URL : http://www.scrf.gov.ru/ documents/98. html.

4. Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам // Росстат. URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/it_technology/#.

5. Регионы России : социально-экономические показатели. 2012 г. URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/ b12_14p/Main. htm.

6. Результаты мониторинга официальных сайтов законодательных (представительных) органов госу-

дарственной власти субъектов РФ // Фонд свободы информации. URL : http://www.svobodainfo.org/ru/ node/2029.

7. Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения электронного правительства на 1 января 2012 г. //Госменеджмент : электронный журнал. 2012.12, № 12. URL : http://www.gosman.ru/electron?news=22234

8. Дохолян С. В., Петросянц В. З Региональные интегрированные корпоративные структуры. - Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т социально-экономических исслед.. Махачкала, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.