УДК 371
АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ УРОВНЕВОЙ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА
О.В. Вострякова
Статья обобщает опыт участия Курганской области в проекте по апробации уров-невой оценки компетенций учителей русского языка и математики в 2017 году в рамках Национальной системы учительского роста.
Ключевые слова: Национальная система учительского роста; уровневая оценка компетенций учителей; «дорожная карта», единые федеральные оценочные материалы, аттестация педагогических работников, диагностическая работа; профессиональная задача.
Президент Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23 декабря 2015 года поручил Правительству Российской Федерации обеспечить формирование национальной системы учительского роста (далее -НСУР), направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации [5].
Концептуальными положениями НСУР являются:
- создание системы стимулов для профессионального роста учителей на основе федеральной (объективной и независимой) оценки уровня необходимой квалификации учителей;
- установление единых для Российской Федерации требований к уровневому профессиональному квалификационному испытанию (аттестации);
- создание системы учительских должностей как государственного механизма карьерного роста учителя без ухода из профессии, подготовка соответствующих измене-
ний (новая редакция) Профессионального стандарта педагога [3].
В 2017 году утверждена «дорожная карта» по формированию и введению НСУР. Соответствующий приказ подписала Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева. Выполнение мероприятий дорожной карты, помимо Министерства образования и науки России, будет обеспечивать Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Дорожная карта по формированию и введению НСУР включает в себя:
- организационно-координационные мероприятия, в том числе образование Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР, формирование списка субъектов РФ, принимающих участие в апробации новой модели аттестации учителей, формирование корпуса экспертов и т.д.;
- формирование новой модели аттестации учителей и подготовку наборов единых федеральных оценочных материалов (далее -ЕФОМ), включающих в себя разработку, обсуждение и подготовку проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ, и т.д.;
- закрепление национальной системы учительского роста в нормативном правовом поле;
- разработку методических рекомендаций и предложений по вопросам введения НСУР, в том числе подготовку предложений в проект отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки России, на 20182020 годы по вопросам использования ЕФОМ для оценки квалификации учителей, разработку методических рекомендаций по условиям введения в штатное расписание образовательных организаций должностей, основанных на должности «учитель» и т.д.;
- мероприятия по подготовке итогового доклада для представления в Правительство Российской Федерации с проектом доклада Президенту РФ о проведенной работе по формированию и введению национальной системы учительского роста [6].
Механизмом оценки в системе аттестации педагогических работников в настоящее время является Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, который предполагает две цели аттестации: подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории [7] по результатам субъективной оценки профессиональной деятельности педагога (фактически - на основе «портфолио») в связи с отсутствием критериев оценки и единых оценочных материалов [4].
В апробации разработанной модели уров-невой оценки компетенций учителей русского языка и литературы приняли участие более 4,5 тысяч учителей из 13 субъектов Российской Федерации, выразивших готовность поучаствовать в её проведении. Курганская область, наряду с такими субъектами как Хабаровский край, республика Адыгея, Кабардино-Балкарская республика, республика Татарстан, Чеченская республика, республика Ингушетия, Волгоградская, Рязанская, Ленинградская, Томская, Московская, Ярославская области приняла участие в данном проекте[2].
Заказчиком проекта по апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики выступила Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального союза учителей. Соисполнителями проекта и федеральными координаторами являлись: Издательство «Просвещение», Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (далее - РГПУ им. Герцена). Разработ чиками заданий являлись предметные ассоциации
учителей русского языка и математики. Техническая поддержка осуществлялась: компанией ABBY, которая представляет собой информационную систему, имеющую специализированный портал «ABBY МОНИТОРИНГ» (далее - ИС), расположенный в сети Интернет по адресу:
https://monitoringpro.abbyy.ru; компанией РОСТЕЛЕКОМ, в части осуществления видеосвязи и видеонаблюдения [1].
Для информационной поддержки проекта по апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в сети Интернет создан специальный сайт для всех участников апробации, расположенный по адресу: https://teacherslevel.herzen.spb.ru/, на котором все желающие могут найти нормативные документы, материалы и рекомендации для проведения апробации, включающие инструкции и руководства, материалы для региональных экспертов (критерии оценивания, записи вебинаров), материалы для учителей - участников апробации (демонстрационные варианты диагностических работ, профессиональных задач) [1].
Содержание проекта по апробации модели уровневой оценки компетенций учителей включает в себя:
- разработку концепции, модели, инструментария уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики (разработчиками модели являются сотрудники РГПУ им. Герцена: С.А. Писарева, директор института педагогики и В.И. Снегурова, заведующая кафедрой методики обучения математики и информатики). Целью методики уровневой оценки компетенций является получение достоверной информации об уровне профессиональной компетентности каждого учителя и отдельных групп учителей [1].
- проведение апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики;
- разработку рекомендаций по результатам апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики.
Сроки разработки и реализации проекта с 20 апреля по 6 ноября 2017 года [1].
Основными ориентирами разработки со-
держания компетенций учителей, по мнению разработчиков, являются:
- федеральные государственные образовательные стандарты в части содержания предмета и требований к образовательным результатам обучающихся;
- профессиональный стандарт в части построения и реализации образовательного процесса, проектирования и реализации образовательной программы [1].
Согласно модели, оценка компетенций учителя проходила в три этапа:
1 этап - опросник для учителей-участников апробации, включал 15 вопросов, направленных на выявление опыта работы и квалификации учителя, учебную нагрузку и особенности выполнения профессиональных обязанностей, использование учебно-методических комплектов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п.;
2 этап включал в себя решение профессиональной задачи (на выбор учителя, время выполнения от 1 до 6 дней) и выполнение диагностической работы (далее - ДР), которая включала тестирование (10 заданий - 2 часа для выполнения, время фиксировано) и решение методических задач с развернутым ответом (3 задачи - 2 часа для выполнения, время фиксировано);
3 этап - видеотрансляция или видеозапись урока, позволяющая более точно оценить реальный опыт учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи [2].
Авторы модели уровневой оценки компетенций учителей считают, что умение решать задачи диагностической работы позволяет сделать вывод об умении учителя решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, личностных и профессиональных ценностей [1].
От Курганской области на добровольной основе участвовали 430 учителей русского языка и математики - представители 26 муниципальных районов и городских округов, из них 200 учителей русского языка, 200 учителей математики, 30 региональных экспертов. Региональным координатором проекта
был назначен представитель Института развития образования и социальных технологий при участии Департамента образования и науки Курганской области.
Из числа учителей - участников апробации, 2 учителя проводили уроки в режиме он-лайн; 18 учителей в режиме оф-лайн.
РГПУ им. Герцена, выступающий в качестве федерального координатора направил региональному координатору логины и пароли для всех участников апробации, для регистрации в личных кабинетах ИС.
После того, как учителя - участники апробации получили доступ к личным кабинетам, они прошли первый этап - заполнение опросников.
На втором этапе учителям - участникам апробации необходимо было выбрать одну из шести профессиональных задач и решить её, соблюдая при этом перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем.
Пример условия процессиональной задачи: «Работая со своими учениками, Вы столкнулись с актуальной для современных подростков проблемой - низким уровнем развития коммуникативных навыков. Вы планируете урок в игровой форме. Какие элементы предметной среды можно использовать, чтобы способствовать развитию у детей коммуникативных навыков в процессе проведения данного урока?» [1].
Решенную профессиональную задачу учитель - участник апробации размещал в личном кабинете, для последующей проверки экспертом на основе предложенных критериев.
ДР выполнялась учителями в Пункте проведения диагностической работы (далее -ППД). В Курганской области диагностическую работу проходили все учителя - участники апробации в течение трёх рабочих дней. Первая часть ДР - тестирование, оценивалось автоматически. Вторая часть ДР оценивалась экспертами на основе предложенных критериев.
Аудитории проведения в ППД были оснащены видеонаблюдением. В поле зрения камер попадали рабочие места участников и рабочие места организаторов в аудитории.
Печать именных бланков производилась за день до проведения мероприятия.
Контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) были получены через ИС за два часа до начала проведения ДР. Технический специалист в ППД тиражировал КИМ в количестве, необходимом для проведения ДР для каждого участника.
Перед выполнением ДР один из организаторов в аудитории зачитывал участникам инструктаж.
После завершения ДР технический специалист ППД в день выполнения ДР выполнял сканирование заполненных бланков ответов участников и верификацию распознанных бланков ответов участников.
На третьем этапе 20 учителей - участников апробации, размещали в личных кабинетах видеофайлы с уроками, которые оценивались экспертами на основе предложенных критериев.
По результатам апробации были получены следующие результаты:
- 20 видеоуроков, размещённых учителями, получили положительную оценку экспертов (2 из которых, получили высокую оценку федеральных экспертов);
- с ДР справились все учителя - участники апробации;
- 4 профессиональные задачи из общего количества были забракованы экспертами;
- общее количество оцененных региональными экспертами работ - 840.
В результате участия Курганской области в данном проекте все участники апробации получили неоценимый опыт, который в дальнейшем положительно повлияет на их профессиональную деятельность и поспособствует внедрению Национальной системы учительского роста.
Список литературы
1. Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей. - Режим доступа: https://teacherslevel.herzen.spb.ru/
2. В регионах пройдёт апробация модели уровневой оценки компетенций учителей. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
3. Концептуальные положения формирова-
ния НСУР. - Режим доступа: http://www.apkpro.ru/doc/
4. О национальной системе учительского роста. Новая модель аттестации на основе применения единых оценочных материалов и минимализации профессиональных дефицитов у педагогов в рамках формирования национальной системы учительского роста. -Режим доступа: http://minobr.rkomi.ru/
5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23 декабря 2015 года. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51143
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703«0б утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста». - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai/
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». - Режим доступа: https://rg.ru/2014/06/04/attestazia-dok.html
References
1. Aprobatsiya modeli urovnevoy otsenki kompetentsiy uchiteley. - Rezhim dostupa: https://teacherslevel.herzen.spb.ru/
2. V regionah proydyot aprobatsiya modeli urovnevoy otsenki kompetentsiy uchiteley. -Rezhim dostupa: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--plai
3. Kontseptual'nye polozheniya formiro-vaniya NSUR. - Rezhim dostupa: http://www.apkpro.ru/doc/
4. O natsional'noy sisteme uchitel'skogo rosta. Novaya model' attestatsii na osnove primeneniya edinyh otsenochnyh materialov i minimalizatsii professional'nyh defitsitov u pedagogov v ramkah formirovaniya natsion-
al'noy sistemy uchitel'skogo rosta. - Rezhim dostupa: http://minobr.rkomi.ru/
5.Perechen' porucheniy Prezidenta Ros-siyskoy Federatsii po itogam zasedaniya Gosu-darstvennogo soveta po voprosam sovershenstvovaniya sistemy obshchego obra-zovaniya ot 23 dekabrya 2015 goda. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/acts/assignments/or-ders/51143
6.Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 26 iyulya 2017 goda № 703«0b utverzhdenii plana meropriyatiy («dorozhnoy karty») Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii po formirovaniyu i vvedeniyu natsional'noy sistemy uchitel'skogo rosta». - Rezhim dostupa: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
7.Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 7 aprelya 2014 goda № 276 «Ob utverzhdenii poryadka provedeniya
attestatsii pedagogicheskih rabotnikov organi-zatsiy, osushchestvlyayushchih obra-zovatel'nuyu deyatel'nost'». - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2014/06/04/attestazia-dok.html
Сведения об авторе
Вострякова Ольга Владимировна - методист организационно-издательского отдела ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about the author
Vostryakova O.V. - Methodist of the Organizational and Publishing Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk