Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / социализация личности / безопасная образовательная среда / показатели психологической безопасности / психологическая культура / устойчивость личности / самоутверждение / положительный психологический климат / safety / personality socialization / safe educational environment / indicators of psychological safety / psychological culture / personality stability / self-affirmation / positive psychological climate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блясова Ирина Юрьевна, Поспеев Константин Юрьевич, Коканов Николай Анатольевич

В статье речь идет о важности безопасной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов вуза. Обеспечение социально-психологической безопасности требует соблюдения личностью определенных норм и правил поведения в образовательной сфере, повседневной жизни, в быту. Студенту важно не только знать психолого-педагогическую сущность социальной безопасности, но и практически владеть технологиями ее обеспечения, уметь их применять в жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блясова Ирина Юрьевна, Поспеев Константин Юрьевич, Коканов Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the importance of a safe educational environment in the professional training of university students. Ensuring socio-psychological security requires compliance by a person with certain norms and rules of behavior in the educational sphere, everyday life, in everyday life. It is important for a student not only to know the psychological and pedagogical essence of social security, but also to practically own the technologies to ensure it, to be able to apply them in life situations.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

направленность совместной деятельности и выбирать решение, наиболее результативное для разрешения рассматриваемой проблемы);

- принцип активности и инициативности (характеризуется демонстрацией своих знаний, умений в процессе реализации роли, обсуждения полученных результатов, оценки их результативности, др.).

Таким образом, применение игрового формата в рамках управленческой деятельности соответствует требованиям, предъявляемым к процессу профессионального развития/саморазвития педагогов ДОО в условиях современной образовательной политики. Поэтому их целенаправленное внедрение может стать одним из направлений совершенствования кадровой политики, в том числе, планирования индивидуальных траекторий и карьерного продвижения педагогов, «реализации их личностно-профессионального потенциала» [2; 5, С. 44].

Выводы. Современная ситуация в системе дошкольного образования предъявляет особые требования к профессионально-личностному развитию педагога, способного к достижению высокого качества профессиональной деятельности.

Повышению профессионального статуса конкретного педагога во многом способствуют управленческие формы и методы, мотивирующие его на прогрессивное продвижение с учетом реальных профессиональных запросов.

Игровые формы методической работы рассматриваются как одни из эффективных способов перспективного личностно-профессионального и творческого развития педагогов, поскольку обладают признаками интерактивных образовательных технологий. Это придает методической работе необходимую осмысленность, системность, формирует и актуализирует профессиональную позицию, обеспечивая личностные и профессиональные изменения педагогов.

Активное внедрение в управленческую практику продуктивных игр создает условия, при которых раскрываются потенциальные возможности педагогов, осознаются имеющиеся профессиональные затруднения и способы их преодоления, в том числе, индивидуальные. Следовательно, повышается социокультурный и профессионально-творческий уровень каждого педагога, что обеспечивает необходимые конкурентные преимущества ДОО в современных условиях, поскольку педагоги начинают активно демонстрировать более высокие профессиональные результаты в подготовке дошкольников.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Ответственность как личностно-профессиональная характеристика педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, Е.Г. Данилова, Ю.Н. Носкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. -С. 76-79

2. Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры / И.Б. Бичева, C.B. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 63-66

3. Бурханова, И.Ю. Функции игры в современном образовательном пространстве / И.Ю. Бурханова, Е.В. Быстрицкая, С.Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 110-112

4. Воровщиков, С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: Теория, технология: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного педагогического профессионального образования / С.Г. Воровщиков. -2-е издание, переработанное. - Москва: "5 за знания", 2007. -304 с.

5. Казначеева, С.Н. Повышение эффективности кадрового менеджмента: тенденции и особенности управления / С.Н. Казначеева, И.Б. Бичева, О.В. Юдакова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. -№ 2(46). - С. 44-50

6. Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, В.Ю. Егорова, Д.А. Казначеев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 6(40). - С. 11-17

7. Крылова, Т.В. Совершенствование методов управления персоналом дошкольного учреждения / Т.В. Крылова, С.Н. Казначеева, Е.З. Климова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-4. - С. 138-142

8. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10,№ 2. -С.З.

9. Хазанов, П.Я. Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация / И.Я. Хазанов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. - 11,- № 2. - С. 7.

Педагогика

УДК 37. 378

кандидат педагогических наук, доцент Блясова Ирина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (г. Челябинск); доцент кафедры судебной и правоохранительной деятельности Поспеев Константин Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (г. Челябинск); старший преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики Коканов Николай Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск)

БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье речь идет о важности безопасной образовательной среды в профессиональной подготовке студентов вуза. Обеспечение социально-психологической безопасности требует соблюдения личностью определенных норм и правил поведения в образовательной сфере, повседневной жизни, в быту. Студенту важно не только знать психолого-педагогическую сущность социальной безопасности, но и практически владеть технологиями ее обеспечения, уметь их применять в жизненных ситуациях.

Ключевые слова: безопасность, социализация личности, безопасная образовательная среда, показатели психологической безопасности, психологическая культура, устойчивость личности, самоутверждение, положительный психологический климат.

Annotation. The article deals with the importance of a safe educational environment in the professional training of university students. Ensuring socio-psychological security requires compliance by a person with certain norms and rules of behavior in the

educational sphere, everyday life, in everyday life. It is important for a student not only to know the psychological and pedagogical essence of social security, but also to practically own the technologies to ensure it, to be able to apply them in life situations.

Key words: safety, personality socialization, safe educational environment, indicators of psychological safety, psychological culture, personality stability, self-affirmation, positive psychological climate.

Введение. Современное общество представляет собой постоянно развивающуюся, динамичную систему, которая характеризуется непрерывным потоком социальных и культурных трансформаций, связанных с большим количеством информации, различными изменениями в техническом прогрессе, высоким темпом жизни и многими другими факторами, влияющими на человека. Все вышеперечисленное, как следствие, порождает возникновение определенных нагрузок на психоэмоциональную сферу отдельного человека, приводя к развитию отклонений в психическом здоровье: различным стрессам, неврозам, депрессии.

В условиях подобной подвижности общества для более успешного преодоления стрессовых ситуаций следует вести речь о развитии качеств, которые являются ключевыми в поддержании нормального психического состояния: гибкости, выносливости, уверенности в принятии собственных решений и др.

Вышеперечисленные качества составляют внутренние ресурсы личности и оказывают влияние на выбор её жизненного пути, создают новые возможности для её развития. Личностное развитие происходит в процессе социализации, т.е. в ходе изучения и усвоения знаний, культуры общения, устойчиво сложившихся правил жизни.

В то же время современная социальная ситуация может приводить к нарастанию социального неблагополучия, оказывать деструктивное влияние на развитие личности, негативно сказываться на планах, качестве жизни, приводить к дезорганизации социальной среды. Таким образом, возникает настоятельная необходимость поиска путей обеспечения социально-психологической безопасности подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Известно, что обеспечение социально-психологической безопасности требует соблюдения личностью определенных норм и правил поведения в образовательной сфере, повседневной жизни, в

И.А. Баева в своих трудах довольно точно отмечает важность выявления проблем психологических основ социальной безопасности, которые будут в последующем являться элементом для развития национальной безопасности страны [1].

В связи с этим, следует отметить, что перед системой образования стоит задача развития безопасности личности, а также формирования особых навыков и умений, необходимых в ситуации оказания экстренной помощи в различных кризисных ситуациях, создающих опасность для конкретного человека и его близких.

Говоря о нормативном закреплении основ психологической безопасности образовательной среды, следует вести разговор о таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Федеральный закон РФ «О безопасности», Концепции национальной безопасности и ряде других.

В Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 №90-ФЗ (ред. от 10.07.2023) ст. 3 безопасная среда предполагает прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, выработку мер по их нейтрализации.

Содержание и важность психологической безопасности образовательной среды заключается в её неоспоримом влиянии на сохранение и укрепление психологического здоровья обучаемых. Одним из важнейших социальных институтов, призванных обеспечивать формирование подобной системы безопасности, является вуз, выступающий также одной из ступеней социализации и развития личности.

Проблемы создания психологически безопасной образовательной среды рассматривают в работах И.А. Баевой, Н.К. Баклановой, Л.А. Гаязовой, И.А. Кисляковой, Е.Б. Лактионовой, В.М. Львова, Ю.С. Мануйлова, М.Ф. Секач, В.А. Левина и др.

Л.Н. Горина в своих работах рассматривает безопасность как деятельность человека, базирующуюся на системе социальных норм, ценностей и убеждений, которая помогает как в текущем сохранении жизни и здоровья и их целостности, так и в последующем, длительном, нацеленном на будущее личности [9, С. 23].

О.Н. Богомякова, в свою очередь, в своих трудах размышляет о безопасной образовательной среде, говоря о том, что она является своеобразным окружением человека, в котором все участники чувствуют комфорт, безопасность и ощущение защищенности от негативного воздействия от взаимодействия друг с другом. Иными словами, безопасная образовательная среда - это определенное состояние общества, атмосфера, которая нацелена на поддержание психологического благополучия каждого из участников [5, С. 60].

Следует также упомянуть о показателях безопасной образовательной среды, являющихся ключевыми в определении её качества и эффективности действия. Так, И.А. Баева, рассматривая данный вопрос, выделяет, пожалуй, важнейшие среди показателей: достаточный уровень удовлетворенности после взаимодействия с участниками образовательного процесса, защищенность от негативных воздействий в виде агрессии или насилия со стороны участников, а также гармонизацию и выравнивание психического состояния всех участвующих субъектов [2, С. 11].

По мнению И.А. Баевой, подобное состояние безопасности образовательной среды может создаваться путем развития современных технологий, которые выстраиваются на основе такой формы общения, как диалог, а также на сотрудничестве и полном отказе от любых проявлений и видов насилия. Как следствие, логичным результатом такого взаимодействия должно стать формирование психологически здоровой личности [2, С. 15].

В настоящее время широкое распространение получил также термин, связанный с многосторонностью и многогранностью образовательного процесса, - речь идет о комплексной безопасности образовательной среды.

Обращаясь к мнению ученых, следует назвать Л.А. Гаязову, определившую данный термин как систему безопасности, которая включала бы в себя несколько разных её видов: как базовые - психологическая или трудовая; так и более специализированные, такие как нравственно-этическая, этническая, интеллектуальная и др. Предполагается, что подобные виды безопасности в совокупности обеспечивали бы защиту всех участников образовательного процесса от всевозможных текущих или прогнозируемых угроз [7, С. 7].

Таким образом, анализируя сущность образовательной среды вуза, следует отметить, что она должна сочетать в себе и комфорт, и безопасность для всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо формировать и развивать необходимые для этого знания и умения, а также прививать и усваивать правила безопасного поведения, в последующем призванных создать такую атмосферу во время обучения, которая положительно скажется на психологическом благополучии всех субъектов образовательного процесса [8].

Н.К. Бакланова, Е.Б. Лактионова и В.М. Львов подходят к пониманию психологической безопасности как элемента образовательного процесса с точки зрения её важности в формировании и развитии комфортной среды, которая оказывала бы положительное влияние на поддержание степени личностно-эмоциональной защищенности и лучшей адаптации личности к последующей деятельности [3]. Из вышесказанного следует, что психологическая безопасность выступает одним из важнейших факторов и условий полноценного развития личности, а также значительной вехой в сохранении и

укреплении психологического состояния и здоровья отдельного человека.

В психологической безопасности образовательной среды, как уже было отмечено ранее, должны присутствовать определенные показатели, свидетельствующие о должном уровне её развития. Так, М.Ф. Секач в своей работе выделяет такие показатели, как низкий уровень психологического насилия, наличие построенного и налаженного диалога между участниками образовательного процесса, стабильное положительное отношение к образовательной среде и др. [14, С. 153].

Создание психологической безопасности образовательной среды ставит своей целью развитие и поддержку социально направленных потребностей обучающегося, а также работу над повышением его самооценки и раскрытием творческого потенциала. Исходя из этого, O.E. Лебедева добавляет еще один критерий и показатель такой среды - эмоциональное благополучие и компетентность участников образовательного процесса, являющиеся одними из ключевых элементов в поддержании эффективности и качества психологической безопасности [15].

Следует сказать и о том, что в психологически безопасной образовательной среде должны присутствовать положительная атмосфера, учет особенностей, включая возрастные, личностные и иные, а также взаимное уважение детей и педагогов, распространяющееся не только на права и базовое принятие личности как таковой, но и на психологические границы друг друга, личностные качества и требования и многое другое. Все вышеперечисленное так или иначе влияет на психологическое здоровье ребенка и закладывает основу его способности нормально жить, развиваться и взаимодействовать с миром [6]. Именно в такой среде личность студентов успешно развивается, укрепляется критическое отношение к происходящему, формируется безопасное поведение.

В то же время не следует забывать о том, что среда может оказывать негативное влияние на участников образовательного процесса и выражаться в унижении, оскорблении, критике и др.

Вуз, будучи социально безопасной образовательной средой, оказывает значительное влияние на процесс социализации личности, формирует способность противостоять факторам социального риска, помогает строить конструктивные межличностные взаимоотношения.

Формирование безопасной образовательной среды и её последующее обеспечение включает в себя набор определенных действий. Среди них особо выделяются: непрерывная работа с обучающимися и педагогами, органами внутренних дел, различными общественными организациями, имеющими полномочия в обозначенном вопросе, обучение методам и способам поддержания безопасности отдельного человека и окружающих людей [4, С. 26].

Говоря о личности безопасного типа поведения, следует отметить, что в данном случае такая личность обладает способностью прогнозировать и предвидеть различные опасности и угрозы, проводить анализ рисков и возникновения опасных ситуаций, а при необходимости - принимать верные и обдуманные решения и действовать рационально и ответственно [16].

Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М., Ерофеева М.А., Полякова Л.В. указывают на необходимость при формировании безопасного поведения у обучаемых развивать следующие навыки и умения: поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях; способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы; самоосознание и сопереживание; самообладание, умение бороться со стрессами; самоорганизацию, самоконтроль, навыки уверенного поведения; ассертивность [11].

С целью выявления понимания у студентов того, что представляет собой личность безопасного типа поведения, какими качествами она обладает, был проведен опрос среди студентов очной формы обучения Челябинского государственного университета, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», профиль «Система государственного и муниципального управления», присваиваемая квалификация - бакалавр. Результаты ответов на вопрос «Что представляет собой личность безопасного типа поведения?» показали, что 27,4% опрошенных затруднились дать ответ на вопрос, 36% попытались выделить отдельные характеристики личности безопасного типа. В их ответах прозвучало, что «это личность, чья деятельность направлена на добро», «не причиняет вреда обществу». Более полные ответы дали 20,6% опрошенных, сказав, что это «личность, чья деятельность направлена на защиту людей и природы от внешних угроз», «их деятельность не противоречит правовым нормам»», «уважение иных мнений и способность к взаимопониманию» и другие. Часть студентов (16%) отметили, что безопасная личность «свободно находит общий язык с окружающими, «избегает конфликтов», «умеет встать на место другого человека» и др. Отвечая на вопрос, «Какими основными качествами должна обладать личность безопасного типа поведения?» студенты отдали предпочтение следующим из качеств: ответственность, дружелюбие, честность и обязательность, терпимость, коммуникабельность, психологическая устойчивость, эмпатия, умение преодолевать опасности, выносливость, внимательность, оптимизм, уверенность, добросовестность. Из приведенных ответов видим, что студенты понимают важность основных качеств, которые необходимы личности для её безопасности.

На вопрос о том, надо ли формировать эти качества, студенты ответили утвердительно, отмечая, что их развитие необходимо начинать на ранних ступенях развития личности.

При ответе на вопрос: «Каким методам и технологиям Вы бы отдали предпочтение при формировании качеств личной безопасности?» студенты назвали кейс-методы, дискуссии, участие в проектной, волонтерской, благотворительной деятельности и др.

Студентам был так же задан вопрос: «Какие условия могут оказать положительное влияние на формирование личной безопасности?». Отвечая на него, опрашиваемые назвали знание основных опасностей и умение им противостоять, владение технологиями предупреждения опасностей, формирование умений организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Рабочая программа по курсу «Безопасность жизнедеятельности» по вышеназванному профилю направлена на подготовку специалистов, способных использовать в профессиональной деятельности знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности, на поддержание работоспособности и здоровья в различных жизненных ситуациях. На изучение дисциплины по указанному выше направлению подготовки отводится три зачетные единицы, куда входят аудиторные занятия, самостоятельная и внеаудиторная работа.

В ходе освоения дисциплины студенты постигают правовые, социально-экономические, профилактические, реабилитационные и другие меры, обеспечивающие безопасность, научаются выбирать методы защиты от опасностей и осваивают способы создания благоприятных условий жизнедеятельности.

При изучении дисциплины используются мультимедийные лекции, кейсы, проекты, диалоговые технологии, работа в малых группах, деловые игры, дискуссии, анализ и обсуждение практических ситуаций по темам и др. По окончанию изучения отдельных тем проводятся экспресс-опросы, выполняются тестовые задания.

Самостоятельная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется как на аудиторных занятиях, так и во внеучебное время и включает выполнение тестовых и ситуационных заданий, изучение литературных источников, подготовку и представление рефератов и презентаций к ним и др.

Преподавание дисциплины осуществляется на основе межпредметных связей с таким дисциплинами как право, психология, педагогика, информатика, физическая культура и др. Так, изучение нормативно-правовых документов дает возможность регулировать вопросы безопасности жизнедеятельности обучаемых. Важное место отводится изучению психологических основ безопасности личности, причин совершения ошибок, предупреждению стрессов и др. По окончанию изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» среди студентов был проведен опрос с целью выявления значимости его изучения для поддержания безопасности в образовательной среде. Результаты опроса показали, что большая часть студентов 57% отметили важность его изучения для безопасности жизнедеятельности, 36% затруднились ответить на вопрос, 7% дали отрицательный ответ. В числе студентов, давших отрицательный ответ, отмечены те, кто имел пропуски занятий.

Результаты проведенного опроса показали, что студенты имеют представление о личной безопасности, её значимости в жизни. Тем не менее, работу в этом направлении следует продолжать за счет использования потенциала интерактивных технологий обучения в ходе изучении учебных курсов, спецкурсов, активного включения обучающихся в волонтерскую, благотворительную деятельность и др.

Выводы. Таким образом, в формировании механизмов безопасного поведения у студентов профессиональная подготовка должны быть направлена на изучение возможных угроз в образовательной среде и использование способов предупреждения и защиты от них. Для этого используются потенциал учебных курсов, курса «Безопасность жизнедеятельности», а так же спецкурсов, которые способствуют развитию толерантности, межкультурных отношений, профилактике проявлений жестокости, ксенофобии, способствуют проектированию позитивного пространства, направленного на повышение социально-психологической безопасности личности.

Литература:

1. Баева, П.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. - СПб., 2002. - 224 с.

2. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования / И.А. Баева // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 11-17

3. Бакланова, Н.К. Формирование безопасной образовательной среды школы [Электронный ресурс] / Н.К. Бакланова, К.В. Бакланов //ЦИТИСЭ.-2016. - № 4. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26747398. - 14.07.2023

4. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / C.B. Алексеев и др.; под редакцией C.B. Алексеева, Т.В. Мельниковой. - СПб.: СПб АППО, 2013. - 280 с.

5. Богомягкова, О.Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза / О.Н. Богомякова // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки. -2013. -№ 1. - С. 60-67

6. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - Москва: МГУ, 2003. - 217 с.

7. Гаязова, Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Л.А. Гаязова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 7-11

8. Гончар, С. Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С. Гончар // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. -Москва: БукиВеди, 2012. - С. 5-7

9. Горина, Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 13.00.08 / Горина Лариса Николаевна, 2002.-443 с.

10. Кисляков, П.А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность [Электронный ресурс] / П.А. Кисляков. - Москва:Юрайт, 2019. - 156 с. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/bcode/446879. - 12.07.2023

11. Коджаспиров, А.Ю. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова, М.А. Ерофеева, Л.В. Полякаова // Перспективы науки и образования. -2019. - № 1 (37). - С. 223-235

12. Колесникова, Т.Н. Психологический мир личности и его безопасность / Т.Н. Колесникова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 176 с.

13. Непрокина, ИВ. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И.В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 7. - С. 61-64

14. Секач, М.Ф. Психология здоровья / М.Ф. Секач. - Москва: Академ.проект, 2005. - 190 с.

15. Синкевич, И.А. Проблема психологической безопасности образовательной среды в современных социокультурных условиях / И.А. Синкевич, Т.В. Тучкова // Психология обучения. - 2013. -№ 5. -С.4-17

16. Шершнёв, Л.И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени / Л.И. Шершнев // Информационный сборник «Безопасность». - 1994. -№ 7. - С. 12-18

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Ботова Светлана Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста);

магистрант направления «Педагогическое образование» Босхомджиева Байрта Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста);

магистрант направления «Педагогическое образование» Джаханов Александр Владимирович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ЛПЧНОСТНО-СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам осмысления путей совершенствования образовательного процесса, связанного с изучением в школе основ безопасности жизнедеятельности. Рассмотрена идея включения в содержание ОБЖ личностно-субъектного опыта школьников. Уточнено понятие «личностно-субъектный опыт» и предложено авторское видение его формирования в процессе изучения безопасности жизнедеятельности. Дан анализ особенностей воспитательной работы, связанной с основами безопасной жизнедеятельности и реализуемой в некоторых школах и дошкольных учреждениях Республики Калмыкия. Предложены варианты «проектно-со-бытийного» сотрудничества студентов и магистрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.