Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛ / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УЧЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЛОЩАДКИ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ирина Васильевна, Ильина Наталья Николаевна, Ульяшин Николай Иванович

Рассматриваются направления практико-ориентированной подготовки транспрофессионала в условиях создания интегративной образовательной среды в области сварочного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ирина Васильевна, Ильина Наталья Николаевна, Ульяшин Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF TRANSPROFESSIONAL IN THE SPHERE OF WELDING INDUSTRY IN THE VOCATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the directions of the practice-oriented training of the transprofessional in the conditions of the creation of the integrative educational environment in the sphere of the welding industry.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

ИЗВЕСТИЯ вгпу

И.В. ОСИПОВА, н.н. ИЛЬИНА,

н.и. ульяшин

(Екатеринбург)

ОСОБЕННОСТИ ИРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОй подготовки ТРАНСИРОФЕССИОНАЛА В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматриваются направления практико-ориентированной подготовки транспрофессионала в условиях создания интегративной образовательной среды в области сварочного производства.

Ключевые слова: практико-ориентированная деятельность, транспрофессионал, транспрофессионализм, учебная мастерская, учебно-производственные площадки, структурно-содержательная модель.

В настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования в подготовке специалиста становится его готовность к формированию практических навыков в системе профессионально-педагогического образования. Описание сфер социально-экономического общества связано с постоянным изменением показателей, характеризующихся развитием наукоемких промышленных областей, обновлением производственных баз предприятий и их технологий, изменение сфер услуг и социальных потребностей.

Таким образом, основу подготовки современного специалиста составляют высокотехнологичные знания в различных сферах и областях науки и производства [1; 5; 8]. Данные технологии задают тенденции подготовки современного специалиста на качественно новом уровне.

В системе подготовки такого специалиста необходимо учитывать ряд факторов, таких как ориентация не только на одну профессию, но и на подготовку для ряда смежных профессиональных областей; определение готовности и способности будущего специалиста к освоению широкого спектра компетенций с учетом синтеза различных областей профессиональной деятельности. Необходимо также учитывать дальнейшее профессиональное раз-

витие субъекта деятельности в новой или быстроменяющейся среде [9; 10].

Новые виды работ, формирующие в дальнейшем деятельность будущего специалиста, должны в конечном итоге определить положительную динамику его развития. Следовательно, специалисту необходимо как адаптироваться к измененным условиям, так и демонстрировать объективный и субъективный результат деятельности, уметь находить новые решения, генерировать идеи не только в рамках своих профессиональных возможностей, но и в смежных областях, представляя единый производственный продукт.

На сегодняшний день система подготовки такого специалиста не всегда учитывает структурно-содержательное наполнение практико-ориентированной деятельности, в связи с чем происходит дальнейшая профессиональная подготовка уже в условиях предприятия [3; 11], а подготовка в межпредметных областях затрагивает лишь учет узкой направленности полученных знаний. Учитывая вышесказанное, констатируем, что возможность подготовки в смежных профессиональных областях не проработана на должном организационно-педагогическом уровне и требует дополнительного исследования. Практико-ориентированная деятельность - вид деятельности, максимально насыщенный учебно-производственными заданиями на базе специально организованных имитационных учебно-производственных площадок и в условиях производственно-технологических практик, направленных на формирование профессиональных компетенций.

При анализе зарубежных и отечественных исследований был сделан вывод об отсутствии единого представления о формировании специалиста нового уровня в области подготовки по профессии, в том числе и в условиях практико-ориентированной образовательной среды. Именно создание условий с максимальным содержанием практико-ориентированных компонентов деятельности помогут сформировать представление о структуре и содержании подготовки транспрофессионала. Необходимость формирования такого вида специалиста обусловлена потребностями современного общества, связанными с интенсивным развитием профессионально-производственных сфер. отсутствие единого подхода к тому, какими видами профессиональной деятельности

О Осипова И.В., Ильина Н.Н., Ульяшин Н.И., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

(в том числе компетенциями) должен владеть субъект образовательного процесса, определили необходимость рассмотрения понятий «транспрофессионал» и «транспрофессионализм» [4].

Транспрофессионал, в нашем понимании, - это специалист нового типа, способный выполнять конвергентные виды профессиональной деятельности в разных областях. Необходимо также уточнить условия подготовки транспрофессионала в профессионально-педагогическом вузе с учетом специфики и уникальности самого вида образования. Для Российского государственного профессионально-педагогического университета это специально разработанные условия, в которых можно наблюдать возникновение нового специалиста, имеющего возможность:

- освоить конвергентные виды деятельности;

- сформировать профессиональные и личностные (характерные для педагога профессионального обучения, мастера) качества;

- овладеть набором компетенций (знания, умения, владения) с учетом видов трудовой активности (трансфессии), направленных на интегративное решение учебно-производственных задач с учетом практико-ориен-тированной образовательной среды.

В данном исследовании под трансфессией мы понимаем вид трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции ряда профессиональных компетенций, принадлежащих к разным областям профессионально-педагогической деятельности подготовки специалиста-производственника [2; 3].

транспрофессионализм в производственной сфере - готовность и способность осуществлять действия на границе нескольких профессиональных областей (специальностей), в условиях профессиональной мобильности специалиста, а также возможность работать в полупрофессиональных командах с целью решения комплексных проблем [4]. В нашем случае, например в области сварочного производства, транспрофессионализм выступает как способность к выполнению спектра практико-ориентированных видов профессионально-педагогической (педагогической) деятельности, связанных с выполнением не только видов электродуговой, газопламенной сварки, но и лазерной и плазменной обработки материалов. Рассматривая особенности подготовки транспрофессионала в условиях сварочного производства, необходимо учесть его самоактуали-

зацию, а также готовность применять ценностные ориентиры практико-ориентированной деятельности в специально созданной транспрофессиональной среде в рамках учебной мастерской (в новом смысле этой формы). транспрофессиональная среда представляет собой многокомпонентную конвергентную содержательно-технологическую структуру с практико-ориентированным наполнением, направленную на преобразование традиционной системы подготовки будущего педагога профессионального обучения [3].

Проектирование транспрофессиональной среды связано с получением нового педагогического знания об объекте и является ценностной основой, которая и определяет весь набор требований к каждому отдельно взятому компоненту конвергентной содержательно-технологической структуры. Специфика описания транспрофессиональной среды в ходе практи-ко-ориентированного проектирования образовательной деятельности обусловливается рядом организационно-педагогических особенностей:

- в ее структуру заложено специфическое отражение педагогических установок прак-тико-ориентированной подготовки;

- педагог сталкивается с экспертизой исходного материала, из которого строится модель подготовки транспрофессионала;

- для педагогического проектирования характерна трансдисциплинарность подхода (конвергенция более высокого уровня, предполагающая взаимопроникновение и движение внутри структуры);

- недостаток информационной базы и сопутствующая ограниченность возможностей ее пополнения могут быть скомпенсированы из сопутствующих областей профессии;

- комплексное воспроизведение и многообразие сторон практико-ориентированного материала являются необходимым условием проектирования данной среды.

На эмпирическом уровне проектирования транспрофессиональной среды осуществляется реконструкция событий профессиональной подготовки в области междисциплинарного знания, где дескриптивная информация, представленная в фактах, преобразуется, и идеальные объекты переходят в транспрофессиональное знание и компетенции как составляющие процесса практико-ориентиро-ванного обучения. Можно также отметить, что процесс проектирования при формировании профессиональных компетенций транспро-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

фессионала должен быть насыщен средствами интерактивной деятельности на базе специально организованных учебно-производственных имитационных площадках и в условиях производственно-технологических практик, что является трансдисциплинарной процедурой, осуществляемой на основе абстрактно-логического мышления независимо от теоретического или эмпирического познания практико-ориентированного подхода.

Спроектированная транспрофессиональная среда представляет собой определенную систему педагогических мероприятий, обеспечивающих, например, результативность формирования транспрофессиональных видов деятельности в области сварочного производства (компонентов деятельности) средствами интерактивной составляющей за счет выявления практико-ориентированных педагогических условий, направленных на создание эффективной подготовки профессионала нового типа в профессионально-педагогическом вузе. Такая среда может быть организована посредством внедрения в образовательный процесс вуза структурно-содержательной модели, включающей компоненты деятельности [6]. На основе практико-ориентированного подхода были предложены и определены содержательные компоненты транспрофессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения согласно видам профессиональной деятельности.

Содержательно-целевой компонент модели соответствует учебно-профессиональному компоненту деятельности и включает в себя целевые установки, сопряженные с теоретическим знанием о технологии и производстве в области сварки: физико-математические, технические, металлургические, термодинамические, механические, промышленные. Данный компонент модели позволяет содержательно определить дидактические подходы к интегрированному процессу подготовки транс-профессионаладля ряда отраслевых направлений (сварка, металлургия, технология машиностроения и другие) и задать целевые установки для развития профессионально важных качеств современного специалиста. Проектируя процесс подготовки транспрофессионала на содержательно-целевом уровне, нам необходимо также учитывать готовность специалиста к планированию педагогических мероприятий в образовательных организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих в области сварочного про-

изводства и смежных областей. Организация и осуществление образовательной деятельности данного компонента деятельности осуществляется в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов с ориентиром на практико-ориентированную трансдисциплинарную подготовку.

Методико-инструментальный компонент модели основывается на научно-исследовательском виде профессиональной деятельности и направлен на научно-обоснованный выбор организации производственного процесса в условиях максимально приближенных к реальным производственным. В данном компоненте мы планируем организовать участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих в области сварочного производства, учесть проблемные (противоречивые) вопросы на стыке научного знания с применением современных технологий подготовки современного специалиста с выходом на учебно-исследовательскую работу обучающихся. При создании единой транспрофессиональной среды на научно-методическом уровне планируется обосновать инструментальный подход на уровне определения и разработки педагогических условий, направленных на создание, внедрение и применение новшеств в дидактическом процессе для решения профессионально-производственных задач в области сварки и в смежных областях.

Проектно-технологический компонент модели связан с образовательно-проектировочной деятельностью и основывается на формировании технологических приемов обслуживания, наладки и работы сварочного оборудования. Проектирование комплекса учебно-профессиональных целевых установок при подготовке специалиста нового уровня неразрывно связано с прогнозированием результатов будущей транспрофессиональной деятельности. Применение современных технологий в обучении позволяют расширить область проектирования на уровне конструирования конвергентного содержания учебного материала, моделирования и оснащения транспрофессиональной среды для теоретического и практического обучения будущих специалистов в сварочном производстве. На данном этапе мы прогнозируем проектирование и разработку комплекса интегративных дидактических средств, а также форм и методов, максимально соответствующих трансдисциплинарной образовательной среде.

Дидактико-технологический компонент модели направлен на организационно-технологический вид деятельности и сопровождается приобретением навыков работы с кон-структорско-технологической документацией. Данный компонент деятельности в большей степени отражает практическую подготовку и направлен на организацию учебно-производственного (транспрофессионального) процесса через интегрировано-производительный труд обучающихся в сфере сварочного производства. Необходимо также учесть характер использования учебно-производственной среды в практической подготовке рабочих сварочного производства, максимально насыщенной ситуативно-производственными задачами и специфику реализации учебно-технологического процесса в учебных мастерских (в новом формате этого понятия) с применением тренажеров и имитационных кластеров.

Заключительный компонент модели - диагностический - связан с непосредственным обучением будущего специалиста на рабочем месте. данный компонент модели предполагает готовность и способность к освоению новейших производственных технологий в условиях реального производства, овладению техникой осуществления работ также смежных профессий [7].

Практико-ориентированная подготовка, направленная на развитие транспрофессионализма, требует интеграции особых видов профессионально-педагогической деятельности, обладающих уникальным структурным наполнением для каждого отдельного компонента модели. Предложенный вариант модулей структурно-содержательной модели может рассматриваться как вид подготовки будущего педагога профессионального обучения в области сварочного производства, а также подготовки через виды деятельности для ряда сопряженных профессий, тем самым создавая условия для подготовки транспрофессионала в рамках практико-ориентированной среды.

Список литературы

1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева. М., 1997.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

3. Жуков Г.Н., Дорожкин Е.М., Кубрушко П.Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера

КИЕ НАУКИ -

производственного обучения: Теоретико-методологический аспект: моногр. Екатеринбург, 2019.

4. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В. [и др.]. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург, 2019.

5. Нагорнова А.Ю. Современное высшее образование: теория и практика: кол. моногр. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2020.

6. Осипова И.В., Ульяшина Н.Н. Структурно-содержательная модель формирования компетенции по рабочей профессии у педагогов профессионального обучения // Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 36-41.

7. Осипова И.В., Шульц О.Н. Совершенствование содержания педагогической практики как условие развития творческой активности профессионально-педагогической деятельности студентов // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 88-91.

8. Романцев Г.М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и наука. 2001. № 6. С. 19-28.

9. Романцев Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург, 2011.

10. Ульяшин Н.И., Скутин О.А., Ильина Н.Н. Интерактивные методы подготовки рабочих в условиях практико-ориентированного обучения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург, 2019. С. 540-542.

11. Ульяшина Н.Н., Шульц О.Н. Компетент-ностно-ориентированный подход при подготовке бакалавров профессионального обучения в вузе // духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи.

Екатеринбург, 2014. С. 139-146.

* * *

1. Batyshev S.Ya. Professional'naya pedagogi-ka: uchebnik dlya studentov, obuchayushchihsya po pedagogicheskim special'nostyam i napravleniyam / pod red. S.Ya. Batysheva. M., 1997.

2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyj podhod. M., 1991.

3. Zhukov G.N., Dorozhkin E.M., Kubrushko P.F. Formirovanie gotovnosti studentov k professional'-no-pedagogicheskoj deyatel'nosti mastera proizvod-stvennogo obucheniya: Teoretiko-metodolo-gicheskij aspekt: monogr. Ekaterinburg, 2019.

4. Zeer E.F., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V. [i dr.]. Transprofessionalizm sub#ektov social'no-professional'noj deyatel'nosti / pod red. E.F. Zeera. Ekaterinburg, 2019.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

5. Nagomova A.Yu. Sovremennoe vysshee obra-zovanie: teoriya i praktika: kol. monogr. / otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk, 2020.

6. Osipova I.V., Ul'yashina N.N. Strukturno-soderzhatel'naya model' formirovaniya kompetencii po rabochej professii u pedagogov professional'nogo obucheniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2011. № 4. S. 36-41.

7. Osipova I.V., Shul'c O.N. Sovershenstvova-nie soderzhaniya pedagogicheskoj praktiki kak uslo-vie razvitiya tvorcheskoj aktivnosti professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti studentov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2013. № 10. S. 88-91.

8. Romancev G.M. Teoreticheskie i organiza-cionnye problemy razvitiya professional'no-pedago-gicheskogo obrazovaniya Rossii // Obrazovanie i na-uka. 2001. № 6. S. 19-28.

9. Romancev G.M. Urovnevoe professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: teoretiko-metodologi-cheskie osnovy standartizacii. Ekaterinburg, 2011.

10. Ul'yashin N.I., Skutin O.A., Il'ina N.N. In-teraktivnye metody podgotovki rabochih v usloviyah praktiko-orientirovannogo obucheniya // Innovacii v professional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii. Ekaterinburg, 2019. S. 540-542.

11. Ul'yashina N.N., Shul'c O.N. Kompetentnost-no-orientirovannyj podhod pri podgotovke bakalav-rov professional'nogo obucheniya v vuze // Duhovno-nravstvennye cennosti i professional'nye kompetencii rabochej i uchashchejsya molodezhi. Ekaterinburg, 2014. S. 139-146.

Peculiarities of practice-oriented

training of transprofessional

in the sphere of welding industry in the vocational pedagogical university

The article deals with the directions of the practice-oriented training of the transprofessional in the conditions of the creation of the integrative educational environment in the sphere of the welding industry.

Key words: practice-oriented activities, transprofessional, transprofessionalism, educational workshop, work-study workshops, structural and conceptual model.

(Статья поступила в редакцию 27.01.2021)

C.B. БЕЛОВА, С.Н. БОТОВА, Т.С. ХАЗЫКОВА (Элиста)

ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается проблема профессиональной подготовки будущих учителей ОБЖ как профессионалов, обладающих высоким уровнем сознания и являющихся носителями ценностей своей профессии. Вопросы изучения предмета безопасности жизнедеятельности раскрыты с позиции идеи гуманитарности как «человеческой» характеристики образования. Особое внимание уделено текстуально-диалогической деятельности как методу формирования у будущих педагогов опыта самопознания в контексте изучения ОБЖ.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, гуманитарный подход, принцип гума-нитарности, сознание, самопознание, текстуально-диалогическая деятельность, проект.

Проблема безопасной жизнедеятельности сегодня, в условиях повышения рисков и угроз разного характера, обретает новые черты и новые масштабы. Нельзя не согласиться с диагнозом, который ставит нашему обществу Харари: «мы превратили в кошмар жизнь других животных, мы разрушаем экосистему планеты, думая лишь о своем комфорте и удовольствии - и ни в чем не находим счастья» [7, с. 492]. По сути, это диагноз гуманитарной не-дообразованности современного человека, достигшего небывалых высот в технике и технологиях, но по-прежнему не осознающего собственной субъективности.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека сегодня приобрела новые и устрашающие масштабы. Ее нельзя решить только лишь на каком-то внешнесоциальном (экономическом, политическом, государственно-управленческом) уровне. Не решить ее и средствами одного только школьного предмета ОБЖ, тем более если предмет этот изучать традиционным способом, предполагающим информирование и получение отчужденного от личности знания. По всей видимости, ключ к решению проблемы, о которой идет речь, находится в возможностях гуманитарной моде-

© Белова С.В., Ботова С.Н., Хазыкова Т.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.