Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА»'

РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная система учительского роста / образовательный проект / информальное образование педагога / методическая компетентность педагогов / regional system of teacher’s growth / educational project / informational education of teacher / methodological competence of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Самарская, Г.С.-Х. Дудаев

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области повышения методической компетентности учителей математики, русского языка, географии, обществознания и истории в рамках созданной в регионе системы учительского роста методами информального образования. В статье рассмотрен один из этапов проекта «Региональная система учительского роста». Авторы делают вывод о том, что данный проект открывает перед учителем возможность непрерывного роста в личностно-профессиональном развитии на протяжении всей педагогической карьеры. Благодаря проекту в Чеченской Республике была создана база данных учителей-предметников, разработан алгоритм проведения и анализа результатов оценочных процедур, интегрированных в региональную информационную систему «Мониторинг образования региона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMAL EDUCATION IN IMPROVING THE LEVEL OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REPUBLICAN PROJECT “REGIONAL SYSTEM OF TEACHER’S GROWTH”

The article examines the positive experience of the Chechen Republic in the field of improving the methodological competence of teachers of mathematics, Russian language, geography, social studies and history within the framework of the system of teacher growth created in the region by methods of informal education. The article considers one of the stages of the project “Regional system of teacher’s growth”. The authors conclude that the project opens up the possibility of continuous growth in personal and professional development for teachers throughout their teaching career. Thanks to the project, a database of subject teachers is created in the Chechen Republic, and an algorithm for conducting and analyzing the results of evaluation procedures integrated into the regional information system “Monitoring Education in the region” is developed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА»»

Это свидетельствует о том, что эмоциональная неустойчивость как свойство личности более свойственна девушкам, чем юношам.

Мы предположили, что уровень «эмоциональная неустойчивость» как свойство личности преобладает у девушек, нежели у юношей. Результаты диагностики показали то, что группа 1 (девушки) склонна больше к эмоциональной неустойчивости, чем группа 2 (юноши). Средний показатель по шкале «эмоциональная неустойчивость» в группе 1 (девушки) равен т = 55,8, а в группе 2 (юноши) показатель по данной шкале равен т = 42,6. По данным методики «Шкала нервно-психического напряжения», у группы 1 (девушки) т = 50,2, а в группе 2 (юноши) т = 43,1. Средние значения по методике «Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» у группы 1 (девушки) т = 3,1, а в группе 2 (юноши) т = 4,4. По результатам сравнительного анализа по критерию Ман-на-Уитни между выборкой девушек и выборкой юношей были обнаружены ста-

Библиографический список

тистически достоверно значимые различия по параметрам «эмоциональная неустойчивость» и «нервно-психическая устойчивость» (анкета «Прогноз»). Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что группа 1 (девушки) обладает большей склонностью к эмоциональной неустойчивости, чем группа 2 (юноши).

Для решения данной проблемы существует давно разработанная система приемов саморегуляции [6], но, очевидно, одного этого совершенно недостаточно.

Неудовлетворительная исследованность проблемы формирования эмоциональной устойчивости студента в процессе образования в вузе, а также ее важность определили тему нашего исследования. Подчеркнем, что проблема действительно существует, для ее решения необходима разработка концепции эффективной системы формирования эмоциональной устойчивости студента.

1. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы. Психологический практикум. Красноярск: Литера-Принт, 2009.

2. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. Вопросы психологии. 1990; № 1: 106 - 112.

3. МакКрае Р, Коста П. Пятифакторный личностный опросник («Великолепная пятерка»), 1992. Available at: https://syntone.ru/psytesty/pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik/

4. Мирошин A.B. Эмоционально-волевая устойчивость и ее формирование. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1989.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

6. Черникова O.A., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных особенностей человека. Москва, 2001.

References

1. Barkanova O.V. Metodiki diagnostiki 'emocional'noj sfery. Psihologicheskij praktikum. Krasnoyarsk: Litera-Print, 2009.

2. D'yachenko M.I., Ponomarenko V.A. O podhodah k izucheniyu 'emocional'noj ustojchivosti. Voprosypsihologii. 1990; № 1: 106 - 112.

3. MakKrae R., Kosta P. Pyatifaktornyjlichnostnyjoprosnik(«Velikolepnayapyaterka»), 1992. Available at: https://syntone.ru/psytesty/pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik/

4. Miroshin A.B. 'Emocional'no-volevaya ustojchivost iee formirovanie. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1989.

5. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psihologa: uchebnoe posobie: v 2 kn. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 1999.

6. Chernikova O.A., Dashkevich O.V. Aktivnaya samoregulyaciya 'emocional'nyh osobennostejcheloveka. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.01.21

УДК 371.146

Samarskaya A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading specialist, State Budgetary Institution "Center for Quality Assessment of Education" (Grozny, Russia),

E-mail: anneta.samarskaya@mail.ru

Dudayev G.S.-Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: ataginec88@mail.ru

THE ROLE OF INFORMAL EDUCATION IN IMPROVING THE LEVEL OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REPUBLICAN PROJECT "REGIONAL SYSTEM OF TEACHER'S GROWTH". The article examines the positive experience of the Chechen Republic in the field of improving the methodological competence of teachers of mathematics, Russian language, geography, social studies and history within the framework of the system of teacher growth created in the region by methods of informal education. The article considers one of the stages of the project "Regional system of teacher's growth". The authors conclude that the project opens up the possibility of continuous growth in personal and professional development for teachers throughout their teaching career. Thanks to the project, a database of subject teachers is created in the Chechen Republic, and an algorithm for conducting and analyzing the results of evaluation procedures integrated into the regional information system "Monitoring Education in the region" is developed.

Key words: regional system of teacher's growth, educational project, informational education of teacher, methodological competence of teachers.

А.В. Самарская, канд. пед. наук, вед. спец. ГБУ «Центр оценки качества образования» г. Грозный, E-mail: anneta.samarskaya@mail.ru

Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, E-mail: ataginec88@mail.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА»

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области повышения методической компетентности учителей математики, русского языка, географии, обществознания и истории в рамках созданной в регионе системы учительского роста методами информального образования. В статье рассмотрен один из этапов проекта «Региональная система учительского роста». Авторы делают вывод о том, что данный проект открывает перед учителем возможность непрерывного роста в личностно-профессиональном развитии на протяжении всей педагогической карьеры. Благодаря проекту в Чеченской Республике была создана база данных учителей-предметников, разработан алгоритм проведения и анализа результатов оценочных процедур, интегрированных в региональную информационную систему «Мониторинг образования региона».

Ключевые слова: региональная система учительского роста, образовательный проект, информальное образование педагога, методическая компетентность педагогов.

Проект «Региональная система учительского роста» стартовал в Чеченской Республике в 2016 году. Предпосылкой для его начала стали проведенные Центром оценки качества образования (ГБУ ЦОКО) исследования, обнаружившие наличие проблем в области предметной подготовки педагогов Чеченской Республики.

Основной целью данного проекта было создание системы непрерывного роста предметно-методической компетентности педагога через систему педагогического диагностирования.

Ставились следующие задачи:

- разработка совокупности необходимых ресурсов для системы непрерывного профессионального роста учителя в трех составляющих предметно-ме-

тодологической компетентности: знание предмета (когнитивная составляющая), владение методикой преподавания предмета (технологическая составляющая), осознание необходимости постоянного профессионального самосовершенствования (позиционно-ценностная составляющая);

- апробация разработанной системы оценивания предметно-методологической компетентности учителя как подсистемы проекта РСУР;

- проектирование и частичная апробация на основе разработанной системы оценивания целостной и внутренне непротиворечивой региональной системы предметно-методологического сопровождения учителя.

В первом этапе проекта РСУР были заложены следующие принципы [1]:

1. Четкое определение границ диагностируемого содержания предмета.

2. Максимально точное выявление предметных «дефицитов» в ходе диагностических исследований.

3. Поэтапность в работе по развитию предметных знаний.

4. Персональный темп работы в проекте.

5. Неперсонифицированность результатов.

6. Доступная форма представления результатов.

Таким образом, были заложены основы реализации регионального образовательного проекта в области повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. За эти годы проект дал свои результаты: более 70% учителей завершили участие в первом этапе РСУР что позволило вывести его на новый уровень. Так, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики от 06 марта 2020 года № 335-п «О реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения» [2] в октябре 2020 года Центром оценки качества образования было организовано исследование «Диагностика уровня методической компетентности учителей русского языка, математики, истории, географии, обществознания общеобразовательных организаций Чеченской Республики».

В диагностическом исследовании уровня методической компетентности участвовали все учителя русского языка, математики, истории, географии и об-ществознания общеобразовательных организаций Чеченской Республики

Школьный координатор 02.10.2020 г на портале Monit95.ru скачивал в личном кабинете школы в разделе РСУР электронные списки участников. Электронный ресурс Monit95.ru был разработан специалистами ГБОУ ЦОКО для создания

аналитической отчетности на основе диагностик, проводимых республиканским Центром оценки качества образования.

В личных кабинетах школ на портале Monit95.ru в разделе РСУР 06.10.2020 г. в 09:00 были размещены контрольно-измерительные материалы и (КИМ) по русскому языку и математике; 07.10.2020 г в 9:00 - по истории и географии; 08.10.2020 г в 9:00 - по обществознанию.

Школьному координатору в дни проведения диагностик необходимо было скачивать диагностические материалы из личного кабинета школы на портале Monit95.ru. Образовательные организации самостоятельно определяли время проведения диагностики учителей в определённый день. По завершении диагностической работы участникам диагностики необходимо было перенести свои ответы на бланки. Школьному координатору следовало сформировать группу экспертов для проверки заданий, в том числе - с развернутыми ответами. Состав группы экспертов закреплялся приказом. Школьный координатор на следующий день после проведения диагностики скачивал критерии проверки заданий в личном кабинете школы в разделе РСУР, организовывал проверку работ участников и занесение результатов в протокол на портале Monit95.ru. Все задания, включая задания с развернутыми ответами (задания 2 части КИМ), проверялись экспертной группой. В случае если участник не писал диагностическую работу, в протокол занесения результатов» на портале Monit95.ru ставилось «Н-отсутствовал». Занесение результатов по всем предметам в систему было завершено до 10.10.2020 г.

Контрольно-измерительные материалы для проведения диагностик в рамках регионального проекта РСУР состояли из заданий, которые проверяли ме-

КОДИФИКАТОР

элементов содержания контрольно-измерительных материалов для проведения исследования методической компетентности

учителей предметников

№№ заданий Код элемента Элементы содержания Проверяемые Макси мальный балл Время выполнения

содержа- умения за выполнение задания

ния задания (в мин.)

1 1.1 Понятие методов обучения 1 2

2 1.2 Классификация методов обучения 1 2

3 1.3 Системно-деятельностный подход в обучении Применять современные методики преподавания 1 2

4 1.4 Репродуктивный метод и метод проблемного изложения в обучения 1 2

5 1.5 Эвристический и исследовательский метод в обучении 1 2

6 1.6 Словесные, наглядно-иллюстративные, индуктивные и дедуктивные 1 2

методы обучения

7 2.1 Понятие образовательных технологий. Традиционные и инновацион- 1 2

ные образовательные технологии Выбирать и применять современные об-

8 2.2 Технологии проблемного обучения разовательные технологии 1 2

9 2.3 Технологии проектного обучения 1 2

10 3.1 Понятие, цели и задачи планирования учебной деятельности 1 2

11 3.2 Тематическое планирование учебного материала Осуществлять планирование учебной деятельности 1 2

12 3.3 Планирование урока 1 2

13 3.4 Типология современного урока 1 2

14 3.5 Понятие организации учебной деятельности, ее формы 1 2

15 4.1 Контроль в процессе обучения: сущность, функции, объекты 1 2

16 4.2 Виды контроля 1 2

17 4.3 Методы контроля Реализовывать педагогическое оценива- 1 2

18 4.4 Понятие оценки, функции оценки. Критериальное оценивание ние 1 2

19 4.5 Формирующее оценивание. Текущее, промежуточное и итоговое оценивание 1 2

20 5.1 Дидактические принципы выбора методов обучения 1 2

21 5.2 Формы обучения, их характеристика Осуществлять выбор форм и методов об- 1 2

22 5.3 Формы организации учебной деятельности (парная, групповая, коллективная, самостоятельная) учения 1 2

23 6.1 Понятие индивидуализации обучения 1 2

24 6.2 Формы и методы индивидуализации обучения Оказывать индивидуальную помощь уч-ся 1 2

25 6.3 Технологии личностно-ориентированного обучения 1 2

26 7.1 Основные функции взаимодействия школы и семьи, задачи такого 1 2

взаимодействия Выбирать формы и методы профессио-

27 7.2 Коллективные и групповые формы взаимодействия с родителями. нального взаимодействия с родителями 1 2

Индивидуальное взаимодействие.

Понимать причины затруднений обучаю-

28 8.1 Методика преподавания предмета щихся. Предвидеть и предупреждать затруднения обучающихся 5 20

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РСУР МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Русский язык

1273

УЧАСТНИКА

85%

Преодолели минимальный проходной порог баллов

15%

НЕ преодолели минимальный проходной порог баллов

Математика —

974

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧАСТНИКА

88%

Преодолели минимальный проходной порог баллов

12%

HE преодолели минимальный

проходной порог баллов

История

500

УЧАСТНИКОВ

82%

Преодолели минимальный проходной порог баллов

18%

НЕ преодолели минимальный проходной порог баллов

География —

334

УЧАСТНИКА

83%

Преодолели минимальный проходной порог баллов

17%

НЕ преодолели минимальный проходной порог баллов

Обществознание i

342

УЧАСТНИКА

84%

Преодолели минимальный проходной порог баллов

16%

НЕ преодолели минимальный проходной порог баллов

ОКТЯБРЬ, 2020

Рис. 1. Основные результаты диагностики РСУР (методическая часть)

тодические компетенции педагогов. Каждый КИМ состоял из 8 блоков заданий: современные методи ки преподавания, образовательные технологии, планирование учебной деятельности, педагогическое оценивание, выбор форм и методов обучения, индивидуальная помощь обучающемуся, формы и методы профессионального взаимодействия с родителями, методика преподавания предмета. Работа включала в себя 28 заданий. На выполнение работы отводилось 2 часа (120 минут).

Основные результаты диагностики РСУР (методическая часть) отражены на рис. 1. В целом педагоги справились с диагностической работой хорошо. Общий процент учителей, преодолевших минимальный проходной порог баллов, составляет 84%.

Важно отметить, что целью проведения любой диагностической работы является получение объективных результатов и выстраивание дальнейшего образовательного вектора развития диагностируемого [3].

Опыт предыдущих лет работы с «неуспешными» учителями по итогам диагностик РСУР показал, что для ликвидации пробелов в методической компетентности учителей предметников лучше всего использовать методы информального образования.

Информальное образование педагога - это индивидуальная познавательная деятельность, совпадающая со структурой жизнедеятельности педагога и потому обладающая всепроникающим характером, необязательно носящая целенаправленный характер, которая, будучи самым эффективным способом накопления практического жизненного и, в частности, личностно-профессионального

Библиографический список

опыта, «вторгается» в формальное и неформальное образование педагога на каждом последующем витке спирали его образовательной жизни, мотивирует педагога пересматривать свои образовательные возможности и снова обращаться к формальному и неформальному образования, исходя из внутренних посылов, восполнять упущенные знания, умения и навыки, но уже с точки зрения накопленного личностно-профессионального опыта и практической необходимости, на основе отрефлексированной профессионально-практической деятельности, т.е. осознанно и избирательно подходя к образовательному процессу [4].

Таким образом, наша задача заключается в создании такой образовательной среды, чтобы педагог сам испытывал потребность в повышении своего уровня методической компетентности. Каждый «неуспешный» учитель вместе со школьным координатором составляет индивидуальный план самостоятельной работы над дефицитами, микроитогом работы становится выступление на методическом объединении учителей-предметников школы. Школьный координатор и руководитель школьного методического объединения загружают отчеты о проведенной работе на портал www.monit95. Использование методов информального образования в проекте «Региональная система учительского роста» открывает перед педагогом возможность непрерывного личностно-профессионального развития на протяжении всей педагогической карьеры. Благодаря проекту в Чеченской Республике была создана база данных учителей-предметников, разработан алгоритм проведения и анализа результатов оценочных процедур, интегрированных в региональную информационную систему «Мониторинг образования региона».

1. Центр оценки качества образования министерство образования и науки Чеченской Республики. Available at: http://coko95.ru/33-docs.html

2. О реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения. Приказ МОиН ЧР №355-п от 06.03.2020 г Available at: http://coko95.ru/deyatelnost^qnpo^qnpo-Meponp^^-2-2/904-npMKa3-MOMH-4p-№355.html

3. Самарская А.В. Опыт реализации проекта «Региональная система учительского роста». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 155 - 158.

4. Окерешко А.В. Что такое информальное образование педагога. Образование и наука в современных условиях: материалы VI Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2016.

References

1. Centr ocenki kachestva obrazovaniya ministerstvo obrazovaniya i nauki Chechenskoj Respubliki. Available at: http://coko95.ru/33-docs.html

2. O realizacii meropriyatij po povysheniyu kachestva obrazovaniya v shkolah s nizkimi rezul'tatami obucheniya. Prikaz MOiN ChR №355-p ot 06.03.2020 g. Available at: http:// coko95.ru/deyatelnost/fcpro/fcpro-meropriyatiya-2-2/904-prikaz-moin-chr-№355.html

3. Samarskaya A.V. Opyt realizacii proekta «Regional'naya sistema uchitel'skogo rosta». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 155 - 158.

4. Okereshko A.V. Chto takoe informal'noe obrazovanie pedagoga. Obrazovanie inauka v sovremennyh usloviyah: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2016.

Статья поступила в редакцию 15.01.21

УДК 372

Shang Jinyu, postgraduate, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia); senior teacher, Department of Russian Language, Xinjiang Normal University (Urumqi, China), E-mail: 331365575@qq.com

ENRICHING THE VOCABULARY OF CHINESE PHILOLOGY STUDENTS WITH CULTURALLY-MARKED VOCABULARY. In recent decades, friendly relations have been established between Russia and China, which made it possible to establish economic partnership. In this respect, China needs experts who can speak Russian. More than 450 Chinese universities offer Russian majors. Scientists in China and Russia are very interested in teaching Russian as a foreign language, especially introducing new teaching methods. This article examines the problem of introducing a linguocultural approach to the process of teaching Russian to Chinese

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.