Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ГУМАНИТАРНОСТИ / СОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ТЕКСТУАЛЬНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Ботова Светлана Николаевна, Хазыкова Тамара Саранговна

Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих учителей ОБЖ как профессионалов, обладающих высоким уровнем сознания и являющихся носителями ценностей своей профессии. Вопросы изучения предмета безопасности жизнедеятельности раскрыты с позиции идеи гуманитарности как «человеческой» характеристики образования. Особое внимание уделено текстуально-диалогической деятельности как методу формирования у будущих педагогов опыта самопознания в контексте изучения ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Светлана Владимировна, Ботова Светлана Николаевна, Хазыкова Тамара Саранговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN ASPECT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF HEALTH AND SAFETY TRAINING COURSE

The article deals with the issue of the professional training of future teachers of Health and Safety as the professionals with a high level of cognition and who are the members of the values of their profession. The issues of studying the subject “Health and Safety” are revealed from the position of the idea of the humanitarian nature as a “human” characteristic of education. There is paid special attention to the textual and dialogical activities as the method of the development of the experience of self-cognition of future teachers in the context of studying Health and Safety.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

известия вгпу

5. Nagomova A.Yu. Sovremennoe vysshee obra-zovanie: teoriya i praktika: kol. monogr. / otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2020.

6. Osipova I.V., Ul'yashina N.N. Strukturno-soderzhatel'naya model' formirovaniya kompetencii po rabochej professii u pedagogov professional'nogo obucheniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2011. № 4. S. 36-41.

7. Osipova I.V., Shul'c O.N. Sovershenstvova-nie soderzhaniya pedagogicheskoj praktiki kak uslo-vie razvitiya tvorcheskoj aktivnosti professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti studentov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2013. № 10. S. 88-91.

8. Romancev G.M. Teoreticheskie i organiza-cionnye problemy razvitiya professional'no-pedago-gicheskogo obrazovaniya Rossii // Obrazovanie i na-uka. 2001. № 6. S. 19-28.

9. Romancev G.M. Urovnevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologi-cheskie osnovy standartizacii. Ekaterinburg, 2011.

10. Ul'yashin N.I., Skutin O.A., Il'ina N.N. In-teraktivnye metody podgotovki rabochih v usloviyah praktiko-orientirovannogo obucheniya // Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Ekaterinburg, 2019. S. 540-542.

11. Ul'yashina N.N., Shul'c O.N. Kompetentnost-no-orientirovannyj podhod pri podgotovke bakalav-rov professional'nogo obucheniya v vuze // Duhovno-nravstvennye cennosti i professional'nye kompetencii rabochej i uchashchejsya molodezhi. Ekaterinburg, 2014. S. 139-146.

Peculiarities of practice-oriented

training of transprofessional

in the sphere of welding industry in the vocational pedagogical university

The article deals with the directions of the practice-oriented training of the transprofessional in the conditions of the creation of the integrative educational environment in the sphere of the welding industry.

Key words: practice-oriented activities, transprofessional, transprofessionalism, educational workshop, work-study workshops, structural and conceptual model.

(Статья поступила в редакцию 27.01.2021)

C.B. БЕЛОВА, С.Н. БОТОВА, Т.С. ХАЗЫКОВА (Элиста)

гуманитарный аспект профессиональной подготовки Будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности

Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих учителей ОБЖ как профессионалов, обладающих высоким уровнем сознания и являющихся носителями ценностей своей профессии. Вопросы изучения предмета безопасности жизнедеятельности раскрыты с позиции идеи гуманитарности как «человеческой» характеристики образования. Особое внимание уделено текстуально-диалогической деятельности как методу формирования у будущих педагогов опыта самопознания в контексте изучения ОБЖ.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, гуманитарный подход, принцип гума-нитарности, сознание, самопознание, текстуально-диалогическая деятельность, проект.

Проблема безопасной жизнедеятельности сегодня, в условиях повышения рисков и угроз разного характера, обретает новые черты и новые масштабы. Нельзя не согласиться с диагнозом, который ставит нашему обществу Харари: «мы превратили в кошмар жизнь других животных, мы разрушаем экосистему планеты, думая лишь о своем комфорте и удовольствии - и ни в чем не находим счастья» [7, с. 492]. По сути, это диагноз гуманитарной не-дообразованности современного человека, достигшего небывалых высот в технике и технологиях, но по-прежнему не осознающего собственной субъективности.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека сегодня приобрела новые и устрашающие масштабы. Ее нельзя решить только лишь на каком-то внешнесоциальном (экономическом, политическом, государственно-управленческом) уровне. Не решить ее и средствами одного только школьного предмета ОБЖ, тем более если предмет этот изучать традиционным способом, предполагающим информирование и получение отчужденного от личности знания. По всей видимости, ключ к решению проблемы, о которой идет речь, находится в возможностях гуманитарной моде-

© Белова С.В., Ботова С.Н., Хазыкова Т.С., 2021

ли профессионального образования и, в частности, образования будущего педагога. Современная школа нуждается не в учителях-предметниках, а в педагогах, которые в самих себе несут идею безопасного, человекосооб-разного образа жизни. Тем же, кто преподает основы безопасности жизнедеятельности, полагается быть носителями этой идеи. Это означает, что учителя ОБЖ не просто рассказывают детям о предмете, а несут в себе пример высокой осознанности, культуры бытия, заботы о человеке и о мире. В связи с этим возникает вопрос о возможностях подготовки таких педагогов в вузе.

Реформы и модернизация образования в нашей стране были связаны с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов. Попытки переосмысления образовательных ценностей и целей, содержания и методов привели к идеологии инновационного образования. Из такой идеологии вышли концепции развивающего, культуросообразного, личностно ориентированного образования, и теперь как продолжение этой линии инновационности требуется новое измерение образовательных проблем - гуманитарно-антропологическое [6, с. 24]. Оно задает параметры профессионального образования будущего учителя как образовательного процесса в пространстве субъективной реальности человека - в границах совместно-распределительной деятельности, со-бытийной общности и рефлексивного сознания. это требует выбора соответствующих гуманитарных моделей, методов, технологий построения данного образования.

Наше исследование, которое ведется на базе Калмыцкого государственного университета, посвящено поиску такой технологии. Мы рассматриваем возможности профессиональной подготовки будущих учителей ОБЖ в условиях реализации гуманитарной модели образования, ориентированной на личность студента как на субъекта профессионально-личностного саморазвития. В рамках данного исследования нами было проведено обследование, в котором участвовали студенты и магистранты инженерно-технологического факультета (240 чел.). Вопрос, который был задан, касался отношения будущих педагогов к себе как «фактору безопасности для себя и других». Нам было важно выяснить сначала, задавали ли студенты и магистранты когда-либо сами себе такой вопрос. Фактически почти все из опрошенных ответили, что никогда не задумывались над подобным вопросом. Было выявлено также, что 68% респондентов среди

кие науки -

главных угроз человечества назвали внешние (природные и техногенные) факторы, но не отметили самого человека как главную угрозу.

Заметим, что учебники по ОБЖ [1; 2] в основном рассматривают общие положения теории и практики защиты человека от опасностей и управления рисками, которые возникают в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Студенты, изучая дисциплину «Безопасность жизнедеятельности», получают разнообразную информацию об анализе причин возникновения катастроф и аварий, о законах развития природы и общества, а также о правовых, нормативно-технических, организационных основах обеспечения безопасности жизнедеятельности. Однако вопрос, который возникает в контексте гуманитарности, связан с осознанием законов развития человека, способного решать задачи экологии, безопасности, здоровья, преодоления негативных факторов техносферы, среди которых особенно остро сегодня ощущается цифровая зависимость. Гуманитарный аспект здесь состоит в том, что необходимо изучать не объект как таковой, а самого познающего субъекта. При этом не человека вообще, а того, кто присутствует в данной конкретной аудитории. Имеется в виду, что важно развернуть угол зрения студентов так, чтобы в центре их внимания оказывался не сам по себе предмет ОБЖ, а они, изучающие этот предмет, и их собственные представления о жизнедеятельности.

Термин жизнедеятельность в широком смысле означает способность личности осуществлять любую деятельность, включая свое существование, адекватным способом. Жизнедеятельность - это, по сути, показатель состояния организма человека, которое отражает его способность выполнять сложные биологические и социальные функции: ориентацию, коммуникацию, действия, мышление, поведение, способность к труду и др. Но, как известно, жизнедеятельность человека может быть ограничена в связи с неблагоприятными воздействиями на него извне. Такие воздействия сегодня носят уже глобальный характер. О том, что сам человек является угрозой цивилизации, предупреждали в свое время великие умы - В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Никола Тесла и др.

В настоящее время люди охвачены «штормом конфликта ценностей» [3, с. 27]. Человек обнаруживает сегодня «уязвимость природы» и ее «пределов прочности» (Н.Н. Моисеев). В том числе пределов и своей собственной природы, когда можно наблюдать факты «расче-

известия вгпу

ловечивания» человека. Ответы на вопросы, которые встают, необходимо искать в гуманитарной плоскости видения образования. Феномены жизнедеятельности и безопасности жизнедеятельности присутствуют не «где-то там», а прямо здесь, в школьной или вузовской аудитории, в которой ученики/студенты выступают как носители этого феномена.

Ориентируясь на гуманитарно-антропологический подход (К.Д. Ушинский, М.К. Ма-мардашвили, Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков и др.), позволяющий охватывать «всего» человека и учитывать всю многомерность человеческой реальности, мы разработали систему работы с будущими педагогами, связанной с изучением гуманитарного аспекта освоения ими дисциплины ОБЖ и методики ее преподавания. Такой аспект касается опыта самопознания, который включает в себя познание своих отношений к объекту восприятия (познания). Среди данных объектов находится, в частности, сам феномен безопасности жизнедеятельности. Нас интересовали в данном случае возможности изучения студентами этого феномена не самого по себе как такового, не как отчужденный от их восприятия материал, а в связке с их отношением, через призму их самопознания, самоисследования и саморефлексии. Главным образовательным результатом здесь предполагалось развитие способности осознавать будущими педагогами собственное ценностное отношение к учебному предмету, собственному образованию и будущей профессии.

Изучение учебной дисциплины с таких позиций приобретает новые характеристики. В центре внимания оказывается не информированность (начитанность) студентов, а получение ими опыта самоисследования и самопознания в процессе изучения предмета. здесь представляется важным обращение к рефлексивному сознанию личности, которое предстает как практика «обнаружения себя», осознание самости, собственной субъективности [5, с. 161]. Такой опыт формируется в рамках специально организованной деятельности, которую мы называем текстуально-диалогической деятельностью (С.В. Белова). Суть ее заключается в том, что студенты изучают «гуманитарный текст», которым называется авторско-адресное сообщение, включенное в диалогические отношения [4]. Любая информация, любой акт действия студента становятся таким текстом, если мы исследуем отношения между автором и адресатом. Кто, кому, что и зачем сообщает - вот вопросы, позволяющие

занимать рефлексивную позицию и осознавать субъекта образования.

В рамках предлагаемых учебником ОБЖ тем студенты знакомятся со способами защиты от угроз, с системой мероприятий, необходимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, войн. С позиции гу-манитарности акцент внимания должен быть не на информации, а на проблеме ее восприятия студентами и на возможностях разворачивания процесса самопознания. Акты познания восприятия данной информации тогда становятся текстом. Такая работа требует диалогической формы общения. Она позволяет расширять сознание студентов, когда они развивают способность не только видеть объект (учебный материал), но и самих себя как субъектов исследования объекта. это мы и называем текстуально-диалогической образовательной деятельностью.

Возможность погрузиться в такую деятельность мы предоставили в рамках исследования студентам экспериментальной группы 1-4-х курсов (82 чел.). Ставилась задача освоения гуманитарного компонента метода проектов в рамках изучения предмета ОБЖ и методики его преподавания. Студентам предлагалось найти «свои» темы проектов - такие, которые их особенно волнуют и через которые им интересно отрефлексировать свой опыт самопознания. Процесс работы над такими проектами носил исследовательский, информационный и практико-ориентированный характер. Темы проектов, которые были найдены студентами в процессе индивидуального и совместного поиска, были разнообразными. Среди них такие: «Проблема воды в Калмыкии», «Создание национальных парков», «Угрозы цифрового мира», «Стрессы, в которых мы живем», «Активные и пассивные курильщики», «Воздействие шумов на организм», «ГМО и с чем его едят», «Защита дома от пожара», «здоровый образ жизни в нездоровое время» и т. п. Работа студентов над подобными проектами строилась по программе, которая включала такие разные формы, как лекции, семинары, организационно-деятельностные игры и самостоятельная деятельность. эта работа предполагала создание коллективных проектов в рамках мини-сообществ. Процесс общения и взаимодействия в группах становился важным гуманитарным фактором.

С учетом понимания гуманитарности как особого качества образования (С.В. Белова, И.А. Колесникова, Ю.В. Сенько, В.И. Слобод-

чиков и др.) были выявлены принципы работы со студентами. Это принципы личностной свободы, ситуативности, субъективности, субъектности, со-бытийности, текстуальности, диалогичности, рефлексивности. На основе этих принципов определена логика работы над проектами.

Первый этап - субъективно-ориентировочный. Студенты выбирают привлекающую их проблемную область, составляют круг вопросов и задач, которые они собираются решать в рамках работы над проектом. Уже на этом этапе они защищают саму тему, пытаются рефлексировать свое отношение к ней. Выбирается название, в котором заключено авторское послание (текст).

Второй этап - организационно-событийный. Здесь происходит поиск партнеров по совместной работе над проектом, даже используются знакомства в соцсети. В ходе общения определяются направления работы и распределяются функции/роли между участниками одного проекта. На этом этапе также предлагается рефлексия создания группы как сообщества определенной практики. Определяются информационные источники и, что особенно важно, события, которые известны самим авторам будущего проекта, связаны с их жизнью и темой, которую они выбрали.

Третий этап - собственно проектировочный. это непосредственная работа над проектом, обработка материалов, подбор фото- и видеоматериалов, оформление и подготовка к презентации.

Четвертый этап - авторско-презентаци-онный. Это этап предъявления проекта и его презентации. здесь важным моментом является то, что все группы имеют возможность высказать свое мнение о работе над проектом, задать вопросы друг другу. Проводится дискуссия вокруг представленных проектов. Обсуждается возможность презентации того или иного проекта на широкую аудиторию - своеобразный выход за стены факультета. здесь также используются возможности Интернета и соцсетей.

В работе над проектами внимание студентов обращалось не только на сбор информации по теме и логику ее изложения, но и на отношение к себе как авторам текстов. Их рассказ о работе над проектом, о глубине погружения в тему, о значении для них поднимаемых вопросов становился текстуально-предметным материалом на этапе предъявления и анализа проектов. Именно личностное отношение к проблеме позволяет говорить о проекте как

кие науки -

«гуманитарном тексте». Диалог вокруг авторской позиции по тому или иному вопросу и составляет основу работы со студентами, в которой проект, его тема выступают своего рода «поводом» для диалога культур и для «разговора по душам».

Итогом такой работы явилось обсуждение позиции студентов как авторов своих текстов. Контент-анализ высказываний студентов «Проект, над которым мне предстоит работать...» и «Проект, над которым я рабо-тал(а)...», проводившийся в начале и после завершения проектной работы, позволил сделать срез доминирующих эмоционально-окрашенных отношений, характеризующих их направленность. Цель такого контент-анализа -определить и описать ценностное отношение будущих учителей ОБЖ к объекту (материалу проекта) и субъекту (автору проекта). С его помощью нами фиксировались содержание высказываний, частота употребления тех или иных слов и высказываний, которые позволяют выделить удельный вес информации, которую мы условно называем «предметной» и «субъектной». В качестве единицы анализа выбирались слова, позволяющие судить о том, насколько интересна студенту собственная личность. В частности, подсчитывались местоимения и глаголы, позволяющие судить о том, что студентам важно собственное отношение к теме проекта. По частоте упоминания слов, описывающих предметный материал (например, «пожар», «угроза», «риск», «вода», «стресс», «они» и т. п.), и слов, позволяющих судить об интересе к себе как субъекту проекта («я», «мне», «я понял», «я почувствовал», «я узнал» и т. п.), мы получили такие данные. Если перед началом работы над проектом 98% студентов сосредоточили свое внимание на предметной стороне вопроса и только 2% отметили себя как субъекта действия, то после завершения работы, где был сделан акцент на их авторскую позицию, уже 96% студентов смогли описать эмоционально-ценностное отношение к себе как субъекту деятельности.

В целом мы пришли в выводу, что в результате такой гуманитарно ориентированной, текстуально-диалогической работы у будущих учителей ОБЖ существенно повысился интерес не только к проектной деятельности, но и в целом к своему образованию. Работа в данном направлении нами еще ведется, но уже сейчас можно признать, что фактор удержания внимания не только на учебном предмете, но и на познающем его субъекте позволяет отметить положительную динамику развития буду-

известия вгпу

щих педагогов. Наблюдается рост их интереса к будущей профессии, повышение качества их знаний, инициативности и самостоятельности. Перспективы нашего дальнейшего исследования связаны с разработкой и реализацией гуманитарной технологии профессионального образования будущего педагога в условиях инновационного развития высшей школы.

список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван, А.В. Евсеев. 7-е изд. Ростов н/Д., 2008.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / Я.Д. Вишняков [и др.]; под общ. ред. Я.Д. Вишнякова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

3. Бек Д.Э., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. М., 2010.

4. Белова С.В. Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель // Педагогика. 2007. № 6. С. 19-27.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М., 2013.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учеб. пособие. М., 2013.

7. Харари Ю.Н. Sapiens. Краткая история человечества / пер. с англ. Л. Сумм. М., 2019.

* * *

1. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: ucheb. po-sobie / T.A. Hvan, P.A. Hvan, A.V. Evseev. 7-e izd. Rostov n/D., 2008.

2. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: uchebnik dlya bakalavrov / Ya.D. Vishnyakov [i dr.]; pod obshch. red. Ya.D. Vishnyakova. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2013.

3. Bek D.E., Kovan K. Spiral'naya dinamika: upravlyaya cennostyami, liderstvom i izmeneniyami. M., 2010.

4. Belova S.V. Gumanitarnoe obrazovanie: tekstu-al'no-dialogicheskaya model' // Pedagogika. 2007. № 6. S. 19-27.

5. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya che-loveka: Vvedenie v psihologiyu sub#ektivnosti: ucheb. posobie. M., 2013.

6. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya obra-zovaniya cheloveka: Stanovlenie sub#ektnosti v obra-zovatel'nyh processah: ucheb. posobie. M., 2013.

7. Harari Yu.N. Sapiens. Kratkaya istoriya chelovechestva / per. s angl. L. Summ. M., 2019.

Humanitarian aspect of the professional training of future teachers of health and safety training course

The article deals with the issue of the professional training of future teachers of Health and Safety as the professionals with a high level of cognition and who are the members of the values of their profession. The issues of studying the subject "Health and Safety" are revealed from the position of the idea of the humanitarian nature as a "human" characteristic of education. There is paid special attention to the textual and dialogical activities as the method of the development of the experience of self-cognition of future teachers in the context of studying Health and Safety.

Key words: health and safety training course, humanitarian approach, humanitarian principle, consciousness, self-cognition, textual and dialogical activities, project.

(Статья поступила в редакцию 22.01.2021)

М.Ю. РОДИОНОВА (Нижний Новгород)

новая эра в образовании: дистанционное и бесконтактное или отдаленное и отстраненное?

Вынужденный переход на дистанционное обучение выявил проблемы организационного, технического, методического и социально-психологического характера. Опыт показал, что в режиме онлайн возможно провести методически правильно выстроенные занятия, но сложно воссоздать социально-психологическую атмосферу очного занятия, столь важную для образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, методическая организация, синергетика, межличностное общение, социально-психологическая атмосфера.

В марте 2020 г. в связи с введением мер, призванных сдержать распространение коро-навирусной инфекции, все вузы России были переведены на удаленный режим работы. Пе-

О Родионова М.Ю., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.