ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (76) 2019
6. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Чебурков М.А. Об опыте формирования и оценивания компетенций по дисциплинам профессионального цикла в системе военного образования. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. Санкт-Петербург: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2016; Вып. 650: 204 - 209.
7. Алтухов А.И., Головина В.В., Калинин В.Н. Формирование и критерии оценивания общекультурных и профессиональных компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2014; Вып. 642: 210 - 215.
8. Булекбаев Д.А., Морозов А.В. Формирование и развитие навыков вычислительного эксперимента у обучающихся на примере исследования динамической системы. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017; Вып. 659: 202 - 209.
References
1. Dale Edgar. Audio-Visual Methods in Teaching. NY: Dryden Press, 1946.
2. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Kollektiv avtorov; pod red. N.V. Borodovskoj. 2-e izd., ster. Moskva: KNORUS, 2011.
3. Mihajlishina G.F., Bahtina E.Yu. Mul'timedijnoe predstavlenie uchebnogo materiala po fizike v vuze. VestnikRUDN, seriya Informatizaciya obrazovaniya. 2012. 1: 115 - 120.
4. Kuleshov Yu.V., Altuhov A.I., Skvaznikov M.A., Shabakov E.I., Cheburkov M.A. Sposob interaktivnogo obucheniya. Patent na izobretenie. RUS 2664946 05.10.2015
5. Vasil'eva N.V., Kunturova N.B., Prokof'eva A.L. Obrazovatel'nye sredstva informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe voennogo vuza. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2018; Vyp. 661: 207 - 214.
6. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Cheburkov M.A. Ob opyte formirovaniya i ocenivaniya kompetencij po disciplinam professional'nogo cikla v sisteme voennogo obrazovaniya. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. Sankt-Peterburg: VKA im. A.F. Mozhajskogo, 2016; Vyp. 650: 204 - 209.
7. Altuhov A.I., Golovina V.V., Kalinin V.N. Formirovanie i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2014; Vyp. 642: 210 - 215.
8. Bulekbaev D.A., Morozov A.V. Formirovanie i razvitie navykov vychislitel'nogo 'eksperimenta u obuchayuschihsya na primere issledovaniya dinamicheskoj sistemy. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2017; Vyp. 659: 202 - 209.
Статья поступила в редакцию 24.04.19
УДК 371.261
Samarskaya A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading specialist, Center for Education Quality Assessment (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
Burakova I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Stavropol State Institute, branch (Zheleznovodsk, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
A REGIONAL STUDY "ASSESSMENT OF READINESS FOR TRAINING FIRST-GRADERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CHECHEN REPUBLIC". The article discusses the experience of conducting the regional research assessment of readiness for training pupils of the 1st grade at educational institutions of the Chechen Republic. The analysis of the results of this study proposes solutions to a problem of adaptation of first-graders to risk groups. As a result of the diagnostics, children are divided into 4 groups according to the degree of school readiness: ready for school, nominally ready for school, conditionally not ready for school ("Risk Group"), not ready for systematic training ("Extra-Risk" Group). Children from the two latter groups require a longer preparatory period of study in elementary school. At this point a large part of the training time is not the learning of students of program material, and the establishment of preconditions for the training activities: forming motivation for teaching basic cognitive skills development skills to cooperate with classmates and teachers.
Key words: readiness of first-graders to study at school, problem of adaptation of first-graders, diagnostic and prognostic screening.
А.В. Самарская, канд. пед. наук, ведущий специалист ГБУ «Центр оценки качества образования», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru И.С. Буракова, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный институт» (филиал), г. Железноводск,, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru
РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
В статье рассматриваются опыт проведения регионального исследования оценки готовности к обучению учащихся 1-х классов образовательных организаций Чеченской Республики. Проведён анализ результатов данного исследования, предложены пути решения проблемы адаптации первоклассников группы риска. В результате проведённой диагностики, дети были разделены на 4 группы, в соответствии со степенью готовности к школе: готовы к обучению в школе, условно готовы, условно не готовы («Группа риска».), не готовы к систематическому обучению («Группа экстра-риска»). Для детей из «Группы риска» и «Группы экстра-риска» необходим более продолжительный пропедевтический период обучения в начальной школе. На данном этапе необходимо большую часть учебного времени уделить не освоению учениками программного материала, а становлению предпосылок учебной деятельности: формированию мотивации к учению, базовых познавательных навыков, развитию умения сотрудничать с одноклассниками и педагогами.
Ключевые слова: готовность первоклассников к обучению в школе, проблема адаптации учащихся 1 классов, диагностико-прогностический скрининг.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики № 1862-п от 17.08.2018 г. ГБУ «Центром оценки качества образования» (ГБУ ЦОКО) в сентябре 2018 года было проведено диагностическое исследование «Оценка готовности к обучению учащихся 1-х классов образовательных организаций Чеченской Республики».
Целью диагностического исследования было получение данных о готовности первоклассников к обучению, позволяющих определить индивидуальные траектории развития учащихся, а также разработка рекомендаций для учителей по поддержке детей в процессе их адаптации в начале обучения в школе.
Исходя из цели диагностического исследования, ставились следующие задачи:
1. Выявление причин дезадаптации переходного периода.
2. Оказание помощи учащимся в преодолении школьной дезадаптации.
3. Создание условий для успешного обучения первоклассников.
4. Разработка индивидуальных рекомендаций для успешного выполнения требований стандарта: педагогу, психологу, логопеду, воспитателю и родителям (законным представителям).
Исследование было проведено в форме диагностико-прогностического скрининга по методике, разработанной специалистами ЦОКО, на основе работ
д. пед. н., профессора Е.А. Екжановой [1] и теста «Готовность к обучению в школе» Керна-Йирасека. Выбор данной методики был определён следующими значимыми для образовательной системы Чеченской Республики характеристиками:
- доступный уровень предлагаемых заданий;
- возможность проведения диагностики учителем;
- простота обработки результатов;
- валидность методики.
Результаты диагностики оцениваются по 10-балльной системе, дают представление учителю о дальнейшем векторе развития каждого конкретного ученика.
Используемая в исследовании методика диагностики широко апробирована в регионах Российской Федерации, алгоритм её проведения известен специалистам, полученные результаты по психолого-педагогическому прогностическому скринингу с высокой степенью достоверности коррелируют с другими методиками.
Региональное исследование включало в себя 4 вида заданий: «Графические ряды», «Точки», «Рисунок человека», «Дорожка звуков»:
- задание «Графические ряды» оценивает перцептивно-двигательные навыки (моторику), степень развития внимания, самоконтроль, умение планиро-
^БЫ 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯМ? 3 (76) 2019
вать и организовывать различную деятельность, самостоятельность выплквгния задания по визуально воспринимаемому образцу;
- задание «Точки» использовалось для того, чтобы определить способность ориентироваться на плоскости бумажного листа и самостоятельно осуществлять выполнение задания по визуально воспринимаемому образцу;
- задание «Рисунок человека» необходимо для выявления первичного представления ребёнка об окружающем мире. Подробный разбор изображения дает возможность приобрести информацию о развитии у него мелкой моторики и уровне развития интеллекта;
- задание «Дорожа звуков» определяло уровень развития фонематического слуха.
По итогам проведённого исследования, с учётом особенностей познавательной деятельности и индивидуального развития первоклассников, было выделено четыре уровня психофизиологической зрелости учащихся: высокая возрастная норма, стабильная середина, группа риска и группа экстра-риска.
Качественная и количественная оценка результатов деятельности обучающихся дала возможность включить ребёнка в ту или иную группу уровня психофизиологической зрелости младших школьников.
В исследовании готовности первоклассников к обучению в школе было зарегистрировано 33195 обучающихся, участие приняло 32257 первоклассников из 463 общеобразовательных организаций Чеченской Республики, что составляет 97,1% от числа всех первоклассников Республики и позволяет считать результаты данного диагностического исследования достоверной информацией о готовности первоклассников к обучению.
Практика проведения диагностического исследования в регионах показывает, что фактором, определяющим готовность к школе, является наеииае у первоклассника предшкольной подготовки. В целях определения влияния этого фактора, в рамках исследования, было проведено изучение доли оУучаящкася, посещавших дошкольные образовательные организации (ДОО). Данные о ао-сещении ДОО позволяют, в рамках нашего исследования, судить о доступности дошкольных образовательных организации в Чеченской Республике, как в оалом, так и в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов. Подобная информация дает возможность косвенным образом составить первияиоа Р|иед-ставление о качестве дошкольного образования.
В 2018 году доля обучающихся первых классов в общеобразовательных организациях, являющихся выпускниками дошкольных образовательных организаций, составила 50%.
Ни для кого не секрет, что было время, когда в Чеченской Республике собирались по крупицам остатки материально-технической базы учебных заведений, приводились в порядок здания школ и детских образовательных учреждений. За этот период в республике проведена огромная работа по восстановлению системы дошкольного образования, но детских садов все равно не хватает. Развитие системы дошкольного образования, уровень её доступности по муниципальным образованиям характеризует таблица 1.
Таблица 1
Доступность системы дошкольного образования в муниципальных образованиях Чеченской Республики
ДвоояютаИосео! .оказала—, что по теигткояии ревпвблики досаулнгиоь ДОУзнвоителину а а рьи^ет, .аоои гаяоамогоЕ!Ы291<ого з раоуния к и Аргуу - 65% и Итум-Калинском муниципальном районе - 67%.
Участники исследования по возрасту относились к двум группам: возраст 6-7 лет (98%) и возраст 8-9 лет (2%). Исследование готовности учащихся первых классов к обучению в школе проводилось в Чеченской Республике в пятый раз и охватило 97,1% обучающихся.
Рис.1.Распределениеобучающихсяпопсихолого-педагогическимгруппам
С точви вреноя oцeоюаявоo9ноелиpыаiëноо к обучелгю вшколе усоовно можна оыдрлиту 4 оооовнею групоыгооовнрсао 7ервоклассников. Необходимо лоялрвть, чво рвощнуоа гяярЕоак, да^ в^оо ов цазнул ввгпеня) готовы к у^оевию.
Шк, дети иорвао о^оы «ыычoлею виЕаавлтоо ноома» сУощаов вфгрвг-[Еовалныылаовыоамщ самглонтрола итлвлироеаыия, »агзлитым фтнемкигическим слуаря! и зрооалщно-ДЕиватглсоай вытрл—цие0, оно еквсоНыа! ро^атя га к по вбруоля, тпклуо ивеяоВ инcЕCyкоил.
Гlяюпoолгиисвкaя врелоаоьдета1 вта^гр^пы «ИЕaбил(наяceагдинеЕ> ооотватотиоет иивoттоcта.Щоиxyчещиxая мовкаохалкатеризаиуть Л°Т мащу-ющимися навыками контроля и самоконтроля, а также достаточно устойчивой тaб0тgгп0Е0гкпcтою.
Как видно из приведенных выше данных, дети первой и второй групп составляют 43% исследованной совокупности.
Необходимо отметить, что указанные данные ни в коей мере не являются показателем, характеризующим деятельность учителя, школы или муниципального образования. Эти данные отражают степень готовности ученика, уровень дошкольной подготовки и качество (объективность) самой процедуры оценки.
В 2018 году по Чеченской Республике средний балл соответствует значению - 5. Во всех муниципалитетах значение варьируется от 6 до 5 оценочных баллов. Исключение составляет Итум-Калинский муниципальный район, где средний оценочный балл - 4.
Чтобы оценить степень влияния посещения ДОО на готовность детей к обучению в школе, следует сравнить качество сформированности предпосылок учебной деятельности учащихся, посещавших и не посещавших детские сады (таблица 2).
Таблица 2
Доступность дошкольного образования и уровень готовности к школе
Район Все группы
Посещали ДОО (чел.) Посещали ДОО(%) Не посещали ДОО (чел.) Не посещали ДОО (%)
Ачхой-Мартановский МР 597 37% 1012 63%
г. Аргун 693 65% 370 35%
Веденский МР 212 40% 321 60%
Грозненский МР 1368 48% 1508 52%
г. Грозный 3838 60% 2564 40%
Гудермесский МР 2320 48% 2492 52%
Итум-Калинский МР 34 67% 17 33%
Курчалоевский МР 1442 52% 1311 48%
Надтеречный МР 694 48% 743 52%
Наурский МР 644 60% 422 40%
Ножай-Юртовский МР 709 64% 405 36%
Сунженский МР 164 41% 232 59%
Урус-Мартановский МР 1249 36% 2187 64%
Шаройский МР 11 35% 20 65%
Шатойский МР 58 33% 120 67%
Шелковской МР 797 50% 808 50%
Шалинский МР 1389 48% 1506 52%
Чеченская Республика 16219 50% 16038 50%
Посещение ДОО
Все группы % Кол-во
Посещали ДОО 50% 16219
Не посещали ДОО 50% 16038
1 группа - «высокая возрастная группа» % Кол-во
Посещали ДОО 54% 2362
Не посещали ДОО 46% 2045
2 группа - «стабильная середина» % Кол-во
Посещали ДОО 53% 4982
Не посещали ДОО 47% 4383
3 группа - «группа риска» % Кол-во
Посещали ДОО 50% 5557
Не посещали ДОО 50% 5505
4 группа - «группа экстра - риска» % Кол-во
Посещали ДОО 45% 3318
Не посещали ДОО 55% 4105