Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная неустойчивость / нервно-психическое напряжение / исследование / личность / студент / качественный анализ / сравнительный анализ / образование / emotional instability / neuropsychic stress / research / personality / student / qualitative analysis / comparative analysis / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Наумова, Т.А. Филь

В статье представлены результаты теоретического анализа категории «эмоциональная неустойчивость». Рассмотрены имеющиеся на сегодняшний день в науке данные о представлениях отечественных ученых относительно эмоциональной неустойчивости личности и ее основных составляющих. Авторы приводят результаты качественного и сравнительного анализа проведённого исследования, респондентами которого были студенты разных курсов и уровней подготовки. Статья раскрывает полученные данные эмоциональной неустойчивости юношей и девушек, обучающихся в университете. В заключение обосновывается мысль о том, что проблема эмоциональной неустойчивости реально существует, а для ее решения необходима разработка эффективной системы формирования эмоциональной устойчивости студента, поскольку эмоциональная возбудимость замедляет ориентацию на саморазвитие и активность студента в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.А. Наумова, Т.А. Филь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INSTABILITY AS A PROPERTY OF THE PERSONALITY OF STUDENTS

The article presents the results of a theoretical analysis of the category of “emotional instability”. The data available today in science on the views of Russian scientists regarding the emotional instability of the personality and its main components are considered. The authors provide the results of a qualitative and comparative analysis of the study, the respondents of which were students of different courses and levels of training. The article reveals the data obtained on the emotional instability of boys and girls studying at the university. In conclusion, the idea is substantiated that the problem of emotional instability really exists, and to solve it, it is necessary to develop an effective system for the formation of a student’s emotional stability, since emotional excitability slows down the orientation towards self-development and student activity in the process of studying at the university.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Библиографический список

1. Decuypere M. Open Education platforms: Theoretical ideas, digital operations and the figure of the open learner. European Educational Research Journal. 2019; Vol. 18, № 4: 439 - 460.

2. Gil-Jaurena I., Domínguez D. Teachers' Roles in Light of Massive Open Online Courses (MOOCs): Evolution and Challenges in Higher Distance Education. International Review of Education. 2018; Vol. 64, № 2: 197 - 219.

3. Айдрус И.А., Асмятуллин РР Мировой опыт использования технологий дистанционного образования. Высшее образование в России. 2015; № 5: 139 - 145.

4. Baran E., AlZoubi D. Affordances, challenges, and impact of open pedagogy: examining students' voices. Distance Education. 2020; Vol. 41, № 2: 230 - 244.

5. McVey M. Distance education: Statewide, institutional, and international applications of distance education. Int Rev Educ. 2018; № 64: 269 - 272.

6. Захарова Ю., Танасенко К. MOOK в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей. Вопросы образования. Педагогика. 2019; № 3: 176 - 202.

7. Леонтьева И.А., Ребрина Ф.Г Применение дистанционных электронных ресурсов в образовательном процессе высшей школы. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018; № 3: 114 - 124.

8. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание. Высшее образование в России. 2019; Т. 28, № 2: 51 - 62.

9. Антонович М.Ю., Любченко М.Ю. Дистанционное образование в медицине. Медицина и экология. 2019; № 1: 119 - 123.

10. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации. Современное образование. 2017; № 1: 172 - 195.

11. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) опыт российского образования. Вопросы образования. 2018; № 1: 174 - 199.

12. Яшина Л.И. Дистанционное обучение в Вузе: содержание и технологии. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019; № 1 (58): 15 - 18.

13. Jill W. Fresen Embracing distance education in a blended learning model: challenges and prospects. Distance Education. 2018; № 39:2: 224 - 240.

14. Kyungmee L. Who opens online distance education, to whom, and for what? Distance Education. 2020; Vol. 41, № 2: 186 - 200.

15. Zhang J., Burgos D., Dawson S. Advancing open, flexible and distance learning through learning analytics. Distance Education. 2020; Vol. 40, № 3: 303 - 308. References

1. Decuypere M. Open Education platforms: Theoretical ideas, digital operations and the figure of the open learner. European Educational Research Journal. 2019; Vol. 18, № 4: 439 - 460.

2. Gil-Jaurena I., Domínguez D. Teachers' Roles in Light of Massive Open Online Courses (MOOCs): Evolution and Challenges in Higher Distance Education. International Review of Education. 2018; Vol. 64, № 2: 197 - 219.

3. Ajdrus I.A., Asmyatullin R.R. Mirovoj opyt ispol'zovaniya tehnologij distancionnogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 5: 139 - 145.

4. Baran E., AlZoubi D. Affordances, challenges, and impact of open pedagogy: examining students' voices. Distance Education. 2020; Vol. 41, № 2: 230 - 244.

5. McVey M. Distance education: Statewide, institutional, and international applications of distance education. Int Rev Educ. 2018; № 64: 269 - 272.

6. Zaharova Yu., Tanasenko K. MOOK v vysshem obrazovanii: dostoinstva i nedostatki dlya prepodavatelej. Voprosy obrazovaniya. Pedagogika. 2019; № 3: 176 - 202.

7. Leont'eva I.A., Rebrina F.G. Primenenie distancionnyh 'elektronnyh resursov v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 3: 114 - 124.

8. Galihanov M.F., Hasanova G.F. Podgotovka prepodavatelej k onlajn-obucheniyu: roli, kompetencii, soderzhanie. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019; T. 28, № 2: 51 - 62.

9. Antonovich M.Yu., Lyubchenko M.Yu. Distancionnoe obrazovanie v medicine. Medicina i 'ekologiya. 2019; № 1: 119 - 123.

10. Romanov E.V., Drozdova T.V. Distancionnoe obuchenie: neobhodimye i dostatochnye usloviya 'effektivnoj realizacii. Sovremennoe obrazovanie. 2017; № 1: 172 - 195.

11. Roschina Ya.M., Roschin S.Yu., Rudakov V.N. Spros na massovye otkrytye onlajn-kursy (MOOC) opyt rossijskogo obrazovaniya. Voprosy obrazovaniya. 2018; № 1: 174 - 199.

12. Yashina L.I. Distancionnoe obuchenie v Vuze: soderzhanie i tehnologii. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 1 (58): 15 - 18.

13. Jill W. Fresen Embracing distance education in a blended learning model: challenges and prospects. Distance Education. 2018; № 39:2: 224 - 240.

14. Kyungmee L. Who opens online distance education, to whom, and for what? Distance Education. 2020; Vol. 41, № 2: 186 - 200.

15. Zhang J., Burgos D., Dawson S. Advancing open, flexible and distance learning through learning analytics. Distance Education. 2020; Vol. 40, № 3: 303 - 308.

Статья поступила в редакцию 25.01.21

УДК 378

Naumova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia),

E-mail: yk-mail@mail.ru

Fil T.A., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia),

E-mail: T.A._Fil@mail.ru

EMOTIONAL INSTABILITY AS A PROPERTY OF THE PERSONALITY OF STUDENTS. The article presents the results of a theoretical analysis of the category of "emotional instability". The data available today in science on the views of Russian scientists regarding the emotional instability of the personality and its main components are considered. The authors provide the results of a qualitative and comparative analysis of the study, the respondents of which were students of different courses and levels of training. The article reveals the data obtained on the emotional instability of boys and girls studying at the university. In conclusion, the idea is substantiated that the problem of emotional instability really exists, and to solve it, it is necessary to develop an effective system for the formation of a student's emotional stability, since emotional excitability slows down the orientation towards self-development and student activity in the process of studying at the university.

Key words: emotional instability, neuropsychic stress, research, personality, student, qualitative analysis, comparative analysis, education.

Ю.А. Наумова, канд. психол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск,

E-mail: yk-mail@mail.ru

Т.А. Филь, канд. психол. наук, зав. каф. Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск,

E-mail: T.A._Fil@mail.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлены результаты теоретического анализа категории «эмоциональная неустойчивость». Рассмотрены имеющиеся на сегодняшний день в науке данные о представлениях отечественных ученых относительно эмоциональной неустойчивости личности и ее основных составляющих. Авторы приводят результаты качественного и сравнительного анализа проведённого исследования, респондентами которого были студенты разных курсов и уровней подготовки. Статья раскрывает полученные данные эмоциональной неустойчивости юношей и девушек, обучающихся в университете. В заключение обосновывается мысль о том, что проблема эмоциональной неустойчивости реально существует, а для ее решения необходима разработка эффективной системы формирования эмоциональной устойчивости студента, поскольку эмоциональная возбудимость замедляет ориентацию на саморазвитие и активность студента в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: эмоциональная неустойчивость, нервно-психическое напряжение, исследование, личность, студент, качественный анализ, сравнительный анализ, образование.

Своеобразие современной образовательной среды характеризуется тем, что в обстановке пандемии, введения удаленного обучения, общественной и финансовой нестабильности юноши и девушки оказываются один на один с довольно агрессивной внешней средой. Это приводит к отрицательным последствиям как для образования, так и для формирования личности в целом. Возникает вопрос необходимости формирования эмоциональной устойчивости личности.

Совершенно очевидным становится тот факт, что в части психолого-педагогических исследований имеются конкретные упущения в осознании важности влияния образовательной сферы на формирование эмоциональной устойчивости личности. В связи с этим необходима диагностика и анализ эмоциональной устойчивости личности [1].

Рассмотрим некоторые характеристики эмоциональной возбудимости, имеющей взаимосвязь с эмоциональной неустойчивостью [2]. Эмоциональная возбудимость есть некая своеобразная эмоциональная готовность, которая отвечает за реакцию человеческого организма на внешние раздражители. Равно как норма, эмоциональная возбудимость проявляется в горячности, вспыльчивости, а также раздражительности.

A.Ф. Лазурский заявлял, что об эмоциональной возбудимости человека можно говорить лишь тогда, когда все его чувства возникают достаточно легко и стремительно. Собственно, данные эпизоды простого происхождения чувств схожи для представления психологической возбудимости, тем не менее никак не одинаковы с ней.

B.ПНоракидзепредставляетэмоциональнуюнеустойчивость ввиде особого механизмасменыэмоций противоположных знаков. В работах П.Б. Ганнушки-на и А.Е. Личко параметр эмоциональной неустойчивости используется с целью диагностики разлинногсфода псиеичгэивх заболеваний. Виэслвусвнмуосэпеци-алисеев облаелиподапезичеввто и нозрвстноопснмонемииНДОэиитоноэмоцпе ональная неустойчивость соотносится с динамичностью настроений и эмоций, он раесмасреетс ее совно к» к грани°о у°ена.

В оамкнх нашего исследования был использован пятифакторный личностный опсонниу:в^(^е^иио^^г^нте уяолска», пр«lсeпснaпнвемя лвтеоиневвно-зсе-хической устойчивости «Прогноз» [3] и методика «Оценка нервно-психического напр-женое» (Т. А^тсче).

Bоaетoощесиpзаятecезnтсоенмl<«Beликoнleняоя срединв» прлктрса боль-шзю осетио дность ипpaкточеспоeзоaиeниe каезсапОежом, так и в России [4]. В риском пе^ооди nниocнмтбыладтнтиpoкенкпcлoвиям русской культуры В.Е. Оелсмесоавоорстое пААП укaнпшричонымн И.Г ненкным И

Предстaпиаpеземнтaпpl канесв^<^нп^гс^ анолсза, пoыуигпкыe блтгодаряии-работке сырых данных и подсчету мер центральной тенденции (средних ариф-мстиоетних) исрсем зидинмымптоамeтвгм.Оеуомнeнный е^фнав pлиовьсекoи нг сне. 1.

Группа 1 (девушки)

Группа 2 (юноши)

Группа 1 (девушки)

Группа 2 (юноши)

Сделаем заключение о том, что в группе 1 (девушки) эмоциональная неустойчивость проявляется у большего числа испытуемых (60%), чем в группе 2 (юноши - 7%).

Результаты диагностики по методике «Оценка нервно-психического напряжения». Усредненный профиль результатов представлен на рис. 2.

По усредненным результатам мы можем заметить, что группа 1 (девушки) подвержена проявлению нервно-психического напряжения сильнее, чем группа 2 (юноши). В связи с этим можно сделать вывод, что девушки в большей степени склонны к умеренному нервно-психическому напряжению, чем юноши.

В группе 1 (девушки) преобладают низкие показатели нервно-психического напряжения, то есть 60% испытуемых в данной группе имеют слабо выраженные показатели нервно-психического напряжения, 40% имеют умеренные показатели и нервно-психическое напряжение у них более выражено.

В группе 2 (юноши) преобладают низкие показатели нервно-психического напряжения, то есть 86% испытуемых в данной группе не имеют проявлений нервно-психического напряжения, у 14% нервно-психическое напряжение выражено умеренно.

Сделаем заключение о том, что в группе 1 (девушки) нервно-психическое напряжение проявляется у большего числа испытуемых (40%), чем в группе 2 (юноши - 14%).

Результаты диагностики по анкете оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз». Усредненный профиль результатов представлен на рис. 3.

Группа 1 (девушки)

Группа 2 (юноши)

Рис. 1. Резелрлаты диaгиoвтикримтeведокe«Bтмиоеоепнаяпеперяа» (шкала «Эмоциональная неустойчивость»)

По усредненным|эезультатам мыможемзаметить, что группа 1 (девуш-к^подворждуе эмецтоюааьнрй неуптойоивоото больша, оем группа В (юнош и) . В связи с этим можно сделать вывод, что девушки в большей степени неспособны камтpoлиpовaынcнгл эмоцмии иввптиорвиыущleчонпо,чeмюпoши . угруоис 2 (оннон) ьрообледаюк тбчаине покатооего по джале «эмопиональназ поэстоб-чивoсоп»,тoгукь ди% ироыыуимыс воаннойгрунпо нюю эмоэнонслс-

нню нeлссoзппнocрн, с 4п% ытбннoзсопннт нс^тп3 пппквпкн имент нз^буие поиаза-теен, и тoлике у н% умoеиовэтинлонeмcеoИчпнoотмимeеpвыы:тзнгпoмгвaэeлк.

Рис. З.Резульиаолдиагностили пи оншеше оленки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

По усредненным результатам мы можем заметить, что группа 1 (девушки) пмеюоболее низкие показатели (3,1), чем группа 2 (юноши) (4,4). В связи с этим млжннсдулшоь вывод, что девами болеелжюбныкншеним пооелатаиямнерв-нл-шшиончесной п^^нийи^^^тив вкcтоcюaльныx ситуацолх,немюноши.

В группе 1 (девушки) преобладают средние показатели нервно-психической

уСВойЛУВОсТЛ х HHHKИЛЗTCaHHTРЛИИЛeЮT 4л%HИПЫЛyHMЫC.aBИICЛKИИ -Шо

испытлемынершбнойговппн.

В группе 2 (юноши) преобладают средние показатели нервно-психической ИCтаИнивoшрв -7У%), хынакимишл^^зиуи^яс и oИлУЛлштX1% чисш-уе сокысателей и cчлньнытoкилв даслзН грнбле не ^^(^шд^еп^?^.

Сделаем заключение о том, что в группе 1 (девушки) высокие показатели л^б^^пс-усиои^^ск(^И| xxтлйчивости проявляются у меньшего числа испытуемых И13%Н пел в груапоЦюноши%ЛИ%).

-зу-еаиопхловьп тлoИРKУматзй нрлуилнaльлнйнeyсpлйчивости гак свoHснвaлиьнеcтсЛылпнбнeдел ниaктвpeльныйизмлмз.Зcпользавлспл Зн^|зив тpTыHMловл-Усвнндляcсaуклиля дврт несaивcимиlРBУlBлсня, основанием для в-торых пocлижилытн.птс Уфоилчеаи1 иел ао^вДанные пред-чинРлЛ

Таблица 1

рватои-хты с|иавнотельного анализа между группой 1 (девушки) и грепгюлЛ(юнлылИ во и-нсвиериюМали^-Риоли

Группт1 (девушки) Плуппа П (лношл) и Z p-level

«Великолепная пятерка» 55,8 42,6 25,5 3,5 0,0005

Меэлуика «оценка нервно-кпиз инеского напряжения» 50,2 413,1 76,П Да 1,2

Анкета оценки нервно-психической устойчивости 3,1 4,3 57 -2,1 0,03

Рис. 2.Результаты диагностики пометодике«Оценка нервно-психического напряжения»

Гlиpeгнлвтpилмcлминиpлчкнбl"o aнтлизaмл>ы^в выбстхoHдeнyшaкивыlи боркой юношей статистичлски юанговинао eнмиимзleнзгличия были обнаружены по параметрам эмоциональная неустойчивость («Великолепная пятерка») и нервно-психическая устойчивость (анкета «Прогноз»). Так, эмоциональная неустойчивость достоверно выше в группе 1 (девушки) (т = 55,8), тогда как у группы 2 (юноши) этот показатель составляет т = 42,6. Также показатель нервно-пси-пдаеской неустойчивости у группы 1 (девушки) выше (т = 50,2), чем у группы 2 (юноши - т = 43,1).

Это свидетельствует о том, что эмоциональная неустойчивость как свойство личности более свойственна девушкам, чем юношам.

Мы предположили, что уровень «эмоциональная неустойчивость» как свойство личности преобладает у девушек, нежели у юношей. Результаты диагностики показали то, что группа 1 (девушки) склонна больше к эмоциональной неустойчивости, чем группа 2 (юноши). Средний показатель по шкале «эмоциональная неустойчивость» в группе 1 (девушки) равен т = 55,8, а в группе 2 (юноши) показатель по данной шкале равен т = 42,6. По данным методики «Шкала нервно-психического напряжения», у группы 1 (девушки) т = 50,2, а в группе 2 (юноши) т = 43,1. Средние значения по методике «Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» у группы 1 (девушки) т = 3,1, а в группе 2 (юноши) т = 4,4. По результатам сравнительного анализа по критерию Ман-на-Уитни между выборкой девушек и выборкой юношей были обнаружены ста-

Библиографический список

тистически достоверно значимые различия по параметрам «эмоциональная неустойчивость» и «нервно-психическая устойчивость» (анкета «Прогноз»). Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что группа 1 (девушки) обладает большей склонностью к эмоциональной неустойчивости, чем группа 2 (юноши).

Для решения данной проблемы существует давно разработанная система приемов саморегуляции [6], но, очевидно, одного этого совершенно недостаточно.

Неудовлетворительная исследованность проблемы формирования эмоциональной устойчивости студента в процессе образования в вузе, а также ее важность определили тему нашего исследования. Подчеркнем, что проблема действительно существует, для ее решения необходима разработка концепции эффективной системы формирования эмоциональной устойчивости студента.

1. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы. Психологический практикум. Красноярск: Литера-Принт, 2009.

2. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости. Вопросы психологии. 1990; № 1: 106 - 112.

3. МакКрае Р, Коста П. Пятифакторный личностный опросник («Великолепная пятерка»), 1992. Available at: https://syntone.ru/psytesty/pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik/

4. Мирошин A.B. Эмоционально-волевая устойчивость и ее формирование. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1989.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

6. Черникова O.A., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных особенностей человека. Москва, 2001.

References

1. Barkanova O.V. Metodiki diagnostiki 'emocional'noj sfery. Psihologicheskij praktikum. Krasnoyarsk: Litera-Print, 2009.

2. D'yachenko M.I., Ponomarenko V.A. O podhodah k izucheniyu 'emocional'noj ustojchivosti. Voprosypsihologii. 1990; № 1: 106 - 112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. MakKrae R., Kosta P. Pyatifaktornyjlichnostnyjoprosnik(«Velikolepnayapyaterka»), 1992. Available at: https://syntone.ru/psytesty/pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik/

4. Miroshin A.B. 'Emocional'no-volevaya ustojchivost iee formirovanie. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1989.

5. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psihologa: uchebnoe posobie: v 2 kn. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 1999.

6. Chernikova O.A., Dashkevich O.V. Aktivnaya samoregulyaciya 'emocional'nyh osobennostejcheloveka. Moskva, 2001.

Статья поступила в редакцию 25.01.21

УДК 371.146

Samarskaya A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading specialist, State Budgetary Institution "Center for Quality Assessment of Education" (Grozny, Russia),

E-mail: anneta.samarskaya@mail.ru

Dudayev G.S.-Kh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: ataginec88@mail.ru

THE ROLE OF INFORMAL EDUCATION IN IMPROVING THE LEVEL OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE REPUBLICAN PROJECT "REGIONAL SYSTEM OF TEACHER'S GROWTH". The article examines the positive experience of the Chechen Republic in the field of improving the methodological competence of teachers of mathematics, Russian language, geography, social studies and history within the framework of the system of teacher growth created in the region by methods of informal education. The article considers one of the stages of the project "Regional system of teacher's growth". The authors conclude that the project opens up the possibility of continuous growth in personal and professional development for teachers throughout their teaching career. Thanks to the project, a database of subject teachers is created in the Chechen Republic, and an algorithm for conducting and analyzing the results of evaluation procedures integrated into the regional information system "Monitoring Education in the region" is developed.

Key words: regional system of teacher's growth, educational project, informational education of teacher, methodological competence of teachers.

А.В. Самарская, канд. пед. наук, вед. спец. ГБУ «Центр оценки качества образования» г. Грозный, E-mail: anneta.samarskaya@mail.ru

Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, E-mail: ataginec88@mail.ru

РОЛЬ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА»

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области повышения методической компетентности учителей математики, русского языка, географии, обществознания и истории в рамках созданной в регионе системы учительского роста методами информального образования. В статье рассмотрен один из этапов проекта «Региональная система учительского роста». Авторы делают вывод о том, что данный проект открывает перед учителем возможность непрерывного роста в личностно-профессиональном развитии на протяжении всей педагогической карьеры. Благодаря проекту в Чеченской Республике была создана база данных учителей-предметников, разработан алгоритм проведения и анализа результатов оценочных процедур, интегрированных в региональную информационную систему «Мониторинг образования региона».

Ключевые слова: региональная система учительского роста, образовательный проект, информальное образование педагога, методическая компетентность педагогов.

Проект «Региональная система учительского роста» стартовал в Чеченской Республике в 2016 году. Предпосылкой для его начала стали проведенные Центром оценки качества образования (ГБУ ЦОКО) исследования, обнаружившие наличие проблем в области предметной подготовки педагогов Чеченской Республики.

Основной целью данного проекта было создание системы непрерывного роста предметно-методической компетентности педагога через систему педагогического диагностирования.

Ставились следующие задачи:

- разработка совокупности необходимых ресурсов для системы непрерывного профессионального роста учителя в трех составляющих предметно-ме-

тодологической компетентности: знание предмета (когнитивная составляющая), владение методикой преподавания предмета (технологическая составляющая), осознание необходимости постоянного профессионального самосовершенствования (позиционно-ценностная составляющая);

- апробация разработанной системы оценивания предметно-методологической компетентности учителя как подсистемы проекта РСУР;

- проектирование и частичная апробация на основе разработанной системы оценивания целостной и внутренне непротиворечивой региональной системы предметно-методологического сопровождения учителя.

В первом этапе проекта РСУР были заложены следующие принципы [1]:

1. Четкое определение границ диагностируемого содержания предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.