Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЛИЧНОСТНО-СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основы безопасности жизнедеятельности / личность / субъект / личностный опыт / субъектный опыт / личностно-субъектный опыт / со-бытийная общность / basics of life safety / personality / subject / personal experience / subjective experience / personal-subjective experience / coexistential community

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботова Светлана Николаевна, Босхомджиева Байрта Александровна, Джаханов Александр Владимирович

Статья посвящена вопросам осмысления путей совершенствования образовательного процесса, связанного с изучением в школе основ безопасности жизнедеятельности. Рассмотрена идея включения в содержание ОБЖ личностно-субъектного опыта школьников. Уточнено понятие «личностно-субъектный опыт» и предложено авторское видение его формирования в процессе изучения безопасности жизнедеятельности. Дан анализ особенностей воспитательной работы, связанной с основами безопасной жизнедеятельности и реализуемой в некоторых школах и дошкольных учреждениях Республики Калмыкия. Предложены варианты «проектно-со-бытийного» сотрудничества студентов и магистрантов Калмыцкого государственного университета со школьниками Республики Калмыкия, которое направлено на формирование личностно-субъектного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботова Светлана Николаевна, Босхомджиева Байрта Александровна, Джаханов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of comprehension of ways to improve the educational process associated with the study of the basics of life safety at school. The idea of including the personal-subjective experience of schoolchildren in the content of life safety is considered. The concept of "personal-subjective experience" is clarified and the author's vision of its formation in the process of studying life safety is proposed. An analysis is given of the features of educational work related to the basics of safe life and implemented in some schools and preschool institutions of the Republic of Kalmykia. Variants of "project-coexistential" cooperation of students and undergraduates of the Kalmyk State University with schoolchildren of the Republic of Kalmykia, which is aimed at the formation of personal-subjective experience, are proposed.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Преподавание дисциплины осуществляется на основе межпредметных связей с таким дисциплинами как право, психология, педагогика, информатика, физическая культура и др. Так, изучение нормативно-правовых документов дает возможность регулировать вопросы безопасности жизнедеятельности обучаемых. Важное место отводится изучению психологических основ безопасности личности, причин совершения ошибок, предупреждению стрессов и др. По окончанию изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» среди студентов был проведен опрос с целью выявления значимости его изучения для поддержания безопасности в образовательной среде. Результаты опроса показали, что большая часть студентов 57% отметили важность его изучения для безопасности жизнедеятельности, 36% затруднились ответить на вопрос, 7% дали отрицательный ответ. В числе студентов, давших отрицательный ответ, отмечены те, кто имел пропуски занятий.

Результаты проведенного опроса показали, что студенты имеют представление о личной безопасности, её значимости в жизни. Тем не менее, работу в этом направлении следует продолжать за счет использования потенциала интерактивных технологий обучения в ходе изучении учебных курсов, спецкурсов, активного включения обучающихся в волонтерскую, благотворительную деятельность и др.

Выводы. Таким образом, в формировании механизмов безопасного поведения у студентов профессиональная подготовка должны быть направлена на изучение возможных угроз в образовательной среде и использование способов предупреждения и защиты от них. Для этого используются потенциал учебных курсов, курса «Безопасность жизнедеятельности», а так же спецкурсов, которые способствуют развитию толерантности, межкультурных отношений, профилактике проявлений жестокости, ксенофобии, способствуют проектированию позитивного пространства, направленного на повышение социально-психологической безопасности личности.

Литература:

1. Баева, П.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / П.А. Баева. - СПб., 2002. - 224 с.

2. Баева, П.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования / П.А. Баева // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 11-17

3. Бакланова, Н.К. Формирование безопасной образовательной среды школы [Электронный ресурс] / Н.К. Бакланова, К.В. Бакланов //ЦИТИСЭ.-2016. - № 4. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26747398. - 14.07.2023

4. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / C.B. Алексеев и др.; под редакцией C.B. Алексеева, Т.В. Мельниковой. - СПб.: СПб АППО, 2013. - 280 с.

5. Богомягкова, О.Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза / О.Н. Богомякова // Вестник ПГГПУ. Психологические и педагогические науки. -2013. -№ 1. - С. 60-67

6. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - Москва: МГУ, 2003. - 217 с.

7. Гаязова, Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Л.А. Гаязова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 7-11

8. Гончар, С. Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С. Гончар // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. -Москва: БукиВеди, 2012. - С. 5-7

9. Горина, Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 13.00.08 / Горина Лариса Николаевна, 2002.-443 с.

10. Кисляков, П.А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность [Электронный ресурс] / П.А. Кисляков. - Москва:Юрайт, 2019. - 156 с. - Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/bcode/446879. - 12.07.2023

11. Коджаспиров, А.Ю. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова, М.А. Грофеева, Л.В. Полякаова // Перспективы науки и образования. -2019. - № 1 (37). - С. 223-235

12. Колесникова, Т.П. Психологический мир личности и его безопасность / Т.П. Колесникова. - М.: ВЛАДОС-ПРГСС, 2001.- 176 с.

13. Непрокина, И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И.В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. - 2013. -№ 7. - С. 61-64

14. Секач, М.Ф. Психология здоровья / М.Ф. Секач. - Москва: Академ.проект, 2005. - 190 с.

15. Синкевич, П.А. Проблема психологической безопасности образовательной среды в современных социокультурных условиях / П.А. Синкевич, Т.В. Тучкова // Психология обучения. - 2013. -№ 5. -С.4-17

16. Шершнёв, Л.П. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени / Л.П. Шершнев // Информационный сборник «Безопасность». - 1994. -№ 7. - С. 12-18

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Ботова Светлана Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста);

магистрант направления «Педагогическое образование» Босхомджиева Байрта Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста);

магистрант направления «Педагогическое образование» Джаханов Александр Владимирович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ЛИЧНОСТНО-СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКАМИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам осмысления путей совершенствования образовательного процесса, связанного с изучением в школе основ безопасности жизнедеятельности. Рассмотрена идея включения в содержание ОБЖ личностно-субъектного опыта школьников. Уточнено понятие «личностно-субъектный опыт» и предложено авторское видение его формирования в процессе изучения безопасности жизнедеятельности. Дан анализ особенностей воспитательной работы, связанной с основами безопасной жизнедеятельности и реализуемой в некоторых школах и дошкольных учреждениях Республики Калмыкия. Предложены варианты «проектно-со-бытийного» сотрудничества студентов и магистрантов

Калмыцкого государственного университета со школьниками Республики Калмыкия, которое направлено на формирование личностно-субъектного опыта.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, личность, субъект, личностный опыт, субъектный опыт, личностно-субъектный опыт, со-бытийная общность.

Annotation. The article is devoted to the issues of comprehension of ways to improve the educational process associated with the study of the basics of life safety at school. The idea of including the personal-subjective experience of schoolchildren in the content of life safety is considered. The concept of "personal-subjective experience" is clarified and the author's vision of its formation in the process of studying life safety is proposed. An analysis is given of the features of educational work related to the basics of safe life and implemented in some schools and preschool institutions of the Republic of Kalmykia. Variants of "project-co-existential" cooperation of students and undergraduates of the Kalmyk State University with schoolchildren of the Republic of Kalmykia, which is aimed at the formation of personal-subjective experience, are proposed.

Key words: basics of life safety, personality, subject, personal experience, subjective experience, personal-subjective experience, coexistential community.

Введение. Школьная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет не очень давнюю историю, хотя некоторые ее разделы были в программе советской школы как отдельные предметы. Например, «Гражданская оборона», «Начальная военная подготовка», «Экология» и др. Она имеет свой научный базис и представляет собой комплексную научную дисциплину, изучающую возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в организованной социальной системе [14]. Учитывая то, что социальная система, условия ее развития постоянно меняются и возникают все новые формы угроз (например, информационная), данный предмет постоянно «прирастает» новым содержанием, связанным с предметно-информационной составляющей. Сегодня есть понимание, что правильность защитных действий от различных угроз во многом зависит от психики человека, а значит, важны такие формы и методы работы, которые повышают устойчивость психики в экстремальных ситуациях [3, С. 68]. И потому надо признать, что требуется новое понимание содержания, связанное с самим процессом изучения дисциплины, с личностной и субъектной сторонами данного процесса, который позволяет школьникам изучать не сами по себе угрозы и опасности, а себя в отношении них.

Традиционно в процессе изучения безопасности жизнедеятельности школьники изучают задачи идентификации опасностей (их распознавания, количественных характеристик и координат), защиты от опасностей, предотвращения и ликвидации возможных опасностей и их последствий. Знать, например, об ухудшении качества воздуха, повышенном содержании нитратов в овощах, терроризме, правилах дорожного движения, особенностях тушения пожаров, оказании первой медицинской помощи - все это важно. Но простая осведомленность не равна образованности.

Разные исследователи по-разному видят пути совершенствования преподавания в школе предмета, о котором идет речь. Отмечается, что основным вкладом основ безопасной жизнедеятельности в достижение целей ФГОС становится формирование у обучающихся умения применять полученные знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, приобретение опыта адаптации к условиям окружающей среды, экологически сообразного поведения в ней и обеспечения безопасности [4, С. 36]. В связи с этим новые возможности в изучении дисциплины связывают с техническими и информационными средствами, с развитием информационно-коммуникативных технологий [4]. Подчеркивается необходимость введения в образовательный процесс практико-внеаудиторных проектов [5]. Доказывается важность усиления экологической составляющей в ОБЖ [6]. Предлагается включать в рабочие программы темы и разделы с учетом специфики местных условий и региональных особенностей [8]. Исследованы возможности «обучения в ситуациях» как модели образования в области безопасности жизнедеятельности школьников и педагогов [1]. Перспективными признаются идеи интегративного подхода и междисциплинарных связей в организации процесса изучения ОБЖ, ориентирующие на формирование целостного представлениия о мире, дающие комплексное видение любых проблем, ситуаций, явлений, изучаемых в разных предметах [13].

Признавая важность и ценность всех исследований, которые дают понимание перспективных векторов, связанных с повышением качества преподавания основ безопасности жизнедеятельности, мы полагаем, что в педагогике недостаточно полно представлено знание о личностном и субъектном аспектах освоения содержания данного предмета. Можно сказать еще точнее: личностно-субъектном. Личностно-субъектный опыт, на наш взгляд, позволяет учитывать внутреннюю и внешнюю стороны образовательного процесса. В рамках данной статьи нам хотелось бы уточнить данное понятие и предложить пути совершенствования образовательного процесса, связанного с изучением основ безопасности жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Необходимость формирования у школьников в процессе изучения безопасности жизнедеятельности личностно-субъектного опыта связана с тем, что в ситуациях реальных угроз и опасности человек остается часто один на один «с собой» и от того, какую личностную позицию он может занять, насколько развита его субъектность, зависит правильное разрешение данных ситуаций. Именно опыт быть личностью и быть субъектом своих действий позволяет быть эффективным в моменты, в которых данный опыт имеет решающее значение.

Понятие «опыт» довольно прочно уже вошло в современное научное знание и в педагогику. При этом, как заметил философ Г.-Г. Гадамер, данная категория относится к числу «наименее ясных понятий, какими мы располагаем» [2, С. 409]. Обычно, когда говорят об опыте, имеют в виду активное практическое, чувственно-эмпирическое познание. В педагогических исследованиях опыт рассматривается как совокупность знаний, которые имеют для человека личностное значение и на основе которых он относится к своей деятельности и поведению [10, С. 85]. В работах, посвященных рассматриваемому понятию, опыт человека предстает как: 1) результат работы рефлексирующего сознания, позволяющий иметь особое знание о способах осуществления деятельности, комплекс различных навыков и умений, потенциальных возможностей; 2) основа самоидентификации личности, что играет важную роль в обучении и социализации личности; 3) уникальное явление, связанное с практической деятельностью; 4) динамически развивающееся образование, которое необходимо формировать и обогащать [7].

В современных исследованиях различают разные виды опыта: личный, субъектный, индивидуальный; опыт познания, общения и деятельности; жизненный, творческий и др. Нам важно рассмотреть личностно-субъектный опыт как компонент содержания обучения основам безопасной жизнедеятельности.

Понятие «личностный опыт» широко и глубоко изучено в работах В.В. Серикова и учеников его научной школы, посвященных концепции личностно ориентированного образования. Личность в данной концепции рассматривается как позиция, направленность человека на определенный смысл жизни, осознание своего назначения в мире, а также как детерминант своей жизненной активности, ответственности за окружающее ее бытие [11, С. 15]. Личностное развитие предполагает саморазвитие и совершенствование таких основных проявлений, как избирательность, рефлексия (самооценка), смыслообразование, принятие ответственности, ориентация на Другого, саморегуляция, креативность,

внутренняя свобода [11, С. 16]. Личностный опыт здесь связан с проживанием и переживанием ситуаций, которые запрашивают данные проявления, требуют проявления определенного отношения и дают возможность формировать личностную позицию в системе «я - Другой».

Определение «субъектный» указывает на осознанность и осмысленность, на активную позицию в той или иной предметной деятельности и на внутренние ресурсы личности. Субъектный опыт представляет собой опыт пережитого или переживаемого поведения, в котором человек может дать сам себе отчет о собственных возможностях в плане знания правил организации своих действий и отношения, зафиксировать значимые для себя ценности, определить иерархию предпочтений [15, С. 74]. Такой опыт называют регуляторным и связывают его со структурированной системой знаний, умений и навыков, переживаний, определяющих успешность деятельности и поведения. Считается, что субъектом в деятельности, в общении и своих переживаниях человек становится только тогда, когда обретает именно такой регуляторный опыт, связанный с умениями саморегуляции, осознанным выбором, управлением той деятельностью [9, С. 12]. Основным признаком субъектного опыта считается осознание личностью своего выбора, собственных возможностей в жизнедеятельности и правил организации своих действий. Таким образом, сущность такого опыта в образовательной деятельности предстает как осознание учеником своих возможностей и правил успешного осуществления своих учебно-познавательных действий.

Опираясь на указанные трактовки личностного и субъектного видов опыта, мы вводим понятие «личностно-субъектный опыт», подчеркивая «нераздельную неслиянность» внешнего и внутренних планов образовательного процесса. Познание себя как личности в ситуации своего развития и как субъекта в ситуации деятельности - в этом мы видим базовые ориентиры образования школьников в контексте изучения основ безопасности жизнедеятельности. Личностно-субъектный опыт, в данном случае, предстает как опыт осознания учеником своей личностной позиции, связанной с отношением к изучаемому предмету, и позиции субъекта деятельности в условиях конкретных ситуаций изучения основ безопасной жизнедеятельности. Увидеть и раскрыть ситуацию своего личностного развития и собственные способности в изучении предмета в контексте своих ценностей и смыслов, а значит, сформировать навыки самопознания и самосознавания - в этом и состоит суть формирования личностно-субъектного опыта. Такой опыт, как и любой другой, касающийся процессов саморефлексии, в рамках изучения основ безопасности жизнедеятельности требует особых условий, позволяющих выходить за границы предметности в особый «бытийный» контекст.

Формирование личностно-субъектного опыта у школьников в процессе изучения основ безопасной жизнедеятельности требует, на наш взгляд, понимания гуманитарно-антропологического измерения программ развития образования. С позиций данного измерения исследуемый нами процесс возможен в контексте со-бытийной общности. В такой общности, по словам В.И. Слободчикова, дело становится целью объединения, а образование предстает универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность: быть не только материалом и ресурсом социального производства, но прежде всего - подлинным субъектом культуры и исторического действия [12, С. 6]. Это означает, что процесс изучения ОБЖ будет эффективным и будет способствовать формированию личностно-субъектного опыта при условии, что феномен безопасной жизнедеятельности будет постигаться в ситуациях диалогической со-бытийной общности - совместного проживания общих дел с диалогическим их осмыслением.

В рамках нашего исследования мы проанализировали программы обучения ОБЖ и особенности воспитательной работы, связанной с основами безопасной жизнедеятельности, в некоторых школах и дошкольных учреждениях Республики Калмыкия. В частности, был проведен анализ программ ОБЖ частной школы «Перспектива» г. Элисты; программы «Степные горизонты» детского оздоровительного лагеря «Березка» Городовиковского района; программы «Харада» лагеря дневного пребывания «Город спорта и здоровья» МКОУ «Городовиковская СОШ №1 им Г. Лазарева»; программы «Бумба» лагеря дневного пребывания «Бумба» МКОУ «Городовиковская СОШ №3»; программы «Мы - дети земли» лагеря дневного пребывания «Мы - дети земли» МКОУ «Городовиковская многопрофильная гимназия им. Б.Б. Городовикова». Также мы проанализировали программу регионального антинаркотического слета «Вместе против наркотиков», разработанную БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения» и реализованную в 2019 году в Калмыкии. Данная программа представляет собой комплекс профилактических мероприятий, проводимых на улицах города и направленных на становление определенного мировоззрения населения. Она включала в себя квест-игру «Мы за здоровый образ жизни», акцию «Скажи наркотикам НЕТ!», флешмоб «Мы за здоровый образ жизни» и другие подобные мероприятия.

В ходе опроса участников мероприятий (опрошено 73 человека) нами было выявлено, что многие, несмотря на активное участие в них, довольно скептически относятся к получаемым знаниям из области ОБЖ (из ответов: «Все равно не пригодится»; «Не застрахуешься» и т.п.). Содержательную основу уроков и внеурочной деятельности, как показал анализ, составляют предметные знания и мероприятия, где высока доля информационной составляющей. Школьникам и студентам, в основном, даются сведения об угрозах, рисках, разного рода опасностях, а также информация об их преодолении. Массовые мероприятия часто носят также информационный или развлекательно-игровой характер. Они «придумываются» кем-то и не вызревают из контекста со-бытийной общности.

Признавая, что проблемы, которые остаются нерешенными (они касаются и наркомании, и случаев дорожно-транспортных происшествий, и низкого уровня психологической безопасности), следует заметить, что необходимо усилить те методы и формы работы в контексте изучения ОБЖ, которые направлены на формирование личностно-субъектного опыта. По всей видимости, только когда школьники станут изучать не сами по себе внешние обстоятельства, а свою личностную позицию по отношению к ним, свою готовность быть субъектом безопасного поведения и деятельности, тогда можно говорить о других результатах образования.

Работа в данном направлении ведется группой магистрантов Калмыцкого государственного университета, в числе которых соавторы данной статьи, под руководством преподавателей C.B. Беловой и С.Н. Ботовой. Данная работа связана с поиском нового типа проектов, объединяющих школьников и студентов и выходящих за рамки предметной деятельности в широкий контекст со-бытийной общности и социально значимых дел. Среди таких проектов можно назвать: «Здоровый образ жизни в моей семье и роду»; «Психологическая безопасность в условиях информационных войн», «Забота о себе и забота о других как общественная ценность» и другие. Это проекты, связанные не столько с информационно-предметным содержанием, сколько с поиском форм взаимодействия между участниками (диалога), с особенностями организации проектной деятельности, обсуждением ее значимости и рефлексией личностно-субъектного опыта тех, кто участвует. Разработанная система вопросов для саморефлексии участия в проекте - важная часть содержания проектной работы, которую нам еще предстоит обобщить и отрефлексировать.

Выводы. В поисках инновационных и перспективных направлений изучения школьниками «молодого» курса ОБЖ исследователи отмечают необходимость усиления в содержании данной дисциплины практических задач и психологической составляющей. В связи с этим важно включение в содержание безопасности жизнедеятельности личностно-субъектного опыта, который является опытом осознания учеником своей личностной позиции, связанной с

отношением к изучаемому предмету, и позиции субъекта деятельности, осознающей степень своей активности в такой деятельности. Формирование такого опыта особенно эффективно происходит в со-бытийной общности. Это означает, что проектная и любая другая деятельность, предполагающая работу с материалом ОБЖ, начинается с организации школьников вокруг общезначимых дел и в среде диалогического общения.

Наша исследовательская работа, связанная с разработкой программы освоения школьниками основ безопасности жизнедеятельности в рамках со-бытийной общности и направленная на формирование личностно-субъектного опыта, еще только в самом начале. Сегодня мы не можем показать четких процентных показателей, но можем констатировать возросший интерес к предмету ОБЖ и к теме личной безопасности у учащихся школ Республики Калмыкия, с которыми сотрудничают студенты и магистранты направления «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности» Калмыцкого государственного университета. Такое сотрудничество осуществляется в контексте совместной работы над проектами, в рамках которых происходит не только познание предметного материала, но и изучение личностно-субъектного опыта. Данные проекты имеют два аспекта - предметный и личностный: касаются непосредственной работы над темой ОБЖ и диалога об участии личности в них.

Литература:

1. Алексеев, C.B. «Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников / C.B. Алексеев. - Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1 (6.12). -С. 27-30

2. Гадамер, Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Г.-Г. Гадамер. - М., 1988. -409 с.

3. Данченко, С.П. Современные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности / С.П. Данченко. -Текст непосредственный // Педагогика высшей школы. -2016. -№ 3.1 (6.12). - С. 68-72

4. Зуев, A.M. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС / A.M. Зуев. -Текст: непосредственный // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 5. -С. 35-41

5. Зуев, A.M. Проектная деятельность в образовательном процессе / A.M. Зуев. - Текст: непосредственный // ОБЖ. Основы безопасности жизни. -№ 1. -2014. - С. 36-41

6. Костецкая, Г.А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы, пути решения / А.Г. Костецкая // Астраханский вестник экологического образования - 2014. - № 2 (28). - С. 97-102

7. Лапицкая, Е.В. Содержание и структура субъектного опыта студентов в образовательной деятельности / Е.В. Лапицкая // Историческая и социально-образовательная мысль. - Том 7, № 6, часть 1,2015. - С. 348-351

8. Линченко, С.Н. Современные проблемы преподавания безопасности жизнедеятельности в свете реализации образовательных реформ / С.Н. Линченко, Г.В. Грушко, И.И. Горина // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 9. -С. 106-108

9. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. -№1.-С. 5-19

10. Российская педагогическая энциклопедия / редкол.: В.В. Давыдов [и др.]. - М.: Большая рос. энцикл., 1993. - 608 с.

11. Сериков, В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий / В.В. Сериков // Известия Волгоградского социально-педагогического университета. -2011. -№ С. 14-20

12. Слободчиков, В.И. Событийная общность - источник развития и субъект образования / В.И. Слободчиков // Ученые записки. -2010,- Т.З. - Сер. Психология. Педагогика. -№ 2 (10). - С. 3-8.

13. Хасанов, М.Ф. Интегративный подход к преподаванию основ безопасной жизнедеятельности в сельской школе / М.Ф. Хасанов // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 4,- С. 97-101

14. Чуйкова, Л.Ю. Безопасность жизнедеятельности (лекционный курс) / Л.Ю. Чуйкова, Ю.С. Чуйков // Астраханский вестник экологического образования. -№ 4. - 2016. - С. 113-173

15. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.-96 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студент Гирник Олеся Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье автором рассматривается актуальная в современных условиях тема значения сказки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Анализируются как педагогический, так и психологический аспекты влияния, которое сказки оказывают на детей.

Ключевые слова: сказка, дошкольный возраст, воспитание, развитие, воображение.

Annotation. In the article, the author examines the topic of the importance of fairy tales in the development and upbringing of preschool children, which is relevant in modern conditions. Both pedagogical and psychological aspects of the influence that fairy tales have on children are analyzed.

Key words: fairy tale, preschool age, education, development, imagination.

Введение. В сегодняшнюю эпоху средств массовой информации, Интернета и постоянного прогресса сказочные произведения, которые существовали веками и при этом всегда были актуальны, снова и снова вдохновляют детей. Сказки, являясь особым жанром устного народного творчества, приносят весомую пользу для развития юных умов. Богатые, творческие истории для детей, включающие волшебные события и места, удивительные задания или воображаемых существ, предлагают гораздо больше, чем развлечение, во многом положительно влияя на ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.