Научная статья на тему 'Эффективность региональных образовательных проектов в формировании компетенций субъектов педагогического процесса'

Эффективность региональных образовательных проектов в формировании компетенций субъектов педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА / ВСЕРОССИЙСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REGIONAL EDUCATIONAL PROJECTS / UNIFIED STATE EXAMINATION / REGIONAL SYSTEM OF TEACHER GROWTH / ALL-RUSSIAN OLYMPIADS OF SCHOOLCHILDREN / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарская Анна Владимировна

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской республики в области организации региональных образовательных проектов, рассказывается о главных из них. Автор делает вывод о значимости, эффективности и необходимости реализации региональных образовательных проектов, которые направлены на формирование различных компетенций всех субъектов образовательного процесса; распространение знаний, умений и навыков; разработку новых методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of regional educational projects in formation of competences of subjects of pedagogical process

The article discusses the positive experience of the Chechen Republic in the field of regional educational projects, describes the main ones. The author makes a conclusion about the importance, efficiency and necessity of regional educational projects implementation, which are aimed at the formation of different competences of all subjects of the educational process; dissemination of knowledge, skills; development of new techniques.

Текст научной работы на тему «Эффективность региональных образовательных проектов в формировании компетенций субъектов педагогического процесса»

кого державного университету. Сер.: iCTopm. Пол-¡толопя. - 2014. - № 11. - С 184-191. lO.Saenko [..A,, Barsukova T.I., Khokhlova b.V., Ivashova V.A., Kenirta D.S. Team building as a too! to

strengthen the company's position in the market // International Journal of Engineering and TechnologyiUAE), - 2018. r T. 7. - № 4.38. - C. 431-433.

UJ

S ^

О UJ

EFFICIENCY OF REGIONAL EDUCATIONAL PROJECTS IN FORMATION OF COMPETENCES OF SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PROCESS

Samarskaya Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Leading Specialist, Center for Educational Quality Assessment Grozny, Chechen Republic

The article discusses the positive experience of the Chechen Republic in the field of regional educational projects, describes the main ones. The author makes a conclusion about the importance, efficiency and necessity of regional educational projects implementation, which are aimed at the formation of different competences of all subjects of the educational process; dissemination of knowledge, skills; development of new techniques.

Keywords: regional educational projects; unified state examination; Regional system of teacher growth; all-Russian Olympiads of schoolchildren; design and research activities.

<

d uj

УДК 371

ВАК РФ 13,00,01

> Самарская АЛ, 2019

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской республики в области организации региональных образовательных проектов, рассказывается о главных из них. Автор делает вывод о значимости, эффективности и необходимости реализации региональных образовательных проектов, которые направлены на формирование различных компетенций всех субъектов образовательного процесса; распространение знаний, умений и навыков; разработку новых методик.

Ключевые слова: региональные образовательные проекты; единый государственный экзамен; региональная система учительского роста; всероссийские олимпиады школьников; проектно-исследовательская деятельность.

САМАРСКАЯ Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, ведущий специалист, ГБУ "Центр оценки качества образования", Грозный, Чеченская Республика

В соответствии с распоряжением Правительства Чеченской республики от 23.01.2014 г. в республике было создано Государственное бюджетное учреждение "Центр оценки качества образования" [4], Одним из основных направлений деятельности Центра является проведение международных, федеральных и региональных мониторинговых исследований системы образования. Основываясь на проведенных исследованиях, в Центре оценки качества образования {ГБУ ЦОКО) реализуется ряд проектов, направленных на повышение качества образования. Одним из примеров такой работы является региональный проект "Олимп", осуществляемый ГБУ ЦОКО ЧР совместно с Академией "Просвещение". Целью данного проекта является совершенствование работы с одаренными и талантливыми детьми в процессе подготовки их к предметным олимпиадам по физике, химии и биологии. 8 начале учебного года к участию в проекте были допущены учащиеся 8, 9,10 и 11 классов, на добровольной основе, имеющие хорошую успеваемость по предмету. Отбор обучающихся проводился в два этапа: муниципальный и региональный этап. На первом, муниципальном этапе координаторы, ответственные за проведение отбора учащихся, формировали списки участников по муниципальному образованию. Во втором, региональном этапе отбора участвовали обучающиеся, прошедшие муниципальный отбор. Таким образом, для участия в проекте в начале учебного года были отобраны наиболее подготовленные и мотивированные учащиеся,

В рамках реализации регионального проекта были организова-

ны во время школьных каникул занятия для участников проекта, отобранных в ходе проведенной ранее диагностики. В роли преподавателей выступили работники издательства "Просвещение", разработчики контрольно-из-мерительных материалов по физике, биологии и химии для проведения Всероссийской олимпиады школьников. Кроме этого еженедельно обучающиеся под руководством наставников изучали теоретический материал и решали олимпиадные задачи повышенного уровня сложности. Для этого региональными тренерами подготавливались и размещались в дистанционной системе материалы из списка:

- не менее 5 количественных задач по физике;

- не менее 5 количественных задач по химии;

- не менее 10 олимпиадных заданий по биологии;

- не менее 2-х экспериментальных заданий (4-5 недель в течение учебного года).

Каждое задание было снабжено описанием методики решения. Регулярно с участниками проекта "Олимп" федеральными тренерами проводились дистанционные занятия (вебина-ры) по решению олимпиадных задач по физике, химии, биологии. Такое взаимодействие помогло повысить не только количественный состав участников олимпиад регионального и федерального уровней, но и качество подготовки участников нашей республики. Если участниками ученического проекта "Олимп" стали одаренные дети, то в региональном проекте "Я сдам ЕГЭ!" приняли участие немотивированные обучающиеся образовательных организаций Чеченской республики. Целью проекта стала реализация модели подготовки обучающихся "группы риска" к единому государственному экзамену по русскому языку и математике (базовый уровень). В данном проекте осуществлялся пошаговый план действий по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, выявленных в ходе диагностики, был организован комплексный мониторинг достижений обучающихся,дополнительные занятия по отработке заданий из ранжированного списка.

Так, в начале учебного года, для эффективности осуществления проекта, были созданы личные кабинеты на информационном портале \л^\лмтют195. Школьные и муниципальные координаторы отслеживали результаты всех участников проекта, каждый на своем уровне. Региональный координатор (сотрудник ГБУ ЦОКО) имел возможность отслеживать результаты по Чеченской республике в целом.

В личных кабинетах школ еженедельно размещались задания по русскому языку и базовой математике, подготовленные сотрудниками ЦОКО. В течение недели обучающиеся с учителями математики и русского языка во внеурочное время повторяли и закрепляли темы, после этого выполняли задания. Администрация школы сама определяла, как более эффективно выстроить свою работу: индивидуально, в группах с привлечением педагогов из других школ. Закрепление материала и формирование учебных навыков по определенным темам осуществлялось с опережением. Ежедневно, с понедельника по четверг, учителя со своими учениками отрабатывали определенную тему и учились выполнять задания из ранжированного списка, предложенного сотрудниками ЦОКО [3].

Затем учащиеся писали тестовые работы, которые состояли из пяти типичных заданий; по русскому языку и 5-8 заданий по математи-" ке. Для этой работы были определены дни, единые для всей республики: в четверг выполнялась тестовая работа по русскому языку, а в пятницу - по математике, В тот же день учитель передавал информацию школьному координатору, и информация размещалась на сайте. Обязательным условием являлся еженедельный мониторинг результатов диагностик директорами школ. Муниципальный координатор до понедельника анализировал сводную информацию по району. Всю информацию по республике отслеживал региональный координатор. В итоге появилась возможность получить информацию не только по региону в целом, но и по каждому конкретному участнику проекта,

В ЦОКО еженедельно проводился тщательный анализ работы по каждому муниципалитету, было налажено взаимодействие с муниципальными координаторами. Если возникала необходимость, то образовательным организациям оказывали методическую помощь специалисты районных отделов образования, ГБУ "Центр оценки качества образования", ГБУДПО "Чеченский институт повышения квалификации работников образования".

Такой алгоритм позволил осуществлять мониторинг результатов работы проекта "Я сдам ЕГЭ!" довольно эффективно: ЕГЭ по математике (базовый уровень) сдали 89% участников проекта, а русский язык 91%.

Также стал интересен ученический проект "Географ", направленный на выпускников образовательных организаций Чеченской республики, выбравших для сдачи Единого государственного экзамена географию.

СП

о си

-0

0-

ш щ

1-X

о

си

со

со х

Ё

121

ш S

О ш

<

С1 ш

Каждая творческая команда готовила одно задание КИМ ЕГЭ. На изучение одного задания отводилось 2 недели. Обучающий материал состоял из двух частей: подводящий материал, необходимый участнику для полноценного освоения данного задания КИМ (учебник сука-занием авторов и класса, номер параграфа, понятия и термины и тд.) и обучающий видеоматериал (запись урока, презентация, видеоролик и т.д.), содержащий полный разбор всего задания КИМ.

В понедельник первой недели освоения задания КИМ творческая группа выкладывала подводящий материал, который в течение недели учащиеся осваивали в школах, под руководством учителя географии. В пятницу в школе осуществлялся контроль освоения материала, и информация передавалась муниципальному координатору. Если материал не был освоен, освоение продолжалось в субботу и воскресенье. К концу воскресенья первой недели выпускник должен был полностью освоить подводящий материал.

В понедельник второй недели освоения КИМ на канал Те!едгат @део(та?95 выкладывалось обучающее видео, выполнение учениками которого являлось обязательным. Участник проекта изучал материал в течение недели, имея неограниченный доступ к материалу в любой момент времени. Диагностика освоения материала задания КИМ осуществлялась во вторую пятницу.

До сведения участников проекта была доведена информация, что участие в проекте обязательно для всех выпускников, выбравших п редмет Теогра фия" для сда чи в ходе Е ГЭ-2019.

Ответственный работник, назначенный приказом директора школы, контролировал освоение материала участниками проекта.

Каждую первую пятницу недели освоения задания КИМ ответственный работник школы предоставлял информацию об освоении подводящего материала участниками. При наличии неуспешных в освоении участников, проводилось их обучение и затем - повторная диагностика в воскресенье.

Каждую вторую пятницу недели освоения КИМ муниципальный координатор организовывал проверку освоения задания КИМ в ходе внешней диагностики. Если участник проекта был неуспешен в освоении задания КИМ, повторная диагностика проводилась в следующий понедельник. Результаты диагностики предоставлялись региональному куратору проекта - ГБУ "Центр оценки качества образования".

Для актуализации освоенного материала каждое 4 задание диагностировалось в ходе выполнения комплексной работы, содержащей материал по всем ранее освоенным заданиям КИМ ЕГЭ.

Если в ходе двух последних диагностик участник проекта показывал недостаточный уровень освоения материала, о причинах этого и работе, проводимой с таким участником, школьный координатор лично докладывал муниципальному координатору.

По результатам ЕГЭ 2019 года, процент участников экзамена, преодолевших минимальный порог баллов по географии, составил 86,2%.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект, заключающийся в пошаговом плане действия по ликвидации пробелов в знаниях выпускников, в системном мониторинге достижений обучающихся со стороны администрации школы, муниципальных координаторов и сотрудников ГБУ "Центр оценки качества образования", позволил в значительной степени ликвидировать "предметные дефициты" участников проекта.

Кроме ученических региональных проектов, ГБУ ЦОКО вот уже несколько лет осуществляет проект РСУР (Региональная система учительского роста), основанный на индивидуальном подходе к системе развития ком п е те нт носте й учителя, основанном на применении оценки качества результатов педагогической деятельности.

Образование Чеченской республики долгое время находилось в изоляции от единого образовательного пространства России. Результатом этого стал кадровый голод в образовательных организациях республики.

Проведенные исследования обнаружили наличие проблем в области предметной подготовки педагогов Чеченской республики. Предметная компетентность является основой профессионализма учителя, фундаментом формирования психолого-педагогической компетентности. Дефициты в знании предмета и объекта деятельности практически невозможно устранить в рамках существующей модели повышения квалификации педагогов, так как она главным образом ориентирована на формирование и развитие методической компетентности педагога.

Таким образом, возникшие противоречия послужили толчком для создания Региональной системы учительского роста, в основе которого лежат следующие принципы [2]:

1. Четкое определение границ диагностируемого содержания предмета,

2. Максимзльноточное выявление предметных "дефицитов" в ходе

диагностических исследований.

3. Поэтапность в работе по развитию предметных знаний.

4. Персональный темп работы в проекте.

5. Неперсонифицированность результатов,

6. Доступная форма представления результатов.

Исходя из вышеперечисленных принципов, был разработан следующий алгоритм РСУР [1 ]:

- весь материал предмета разбит на крупные блоки (элементы содержания). В составе блоков выделены отдельные темы, по которым составлены задания диагностической работы. Одно задание КИМ ЕГЭ в диагностической работе представлено в количество от 3-х и более заданий КИМ РСУР;

- диагностические работы проходят 3 раза в год: осенью, зимой и весной;

- одна диагностика охватывает материал только одного раздела;

- после проверки диагностической работы, ее участники получают

- индивидуальные Листы предметных достижений, где зеленым цветом выделены темы, освоенные учителем на высокомуровне, красным - темы, требующие дальнейшего изучения;

- согласно индивидуальным Листам предметных достижений, в период между этапами РСУР, участники работают над ликвидацией собственных "дефицитов" согласно алгоритму, предложенному сотрудниками ЦОКО;

- при очередной диагностике, учителя, испытывавшие затруднения по материалам раздела, повторно выполняют диагностическую работу по тому же разделу;

- учитель, успешно прошедший все этапы РСУР, заканчивает участие в проекте в качестве диагностируемого, но может привлекаться как тьютор или эксперт;

-для каждой диагностики составляются новые диагностические материалы;

- педагоги, успешно выполнившие все задания по одному разделу предмета, на очередной диагностике выполняют работу по следующему разделу;

- лист предметных достижений по каждой диагностике показывает не только текущие результаты, но и прогресс или регресс результатов, отражающих предметную компетентность.

За каждым сотрудником ЦОКО закреплено определенное количество школ. Сотрудник

республиканского Центра оценки качества образования обязан: вести базы учителей, учет участия учителей в РСУР, отчетность; контролировать алгоритм реализации проекта по итогам очередной диагностики. Как уже было сказано выше, одно задание КИМ ЕГЭ в диагностической работе представлено в количество от 3-х и более заданий КИМ РСУР. Блок считается пройденным (подсвечивается зеленым цветом) при условии, что в подцветке заданий присутствует 80 и более процентов зеленого цвета и отсутствует красный цвет. Таким образом, проанализировав листы предметных достижений, можно точно определить те темы, которые у учителя находятся в "зоне риска", В каждой образовательной организации определен сотрудник, ответственный за реализацию проекта - школьный координатор, который с каждым "неуспешным" учителем определяет свой индивидуальный план рабо-» ты над предметными дефицитами.

Для учителей, не прошедших очередную диагностику, школьный координатор составляет план-график семинарских занятий. На каждый семи нар учитель готовит выступление по теме, требующей изучения этим педагогом. Кроме этого, учителя в период между диагностиками работают самостоятельно: изучают теоретический материал, выполняют практические работы. Школьный координатор и руководитель школьного методического объединения определяют даты проведения семинаров, организуют и проводят их, отчеты о проведенной работе загружаются на портал ут\л/.топ^95. Этот электронный ресурс был разработан специалистами ГБОУ ЦОКО для создания аналитической отчетности на основе диагностик, проводимых республиканским Центром оценки качества образования. Важно отметить, что целью проведения любой диагностической работы является получение объективных результатов и выстраивание дальнейшего образовательного вектора развития диагностируемого.

Данный алгоритм также дал свои результаты. За этот учебный год завершили участие в проекте по математике - 78% педагогов, по русскому языку 51% педагогов, по истории -24% педагогов.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация образовательных проектов на региональном уровне дает возможность эффективно использовать все имеющиеся ресурсы образовательной системы, позволяет наращивать качество, как всей системы образования, так и отдельных ее компонентов. В итоге, реа-

сл

о си

-0

0-

ш щ

1-X

о

си

со

со х

Ё

123

S

LU S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О LU

лизация проектов создает условия для дальнейшего развития регионального образования, формирования новых качеств всех субъектов образовательного процесса. Проектная деятельность в образовании направлена на формирование различных компетенций; распространение знаний, умений и навыков; разработку новых методик.

Литература:

1. РСУР ПРОЕКТ. "Региональная система учительского роста" Центр оценки качества образования Министерство образования и науки Чеченской Республики [Электронный ресурс]. - Ьнр$:// docplayer.ru/63441052-Rsur-proekt-regionalnaya-з'|51ета-исЫтеЬкодо-!те1а сепТг-осепкг касЬе-з1\'а

obrazovaniya-ministerstvo-obra/iovaniya-i-nauki-chechenskoy-respubliki.html

2. Самарская A.B. Опыт реализации проекта "Региональная система учительского роста" / A.B. Самарская // Мир науки, культуры, образования. - 2019,- N 2 (75). - С. 155-158.

3. Самарская A.B. Организация работы с немоти вированными обучающимися в рамках реализации проекта "Я сдам ЕГЭ)" в Чеченской Республике / A.B. Самарская // Проблемы современного педагогического образования - 2019. - N 63 (4). -С. 222-225.

4. Центр оценки качества образования Министерство образования и науки Чеченской Республики http://coko95.ru/pressa/news/773%D0%BF%D1 % 80% Dö% В 5 %D0% 6 А% D1 %. h tffi i

^ METHODOLOGICAL PREREQUISITES OF PERSONIFICATION OF PERSONAL DEVELOPMENT OF THE YOUNG TEACHER Sotniko va Marina Sergee vna, PhD of Pedagogical science, Senior L ecturer, Depar tment ofPsychology of Educa tion, Q Moscow Pedagogical State University, Moscow

< o.

LU

The purpose of the article is a brief theoretical review of fundamental and applied research in the field of persona! and personal-professional development. The article discusses the phenomenon of personification of the persona/ development of a young teacher in the context of overcoming his professional disadaptation. The problem of the relationship of various types of behavior and activity of the teacher with the indispensable psychological analysis of the relationship and orientation of the individual is posed. The necessity of building a personalized trajectory of personal development of a young teacher is being updated

124 Keywords; personification; maintenance; the personified approach; personal development; the young teacher.

УДК371.146 ВАК РФ 13.00.08

> Сотникова M, С, 2019

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Цель статьи состоит в кратком теоретическом обзоре фундаментальных и прикладных исследований в области личностного и личностно-профессионального развития. В статье рассмотрен феномен персонификации личностного развития молодого педагога в контексте преодоления его профессиональной дезадаптации. Ставится проблема взаимосвязи ра знообразных видов поведения и деятельности педагога с непременным психологическим анализом отношений и направленности личности. Актуализируется необходимость построения персонифицированной траектории личностного развития молодого педагога.

Ключевые слова; персонификация; сопровождение; персонифицированный подход; личностное развитие; молодой педагог.

СОТНЖОВА Марина Сергеевна, кандидат педагогических наук, с тарший преподава тель, кафедра Психологии образования, Московский педагогический гос.ударе геенный университет, Москва

Одной из существенных задач образования, вытекающей из насущных потребностей современного общества, является воспитание всестороннее развитой, гармоничной личности. Эта задача приобретает особую актуальность, когда речь идёт о педагоге, поскольку он в значительной мере работает на будущее: именно педагог призван воспитывать молодых людей, которые на многие годы определят развитие экономики, политики, науки, культуры нашей страны.

"Молодые учителя, начиная свою профессиональную деятельность, несомненно, сталкиваются с различными трудностями. Текучесть кадров среди молодых специалистов высока - около 50%, особенно в первый год трудовой деятельности" [6, с. 38).

"Можно выделить следующие основные факторы профессиональной дезадаптации молодых учителей:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.