Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ'

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект-карта / универсальные учебные действия / урок биологии / познавательные учебные действия / mind map / innovative teaching methods / universal learning activities / biology lesson / cognitive learning activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Татьяна Владимировна, Сельманович Алиса Юрьевна, Яковенко Кирилл Сергеевич

В процессе обучения современная школа готовит ребенка к решению различного рода задач от личных до профессиональных. Данный процесс реализуется через формирование комплекса универсальных учебных действий. Особое место в этой группе отведено познавательным универсальным учебным слагающим из 3 подгрупп: базовых логических, начальных исследовательских действий и работа с информацией. В статье представлен результат использования метода Интеллект-карт в формировании познавательных универсальных учебных действий. Представлены преимущества метода в организации групповой и индивидуальной работы, а также проблемы в распространении метода в деятельность учителя биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковенко Татьяна Владимировна, Сельманович Алиса Юрьевна, Яковенко Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the education process modern school prepares a child to solve various kinds of problems from personal to professional. Realization of this process goes through the formation of complex of universal educational activities. Special place in this group is given to the cognitive universal educational component that contain 3 subgroups: basic logical, initial research actions and work with information. The article presents the result of using the Mind Map method in the formation of cognitive universal learning activities. According to the poll results the advantages of the method in organizing group and individual work in biology lessons were revealed. The problems preventing the wide distribution of the method are identified.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ»

наших обучающихся есть иностранные студенты, имеющие языковые трудности. На наш взгляд, необходимо творческое использование различных методических приемов в зависимости от знаний и личности каждого обучающегося.

Практики считают, что внедрение новых технологий и новых методик обучения и воспитания, а также обобщение инновационного опыта позволят повысить результативность обучения. Многие инновационные разработки и методические инновации реализуются с применением интерактивных методов обучения.

Нами предпринимается попытка создания учебно-методического пособия «Инновационные процессы и качество образования» для магистратуры по педагогическому образованию («Начальное образование», «Менеджмент в образовании», «Дошкольное образование») с задачей формирования инновационной культуры и формирование готовности у выпускников готовности к реализации инновационной деятельности в системе образования.

Анализ факторов, оказывающих влияние на повышения качества образования, требует детального изучения. Опыт показывает, что проблемы качества обучения зависят от уровня сформированности инновационной культуры у самих педагогов и уровня творческого подхода педагогов к своей работе. Отмечаются низкие знания в области теоретических основ инновационных процессов, инновационных технологий обучения и воспитания, новых подходов к организации образовательного процесса, в понимании содержания механизмов инновационной политики, осознания значения инноваций в образовании, овладения ИКТ и т.п. Большая часть педагогов работают по «старинке» и не хотят менять технологии работы, творчески взаимодействовать с детьми (учениками, студентами), находить нетрадиционные методы обучения и воспитания, у многих учителей отмечается низкая инновационная активность. Сегодня современному педагогу необходимо хорошо разбираться в актуальных проблемах образования. Чтобы способствовать профессиональному росту в сфере своей деятельности необходимо поменять мышление с традиционного на инновационное.

В наших опросах многие студенты выделяют творческую деятельность педагога как необходимую. Ведь задача педагога помочь личности приобрести не только багаж знаний, но главное научить его реализоваться в постоянно меняющемся мире, подготовить человека к современной жизни, при этом главное, сохранив и укрепив его здоровье.

Несмотря на то, что труд педагога все более теряет престижность, состояние дел в образовании все еще оставляет надежду на выход образования в число приоритетов. 2023 год нашим президентом объявлен Годом педагога и наставника, тем самым обращается внимание к признанию особого статуса педагогических работников. В образовательных учреждениях всех типов запланированы мероприятия, направленные на повышение престижа профессии педагога.

Отметим, что в педагогические вузы сегодня идут те, кто действительно стремится стать педагогом - это радует. Профессия педагога остается востребованной.

Выводы. Проведенный анализ позволил сделать вывод: «качество образования» - это комплексная характеристика образовательной деятельности подготовки обучающегося, которая состоит из взаимосвязанных компонентов, взаимовлияющих друг на друга и позволяющих достичь цели. Влияние на повышение качества образования оказывают следующие факторы: управление качеством образования, внедрение инновационных технологий в образование, повышение квалификации преподавательского состава, повышение инновационной культуры преподавателей, создание инновационной образовательной среды в образовательных учреждениях, создание здоровьесберегающей образовательной среды, обеспеченность ресурсами. Предполагается, что качественные изменения одного из факторов повлекут за собой изменения в повышении качества образовательного процесса.

Таким образом, учет всех факторов и применение комплексных механизмов и подходов позволит повысить эффективность образования, что повлечет за собой конкурентоспособность российского образования.

Литература:

1. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

2. Воронин, A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / A.C. Воронин. - Бкатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

3. Головченко, A.A. Структура качество образования и ее влияние на образовательный процесс / A.A. Головченко, К.Б. Бекасова // Вестник Магистратуры. - 2022. - № 3-1(126). - С. 101-102

4. Давыдова, Л.Н. Различные подходы к определению качества образования / Л.Н. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. - М., 2005. - №2. - С. 5-8

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яковенко Татьяна Владимировна

Институт фундаментальной медицины и биологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); студент Сельманович Алиса Юрьевна

Институт фундаментальной медицины и биологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); преподаватель Яковенко Кирилл Сергеевич Институт фундаментальной медицины и биологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

Аннотация. В процессе обучения современная школа готовит ребенка к решению различного рода задач - от личных до профессиональных. Данный процесс реализуется через формирование комплекса универсальных учебных действий. Особое место в этой группе отведено познавательным универсальным учебным слагающим из 3 подгрупп: базовых логических, начальных исследовательских действий и работа с информацией. В статье представлен результат использования метода Интеллект-карт в формировании познавательных универсальных учебных действий. Представлены преимущества метода в организации групповой и индивидуальной работы, а также проблемы в распространении метода в деятельность учителя биологии.

Ключевые слова: интеллект-карта, универсальные учебные действия, урок биологии, познавательные учебные действия.

Annotation. In the education process modern school prepares a child to solve various kinds of problems - from personal to professional. Realization of this process goes through the formation of complex of universal educational activities. Special place in this group is given to the cognitive universal educational component that contain 3 subgroups: basic logical, initial research actions and work with information. The article presents the result of using the Mind Map method in the formation of cognitive universal learning activities. According to the poll results the advantages of the method in organizing group and individual work in biology lessons were revealed. The problems preventing the wide distribution of the method are identified.

Key words: mind map, innovative teaching methods, universal learning activities, biology lesson, cognitive learning activities.

Введение. В течение нескольких десятилетий образовательная система претерпела изменения в части целей образования и путях их достижения. В процессе обучения школа готовит ребенка к решению различного рода задач - от личных до профессиональных. Данный процесс реализуется через формирование комплекса универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных и познавательных, структура и содержание которых определена Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Термин «универсальные учебные действия» имеет несколько значений. В широком значении этот термин означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как «совокупность способов действия обучающихся» [11].

Особое место в этой группе отведено познавательным универсальным учебным слагающим из 3 подгрупп: базовых логических, начальных исследовательских действий и работа с информацией [12].

Изложение основного материала статьи. Для формирования познавательных универсальных учебных действий учителя биологии общеобразовательных организаций используют ряд методов, один из них - это метод Интеллект-карт. Применение метода способно помочь с решением вопросов, связанных с проблемой обработки и запоминания большого количества информации, с которой сталкиваются как преподаватели, так и обучающиеся. Самыми исчерпывающими источниками о методе Интеллект-карт на данный момент являются книги таких авторов, как Тони Бьюзен и Рената Кирилина. Интеллект-карта как инструмент работы с информацией впервые был рассмотрен и продемонстрирован Тони Бьюзеном в его книге «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления». В своей книге он рассматривает составляющие интеллект-карт, историю, преимущества использования, процесс и правила создания и направления их использования. Тони Бьюзен говорит об интеллект-картах, как мощном инструменте, способном помочь человеку реализовать собственный творческий и интеллектуальный потенциалы: «Ваш мозг - это дремлющий гигант, и «Искусство создания интеллект-карт» поможет его разбудить!» [1, С. 4].

В содержании книги Ренаты Кирилиной «Интеллект-карты от А до Я» можно найти историю ментальных карт, как и где они создаются и применяются, а также примеры карт. В ее книге интеллект-карты рассматриваются в большей степени как эффективный способ создания конспектов, заметок, представляющие важность в современном мире. Автор пишет: «Интеллект-карты - инструмент, который позволяет быстро и просто структурировать любые потоки информации - сегодня в современном информационном мире никто не сомневается в важности этого навыка» [6, С. 13].

Применение интеллект-карт возможно на различных этапах урока. Учителя применяются их с разными целями: генерация идей, конспектирование [1; 6], планирование [2; 7; 10], составление учебного плана и прочее [4].

Интеллект-карты способны помочь учителю биологии не только со стороны обобщения информации, но и при организации работы (групповой и индивидуальной), структурирования материалов и файлов, составлении планов и алгоритмов, а также на этапах рефлексии и самоконтроля. Метод используется учителями биологии на уроках разного типа и на различных их этапах [3; 5; 9]. К тому же метод может быть использован самим учителем для подготовки к уроку и внеурочным занятиям, работе с нововведениями в нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя.

За последние 10 лет в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU опубликовано более трехсот работ, транслирующих опыт использования Интеллект-карт в образовательном процессе на всех уровнях образования, и лишь небольшая часть представляет опыт применения метода Интеллект-карт на уровне основного общего образования. Использование Интеллект-карт как:

- средство систематизации знаний рассматривается в работах таких авторов, как Зейналова A.A., Яковенко Т.В., Козлова О.С., Тучкова A.C., Белов Д.А., Грядунова Т.М., Стешов A.B., Стешова М.А.;

- средство визуализации информации рассматривается в работах таких авторов, как Рябоконь Е.А., Крецан З.В., Шмакова Л.Е., Вдовина И.А. Яковенко Т.В., Мавлюдова Л.У., Камахина P.C.;

- средство реализации современного урока рассматривается в работах таких авторов, как ЗоноваС.А., Лукачёва М.А., ЦыброваИ.О., Шарафутдинова С.Ф., Неудахина Ю.Н., Сидненкова Я.В., Мазинова Г.И., Прошкина К.Д., Раджабойев Ф., Маджидова Б.;

- средство формирования планируемых образовательных результатов рассматривается в работах таких авторов, как Дмитриева Х.А., Матвеева В.В., Рябоконь Е.А., Крецан З.В., Шмакова Л.Е., Голомидова Е.А.;

- цифровые инструменты создания Интеллект-карт рассматривается в работах таких авторов, как Никифоров О.Ю., Корепина Т.А., Рубан И.А.;

- только 3 работы: «Применение ментальных карт в учебном процессе по биологии», автор Леонтьева И.А.; «Возможности использования интеллект-карт для формирования УУД при обучении биологии», авторы ПетрищеваГ.С., ЗахарютаН.В.; «Использование интеллект-карт на уроках биологии как средство развития логического мышления», автор Жураковская Л.М.

Обзор публикаций открытых источников информации позволяет нам сделать вывод, что данный метод в области обучения биологии на уровне основного и среднего общего образования представлен недостаточно.

В процессе исследования было проведено анкетирование. Составлено 2 анкеты: для учащихся и для учителей биологии. Учителям был задан ряд вопросов, раскрывающих знания педагогов об Интеллект-картах, о способах их использования и эмоционально-оценочного отношения к этому инструменту. В опросе приняли участие 127 учителей биологии членов Ассоциации выпускников Казанского федерального университета. В результате анализа ответов учителей, выяснили, что 65 % респондентов знакомы с Интеллект-картами, из них 33% респондентов используют Интеллект-карты регулярно на своих уроках. Отмечают, что в такой форме ученики лучше запоминают материал, самостоятельно работая с информацией, например, вместо конспектирования, а также для закрепления пройденного материала, подготовке к контрольным работа, государственной итоговой аттестации.

Вторая группа респондентов (35%) незнакома с Интеллект-картами, но высказала готовность научиться работать с новым для себя инструментом. Основной причиной, по которой данная группа респондентов незнакома с Интеллект-картами респонденты назвали нехватку времени и недостаточный уровень ИКТ компетенций для работы с инструментами

для создания Интеллект карт. Работать с Интеллект-картами можно в различных ситуациях и с использованием различных инструментов: от бумаги с карандашами до специализированных программ [8].

Во втором опросе приняли участие 112 обучающихся 9-11 классов из трех сельских и трех городских школ. Исходя из полученных данных, можно сделать выводы, что большинство обучающихся знакомы с методом Интеллект-карт и инструментами для их создания, 78% применяют его для работы с большими объемами информации, используя специальные программы.

По результатам опроса двух групп респондентов в тройку лидеров вошли программы: MindMeister, Popplet и XMind. Для выявления программы, лучше всего подходящей для использования педагогами во время учебной деятельности, был проведен сравнительный анализ программ. Он проводился по следующим критериям: наличие бесплатной подписки, количество бесплатных шаблонов, доступных для скачивания, разнообразный дизайн шаблонов, специальные возможности при оформлении (цвет, видео, иконки и др.), интуитивность использования.

По результатам анализа была выявлена программа фаворит - это MindMeister. Преимуществом данной программы стала простота использования, как для индивидуальной так и для групповой работы, предполагающей синхронную и асинхронную работу, а также широкий спектр базовых возможностей. Следует отметить и то, что использование специальных программ существенно упрощает работу с интеллект-картами, благодаря ряду преимуществ:

- возможность вставлять изображения;

- большая площадь для работы;

- простота реструктуризации;

- возможность поделиться с большим количеством людей;

- возможность одновременной работы нескольких человек над одной картой;

- работа с различных устройств в любое время;

- различный вид представления информации;

- не нужны дополнительные предметы (цветные карандаши, ручки, маркеры и пр.) и т.д. [4; 5].

В период исследования студентами по направлению подготовки «Педагогическое образование, с двумя профилями подготовки)», была проведена серия уроков с использованием метода, с последующим проведением интервью с обучающимися, участвующими в уроке. Так как предыдущие уроки были проведены с использованием традиционных методов, обучающиеся получили возможность сравнить 2 типа урока, а также высказать свое личное мнение о методе Интеллект-карт. Результаты интервью позволили сделать следующие умозаключения:

- нетрадиционный метод Интеллект-карт способствует большей включенности учащихся в урок, повышает мотивацию к получению знаний;

- интеллект-карты позволяют структурировать материал, сделать его более привлекательным;

- применение Интеллект-карт при объяснении заданий и обозначении критериев способствует визуализации алгоритмов и закономерностей;

- большинство участников интервью высказали положительное отношение к методу, проявили желание углубить знания о нем.

Выводы. Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: метод Интеллект карт интересен учителям и обучающимся 9-11 классов. Ограниченность широкого применения метода учителями на уроках биологии связана с тем, что инструмент изначально учителями рассматривается как способ самостоятельной работы обучающихся и недостаточным уровнем подготовки учителя.

Сравнение результатов уровня познавательных универсальных учебных действий до эксперимента (высокий - 11%; средний - 57%; низкий - 32%) и после (высокий - 14%; средний - 63%; низкий - 23%) демонстрирует положительную динамику, что подтверждает действенность метода. Низкий уровень сократился на 9%.

Применение метода способствует формированию познавательных универсальных учебных действий, решению вопросов, связанных с проблемой обработки, анализа и запоминания большого количества информации, ее структурированием и визуализацией и как следствие повышению качества образования.

Литература:

1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Тони Бьюзен. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 113 с.

2. Гавриллова, A.C. Интеллектуальные карты (ментальные карты). Применение интеллект-карт в учебной деятельности / A.C. Гавриллова, В.Н. Таран // Наука и перспективы. - 2019. - № 4.

3. Галушина, Б.Н. К использованию ментальных карт для подготовки обучающихся к промежуточному контролю / Б.Н. Галушина, М.С. Апанович, П.В. Галушин // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2019. -№ 2.

4. Дронова, Б.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки / E.H. Дронова // Проблемы современного образования. - 2017,- № 2. - С. 118-124

5. Зонова, С.А. Методические аспекты использования ментальных карт в учебном процессе / С.А. Зонова, М.А. Лукачёва // E-Scio. - 2020.

6. Кирилина, P.C. Интеллект-карты от А до Я I Р. Кирилина, С. Кирилин. - Екатеринбург: Издательские решения. - 90 с.

7. Козлова, О.С. Ментальные карты и их использование в учебном процессе / О.С. Козлова, A.C. Тучкова, Д.А. Белов, Т.М. Грядунова // Естественные и технические науки. - 2020. - № 1 (139). - С. 174-175

8. Куликова, В.В. Ментальная карта как метод обучения / В.В. Куликова // Карельский научный журнал. - 2021. -№ 1 (34). - С. 29-32

9. Рябоконь, Е.А. Визуализация учебной информации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся / Е.А. Рябоконь // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - № 4. - С. 126-135

10. Самофалова, М.В. Использование ментальных карт в процессе обучения / М.В. Самофалова, Н.В. Суркова // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. -№ 3. - С. 308-315

11. Широкий, В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре / В.А. Широкий // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-nauchno-metodicheskie-podhody-k-soderzhaniyu-i-strukture (дата обращения: 18.05.2023)

12. Яковенко, Т.В. Интеллект-карта как эффективный способ запоминания и систематизации учебной информации / Т.В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017,- № 4 (56). - С. 293-301

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.