Научная статья на тему 'ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
универсальные учебные коммуникативные действия / групповая работа / урок математики / начальная / universal educational communicative actions / group work / math lesson / elementary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Марина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы содержания и организации процесса формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников на уроках математики средствами групповой работы. Определяется понятие «универсальные учебные коммуникативные действия». Раскрываются различные виды групповой работы на уроках математики, способствующие формированию у младших школьников различных составляющих универсальных учебных коммуникативных действий. Приводятся примеры математических задач описывается организация групповой работы по их решению на уроках математики в целях формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of the content and organization of the process of formation of universal educational communicative actions of younger schoolchildren in mathematics lessons by means of group work. The concept of "universal educational communicative actions" is defined. Various types of group work in mathematics lessons are revealed, which contribute to the formation of various components of universal educational communicative actions in younger schoolchildren. Examples of mathematical problems are given and the organization of group work on their solution in mathematics lessons is described in order to form universal educational communicative actions of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Также можно выделить такие формы организации урока:

- урок-экскурсия (это может быть виртуальное путешествие на музейную выставку по теме урока);

- урок-викторина (в ходе данного занятия учащиеся объединяются в команды и отвечают на вопросы в области изобразительного искусства, подготовка может содержать самостоятельный поиск вопросов и заданий для другой команды);

- применение интегрированных уроков (особенно развитие творческих способностей будет эффективным, если использовать материалы уроков музыки, литературы).

Еще одним способом развития творческих способностей подростков может стать использование на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования. Сюда относят акватипию, граттаж, набрызги, монотипию и другие. Также возможно применение нетрадиционных материалов, например, палочки, перо. Можно использовать такой прием, как смятие бумаги, полностью намочить лист бумаги, получается рисование «по-сырому». Важно то, что дети могут комбинировать между собой способы и материалы. Техники довольно просты по своей технологии, это позволяет заинтересовать подростка. И даже дети, которые не уверены в своих силах, смогут с удовольствием выполнить задание и создать оригинальный творческий продукт. Применение нетрадиционных техник рисования позволяет подросткам осуществлять поиск нового и неординарного художественного образа, что является неотъемлемой характеристикой творческой способностей в изобразительном искусстве.

Выводы. Таким образом, рассмотренные нами способы способствуют повышению у детей интереса к изобразительному искусству, а также способствуют поиску новых оригинальных художественных образов в собственной творческой деятельности.

Аннотация. Авторы статьи обращаются к проблеме развития творческих способностей подростков на уроках изобразительного искусства. На основе анализа литературы авторы попытались уточнить определение «творческие способности на уроках изобразительного искусства». В статье выявлено, что творческие способности присущи каждому человеку, и они могут проявляться в различных видах деятельности. Отличительным признаком творческих способностей на уроках изобразительного искусства является способность создавать новый художественный образ. Учитывая возрастные особенности обучающихся данного периода были рассмотрены способы развития творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова: способности, творческие способности, урок изобразительного искусства, подростковый возраст, методы художественного образования, формы организации урока.

Annotation. The authors of the article address the problem of the development of creative abilities of adolescents in the lessons of fine arts. Based on the analysis of the literature, the authors tried to clarify the definition of "creativity in art lessons". The article reveals that creative abilities are inherent in every person, and they can manifest themselves in various types of activities. A distinctive feature of creative abilities in art lessons is the ability to create a new artistic image. Taking into account the age characteristics of students of this period, ways of developing students' creative abilities were considered.

Keywords: abilities, creative abilities, a fine art lesson, adolescence, methods of art education, forms of lesson organization.

Литература:

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - Москва: Олма-Пресс: Крас, пролетарий, 2004. - 700 с.

2. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - Москва: Просвещение, 1965. - 289 с.

3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1989. - 253 с.

4. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Санкт Петербург: Питер, 2001. - 592 с.

5. Пичугина, Г.А. Продуктивный и репродуктивный методы обучения в организации современного образования / Г.А. Пичугина // Балканско научно обозрение. - 2020. - № 4 (10). - С. 16-19

6. Погодина, С.В. Творческое становление ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с искусством / С.В. Погодина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 5,- С. 37-41

7. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - № 6. -С. 43-47

8. Приказ Министерства просвещения РФ от31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 20.05.2023)

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт Петербург: Питер, 2002. - 720 с.

10. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластениин. -Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.

11. Теплов, Б.М. Психология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - Москва: Московский психолого-социального институт, НПО МОДЭК, 2004. - 312 с.

12. Шадриков, В.Д. Вопросы психологической теории способностей / В.Д. Шадриков // Психология. Журнал ВШЭ. -2010. -№3.-С.41-56

УДК 378.2

ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Марина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

Постановка проблемы. Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Российской Федерации выдвигают приоритетной целью в настоящее время коммуникативную направленность учебного процесса, так как условием успешной адаптации в наши дни является умение организовывать межличностное взаимодействие и решать коммуникативные задачи.

Сформированность универсальных учебных коммуникативных действий у младшего школьника позволяет ему учитывать позицию других людей в процессе общению или совместной деятельности, а также способствует развитию умений слышать других и вступать в продуктивный диалог; принимать участие в коллективном обсуждении проблем.

Научить школьника правильно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и уметь участвовать в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, умение

выражать эмпатию собеседнику, адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других людей - все это значит сформировать универсальные учебные коммуникативные действия.

Изложение основного материала исследования. Универсальные учебные коммуникативные действия - это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми. Под формированием универсальных учебных коммуникативных действий мы будем понимать процесс совершенствования способности учащихся взаимодействовать с другими, обмениваться мыслями, сведениями, идеями.

Овладение детьми универсальными учебными коммуникативными действиями способствуют не только формированию и развитию эффективного взаимодействия с другими людьми и объектами окружающего мира, но и выступает одним из основополагающих аспектов дальнейшего благополучия ребенка на предстоящих этапах его развития.

Групповая форма работы - это такая форма обучения, при которой дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а педагогом обеспечивается их взаимодействие и оказывается необходимая поддержка. К групповым формам работы относятся: звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые, парные.

Рассмотрим примеры заданий по нескольким темам: «Сложение и вычитание», «Умножение и деление», «Табличное умножение и деление». «Порядок выполнения действий».

В ходе работы над заданиями применялись такие методы как: метод беседы; игровой метод, метод показа; прием «Учимся вместе»; игровые задания: «Составь и объясни», «Математическая пирамида».

Комплектование групп из учащихся происходило согласно успеваемости и отношениям между учащимися для повышения уровня самооценки и мыслительной деятельности слабоуспевающих детей и обучения бесконфликтному общению тех учеников, которые по каким-то субъективным причинам не могут осуществлять позитивное взаимодействие.

Предлагая ученикам выполнить задачу по теме «Сложение и вычитание», где необходимо найти периметр каждой геометрической фигуры, мы решили ее обыграть. Мы разделили класс на три группы и каждой из них раздали картинки, на которых были изображены несколько геометрических фигур:

О

Далее мы предложили каждой группе представить, что это не геометрические фигуры, а территория сказочных королевств, а стороны многоугольников - это их граница. Затем мы попросили учащихся проверить, граница какого из этих королевств длиннее всех.

Чтобы у учащихся не было желания перебивать и не слушать друг друга, мы предложили им высказывать идеи в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке). Дети с удовольствием восприняли наш совет и стали ему следовать, тем самым, пополняя свой коммуникативный опыт новыми полезными привычками.

Теперь, по нашим наблюдениям, младшие школьники начали с пониманием и принятием относится к мнению товарищей в группе относительно оценки одного и того же предмета, старались ориентироваться на позицию другого участника группы, учились сохранять доброжелательное отношение в спорной ситуации.

В рамках темы «Умножение и деление», мы организовали работу «четверками» (дети объединялись со своими соседями, сидящими за соседними партами, получалась группа из 4-х человек) в парах. «Четверкам» предлагалось задание «Составь и объясни»:

«Составьте по рисункам произведения и объясните их смысл. Расскажите паре соседей, что значит «умножить число «а» на число «Ъ», а онирасскажут вам, что значит «разделить «а» на «Ъ».

Чтобы данные математические знания и понятия формировались в более легкой и непринужденной форме, мы вводили наглядный материал.

Данным заданием мы формировали у младших школьников способность строить логические речевые сообщения, понятные для партнера по диалогу. Кроме того, дети учились с помощью вопросов получать от партнера необходимую информацию и недостающие сведения для правильного выполнения совместного задания.

Для того, чтобы дети активнее включались в освоение новых математических знаний, не перекладывали ответственность за решение вопроса на партнера, вырабатывали умение строить грамотные с точки зрения языка коммуникативные высказывания, понятные участнику по деятельности, нами был применен прием «Учимся вместе». Он подразумевал, что отчитываться нужно будет по всей теме каждому учащемуся в отдельности и всей группе целиком.

Третьим заданием по теме «Табличное умножение и деление», в процессе которого осуществлялась работа по формированию универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников посредством групповой работы, была текстовая задача.

Принимая во внимание, что в классе парты стоят следующим образом три ряда и в каждом из них пять парт, мы в случайном порядке раздавали (каждому на парту) либо карточку с текстовой задачей, либо - с краткой записью к ней. Таким образом, несколько учеников в каждом ряду получали текстовую задачу, а остальные - краткое условие. И тех, и других карточек на каждый ряд раздается равное количество

Приведем условие задачи, которое было предложено учащимся на карточках: «Карлсон попросил Малыша подарить ему на день рождения пять коробок карамельных конфет по б кг в каждой и еще 7 коробок пряников по 4 кг в каждой. Сколько всего килограммов сладостей попросил Карлсон у Малыша на день рождения?».

Приведем краткую запись задачи, которая была предложена учащимся на карточках:

К, - 5 коробок по 6 кг

Пр. - 7 коробок по 4 кг

По нашему сигналу младшие школьники, которым достался текст задачи, перемещаются по своему ряду в поисках того ученика, у которого оказалась карточка с краткой записью задачи. Найдя пару, они садились вместе и сообща решали данную задачу.

В процессе поиска решения задачи, учащиеся формировали умение обосновывать свое мнение, позицию; учились строить понятные для партнера высказывания, согласовывать усилия для достижения цели; ориентироваться на партнера по деятельности. Кроме этого, младшие школьники учились уступать, убеждать, приводить аргументы в защиту своего высказывания, показывали готовность оказывать помощь партнеру в ходе совместной деятельности.

Для закрепления материала по теме «Порядок выполнения действий» мы применили игровое задание «Математическая пирамида». В ходе него учащимся необходимо построить пирамиду из решенных примеров. В нижнем ряду пирамиды размещаются выражения, состоящие из трех действий, во второй ряд - из двух; в верхней строке пирамиды

- выражения из одного действия. Затем все вместе дети проверяют, правильно ли построена пирамида и обосновывают свой выбор.

Игровое задание «Математическая пирамида» содержало следующие выражения:

1)1*7*10-25; 8) 13+6 * (13-9);

2)0*3*10 + 40; 9) 43-(20 +7)+ 15;

3)24:3*2; 10) 25:5-(14-8): 2;

4) 24 : (3*2); 11) (13 + 7) : 4 - 3;

5) 38-(10 +6); 12)81:9 + 5*6;

6)30 + 6*4; 13)6*8 + 7*9;

7)18:2+2*3; 14) (36 -4 * 4):5.

К работе младшие школьники приступили индивидуально, то есть всем учащимся было предложено одно и то же задание. На этом этапе дети не решали все примеры, которые входили в математическую пирамиду, а только определяли, сколько действий содержится в том или ином примере.

После этого организуется работа в парах, затем четверках и коллективе, где младшие школьники выдвигали факты, почему они считают, что данный пример должен будет расположиться на самом нижнем (втором, верхнем) рядах.

Рассмотренные виды групповой работы, по нашему мнению, дают возможность решить сразу несколько задач по формированию универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников на уроках математики.

Во-первых, формируется умение осуществлять контроль за своими действиями и действиями партнеров, а также выражать его в доброжелательной форме. Во-вторых, вырабатывает у младших школьников умение внимательно слушать и понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации и, осмыслив ее, передавать партнеру по деятельности. В-третьих, более сильные учащиеся учатся высказывать психологическую поддержку партнеру, а менее сильные -благодарить за нее. Все это помогает учащимся приобретать умение выстраивать добрые взаимоотношения в классном коллективе.

Выводы. Таким образом, мы описали опыт формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников посредством групповой работы на уроках математики. Мы пришли к выводу, что в ходе данной работы можно использовать разные формы групповой работы: парами, «четверками», а также более крупными группами. На первых шагах организации групповой работы необходимо проводить наблюдение за младшими школьниками, отмечать в их коммуникативном поведении недочеты, которые впоследствии устранять, применяя такие методы, как беседа, игра, показ, а также приемы («учимся вместе»). Групповая работа в сочетании с подобными методами и приемами помогает сформировать у младших школьников умение взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности, способствует возникновению желания договариваться, решать совместные задачи бесконфликтным путем, учит принимать, перерабатывать и передавать информацию собеседнику, строя понятные ему высказывания и задавая по ходу деятельности наводящие вопросы. Также младшие школьники овладевают математическими знаниями, приобретают интерес к изучению данной учебной дисциплины.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы содержания и организации процесса формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников на уроках математики средствами групповой работы. Определяется понятие «универсальные учебные коммуникативные действия». Раскрываются различные виды групповой работы на уроках математики, способствующие формированию у младших школьников различных составляющих универсальных учебных коммуникативных действий. Приводятся примеры математических задач описывается организация групповой работы по их решению на уроках математики в целях формирования универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные коммуникативные действия, групповая работа, урок математики, начальная школа.

Annotation. The article deals with the issues of the content and organization of the process of formation of universal educational communicative actions of younger schoolchildren in mathematics lessons by means of group work. The concept of "universal educational communicative actions" is defined. Various types of group work in mathematics lessons are revealed, which contribute to the formation of various components of universal educational communicative actions in younger schoolchildren. Examples of mathematical problems are given and the organization of group work on their solution in mathematics lessons is described in order to form universal educational communicative actions of younger schoolchildren.

Keywords: universal educational communicative actions, group work, math lesson, elementary school.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие доя учителя / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2018. - 151 с.

2. Гончарова, Н.А. Организация групповой работы при обучении математике / Н.А. Гончарова, Н.В. Решетникова // Школьные технологии. - 2014. - № 4. - С. 98-107

УДК 371

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

магистрант Астафьева Виктория Дмитриевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга);

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

Постановка проблемы. Нравственное воспитание определяется как воспитание личности, направленное на формирование таких качеств как доброта, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность. Данные качества выступают регуляторами отношений и поведения в обществе в соответствии с этическими нормами.

На сегодняшний день проблема нравственного воспитания учащихся является важной проблемой, стоящей перед учителем. Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения выступает необходимой задачей нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.