Научная статья на тему 'Являются ли ненцы вымирающим этносом?'

Являются ли ненцы вымирающим этносом? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
523
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНЦЫ / ЧИСЛЕННОСТЬ / ЯЗЫК / ПЕРЕПИСЬ / УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / NENETS / NUMBERS / LANGUAGE / CENSUS / MANAGEMENT / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукин Юрий Фёдорович

Исследуются проблемы численности ненцев, владения языками, модели управления, административно-территориа-льное устройство в начале ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DO NENTS PEOPLE THE ETHNOS, WHICH DISSAPEAR?1

It is researched the problems of the number of the Nenets, the language skills, management models, administrative and territorial unit at the beginning of the XXI century

Текст научной работы на тему «Являются ли ненцы вымирающим этносом?»

УДК 314.88:323.15

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ НЕНЦЫ ВЫМИРАЮЩИМ ЭТНОСОМ? DO NENTS PEOPLE THE ETHNOS, WHICH DISSAPEAR?

© Лукин Юрий Фёдорович, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Автор 16 монографий, в том числе «Российская Арктика в изменяющемся мире» (2012, 2013) и др. E-mail: [email protected]

© Lukin Yury Fedorovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation. Author of 16 monographs, including ' The Russian Arctic in a Changing World' (2012, 2013), etc. E-mail: [email protected]

Аннотация. Исследуются проблемы числен- Abstract. It is researched the problems of the

ности ненцев, владения языками, модели number of the Nenets, the language skills,

управления, административно-территориа- management models, administrative and terri-

льное устройство в начале XXI в. torial unit at the beginning of the XXI century

Ключевые слова: ненцы, численность, язык, Keywords: Nenets, numbers, language, census,

перепись, управление, административно- management, administrative-territorial struc-

территориальное устройство ture

Актуальность темы обусловлена проблемами выживания ненецкого народа в рыночных условиях, сохранения языка, традиционных видов хозяйствования и самоуправленческих начал коренных малочисленных этносов в современной России XXI в. Объектом исследования данной статьи является аборигенный ненецкий народ, а предметом — численность, владение языками, модели управления и проблемы административно-территориального устройства в связи с расселением по субъектам РФ.

Репрезентативным методом при исследовании проблем депопуляции является анализ переписей в СССР и РФ. По данным восьми переписей в нашей стране в ХХ—ХХ! вв. всего проживало от 18 до 44 тыс. ненцев1. Их общее количество за 1926—2010 гг. возросло на 26 тыс. человек, или в 2,4 раза. Однако отмечаются циклические колебания численности ненецкого этноса в периоды между переписями. Перепись 1959 г. уже четко зафиксировала

1 W W

Всероссийская перепись населения 2002 г. Т. 4. Национальным состав и владение языками, гражданство. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17; Всероссийская перепись населения 2010 г. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010 /croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 03.04.2013). Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.

начавшийся процесс снижения численности ненецкого народа в количественном выражении по отношению к 1939 г. За период между переписями 1970—1979 гг. ненецкий этнос увеличился всего лишь в 1,3 раза, в 2002—2010 гг. — в 1,7 раза.

Таблица 1

Численность ненцев в России по данным переписей

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

Ненцы 18 25 23 28 29 34 41 44

В XX столетии явно выделяются периоды снижения общей численности ненцев к 1959, 1979 гг. Замедление темпов динамики роста происходит и в 2002—2010 гг. Если принять 1926 г. за 100 %, то в 1939 г. рост составил 139 %, в 1959-м — 128 %, в 1970-м — 155 %, в 1979-м — 161 %, в 1989-м — 189 %, в 2002-м — 228 %, в 2010 году — 244 % (см. полученный график).

График численности ненецкого этноса в 1926-2010гг.

250 200 150 100

50

0

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010

Таким образом, тренд к уменьшению темпов роста численности ненецкого этноса проявился еще в годы советской власти и продолжается в настоящее время. Но ни о каком вымирании этого народа, его депопуляции, естественно, речи не идет. Более того, возможно даже увеличение численности ненцев свыше 50 тыс. человек к 2025—2030 гг. при наличии благоприятных возможностей для его жизнедеятельности, росте рождаемости и продолжительности жизни.

Статус ненецкого этноса в настоящее время определяется как коренной малочисленный народ (КМН). По переписи 2010 г. численность ненцев в РФ составляла 44 640 человек, увеличившись по сравнению с переписью 2002 г. на 3 338 человек. На территориях преиму-

щественного проживания проживали 98,6 % ненцев, мужчины составляли 46,6 %, женщины — 53,4 %, городское население — 21,4 %, сельское — 78,6 %.

Важнейшим признаком идентичности этноса является родной язык. Данные переписи 2010 г. по ненецком народу в этом отношении рисуют достаточно пеструю и противоречивую картину по регионам. Из 44 640 ненцев, проживающих в России, указали родной язык 44 542 человека, в том числе 32 640 человек — ненецкий (73,27 % от 44 542); 10 774 человека — русский (24,18 %), 828 человек — коми (1,8 %), 90 человек — немецкий (0,2 %), 88 человек — хантыйский и др.2. Однако реальный разброс среди назвавших ненецкий язык родным по субъектам РФ находится в диапазоне от 34,5 % в Архангельской области до 84,3 % в Тюменской.

Таблица 2

Численность ненцев, указавших родной язык, по отдельным субъектам РФ

_по переписи 2010 г._

В том числе назвали родным языком

русский ненецкий

всего % всего %

Тюменская область 31 621 31 532 4 480 14,2 26 596 84,3

ЯНАО 29 772 29 701 3 360 11,3 26 022 87,6

ХМАО-Югра 1 438 1 422 918 64,5 371 26,1

Архангельская область 8 020 8 020 4 734 59,0 2767 34,5

НАО 7 504 7 504 4 297 57,2 2 697 35,9

Красноярский край 3 633 3 632 753 20,7 2 846 78,3

При этом ненцы, проживающие на территории одной и той же Тюменской области, в двух соседних округах совершенно по-разному идентифицируют себя по отношению к родному языку. В ХМАО-Югра 26,1 % ненцев считают родным языком ненецкий, а в ЯНАО ненецкий назвали родным 87,6 %, или в 3,3 раза больше в процентном отношении (от числа указавших родной язык). Чем объяснить такую разницу между двумя автономными образованиями? Погрешностями в процедуре проведения переписи 2010 г.? Различным менталитетом ненцев, проживающих в соседних округах, отличающихся по эффективности управления и развития самоуправленческих отношений, по уровню и качеству жизни, индексу счастья? Как объяснить, что 90 ненцев в России назвали в 2010 г. родным языком немецкий? Несомненно, проблема существует и требует более пристального внимания и дальнейшего изучения.

2 ВПН 2010. Т. 4. Табл. 22. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/ pub-04-

22.pdf (дата обращения: 25.04.2013).

3 ВПН 2010. Т. 4. Табл. 23. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/ pub-04-

23.pdf (дата обращения: 27.04.2013).

„ „ Численность Указавшие

Субъекты РФ

ненцев всего родной язык

Если сопоставить данные по родному языку с индикаторами, показывающими уровень владения языками, то из 44 640 российских ненцев в 2010 г. указали владение языком 43 213 человек (1 427 человек вообще не указали владение языками), в том числе русским — 40 813 человек (94,4 % от 43 213), ненецким — 19 567 человек (45,28 %), немецким — 916 человек (2,1 %), коми — 803 человека (1,8 %), английским — 467 человек (1,1 %); хантыйским — 338 человек (0,8 %)4. Сравнительный анализ показывает, что более четверти ненцев, назвавших ненецкий язык родным, им фактически не владеют (свыше 13 тыс. человек). Почти во всех субъектах РФ к 2010 г., по сравнению с 2002 г., возрастает численность и доля ненцев, владеющих русским языком, и сокращается количество и доля ненцев, владеющих ненецким языком.

Таблица3

Количество ненцев, владеющих русским и ненецким языками, _по переписям 2002, 2010 гг.5_

Субъекты РФ Всего ненцев Владели русским языком Владели ненецким языком

чел. % чел. %

Тюменская область 2010 Тюменская область 2002 31 621 27 965 28 258 23 941 89,4 84,0 16 758 22 9386 53,0 82,0

в т. ч. ЯНАО 2010 ЯНАО 2002 29 772 26 435 26 425 22 424 88.7 84.8 16 390 22 601 55,0 85,5

ХМАО — Югра 2010 ХМАО — Югра 2002 1 438 1 290 1 426 1 278 99,2 99,1 282 337 19,6 26,1

Архангельская область 2010 Архангельская область 2002 8 020 8 326 7 946 8 123 99,1 97,6 828 2 660 10,3 31,9

в т. ч. НАО 2010 НАО 2002 7 504 7 754 7 430 7 553 99,0 97,4 750 2 509 10,0 32,3

Красноярский край 2010 Красноярский край 2002 3 633 3 188 3 306 2 895 91,0 90,8 1 650 2 1877 45,4 71,6

Русский язык в быту, коммуникациях, потреблении продуктов, массовой культуре повсеместно вытесняет родной язык коренных народов Севера. Практически все ненцы, проживающие в НАО (99 %), владеют русским языком. Из них только каждый десятый владеет ненецким. Однако считают своим родным ненецкий язык чуть более одной трети (35,9 %) всех ненцев в НАО. Таким образом, каждый четвертый ненец, не владея ненецким языком, считает его все же родным. Психологически на уровне менталитета это можно объяснить глубоким желанием сохранить свою культуру, свои родные корни. В какой-то степени это

4 ВПН 2010. Т. 4. Табл. 20. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-20.pdf (дата обращения: 25.04.2013).

5 URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-21.pdf; http://www. perepis2002.ru/index.html?id=17; http://www.perepis2002.ru/index.html?id=44 (дата обращения: 14.04.2013).

6 Здесь указаны ненцы, проживающие только в двух автономных округах, — ЯНАО и ХМАО.

7 Приводятся данные по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономном у округу.

также внутреннее неприятие тренда на вытеснение из повседневного обихода, культуры своего родного языка, духовный латентный протест коренных малочисленных народов.

В целом же объективно напрашивается однозначный вывод из анализа полученных в ходе переписей 2002, 2010 гг. данных, а именно: в XXI столетии продолжается естественный процесс умирания ненецкого языка на ментальном уровне. Уходят в мир иной те, кто были носителями родного языка, а на смену им приходит новое поколение молодых ненцев с иным менталитетом, потребляющее продукты массовой культуры, использующее современные информационно-коммуникационные технологии. Среди ненецкого этноса, перманентно утрачивающего родной язык, ускоряются процессы урбанизации, ассимиляции, смены этнической идентификации у потомков смешанных браков. Вместе с языками вымирает и традиционная культура, уходят веками накопленные коренными малочисленными народами системы знаний и практик, бережное отношение к окружающей природной среде. Однако пока остаются живы носители ненецкого языка, он не исчезнет, не канет в лету.

Расселение ненецкого этноса по территориям РФ. Проблемы КМНС

В настоящее время ненцы преимущественно проживают в двух автономных округах, а также в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, который был образован с 1 января 2007 г. из Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Территориально НАО входит в состав Архангельской области, ЯНАО и ХМАО — Тюменской. Небольшое количество ненцев проживало и в Республике Коми, Мурманской области и в других субъектах РФ.

В 2002—2010 гг. количество ненцев увеличилось в Ямало-Ненецком АО на 3 337 человек, Ханты-Мансийском АО на 148 человек. Число ненцев, проживающих в Ненецком АО, сократилось на 250 человек, в целом по Архангельской области — на 306 человек. На территории Архангельской области среди ненцев четко проявляется тренд на увеличение городского населения и сокращение сельского. В Тюменской области и Красноярском крае увеличивается как городское, так и сельское население, в Республике Коми, напротив, уменьшается как городское, так и сельское население. В других субъектах РФ общее число ненцев колеблется от одного-двух до нескольких десятков.

Таблица4

Расселение ненецкого народа по территориям РФ8

Проживают на территориях Ненцы:все Городское Сельское

население население население

Проживают на территориях 2010 44 640 9 543 35 097

URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-19.pdf; http://www. рerepis2002.ru/index.html?id=44 (т. 13, таблица 1) (дата обращения: 25.04.2013).

преимущественного проживания 2002 41302 7 844 33 458

Тюменская область 2010 31 621 5 885 25 736

ЯНАО 2010 29 772 5 109 24 663

ЯНАО 2002 26 435 3 616 22 819

Ханты-Мансийский АО — Югра 2010 1 438 423 1 015

Ханты-Мансийский АО — Югра 2002 1290 329 961

Архангельская область 2010 8 020 1 979 6 041

Архангельская область 2002 8 326 1 822 6 504

НАО 2010 7 504 1 769 5 735

НАО 2002 7 754 1 582 6 172

Красноярский край 2010 3 633 657 2 976

Таймырский (Д-Н) АО 2002 3 054 390 2 664

Республика Коми 2010 503 431 72

Республика Коми 2002 708 624 84

Мурманская область 2010 149 58 91

Санкт-Петербург 2010 109 109 -

Какие проблемы сегодня являются актуальными для коренных малочисленных народов Севера, включая ненецкий этнос?

Право. Существуют противоречия и пробелы в нормативно-правовом регулировании статуса и хозяйственной деятельности КМНС, в федеральном и региональном законодательстве. Это касается вопросов закрепления земель и территорий традиционного природопользования, охоты, рыболовства, оленеводства; предложений и дополнений в Лесной, Земельный и Водный кодексы; разработки и принятия федеральных законов, региональных и муниципальных актов. Вопросы дальнейшего развитии законодательства в отношении КМНС системно рассмотрены в труде, опубликованном Советом Федерации ФС РФ в 2012 г. под редакцией В. А. Штырова [4]. Однако их решение явно затянулось.

Экономика. В условиях перехода к рынку, активизации индустриального освоения природных ресурсов, в том числе углеводородных в НАО, ЯНАО, ХМАО, роста миграции населения нарушен баланс между экономикой и экологией, происходит кризис оленеводства, промыслов и других видов традиционной деятельности КМНС, свертывание сферы услуг. Недостаточно развита инфраструктура для развития традиционных отраслей хозяйствования, переработки и сбыта продукции.

Экология. Из 100 горячих точек в Российской Арктике (СПД-Арктика, 2009) в НАО находилось 8, в ЯНАО — 10, на Севере Красноярского края — 7 [Арктика и Север. 2013. № 11]. На Ямале и в Ханты-Мансийском округе в связи с освоением нефтяных и газовых месторождений, которые расположены в основном в местах проживания коренного населения, безвозвратно потеряно 11 млн га пастбищ, загрязнено более 100 больших и малых рек. В результате загрязнения вод объектами нефтегазового комплекса ежегодно гибнет более тысячи тонн ценных сиговых и осетровых рыб [6].

Социальная сфера. Нарушены среда обитания, традиционное питание и образ жизни КМНС, системы медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест их традиционного проживания. Закрыты многие медицинские учреждения в сельской местности, наблюдается отток специалистов, дефицит медикаментов. Высокий уровень безработицы. Продолжительность жизни на 18—20 лет ниже, чем в среднем по России. В возрасте до 60 лет умирает 70 % аборигенного населения Севера против 30 % по РФ; рост суицидов и младенческой смертности; повышенные риски смертности в молодом и трудоспособном возрасте [5].

Образование и культура. Закрываются школы, библиотеки, клубы, стационарные киноустановки, почтовые отделения. В сельских школах не хватает педагогических кадров, не ведется преподавание ряда предметов (математика, физика, иностранный язык и др.). Ощущается дефицит ресурсов для выпуска учебной и художественной литературы на языках коренных народов. Недостаточно используются современные возможности для модернизации сферы культуры и образования, более массового применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Управление. Не выполнены в полном объеме и в установленные сроки План мероприятий по реализации в 2009—2011 гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ9, другие принятые решения, о чем шла речь на VII съезде КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока (2013). Отсутствуют эффективная система методик и индикаторов, ресурсное обеспечение (кадровое, информационное, финансовое), современная инфраструктура для качественного улучшения жизни КМНС.

Финансовым механизмом обеспечения государственной поддержки экономического и социального развития КМНС являются субсидии, предоставляемые Минрегионом России из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (240 млн рублей в 2013 г.)10. Размер предоставляемых субсидий зависит как от численности КМНС, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, так и от уровня бюджетной обеспеченности региона. Кроме того, при распределении субсидий принимается во внимание оценка эффективности их использования субъектом РФ за предыдущий год, которая осуществляется по пяти показателям, определяемым в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Концепция была утверждена распоряжением Правительства РФ 4 февраля 2009 г., а План мероприятий — 28 августа 2009 г.

10 URL: http://www.minregion.ru/press_office/news/2629.html (дата обращения: 22.04.2013).

1) удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений;

2) коэффициент младенческой смертности;

3) уровень зарегистрированной безработицы;

4) количество состоящих на учете больных активным туберкулезом;

5) уровень доходов населения.

Формально-бюрократическим представляется первый показатель в этом ряду, не отражающий объективной картины, складывающейся в сфере культуры. Здесь более уместно взять за основу уровень владения родным и русским языком или какой-то другой подобный качественный индикатор. В целом, предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку развития КМНС не приводит к существенному улучшению качества их жизни, о чем в своем заключении сделала вывод Счетная палата, в конце 2011 г. проведя аудит выполнения ФЦП. Комментируя выполнение принятых Правительством РФ решений, Ассоциация КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока отмечала, что субсидии на поддержку КМНС из федерального бюджета в 2012 г. составляли 240 млн рублей, а на 19-тиминутное пиротехническое шоу во Владивостоке к саммиту АТЭС — 275 млн рублей11.

Жесткую оценку всей системе управления

12

по отношению к КМНС дал C. Н. Харючи , доктор юридических наук, с ноября 2000 г. председатель Государственной думы ЯНАО, после внесения изменений в Устав округа в феврале 2009 г. председатель Законодательного собрания ЯНАО, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (1997 — март 2013 гг.), в своем докладе «VII съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: жизнь, заботы и надежды наших народов» в Салехарде 28—29 марта 2013 г. [3, 5]. Если в начале ХХ в. прослеживалась простая неспособность власти к охвату проблем КМНС, «то после начала промышленного освоения Севера — обнаружения месторождений нефти и газа — эта неспособность постепенно переросла в нежелание понимания проблем народов Севера, а в конечном итоге превратилась в открытое вмешательство в развитие и устойчивый традиционный уклад жизни коренных народов.

11 Комментарий Ассоциации КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока. URL: http://www.raipon.info/ compo-nent/content/article/1-novosti/3529-2012-10-26-08-23-57.html (дата обращения: 26.04.2013).

12 Фото С. Харючи. URL: http://fedpress.ru/sites/fedpress/ files/eviracheva/news/haryuchi.jpg.

Изменение экосистемы северных территорий — загрязнение и потребительски-варварское отношение к природе при разработке недр, бесцеремонное изъятие территорий проживания и промыслов местного населения, уничтожение и осквернение святилищ и родовых захоронений, «размывание» культуры и традиций «плодами» современной цивилизации — все это существенным образом отразилось на развитии коренных народов и, к сожалению, стало постоянной доминантой, довлеющей над их историческим развитием», - считает Сергей Харючи [5].

В сохранении культуры и обеспечении всех сфер жизнедеятельности КМНС очень важно использовать и распространять имеющийся лучший опыт (бенчмаркинг). Позитивный опыт управления процессами организации жизнедеятельности ненецкого народа накоплен в Ямало-Ненецком автономном округе, где 2013 г. объявлен годом народосбережения13. Ни один индустриальный проект на Ямале не реализуется без учета самых строгих экологических стандартов и интересов коренных народов. Существует практика заключения соглашений с добывающими компаниями, где обязательными участниками являются местные отделения ассоциации «Ямал — потомкам». Сохраняется баланс интересов коренных жителей Севера и топливно-энергетических компаний. Губернатор ЯНАО Д. Кобылкин выступает за активную позицию не только региональной власти, но и общественности округа в вопросах защиты интересов КМНС14. За то, чтобы вписать традиционную хозяйственную деятельность в федеральную повестку дня — «у нас два голоса в Государственной думе, и оба принадлежат коренным жителям Ямала» [2].

ЯНАО является одним из ведущих субъектов РФ по уровню сформированной законодательной базы в отношении КМНС. На основе уставных норм сформирована законодательная база, включающая более 40 законов автономного округа, позволяющих гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера15.

В 2008—2011, 2012—2015 гг. последовательно реализуются окружные долгосрочные целевые программы, в рамках которых проводится целенаправленная работа по сохранению традиционного образа жизни, культуры и языка, пропаганде самобытной культуры КМНС, повышению уровня их образования, улучшению социально-бытовых условий жизни коренных народов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Рост численности кочую-

13 Ямало-Ненецкий автономный округ: официальный сайт органов власти. URL: http://правительство.янао.рф

(дата обращения: 06.05.2013).

14 Губернатор Ямала провел р 2012 г. URL: http://www.r89.ru/novosti/1129.php (дата обращения: 25.04.2013).

15 Законы Ямало-Нене ращения: 25.04.2013).

14 Губернатор Ямала провел рабочую встречу с представителями Ассоциации «Ямал — потомкам». 13 августа )

15 Законы Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: http://правительство.янао.рф/documents/laws/ (дата об-

щего населения в сельской местности говорит о социальной стабильности и заинтересованности КМНС в ведении традиционного образа жизни.

Диксон а£ о Белый i а»Сибирякова

»• oüionte некого А И1 I

Ь" 1 - * .ТАИМЫВЕКИЙ ДтОЬая^

КАРСКОЕ МОРЕ

Дровяной,, Vo Лескимо

- I TI 1 ^wLT*

Агапз.;,

п-ов

Тамбей. п-ов цамонгл

о Вайгач

п-ов Ямал

1>о

Явай Юрийей"1

Т ьиа

Амд^рма bü¡iJap<JUKa» Л

?Як[Г,|Л| пМоррасзле

>. Гыя опекай , Караул

Усть-Портд

Усть-Карво^

Ш *f К п-ов СШ?е Инапалково

Норильск Д^иинка'3

I4L

НЕНЕЦКИ ЙА0| °Яры

ЯгттиксалеР

Ангипаюга *

Снвжногорск „ ь 8 *

■ ■НпШ ^ /-

ВоркрЯЪ

, - г X л имей i

'' Д Ся 13ЭД,

jr

i)

Ч V ..._, 1 -яе*

ЗЗОВСКИИ/

Новый П ортJ ^В *На7ка

Си'

■ , |П, о ^

Абезь Лабыгнанги ¿Яр-Cane 1 Л ^орешхао

¡У^^^уЬ^ ^^ Нов.Уренгой Сидоровск ;

п 'I'G -¡гЛкгдпкл ГС. НОв.УремГОИ

1 , Салехард „Аксарка -Нмда О Q„

I Коротчаеео

' V "'Шчрышкары "Норн °Памгоаы Красмоселькуп^ 7-~\

\ Мужи° 3 и н a д н о - С и п и [> с к a я >

Горки Пи 0HaflblMT „ »

Н| Тарко-Сале

iwgSSW&^^J) 0ПГ 0 W Ш Г H M ОС )ПЬ ¿II1 НКЯТГЪ» IP

й

ПолноШ ^

Юильск •

р a & н и и a

'-'Мураеленко

Ноябрьск

Рагтас

.Октябрьский

б4. ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АЛ

" - „ 0 ' / л

""""" %Халясавэй / •

90*

100 200 i i i

ЯМАЛО НЕНЕЦКИЙ АО

1 - Республика Коми

Рис. 1. Ямало-Ненецкий автономный округ. и^: http://travelel.ru/wp-content/uploads/2011/09/Карта-Ямало-

Ненецкого-автономного-округа.]р§

В ЯНАО накоплен позитивный опыт в организации местного самоуправления. Увеличивается количество действующих самоуправляемых общин. Значительный рост количества общин коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО за период 2007—2010 гг. с 62 до 90 свидетельствует о повышении заинтересованности коренного населения автономного округа в осуществлении традиционной хозяйственной деятельности. Объем продукции оленеводства, произведенной общинами, увеличился с 187 т в 2007 г. до 300 т в 2010-м, а продук-

ции рыболовства — с 420 до 500 т16. Решающим критерием оценки деятельности местного самоуправления становится мнение граждан. Будет учитываться стабильность межнациональных и государственно-конфессиональных отношений.

Модели управления и самоуправления ненецкого этноса Исследуя модели управления и самоуправления ненецкого народа в РФ, можно выделить следующие.

Модели государственного управления:

a) автономные округа в двух сложносоставных субъектах РФ — Архангельской и Тюменской областях;

b) самостоятельный автономный Чукотский округ;

c) муниципальные районы (Красноярский край).

Политика государства строится на основе реализации Концепции устойчивого развития КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока (2009). На уровне федерации и субъектов РФ используются ФЦП, формы договорных отношений, федеральные субвенции для КМНС, окружные целевые программы, адресная социальная помощь и другие формы и методы управления.

Модели самоуправления:

а) местное или локальное (территориальное) самоуправление: муниципальные образования (муниципалитеты), самоуправляемые общины — семейно-родовые, кочевые (хозяйства) и др. В НАО в 2012 г. функционировало, например, 12 семейно-родовых общин17. На территории ЯНАО в 2005 г. работали 44 общины КМНС18. Их число к 2011 г. увеличилось до 90 [ДЦП ЯНАО на 2012—2015 гг.];

б) социально-политическое самоуправление — Ассоциация ненецкого народа «Яса-вэй» в НАО19, Ассоциация КМНС ЯНАО «Ямал — потомкам!», другие некоммерческие организации. К формам непосредственной демократии относятся референдумы, собрания, съезды, сходы и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективным и явно недооцененным направлением представляется Национально-культурная автономия (НКА), с одной стороны, как форма самоорганизации этнических

16 Окружная долгосрочная целевая программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012—2015 гг.» (в ред. постановлений правительства ЯНАО от 23.07.2012 № 579-п, от 18.12.2012 № 1075-п). URL: http://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=окружная ....GE (дата обращения: 24.04.2013).

17 URL: http://www.etnic.ru/about/news/nao-soberytsya-dlya-obmena-opitom.html (дата обращения: 24.04.2013).

18 Департамент по делам КМНС. URL:http://www.gublibrary.ru/arh/sen_06/ _version/sen_06/V_YANAO.htm (дата обращения: 24.04.2013).

19 Ассоциация «Ясавэй». URL: http://www.yasavey.org (дата обращения: 25.04.2013).

меньшинств, институт самоопределения народов в РФ, с другой — как один из видов объединения граждан в форме общественной организации. Основное предназначение НКА заключается не в национально-территориальном, а в национально-культурном самоопределении, т. е. в обеспечении жизнеспособности и самостоятельности людей, живущих в ситуации национального меньшинства на определенной территории. Речь идет о том, чтобы этносы имели все необходимые условия для своего самосохранения, могли решать вопросы развития языка, образования, национальной культуры. НКА могут быть местными, региональными и федеральными. В реестре Министерства юстиции РФ зарегистрирована всего лишь одна местная общественная организация — НКА ненцев города Архангельска (06.09.2011)20.

Существующая в северных странах Европы модель саамского парламента не является актуальной для ненецкого народа, проживающего на такой громадной территории в Арктической зоне России. Аналогичные функции этой структуры управления в России фактически выполняет Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которая была образована в марте 1990 г. на I съезде народов Севера21.

Возможна апробация модели двухпалатного Законодательного собрания ЯНАО и принятие решений, касающихся проблем развития КМНС путем консенсуса с депутатами, избранными от ненецкого народа.

Вполне иллюзорной представляется модель образования единого субъекта РФ типа Ненецкой республики на основе объединения двух субъектов РФ и одного муниципального образования, где на такой громадной территории проживает в настоящее время ненецкий этнос, составляющий здесь меньшинство населения в условиях недостаточно развитой системы коммуникаций, транспортного сообщения и всей объединяющей инфраструктуры.

Возможные модели управления и изменения статуса автономных округов тесно связаны с процессами укрупнения субъектов РФ в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. В результате применения федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ22 на практике в 2003—2008 гг. число субъектов РФ сократилось с 89 до 83, утратили свою субъектность 6 из 10 автономных округов. Состоялось 11 объединительных референдумов, в том числе в шести автономных округах, по важнейшей проблеме госу-

20 Информация о национально-культурных автономиях. URL: http://unro.minjust.ru/NKAs.aspx (дата обращения: 27.04.2013).

21 АКМНССиДВ РФ. URL: http://www.raipon.info (дата обращения: 23.04.2013).

22 Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».

дарственного управления, связанной с системой административно-территориального устройства страны. Власть проявила интерес к мнению народа, включая КМН, чтобы принять затем решение на основе их волеизъявления. Были образованы четыре края и одна область в новом составе.

Из четырех оставшихся автономных округов, как уже упоминалось выше, Ненецкий АО территориально входит в состав Архангельской области; Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа — в состав Тюменской области. Чукотский автономный округ с 17 июня 1992 г. имеет статус самостоятельного субъекта РФ23. Естественно, возникает вопрос, возможно ли объединение НАО, ЯНАО и ХМАО с Архангельской и Тюменской областями на основе той модели, по которой ранее произошла трансформация шести автономных округов на основе результатов проведенных референдумов? Здесь могут оказать влияние следующие факторы.

Во-первых, ненецкие автономные округа, обладающие большими запасами углеводородов, сегодня занимают лидирующие позиции в России по многим показателям. Возможность получить представление о том, насколько эффективным является управление в НАО и ЯНАО, дает доклад «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2012 г.», подготовленный Министерством регионального развития РФ. В итоговом рейтинге эффективности органов исполнительной власти Ненецкий автономный округ занял первое место, Ямало-Ненецкий АО — третье. НАО получил высокие оценки как по текущему уровню эффективности, так и по динамике. Округ продемонстрировал лучшие результаты по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта на душу населения, заняв второе место по свободному индексу показателя смертности населения без смертности от внешних причин, третье место — по инвестициям в основной капитал на душу населения (по уровню этот показатель в 14 раз выше среднероссийского уровня) [1].

В 2013 г. Минрегион оценивал работу региональных властей по новой системе. Ранее эффективность рассчитывалась по 74 критериям, теперь лучших и худших региональных чиновников оценивают исходя из 12 показателей24. Среди них: численность населения и ожидаемая продолжительность жизни и смертность; объем инвестиций в основной капитал; уровень безработицы; реальные денежные доходы населения; показатели по введению об-

23 Чукотский автономный округ. URL: http://www.chukotka.org/region/info/ (дата обращения: 21.04.2013).

24 Постановление Правительства РФ № 168 от 28 февраля 2013 г. «О внесении изменений в методику оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». URL: http://www. minregion.ru/upload/documents/2013/03/210313/110313_168_post.pdf (дата обращения: 18.04.2013).

щей площади жилых домов по отношению к общей площади жилого фонда; доля выпускников государственных общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ; а также оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта федерации.

Однако некоторые эксперты считают не совсем корректным отождествлять полученные показатели с эффективностью работы органов исполнительной власти в регионах. По мнению директора аналитического департамента ГК «Регион» Валерия Вайсберга, правильнее было бы оценивать в большей степени динамику региона, чем текущий уровень субъекта, причем рассматривать лучше показатели, накопленные за 3—5 лет. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич и вовсе считает, что методика измерения эффективности сделана непрофессионально: «Получается, что эффективность зависит от ресурсной обеспеченности регионов, а не от эффективности работы органов исполнительной власти. Наличие нефти и газа под ногами априори га-

25

рантирует первые места в этом рейтинге» .

К этим оценкам, по моему мнению, можно добавить, что по отношению к арктическим и северным территориям в этом рейтинге вообще не просматриваются обоснованные индикаторы (критерии) социально-экономического и культурного развития коренных народов (больших и малочисленных). Кроме того, не все субъекты РФ, на территории которых проживают КМНС, в состоянии ресурсно и эффективно обеспечить решение поставленных задач. Речь здесь идет не только о финансировании, но и о качестве управления, ответственности управленцев, руководителей субъектов и муниципальных образований, оценке их профессиональной компетентности в решении проблем КМНС, использовании современных ИКТ, о развитии всех видов инфраструктуры и сферы услуг с учетом специфики жизнедеятельности ненецкого этноса, его образа жизни; распространении лучших практик и позитивного опыта.

Во-вторых, вопрос о том, пойдут ли сегодня на изменение федерального закона в части процедуры укрупнения субъектов, возможно даже отмены референдума, президент, Правительство и Федеральное собрание, остается открытым. Любая реформа нарушает сложившуюся стабильность, вносит элементы хаоса и неопределенности.

В-третьих, население НАО, имея самые высокие доходы в стране, вряд ли проголосует на референдуме за объединение с дотационной Архангельской областью, переживающей в настоящее время не самые лучшие времена.

25 URL: http://izvestia.ru/news/548899.

Рис. 2. Ненецкий автономный округ. URL: http://planetolog.ru/maps/russia-oblast/big/Nenetsky_AO.jpg

В-четвертых, нужно учитывать, что во всех субъектах Арктической зоны РФ, имеющих в своем названии слово «ненецкий», ненцы составляют меньшинство, их участие в управлении явно недостаточно.

Таблица 5

Субъекты РФ, на территории которых проживают ненцы в начале ХХ1 в.

2002 2010

№ Субъекты РФ всего ненцы % всего ненцы %

1 Ненецкий АО 41 546 7 754 18,6 42 090 7 504 17,8

2 Ямало-Ненецкий АО 507 006 26 435 5,2 522 904 29 772 5,7

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО26

3 39 786 3 054 7,67 34 432 3 486 10,1

4 Другие субъекты РФ 4 059 4 464

Всего в РФ 145 166 731 41 302 0,02 143 436 145 44 640 0,03

Из-за своей малочисленности КМНС, по мнению С. Н. Харючи, чаще всего не имеют возможности быть представленными в органах государственной власти своих регионов, а нередко даже и в представительных органах местного самоуправления. Как следствие, соответствующие представительные органы иногда бывают недостаточно знакомы с особенностями коренных малочисленных народов, что объективно нередко приводит к недостаточному учету их обычаев, быта, прав и законных интересов [6]. Участие основной массы ненцев в политической жизни чаще всего ограничивается участием в голосовании на выборах.

26 Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края с 1 января 2007 г.

Редко, почти не проводятся референдумы среди ненецкого народа по тем проблемам, которые их волнуют. Хотя в стране уже имеется опыт проведения 11 объединительных референдумов в сложносоставных субъектах РФ, в том числе с участием ненцев.

Поэтому, если рассмотреть в качестве аргументов численность и активность населения, то Ненецкий автономный округ с 42 тыс. населения, безусловно, имеет меньше шансов сохранить свою субъектность, чем ЯНАО, где проживает более полумиллиона человек. Для НАО объективно более подходит модель муниципального образования по примеру Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

Резюме о возможной реформе административно-территориального устройства

Прежде чем проводить масштабную реформу административно-территориального устройства России, по моему мнению, необходимо разработать не просто концепцию такой реформы, а четко определить критерии (индикаторы) формирования субъекта РФ. Должны быть определены минимум численности населения и территории, чтобы получить статус субъекта РФ, а также всесторонне проработаны функции субъекта, его нормативно-правовая база, финансовое обеспечение, межбюджетные отношения. На уровне субъектов РФ не должно быть республик, краев, областей, округов, городов особого подчинения. Объявить конкурс на лучшее название субъекта РФ (губерния, земля, регион и т. п.). У всех субъектов должны быть юридически одинаковые права и ответственность. При этом в названии субъектов РФ необходимо сохранить прежние, традиционные наименования: Чеченская республика (Ичкерия), Республика Татарстан, Республика Коми и т. д. Все это должно делаться в интересах населения, а не каких-то абстрактных идеалов и благих намерений, лоббирования чьих-то интересов и групп влияния. Желательно проведение всероссийского референдума при принятии федерального закона об административно-территориальном устройстве РФ.

Для защиты прав и сохранения культуры коренных народов, включая ненцев, важно внести изменения в действующее законодательство, которые будут касаться статуса муниципальных районов и муниципальных поселений в местах традиционного проживания КМНС, а также повышения роли культурно-национальных автономий, самоуправляемых общин, некоммерческих общественных организаций, в том числе ассоциаций. Необходимо делегировать этим образованиям часть полномочий государства, что реально будет способствовать укреплению гражданского общества в межнациональных отношениях, повышению роли местного самоуправления с сохранением культурных традиций КМНС.

Литература

1. Казанцева М., Созаев-Гурьев Е. Минрегион составил рейтинг эффективности губернаторов. URL: http://izvestia.ru/news/548899 (дата обращения: 18.04.2013).

2. Кобылкин Д. В России должно появиться Министерство по вопросам развития Севера. 2 апреля 2013 г. URL: http://www.fucongress.org/news/d.-kobylkin:-v-rossii-dolzhno-poyavitsya-ministerstvo-po-voprosam-razvitiya-severa/ (дата обращения: 23.04.2013).

3. Сергей Харючи простился с ассоциацией коренных северян. 29.03.2013. URL: http://uralpolit.ru/news/society/news_society/1364547211-sergei-kharyuchi-prostil-sya-s-assotsiatsiei-korennykh-severyan (дата обращения: 21.04.2013).

4. Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации /под общей редакцией зам. пред. СФ ФС РФ, к. э. н. В. А. Штырова. М.: Совет Федерации РФ, 2012. URL: http:// coun-cil.gov.ru/media/files/41d44f244940b60fdf20.pdf (дата обращения: 25.04.2013).

5. Харючи С. Н. VII съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: жизнь, заботы и надежды наших народов. Салехард, 28—29 марта 2013 г. URL: http://www.raipon.info/Documenty/VII_kongress/Doklad_ SNH. doc (дата обращения: 19.04.2013).

6. Харючи С. Н. Правовые проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера России (конституционно-правовое исследование) // автореф. докт. дисс. URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/index.php?id54=6723&from54=7; http:// www. famous-scientists.ru/list/906 (дата обращения: 21.04.2013).

Рецензент — Дрегало Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор

© Чупров М. М. Ненецкий автономный округ: жизнь в тундре

Фото Чупрова Матвея Михайловича — главы семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «Вы» Ненецкого автономного округа, победителя фотоконкурса «Мой Север. Моя Арктика» (2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.