"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 378.096:616.31]+378.178
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-6-41-47
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATUS OF STUDENTS AT THE DENTAL FACULTY BY USING EXPRESS DIAGNOSTICS
BarkanI.Yu., Malyutina T.V., RovenskayaA.V., SabitovaB.K.
Omsk state medical University, Omsk, Russian Federation
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ, С ПОМОЩЬЮ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ
Баркан И.Ю., Малютина Т.В., Ровенская А.В., Сабитова Б.К.
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» г. Омск, Российская Федерация
Abstract. The psycho-emotional health of students is the most important link in the formation of their personality, like an individual such as a specialist of high professional suitability. This problem is poorly studied and requires additional research. The article gives a definition of the concept of psychoemotional states, examines the psychoemo-tional status of students I and V year of the dental faculty at medical university. A description of theories of emotions, types of emotions, the authors distinguish asthenic and stenic emotions.
The main scientific problem of the article is the problem of psychoemotional states of students at the stage of university education. The main goal of the study is to study and compare the change in the psychoemotional state of dental students at the beginning and at the end of their education. 80 respondents were involved at the interview. The methodological component lies in the concept of emotional stability of the educational environment of the university. Such emotional states as excitability and dysthymia were analyzed. The rapid V. V. Boyko testing "Methodology for the rapid diagnosis of personality tendency towards dysthymia", "Methodology for the rapid diagnosis of uncontrolled emotional excitability", a modified method of Lusher "Color Diagnostics of emotional states" were applied. This type of testing diagnoses the main and important features for the study, and gives results in accelerated mode, which are not inferior in veracity to conventional testing methods. The results of the studies indicate that the overwhelming majority of I and V year students are psychoemotionally stable, however, at the Vyear there is a noticeable slight percentage decrease towards instability. Over the five years of education, there is a tendency to a slight increase to lower mood, the absence of dynamic changes in emotional excitability, a slight decrease in psycho-emotional stability during education. Despite the fact that the indicators are not reduced so significant, this fact may be a beginning trigger
Аннотация. Психоэмоциональное здоровье студентов важнейшее звено в формировании их личности как индивидуума, так и специалиста высокой профессиональной пригодности. Данная проблема в настоящее время малоизученная и требует дополнительных исследований. В статье дается определение понятия психоэмоциональные состояния, рассматривается психоэмоциональный статус студентов I и V курса стоматологического факультета, медицинского вуза. Дается описание теорий эмоций, виды эмоций, авторами выделяются астенические и стенические эмоции. Основной научной проблемой статьи является проблема психоэмоциональных состояний студентов на этапе вузовского обучения. Главная цель исследования — изучить и сравнить изменение психоэмоционального состояния студентов-стоматологов в начале и конце обучения. В интервьюировании приняло участие 80 респондентов.
Методологическая составляющая заключается в концепции эмоциональной стабильности
образовательной среды вуза. Анализу подвергались такие эмоциональных состояния как возбудимость и дистимия. Было применено экспресс-тестирование В.В. Бойко «Методика экспресс-диагностики личностной склонности к дистимии», «Методика экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости», модифицированная методика Люшера «Цветодиагностика эмоциональных состояний». Данный вид тестирования диагностирует основные и важные для исследования черты, и дает результаты в ускоренном режиме, которые не уступают в правдивости обычным методам тестирования.
Результаты проведенных исследований говорят о том, что психоэмоциональная устойчивость у
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
for an emotional burnout. The life of graduate students requires correction, it is necessary to control the strengthening of emotional health. Keywords: medical university, dental students, testing, psycho-emotional status, emotional excitability, dysthymia. доминирующего большинства студентов I и V курса является устойчивой, однако у V курса заметно незначительное процентное снижение в сторону неустойчивости. За пять лет обучения прослеживается наличие тенденции к незначительному увеличению склонности к понижению настроения, отсутствие динамических изменений эмоциональной возбудимости, незначительное снижение психоэмоциональная устойчивость по мере обучения. Несмотря на то, что показатели снижены не выраженно, это факт может быть тем самым пуском к началу эмоционального выгорания. Жизнь студентов выпускного курса требует коррекции, необходимо принимать меры по укреплению эмоционального здоровья. Ключевые слова: медицинский вуз, студенты-стоматологи, тестирование, эмоциональный статус, эмоциональная возбудимость, дистимия.
REFERENCES [1]. Berezina T.N. The education of good as a psychological and pedagogical problem of higher education. // Alma mater (Bulletin of higher education) - Moscow, 2013, No. 2. - P. 62-66. [2]. Berezina T.N. Measurement of positive emotions through a new hardware method. // Psychology and Psychotechnics - Moscow, 2014, No. 7. - P. 766-773. [3]. Gurevich P.S. Actual Psychology // Psychology and Psychotechnics - Moscow, 2013, No. 8. - P. 742-749. [4]. Sokolov G.A. Features of the psychoemotional state of a student with distance learning. // Pedagogy and education - Kazan, 2014, No. 1. - P. 1-13. [5]. Filimonenko Yu.I. Luscher color test. // Modification "pairwise comparisons" (methodological guide) - St. Petersburg, 1993. - 49 p. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1]. Березина Т.Н. Воспитание добра как психолого- педагогическая проблема высшей школы. // Alma mater (Вестник высшей школы) - Москва, 2013, № 2. - С. 62-66. [2]. Березина Т.Н. Измерение положительных эмоций посредством нового аппаратного метода. // Психология и психотехника - Москва, 2014, № 7. - С. 766-773. [3]. Гуревич П.С. Актуальная психология // Психология и психотехника - Москва, 2013, № 8. - С. 742-749. [4]. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения. // Педагогика и просвещение -Казань, 2014, № 1. - С. 1-13. [5]. Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. // Модификация «попарные сравнения» (методическое руководство) - СПб., 1993. - 49 с.
Author Contributions. Barkan I. Yu. - research concept and design, writing text; Malyutina T. V. - analysis of the data, writing text; Rovenskaya A. V. - collection and processing of materials; Sabitova B.K. - collection and processing of materials. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Barkan I.Yu. - SPIN ID: 6202-1314, ORCID ID: 00000001-9326-0781 Research interests, number of main publications: The study of medicine and dentistry, 23 publications were published, of which 2 in SCOPUS, 12 in the Higher Attestation Commission, 4 in the conference proceedings. Malyutina T.V. - SPIN ID: 8474-5020, ORCID ID: 00000001-8741-4684 Research interests, number of main publications: The Вклад авторов. Баркан И.Ю. — концепция и дизайн исследования, написание текста; Малютина Т.В. — анализ полученных данных, написание текста; Ровенская А.В. — сбор и обработка материалов; Сабитова Б.К. — сбор и обработка материалов. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Баркан И.Ю. — SPIN-код: 6202-1314, ORCID ID: 0000-0001-9326-0781 Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение медицины и стоматологии, опубликованы 23 публикаций из них 2 в СКОПУС, 12 в ВАК, 4 в материалах конференции. Малютина Т.В. — SPIN-код: 8474-5020, ORCID ID: 0000-0001-8741-4684 Сфера научных интересов, количество основных
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
study of psychology, pedagogy, published more than 48 publications, 19 of them in the Higher Attestation Commission and 25 in the materials of conferences.
Rovenskaya A.V. - SPIN ID: 0000-0000, ORCID ID: 0000-0002-1955-9352
Sabitova B.K - SPIN ID : 0000-0000, ORCID ID: 00000002- 7670-523K
публикаций: Изучение психологии, педагогики, опубликованы более 48 публикаций из них 19 в ВАК и 25 в материалах конференций.
Ровенская А.В. — БРШ-код: 0000-0000, ORCID Ю: 0000-0002-1955-9352
Сабитова Б.К. — БРШ-код: 0000-0000, ORCID Ю: 0000-0002-7670-523Х
Введение. В настоящее время, становится все более актуальной проблема эмоций, а в частности вопросы психического и физического здоровья человека. Эмоциональная составляющая образовательной среды вуза и ее безопасность достаточно широко обсуждается в профессиональном сообществе [3]. Проблемой обсуждения исследователей является не только академическая успеваемость студентов вуза, но и их эмоциональный фон, что они переживают в процессе обучения, во время учебных занятий и сдачи экзаменов. Также рассматривается вопрос о том какие изменения в эмоциональной сфере происходит в зависимости от этапа обучения. Все вышеперечисленные проблемы соответствуют общей гуманизации образовательного процесса в вузе, которая на сегодняшний день происходит в вузах [1].
Изучение психоэмоционального статуса обучающихся достаточно малоизученная проблема и требует дополнительных исследования, это связывают с тем, что, с одной стороны студенты подвержены постоянному влиянию учебной нагрузки, с другой стороны, влияние на данную сферу оказывают такие характерные черты современной эпохи как высокая динамика жизни, интенсификация коммуникативных связей и др. В купе все эти факторы оказывают весомое влияние на психоэмоциональный статус, именно поэтому изучение данной сферы всегда будет занимать актуальную позицию.
Давайте рассмотрим, что из себя представляет психоэмоциональное состояние? Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека, в котором, по типу доминанты, выделяется преобладание определенного эмоционального реагирования, на то или иное событие в жизни человека. Это определенное эмоциональное реагирование на какое-то действие, реакцию человека или ситуацию. По качеству переживаний, все эмоции человека можно классифицировать и различать.
Американским психологом K. Izard определены основные десять «фундаментально» качественно различных эмоций: интерес - возбуждение, радость, удивление, горе - страдание, гнев - ярость, отвращение - омерзение, презрение - пренебрежение, страх - ужас, стыд -застенчивость, вина - раскаяние.
Перечисленные первые три эмоции относятся к положительным эмоциям, последующие семь, относятся к отрицательным эмоциям. Из этого следует, что у человека могут проявляться как положительные, так и негативные психоэмоциональные состояния. Можно привести пример другой классификации эмоций, в которой все эмоции делятся по принципу того, какое влияние они оказывают на физиологические процессы в организме человека. В этом ракурсе они подразделяются на стенические - воодушевление, радость, при которых происходит возбуждение, повышение мышечного тонуса. При стенических эмоциях человек испытывает потребность в движении, действиях, приток крови к мозгу способствует его умственной и физической деятельности. Человек оживленно говорит, быстро
перерабатывает информацию, отмечается продуктивность в работе, а также в его сознании
—--—
~ 43 ~
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 22\N 6
https://e-pubmed. or
возникают оригинальные мысли и яркие образы.
Примером проявления астенических эмоций может быть противоположное эмоции радости - печаль, горе. В таком состоянии у человека, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Это приводит к снижению умственной работоспособности, снижение мышечного тонуса, мышление становится инертным «неподвижным». Человек чувствует слабость, становится безынициативным.
Таким образом, как стенические, так и астенические переживания являются психической стороной эмоций и в свою очередь оказывают влияние на переживания, интеллектуальные процессы, в частности на направление внимания, представления, на волевые качества и на поведение в целом [2].
Влияние эмоций на волю и интеллект колеблется в очень широких диапазонах это зависит от ряда факторов, один из значимых факторов - это сила волнения в процессе деятельности, которые можно увидеть в эмоциональных проявлениях.
Студенты в период вузовского обучения испытывают те же эмоциональные переживания, что и все люди. Эмоционально комфортная образовательная среда вуза должна максимально обеспечивать комфортные условия для студентов, что будет направлено на проявление положительных эмоций и минимизацию проявления отрицательных эмоций. Наиболее сильными, в плане проявления, эмоциональные колебание бывают в период промежуточного контроля по дисциплинам и сессии. Это относится как к обычным формам обучения, так и к дистантным формам обучения [4].
Самое сильное переживание у студентов в плане проявления - это переживание гнева и агрессии в целом. Период зачетов и экзаменов является наиболее сильным в проявлении негативных психоэмоциональных состояний у студентов. Сама ситуация проверки знаний -экзамен, позволяет оценить на сколько сильный эмоциональные фактор у студентов. Эта ситуация сопровождается эмоциональными переживаниями, индивидуально различными. Каждый человек испытывает эмоции по-разному. Например, при получении положительной оценки за экзамен, некоторые студенты радуются, а некоторые плачут.
Особенностью в обучении на стоматологическом факультете является клинический прием, который начинается с III курса. Требования специальности будущего врача-стоматолога хорошо известны. В соответствии с ними, кроме других навыков, он должен уметь: анализировать качественные показатели деятельности ЛПУ, оценивать результаты первичной и вторичной профилактики, проводить экспертизу временной и стойкой нетруспособности, анализировать учетную и отчетную, документацию. Также программа обучения предусматривает усвоение практических навыков и умений, необходимых врачу-специалисту, в том числе при решении комплекса разветвленных (динамичных) заданий, групповой деловой игры.
Оценочно-результативный этап также предполагает (обязательное условие) знание будущим стоматологом: основ законодательства о здравоохранении, других областей законодательства, регламентирующих медицинскую деятельность (права и обязанности медицинских работников, ответственность и т.д.), основ менеджмента и маркетинга, основ медицинской информатики, первичной медико-санитарной помощи.
Отдельной проблемой является изучение обучающими гигиенического воспитания, основ страховой медицины. За время обучения будущий специалист, при выявлении
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание" | , 2020 VO 22\N 6
https://e-pubmed. or
инфекционных заболеваний должен уметь проводить противоэпидемические мероприятия, оценивать результаты реабилитации больных и инвалидов, оказывать экстренную медицинскую помощь при несчастных случаях в быту и на дому, осуществлять консультации по вопросам этики и психологии.
Что касается психологических аспектов в профессиональной деятельности стоматолога, они также занимают важное место в его практической работе. Врач должен отличить психологические симптомы от соматических. Общеизвестно, что слово врача лечит. Применительно к стоматологической практике врач должен уметь научить пациента «не бояться», справляться со своими тревогами и психологическими проблемами, а также предложить ему реальные пути лечения, с точки зрения, эффективного оказания стоматологической помощи.
Кроме того, категория пациентов по мере освоения программы усложняется, так на V курсе обучающиеся обследуют геронтологических пациентов с заболеваниями слизистых, среди которых не редко встречаются пациенты онкологического статуса. Это возлагает на них дополнительную ответственность и в зависимости от уровня эмпатии индивидуума непосредственно влияет на эмоциональный статус.
Научной проблемой нашего исследования является изучение психоэмоциональных состояний обучающихся на этапе вузовского обучения.
Цель настоящего исследования - изучить и сравнить изменение психоэмоционального состояния обучающихся на стоматологическом факультете в начале и конце обучения с помощью экспресс-диагностик.
Материалы и методы. На базе кафедры ортопедической стоматологии ОмГМУ была проведена диагностика психоэмоционального статуса студентов I и V курса стоматологического факультета, в исследовании приняло участие 40 обучающихся I курса и 40 обучающихся V курса.
Исследование проводилось методом экспресс-тестирования В.В. Бойко «Методика экспресс-диагностики личностной склонности к дистимии», методикой экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости, а также применена модифицированная методика Люшера «Цветодиагностика эмоциональных состояний».
Для диагностики дистимии, студентам было предложено 12 вопросов, каждый утвердительный ответ оценивался в 1 балл. Интерпретация проводилась по следующей шкале: 10-12 баллов - дистимия, постоянно пониженное настроение; 5-9 баллов - заметна тенденция к пониженному настроению; 4 балла и меньше - тенденция к пониженному настроению отсутствует.
Для диагностики эмоциональной возбудимости, оценивалась аналогичным способом, со шкалой интерпретации: 10-12 баллов - высокий уровень импульсивности, неуправляемая эмоциональная возбудимость; 5-9 баллов - присутствие признаков импульсивности; 4 балла и меньше - отсутствие импульсивности. Данный вид тестирования диагностирует основные и важные для исследования черты, и дает результаты в ускоренном режиме, которые не уступают в правдивости обычным методам тестирования.
Главным преимуществом модифицированной методики Люшера «Цветодиагностика эмоциональных состояний» является снижение возможности испытуемым выставить себя в более позитивном или негативном свете. Отвержение или выбор цветов в тесте Люшера свидетельствуют о психофизиологическом состоянии испытуемого [5]. Это позволяет
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"
диагностировать нервно-психическое благополучие студентов и позволяет прогнозировать успешность поведения в стрессовой ситуации.
Экспресс-метод оценки теста Люшера включает в себя ответы ряд поставленных нами вопросов: наличие или отсутствие на момент исследования признаков эмоциональной возбудимости, по порядку расположения основных и дополнительных цветов; прогнозе готовности обучающегося к длительной продуктивной деятельности по предпочтительности трех основных цветов (красного, желтого и зеленого); о соответствии цветового ряда испытуемого о нервно-психическом благополучии или психоэмоциональном дискомфорте. Тестируемым были предложены 8 карточек разных цветов, из которых необходимо было выбрать 2 наиболее приятных. Синий, зеленый, оранжево-красный, светло-желтый - отнесены к группе основных цветов, фиолетовый, коричневый, черный, серый - дополнительных. При выборе 2 карточек из группы основных - состояние считалось устойчивым; 1 карточки из группы основных и 1 из группы дополнительных - пограничным; 2 карточек из группы дополнительных - неустойчивым.
Статистический анализ групповых значений оценивался по ^критерию Стьюдента.
Результаты и обсуждение. Обследование студентов по тесту «Методика экспресс-диагностики личностной склонности к дистимии» позволило выявить следующие результаты: на I курсе средний показатель составил 4,8 баллов, данный показатель говорит об отсутствии склонности к пониженному настроению. Средний показатель студентов, обучающихся на V курсе составил 5,4 балла, данный показатель свидетельствует о склонности к появлению тенденции к пониженному настроению (р <0,001), однако выраженность его не критична, так как он находится на нижней границе своей нормы. Таким образом, психоэмоциональное состояние студентов, обучающихся на I курсе, согласно экспресс-диагностики дистимии, является в целом благоприятным, в этот период обучения отсутствует тенденция к понижению настроению, однако стоит отметить, что данный показатель находится на верхней границе своей нормы. У студентов V курса данный показатель перескакивает рубеж, и входит в интерпретацию снижения настроения.
Согласно тестированию неуправляемой эмоциональной возбудимости средний уровень импульсивности студентов I курса составил 4,5 баллов, что характеризуется отсутствием признаков импульсивности. Среди студентов V курса данный показатель равен 4,4 баллов, что так же говорит об отсутствии признаков импульсивности (р <0,001).
Результаты цветодиагностики эмоциональных состояний распределились следующим образом: среди студентов I курса у 80% психоэмоциональное состояние оценивается как устойчивое, 13% пограничное, у 7% неустойчивое. Среди студентов V курса у 75% оценивается как устойчивое, 16% пограничное, у 9% неустойчивое.
Распределение выбора каждого цвета между студентами I и V курса представлено на диаграммах (рис. 1, рис. 2).
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"
Рис. 1. - Диаграмма распределения выбора цветов между студентами I курса
Fig. 1: The diagram of the distribution of the choice of colors between students of the I course
Рис. 2. - Диаграмма распределения выбора цветов между студентами V курса,
Fig. 2: The diagram of the distribution of the choice of colors between students of the V course
Можно констатировать, что психоэмоциональная устойчивость у доминирующего большинства студентов I и V курса является устойчивой, однако у V курса заметно не значительное процентное снижение в сторону неустойчивости.
Выводы. Психоэмоциональное состояние студентов за пять лет обучения на стоматологическом факультете ОмГМУ имеет тенденцию к незначительному увеличению склонности к понижению настроения, состояние эмоциональной возбудимости сохраняет равнозначную позицию на I и V курсах и не имеет динамических изменений. Психоэмоциональная устойчивость имеет незначительное снижение по мере обучения. Т. о. несмотря на то, что показатели снижены не выраженно, этот факт может быть тем самым пуском к началу эмоционального выгорания. Жизнь студентов выпускного курса требует коррекции, необходимо принимать меры по укреплению эмоционального здоровья.
Ответственный за переписку: Баркан Ирина Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск, Российская Федерация, E-mail: [email protected]
Corresponding Author: Irina Barkan-candidate of medical Sciences, Associate Professor of the Department of orthopedic dentistry, Omsk state medical University, Omsk, Russian Federation, E-mail: [email protected]