Научная статья на тему 'Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике'

Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / оценка / компетенции / учитель / национальный проект / quality of education / assessment / competencies / teacher / national project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байханов И. Б.

В статье описан региональный опыт повышения качества общего образования через создание комплекса условий для профессионального развития педагогов. Охарактеризованы механизмы функционирования региональной системы учительского роста и основные направления ее развития. Раскрыта роль диагностики уровня предметно-методических компетенций педагогов в системном управлении качеством образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байханов И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF EDUCATION AS A STRATEGIC GOAL OF THE REGIONAL EDUCATIONAL POLICY IN THE CHECHEN REPUBLIC

The author of the article describes the regional experience of improving the quality of general education through creating a set of conditions for the professional development of pedagogues. The author provides characteristics of the functioning mechanisms of the regional system of teacher growth and the main directions of development of this system. The article reveals the role of diagnostics of the level of subject and methodical competencies of pedagogues in the systemic management of the quality of education in the region.

Текст научной работы на тему «Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике»

АВГУСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

УДК 373

Байханов И. Б.

Кандидат политических наук, министр образования и науки Чеченской Республики, г. Грозный E-mail: moin.chr@mail.ru

Ismail B. Baykhanov

PhD (Political Sciences), Minister of Education and Science of the Chechen Republic, Grozny, Chechen Republic, Russia

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье описан региональный опыт повышения качества общего образования через создание комплекса условий для профессионального развития педагогов. Охарактеризованы механизмы функционирования региональной системы учительского роста и основные направления ее развития. Раскрыта роль диагностики уровня предметно-методических компетенций педагогов в системном управлении качеством образования в регионе.

Ключевые слова: качество образования, оценка, компетенции, учитель, национальный проект.

Комплексная реформа системы образования в России ориентирована на повышение доступности, качества и эффективности образования [3], при этом особенности и актуальные задачи образовательной политики Чеченской Республики во многом определены событиями постсоветского периода в истории региона. В течение нескольких лет после завершения военной антитеррористической кампании приоритетами развития образовательного пространства республики было восстановление дорог, теплотрасс и электросетей,

Как цитировать статью: Байханов И. Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской республике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 46-55. БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10042.

ремонт разрушенных зданий школ и детских садов, строительство новых образовательных организаций, обеспечение их транспортными средствами и средствами обучения [13, с. 46]. Проблемы качества образования неизменно осознавались как актуальные, но оставались без должного внимания.

Ситуация изменилась к 2015 году, когда обществом и руководством региона были поставлены масштабные задачи в области качества образования — обеспечение прозрачности и объективности процедур государственной итоговой аттестации, достижение среднероссийских результатов выпускников в государственной итоговой аттестации и, как результат, обеспечение конкурентоспособности выпускников школ республики [2].

Поставленные задачи стали предметом широкого профессионально-общественного обсуждения, в регионе была сформирована соответствующая педагогическая повестка. Сегодня Чеченская Республика приблизилась к решению задачи доступности общего образования, и стратегической управленческой целью является переход к качественному общему образованию. Вопросы повышения качества образования в регионе держит на особом контроле Глава Чеченской Республики Герой России Р. А. Кадыров, который в своих выступлениях подчеркивает: «Одной из наших главных задач является совершенствование системы образования. Повышение ее уровня серьезно сказывается в целом на социально-экономическом развитии республики. Наш Первый Президент, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров говорил: „Учитель создает нацию". Эти слова актуальны всегда, в любое время. Мы все в ответе за подрастающее поколение. Насколько качественным будет образование и воспитание в школах, настолько достойнее будет жизнь народа» [4]. Для управления качеством образования в республике создан Центр оценки качества образования, разработана региональная система оценки качества образования, подготовлены специалисты в области оценочной деятельности.

Внедрение современной модели оценки качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [7, с. 17], использование прогрессивных форм проведения контрольно-оценочных процедур, таких как стандартизированное тестирование, адаптивное тестирование, компьютерное тестирование, формирующее оценивание, позволяет выявить ресурсные дефициты

и факторы, влияющие на образовательные результаты обучающихся, скорректировать организационно-методическую помощь школам и индивидуальные траектории профессионального развития педагогов. Министерство образования и науки Чеченской Республики действует в полном соответствии с рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «Должно быть корректное использование результатов оценки качества образования. Результаты должны использоваться только для стимулирования развития образования» [5, с. 7].

Так, исследования, позволяющие получить достоверную информацию об индивидуальном уровне учебных достижений обучающихся, используются в Чеченской Республике для организации адресной и своевременной коррекции процесса обучения и достижения в дальнейшем более высоких результатов. Механизмы внешнего оценивания органично «встраиваются в структуру региональных (муниципальных, институциональных) систем оценки качества общего образования» [12, с. 32].

Региональные лонгитюдные мониторинговые исследования качества образования в Чеченской Республике выявляют проблемы с формированием базовых метапредметных компетенций, недостаточность основных предметных знаний, дефициты в знании русского языка, заметные уже в начальной школе. Устранение выявленных педагогических проблем проводится на основе анализа результатов диагностики образовательных достижений обучающихся: разрабатываются адресные методические рекомендации для обеспечения возможности достижения учащимися к концу учебного года планируемых результатов образования, для повышения уровня сформированности универсальных учебных действий. Адресные методические рекомендации по итогам диагностического исследования по преодолению выявленных проблем и улучшению качества образования формируются для разных групп пользователей. Анализ результатов внешней независимой оценки качества образования позволяет педагогам провести коррекцию используемых форм и методов обучения, организовать с обучающимися коррекционные занятия в микрогруппах и т.п.

Таким образом, основными пользователями результатов диагностического исследования являются обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги и администрация образовательных организаций, муниципальные органы управления образования, Министерство образования и науки Чеченской Республики.

Данные, полученные в ходе диагностических исследований, используются для определения достижений отдельных образовательных организаций Чеченской Республики и распространения лучших практик по организации эффективного учебно-воспитательного процесса.

Многоуровневая оценка качества школьного образования показывает результативность предпринимаемых мер. Одним из инструментов независимого, объективного контроля качества является Единый государственный экзамен (ЕГЭ), результаты которого можно рассматривать как индикатор преобразований в региональной системе образования. Показатели государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных организаций Чеченской Республики имеют положительную динамику: растет средний балл по всем предметам ЕГЭ (в 2019 г. по сравнению с 2017 г. продемонстрирован рост показателей по русскому языку на 7,8 пунктов, по профильной математике — на 0,8 пунктов, по базовой математике — на 20,7 пунктов), в 2019 г. десять выпускников сдали один из экзаменов на сто баллов, стабильно снижается доля выпускников, не преодолевших минимальный порог ЕГЭ по обязательным предметам. Результаты ЕГЭ являются в регионе основой «для внутренней работы и реализации точечных проектов по повышению качества образования» [5, с. 8].

Как показывают сравнительные мониторинговые исследования качества образования в регионах России, «к числу факторов, на основе которых можно управлять качеством образования, следует отнести квалификацию учителей и создание условий для формирования и развития познавательной активности учащихся» [7, с. 88]. В связи с этим решение прорывных задач повышения качества образования в регионе в первую очередь связывается с организацией системы повышения профессиональных компетенций педагогов, основанной на анализе результатов диагностики уровня сформированности предметно-методических компетенций и реализуемой через механизмы информального образования.

Кадровый потенциал системы образования Чеченской Республики достаточен для решения самых сложных задач: педагоги региона доказывают свою состоятельность в различных профессиональных конкурсах и соревнованиях, учитель обществознания А. Динаев стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года - 2018». Министерство образования и науки Чеченской Республики прилагает усилия по выявлению новых достойных претендентов на «Хрустального пеликана» — педа-

гогов, «имеющих высокий общественный рейтинг и признание за распространение лучших практик, обеспечивающих повышение качества образовательных результатов» [6, с. 9], и не вызывает сомнения тот факт, что они в республике есть. Однако «совершенствование современного образовательного процесса, в том числе форм контрольно-оценочных процедур, требует постоянного приращения профессиональных навыков педагога» [1, с. 54]. При этом в отношении уровня профессионализма массового учителя мы вынуждены отметить существование серьезных проблем. Необходимо признать, что длительный период изоляции системы образования Чеченской Республики от единого образовательного пространства страны отрицательно повлиял на качество кадровых ресурсов региона [10, с. 2]. Так, в 2016 г. в ходе исследования уровня предметных компетенций учителя русского языка школ Чеченской Республики смогли выполнить предложенные задания только на 38%, а учителя математики всего на 32%. Полученные результаты потребовали срочного принятия мер по исправлению ситуации: знания по предмету являются фундаментом профессионализма педагога, базой для формирования методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций. При этом, «как правило, дефициты предметной подготовки достаточно сложно корректируются в рамках существующей системы повышения квалификации, имеющей преимущественно методическую направленность» [10, с. 2]. Необходимо внедрение механизмов персонификации систем профессионального развития учителя с учетом результатов оценки и диагностики его компетенций, совершенствование методов стимулирования профессиональных достижений педагога.

На основе обобщения передового опыта и лучших российских практик в Чеченской Республике начато создание региональной (национальной) системы учительского роста (далее — РСУР). Во многих регионах Российской Федерации сегодня «созданы все условия для освоения национальной системы учительского роста. Речь идет о региональной модели, целью которой является создание единого регионального непрерывного педагогического образовательного пространства, раскрывающего потенциал каждого педагога и позволяющего оказывать адресную поддержку в его профессиональной деятельности, и, конечно же, внедрение региональной модели профессионального становления и развития педагога» [14, с. 47].

В основе модели РСУР лежит идея непрерывного профессионально-

го развития учителя в следующих содержательных областях: «1. Знание предметного содержания: глубокое понимание курса предмета, изучаемого в школе; 2. Знание методики преподавания предмета: знание способов наилучшего представления учащимся конкретного учебного материала. <.. .> 3. Знание основ педагогики: общие знания о планировании, оптимизации учебного процесса (знание об особенностях обучения отдельных групп учащихся, методах обучения, стратегиях управления учебным процессом)» [8, с. 21]. Известно, что сегодня «приоритеты в структуре деятельности учителя меняются с предметно-методических на оценочно-аналитические, организационно-управленческие и социально-психологические» [11, с. 49], поэтому РСУР призвана обеспечить совершенствование предметной и методической подготовки учителя, профессиональное развитие педагогов в области психологии и возрастной физиологии.

С каждым годом увеличивается численность учителей, охваченных региональной системой учительского роста. В 2019 году мероприятия РСУР и проекта «РСУР-профи», реализуемого Министерством образования и науки Чеченской Республики совместно с Федеральным институтом педагогических измерений и АО «Академия „Просвещение"», охватили уже около 6,5 тысяч учителей русского языка, математики, физики, истории, географии, обществознания, ИКТ, английского языка. Около 600 учителей химии и информатики повышают квалификацию на базе ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова». Профессиональное развитие учителей начальных классов обеспечивается Чеченским институтом повышения квалификации в ходе реализации проекта «Будущее Чечни». Обучение проходит в форме реализации дополнительных профессиональных программ (курсов повышения квалификации) с использованием современных методик интерактивного обучения на очных практико-ориентированных методических семинарах, дистанционных онлайн-занятиях, с использованием стартовых, промежуточных и итоговых диагностических процедур, позволяющих оценить динамику роста предметных компетенций.

Так, учителя английского языка обучаются по дополнительной профессиональной образовательной программе «Совершенствование коммуникативной и методической компетенций учителей английского языка общеобразовательных организаций Чеченской Республики (уровни коммуникативной компетенции В1-В2; В2-С1)». Программа объемом

144 ак. ч. предусматривает проведение входного онлайн-тестирования языковых навыков; очных методических семинаров и онлайн-обучения с привлечением преподавателей — носителей языка; итоговой аттестации. В группе учителей английского языка, прошедших обучение по этой программе в 2018 г., сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования, проведенный с использованием адаптивного теста Placement Test Profile (Pearson), показал увеличение среднего балла владения английским языком по шкале Global Scale of English на 9,96%, а по Общеевропейской шкале CEFR (Common European of Reference) показал продвижение от верхней границы уровня А2+ до верхней границы уровня В1. Благодаря валидному инструментарию получены убедительные доказательства повышения уровня предметных и методических компетенций учителей английского языка Чеченской Республики, при этом каждый учитель получил индивидуальные рекомендации по дальнейшему совершенствованию предметных и методических компетенций. В настоящее время из числа учителей, прошедших обучение по дополнительной профессиональной программе, формируется методический актив для распространения передового педагогического опыта в Чеченской Республике, для организации эффективной работы методических объединений учителей английского языка, для развития среды профессионального общения педагогов и для оказания методической помощи учителям английского языка при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства и аттестации — все эти механизмы поддержки профессионального развития наряду с механизмами материального и нематериального стимулирования являются составными частями РСУР.

Аналогичная работа проводится и в профессиональных сообществах учителей других предметных областей. Таким образом, РСУР предоставляет педагогам Чеченской Республики возможность осуществления профессионального учительского роста, в том числе связанного с «освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций: ОТФ В „Проектирование образовательных программ"; ОТФ С „Координация деятельности участников образовательных отношений по проектированию и реализации образовательных программ"» [9, с. 62].

Реализация программ дополнительного профессионального образования в РСУР дает заметные результаты, но впереди еще много работы.

Далеко не все поставленные задачи решены, профессиональный уровень массового учителя все еще недостаточно высок. Так, в 2019 г. уровень владения содержанием образовательной программы выше базового продемонстрировали всего лишь 44% учителей физики, аналогичная ситуация наблюдается и среди учителей других предметов.

Результаты международных исследований по оценке качества образования показывают: образовательные достижения учащихся — отражение профессиональных качеств учителя. Поэтому работа по созданию условий для профессионального развития учительского корпуса в Чеченской Республике будет продолжена. Участие региона в реализации Национального проекта «Образование» открыло в этом направлении новые беспрецедентные возможности.

Сегодня с уверенностью можно утверждать, что за последние годы система образования Чеченской Республики перешла на новый этап своего развития. В системе сохраняется ряд сложных и нерешенных проблем, но она совершенствуется в полном соответствии стратегическим целям в области развития сферы образования Российской Федерации, зафиксированным в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в Национальном проекте «Образование». При этом стратегические цели региональной образовательной политики выведены из глубокого анализа состояния дел в сфере образования Чеченской Республики. Приоритетный целевой ориентир — переход от доступности общего образования к качественному общему образованию, создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, с приоритетами государственного развития.

Литература

1. Амбарцумова Э. М. Формирование готовности педагогов к использованию современных форм контроля и оценки образовательных достижений школьников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 230 с.

2. Байханов И. А. Образование в Чеченской Республике: от восстановления — к развитию // Образовательная политика. 2015. № 2 (68). С. 120-124.

3. Боченков С. А. Опыт Российской Федерации в формировании национальной системы оценки качества общего (школьного) образования (с фокусом на национальных экзаменах и мониторинговых исследованиях образовательных достижений) / Серия аналитических материалов. Выпуск 20. Чебоксары, 2015. 65 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rcoko.khb.ru/files/uploads/ oko/resources/RF.pdf (дата обращения: 20.10.2019).

4. Глава Чечни дал 10 дней на разработку плана по решению проблем в сфере образования [Электронный ресурс] // ЧеченИнфо. 08.02.2019. URL http://www.checheninfo.ru/195203 (дата об-

ращения 28.10.2019).

5. Единая система оценки качества образования (ЕСОКО) / Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ common/upload/news/infomaterial/ESOCO_rus_Print.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

6. Калашникова Н. Г., Жаркова Е. Н. Управление становлением региональных систем учительского роста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2017. № 3. С. 6-10.

7. Ковалева Г. С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4 (31). С. 83-95.

8. Ковалева Г. С. Перспективные направления развития системы оценки качества образования: международный и отечественный опыт: доклад // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 4 (42). С. 12-24.

9. Пояснительная записка к модели Национальной системы учительского роста (НСУР) // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. C. 62-63. DOI: 10.17759/pse.2017220409.

10. РСУР. Проект «Региональная система учительского роста» // Министерство образования и науки Чеченской Республики. Центр оценки качества образования Чеченской Республики. Чеченский институт повышения квалификации работников образования. Грозный, 2017. 7 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/ (дата обращения: 28.10.2019).

11. Рытов А. И., Фиофанова О. А. Международный анализ моделей, применяемых в практике оценки компетенций учителей // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 49-55.

12. Титаренко Н. Н., БелогубецЯ. А., Нафикова С. Ф. и др. Региональные подходы к разработке диагностического инструментария и порядка проведения оценочных процедур / // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2017. № 2 (3). С. 32-38.

13. Чеченская Республика в цифрах. 2019: краткий статистический сборник. Грозный, 2019. 170 с. С. 46.

14. Якунина И. Е., Гусева И. В. Развитие региональной системы учительского роста // Наука и практика регионов. 2017. № 3 (8). С. 45-49.

QUALITY OF EDUCATION AS A STRATEGIC GOAL OF THE REGIONAL EDUCATIONAL POLICY IN THE CHECHEN REPUBLIC

The author of the article describes the regional experience of improving the quality of general education through creating a set of conditions for the professional development of pedagogues. The author provides characteristics of the functioning mechanisms of the regional system of teacher growth and the main directions of development of this system. The article reveals the role of diagnostics of the level of subject and methodical competencies of pedagogues in the systemic management of the quality of education in the region.

Keywords: quality of education, assessment, competencies, teacher, national project

References

• Ambarcumova E. M. Formirovanie gotovnosti pedagogov k ispol'zovaniyu sovremennyh form kon-trolya i ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij Shkolnikov: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2019. 230 s. [In Rus].

• Bajhanov I. A. Obrazovanie v Chechenskoj Respublike: ot vosstanovleniya — k razvitiyu // Obrazovatel'naya politika. 2015. № 2 (68). S. 120-124. [In Rus].

• Bochenkov S. A. Opyt Rossijskoj Federacii v formirovanii nacional'noj sistemy ocenki kachestva ob-shchego (shkol'nogo) obrazovaniya (s fokusom na nacional'nyh ekzamenah i monitoringovyh issle-dovaniyah obrazovatel'nyh dostizhenij) / Seriya analiticheskih materialov. Vypusk 20. Cheboksary, 2015. 65 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rcoko.khb.ru/files/uploads/oko/resources/RF.pdf (data obrashcheniya: 20.10.2019). [In Rus].

• Chechenskaya Respublika v cifrah. 2019: kratkij statisticheskij sbornik. Groznyj, 2019. 170 s. S. 46. [In Rus].

• Glava Chechni dal 10 dnej na razrabotku plana po resheniyu problem v sfere obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // CHechenInfo. 08.02.2019. URL http://www.checheninfo.ru/195203 (data obrashcheniya: 28.10.2019). [In Rus].

• Edinaya sistema ocenki kachestva obrazovaniya (ESOKO) / Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere obrazovaniya (Rosobrnadzor) [Elektronnyj resurs]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/ news/infomaterial/ESOCO_rus_Print.pdf (data obrashcheniya: 01.11.2019). [In Rus].

• Kalashnikova N. G., Zharkova E. N. Upravlenie stanovleniem regional'nyh sistem uchitel'skogo rosta // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2017. № 3. S. 6-10. [In Rus].

• Kovaleva G. S. Osobennosti ocenki kachestva obrazovaniya v nachal'noj shkole v Respublike Tatarstan // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. № 4 (31). S. 83-95. [In Rus].

• Kovaleva G. S. Perspektivnye napravleniya razvitiya sistemy ocenki kachestva obrazovaniya: mezhdun-arodnyj i otechestvennyj opyt: doklad // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2017. T. 2, № 4 (42). S. 12-24. [In Rus].

• Poyasnitel'naya zapiska k modeli Nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta (NSUR) // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2017. T. 22, № 4. C. 62-63. DOI: 10.17759/pse.2017220409. [In Rus].

• RSUR. Proekt «Regional'naya sistema uchitel'skogo rosta» // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chechenskoj Respubliki. Centr ocenki kachestva obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. Chechenskij institut povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. Groznyj, 2017. 7 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.apkpro.ru/ (data obrashcheniya: 28.10.2019). [In Rus].

• Rytov A. I., Fiofanova O. A. Mezhdunarodnyj analiz modelej, primenyaemyh v praktike ocenki kompe-tencij uchitelej // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 3. S. 49-55. [In Rus].

• Titarenko N. N., Belogubec Ya. A., Nafikova S. F. i dr. Regional'nye podhody k razrabotke diagnostichesk-ogo instrumentariya i poryadka provedeniya ocenochnyh procedur / // Nauchno-metodicheskoe obe-spechenie ocenki kachestva obrazovaniya. 2017. № 2 (3). S. 32-38. [In Rus].

• Yakunina I. E., Guseva I. V. Razvitie regional'noj sistemy uchitel'skogo rosta // Nauka i praktika re-gionov. 2017. № 3 (8). S. 45-49. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.