Научная статья на тему 'Организация работы с немотивированными обучающимися в рамках реализации проекта "я сдам ЕГЭ!" в Чеченской республике'

Организация работы с немотивированными обучающимися в рамках реализации проекта "я сдам ЕГЭ!" в Чеченской республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМОТИВИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / UNMOTIVATED STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / UNIFIED STATE EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарская Анна Владимировна

В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области организации работы с немотивированными обучающимися образовательных организаций в рамках реализации проекта «Я сдам ЕГЭ!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK WITH UNMOTIVATED STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "I PASS THE EXAM!"IN THE CHECHEN REPUBLIC

The article discusses the positive experience of the Chechen Republic in the organization of work with unmotivated students of educational organizations in the framework of the project "I'll pass the exam!".

Текст научной работы на тему «Организация работы с немотивированными обучающимися в рамках реализации проекта "я сдам ЕГЭ!" в Чеченской республике»

Педагогика

УДК 371.263

кандидат педагогических наук, ведущий специалист Самарская Анна Владимировна

ГБУ «Центр оценки качества образования» (г. Грозный)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НЕМОТИВИРОВАННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Я СДАМ ЕГЭ!» В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается положительный опыт Чеченской Республики в области организации работы с немотивированными обучающимися образовательных организаций в рамках реализации проекта «Я сдам ЕГЭ!».

Ключевые слова: немотивированные обучающиеся образовательных организаций, единый государственный экзамен.

Annotation. The article discusses the positive experience of the Chechen Republic in the organization of work with unmotivated students of educational organizations in the framework of the project "I'll pass the exam!". Keywords: unmotivated students of educational organizations, unified state exam.

Введение. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2], стратегической целью государственной политики в области образования является внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий и методик, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению.

Таким образом, становится актуальным вопрос о создании и реализации организационно-методической модели подготовки немотивированных обучающихся образовательных организаций к сдаче единого государственного экзамена по математике (базовый уровень) и русскому языку.

Изложение основного материала статьи. Единый государственный экзамен за последнее десятилетие прочно вошел в нашу жизнь, стал ее реальностью.

Образование Чеченской Республики долгое время находилось в изоляции от единого образовательного пространства России. Результатом этого стали низкие результаты сдачи ЕГЭ выпускниками образовательных организаций республики [1].

Таблица 1

Динамика результатов ЕГЭ по русскому языку (Р.яз.) и математике (М.) (базовый уровень)

c 2015 по 2017 год

Чеченская Республика

2015 г. 2016 г. 2017 г.

Предмет Р.яз. М Р.яз. М. Р.яз. М.

Не преодолели минимальный порог 33% 37% 21% 32% 6% 9%

Средний балл 35,26 2,6 47,15 3,21 53 3

Получили от 81 до 100 баллов 0% 3% 5%

Получили 100 баллов 0% 0% 0%

Для повышения уровня обученности учащихся школ республиканским Центром оценки качества образования (ГБУ ЦОКО), по поручению Министерства образования и науки Чеченской Республики, в феврале 2018 года был запущен проект «Я сдам ЕГЭ!».

Государственное бюджетное учреждение «Центр оценки качества образования» было создано в соответствии с распоряжением Правительства Чеченской Республики в 2014 году [3].

Одним из основных направлений деятельности Центра является проведение федеральных и региональных мониторинговых исследований системы образования. Основываясь на проведенных исследованиях, в Центре реализуется ряд проектов, направленных на повышение качества образования Чеченской Республики, в том числе и проект «Я сдам ЕГЭ!».

Цель проекта - реализация модели подготовки обучающихся «группы риска» к единому государственному экзамену по русскому языку и математике (базовый уровень).

Основными задачи данного проекта являлись:

- разработка и реализация пошагового плана действий по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, выявленных в ходе диагностики;

- организация комплексного мониторинга учебных достижений обучающихся;

- организация и проведение дополнительных занятий с немотивированными обучающимися по подготовке к государственной (итоговой) аттестации.

Данный проект был разработан и реализован как некая «скорая помощь» после проведения и анализа Центром оценки качества образования Чеченской Республики диагностики обучающихся 11 классов по русскому языку и математике (базовый уровень) в феврале 2017/2018 учебного года, которая выявила высокий процент «потенциальных двоечников».

В феврале 2018 года Центром оценки качества образования ЧР была проведена входящая диагностика, которая определила участников проекта - обучающихся, не прошедших диагностику. По республике их

количество составило: 317 выпускников по русскому языку; 688 выпускников - по математике. Всего в проекте на тот момент участвовало 33 образовательных организации Чеченской Республики.

За данный период были проведены 3 диагностики, которые в совокупности включали в себя 6 диагностических работ по базовой математике и русскому языку.

В апреле была проведена промежуточная диагностика, позволившая отследить динамику данного проекта в разрезе каждой школы, каждого муниципалитета и по республике в целом. Успешность участников проекта по математике (базовый уровень) составила 51%, по русскому языку - 43%.

В мае проводилась заключительная диагностика, которая послужила хорошим стартом для будущих выпускников перед предстоящей государственной итоговой аттестацией. Успешность участников проекта по математике (базовый уровень) составила 94%, по русскому языку - 97%.

Центром оценки качества образования, после анализа результатов первой диагностики, были разработаны листы мониторинга, включающие в себя определенные персональные данные обучающихся (Ф.И.О., школа, район) и ранжированные списки заданий по русскому и математике (задания, с которыми наиболее успешно справились старшеклассники во время диагностики в целом по республике). Данные листы мониторинга были направлены муниципальным координаторам, а муниципальные координаторы, в свою очередь, непосредственно взаимодействовали с директорами школ, где были выявлены обучающиеся «группы риска».

Проводилась комплексная системная работа по ликвидации предметных дефицитов обучающихся, использовался определенный алгоритм работы, составлялось КТП с ранжированными списками заданий. За это время был отработан учебный материал к 10 заданиям по базовой математике и к 13 заданиям по русскому языку.

Рисунок 1. Успешность сдачи ЕГЭ в ОО с низкими результатами после участия в проекте «Я сдам

ЕГЭ!» 2017/2018 учебный год

Это позволило немотивированным обучающимся набрать минимум баллов, необходимых для получения аттестата. По итогам Государственной итоговой аттестации 64% участников проекта справились с ЕГЭ по математике (базовый уровень), а по русскому языку процент успешности составил 85%.

Рисунок 2. Результаты промежуточных диагностик и сдачи ЕГЭ участниками проекта «Я сдам

ЕГЭ!» в 2017/2018 учебном году

В этом учебном году проект продолжил свою реализацию: в проекте участвуют 1746 учеников по русскому языку и 1802 - по математике. В начале 2018/ 2019 учебного года было запланировано 3 диагностические работы (октябрь, декабрь, апрель).

Первая работа прошла 19 октября 2018 года. Будущие выпускники написали диагностическую работу по русскому языку. Работа была максимально приближена к КИМ ЕГЭ и включала в себя 27 задание -сочинение. Была составлена новая база обучающихся, которая в дальнейшем использовалась в рамках проекта по русскому языку и математике (базовый уровень).

Нашим Центром был разработан и апробирован алгоритм взаимодействия с муниципалитетами и образовательными организациями. В муниципалитетах были назначены муниципальные координаторы (сотрудники районных отделов образования). В школах именно директора курируют проект, а координируют работу заместители директоров по учебно-воспитательной работе (школьные координаторы).

Для более эффективной и оперативной работы используются ресурсы информационного портала %'%гл'.топй95, который позволяет участникам проекта мобильно взаимодействовать между собой. Этот сайт был разработан специалистами ГБОУ ЦОКО для создания аналитической отчетности на основе диагностик, проводимых республиканским Центром оценки качества образования.

В этом учебном году для каждого школьного и муниципального координатора проекта нашим Центром созданы личные кабинеты на информационном портале %'%гл'.топй95. После авторизации на сайте, введя свой логин и пароль, школьные и муниципальные координаторы отслеживают результаты всех участников проекта, каждый на своем уровне. Региональный координатор (сотрудник ГБУ ЦОКО) видит результаты по Чеченской Республике в целом.

Итак, сначала в личных кабинетах школ на информационном портале %'%г%'.топ^95 размещаются задания по русскому языку и базовой математике, подготовленные сотрудниками ЦОКО.

В течение недели, обучающиеся с учителями математики и русского языка во внеурочное время, повторяют и закрепляют темы и выполняют задания. Администрация школы сама определяет, как более эффективно выстроить свою работу: индивидуально, в группах с привлечением педагогов из других школ. Закрепление материала и формирование учебных навыков по определенным темам осуществлялось с опережением. Ежедневно, с понедельника по четверг, учителя со своими учениками отрабатывают определенную тему и учатся выполнять задания из ранжированного списка, предложенных сотрудниками ЦОКО.

Затем учащиеся пишут тестовые работы, которые состоят из пяти типичных заданий. Для этой работы были определены дни, единые для всей республики: в четверг выполнялась тестовая работа по русскому языку, а в пятницу - по математике. В тот же день учитель передает информацию школьному координатору, и информация размещается на сайте. Обязательным условием является еженедельный мониторинг результатов диагностик директорами школ.

Муниципальный координатор до понедельника анализирует сводную информацию по району. Всю информацию по республике отслеживает региональный координатор. В итоге, есть возможность получить информацию не только по региону в целом, но и по каждому конкретному участнику проекта в частности.

В ЦОКО еженедельно проводится тщательный анализ работы по каждому муниципалитету, идет взаимодействие с муниципальными координаторами. Если возникает необходимость, то образовательным организациям оказывают методическую помощь специалисты районных отделов образования, ГБУ ЦОКО, ГБУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования».

Такой алгоритм позволяет осуществлять мониторинг результатов работы проекта «Я сдам ЕГЭ!» довольно эффективно.

Кроме этого, Центром оценки качества образования были разработаны инструкции по проведению диагностик, алгоритмы проведения обучающих занятий.

В этом учебном году промежуточная (февральская) диагностика показала положительную динамику результатов: более 80% участников проекта справились с диагностической работой по русскому языку и математике (базовый уровень), что дает право прогнозировать хорошие результаты сдачи ЕГЭ будущими выпускниками образовательных организаций всей Чеченской республики.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект, заключающийся в пошаговом плане действия по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, в системном мониторинге достижений обучающихся со стороны администрации школы, муниципальных координаторов и сотрудников ГБУ ЦОКО, позволил в значительной степени ликвидировать предметные «дефициты», выявленные в ходе диагностики.

Проект «Я сдам ЕГЭ!» за время своей реализации показал свою эффективность, определил приоритетные направления работы по подготовке выпускников к ЕГЭ, такие как:

- объективное проведение диагностики и объективное оценивание результатов;

- организация дополнительных занятий с немотивированными обучающимися;

- исключение формального отношения, учет индивидуального уровня подготовки каждого ученика;

- постоянный мониторинг результатов и точечная работа над проблемными моментами, возникающими в ходе реализации проекта.

Литература:

1. Анализ результатов Единого государственного экзамена - 2017 по Чеченской Республике. Сводные таблицы и диаграммы по республике, муниципальным образованиям, образовательным организациям / Ш.Ш. Бечиев [и др.]; под ред. Ш.Ш. Бечиева. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. - 210 с.

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

3. ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ http://coko95.ru/rsyr/737-эффективность-проекта-рсур.html

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна

Ингушский государственный университет (г. Магас)

СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается соотношение федерального и регионального компонентов в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников. Особо подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов понимание этого процесса законодательное регулирование региональных, федеральных отношений внутри страны.

Ключевые слова: федеральный и региональный компонент, единство образовательного пространства, базовые предметы общенационального и общекультурного значения, госстандарт общего и среднего образования, учащиеся школ.

Annotation. This article discusses the relationship between the federal and regional components in the system of aesthetic education and art education of schoolchildren. A number of government and departmental documents are particularly emphasized on the understanding of this process by legislative regulation of regional, federal relations within the country.

Keywords: federal and regional component, unity of the educational space, basic subjects of national and general cultural significance, state standard of general and secondary education, students of schools.

Введение. Продуманное, гармонически взвешенное сочетание общефедерального и регионально-национального компонентов с общепедагогическими образовательно-воспитательными требованиями в повседневной практике школьной работы будет способствовать не только углублению национального самосознания. Но и как логические следствие-взаимному познанию и уважению народа. Необходимо при этом играет очень важную роль. Он позволяет педагогу гармонически объединить в единую теоретическую систему и воплотить в практическую педагогическую деятельность общий художественно-образовательный уровень подготовленности учащегося и правильно скорректировать его с учетом конкретного региона и особенностей национальной школы.

Изложение основного материала статьи. В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Причем, устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:

- национально-региональный компонент - не менее 10%;

- федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования [3].

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования [3].

Основные задачи модернизации российского образования заключаются в повышении его доступности, качества и эффективности, что предполагает помимо масштабных структурных, институциональных, организационно-экономических изменений, качественное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, с приведением его в соответствие с велениями времени и задачами развития страны. Главное условие решения данной задачи - введение государственного стандарта общего образования.

По своей социально-педагогической сути этот стандарт является обеспечением гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и выражением возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

В приказе Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» говорится, что «Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией ;региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации; компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением» [4].

Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. «Очень важным для претворения в жизнь регионального компонента является исторически обусловленное понимание этого процесса, законодательное регулирование региональных отнош ений внутри страны» [1, C. 23].

Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании» [11].

Главная цель программы развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.

Учитывая то, что национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях предполагает воспитание человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия различных наций и народов и стремящегося к взаимопониманию с ними, важно использовать весь потенциал культуры ингушского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.