Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/146EVN315.pdf DOI: 10.15862/146EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/146EVN315)
УДК 332.1
Снурницына Марина Алексеевна
Образовательная организация высшего образования (частное учреждение) «Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)»
Россия, Ярославль1 Начальник отдела кадров Аспирант E-mail: [email protected]
Методика оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучающегося региона
1 150003, Ярославль, ул. Республиканская, д. 6Б, кв. 47
Аннотация. Статья посвящена разработке методики оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучения. Цель настоящей статьи - определить пути совершенствования региональной экономической политики в регионах Российской Федерации. В исследовании использованы методы горизонтального экономического анализа, общенаучные логические методы, а также метод бенчмаркинга. Разработана и предложена методика оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучения. По каждой субъектной среде соответствия стратегии самообучения выделены регионы, наиболее готовые принять стратегию СОР, а также регионы, соответствующие СОР. Проведен анализ по готовности субъектной среды принять стратегию СОР в целом по стране. Правительство - как субъектная среда, во всех регионах России готова принять стратегию самообучения. В стратегии самообучения данной субъектной среде отводится многогранная роль: и роль локомотива, толкающего регион на развитие, и заказчика, и спонсора инновационных проектов, и контролера. Однако все регионы уникальны и для реализации стратегии самообучения регионы следуют своим путем, который необходимо скорректировать с учетом достигнутого и с учетом потенциала региона. Разработанная методика оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучения позволяет скорректировать путь развития для каждого региона.
Ключевые слова: самообучающийся регион; признаки самообучения; взаимодействие; коммуникации; организованное обучение; приращение неявных знаний; субъектная среда; общество; промышленность; образовательная среда; информационная сред.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Снурницына М.А. Методика оценки готовности субъектов региона принять стратегию самообучающегося региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/146EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/146EVN315
Сегодня в условиях жесткой конкуренции странам, чтобы быть заметными и лидировать в мировом пространстве, необходимо развивать потенциал, опираясь на географические, климатические, экономическое, социальные и иные факторы. Россия, являясь государством с явно выраженной региональной спецификой, выбирает стратегию развития регионов, с учетом региональных факторов. Развитие региона без учета факторов будет требовать больших финансовых, физических и временных усилий, а результат от затрат будет малоэффективным. Одной из стратегий развития с учетом региональных особенностей является стратегия самообучения. Под самообучающимся регионом мы понимаем искусственно созданную экономическую единицу макроэкономики, территориальные границы которой могут отличатся от географических; основной целью деятельности которого является повышение адаптивности региона к изменяющимся условиям через приращение, накопление, распространение и применение неявных знаний за счет использования межличностных коммуникаций как внутри организаций, так и между взаимодействующими организациями, с использованием интерактивных форм в обучении. Опираясь на данное определение, можно выделить признаки самообучающегося региона. Это: коммуникации, взаимодействие, организованное обучение и приращение неявных знаний.
Среди субъектов самообучающейся организации (СОР) ученые выделяют: правительство, образовательные организации, информационное пространство региона, промышленность, общество. Субъекты региона можно рассматривать с точки зрения отдельных организаций, либо с точки зрения «субъектной среды», а именно: образовательной среды, как среды, объединяющей образовательные организации региона, возможно в связи с региональными органами власти, курирующими образование в регионе (Министерство образования края, департамент образования и другие). Промышленная среда региона, объединяющая все производственные предприятия, состоящие как в партнерских, так и в конкурирующих отношениях, а также подразделения правительства, курирующие деятельность промышленности на региональном уровне. Информационное пространство региона предусматривает все возможные в регионе средства коммуникаций, как с использованием интернет- технологий, так и традиционные формы коммуникаций: конференции, круглые столы, библиотеки. Общество можно понимать в качестве составляющей каждой из описываемых сред, самостоятельной средой, а также в качестве субъекта информационного пространства. Независимо от формы, общество представляет собой мировоззрение людей определенного пространства: города, региона, страны с устоявшимися ценностями и традициями. Правительство, как «субъектная среда» может быть представлена макроуровнем (правительство государства), мезоуровнем -правительством региона и микроуровнем - муниципального образования.
Субъект СОР мы отождествляем с субъектной средой и рассматриваем готовность принять стратегию СОР именно субъектной среды. Индикаторами готовности субъекта принять стратегию СОР, по нашему мнению, могут являться целевые индикаторы реализации стратегии России до 2020 года, не противоречащие стратегии самообучения. Индикаторы готовности региона принять стратегию СОР в представлены в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы готовности субъектов региона принять стратегию СОР
Субъект региона Индикатор соответствия Единицы измерения
Образовательная среда удельный вес учащихся средних учебных заведений в общей численности населения: Проценты
«удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений в общей населения» Проценты
«удельный вес обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования в общей численности населения» Проценты
«удельный вес студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в общей численности населения» Проценты
удельный вес учащихся высших учебных заведений в общей численности населения Проценты
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей Проценты
Доля ученых в возрасте до 39 лет в общей численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации Проценты
Доля населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет Проценты
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) Единиц
Промышленность Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций - всего из них Проценты
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства Проценты
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства Проценты
Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства Проценты
Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций) Проценты
Информационное пространство региона Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств Проценты
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций Проценты
Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций Проценты
Общество Уровень грамотности взрослого населения Проценты
Удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домашних хозяйств Проценты
Правительство Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья Проценты
Обучение кадров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования, ветвям власти и уровням управления Проценты
Оценку готовности субъектов региона отслеживали в динамике с 2010 года. Результаты по индикаторам готовности оценивались по каждому субъекту в отдельности. Путем метода бенчмаркинга регионов между собой мы выделили группу регионов-лидеров по готовности принять стратегию СОР, отстающие регионы и среднюю группу. В таблице 2 представлены усредненные данные по России, однако анализируя ситуацию по регионам, мы чаще всего рассматривали более высокую планку представленности индикатора. Связано это с тем, что по определенным индикаторам Россия отстает от развитого мира, и ориентироваться необходимо на ведущие регионы страны, а не на среднее значение показателя по стране. Хотя и более высокая планка по индикатору не всегда гарантирует возможность конкурировать с ведущими европейскими странами. Нижний порог по индикаторам необходимо будет повышать с целью новых достижений и повышения конкурентоспособности.
Общероссийские нормативы достижения по вспомогательным индикаторам
Субъект региона Индикатор соответствия Общероссийские данные Нижняя допустимая граница (мнение автора)
Образовательная среда удельный вес учащихся средних учебных заведений в общей численности населения: Сумма следующих трех
«удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений в общей численности населения» 9,8 11,2
«удельный вес обучающихся образовательных учреждений начального профессионального образования в общей численности населения» 0,5 0,8
«удельный вес студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в общей численности населения» 1,4 1,7
удельный вес учащихся высших учебных заведений в общей численности населения 3,6 5,1
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей 40,3 50
Доля ученых в возрасте до 39 лет в общей численности ученых, направленных на работу (стажировку) в зарубежные научные организации 33,3 33,3
Доля населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет 94 90
Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения) 2 4,01
Промышленность Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций - всего 8,9 12,1
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг организаций промышленного производства 13,7 20,1
Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 8,9 22
Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка сбыта организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства 1,1 4,0
Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве таких организаций) 10,9 21,1
Информационное пространство региона Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств 69,1 60
Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве организаций 79,4 79,9
Доля организаций, имеющих веб-сайт, в общем количестве организаций 41,3 40,0
Общество Уровень грамотности взрослого населения 99,7 98
Удельный вес домашних хозяйств, имеющих персональный компьютер, в общем числе домашних хозяйств 69,9 70,0
Правительство Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья Качественный анализ
Обучение кадров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования, ветвям власти и уровням управления Качественный анализ
В результате анализа данных по каждому индикатору нами была построена матрица, где левая вертикаль содержала все регионы России, а верхняя горизонталь - индикаторы по каждой субъектной среде. Если данные по индикатору каждого конкретного региона попадали в зону нижней нормативной границы и выше - по этому индикатору региону
ставился 1 балл, если ниже - ничего. Баллы по всем индикаторам одного субъекта суммировались, определялось среднее значение, далее результат делился на общее количество регионов и умножался на 100%. Тем самым мы определяли долю готовности субъекта субъектов Российской Федерации принять стратегию самообучения. В результате анализа всех индикаторов и регионов получили данные по степени готовности субъекта каждого региона принять стратегию СОР. Качественный анализ вспомогательных индикаторов позволил выявить проблемные субъекты в восприятии стратегии СОР, а полученные результаты позволили перейти к обоснованию направлений развития СОР.
Обобщая данные готовности субъекта - Образовательной среды принять стратегию СОР пришли к следующим выводам:
Среди регионов Тюменская область обладает наибольшим потенциалом среди регионов России по субъекту образовательные организации. Регионы: Республика Башкортостан, Пермский край, Республика Алтай, г. Москва, Забайкальский край, Томская область и Чукотский автономный округ по половине показателей результаты выше нормативной границы.
Регионы: в том числе Ненецкий автономный округ, Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ; Амурская, Еврейская автономная, Иркутская и Омская области, Республики: Бурятия, Калмыкия, Коми, Тыва; Хабаровский край и г. Санкт-Петербург показатели по 3 индикаторам результаты выше средних по России.
Обобщая активность промышленной среды регионов, можно выделить явных лидеров. Среди них: Республика Мордовия и Республика Татарстан. Несколько ниже данные в Архангельской области. Это республики с потенциалом в области промышленности.
Анализ данных по регионам позволил выделить области, в которых субъектная среда -Информационное общество развито выше среднего по России по всем предложенным индикаторам. Это регионы: города - Москва, Санкт-Петербург; области: Ивановская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Смоленская и Тюменская. Республики: Башкортостан, Татарстан, Хакасия и Удмуртская, а также Ставропольский и Хабаровский край.
Регионы: Владимирская, Кемеровская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Свердловская, Томская, Ульяновская, Челябинская и Ярославская области; Пермский и Приморский край; Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, а также Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, и Ненецкий автономный округ обладают достаточно высоким потенциалом в отношении возможности изучения передового опыта, а также возможности передачи своего опыта.
По субъекту общество регионами- лидерами являются Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Мурманская, Тюменская, Архангельская области, Москва и Санкт - Петербург, а также Удмуртская Республика. Это регионы - удаленные от центра, но с развитой экономикой, а также две столицы России, где, что естественно, сосредоточен научный потенциал, на высоком уровне развита промышленность, уровень доходов населения выше среднего, позволяющий иметь почти во всех домашних хозяйствах персональный компьютер. Удаленность от центральных регионов также может являться способом получения дополнительной информации о событиях в стране и мире.
По субъекту правительство все регионы по данному индикатору вышли на высокий уровень готовности принять стратегию СОР.
Таким образом, среди регионов, готовых принять стратегию СОР можно отметить Амурскую область, Архангельскую область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермский край,
Республику Алтай, Республику Башкортостан, Республику Дагестан, Республику Татарстан, Томскую область, Тюменскую область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.
Области, обладающие потенциалом принять стратегию СОР - Забайкальский край, Ивановская область, Липецкая область, Ненецкий автономный округ, Омская область. Республика Ингушетия, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Хакасия, Смоленская область, Ставропольский край, Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, Чувашская Республика и Ярославская область.
Анализ полученных результатов позволяет нам утверждать, что Россия обладает потенциалом в регионах, развитие которого позволит повысить конкурентоспособность страны в мировом пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брагина З.В., Булатова Т.А., Компетентностный подход в оценивании качества образования: опыт института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова // Вестник университета. Теоретический и научно-методический журнал. №12/2012. с. 64-72.
2. Брагина З.В., Булатова Т.А., Инструменты формирования компетентности специалиста // Модель менеджмента для экономики, основан-ной на знаниях. материалы трудов участников 3-ей Междунар. начун.-практ. конф.-М.: МЭСИ, 2011.-314 с.
3. Брагина З.В., Булатова Т.А., Компетенции выпускника ВУЗа на рынке труда // Экономика образования №5/2011.
4. Бутов В.И., Игнатьев В.Г. Основы региональной экономики. - М.: Экономика, 2000.
5. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: методы управления. ШМ.: Изд-во РАГС, 1999.
6. Горячева Т.А. Ярославская область как старопромышленный регион: проблемы и перспективы развития / Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд / Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции / Новосибирск, ЦРНС, 2013. - 224 с.
7. Горячева Т.А. Управление инновационным развитием старопромышленных городов // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №4(23) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/128EV414.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
8. Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н., Горячева Т.А. Инновационный потенциал экономических систем мезоуровня. Монография. - М.: МЭСИ, 2015. - 127 с.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/.
10. Обучающийся регион: образование для всех поколений [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ibb.by/sites/default/files/obr_obuchayushchiesya_region.pdf.
Рецензент: Коречков Юрий Викторович, доктор экономических наук, профессор.
Snurnitzina Marina Alekseevna
International University of Business and New Technologies
Russia, Yaroslavl E-mail: [email protected]
Methods of assessing the readiness of the region to adopt a strategy of subjects self-learning in the region
Abstract. The article describes methods for assessment the region subjects to readiness the strategy of selflearning. The main object is formulate the improvement the economic policy in the regions of the Russian Federation.
In the article used methods of economic analysis, logical scientific methods, and the method of benchmarking.
Developed and proposed the method of assessment ability to adopt a strategy of self-learning of the regions subjects.
For every subjects we are identify regions, which are ready self-learning strategy, and self-learning regions. study highlighted the regions most prepared to adopt a strategy for the COP, as well as regions corresponding to the COP. We analyzed the regions subjects to follow the self-learning strategy. The region government is ready follow self-learning strategy in Russia. The government is a locomotive pushing the region to self-learning strategy, a customer, a sponsor, and a controller. All regions are original and have personal way. The method for assessment the region subjects to readiness the strategy of self-learning helps find the personal way.
Keywords: self-learning region; signs of learning; interaction; communication; organized instruction; subjective environment; society; industry; learning environments; informational environments.
REFERENCES
1. Bragina Z.V., Bulatova T.A., Kompetentnostnyy podkhod v otsenivanii kachestva obrazovaniya: opyt instituta ekonomiki Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova // Vestnik universiteta. Teoreticheskiy i nauchno-metodicheskiy zhurnal. №12/2012. s. 64-72.
2. Bragina Z.V., Bulatova T.A., Instrumenty formirovaniya kompetentnosti spetsialista // Model' menedzhmenta dlya ekonomiki, osnovan-noy na znaniyakh. materialy trudov uchastnikov 3-ey Mezhdunar. nachun.-prakt. konf.-M.: MESI, 2011.-314 s.
3. Bragina Z.V., Bulatova T.A., Kompetentsii vypusknika VUZa na rynke truda // Ekonomika obrazovaniya №5/2011.
4. Butov V.I., Ignat'ev V.G. Osnovy regional'noy ekonomiki. - M.: Ekonomika, 2000.
5. Gaponenko A.L., Polyanskiy V.G. Razvitie regiona: metody upravleniya. DM.: Izd-vo RAGS, 1999.
6. Goryacheva T.A. Yaroslavskaya oblast' kak staropromyshlennyy region: problemy i perspektivy razvitiya / Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad / Sbornik materialov KhKhII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / Novosibirsk, TsRNS, 2013. - 224 s.
7. Goryacheva T.A. Upravlenie innovatsionnym razvitiem staropromyshlennykh gorodov // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №4(23) [Elektronnyy resurs] -M.: Naukovedenie, 2014. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/128EV414.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
8. Leont'eva L.S., Orlova L.N., Goryacheva T.A. Innovatsionnyy potentsial ekonomicheskikh sistem mezourovnya. Monografiya. - M.: MESI, 2015. - 127 s.
9. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/194365/.
10. Obuchayushchiysya region: obrazovanie dlya vsekh pokoleniy [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://ibb.by/sites/default/files/obr_obuchayushchiesya_region.pdf.