3. задания и раздаточный материал (что нужно сделать и как это будет зафиксировано),
4. пространство (кто где работает, если есть распределение по группам).
Последовательность использования шаблонов для графической визуализации элективного курса "Цифровые технологии в искусстве" была какой: а) приветственный флипчарт, предполагающий использование стикеров для знакомства, включающий маршрут по всему курсу; б) маршрутные карты по каждому модулю курса в) визуальные конспекты по каждому занятию модуля (индивидуальный раздаточный материал); г) распорядок работы по каждому занятию; д) итоговый флипчарт для коллективной рефлексии; е)итоговый индивидуальный визуальный конспект для каждого участника с информационными материалами.
Выводы. Наши наблюдения показали, что организованный подобным образом процесс обучения, предъявляет высокие требования к профессионализму преподавателя. Это связано с тем, что в работе на разных этапах, преподаватель должен учитывать какой стиль графики лучше использовать и уметь оценивать их полезность при реализации образовательного процесса. Для подготовки преподавателей к выполнению роли фасилитатора необходим обучающий курс, включающий в себя комплексное изучение методов визуальной подачи и педагогической фасилитации. Это направление работы требует дальнейших исследований и имеет большие перспективы в образовательном процессе в высшей школе.
Использование графической фасилитации содействует развитию активной личностной позиции обучающегося и ведёт к удовлетворению не только профессиональных, но и творческих и научных и образовательных потребностей. Кроме того, стало очевидно, что систематическое использование техник графической фасилитации на всех этапах обучения на элективных модулях, помогает обучающимся различных направлений подготовки грамотно и целостно осуществлять проектный поиск, а также значительно стимулирует создание оригинальных и творческих проектов в различных областях визуальной коммуникации.
Литература:
1. Беккер Дж. "Что такое либеральное образование и чем оно... не является" // Проблемы либерального образования. Сборник статей. СПб., 2012.
2. Кайзер Т. Фасилитация на практике. Как добывать золото, работая с группами. М.: МАНН, ИВАНОВ И ФЕБЕР, 2017.
3. Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Сборник: Профильное обучение: Вопросы теории и практики. М.: Педагогическая академия, 2005. - 237 с.
4. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 224 с.
5. Роэм Д. Рисуй, чтобы победить проверенный способ руководить, продавать, изобретать, обучать. -М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 176 с.
6. Сиббет Д. Увидеть решение: Визуальные методы управления бизнесом. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 256 с.
7. Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю. Роль фасилитатора при подготовке магистрантов в образовательной организации. - М.:ИСГУ, 2018. - C. 95-104.
8. Mann T. Facilitation (book bound) develop your expertise 2014 - Resource Productions, 2014. - P. 218
9. Stanfield D. The Art of Focused Conversation. 100 ways to Access Group Wisdom in the Workplace. Canadian Institute for Cultural Affairs. New Society Publishers, 2000. - P. 206.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат биологических наук, доцент Хасанова Альфия Радифовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Аннотация. В работе раскрыта сущность и структура универсальных учебных действий и теоретическое обоснование необходимости формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии. Рассмотрены этапы формирования регулятивных учебных действий и определили средства их формирования на уроках биологии.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, школьники, урок биологии.
Annоtation. The paper reveals the essence and structure of universal educational actions and the theoretical substantiation of the need to form regulatory universal educational actions in biology lessons. Also, the stages of the formation of regulatory educational actions are considered and the means of their formation are determined in biology lessons.
Keywords: universal learning activities, schoolchildren, biology lesson.
Введение. Наиважнейшей основой федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) является системно-деятельностный подход [11, целью которого является пробуждение у ученика интерес к предмету и обучению, еще научить его к самообразованию.
Основной задачей нынешней системы обучения представляется формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путями сознательного и динамичного присвоения непознанного социального навыка. Актуальность нашей работы состоит в том, что определение средств формирования УУД у обучающихся является сегодня первостепенной задачей для учителя, и в частности для учителя биологии.
В широком значении понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться (способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).
В узком же значении данный термин можно понять как совокупность способов действия обучающегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5].
Повышение уровня и качества обучения учащихся на сегодняшний день является одной из основных проблем образования. Главным признаком всестороннего обновления системы образования в Российской Федерации является переход к системно-деятельностному подходу, т.е. происходит переход от «знания-догмы» к «знанию-мышлению».
Приобретение обучающимися универсальных учебных деяний делают вероятность самостоятельного удачного усвоения свежих знаний, умений и компетентностей, охватывая принцип усвоения, то есть умения обучаться.
Универсальные учебные действия в ходе преподавания осуществляют последующие функции:
- предоставление способностей ученика без помощи других реализовывать работу через установление учебных целей, поиск и применение требуемых средств и методов, осуществление контроля, а также оценка процедуры и итогов работы;
- формирование обстоятельств с целью идеального формирования личности и её самореализации в базе готовности к постоянному формированию, потребность которого определена поликультурностью сообщества и большой высококлассной мобильностью;
- предоставление успешного освоения знаний, развития умений и компетентностей в каждой области [5].
Таким образом, владение универсальными учебными действиями направляет к появлению успешного
самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности, а так же успешного формирования самостоятельной организации усвоения, то есть умение учиться. Данная способность связана с тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия которые позволяют обучающимся открывать возможность широкой ориентации в самой учебной деятельности и в различных ее предметных областях.
Разработчиками ФГОС основного общего образования выделены главные характеристики универсальных учебных действий:
1. личностные (самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание);
2. регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировка, оценка);
3. познавательные (общеучебные, закономерные и знаково-символические);
4. коммуникативные универсальные учебные воздействия [1].
Изложение основного материала статьи. В своей работе мы рассмотрели формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют организации учебной деятельности обучающихся. Они включают в себя: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (рефлексия) [1].
Вне зависимости от этапа урока используются конкретные регулятивные универсальные учебные действия. Нами разработаны этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках биологии.
Рассмотрим формирование регулятивных УУД на примере фрагмента урока биологии «Внешнее строение листа», для 6 класса на этапе постановки цели урока.
Таблица 1
Пример этапа «Целеполагания» по теме «Внешнее строение листа»
Этап урока/время Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Целеполагание Стимулирует интерес к уроку -создает проблемную ситуацию (задает вопрос на который не имеется однозначного ответа). - формулирует тему урока; - называет варианты ответов; - ставит цели урока. Личностные: мотивация учебной деятельности. Регулятивные: постановка учебной задачи с опорой на уже известное и усвоенное учащимися, и с учетом того, что еще неизвестно. Коммуникативные: формулировка ответов. Познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли.
На данном фрагменте можно увидеть целеполагания урока, то есть постановку учебной задачи с опорой на уже известное и усвоенное учащимися, и с учетом того, что еще неизвестно. Учитель подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу.
Следующим этапом является планирование. Оно включает в себя определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата и составление плана и последовательности действий [4]. Надо заметить что младшие классы способны осуществлять планирование своей деятельности только со взрослыми. Рассмотрим на примере урока 6 класса по теме « Внешнее строение листа».
Пример этапа «Планирования» по теме «Внешнее строение листа»
Этап урока/время Действия учителя Действия учеников УУД
Планирование Обсуждение с учащимися - предлагают Коммуникативные:
последовательности действий варианты, что они планирование
для достижения поставленной должны рассмотреть учебного
цели. на уроке; сотрудничества с
- высказывают свои учителем.
версии, выбирается Регулятивные:
последовательность выявление
действий для последовательности
достижения промежуточных
поставленной цели. целей с упором на
конечный
результат.
Познавательные:
определение того,
что надо будет
знать.
На этапе планирования учитель составляет и обсуждает с учащимися алгоритм для достижения поставленной цели.
На этапе изучения новой темы формируются такие регулятивные универсальные учебные действия, как прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) и коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата).
Таблица 3
Пример этапа «Открытие нового знания» по теме «Видоизменения побегов»
Этап урока/время Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
«Открытие нового знания» (изучение новой темы) - создает условия для работы в парах; - организует работу учащихся по поиску и обработке информации; - предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы; - формулирует обобщающие вопросы; - формулирует критерии для оценивания. - записывают тему урока; - работают в парах; - фиксируют в тетради свои «открытия» - ответы на задания; - обобщают. Познавательные: смысловое чтение, выбор оснований и критериев для сравнения, знаково-символическое преобразование текста. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Во время изучения новой темы идет обучение по ФГОС, где обучающиеся самостоятельно изучают тему с помощью учителя выполняя задания, сначала проговаривая и понимая как они будут делать его, потом по эталону выполняют заданную им работу. Если же при проверке ученики находят ошибки в своих ответах, то они могут корректировать свои работы тем самым понимая свою ошибку и в конце обязательно должен быть общий вывод проделанной работы с помощью учителя.
Под оцениванием понимается выделение и осознание учащимися как уже ранее усвоенного так и того, что подлежит усвоить в будущем, включая осознание качества и уровня усвоения [4]. Оценивание можно провести в разных формах: в виде теста, диктанта, письменного опроса, в виде взаимного диктанта, в виде вопросов. А так же с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): Метод интеллект -карт, «Диаграмма Венна», «Цепочка признаков», «Жокей и лошадь» [2].
Наибольший эффект на данном этапе можно получить:
- при включении в проверочную работу заданий, обозначающих границы применения имеющихся знаний, приоткрывающих новые возможности и неизвестные пока знания;
- при использовании нетрадиционные формы проведения контроля;
- при предоставлении учащимся на выбор несколько заданий различного уровня [3].
Пример этапа «Оценивания результатов по критериям» по теме «Видоизменение побегов»
Этап Деятельность учителя Деятельность УУД
урока/время ученика
6 этап - организует оценивание - выполняют Коммуникативные:
Оценивание личного продвижения самопроверку; взаимопроверка.
результата (по учащихся и успехов класса в - делают выводы о Регулятивные: оценка.
критериям) целом полноте и Познавательные:
правильности выбор оснований и
изученного, критериев для
сравнивая с сравнения,
эталонным ответом; взаимопроверка.
- решают тест;
- проверяют свои
работы по
критериям,
оценивают свою
работу.
Обучающиеся проверяют свои знания и оценивают по предоставленным им критериям насколько успешно они освоили материал пройденный на уроке. Оценивание помогает понять учителю насколько класс освоил тему.
Рефлексией называют способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [4].
В практике организации рефлексии насчитывается огромное число приемов. Важно помнить то, что приемы необходимо разнообразить, каждому приему должно соответствовать свое место в предмете и теме урока, рефлексия проводится для ученика, а не для учителя или не для логического завершения урока.
Таблица 5
Пример этапа «Рефлексия» по теме «Внешнее строение листа»
Этап урока/время Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Рефлексия Организует поведение рефлексии с помощью самоанализа; метода незаконченного предложения. - выявляют затруднения в продвижении; выявляют пути достижения цели. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: рефлексия способов и условий действия и результатов деятельности.
Учение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. Применяя рефлексию на данном этапе урока мы помогаем ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях.
На этапе урока, когда учитель задает домашнее задание, также формируются регулятивные универсальные учебные действия, если даже не столько важные, чем в других этапах, но все же они есть. Формируются такие регулятивные УУД как поиск и сбор информации, при котором дети учатся находить правильную информацию и так же если надо они выделяют из текста только самое необходимое.
Таблица 6
Пример этапа «Домашнего задания» по теме « Видоизменение побегов»
Этап урока/время Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Домашнее задание Проговаривает домашнее задание и требования к его оформлению. Записывают домашнее задание; обсуждают домашнее задание и задают вопросы, если они есть. Познавательные: смысловое чтение Коммуникативные: обсуждают домашнее задание. Регулятивные: поиск и сбор информации.
Выводы. Развитие регулятивных возможностей занимает важное место в составлении ключевой компетентности личности. В программах, которые направлены на подготовку обучающихся к
самостоятельной жизни, выделяют регулятивные (управленческие) универсальные умения — постановка и решение проблемных жизненных задач; планирование цели и пути их достижения и установление приоритетов; контроль своёго времени и управление им; решение поставленной задачи; принятие решений и ведение переговоров. А самыми важными умениями, которые связанны с самореализацией личности во время обучения в школе, являются самооценка и выстраивание уровней и путей в отношении обучения. Этим можно сказать, что именно регулятивные УУД имеют особое значение при современном обучении учащихся.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: «Просвещение», 2010. - 31 с.
2. Галева, Н.Г. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» / Н.Г. Галева. -Москва: «Просвещение», 2006. - 141 с.
3. Жукова, Н.Н. «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков, учащихся на уроках биологии» / Н.Н. Жукова // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 6. - С. 7-12.
4. Зарипова, Р.С. Методика обучения биологии: учебное пособие для студ. учреждений высшего педагогического образования / Р.С. Зарипова, А.Р. Хасанова, С.Е. Балаян. - Набережные Челны: « НИСПТР», 2015. - 175 с.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
Педагогика
УДК 37.034
доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); кандидат педагогических наук Заборина Мария Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); студентка филологического факультета Юданова Виктория Владиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)
НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В статье рассмотрена специфика литературного образования как средства формирования нравственности бакалавров высшей школы. Литературное образование является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Целью литературного образования является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Ключевые слова: нравственность; духовность; литература; литературное образование; бакалавры; воспитание.
Annotation. The article reviews the specifics of literary education as a mean of forming the morality of higher school bachelor students. Literary education is an integral part of the spiritual development of the modern personality. The purpose of literary education is the education of a spiritually developed personality, the formation of a humanistic worldview, civic consciousness, sense of patriotism, love and respect for literature and the values of national culture.
Keywords: morality; spirituality; literature; literary education; bachelors; education.
Введение. Одной из приоритетных задач в области образования, закрепленной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», является развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее, Концепция), как ценностно-нормативная основа взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации обучающихся, определяет как, характер современного национального воспитательного процесса, так и цели, задачи и основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. Обучение и воспитание, как основная деятельность педагогов, лежит в плоскости всех уровней образования. В рамках заявленной проблематики особый интерес для нас представляет нравственное воспитание бакалавров, являющееся частью их образования, следовательно, требования к уровню подготовки бакалавров, должны соответствовать потребностям общества. Социальный заказ, сформулированный в Концепции, как определенная система общих педагогических требований, направленных на обеспечение эффективного участия образования в решении важнейших общенациональных задач, должен обеспечиваться соответствующей подготовкой бакалавров различных профилей подготовки.
Духовность, как единство истины, добра и красоты в человеке, связана с системным осмыслением значимых истин во всех сферах культуры: в науке, философии, образовании, религии и искусстве. Основой для создания и сохранения духовности являются принципы открытости, честности, свободы, равенства и др., т.е. всё то, что способствует развитию человека и человечества.
Изложение основного материала статьи. Наивысшей мерой человечества, безусловно, является нравственность. В словаре С.И. Ожегова, нравственность, определяется, как внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества человека не передаются по наследству, они воспитываются в каждом индивидууме. Духовность и нравственность, являются базисными характеристиками личности.
В нравственном воспитании можно выделить три основных, взаимосвязанных между собой, направления - нравственные чувства, нравственная позиция и нравственное поведение. Сформированные нравственные чувства, такие как, совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм и др., способствуют формированию