Научная статья на тему 'Опыт реализации проекта "Региональная система учительского роста"'

Опыт реализации проекта "Региональная система учительского роста" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGIONAL SYSTEM OF TEACHER'S GROWTH IN CHECHEN REPUBLIC / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарская А.В.

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области повышения предметной компетентности учителей математики, русского языка и истории в рамках созданной в регионе системы учительского роста. В статье рассмотрен проект «Региональная система учительского роста». Автор делает вывод о том, что проект «Региональная система учительского роста» обеспечивает непрерывную, в течение всей педагогической карьеры, возможность роста и совершенствования учителя во всех аспектах его профессиональной деятельности. Благодаря проекту в Чеченской Республике была создана база данных учителей русского языка, математики, истории и др., разработана модель анализа результатов оценочных процедур, интегрированных в региональную информационную систему «Мониторинг образования», обеспечивающую технологическую и техническую поддержку сбора, обработки, хранения результатов оценочных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT ‘REGIONAL SYSTEM OF TEACHERS’ GROWTH’

The article discusses positive experience of the Chechen Republic in improving the subject competence of teachers of mathematics, Russian language and history in the framework of the system of teacher growth created in the region. The article describes the contents of the project. The author concludes that it provides a continuous possibility of growth, throughout the pedagogical career, and can help improve teachers’s competence in all aspects of their professional activities. The project in the Chechen Republic created a database of teachers of Russian language, mathematics, history, etc., developed a model for the analysis of the results of evaluation procedures integrated into the regional information system “Monitoring of education”, providing technological and technical support for the collection, processing, storage of the results of evaluation procedures.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации проекта "Региональная система учительского роста"»

ЯШ

Рис. 6. Пример использования комбинаторики структурного модуля в решении задания студенткитретьегокурсаГжепьскогогосударственногоуниверситетаШиловойА.В. - интерпретация модели в выставочныйпавильон«Волна»

риборз Сахба). Выполняя данное задание, студенты вначале создают свой структурный модуль, затем проводят анализ формообразования этого модуля путем перемещения, копирования, вращения, зеркальных отражений и т. д. Далее они разрабатывают комбинаторные поля с тремя и четырьмя модулями. При этом сам ряд условных моделей предоставляет множество подсказок для композиционного решения, помогает выбрать наиболее интересную объемно-пространственную композицию для последующего воплощения её в объект среды. Выбор условной модели может быть обусловлен функциональным и смысловым наполнением одной из предложенных тем: монумент, выездной знак, навес, рекламный щит, выставочный павильон и т. п.

Следующий шаг - варианты решения модели в материалах. По мере необходимости следует вводить членения и проемы, в ландшафте - лестницы,

террасы, дорожки и другие организующие пространства. Завершением работы является визуализация (Рис.5,6):

Таким образом, основной принцип виртуально-комбинаторного моделирования - наличие комбинаторной разминки на отвлеченных моделях или на модулях, предоставляет возможность студентам использовать освоенные приемы и навыки для поиска индивидуальных способов выражения своих идей в дизайне среды. При этом следует еще раз указать на универсальные свойства комбинаторики, что позволяет при её применении в любой проектной деятельности осуществлять реализацию творческой идеи напрямую через формообразование [5; 6]. Правда, нельзя утверждать, что на сегодняшний день сформировалась единая методика формализации комбинаторных действий. Тем не менее, уже имеющиеся разработки, могут способствовать дальнейшей разработке научно обоснованной системы подготовки бакалавров по направлению подготовки «Дизайн».

Библиографический список

1. Вознесенская Н.В., Базаркин А.Ф. Обучение основам 3D моделирования в среде Blender. Учебный эксперимент в образовании. 2017; 3: 64 - 69.

2. Autodesk3d's Max. Available at: http://www.autodesk.ru

3. Толковый словарь русского языка. С.И Ожегов. Available at: http://www.ozhegov.com/words/12808.shtml

4. Рочегова Н.А., Барчугова Е.В. Основы архитектурной композиции: Курс виртуального моделирования: учебное пособие. Москва, 2011.

5. Гетмаченко О.В., Макогон Л.Н. Архитектурная комбинаторика и формообразование. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. Иркутск: Иркут-скийнациональныйисследовательскийтехнический университет, 2014; 1 (6):86-97.

6. Легеза Ю.А., Самолюк Н.В. История комбинаторики в формообразовании. Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы истории и практики. Белгородский государственный институт искусств и культуры: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х томах. Белгород, 2016: 110 - 113.

References

1. Voznesenskaya N.V., Bazarkin A.F. Obuchenie osnovam 3D modelirovaniya v srede Blender. Uchebnyj 'eksperiment v obrazovanii. 2017; 3: 64 - 69.

2. Autodesk3d's Max. Available at: http://www.autodesk.ru

3. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. S.I Ozhegov. Available at: http://www.ozhegov.com/words/12808.shtml

4. Rochegova N.A., Barchugova E.V. Osnovy arhitekturnoj kompozicii: Kurs virtual'nogo modelirovaniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2011.

5. Getmachenko O.V., Makogon L.N. Arhitekturnaya kombinatorika i formoobrazovanie. Izvestiya vuzov. Investicii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost. Irkutsk: Irkutskij nacional'nyj issledovatel'skij tehnicheskij universitet, 2014; 1 (6): 86 - 97.

6. Legeza Yu.A., Samolyuk N.V. Istoriya kombinatoriki v formoobrazovanii. Nauka. Kultura. Iskusstvo: Aktual'nye problemy istorii i praktiki. Belgorodskij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury: sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4-h tomah. Belgorod, 2016: 110 - 113.

Статья поступила в редакцию 12.03.19

УДК 371.146

Samarskaja A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading specialist, GBU TSOKO (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "REGIONAL SYSTEM OF TEACHERS' GROWTH". The article discusses positive experience of the Chechen Republic in improving the subject competence of teachers of mathematics, Russian language and history in the framework of the system of teacher growth created in the region. The article describes the contents of the project. The author concludes that it provides a continuous possibility of growth, throughout the pedagogical career, and can help improve teachers's competence in all aspects of their professional activities. The project in the Chechen Republic created a database of teachers of Russian language, mathematics, history, etc., developed a model for the analysis of the results of evaluation procedures integrated into the regional information system "Monitoring of education", providing technological and technical support for the collection, processing, storage of the results of evaluation procedures.

Key words: regional system of teacher's growth in Chechen Republic, professional development of teachers.

А.В. Самарская, канд. пед. наук, ведущий специалист ГБУ ЦОКО, г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА»

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области повышения предметной компетентности учителей математики, русского языка и истории в рамках созданной в регионе системы учительского роста. В статье рассмотрен проект «Региональная система учительского роста». Автор делает вывод о том, что проект «Региональная система учительского роста» обеспечивает непрерывную, в течение всей педагогической карьеры, возможность роста и совершенствования учителя во всех аспектах его профессиональной деятельности. Благодаря проекту в Чеченской Республике была создана база данных учителей русского языка, математики, истории и др., разработана модель анализа результатов оценочных процедур, интегрированных в региональную информационную систему «Мониторинг образования», обеспечивающую технологическую и техническую поддержку сбора, обработки, хранения результатов оценочных процедур.

Ключевые слова: региональная система учительского роста в Чеченской республике, повышение квалификации педагогов.

Изменения в социально-экономических условиях нашей страны требуют глобальной реформы системы образования РФ, которая затрагивала бы все уровни образования: начиная дошкольными и заканчивая высшими учебными заведениями. Преобразования должны затронуть не только учебные программы, формы и методы преподавания, но и повышение уровня квалификации самих педагогов.

Многим учителям старшего поколения приходится осваивать практически с нуля современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии. В то же время у молодых учителей наблюдается дефицит не только практического опыта, но и ощущаются пробелы в знании теоретических основ дидактики.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4], с целью результативного решения проблемы повышения уровня квалификации педагогов, начала свое внедрение национальная система роста профессионального уровня педагогов, которая до 2020 года поэтапно охватит всю территорию страны.

Образование Чечни долгое время находилось в изоляции от единого образовательного пространства России. Результатом этого стал кадровый голод в образовательных организациях республики.

Проведенные исследования обнаружили наличие проблем в области предметной подготовки педагогов Чеченской Республики. Предметная компетентность является основой профессионализма учителя, фундаментом формирования психолого-педагогической компетентности. Дефициты в знании предмета и объекта деятельности практически невозможно устранить в рамках существующей модели повышения квалификации педагогов, так как она главным образом ориентирована на формирование и развитие методической компетентности педагога. Тем не менее, педагогическая практика отечественного образования накопила определенный положительный опыт в области повышения предметной компетентности учителя - в различных регионах Российской Федерации создаются свои универсальные методики работы в этом направлении.

Возникшие противоречия послужили толчком для создания Региональной системы учительского роста (РСУР), в основе которой лежат технологии обеспечения качества образования, развития кадрового потенциала на основе реализации мониторинговых, оценочных и диагностических процедур. Для этого важно применять лучший отечественный и мировой опыт, основанный на индивидуальном подходе к системе развития компетентностей учителя, основанном на применении оценки качества результатов педагогической деятельности.

Пилотный проект был запущен в 2016 году и охватывал учителей русского языка и математики г. Гудермес. Затем система расширила свои границы, сейчас в проекте участвуют учителя русского языка, математики и истории всего региона.

В основе проекта РСУР лежат следующие принципы [2]:

1. Четкое определение границ диагностируемого содержания предмета.

2. Максимально точное выявление предметных «дефицитов» в ходе диагностических исследований.

3. Поэтапность в работе по развитию предметных знаний.

4. Персональный темп работы в проекте.

5. Неперсонифицированность результатов.

6. Доступная форма представления результатов.

Исходя из вышеперечисленных принципов, был разработан следующий алгоритм РСУР [1]:

1. Весь материал предмета разбит на крупные блоки (элементы содержания). В составе блоков выделены отдельные темы, по которым составлены задания диагностической работы. Одно задание КИМ ЕГЭ в диагностической работе представлено в количество от 3-х и более заданий КИМ РСУР.

2. Диагностические работы проходят 3 раза в год: осенью, зимой и весной.

3. Одна диагностика охватывает материал только одного раздела.

4. После проверки диагностической работы, её участники получают индивидуальные Листы предметных достижений, где зеленым цветом выделены темы, освоенные учителем на высоком уровне, красным - темы, требующие дальнейшего изучения.

5. Согласно индивидуальным Листам предметных достижений, в период между этапами РСУР, участники работают над ликвидацией собственных «дефицитов», согласно алгоритму, предложенному сотрудниками ЦОКО.

6. При очередной диагностике, учителя, испытывавшие затруднения по материалам раздела, повторно выполняют диагностическую работу по тому же разделу.

7. Учитель, успешно прошедший все этапы РСУР, заканчивает участие в проекте в качестве диагностируемого, но может привлекаться как тьютор или эксперт.

8. Для каждой диагностики составляются новые диагностические материалы.

9. Педагоги, успешно выполнившие все задания по одному разделу предмета, на очередной диагностике выполняют работу по следующему разделу.

10. Лист предметных достижений по каждой диагностике показывает не только текущие результаты, но и прогресс или регресс результатов, отражающих предметную компетентность.

нет

Устранение предметных дефицитов

Привлечение в качестве тьютора

Алгоритм участия учителя в проекте РСУР

Важно отметить, что целью проведения любой диагностической работы являетсятолуче ние объекта вных ретупьтаеовй выстраиваниедплннейшего образовательного вектора развития диагностируемого.

±

Завершение участия в проекте в качестве участника

т

Рис. 1.

Получив результаты первых диагностик, стало понятно, что проблема «неуспешных» учителей в проекте РСУР не эпизодична, а носит, к сожалению, масштабный характер. Форма работы с этими учителями за 3 года существования проекта претерпевала изменения, совершенствовалась, но в целом алгоритм работы с «неуспешными» учителями по итогам диагностики РСУР был определен сразу.

За каждым сотрудником ЦОКО закреплено определенное количество школ. Сотрудник республиканского Центра оценки качества образования обязан:

- вести базы учителей;

- вести учет участия учителей в РСУР;

- контролировать алгоритм реализации проекта по итогам очередной диагностики;

- вести отчетность.

Как уже было сказано выше, одно задание КИМ ЕГЭ в диагностической работе представлено в количество от 3-х и более заданий КИМ РСУР. Блок считается пройденным (подсвечивается зеленым цветом) при условии, что в подцветке заданий присутствует 80 и более процентов зеленого цвета и отсутствует красный цвет. Таким образом, проанализировав листы предметных достижений, можно точно определить те темы, которые у учителя находятся в «зоне риска». В к^ладой образовательной организации определен сотрудник, ответственный за реализацию проекта - школьный координатор, который с каждым «неуспешным» учителем определяет свой индивидуальный план работы над предметными дефицитами.

Для учителей, не прошедших очередную диагностику, школьный координатор составляет план - график семинарских занятий. На каждый семинар учитель готовит выступление по теме, требующей изучения этимпедагогомКроме этого, учителя в период между диагностиками работают самостоятельно: изучают теоретический материал, выполняют практические работы. Школьный координатор и руководитель школьного методического объединения определяют даты проведения семинаров, организуют и проводят их, отчеты о проведенной работе загружаются на портал \мш.тюпЛ95. Этот электронный ресурс был разработан специалистами ГБОУ ЦОКО для создания аналитической отчетности на основе диагностик, проводимых республиканским Центром оценки качества образования. Данный алгоритм дал свои результаты (рис. 1 и рис. 2).

Рис.2.Сравнительныйанализ количества«неуспешных»учителей по результатам диагностик РСУР (Чеченская республика) вначалеивконце2017/ 2018учебногогода

Если на стартовой диагностике в начале 2017/2018 учебного года не преодолели минимальный порог по математике 48% процентов участников, то в конце учебного года процент «неуспешных» учителей составил 11%. Аналогичный рост редультатов ддден икорусекому яиыкд: в оакалеучйбногогода не преодолели минимальный порог 40% учителей, в конце года - 7% учителей, по истории в начале уребныгогода ПЫ% «ндуепешныв» учиеелей,вкынце года - -5% дчиньлвй [3] (рис. 3).

Заэтот »чдбмы» голзавердууы уеаетре д пдддккы то дптематикл-6Ы% педагогов, по русскому языку 41% педагогов, по истории - 14% педагогов.

Но, десмым^ на то, что какрдумтаонду олгоргиуп, %ыет слое ^»льтагы, уыдываер бе к овоилнво тот факт, что есть дчределеорое молиьеддио уььтекей,не у^еешор за кевкыльно лет прюйти пе% 1д йике^екта мСУыбляотьь учкскнич

. Количество учителей, завершивших участие в проекте РСУР (Чеченская республика) в 2018 году

ков был разработан отдельный алгоритм по работе над устранением предметных дефицитов.

Учителям, получившим «незачет» за первый блок проекта РСУР предлагается еженедельно выполнять самостоятельную работу, подготовленную работниками ЦОКО.

Сотрудники ЦОКО еженедельно готовят по одному заданию КИМ ЕГЭ из 1-х разделов диагностики по русскому языку, математике и истории. Материал выкладывается на информационном портале \мш.топК95 в личном кабинете муниципальногокоординатора.

Муниципальный координатор РСУР организует работу тьютора или группы тьюторов (высококвалифицированных учителей - предметников), определяет время и место проведения обучающих занятий; подготавливает печатные материалы для проведения занятий; отмечает отсутствующих; организует проведение промежуточной диагностики; взаимодействует с директорами образовательных организаций, чьи учителя приглашены на обучающие занятия; взаимодействуют с региональными координаторами; заполняет форму отчета на \мш.тюпЛ95. Реализации алгоритма осуществляется в любой день недели.

Учителя, получившие по результатам диагностики «незачёт» по 1 блоку, выполняют следующую работу: еженедельно посещают обучающие занятия; на занятиях отрабатывают решение каждого задания этого блока; выполняют самопроверку, используя ключи, пояснения к решению заданий, подводящий и справочный материал; получают консультацию тьютора; участвуют в промежуточной диагностике.

Региональный координатор проекта осуществляет еженедельный мониторинг работы и взаимодействует с муниципальным координатором.

Промежуточная диагностика показала определённый прогресс в развитии предметных компетенций учителей. В 17 муниципальных районах с рабой справились более 50% участников.

Таким образом, за несколько лет своего существования проект «Региональная система учительского роста» показал и доказал свою эффективность, своевременность и объективность.

Начавшись в 2016 году как пилотный проект по русскому языку и математике, проект РСУР расширил свои границы. С 2017 года в проекте РСУР участвуют учителя истории. С 2018 года в Чеченской республики реализуются проекты РСУР-ПРОФИ,Обществознание; РСУР-ПРОФИ, Физика; РСУР Географ.

Проект РСУР обеспечивает непрерывное, в течение всей педагогической карьеры, возможность роста и совершенствования учителя во всех аспектах его профессиональной деятельности. Благодаря проекту была создана база данных учителей русского языка, математики, истории и др., разработана модель анализа результатов оценочных процедур, интегрированных в региональную информационную систему «Мониторинг образования», обеспечивающую технологическую и техническую поддержку сбора, обработки, хранения результатов оценочных процедур.

Библиографический список

1. «Положение о региональной системе учительского роста» Министерство образования и науки Чеченской Республики Государственное бюджетное учреждение «Центр оценки качества образования» Грозный, 2017.

2. РСУР ПРОЕКТ. «Региональная система учительского роста» Центр оценки качества образования министерство образования и науки ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Available at: https://docplayer.ru/63441052-Rsur-proekt-regionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta-centr-ocenki-kachestva-obrazovaniya-ministerstvo-obrazo-vaniya-i-nauki-chechenskoy-respubliki.html

3. ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Available at: http://coko95.ru/rsyr/737^eK™B-ность-проекта-pcyp.html

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

References

1. «Polozhenie o regional'noj sisteme uchitel'skogo rosta» Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chechenskoj Respubliki Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Centr ocenki kachestva obrazovaniya» Groznyj, 2017.

2. RSUR PROEKT. «Regional'naya sistema uchitel'skogo rosta» Centr ocenki kachestva obrazovaniya ministerstvo obrazovaniya i nauki ChEChENSKOJ RESPUBLIKI. Available at: https://docplayer.ru/63441052-Rsur-proekt-regionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta-centr-ocenki-kachestva-obrazovaniya-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-chechenskoy--respubliki.html

3. CENTR OCENKI KAChESTVA OBRAZOVANIYa MINISTERSTVO OBRAZOVANIYa I NAUKI ChEChENSKOJ RESPUBLIKI. Available at: http://coko95.ru/rsyr/737-~effektivnost'-proekta-rsur.html

4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204. Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

Статья поступила в редакцию 12.03.19

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, South-Ural State Institute of Arts n.a. P. I. Tshaikovsky (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: elsizova@mail.ru

FORMATION OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS MULTILEVEL MUSIC EDUCATION IN SOUTH URAL. In the article the specifics of the Russian system of music education is studied. Historically it developed as a three-unit structure "school-school-higher education institution", based on the principles of continuity of training. The revival of this structure in modern conditions makes form institutions of continuous multilevel education, which provide training to specialists, beginning from school, college and higher education institution, and finish with a postgraduate study and assistantship training. The author describes history of emergence and development of such institutions in Chelyabinsk region - the South-Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tshaikovsky and the Magnitogorsk state conservatory n.a. M.I. Glinka. It is emphasized that thanks to vigorous pedagogical, scientific and creative activity of data of institutions in South Ural it was succeeded to create the system of identification and pedagogical escort of exceptional children, to keep the developed creative schools and professional and pedagogical traditions, to complete cultural institutions and arts by qualified personnel.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Russian system of music education, establishment of continuous multilevel education, Chelyabinsk region, South-Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tshaikovsky, Magnitogorsk state conservatory n.a. M.I. Glinka.

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского», г. Челябинск,

E-mail: elsizova@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В статье раскрывается специфика отечественной системы музыкального образования, исторически сложившейся как трёхзвенная структура «школа-училище-вуз», основанная на принципах непрерывности и преемственности обучения. Возрождение данной структуры в современных условиях обусловило становление учреждений непрерывного многоуровневого образования, которые обеспечивают сквозную подготовку специалистов, начиная от школы, колледжа и вуза, и заканчивая аспирантурой и ассистентурой-стажировкой. Автор описывает историю возникновения и развития таких учреждений в Челябинской области - Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского и Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Подчёркивается, что благодаря активной педагогической, научной и творческой деятельности данных учреждений на Южном Урале удалось создать систему выявления и педагогического сопровождения одарённых детей, сохранить сложившиеся творческие школы и профессионально-педагогические традиции, укомплектовать учреждения культуры и искусства квалифицированными кадрами.

Ключевые слова: отечественная система музыкального образования, учреждения непрерывного многоуровневого образования, Челябинская область, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, Магнитогорская государственная консерватория им. М.И. Глинки.

Система музыкального образования в России имеет свой исторический путь развития и во многом отличается от других сфер отечественного образования. Наиболее кардинальное отличие состоит в многоуровневой структуре подготовки специалистов и весьма длительном характере обучения, которое начинается с раннего детского возраста.

Первые русские консерватории - Петербургская и Московская сочетали в себе одновременно начальный, средний и высший уровни музыкального образования, в них обучались учащиеся самых разных возрастов [1, с. 35]. Большинство частных и общественных музыкальных учебных заведений, готовивших профессиональных музыкантов, также объединяли разные уровни музыкального образования. Таковыми были музыкальные классы и училища Императорского Русского музыкального общества, Синодальное училище церковного пения в Москве, регентские и инструментальные классы Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, а также театральные училища в Москве и Санкт-Петербурге, которые наряду с театральным образованием, давали и высшее профессиональное музыкальное образование [2, с. 16]. Таким образом, система подготовки специалистов включала три последовательно связанных звена - школу, училище и консерваторию - и основывалась на преемственности содержания обучения и непрерывности освоения учащимися музыкальных знаний, навыков, опыта и мастерства на разных уровнях образования.

В таком интегрированном виде, когда различные уровни образования концентрировались в рамках одного учебного заведения, система музыкального образования просуществовала до середины 30-х годов прошлого столетия. Далее произошло разделение образовательных уровней, в результате чего школы искусств, училища искусств и вузы искусств стали функционировать отдельно,

как самостоятельные образовательные организации. При этом сохранилась трёхзвенная структура системы музыкального образования (школа-училище-вуз) и преемственность обучения: учебные планы среднего профессионального музыкального образования по-прежнему базируются на знаниях и умениях, полученных в школах искусств, а содержание высшего музыкального образования основывается на компетенциях, полученных при освоении среднего профессионального образования.

В последние десятилетия ХХ столетия в музыкальной академической среде вновь возникает интерес к исторически сложившейся модели музыкального образования «школа-колледж-вуз», реализующейся в одном образовательном учреждении и воплощающей идеи непрерывности и преемственности обучения. Происходит осознание того, что такая модель в наибольшей степени отвечает специфике, целям и задачам подготовки специалистов в сфере музыкального искусства. В разных регионах России (Москва, Тамбов, Волгоград, Оренбург, Якутия, Южный Урал и др.) возникают учреждения непрерывного многоуровневого образования, в которых реализуются образовательные программы разных уровней - от предпрофессионального образования, до среднего профессионального и высшего образования. Ученики имеют возможность пройти в одном учебном заведении полный цикл обучения от школы и колледжа до аспирантуры и ассистентуры-стажировки. Тем самым обучающимся предоставляются более широкие права и возможности, а в педагогическом коллективе обеспечивается сохранение накопленных профессиональных традиций и совершенствование методик обучения. Кроме того, получение высшего образования в одном регионе способствует сокращению оттока выпускников вузов в другие регионы, чем обеспечивается накопление творческого потенциала, повышение уровня исполни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.