Научная статья на тему 'Коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения'

Коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3115
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / SCHOOL READINESS / КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / COMMUNICATIVE SCHOOL READINESS / ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ / ATTITUDE TO SCHOOL / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В КЛАССЕ / SOCIAL STATUS IN THE CLASS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Татьяна Валентиновна

Статья посвящена исследованию влияния посещения детьми дошкольных образовательных учреждений на коммуникативную готовность ребенка к школе. Исследовался социальный статус учеников в классе в начале и конце учебного года, а также динамика эмоционального отношения первоклассников к школе. Выявлены статистически значимые различия в популярности среди учеников, а также в настроении ребенка в школе в начале учебного года у детей двух разных групп: посещавших и не посещавших детские образовательные учреждения. Через 6-7 месяцев различия между двумя группами детей по изучаемым параметрам выравниваются. Тем не менее самые популярные в классе ученики посещали детский сад до школы, что говорит о том, что у данной группы детей более развиты коммуникативные навыки общения в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зотова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Preschool Educational Institutions on the CommunicativeReadiness of First Graders for School

The article analyzes the impact of preschool educational institutions on the communicative readiness of children for school. It also studies the social status of pupils in a class at the beginning and the end of the academic year as well as the dynamics of the emotional attitude of first graders to school. The article reveals statistically significant differences in popularity among pupils and also in the mood of children at school at the beginning of the academic year comparing the children of two different groups: those who attend and the ones who don’t attend the preschool educational institutions. In 6 or 7 months the differences between the two groups of children in terms of the studied parameters are leveled. Nevertheless, the most popular pupils attended kindergartens before going to school which means that their communicative skills are more developed.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения»

1УДК 159.92 ББК 88.621.4

коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения

Т. В. Зотова

Статья посвящена исследованию влияния посещения детьми дошкольных образовательных учреждений на коммуникативную готовность ребенка к школе. Исследовался социальный статус учеников в классе в начале и конце учебного года, а также динамика эмоционального отношения первоклассников к школе. Выявлены статистически значимые различия в популярности среди учеников, а также в настроении ребенка в школе в начале учебного года у детей двух разных групп: посещавших и не посещавших детские образовательные учреждения. Через 6-7 месяцев различия между двумя группами детей по изучаемым параметрам выравниваются. Тем не менее самые популярные в классе ученики посещали детский сад до школы, что говорит о том, что у данной группы детей более развиты коммуникативные навыки общения в группе.

Ключевые слова: готовность к школе, коммуникативная готовность к школе, отношение к школе, социальный статус в классе.

CHILDREN'S COMMUNiCATiVE READiNESS FOR SCHOOL: ROLE AND PLACE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

T. V. Zotova

The article analyzes the impact of preschool educational institutions on the communicative readiness of children for school. It also studies the social status of pupils in a class at the beginning and the end of the academic year as well as the dynamics of the emotional attitude of first graders to school. The article reveals statistically significant differences in popularity among pupils and also in the mood of children at school at the beginning of the academic year comparing the children of two different groups: those who attend and the ones who don't attend the preschool educational institutions. In 6 or 7 months the differences between the two groups of children in terms of the studied parameters are leveled. Nevertheless, the most popular pupils attended kindergartens before going to school which means that their communicative skills are more developed.

Keywords: school readiness, communicative school readiness, attitude to school, social status in the class.

Одним из интегральных показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование готовности детей к обучению в школе, создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив [1].

Современная концепция готовности к обучению разработана Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадриковым на основе методологии си-стемогенеза деятельности [2]. Согласно систе-могенетической концепции учебной деятельности, «готовность к обучению - интегральное

свойство индивидуальности человека, включенного в процесс обучения, отражающее качественно-количественную характеристику его деятельности» [3, с. 260]. «Психологическая структура готовности учащегося к обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (компонентный состав) определяется спецификой учебной деятельности и содержания образования на конкретном этапе обучения» [3, с. 260]. В психологической структуре учебной деятельности выделены пять функциональных блоков учебно-важных качеств (УВК):

личностно-мотивационный; принятия учебной задачи; представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности; информационная основа деятельности; блок управления деятельностью. Психологическая структура учебной деятельности начинает формироваться на шестом году жизни. Уровень сформированности элементарной учебной деятельности в дошкольном возрасте обусловливает успешность начала школьного обучения, то есть уровень стартовой готовности к обучению» [3, с. 260].

Коммуникативная готовность является одной из составляющих личностной готовности ребенка к школе. «Социальная, или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленному ситуацией школьного обучения» [4, с. 67].

При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав «базовых предпосылок коммуникативной готовности входят следующие компоненты:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое (желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника» [5, с. 118].

Коммуникативный компонент относится к

одному из четырех видов универсальных учебных действий [5]. «Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [5, с. 30]. «Главными показателями нормативно-возрастного развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической зада-

чи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания» [5, с. 123].

Многими авторами отмечается благотворное влияние посещения детьми дошкольных учреждений на адаптацию ребенка к школе. В частности, М. Н. Ильина указывает, что в первом классе быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдаются нежелательные изменения в характере общения со сверстниками [6]. М. Н. Волокитина отмечает, что «до поступления в школу некоторые дети, не посещавшие детский сад, еще не находились в таком большом коллективе, как класс. Их жизненный опыт распространяется только на маленькие товарищеские группы из 3-5 детей для игр во дворе своего дома или в еще более тесном семейном кругу. Даже сидя за одной партой, дети еще являются чужими друг другу и отношения их носят чисто внешний характер. Поговорить о чем-либо или поближе познакомиться друг с другом - такого желания в первые дни у них чаще всего еще не возникает» [7, с. 15].

В последние годы дети перестали играть в коллективные «дворовые» игры, их внимание занимают телевидение и компьютеры. И как следствие - дети, не посещавшие детский сад, приходят в школу, не обладая навыками общения. Они плохо понимают, каким образом вести себя в коллективе сверстников, какие нормы поведения существуют.

Нами была поставлена проблема: действительно ли посещение ребенком дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) приводит к формированию коммуникативных умений и лучшей социальной адаптации ребенка в начальной школе.

Цель исследования - изучение влияния посещения ребенком ДОУ на коммуникативную готовность ребенка к школе.

Объект исследования - коммуникативная готовность к школе.

Предмет исследования - социальный статус ребенка в классе; мотивы выбора одноклассников; эмоциональное отношение к школе.

Гипотеза: дети, посещавшие ДОУ, обладают более развитыми коммуникативными качествами, что проявляется в более высоком социальном статусе первоклассника в начале учебного года и, как следствие, в более позитивном отношении к школе.

Задачи исследования:

а) проследить динамику социального статуса первоклассников в начале и конце учебного года;

б) изучить различия между двумя группами детей по количеству выборов в классе;

в) исследовать динамику мотивов предпочтения и отвержения детей в классе;

г) исследовать эмоциональное отношение учеников к школе в начале и конце учебного года.

Исследование проводилось в 2012/13 учебном году в средней общеобразовательной школе Восточного округа г. Москвы. Испытуемые: 22 ученика первого класса (10 девочек и 12 мальчиков). На этапе обработки результатов ученики одного класса были разделены на 2 группы: 1-я группа - 14 учеников, посещавших ДОУ; 2-я группа - 8 учеников, не посещавших ДОУ.

Эксперимент состоял из двух срезов: I срез был проведен в октябре, II срез - в марте текущего учебного года, через 5 месяцев. В каждом срезе исследовалось 3 параметра - социальный статус ребенка в классе, мотивы выбора одноклассников и эмоциональное отношение к школе.

Методы и методики:

- беседа - использовалась для выявления мотивов выбора одноклассников;

- социометрия Дж. Морено.

Цель: изучение социального статуса учеников в классе. Детям задавался вопрос: «С кем бы ты полетел в космос? Выбери не больше трех человек из класса. Но можно и меньше». Подсчитывались показатели: количество выборов; количество взаимных выборов; индекс групповой сплоченности;

- методика «В школу. Из школы».

Цель: исследование эмоционального отношения ребенка к школе. Стимульный материал: 3 карточки, на каждой в верхней части нарисованы 3 графических изображения лица, отражающие различное настроение: радостное, нейтральное и грустное. На 1-й карточке нарисован ребенок, идущий в школу. На 2-й изображен ребенок, сидящим на уроке. На 3-й карточке - ребенок, уходящий из школы. Испытуемый должен выбрать настроение изображенному на карточках ребенку;

- методы статистического анализа данных. Для проверки гипотезы использовались непараметрические критерии, позволяющие проверить статистическую гипотезу на небольшой, как в нашем исследовании, выборке,: и-крите-рий Манна - Уитни (нижняя граница применимости критерия п > 3, верхняя 60), Т-критерий Вилкоксона (применяется при численности выборки от 5 до 50). Критерий Манна - Уитни и Т-критерий Вилкоксона отличается от большинства других критериев тем, что для опровержения нулевой гипотезы эмпирическое значение должно быть меньше или равно критическому. (иэмп < икр Ь Н1).

Результаты и их обсуждение

Представим результаты социометрии в I срезе (табл. 1). Дети, посещавшие детский сад, получили больше выборов в сравнении с детьми, детский сад не посещавшими. Их выбирают в среднем около четырех человек из класса. Они имеют статус «благополучных» (терминология Дж. Морено). В этой группе находятся все «звезды» и только один «аутсайдер». В «звезды» попали 3 ученика: Лена Ж., Алеша С. и Коля К. Эти дети коммуникабельны, активны, многих одноклассников знают с детского сада. В 1-м полугодии в «аутсайдеры» попали Наташа Ц., Юля Д., Олег С. и Саша А. Эти дети не устанавливали контактов в классе, долго адаптировались к новым условиям. Дети, не посещавшие детский сад до школы, имеют в среднем 1 выбор в классе, попадают в категорию «принятые». Из восьми детей, не посещавших ДОУ - три «аутсайдера» и ни одной «звезды».

Во 2-м полугодии в «звездах» остался только Коля К., два других первоклассника перешли в зону «благополучных». Все 4 первокласс-

Таблица 1

Результаты социометрии учеников 1 класса в двух срезах

Социометрический статус ребенка в классе I срез (количество человек) II срез (количество человек)

количество выборов в классе 1-я группа 2-я группа количество выборов в классе 1-я группа 2-я группа

«Звезды» 3 3 0 1 1 0

«Благополучные» 10 9 1 10 6 4

«Принятые» 5 1 4 11 7 4

«Аутсайдеры» 4 1 3 0 0 0

Количество выборов Хср 2,6 3,85 1,3 2,68 3,0 2,37

Количество взаимных выборов в группе 14 12 2 24 13 11

Индекс сплоченности Сп 0,06 0,1

ника, попавшие в «аутсайдеры» в 1-м полугодии, перешли в зону «принятых» при повторном срезе.

Сравнительный анализ результатов социометрии двух срезов показал, что в группе детей, посещавших детский сад, произошло снижение популярности среди одноклассников. Из трех «звезд» остался только один «звездный» ученик. Это связано с тем, что учебная деятельность предъявляет другие основания для взаимодействия, нежели игровая деятельность в детском саду. Поэтому меняются и мотивы выбора учеников по мере освоения учебной деятельности. Группа детей, не посещавших детский сад до школы, во II полугодии стала более популярной среди сверстников по сравнению с I срезом.

1-я группа - ученики, посещавшие до школы ДОУ;

2-я группа - ученики, не посещавшие ДОУ до школы.

Индекс групповой сплоченности в I срезе (октябрь) очень низкий:

Сп = 0,06. Выявлено, что мальчики и девочки общаются между собой, только если они посещали вместе детский сад.

Во II срезе в марте индекс групповой сплоченности повышается:

Сп = 0,1, но все же остается на низком уровне. Ученики первого класса как социальная группа стоят в самом начале своего становле-

ния. Процесс сплочения ребят занимает длительное время.

Был подсчитан Т-критерий Вилкоксона, позволивший сравнить результаты социометрии в I и II срезах для всей выборки, для класса в целом, без разделения на группы детей, посещавших или не посещавших ДОУ: Тэмп = 108,5, Ткр = 75 при п = 22, р < 0,05. Результаты статистически незначимы и говорят о том, что различий в двух срезах относительно социометрических выборов в целом классе не выявлено. Эти различия наблюдаются, только если класс разделить на 2 группы: посещавших ДОУ и не посещавших ДОУ.

Для проверки статистических различий в социальном статусе детей из двух различных групп использовался непараметрический и-критерий Манна - Уитни, позволяющий проверять статистические гипотезы на небольших выборках (п > 3). Различия в I срезе в социальном статусе детей двух групп, посещавших и не посещавших ДОУ, статистически достоверны, иэмп = 14,5, р < 0,01 (табл. 2).

Подобные результаты свидетельствуют о том, что дети, посещавшие детский сад, имеют более развитые коммуникативные качества, позволяющие устанавливать хорошие отношения с одноклассниками. В дошкольном учреждении ребенок имеет возможность активно общаться со сверстниками, учиться выстраивать адекватное взаимодействие с другими детьми

Таблица 2

и- критерий Манна - Уитни

Социометрия Методика «В школу. Из школы»

1-я карточка «В школу» 2-я карточка «В школе»

I срез 14.5*(р < 0,01) 35 15* (р < 0,01)

ср !Т> С: 48 42 35

и взрослыми, привыкает находиться значительное время без родителей.

Во II срезе различия между двумя группами детей в социальном статусе статистически недостоверны (см. табл. 2). Во 2-м полугодии дети, не посещавшие ДОУ, адаптируются и «догоняют» 1-ю группу по количеству полученных выборов.

Были выявлены основные мотивы, на основании которых первоклассники отдают предпочтение конкретным одноклассникам: мотивы исследовались в беседе с учениками и про-ранжированы в порядке предпочтения. Как видим в табл. 3, мотив выбора одноклассников - «их часто хвалит учительница» во 2-м срезе имеет уже 41%, почти столько же, сколько в 1-м срезе мотив «с ними интересно играть на переменах» (42%).

Основными мотивами выбора звезд в начале учебного года являются игровые мотивы («с ними интересно играть на переменах», «приносят в класс игрушки и мультфильмы»). Во 2-м полугодии мотивы выбора «звезд» немного изменились. К игровым мотивам присоединился мотив «его часто хвалит учительница».

Качествами, на основании которых дети попадают в категорию «аутсайдеры», являются: эгоцентризм, агрессивность, отсутствие стремления к взаимодействию с другими детьми.

Представим анализ результатов по методике «В школу. Из школы» (см. табл. 1). Для проверки статистической гипотезы об отсутствии различий между двумя группами детей в их отношении к школе был использован непараме-

трический и-критерий Манна - Уитни. Результаты сравнения двух групп по 1-й карточке -«Настроение по дороге в школу»:

иэмп = 35 (икр = 31, р < 0,05). Различия между двумя группами детей статистически не значимы. Дети двух групп не различаются между собой по тому, с каким настроением они идут в школу. Результаты по 3-й карточке «Из школы» в обоих срезах у детей 2-х разных групп одинаковы (настроение по дороге из школы у всех хорошее), поэтому по 3-й карточке статистические различия не подсчитывались.

По результатам 2-й карточки «В школе» критерий и Манна - Уитни для двух групп детей: и = 15 (и = 22, р < 0,01). Различия

эмп кр 1

между двумя группами детей в том, какое они испытывают настроение, находясь в школе, статистически достоверны. В первой группе детей, посещавших детский сад, настроение в школе более радостное, во второй группе детей, не посещавших детский сад, настроение в школе нейтральное и плохое. Подобные результаты свидетельствуют о том, что дети, посещавшие детский сад, более адаптированы к школе. Усвоенные в детском саду навыки взаимодействия со сверстниками позволяют им испытывать хорошее настроение в школе. Дети, не посещавшие детский сад, испытывают меньше радости от пребывания в школе, некоторые дети испытывают большое эмоциональное напряжение при разлуке с матерью, многие не умеют выстраивать взаимодействие с одноклассниками и как результат, непопулярны среди одноклассников. У детей, не посещавших детский

Таблица 3

Мотивы выбора одноклассников

I cрез II срез

«Предпочитаемые» 1) с ними интересно играть на переменах (42%); 2) просто так, затрудняются в ответе на этот вопрос (26%); 3) их часто хвалит учительница (25%); 4) приносят в класс разные игрушки (17%); 5) вместе посещали детский сад (15%); 6) не дерутся (4%) 1) с ними интересно играть на переменах (48%); 2) их часто хвалит учительница (41%); 3) просто так, затрудняются в ответе на этот вопрос (19%); 4) приносят в класс разные игрушки (15%); 5) вместе посещали детский сад (10%); 6) не дерутся (2%)

«Звезды» 1) с ними интересно играть на переменах; 2) приносят в класс разные игрушки и мультфильмы 1) с ними интересно играть на переменах; 2) часто хвалит учительница

«Аутсайдеры» 1) всем мешает на уроке; 2) дерется; 3) ни с кем не играет на переменах Аутсайдеров во II срезе не выявлено

сад, чаще нейтральное и плохое настроение в школе.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.

1. Дети, посещавшие детский сад до школы, более популярны среди одноклассников в начале учебного года. Они имеют статистически достоверно больше выборов в классе в начале учебного года по сравнению с детьми, не посещавшими детсад.

2. Все «звездные» ученики посещали детский сад до школы. Чтобы иметь высокий социальный статус в классе, ученик должен иметь достаточно продолжительный опыт взаимодействия в группе сверстников, уже сформированные к 1-му классу коммуникативные качества.

3. Критерии выбора «звезд» изменяются по мере адаптации первоклассников к школе. В 1-м полугодии, когда ребенок еще не привык к школе, это развитые коммуникативные качества в игровой деятельности. Во 2-м полугодии добавляется положительная оценка школьника учителем.

4. Адекватное поведение ученика в классе является стабильным мотивом выбора «звезд» и популярных детей на протяжении всего учебного года.

5. Среди аутсайдеров в 1-м полугодии чаще встречаются дети, не посещавшие детский сад до школы. Причиной, по которой дети попадают в «аутсайдеры» в 1-м полугодии, является недостаточный опыт взаимодействия в группе, нежелание устанавливать контакт с одноклассниками, эгоцентризм, незнание норм общения, несфор-мированные коммуникативные качества взаимодействия в группе сверстников, отсутствие опыта длительного пребывания без родителей.

6. Дети, посещавшие детский сад, имеют более позитивное настроение по отношению к школе в начале учебного года по сравнению с детьми, не посещавшими детский сад до школы. Различия статистически достоверны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Во 2-м полугодии в 1-м классе увеличивается количество детей, у которых школа вызывает хорошее настроение, уменьшается количество учеников с нейтральным настроением и отсутствуют ученики, посещающие школу с плохим настроением.

8. Во 2-м полугодии социальный статус среди одноклассников детей из разных групп выравнивается.

9. Дети, не посещавшие детский сад до школы, имеют больший «прирост» в адаптации к школе. Через 7 месяцев они выравниваются в количестве выборов среди одноклассников с детьми, посещавшими детский сад. Таким образом, детям, не имевшим в своем опыте посещения детского сада и широкого общения с большой группой сверстников, требуется 6-7 месяцев, чтобы адаптироваться к школьным условиям, приобрести друзей среди одноклассников и с хорошим настроением учиться в школе.

10. Самые популярные в классе ученики посещали детский сад до школы, что говорит о том, что у данной группы детей более развиты коммуникативные навыки общения в группе.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ярмухаметова, И. А. Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию [Текст] / И. А. Ярмухаметова // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 6-4. - С. 837-840.

2. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Ин-т психологии РАН, 2013. - 464 с.

3. Нижегородцева, Н. В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л. С. Выготского [Текст] / Н. В. Нижегородцева // Ярославский пед. вестн. -2012. - № 1. - Т. 2 (Психолого-педагогические науки). - С. 258-262.

4. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

6. Ильина, М. Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения [Текст] / М. Н. Ильина. - СПб.: Питер, 2006. - 205 с.

7. Волокитина, М. Н. Очерки психологии школьников первого класса [Текст] / М. Н. Волокитина. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. - 212 с.

REFERENCES

1. Yarmukhametova I. A. Preemstvennost v rabote doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya i nachalnoy shkoly kak uslovie uspeshnoy adap-tatsii detey k shkolnomu obrazovaniyu. Funda-mentalnye issledovaniya. 2014, No. 6-4, pp. 837-840.

2. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatelnosti che-loveka. Moscow: In-t psikhologii RAN, 2013. 464 p.

3. Nizhegorodtseva N. V. Problema gotovnosti k obucheniyu v kulturno-istoricheskoy teorii raz-vitiya L. S. Vygotskogo. Yaroslavskiy ped. vestn. 2012, No. 1, Vol. 2 (Psikhologo-peda-gogicheskie nauki), pp. 258-262.

4. Nizhegorodtseva N. V., Shadrikov V. D. Psik-hologo-pedagogicheskaya gotovnost rebenka k shkole: posobie dlya prakticheskikh psik-hologov, pedagogov i roditeley. Moscow: VLA-DOS, 2001. 256 p.

5. Kak proektirovat universalnye uchebnye deyst-viya v nachalnoy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Ed. A. G. Asmolov. Moscow: Prosveshchenie, 2008. 151 p.

6. Ilyina M. N. Podgotovka k shkole. Razvivayush-chie testy i uprazhneniya. St-Petersburg: Piter, 2006. 205 p.

7. Volokitina M. N. Ocherki psikhologii shkol-nikov pervogo klassa. Moscow: Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 1955. 212 p.

Зотова Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии младшего школьника Института детства Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Zotova Tatyana V., PhD in Psychology, Associate Professor, Child Psychology Department, institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.