Научная статья на тему 'РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / общение / взаимодействие / урок биологии / образовательный процесс / интеллектуальные игры / цифровые сервисы / communication / association / interaction / biology lesson / educational process / intellectual games / digital services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Кирилл Сергеевич, Камахина Рина Саматовна

У человека способность легко находить общий язык с другими людьми формируется годами и успех данного процесса зависит не только от личных качеств человека, но и от среды, в которой происходит становление его личности. В связи с этим перед учителем, в том числе и учителем биологии, стоит задача формирования коммуникативных учебных действий, обеспечивающих способность обучающегося к адаптации во взрослой жизни; успеха в профессиональной карьере, за счёт способности к саморазвитию и самосовершенствованию; способности критически мыслить, работая с большими информационными потоками; навыков сетевой работы, работы в команде, в том числе и «распределённой», объединяющей людей разных национальностей, религиозной принадлежности и ценностных установок. Целью представленного в статье исследования является определение роли игры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии. В статье представлены результаты исследования, подтверждающие, что игра делает процесс формирования коммуникативных учебных действий на уроках биологии более результативным, если интеллектуальные групповые игры используются системно и являются неотъемлемым элементом урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковенко Кирилл Сергеевич, Камахина Рина Саматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A person's ability to easily find a common language with other people is formed over the years and the success of this process depends not only on the personal qualities of a person, but also on the environment in which his personality is formed. Therefore, the teacher, including the biology teacher, is faced with the task of forming communicative educational actions that ensure the student's ability to adapt to adulthood; success in a professional career, due to the ability to self-development and self-improvement; the ability to think critically, working with large information flows; networking skills, teamwork, including "distributed", uniting people of different nationalities, religious affiliation and values. The purpose of the research which is presented in the article is to determine the role of the game in the formation of communicative universal educational actions in biology lessons. The article presents the results of a study confirming that the game makes the process of forming communicative educational actions in biology lessons more effective if intellectual group games are used systematically and are an integral element of the lesson.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

4. Бим, И.Л. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка / И.Л. Бим, О.В. Афанасьева, O.A. Радченко // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 13-17

5. Евдокимова, М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку / М.Г. Евдокимова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. - № 2(796). - С. 111-125

6. Кислякова, М.А. Развитие метакогнитивных умений студентов-гуманитариев на занятиях по математике / М.А. Кислякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011. - № 4,- С. 79-89

7. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросова [и др.]; СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. -Якутск, 2016.-337 с.

8. Кравцова, O.A. Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения / O.A. Кравцова, Е.Б. Ястребова// Филологические науки в МГИМО. -2019. -№2(18). - С. 48-57

9. Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / Ф.И. Перегудов. - Москва: Знание, 1991.-61 с.

10. Позднякова, Е.П. Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике / Е.П. Позднякова // Молодой ученый. - 2009. - № 2. -С. 288-291

11. Самойличенко, А.К. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля) / А.К. Самойличенко, Ю.А. Рожкова, A.A. Токмакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 4(17). - С. 393-395

12. Смирнов, С.Д. Методологические проблемы педагогической психологии в ракурсе постнеклассической рациональности / С.Д. Смирнов // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7, № 36. - С. 8.

13. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - Москва: Канон+, 2009. - 1248 с.

14. Югова, М.А. Английский язык для юристов: Учебник для специальности "Юриспруденция" / М.А. Югова, C.B. Павлова, Н.В. Садыкова. - Москва: Редакция "Юстиция", 2021. - 338 с.

15. Югова, М.А. Учебник по иностранному языку для неязыкового вуза как модель современного образовательного процесса / М.А. Югова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. -С. 109-114

16. Ястребова, Е.Б. Инновационный учебник иностранного языка.каким он может быть? / Е.Б. Ястребова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - № 1(830). -С. 166-185

Педагогика

УДК 372.8

преподаватель Яковенко Кирилл Сергеевич

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Камахина Рина Саматовна Институт фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань)

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Аннотация. У человека способность легко находить общий язык с другими людьми формируется годами и успех данного процесса зависит не только от личных качеств человека, но и от среды, в которой происходит становление его личности. В связи с этим перед учителем, в том числе и учителем биологии, стоит задача формирования коммуникативных учебных действий, обеспечивающих способность обучающегося к адаптации во взрослой жизни; успеха в профессиональной карьере, за счёт способности к саморазвитию и самосовершенствованию; способности критически мыслить, работая с большими информационными потоками; навыков сетевой работы, работы в команде, в том числе и «распределённой», объединяющей людей разных национальностей, религиозной принадлежности и ценностных установок. Целью представленного в статье исследования является определение роли игры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии. В статье представлены результаты исследования, подтверждающие, что игра делает процесс формирования коммуникативных учебных действий на уроках биологии более результативным, если интеллектуальные групповые игры используются системно и являются неотъемлемым элементом урока.

Ключевые слова: коммуникация, общение, взаимодействие, урок биологии, образовательный процесс, интеллектуальные игры, цифровые сервисы.

Annotation. A person's ability to easily find a common language with other people is formed over the years and the success of this process depends not only on the personal qualities of a person, but also on the environment in which his personality is formed. Therefore, the teacher, including the biology teacher, is faced with the task of forming communicative educational actions that ensure the student's ability to adapt to adulthood; success in a professional career, due to the ability to self-development and self-improvement; the ability to think critically, working with large information flows; networking skills, teamwork, including "distributed", uniting people of different nationalities, religious affiliation and values. The purpose of the research which is presented in the article is to determine the role of the game in the formation of communicative universal educational actions in biology lessons. The article presents the results of a study confirming that the game makes the process of forming communicative educational actions in biology lessons more effective if intellectual group games are used systematically and are an integral element of the lesson.

Key words: communication, association, interaction, biology lesson, educational process, intellectual games, digital services.

Введение. Состояние, в котором в настоящее время находится современная школа, учителя определяют как турбулентность. Меняется мир, целевые ориентиры, пути и средства их достижения и как следствие данных процессов меняется и школа. Происходит тотальная цифровизация образовательного пространства, обновляются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональные стандарты учителя. Перед школой стоят новые задачи: подготовить ребёнка к будущему, обеспечивая тем самым его конкурентоспособность и успешность. Целевые ориентиры современной школы определены в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», теперь «современная

школа должна научить ребёнка: «учиться», «жить», «жить вместе», «работать и зарабатывать» [3]. Ключевые позиции в этом процессе занимает школьный учитель, организуя образовательный процесс, формируя и развивая универсальные учебные действия, обеспечивающие способность обучающихся быть успешным как в жизни, так и в профессии. Термин «универсальные учебные действия» имеет несколько значений. В широком значении этот термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как «совокупность способов действия обучающихся» [6].

Регламенты, определяющие деятельность учителя, трансформируют данный процесс, сегодня учитель это:

- транфессионал и наставник, организующий образовательную деятельность обучающихся, обеспечивающую: адаптацию во взрослой жизни; успех в профессиональной карьере, за счёт способности к саморазвитию и самосовершенствованию; способность критически мыслить, работая с большими информационными потоками; навыки сетевой работы, работы в команде, в том числе и «распределённой», объединяющих людей разных национальностей, религиозной принадлежности и ценностных установок.

В своём исследовании Юшина Е.В. пишет: «у человека способность легко находить общий язык с другими людьми формируется годами, и успех данного процесса зависит не только от личных качеств человека, но и от среды, в которой происходит становление его личности» [8]. В связи с этим перед учителем биологии при организации образовательного процесса встаёт ещё одна задача - формирование коммуникативных учебных действий.

Так, в рабочей программе по биологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. №3/21, универсальные коммуникативные действия систематизированы по группам: общение и сотрудничество. При этом следует отметить, что учителя биологии при планировании урока смещают акценты на формирование предметных результатов, считая, что специально уделять время на своём уроке формированию коммуникативных умений обучающихся нет необходимости. На достижение этих целей ориентированы такие предметы как литература, русский и родной язык.

Целью нашего исследования является определение роли игр в формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии.

Изложение основного материала статьи. Современные дети неограниченное время проводят за компьютерными играми, и как следствие им сложно сосредоточить внимание на объяснении учителя на уроке. Международное педагогическое сообщество всё чаще говорят об использовании как традиционных, так и компьютерных игр в образовательном процессе. Именно игра способна сделать урок незабываемым событием, контроль знаний - удивительным приключением.

И именно поэтому игра приобретает особый смысл и значимость, ведь теперь игра становится неотделимым элементом

Методологией игры, её социальной природой и значением в образовательном процессе в отечественной педагогике в разное время занимались H.A. Аникеева, H.H. Богомолова, Л.В. Былеева, Л.С. Выготский, В.В. Гориневский, И.Я. Герд, Л.В. Занков, Н.К. Крупская, В.М. Коротков, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, A.C. Макаренко, М.И. Махмутов, В.Г. Мац, В.Д. Пономарев, Г.В. Плеханов, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др. [1; 2; 4; 5; 7].

В процессе работы над материалами статьи было проведено исследование, целью которого являлось выявление отношения учителей биологии к применению игр на уроках биологии и во внеурочное время. Исследование проводилось среди учителей биологии - членов Ассоциации выпускников Казанского федерального университета (273 респондента из 42 муниципальных районов Республики Татарстан). По результатам анализа ответов респондентов получены следующие данные:

1. Преобладающее большинство учителей биологии это женщины - 87%, мужчины составили 13% от общего числа респондентов.

2. В группе респондентов преобладали учителя сельской местности - 71%, городские учителя проявили меньшую активность и составили 28%.

3. По стажу работы учителя биологии, принявшие участие в исследовании, распределились следующим образом: молодые специалисты - 8,4%, учителя со стажем работы от 6 до 30 лет - 76,3% и учителя со стажем более 30 лет составили 15,3 % от общего числа респондентов.

4. Средний возраст респондентов составил 48 лет, что соответствует среднему возрасту учителя в Республике Татарстан в 2022 году, по данным «Бизнес-онлайн» на 6 июля 2022 года.

5. 96,3% респондентов отметили, что игра имеет положительное влияние на результативность урока, среди них:

- увеличение мотивации обучающихся;

- проявление творческого подхода к решению стандартных ситуаций;

- увеличение вовлеченности обучающихся в познавательный процесс;

- активизация процессов взаимодействия и сотрудничества обучающихся друг с другом;

- формирование субъективной ответственности, как личной, так и групповой (разделение ответственности за общий результат);

- формирование навыков выражения эмоций и мысли;

- формирование навыков распознавания невербального общения.

И лишь 3,7% респондентов ответили, что игра на уроке не способна оказать значимое влияние его результат и эффективность.

6. Больше половины респондентов, а именно 63,3%, используют игры на уроках. Из них 6,6% респондентов стараются применять игры на каждом уроке, отметим, что такой ответ характерен для учителей со стажем до 3 лет.

7. Чаще всего, 51,7% респондентов, игры используют для подведения итогов изученного раздела или темы.

8. 37,8% респондентов используют игры один раз в четверть, а 19,5%, респондентов используют игру раз в полугодие и реже. Такой ответ характерен для учителей городских школ со стажем более 30 лет.

9. Более 90% респондентов отдают предпочтение интеллектуальным играм как индивидуальным, так и групповым.

10. В рамках исследования нас интересовал вопрос, создают ли учителя авторский контент игр, адаптируют имеющийся или заимствуют разработки своих коллег? Лишь 13,1% респондентов разрабатывают игры с нуля, 58,4% адаптируют имеющийся контент к уровню подготовки обучающихся, добавляя или сокращая вопросы, предлагают другую форму подачи материала, а 28,5% используют готовые материалы коллег, не адаптируя и не корректируя его.

11. Большинство респондентов - 29,4% предпочли бы проводить игры во внеурочное время, так как процесс игры увлекает ребят и сложно рассчитать время, 37,3% предпочли бы проводить интеллектуальные блиц-игры на уроке для закрепления материала и только 7,9% учителей предлагают игры обучающимся в качестве домашнего задания, отмечая, что

игра мотивирует обучающихся на познавательный процесс (поиск и обработка информации) и коммуникацию с участниками игры (объединяться для сотрудничества).

Экспериментальной базой для определения роли игр в формировании коммуникативных учебных действий было общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №156» Советского района г. Казани. Это школа, где создана универсальная безбарьерная среда для обучения детей с ОВЗ, возрастная группа детей младшего подросткового возраста - учащиеся 6 классов.

Традиционно учителя биологии создают игры в привязке к этапу урока, мы проектировали игру, опираясь на формируемый вид деятельности, в нашем случае коммуникативных универсальных учебных действий: общение и взаимодействие. В процессе исследования мы сместили акценты на групповые форматы игр. Важно отметить, что результат группы, успех в игре, зависит от вклада каждого её члена. Для формирования групп можно использовать несколько способов: первый наиболее распространенный «по желанию» обучающихся; второй, «выбор капитана»; третий, используется учителями биологии в 87% случаев, обучающиеся первой парты поворачиваются лицом к обучающимся второй парты, третьей к четвертой и так далее; четвертый способ «спонтанная группа» формируется по результатам игры. Именно этот способ использовали мы в процессе исследования.

Пример первый, «Найди пару»: карточка первого игрока «Генеративный орган растения» - карточка второго игрока «Цветок». Для мотивации был добавлен соревновательный элемент - скорость выполнения задания - позволяет группе получить 1 дополнительный балл.

Пример второй, для формирования группы с количеством участников более двух человек можно трансформировать задание, например ответ на вопрос имеет несколько ответов, так, для формирования группы из 5 человек можно предложить следующее задание:

Вопрос «Вегетативные органы растения», ответы: первая карточка «лист»; вторая карточка «стебель»; третья карточка «почка»; четвертая карточка «побег»; пятая карточка «корень». Учитель имеет возможность изменить задание, заменив текст ответа картинкой. Хаотично перемещаясь, обучающиеся формируют группу. Для мотивации был добавлен соревновательный элемент: скорость и правильность выполнения задания позволяет группе получить дополнительно по 1

В рамках исследования на уроках биологии использовались групповые игры: «Кто прав?», «Общее мнение», «Совместное рисование», «Что, где, когда?», «Да-Нетки», «Верю - не верю», «Скачки», «Угадай, кто это», «Дополни предложение» и другие.

Современный учитель успешно использует как традиционный формат проведения игр, так и инновационный -цифровой, причиной этому стал кризис, который сильно повлиял на систему образования и профессиональную подготовку, в том числе ускорил изменения и предоставил иной опыт [9] организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Свидетельством тому является арсенал игровых сервисов современного учителя, он содержит как отечественные, так и зарубежные инструменты. Наиболее популярны среди педагогов: Google Формы, Mentimeter, Slido, Kahoot, Plickers, Padlet, Miro, Serum, LearningApps.org, Wordwall.org, Plickers.com, Joyteka.com, Unislide.io и др. Сегодня 57% игровых сервисов закрыты на территории России, по остальным невозможна оплата и используется ограниченная бесплатная версия [10].

В процессе работы был определен инструментарий исследования, были использованы методики Л. Михельсона (направлена на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений) и И.М. Юсупова (диагностика уровня эмпатии, метод наблюдения с фиксацией результата в карте наблюдений).

На первом этапе обучающиеся контрольной и экспериментальной группы продемонстрировали близкие результаты.

Так, 62% обучающихся в 6а и 61% в 66 классе демонстрируют компетентностную позицию, это позиция наиболее оптимальна, она показывает способность обучающихся взаимодействовать на равных.

Зависимую позицию продемонстрировали в 6а 21% обучающихся, а в 66 23%. Обучающиеся пассивны и неуверены в общении, избегают конфликтов.

Агрессивное поведение демонстрируют 17% и 16% обучающихся в 6а и 66 классах соответственно. Выражается такое поведение в проявлении агрессии физической и психологической, что провоцирует конфликт.

Так, разница в компетентной и агрессивной позиции составила 1%, а зависимой позиции - 2%. Выбор экспериментальной группы был обусловлен преобладанием обучающихся в классе с агрессивным поведением, провоцирующим конфликты. На основании полученных результатов это 6а класс, в котором обучающихся с агрессивным поведением 17%.

В течение трёх месяцев на каждом уроке биологии с обучающимся 6а класса проводились игры, как в традиционном формате, так и с использованием цифровых сервисов. В результате в экспериментальной группе было зафиксировано увеличение количества испытуемых с высоким показателем уровня коммуникативных способностей на 2,3%, со средним уровнем коммуникативных способностей - на 4,2%, с низким уровнем сократился на 8,2%. Для подтверждения достоверности полученных результатов использовали коэффициент корреляции Пирсона. Полученное значение коэффициента корреляции 0,9786 говорит о том, что процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего подросткового возраста будет более эффективным, если учитель будет использовать игру системно как неотъемлемую составляющую урока биологии.

Выводы. Игра делает процесс формирования коммуникативных учебных действий на уроках биологии более результативным если, интеллектуальные групповые игры используются системно и являются неотъемлемый элементом

Литература:

1. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / [под ред. и со вступ. статьей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия]. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.-519 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.-536 с.

3. К обществам знания: всемирный доклад ЮНЕСКО. - URL: https://ifap.ru/library/book042.pdf (дата обращения: 20.05.2023).

4. Леонтьев, A.A. Психология общения: пособие для студентов вузов / A.A. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2005.-365 с.

5. Солодовникова, О.М. Формирование компетенций элитного технического специалиста / О.М. Солодовникова, О.М. Замятина, П.И Мозгалева, М.В. Лычаева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). -С. 65-71

6. Широкий, В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре / В.А. Широкий // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-nauchno-metodicheskie-podhody-k-soderzhaniyu-i-strukture (дата обращения: 18.05.2023)

7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. - 546 с.

8. Юшина, Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Елена Владимировна Юшина; [Место защиты: Московский государственный областной университет]. - Мытищи, 2020. -21 с.

9. Яковенко, Т.В. Цифровые компетенции сотрудников ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», участвующих в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования / Т.В. Яковенко // Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK - 2021: Сборник материалов, Казань, 21-24 сентября 2021 года. Часть 1. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021. - С. 438-443. - EDN XJKRQE.

10. Яковенко, К.С. WOOCLAP для учителя / К.С. Яковенко, Т.В. Яковенко // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2022. - № 3,- С. 69-73. - EDN DJSHOG.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант кафедры педагогики Яндуркаева Лалита Лемаевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

Аннотация. В статье рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты, соблюдение которых позволяет сделать эффективным процесс приобщения студентов к нравственным ценностям. При определении педагогической системы приобщения студентов к нравственным ценностям, автор опирается на опыт ведущих педагогов и психологов. Сказано, что продуктивность данного процесса поможет обеспечить специальная педагогическая система, в основе которой должен лежать комплекс методов, форм и средств, адаптированных к учебно-воспитательной деятельности.

Ключевые слова: студент, ценность, нравственные ценности, образование.

Annotation. The article considers the main psychological and pedagogical aspects, the observance of which makes it possible to make the process of introducing students to moral values effective. In determining the pedagogical system of introducing students to moral values, the author relies on the experience of leading teachers and psychologists. It is said that a special pedagogical system will help to ensure the productivity of this process, which should be based on a set of methods, forms and means adapted to educational activities.

Key words: student, value, moral values, education.

Введение. Информационная революция, которая произошла за последние десятилетия в мире привела к существенным изменениям в цивилизационной парадигме, согласно которой ведущие позиции начинают занимать мир человека, мир культуры. Все это связано с необходимостью утверждения в жизни людей гуманистических ценностей [1, С. 451].

Безусловно, все эти изменения детерминировали пересмотр ведущих ориентиров в системе образования на всех этапах, в том числе и на этапе вузовского обучения.

Все цивилизационные изменения детерминировали общие подходы к образованию в целом и к воспитанию в частности.

Воспитание студенческой молодежи является сложной задачей для педагога, и быстрых ее результатов ждать не стоит. К успеху может привести только индивидуальная, целенаправленная, ежедневная работа.

Изложение основного материала статьи. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения становится очень важным в современном мире. В образовательном процессе в последние годы в связи с усложнением образовательной программы, введением ФГОС больше внимания уделяется интеллектуальному развитию, чем нравственному воспитанию.

Мир гаджетов и молодёжных журналов сомнительного содержания, телешоу - вот далеко не весь разнокалиберный суррогат молодёжных субкультур. Поэтому современные первокурсники, действительно представляют собой результат всего выше перечисленного. В них мы все больше видим примитивность их интересов, неуважение и равнодушие к окружающим людям, часто даже к родителям. Причина кроется, как нам кажется, в отсутствии у современных выпускников эстетических идеалов, являющихся нравственными ориентирами в жизни. Нет представления о красоте, доброте, любви и т.д.

Принципиально новые условия общественной жизни предъявляют дополнительные требования к подготовке кадров на всех уровнях профессионального образования. Значение культуры непосредственно связано со сферой образования. Образование - это ценность, цель, инструмент и результат реальной жизни человека, главный инструмент культурной преемственности поколений. Будущее цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием личности, его нравственности.

Требования к образованию будущего учителя в настоящее время очень высоки. Помимо формирования профессиональных качеств будущего учителя, важно также формирование личностных качеств будущих учителей, которые будут примером для нового поколения. Учитель - это человек, который имеет желание и способность учить кого-то и чему-то. Конечно, профессия учителя одна из древнейших, она менялась с течением времени, но и сегодня учитель более сильный и мудрый человек, чем вы, у него талант души, много терпения, умение сопереживать и помочь его детям.

Сейчас в современном процессе общего образования, в том числе и дополнительного, остро встает проблема формирования характера и нравственной ответственности, духовность будущего педагога, формируется новая воспитательная система духовной культуры. Изучение истории искусств и стремление стать ее частью самостоятельно, а именно участие в постановке спектаклей, создании музыкальных и литературных композиций, участие в различных творческих вечерах, научно-исследовательская работа в области исследования памятников искусства и др.) формирует высокий моральный дух студентов, патриотизм, Любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о добре, чувство прекрасного, гармонии и внутреннего покоя.

Совокупность нравственных ценностей у студенческой молодёжи может формироваться под влиянием различных факторов, таких как семья, образование, религия, культура и т.д.

Нравственные ценности включают следующие понятия:

• добро,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.