Научная статья на тему 'РОЛЬ ИГРОВЫХ ФОРМ В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РОЛЬ ИГРОВЫХ ФОРМ В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / управление профессиональным развитием педагогов / игровые формы / продуктивные игры / preschool education / management of professional development of teachers / game forms / productive games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Бугрова Арина Анатольевна

В статье обосновывается важность активного внедрения в управленческую практику дошкольных образовательных организаций игрового формата проведения методических мероприятий, ориентированных на профессионально-творческое развитие педагогов, создающих условия для совместного поиска альтернативных способов решения конкретной проблемы. Авторами выделяются некоторые проблемы, снижающие эффективность игровых форм в системе управления кадрами. Определяются достоинства и преимущества их использования в процессе методического управления профессиональным развитием педагогов. Указываются принципы, важные для достижения запланированного результата. Показано, что игровые формы обладают признаками интерактивных образовательных технологий, и их целенаправленное применение в рамках управленческой деятельности может стать одним из направлений совершенствования кадровой политики, в том числе, планирования индивидуальных траекторий и карьерного продвижения педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Бугрова Арина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the importance of active introduction into the management practice of preschool educational organizations of a game format of conducting methodological activities focused on the professional and creative development of teachers, creating conditions for ajoint search for alternative ways to solve a specific problem. The authors highlight some problems that reduce the effectiveness of game forms in the personnel management system. There are the advantages and advantages of their use in the process of methodological management of the professional development of teachers. The authors point out the principles important for achieving the planned result. The authors emphasize that game forms have features of interactive educational technologies.Their purposeful application can become one of the directions for improving personnel policy, including planning individual trajectories and career advancement of teachers during of management activities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИГРОВЫХ ФОРМ В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бугрова Арина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ИГРОВЫХ ФОРМ В УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается важность активного внедрения в управленческую практику дошкольных образовательных организаций игрового формата проведения методических мероприятий, ориентированных на профессионально-творческое развитие педагогов, создающих условия для совместного поиска альтернативных способов решения конкретной проблемы. Авторами выделяются некоторые проблемы, снижающие эффективность игровых форм в системе управления кадрами. Определяются достоинства и преимущества их использования в процессе методического управления профессиональным развитием педагогов. Указываются принципы, важные для достижения запланированного результата. Показано, что игровые формы обладают признаками интерактивных образовательных технологий, и их целенаправленное применение в рамках управленческой деятельности может стать одним из направлений совершенствования кадровой политики, в том числе, планирования индивидуальных траекторий и карьерного продвижения педагогов.

Ключевые слова: дошкольное образование, управление профессиональным развитием педагогов, игровые формы, продуктивные игры.

Annotation. The article substantiates the importance of active introduction into the management practice of preschool educational organizations of a game format of conducting methodological activities focused on the professional and creative development of teachers, creating conditions for ajoint search for alternative ways to solve a specific problem. The authors highlight some problems that reduce the effectiveness of game forms in the personnel management system. There are the advantages and advantages of their use in the process of methodological management of the professional development of teachers. The authors point out the principles important for achieving the planned result. The authors emphasize that game forms have features of interactive educational technologies.Their purposeful application can become one of the directions for improving personnel policy, including planning individual trajectories and career advancement of teachers during of management activities.

Key words: preschool education, management of professional development of teachers, game forms, productive games.

Введение. Эффективность решения насущных проблем дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) во многом определяется управленческими методами, которые применяет руководитель в своей профессиональной деятельности [7]. Так, директивный характер управленческих решений, основанный на функциональном подходе, по большей части предполагает единоличность принимаемых решений со стороны руководителя и направлен, прежде всего, на стабильность функционирования ДОО. Подобный подход не способствует высокому качеству решения имеющихся проблем, имеющихся в области профессионального развития педагогов и осуществляемой ими профессиональной деятельности. Внедрение в управленческую практику методов, выявляющих их актуальность и повышающих эффективность разрешения, необходимо рассматривать одним из ключевых направлений в системе управления руководителя ДОО. Данный вывод основывается на следующих положениях:

- коллективный характер профессиональной деятельности педагогов ДОО обуславливает использование управленческих технологий, учитывающих позиции и мнения как можно большего числа педагогов с целью их объединения и определения лучшего способа решения имеющейся проблемы;

- современные ДОО обладают высокой степенью самостоятельности, поэтому повышается роль управленческих методов, развивающих и активизирующих инновационную деятельность педагогов на основе уровня их профессиональной деятельности, обеспечивающих интеграцию творческого потенциала каждого педагога в единый процесс;

- профессиональный рост конкретного педагога, объединение творческого потенциала каждого в общей системе профессиональной деятельности выводят коллектив на новый уровень развития, отличающийся перспективной направленностью к внедрению и разработке инноваций и обеспечивающий конкурентные преимущества ДОО [6].

Поэтому в практику ДОО важно внедрять соответствующие методы управления, ориентированные на профессионально-творческое развитие педагогов в ДОО, создающие условия для совместного поиска альтернативных способов решения конкретной проблемы.

В рассматриваемом контексте целесообразно использование игрового формата проведения методических мероприятий, что позволяет решение профессиональных проблем осуществлять как коллективную мыследеятельность. К преимуществам игровых форм и методов следует отнести их обучающую (дидактическую) и развивающую функции. Например, посредством учебных деловых игр педагоги овладевают умениями принимать решение, проигрывая возможную проблемную ситуацию [3].

Цель данной статьи состоит в обосновании использования игровых форм управления профессиональным развитием педагогов ДОО.

Изложение основного материала статьи. Современная образовательная ситуация характеризуется активной разработкой деловых игр (организационно-деятельностных (Г.П. Щедровицкий), инновационных (B.C. Дудченко), практических деловых (А.И. Пригожин), др.), позволяющих организовывать процесс решения проблемы в коллективной форме. В то же время, управленческая практика в ДОО достаточно редко обращается к их использованию. Анализируя игровые формы управления профессиональным развитием педагогов в ДОО, было выявлено, что их целевая направленность отличается общими формулировками, содержание не всегда обеспечивает проблемно-развивающий характер профессиональной деятельности. Следовательно, невозможно оценить характер изменений, определить, как именно предполагается решить поставленную проблему. Иными словами, не учитываются достоинства и преимущества игровых форм в системе управления кадрами. В то же время, продуманное содержание игры под конкретную цель может явиться стимулом к более эффективному решению стратегических и тактических целей ДОО, повышению культурных способов

личностно-профессионального саморазвития и овладения педагогами необходимыми социально и профессионально значимыми компетенциями.

В качестве примера можно привести проблемно-продуктивную игру «Экспертное совещание» [4, С. 6]. Ее цель состоит в оказании педагогам консультационной поддержки по решению имеющихся профессиональных проблем.

Консультирование осуществляется как на этапе проектирования, так и организации процесса. Консультирование на этапе проектирования означает, что руководитель ДОО, выступающий в роли консультанта, предлагает коллективу готовый проект по решению конкретной проблемной области. Данный вид применяется в ситуации, при которой необходимо быстро и качественно разработать четкие предложения (рекомендации) и предложить способы их осуществления. Консультирование на этапе организации работы характеризуется совместной деятельностью руководителя, выступающего в роли консультанта, и педагогов. Это позволяет, во-первых, учитывать индивидуальные идеи, предложения, а с другой стороны - общими усилиями определять проблемы и осознанно вырабатывать способы их решения. Практическая реализация наиболее продуктивной идеи (предложения) и составляет сам процесс, участниками которого являются и руководитель, и педагоги. Консультирование процесса достаточно эффективно при принятии, освоении новой концепции, программы развития, др. Данная форма рассматривается как результативная при поиске стратегических решений в развитии образовательной организации посредством создания условия для персонифицированного профессионального развития педагогов.

Активное применение игровых форм повышает успешность профессионального развития педагогов в рамках методического управления, поскольку данный процесс осуществляется способами конструктивного взаимодействия. Принимая и проигрывая конкретную роль (автор, лидер, инициатор, исполнитель, наблюдатель, др.), педагоги демонстрируют характерные для данной роли позиции и способы самовыражения профессионального опыта, усваивают способы самоуправляемого поведения.

Отметим, что при проведении методических мероприятий с использованием разных видов игр обеспечивается индивидуально-личностный подход к каждому педагогу, осознанность профессиональной деятельности, повышается ответственность за результат, объективность самооценки профессиональных трудностей и достижений [1] Это особенно актуально в ситуации выбора методики, программы, технологии, так как требует от педагогов понимания новых тенденций, обусловленных преобразованиями в дошкольном образовании.

Особенностью игры является реальность и нереальность игровых действий, наличие ограничений и свободного выбора поведения. Именно ситуация неопределенности и условность роли, а также отсутствие точного алгоритма действия вызывают у участников стремление демонстрировать индивидуально-творческий подход к поиску альтернативного решения проблемы. А наличие правил едино для всех участников игры и обязательно для исполнения, что обеспечивает процесс продуктивного игрового взаимодействия, расширяя исследовательский характер деятельности.

Подчеркнем, что на эффективность проведения любого вида игр с педагогами влияет характер взаимоотношений, который складывается между участниками. Не умение осуществлять правильное руководство процессом игры может провоцировать конфликтные ситуации между участниками, др. Поэтому важно четко обозначать правила диалога, ведения ролевой дискуссии в процессе обсуждения индивидуальных идей, выявления общей точки зрения и совместного определения оптимального решения. И.Я. Хазанов [9], выделяя правила ведения дискуссии, указывает, что их применение способствует реализации принципа дискуссионности и определяет комплекс правил (рис. 1).

Дискуссия-один из многообразных методов вашего обучения, интересный и требующий постоянного саморазвития и углублённого изучения темы

Предметомдискуссии являются только профессиональные педагогические проблемы

Цель дискуссии - в совместном поиске оптимальных решений профессиональных проблем и ситуаций

Дискуссия-это борьба аргументов, а не личностей. Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу обязательно

Дискуссия -творческий процесс создания вашего профессионального мира

По итогам дискуссии необходимо сделать выводы и включить полученные аргументы, идеи, образовательные продукты в систему ваших педагогических компетенций

Рисунок 1. Правила дискуссии

Таким образом, в игре создаются условия для формирования профессионального мировоззрения педагогов, развития уверенной, инициативной и самостоятельной личности, умеющей принимать решения, договариваться и взаимодействовать [8]. В процессе подготовки и реализации содержания игры каждый педагог:

- приобретает определенные общекультурные, научно-теоретические, психолого-педагогические знания, повышая уровень профессиональной образованности, обогащая личный эмоциональный и познавательный опыт;

- познает свои профессиональные возможности и перспективы развития социально значимых личностных и профессиональных качеств (целеустремленности, ответственности, рефлексивности, инициативности, др.) во взаимосвязи исследуемой проблемы и собственного опыта;

- овладевает культурой коммуникативной и проектировочно-исследовательской деятельности, приобретая навыки командной работы на основе моральных норм межличностного взаимодействия; др.

Вышеизложенное свидетельствует, что посредством игры реализуются обучающие (дидактические), развивающие, воспитательные и социализирующие задачи управления профессиональным развитием педагогов в условиях ДОО.

При проведении игровых форм следует учитывать принципы, важные для достижения запланированного результата. Выделим некоторые принципы:

- принцип открытости/закрытости (обуславливает возможность выбора роли и ее воплощения, др.);

- принцип эмоциональной насыщенности (предполагает возможность активной демонстрации своих эмоций при реализации ролевых и игровых действий, др.);

- принцип взаимозависимости принятия решения (предполагает, с одной стороны, возможность выражать индивидуально-личностное отношение к роли и предлагать свое решение, а с другой стороны, учитывать коллективную

направленность совместной деятельности и выбирать решение, наиболее результативное для разрешения рассматриваемой проблемы);

- принцип активности и инициативности (характеризуется демонстрацией своих знаний, умений в процессе реализации роли, обсуждения полученных результатов, оценки их результативности, др.).

Таким образом, применение игрового формата в рамках управленческой деятельности соответствует требованиям, предъявляемым к процессу профессионального развития/саморазвития педагогов ДОО в условиях современной образовательной политики. Поэтому их целенаправленное внедрение может стать одним из направлений совершенствования кадровой политики, в том числе, планирования индивидуальных траекторий и карьерного продвижения педагогов, «реализации их личностно-профессионального потенциала» [2; 5, С. 44].

Выводы. Современная ситуация в системе дошкольного образования предъявляет особые требования к профессионально-личностному развитию педагога, способного к достижению высокого качества профессиональной деятельности.

Повышению профессионального статуса конкретного педагога во многом способствуют управленческие формы и методы, мотивирующие его на прогрессивное продвижение с учетом реальных профессиональных запросов.

Игровые формы методической работы рассматриваются как одни из эффективных способов перспективного личностно-профессионального и творческого развития педагогов, поскольку обладают признаками интерактивных образовательных технологий. Это придает методической работе необходимую осмысленность, системность, формирует и актуализирует профессиональную позицию, обеспечивая личностные и профессиональные изменения педагогов.

Активное внедрение в управленческую практику продуктивных игр создает условия, при которых раскрываются потенциальные возможности педагогов, осознаются имеющиеся профессиональные затруднения и способы их преодоления, в том числе, индивидуальные. Следовательно, повышается социокультурный и профессионально-творческий уровень каждого педагога, что обеспечивает необходимые конкурентные преимущества ДОО в современных условиях, поскольку педагоги начинают активно демонстрировать более высокие профессиональные результаты в подготовке дошкольников.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Ответственность как личностно-профессиональная характеристика педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, Е.Г. Данилова, Ю.Н. Носкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. -С. 76-79

2. Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры / И.Б. Бичева, C.B. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 63-66

3. Бурханова, И.Ю. Функции игры в современном образовательном пространстве / П.Ю. Бурханова, Е.В. Быстрицкая, С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 110-112

4. Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного педагогического профессионального образования / С.Г. Воровщиков. -2-е издание, переработанное. - Москва: "5 за знания", 2007. -304 с.

5. Казначеева, С.Н. Повышение эффективности кадрового менеджмента: тенденции и особенности управления / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, О.В. Юдакова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. -№ 2(46). - С. 44-50

6. Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, В.Ю. Егорова, Д.А. Казначеев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 6(40). - С. 11-17

7. Крылова, Т.В. Совершенствование методов управления персоналом дошкольного учреждения / Т.В. Крылова, С.Н. Казначеева, Е.З. Климова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-4. - С. 138-142

8. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10,№ 2. -С.З.

9. Хазанов, И.Я. Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация / И.Я. Хазанов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. - 11,- № 2. - С. 7.

Педагогика

УДК 37. 378

кандидат педагогических наук, доцент Блясова Ирина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (г. Челябинск); доцент кафедры судебной и правоохранительной деятельности Поспеев Константин Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (г. Челябинск); старший преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики Коканов Николай Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск)

БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье речь идет о важности безопасной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов вуза. Обеспечение социально-психологической безопасности требует соблюдения личностью определенных норм и правил поведения в образовательной сфере, повседневной жизни, в быту. Студенту важно не только знать психолого-педагогическую сущность социальной безопасности, но и практически владеть технологиями ее обеспечения, уметь их применять в жизненных ситуациях.

Ключевые слова: безопасность, социализация личности, безопасная образовательная среда, показатели психологической безопасности, психологическая культура, устойчивость личности, самоутверждение, положительный психологический климат.

Annotation. The article deals with the importance of a safe educational environment in the professional training of university students. Ensuring socio-psychological security requires compliance by a person with certain norms and rules of behavior in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.