УДК 371.3
ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
О.А. Черепанова, Я.А. Белогубец
В статье раскрывается роль Всероссийских проверочных работ (ВПР) в региональной системе оценки качества образования (РСОКО). Рассматривается потенциал ВПР как процедуры внешнего оценивания и механизма реализации региональной модели оценки качества образования (РМОКОО). Дается общая характеристика основных задач и особенностей проекта ВПР. В статье представлен опыт проведения и использования результатов ВПР в общеобразовательных организациях Челябинской области.
Ключевые слова: Всероссийские проверочные работы, система оценки качества образования, региональная модель оценки качества общего образования, внешняя оценка результатов обучающихся, сбалансированная система оценочных процедур, механизмы оценивания
В условиях обновления подходов к процессам оценивания в сфере образования России важным компонентом общероссийской системы оценки качества образования становится согласованность оценочных процедур для диагностики качества результатов, достигнутых обучающимися при освоении образовательных программ общего образования.
На региональном уровне совокупность согласованных процедур оценки качества результатов обучающихся рассматривается компонентом региональной системы оценки качества образования и определяется в соответствующих нормативных и концептуальных документах. В Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области (далее - РСОКО) [4] обозначены основные подходы к осуществлению механизмов оценки качества общего образования с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляемых периодически. К таким процедурам отнесены исследований по оценке
качества результатов обучающихся на территории Челябинской области. Роль и функции этих исследований уточнены в региональной модели оценки качества общего образования Челябинской области (далее - РМОКОО), где они определены как периодические процедуры, предусматривающие «учет результатов исследований различных уровней: международного, национального и регионального» [4, с.15].
При этом задачи РМОКОО соотносимы с задачами общероссийской системы оценки качества образования и нацелены на получение реальных и достоверных данных о качестве и результатах обучения при освоении образовательных программ общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) общего образования для принятия дальнейших решений по совершенствованию системы образования. Важным в этой связи является встраивание процедур оценки качества общего образования, проводимых на различных уровнях (международный, федеральный, региональный уровни) в структуру РСОКО с целью повышения эффективности внешнего оценивания как механизма оценки качества образования.
На федеральном уровне исследования качества образования в части оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающихся осуществляются по инициативе Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) и направлены на решение задачи «построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, дающей возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом и в каждом регионе отдельно» [1, с.1]. Процедуры исследований федерального уровня представлены двумя основными проектами: Национальные исследования качества образования (НИКО),
Всероссийские проверочные работы (ВПР). Реализация заявленных проектов осуществляется путем проведения регулярных исследований качества общего образования на их основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования.
В данной статье нами рассматривается потенциал Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), как одной из составляющих общероссийской системы оценки качества образования, а также как одного из механизмов региональной модели оценки качества образования.
Главная идея проекта ВПР состоит в том, чтобы выработать единые подходы к оценке школьного образования. По словам Сергея Кравцова, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования, важно фиксировать не только результаты учащихся, полученные в рамках итоговых экзаменов в 9-х и 11-х классах (ГИА-9 и ЕГЭ-11), но и промежуточные результаты процесса обучения и их динамику [5]. Осуществлять такую промежуточную оценку возможно с помощью всероссийских проверочных работ, проводимых по всем предметам и во всех классах общеобразовательных организаций страны.
Основная цель ВПР состоит в получении реальных данных о качестве и результатах обучения, о том, насколько полно учащиеся осваивают знания и навыки, установленные ФГОС общего образования. При этом, рассматривая ВПР в качестве механизма оценки качества образования на региональном уровне, следует отметить интегрирующую роль региональной модели оценки качества общего образования, позволяющей синхронизировать процедуры оценки предметных результатов обучающихся по учебным предметам ВПР с процедурами оценки метапред-метных результатов обучающихся в рамках региональных исследований качества образования (РИКО).
Важными особенностями ВПР являются единые модели проведения процедуры оценки, единые диагностические работы, единые критерии оценивания выполненных работ обучающихся и одновременность
проведения работ по всей стране, что обеспечивает единство оценочного пространства Российской Федерации и прозрачность результатов введения ФГОС общего образования.
Рассматривая в данной статье особенности ВПР в условиях реализации региональной модели оценки качества общего образования, отметим, прежде всего, организационные особенности проведения процедур всероссийских проверочных работ, важных для регионального уровня. ВПР не являются экзаменом и процедурой итоговой аттестации обучающихся. ВПР представляют собой аналог контрольных работ, традиционно проводившихся в школах и раньше. Всероссийские проверочные работы хотя и проводятся одновременно по всей стране (по часовым поясам), но при этом проходят в каждой школе самостоятельно, в своем режиме.
Школьники Челябинской области с 2015 года в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области [2, 3] принимают участие во всех мероприятиях ВПР по всем заявленным учебным предметам: в декабре 2015 года, в мае 2016 года - 4-е классы (по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»), в ноябре 2016 года - 2-е и 5-е классы (по предмету «Русский язык»). Всего за это время приняли участие почти 32500 учеников 4-х классов из 746 (100%) школ Челябинской области, более 18000 обучающихся 2-х классов и 5-х классов из 180 (25%) школ Челябинской области. Все мероприятия ВПР осуществляются при организационном и информационно-методическом сопровождении в рамках периодичных процедур РМОКОО Челябинской области. Это позволяет на управленческом уровне синхронизировать мероприятия ВПР, как внешнего оценивания, с мероприятиями по оценке качества образования муниципального и институционального уровня, в целом не перегружая образовательный процесс в школах. Так, в ходе подготовки и проведения мероприятий ВПР в Челябинской области определен региональный координатор ВПР -ГБУ ДПО «Региональный центр оценки
качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО), осуществлена информационно-технологическая под-
держка общеобразовательных организаций при регистрации в информационной системе ВПР СтатГрад (https://vpr.statgrad.org) и ее дальнейшем использовании, организовано проведение инструктивно-методических совещаний для муниципальных координаторов ВПР, открыта консалдинговая страница сопровождения ВПР на официальном сайте ГБУ ДПО РЦОКИО: https://rcokio.ru/vpr/ .
Другой важной особенностью ВПР является использование единых диагностических работ и критериев оценивания выполненных работ обучающихся. В условиях реализации ФГОС общего образования, школы не могут ограничиваться контрольными работами, предназначенными исключительно для оценки результатов обучающихся в отдельно взятой школе. Сегодня требуется диагностический инструментарий, направленный на оценивание эффектов образования, в том числе в рамках единой внешней оценки индивидуальных достижений обучающихся.
Диагностические работы, проводимые в рамках ВПР разработаны на федеральном уровне. Измерительные материалы, основанные на системно-деятельностном и компе-тентностном подходах, представляют собой совокупность заданий, отражающих содержание программ начального общего или основного общего образования в соответствии с ФГОС начального общего образования (далее - ФГОС НОО) и ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО). Диагностические работы для ВПР в 11 -х классах включают для проверки наиболее значимые элементы содержания учебных предметов (в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта), важные для общего развития выпускника и его жизни в обществе [5].
Используемые в измерительных материалах тексты заданий сформулированы в соответствии с формулировками, принятыми в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразо-
вательных организациях.
Экспертная проверка работ обучающихся, выполненных в ходе ВПР, осуществляется учителями той же школы, где проводится исследование, на основе стандартизированных критериев, представленных в спецификации диагностической работы. Результаты выполнения диагностических работ оформляются в первичных баллах и вносятся в систему автоматизированной обработки. Суммарные первичные баллы, набранные участником исследования, могут быть по желанию образовательной организации или обучающегося переведены в отметки по пятибалльной шкале на основе рекомендаций, приведенных в спецификациях измерительных материалов соответствующих диагностических работ. Таким образом, соблюдается принцип единообразия в подходах к содержанию оценивания в соответствии с ФГОС общего образования и к обоснованной критериальной системе оценивания выполненных работ, что позволяет объективизировать полученные результаты ВПР, в том числе на региональном уровне.
Отдельно необходимо остановиться на еще одной важной особенности ВПР - обеспечении прозрачности результатов введения ФГОС общего образования. Именно получение достоверной информации о качестве образовательных результатов обучающихся является одной из значимых задач РМОКОО и решается данная задача на региональном уровне через использование механизма периодичных процедур, в том числе ВПР.
Результаты ВПР в течение 3 -4-х дней после проведения работы передаются в школы через информационную систему ВПР СтатГрад, и вся информация становится доступной для учителей и учеников. Доступна эта информация и для родителей, которые тоже могут увидеть, в чем есть пробелы у детей, что можно исправить дальше на уроках или с помощью дополнительных занятий в школе, в чем может быть оказана помощь дома. Так в самой процедуре проведения заявляется переход от принципа оценивания только по соответствию норме к принципу оценивания в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией обучаю-
щегося ВПР - уникальный механизм внеш- вать результаты на различных уровнях при-него оценивания, позволяющий использо- нятия управленческих решений (таблица 1).
Таблица 1
Уровни принятия управленческих решений по результатам ВПР
Федеральный уровень - мониторинг введения ФГОС НОО; - формирование базы результатов обучающихся
Региональный и муниципальный уровень - выявление и поддержка школ, демонстрирующих слабые результаты; - внесение корректив в отдельные аспекты региональной системы оценки качества образования; - внесение корректив в систему повышения квалификации учителей; - разработка методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов
Институциональный уровень (уровень образовательной организации) -самодиагностика для общеобразовательных организаций, в том числе для предоставления возможности различным категориям пользователей получать информацию о реальных результатах обучающихся; - внесение корректив в образовательный процесс
Так, по итогам проведения ВПР в 2016 году была получена информация об уровне достижения планируемых результатов обучающимися 4-х классов общеобразовательных организаций Челябинской области по
учебным предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», которая позволила сделать вывод о высоком качестве начального общего образования в Челябинской области - 98% (таблица 2).
Таблица 2
Уровень достижения планируемых результатов обучающимися 4-х классов в ВПР в 2016 году
Учебный предмет Средний процент выполнения Средний процент качества
Челябинская область Российская Федерация Челябинская область Российская Федерация
Русский язык 98,0 97,2 86,7 82,2
Математика 98,0 97,4 83,0 81,5
Окружающий мир 98,8 98,4 75,2 74,4
В ходе углубленного анализа по предметам ВПР в 4-х классах было рассмотрено состояние уровня предметной подготовки выпускников начального общего образования в регионе. В результате анализа полученных данных в 2016 году выявлены следующие положительные тенденции по результатам оценки качества НОО:
большинство обучающихся 4-х классов демонстрируют устойчивое качество подготовки в начальной школе в соответствии с
Представленная информация говорит о наличии общих затруднений обучающихся при выполнении отдельных заданий, а значит, о неустойчивости освоения содержания отдельных тем программы начального общего образования.
Затруднения у четвероклассников вызвали задания по русскому языку в разделах «морфология» и «развитие речи», по математике в применении умений, связанных с многокомпонентными арифметическими действиями, соблюдении необходимого порядка действий, умения решать текстовые задачи, умения анализировать геометрические фигуры. По предмету «Окружающий мир» выявились недостаточные сведения у обучающихся по определению территории, континентов на географической карте, а также слабые представления о достопримечательностях и памятных местах в своем регионе, культуре нашей страны.
Проведение ВПР в Челябинской области позволило на уровне региона реализовать ряд задач содержательного, технологическо-
требованиями ФГОС НОО;
устойчивая динамика качественной успеваемости обучающихся наблюдается в существенной доле муниципальных образований (25%).
Однако более детальный анализ позволил выявить проблемные зоны и затруднения обучающихся. Так, при высоком показателе общей успеваемости количество обучающихся, набравших максимальный балл, оказалось очень небольшим (таблица 3).
го и управленческого характера с дальнейшей трансляцией их на муниципальный и институциональный уровень:
- в содержательном аспекте: зафиксированы позиции широкомасштабного первичного среза уровня образовательных результатов выпускников начального общего образования по всей стране, в том числе по Челябинской области; данные результаты по основным предметам НОО являются стартовыми для последующего мониторинга качества начального общего образования и выявления тенденций по итогам полученных результатов;
- в технологическом аспекте: апробированы образовательными организациями технологические ресурсы федерального информационного портала ВПР СтатГрад) для проведения, обработки и обобщения полученных результатов ВПР на федеральном уровне, на уровне региона, каждого муниципалитета, каждой отдельной образовательной организации;
- в управленческом аспекте: в Челябинс-
Таблица 3
Результаты распределения максимальных баллов по учебным предметам ВПР
Учебный предмет Максимальный балл за всю работу Общее количество обучающихся Количество обучающихся, набравших максимальный балл
Математика 18 32456 1310
Русский язык 43 32029 853
Окружающий мир 30 32413 324
кой области осуществлена апробация условий проведения всех оценочных процедур ВПР на уровне образовательных организаций при сопровождении на муниципальном и региональном уровнях; выявлена необходимость обобщения опыта эффективных муниципальных моделей оценки качества образования, включающих образовательные организации, показавшие наиболее высокие результаты ВПР, а также необходимость оказания поддержки образовательным организациям, демонстрирующим низкие результаты;
- в методическом аспекте: определена необходимость совершенствования программ для адресного повышения квалификации педагогических работников, необходимость привлечения к анализу и интерпретации результатов ВПР экспертов по исследуемым предметам в рамках процедур оценки качества образования.
В целом, итоги состоявшихся в 2016 году процедур всероссийских проверочных работ в 4-х классах показали актуальность ВПР, как механизма внешнего оценивания качества общего образования на территории Челябинской области.
Таким образом, подтвердилась значимость реализации задач региональной системы оценки качества образования, направленных на сбор и анализ широкого спектра данных о состоянии муниципальных систем образования с использованием ресурсов внешней оценки качества образования. Проведение ВПР в составе сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования обеспечивает открытость региональной системы оценки качества образования и предоставляет возможность принятия на единой информационной основе решений по всей вертикали управления системой общего образования Челябинской области.
Список литературы
1. Концепция национальных исследований качества образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eduniko.ru/--c20b5
2. Письмо Рособрнадзор от 02.02.2017
№ 05-41 «Всероссийские проверочные работы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rcokio.ru/files/upload/okor/-pismo_ron_05-41.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2015 г. № 1381 «О проведении мониторинга качества образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/documents/-regionalnye-dokumenty
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.04.2016 г. № 01/1081 «О проведении Всероссийских проверочных работ в Челябинской области в 2016 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/documents/-regionalnye-dokumenty
5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/documents/regionalnye-dokumenty
References
1. Koncepciya nacional'nyh issledovanij kachestva obrazovaniya [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.eduniko.ru/--c20b5
2. Pis'mo Rosobrnadzor ot 02.02.2017 № 0541 «Vserossijskie proverochnye raboty» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/upload/okor/pi smo_ron_0 5 -41.pdf
3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 26.11.2015 g. № 1381 «O provedenii monitoringa kachestva obrazovaniya» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/documents/regionalnye-dokumenty
4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 14.04.2016 g. № 01/1081 «O provedenii Vserossijskih proverochnyh rabot v CHelyabinskoj oblasti v 2016 godu» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/documents/ regionalnye-dokumenty
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. №
01/3525 «Ob utverzhdenii Koncepcii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/documents/regionalnye-dokumenty
Сведения об авторах
Черепанова Ольга Александровна -
кандидат педагогических наук, начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Белогубец Яна Андреевна - начальник лаборатории организационно-методического сопровождения отдела обеспечения
оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Cherepanova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department «Ensuring the assessment quality of educational outcomes», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Belogubets Y.A. - Head of laboratory of organizational and methodological support of the Department «Ensuring the assessment quality of educational outcomes», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk