Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилина Н. Г., Шумилин В. П.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников является основной целью современного начального образования. КоммуникативныеУУД имеютприоритетную роль перед другими видами универсальных действий. В статье рассматривается проблема формирования и развития таких действий у младших школьников на уроках математики. Автором описывается опыт работы по подготовке будущих учителей начальных классов к формированию коммуникативных УУДу младших школьников при изучении математики, приводятся и методически обосновываются основные направления такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилина Н. Г., Шумилин В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS (ULE) IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS

The formation of universal educational actions in younger schoolchildren is the main goal of modern primary education. Communicative UUDs have a priority role over other types of universal actions. The article deals with the problem of the formation and development of such actions in younger schoolchildren in mathematics lessons. The author describes the experience of training future primary school teachers for the formation of communicative ECD in younger schoolchildren in the study of mathematics, provides and methodically substantiates the main directions of such work.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.14 ШУМИЛИНА Н.Г.

кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики начального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ШУМИЛИН В.П.

кандидат педагогических наук, кафедра информационных технологий в деятельности органов внутренних дел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова E-mail: [email protected]

UDC 378 SHUMILINA N.G.

Candidate of Pedagogical Science, Department of Theory and Methods of Primary Education, Orel State University E-mail: [email protected] SHUMILIN V.P.

Candidate of Pedagogical Sciencesö Department of Information Technology in ATS Activities, Orel Law Institute MVD of Russia named V.V. Lukyanov E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

PREPARATION OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS (ULE) IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

IN MATHEMATICS LESSONS

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников является основной целью современного начального образования. КоммуникативныеУУД имеютприоритетную роль перед другими видами универсальных действий. В статье рассматривается проблема формирования и развития таких действий у младших школьников на уроках математики. Автором описывается опыт работы по подготовке будущих учителей начальных классов к формированию коммуникативных УУДу младших школьников при изучении математики, приводятся и методически обосновываются основные направления такой работы.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, профессиональная подготовка бакалавров педагогического образования, уроки математики в начальной школе.

The formation of universal educational actions in younger schoolchildren is the main goal of modern primary education. Communicative UUDs have a priority role over other types of universal actions. The article deals with the problem of the formation and development of such actions in younger schoolchildren in mathematics lessons. The author describes the experience of training future primary school teachers for the formation of communicative ECD in younger schoolchildren in the study of mathematics, provides and methodically substantiates the main directions of such work.

Keywords: communicative universal educational activities, professional training of bachelors of teacher education, mathematics lessons in elementary school.

Современная школа должна, прежде всего, формировать у обучаемых способности к самостоятельному решению встающих перед ними новых, еще неизвестных задач, готовить их к той жизни, о которой, по сути дела, сама еще не имеет представления. Поэтому с первых школьных дней важно обеспечить ребенку личностное, общекультурное и познавательное развитие, сформировать у него умение учиться. Успешность прохождения начального этапа образования во многом определяет не только результативность последующих этапов, но и умения разрешать различные жизненные задачи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования наряду с предметными и личностными результатами обучения определяются метапредметные результаты как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в

реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [5].

Достигаются метапредметные результаты путем формирования и развития у обучаемых определенной системы универсальных учебных действий (УУД). При этом не отрицается и некоторая интегративная составляющая содержания образования, которая имеет отношение к различным предметам на уровне понятий.

Концепция развития УУД была разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов (Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова, Н.Г. Салмина и C.B. Молчанов) под руководством А.Г. Асмолова. Ими были выделены четыре блока универсальных действий, соответствующих целям образования: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Личностные действия способствуют ориентации

© Шумилина Н.Г., Шумилин В.П. © Shumilina N.G., Shumilin V.P.

школьников в нравственных нормах и правилах, позволяют им осознать и принять жизненные ценности, выработать свою жизненную позицию. Они делают учение осмысленным, связанным с реальными жизненными целями и ситуациями.

Познавательные действия - этодействия исследования, работы с информацией.Регулятивные действия даютученику возможность управления своей деятельностью - познавательной и учебной.

Коммуникативные действия являются основой эффективного сотрудничества обучаемых как с учителем, так и со сверстниками. К ним относятся уменияпра-вильно выражать свои мысли, слышать, слушать и понимать собеседника, договариваться друг с другом. Коммуникативные УУДобеспечивают умения учащихся планировать,распределять роли и согласованно осуществлять совместную деятельность, оказывать поддержку и взаимопомощь, контролировать и корректировать действия друг друга [2].Они «обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей,партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [1].

Каждому человеку, чтобы получить полноценное образование, легко адаптироваться в социуме, быть коммуникабельным человеком, необходимо овладеть умением общаться. Поэтому во многих психолого-педагогических исследованиях отмечается приоритетная роль коммуникативных УУД перед развитием других видов универсальных действий у младших школьников.

Так, например, общение ребенка со взрослыми (учителем, родителями и др.) способствует формированию у него личностных и регулятивных УУД. Из оценок близких взрослых у маленького человека формируется представление о себе, появляется самовосприятие и самоуважение, складывается самооценка.

Развитая речь является неотъемлемой частью развитого интеллекта. Чем больше ребёнок знает слов, их значений и больше различных грамматических конструкций языка, тем более гибка и точна может быть его внутренняя речь, которая сопровождает все наши рассуждения и мысли.

Способы общения, его содержание и насыщенность во многом определяют представление ребенка о себе, отношение к себе, формируют у него картину мира и познавательные УУД. Коммуникативные навыки позволят учащимся не только включиться в ходе учебной деятельности в межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и выйти в дальнейшем в систему социальных взаимоотношений с другими людьми и миром в целом.

Любое, даже самое незначительное коммуникативное затруднение младшего школьника неотвратимо приведет не только к проблемам с учебой, но и нарушениям в его личностной сфере. Формирование личностного, регулятивного и познавательного компонентов УУД в

системе начального образования невозможно без систематической, целенаправленной работы по развитию коммуникативных универсальных учебных у младших школьников. Следовательно, для достижения планируемых результатов обучения учитель начальной школы должен уделять особое внимание формированию у обучаемых коммуникативных УУД.

В рамках научно-исследовательской работы студентам бакалавриата по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность Начальное образование и Математика в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева было предложено направление исследования «Формирование и развитие коммуникативных УУД у младших школьников при изучении математики».

Подходам к решению общей проблемы формирова-ниякоммуникативных универсальных учебных действий посвящены многочисленные психолого-педагогические исследования (Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, др.). Имеется целый ряд работ, посвященных проблемам развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста (Ю.А. Башкатова, Г.М. Бушуева, А.Е. Дмитриев, И.В. Кондакова, Л.В. Лобанова, Е.В. Никульченкова, В.А. Ситаров и др.). Ежегодное появление новых исследований свидетельствует о том, что проблема формирования коммуникативных УУД у младших школьников остается в центре внимания педагогов.

Для освоения способов коммуникативной деятельности большинство психологов младший школьный возраст считают сензитивным периодом. Предметный материал учебных дисциплин начальной школы является содержательной основой такой деятельности в учебном процессе.

Без коммуникативных умений невозможно достижение предметных результатов по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, где пересказы, изложения, сочинения являются необходимыми формами учебной работы.

«Совершенствование речи происходит на протяжении всей жизни человека, но одним из наиболее важных периодов в речевом развитии детей является младший школьный возраст. В то же время педагогами отмечается, что развитие речи младших школьников часто тормозится, несмотря на значительное внимание к этой проблеме в начальном образовании» [3]. Среди одной из возможных причин А.Г. Асмолов называет «отрыв речи от реальной деятельности, преждевременный отрыв речи от её исходной коммуникативной функции. Эти причины могут быть связаны с тем, что в начальной школе мало внимания уделяется учебному сотрудничеству между детьми» [1].

Математика, как учебный предмет, априори имеет большие возможности для развития, прежде всего, познавательных УУД у обучаемых. Типичные задания «реши задачу», «укажи лишнюю геометрическую

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

фигуру» естественным образом развивают у младших школьников навыки анализа, синтеза, сравнения, умения выделать известное и неизвестное, моделировать, переходя от словесной информации к графической, символьной и т.д.

Для развития коммуникативных навыков младших школьников при изучении математики необходима специальная организация учебного процесса, использование особых форм и методов учебной работы.

Анализ исследований в рамках проблемы позволил выявить основные противоречия между «объективной потребностью формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения математике и отсутствием научно-обоснованной методики их формирования; между необходимостью включения ребенка в диалоговые формы деятельности на уроках математики и преобладанием монологических форм в преподавании математики в начальной школе» [3].

Опрос учителей школ г. Орла, проведенный студентами в рамках научно-исследовательской работы, выявил следующие проблемы в развитии коммуникативных умений младших школьников.

- Учащиеся разучились слушать и слышать собеседника. «На уроке - тишина. Дети слушают пояснения для выполнения работы. Но всегда найдутся ученики, которые тут же начинают переспрашивать «в тетради писать или на листочке?», «в столбик расположить слова или в строчку?». Они слушали, но не услышали учителя»

- Преимущественное общение в социальных сетях приводит к тому, что речь школьников как бы отрывается от реальной деятельности, от ее непосредственной коммуникативной функции. Вербальная речь заменяется обменом сообщений, которые не могут передать интонаций, эмоций. Дистанционные формы обучения также зачастую позволяют ученику только получить информацию, хотя в младшем школьном возрасте важнее услышать, как эта информация была донесена.«Живое и эмоциональное слово учителя - необходимое условие развития коммуникативных умений младшего школьника. Учитель должен быть хорошим оратором. Он не только должен уделять внимание содержанию своей речи, четкости постановки учебных задач, но и форме представления информации. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность, которая влияет на сознание и чувства учеников, вызывает удивление, изумление, интерес к рассматриваемому материалу»

- Необходимость в передачи большого объема информации приводит к сокращению слов как в письменной, так и в устной повседневной речи. «Мы все чаще слышим «Ок» вместо «хорошо» (прекрасно, нормально, в порядке и т.д.). Учащиеся не могут логично и связанно изложить свои мысли, описать событие или явление. Они потеряли умение слышать речь, ценить красоту звучащего и написанного слова, так как для передачи информации достаточно и «Ок»»

Анализ исследований и результаты опроса позволи-

ли студентам определить основные направления работы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников при изучении математики.

Должны быть созданы определенные методические условия:

- организация учебного процесса в режиме диалога (учитель-ученик и ученик-ученик);

- дополнение содержания начального курса математики заданиями, направленными на формирование и развитие коммуникативных навыков учащихся;

- применение методов обучения, которые способствовали бы включению учащихся в активную познавательную и коммуникативно-речевую деятельность.

- наблюдение процесса и периодическая диагностика результатов формирования коммуникативных умений младших школьников в ходе изучения математики

- Разработка методикобучения математике, направленных на включение младших школьников в коммуникативную деятельность

Для организации учебного процесса в режиме диалога, включения учащихся в активную деятельность, развития их речи, умений высказывать суждения, комментировать, доказывать, слушать собеседника на уроках математики в начальной школе были отмечены следующие технологии.

Технология «Верю - не верю». Ее можно использовать уже с первого класса. Учитель предлагает несколько высказываний, относящихся к теме урока, а ученики объясняют верными или неверными они являются с их точки зрения.

Например, при изучении различных видов треугольников, учащимся можно предложить следующие утверждения: существует такой треугольник, у которого все углы острые; у треугольника может быть два тупых угла; есть треугольник, у которого один угол прямой, а другой - тупой и т.д.

В конце урока, предложения оцениваются и обосновываются с учетом новых знаний.

Технология «Корзинка идей». После объявления те-мыурока учащимся предлагается высказать и обосновы-ватьвсе, что они считают относящемся к данной теме. Принимаются все идеи, домыслы, соображениядетей, которые кратко фиксируются учителем (складываются в «корзинку»)

В ходе урока из «корзинки» убираются все неправильные (некорректные) утверждения. В этом случае на этапе рефлексии то, что осталось в «корзине», позволит подвести итог урока.

Покажем, как реализуется технология «Корзинка идей» на примере темы «Дециметр» (1 класс). Такие единицы длины как метр, сантиметр широко используются в быту, в отличие от единицы дециметр и слово может оказаться незнакомым для первоклассников.

Учитель, объявляя тему, предлагает учащимся высказать свое мнение о теме урока.

Фиксируются все предположения учащихся. Например, ««Слово дециметр похоже на сантиметр,

значит им можно измерить длину», «Дециметр нужен для измерения маленьких (больших) предметов, которые нельзя (неудобно) измерить сантиметром» и т.п.

На этапе рефлексии, школьники убеждаются, что дециметр - это действительно единица длины, которая вводится для измерения предметов, которые неудобно измерять сантиметром» [6].

Рассмотренные технологии позволяют активизировать деятельность учащихся, вовлечь их в речевую деятельность. Они способствуют тому, что дети получают навыки логического изложения и аргументации, высказываясь, слушая, анализируя и оценивая идеи одноклассников.

Для организации процесса обучения в режиме диалога ученик-ученик и включения учащихся в активную коммуникативную и речевую деятельность на уроках математики необходимо систематически организовывать работу в парах (малых группах). Такие формы работы могут быть организованы на любом этапе урока при решении разнообразных учебных задач.

Например, на этапе закрепления умения решать задачи уже в 1 классе членам пары можно предложить задачи:

1) У Димы 4 большие закладки и 5 маленьких. Сколько всего закладок у Димы?

2) У Димы 9 закладок. 4 из них большие, а остальные - маленькие. Сколько маленьких закладок у Димы?

Каждый ученик решает свою задачу, после чего им предлагается обменяться тетрадями для проверки. В ходе такой работы учащиеся замечают, что решение одной задачи является данным для другой. Происходит взаимная проверка правильности решения. После этого паре предлагается составить ещё одну задачу, в которой данными будут полученные ответы.

Такая форма организации деятельности на уроке формирует умения объяснять и доказывать свою точку зрения, слушать собеседника, способствует развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи, самоконтроля и взаимоконтроля. Успех работы в малых группах во многом зависит от умения школьников договариваться, распределять обязанности между членами группы.

Игровые технологии являются общепризнанными для обучения детей младшего школьного возраста. Они позволяют в игровой форме решать практически все учебные задачи. Но, кроме достижения учебных целей, игры способствуют формированию коммуникативных навыков младших школьников.

В последнее время появились работы, направ-

ленные на создание серии игр, которые направлены как на развитие интеллекта, так и коммуникативных навыков младших школьников (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.). По мнению создателей, такие игры будут способствовать повышению гибкости мыслительных процессов младших школьников, формированию навыков переноса умственных действий на новое содержание [2].

Игры, которые можно организовывать на уроках математики в начальной школе, достаточно разнообразны, поэтому в них нет каких-то общих фиксированных правил. Но в любой игре детям приходится учиться общаться друг с другом, распределять обязанности, договариваться друг с другом.

Игры-соревнования учат школьников достойно проигрывать,анализировать причины поражений, делать выводы по организации дальнейшей совместной деятельности, помогать друг другу.

Игра зачастую определяет место ученика, его роль в классе, выделяя лидеров и подчиненных. Но в игре возможна и смена позиций. Младший школьник учится быть и в роли руководителя, и в роли исполнителя. В ходе этого у него формируется способность реально воспринимать свое место в системе общественных отношений, адекватно оценивать свои возможности.

Благодаря играм дети включаются в совместную, эмоционально насыщенную деятельность. Изучение математики в начальной школе в ходе игровой деятельности происходит более эффективно, а учащиеся, наряду с предметными навыками, приобретают коммуникативные умения.

Результаты научно-исследовательской работы по формированию коммуникативных УУД у младших школьников при изучении математики были использованы студентами в период прохождения педагогической практики.

Для диагностики сформированности коммуникативных умений у младших школьников до начала экспериментальной работы и после ее завершения использовались методики: «Рукавичка», «Кто прав?», «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман), «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская), «Дорога с дому» (А. Лидерс) [4]. Результаты практической работы студентов убедительно свидетельствовали о целесообразности и эффективности предложенных ими форм организации обучения математике для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. /под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011. 151c.

2. Кочетова Е.В., Кузнецова Е. С., Михайлова И.Р. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников на уроках математики //Современные проблемы науки и образования. 2016. N° 6. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=25461 (дата обращения: 05.11.2020).

3. Лобанова Л.В. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике / Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2005.

4. Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23890 (дата обращения: 18.10.2020).

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования //ЬАр^/минобрнауки.рф/ documents/922. (дата обращения 01.11.2020).

6. Шумилина Н.Г. Подготовка бакалавров педагогического образования к формированию общеучебных универсальных действий у первоклассников при изучении математики /Н. Г. Шумилина// Сборник научных трудов XXII Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее», В 2 ч. Ч. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. С. 141-145.

References

1. Asmolov A.G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya IA. and others / edited by A.G. Asmolov. How to design universal instructional activities in primary school. From action to thought: a guide for the teacher. 3rd ed. M., Education, 2011. 151p.

2. Kochetova E.V., Kuznetsova E.S., Mikhailova I.R. The development of communicative universal educational actions (UUD) of junior schoolchildren in mathematics lessons // Modern problems of science and education. 2016. No. 6. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=25461 (date of access: 05.11.2020).

3. Lobanova L.V. Formation of communicative and speech skills of junior schoolchildren in the process of teaching mathematics / Author's abstract. dis. Cand. ped. sciences. Omsk, 2005.

4. Mikerova G.Zh., Brusentsova O.L. Diagnostics of communicative universal educational actions of younger schoolchildren // Modern problems of science and education. 2015. No. 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23890 (date accessed: 18.10.2020).

5. Federal State Educational Standard of Primary General Education //http://minobrnauki.rf/documents/922(date of access 01.11.2020).

6. Shumilina N.G. Preparation of bachelors of pedagogical education for the formation of general educational universal actions in first-graders in the study of mathematics / N. G. Shumilina // Collection of scientific works of the XXII International scientific-practical conference «Science and education: preserving the past, creating the future», in 2 part. Part 2. Penza: ICNS «Science and Education». 2019. Pp. 141-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.