Современные условия транспрофессиональной подготовки специалиста на основе системно-деятельностного, кластерного подходов в профессионально-педагогическом вузе
Осипова Ирина Васильевна,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра документоведения, истории и правового обеспечения, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: [email protected]
Ильина Наталья Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический» университет, E-mail: [email protected]
Ульяшин Николай Иванович,
кандидат технических наук, доцент, кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией транспрофессиональной подготовки специалиста в области сварочного производства на основе системно-деятельностного и кластерного подходов. Приведено описание возможного внедрения системно-деятельносного подхода в образовательную среду кафедры, как методологическую основу формирования будущего специалиста в профессионально-педагогическом вузе, имеющего прикладную и отраслевую направленность. Определена необходимость рассмотрения методологической основы компонентов деятельности на качественно новом уровне с целью определения структуры и содержания данной подготовки через элементно-комплексное наполнение. Предложены современные условия обучения транспрофессионала в образовательном кластере на основе системно-сетевой технологии, реализуемой на кафедре «Инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии» на базе которой осуществляется подготовка специалистов по направлению Профессиональное обучение (по отраслям).
Ключевые слова. Системно-деятельностный подход, кластерный подход, элементно-комплексное наполнение, транспрофессионал, профессионально-педагогическая деятельность.
о с
CJ
см см
Изменения в мировом образовательном пространстве, стремительное обновление в цифровых технологиях и внедрение их в процесс подготовки специалиста требуют трансформацию структурно-содержательного наполнения и обновление имеющихся методологических подходов. В современных условиях специалиста нового типа необходимо обеспечить иным методическим и дидактико-технологическим сопровождением, соответствующим образовательной среде синер-гетического типа, где устойчиво сочетаются, как педагогические, так и специальные (отраслевые) основы деятельности.
В настоящее время особо остро встает вопрос о подготовке такого специалиста, как профессионала, способного к транспрофессиональному освоению видов профессиональной деятельности. Ориентация на формирование транспрофессиональных качеств будущего специалиста в системе профессионально-педагогического вуза определили необходимость рассмотрения ряда методологических подходов (системный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, практико-ориентированный, контекстный, междисциплинарный и другие подходы), занимающих особое значение в такой подготовке [1, 2, 3, 4, 9].
Анализ источников, по исследуемой проблеме, позволил охарактеризовать использование данных подходов лишь в части формирования отдельно взятых компонентов профессиональной деятельности. На наш взгляд, подготовку в системе профессионально-педагогического вуза целесообразно осуществлять с учетом интеграции вышеперечисленных подходов, с опорой на системно-деятельностный подход в профессионально-педагогической деятельности. Так как структурный анализ характера и содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения квалифицирует его деятельность как особый вид, который можно отнести к бипрофессиональ-ному. Рассматривая процесс подготовки специалиста нового вида с точки зрения системного и деятельностного подходов необходимо учесть обязательное рассмотрение вопросов системно-элементного и системно-комплексного наполнения программы компонентами, а именно, материальными объектами (средства производства) и процессами (производство, технологии).
Системно-деятельностный подход
профессионально-педагогической подготовки позволяет сохранить специфику вида образования при обучении будущего педагога с одной сторо-
ны, и специалиста в профессиональной области -с другой. Данный подход определяет структурно-содержательное через элементно-комплексное наполнение профессионально-педагогического образования кафедры «Инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии» на базе которой осуществляется подготовка специалистов по направлению Профессиональное обучение (по отраслям).
Одним из ключевых процессов реализации системно-деятельностного подхода в условиях профессионально-педагогического образования становится не только теоретическое, но и практическое обучение, где в полной мере происходит поэлементное формирование комплекса профессиональных навыков и его компонентов, в том числе и специальных, сопряженных с рабочей профессией (специальностью) [5].
В исследовании нами рассмотрены вопросы возможного внедрения системно-деятельносного подхода в образовательную среду кафедры, как методологическую основу формирования будущего специалиста, имеющего прикладную и отраслевую направленность. Реализация данного подхода возможна с помощью вспомогательных структурных элементов, в нашем случае, определяющих компонентный состав образовательной технологии, имеющей системно-сетевую структуру. Системно-сетевая технология представляет собой образовательную ресурсную дидактико-технологическую базу, включающую межэтапное взаимодействие теории с практикой и всеми видами практик (учебных, производственных) кафедры. Весь процесс подготовки будущих специалистов основан на применении как традиционных, но в большей степени инновационных технологий обучения, позволяющих освоить виды профессиональной деятельности (и ее компоненты) через элементно-комплексное наполнение.
Дидактико-технологическая база кафедры представляет собой экспериментальную площадку, максимально приближенную к реальным производственным условиям, учитывающих современную подготовку в области сварочного производства на новейшем высокотехнологическом оборудовании с цифровым управлением. Современный арсенал технологий сварки (дуговая, плазменная, лазерная) кафедры, позволяет использовать разнообразные источники энергии в производственных условиях и получать неразъемные соединения практически любых конструкций (металлических, неметаллических, органических) из материалов толщиной от нескольких микрометров до десятков метров в реальных условиях кафедры на базе экспериментальной площадки.
Для того чтобы виды профессиональной деятельности соответствовали уровню современного специалиста сварочного производства содержание системно-деятельностной подготовки должно отражать основные этапы трудового и производственного процессов. Системно-сетевая техноло-
гия подготовки уже на начальном этапе позволяет студенту выполнять определенные виды работ: несложный ремонт, диагностику, наладку, оснащение и настройку производственно-технологических средств, изучение технической документации и инструкционно-технологических карт, выполнение расчетно-аналитических работ по профилю данного производства, выполнение работ на уровне квалификационного разряда на новом оборудовании. Все эти этапы поэлементно формируют основные комплексные умения, под которыми мы понимаем особый способ выполнения учебно-производственных действий.
Использование системно-сетевой технологии в рамках профессионально-педагогической деятельности направлено на моделирование учебно-производственного процесса как основного способа создания ситуаций (в том числе и проблемных), позволяющих побудить устойчивую мотивацион-ную активность и направленность на самостоятельное освоение теоретических и практических дисциплин, а также всех видов практик, сформировать готовность к будущей профессиональной деятельности [8].
Мы полагаем, что моделирование учебно-производственного процесса в современных условиях необходимо рассматривать как основу системно-сетевой технологии подготовки педагогов профессионального обучения, которая дает возможность спроектировать будущую профессионально-педагогическую деятельность через элементно-комплексное наполнение.
Также необходимо отметить, что использование новейших технологий в области сварочного производства на базе экспериментальной площадки кафедры меняет характер организации методологических подходов к подготовке современного специалиста, так как данный процесс отражает транспрофессиональный характер содержания обучения и базируется на элементах комплексного дидактико-технологического инструментария, представляющем новые возможности подготовки.
Формирование профессиональных навыков в условиях реализации системно-сетевой технологии в профессионально-педагогической деятельности осуществляется в каждом кластере. В нашем понимании кластер представляет собой целостную образовательную единицу, насыщенную дидактико-технологическим инструментарием, необходимого для освоения будущей профессии и дальнейшей реализации в будущей межпрофессиональной области знания.
Кластерный подход, в нашем понимании, позволяет уточнить характеристику отрасли (сварочное производство), расширить представление о традиционном отраслевом подходе через межотраслевые компоненты. Кластерный подход отражает характер и содержание элементно-комплексной подготовки в профессионально-педагогической деятельности, в том числе с использованием средств цифрового обучения, таких как: способность использовать и реализовывать
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
передовые отраслевые технологии в процессе обучения высокотехнологичным видам сварки на современном сварочном оборудовании; способность организовывать и выполнять сварочные работы высокого квалификационного уровня с использованием цифровых систем; готовность к транспрофессиональной деятельности в новых условиях; готовность к повышению производительности труда сварщиков, качества продукции, экономии ресурсов и безопасности в области ручной, плазменной и лазерной сварки; готовность к организации, обслуживанию и диагностике рабочего места в соответствии с инновационными требованиями эргономики; готовность к повышению квалификационного уровня компетенции рабочего (специалиста) [6].
В кластере мы определяем закономерности элементно-комплексного формирования профессионально-педагогических качеств будущего специалиста самоорганизующегося через свод условий [7]:
- межпрофессиональное развитие обусловлено внутренними и внешними контекстами технологически-ориентированной образовательной среды и восприятием себя как инициатора своих профессиональных проектов в области сварочного производства и родственных профессиональных областей;
- взаимосвязью компонентов, формируемых профессиональных и личностных качеств будущего специалиста в контексте технологически-ориентированной среды в условиях профессионально-педагогического вуза с использованием цифровых технологий и систем;
- образовательный процесс смоделирован как нелинейное многомерное взаимодействие субъектов образования с компонентами технологически-ориентированной среды с целью реализации индивидуальной траектории в данной межпрофессиональной среде, максимально насыщенной учебно-производственными задачами в области сварочного производства;
- образовательный процесс осуществляется посредством организации межличностного взаимодействия субъектов образования с целью обмена ценностями, информацией, мыслями как источниками личностного и профессионального саморазвития.
Каждый из представленных компонентов системы кластера образует единое взаимодействие в рамках предложенной системно-сетевой технологии.
Именно предложенная технология элементно-комплексной подготовки профессионально-педагогической деятельности представляет наиболее полный синтез тех профессионально значимых о составляющих компетенций (знаний и умений, го-£ товности и способности, профессиональных ком° петенций и др.), которые в совокупности формиру-ав ют современного специалиста в условиях интегра-
ции отраслевого (специального) и педагогического мышления. А предложенный кластер межпрофессионального формирования будущего специалиста в области сварочного производства на основе представленных условий позволяет наиболее детально определить структурно-содержательное наполнение системно-деятельносного подхода в профессионально-педагогическом образовании при подготовке транспрофессионала.
Литература
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
2. Батышев С. Я., Романцев Г.М. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батыше-ва. М.: Изд-во Ассоциация «Профессиональное образование». 1997. - 512 с.
3. Романцев Г. М., Федоров В.А. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. - 545.
4. Зеер Э.Ф. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / под ред. Э.Ф. Зеера. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. - 142 с.
5. Ульяшин Н.И. Общая характеристика процесса подготовки студентов по рабочей профессии в профессионально-педагогическом вузе / Н.И. Ульяшин, И.В. Осипова, Н.Н. Ульяши-на // Высшее образование сегодня. 2013. № 4. С.51-53.
6. Ульяшина Н.Н. Формирование компетенции по рабочей профессии студентов профессионально-педагогического вуза // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2010. - 400 с.
7. Фетисов А.С. Основные направления развития образования в рамках цифровизации / А.С. Фетисов Л.П. Мышовская, А.И. Колосов // Материалы XI международной научно-практической конференции: антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. С. 192-195.
8. Шульц О.Н. Применение электронных средств обучения для организации педагогической практики студентов профессионально-педагогического вуза в условиях цифровой экономики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. С. 236-240.
9. Юдин Э.Г. Методология науки. системность. Деятельность // Сер. Философы России XX века. - Москва, 1997. - 444 с.
MODERN CONDITIONS OF TRANSPROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST ON THE BASIS OF SYSTEM-ACTIVITY, CLUSTER APPROACHES IN A PROFESSIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Osipova I.V., Nina N.N., Ulyashin N.I.
Federal State Autonomous Educational Institution of the Russian State Vocational Pedagogical University
The article deals with the issues related to the organization of transprofessional training of a specialist in the field of welding production on the basis of system-activity and cluster approaches. The article describes the possible implementation of the system-activity approach in the educational environment of the department, as a methodological basis for the formation of a future specialist in a professional pedagogical university, which has an applied and sectoral orientation. The necessity of considering the methodological basis of the components of the activity at a qualitatively new level in order to determine the structure and content of this training through the element-complex content is determined. A modern learning environment of transprofessional in educational cluster on the basis of system-network technology implemented at the Department of "Engineering and vocational training in engineering and metallurgy" at the basis of which the training of specialists in the field of Professional.
Keywords: system-activity approach, cluster approach, element-complex content, transprofessional, professional and pedagogical activity.
References
1. Verbitsky A.A. Active learning in higher school: a contextual approach. - M.: Higher School, 1991. - 207 p.
2. Batyshev S. Ya., Romantsev G.M. Professional pedagogy: a textbook for students studying in pedagogical specialties and directions / ed. by S. Ya. Batyshev. M.: Publishing house of the Association "Professional Education". 1997. - 512 p.
3. Romantsev G. M., Fedorov V.A. Level professional and pedagogical education: theoretical and methodological foundations of standardization. Yekaterinburg: Publishing house of the Russian State Vocational and Pedagogical University, 2011-545 p.
4. Zeer E.F. Transprofessionalism of subjects of social and professional activity / ed. by E.F. Zeer. - Yekaterinburg Publishing house of the Russian State Vocational and Pedagogical University, 2019. - 142 p.
5. Ulyashin N.I. General characteristics of the process of preparing students for the working profession in a professional pedagogical university / N.I. Ulyashin, I.V. Osipova, N.N. Ulyashina // Higher education today. 2013. No. 4. pp. 51-53.
6. Ulyashina N.N. Formation of competence in the working profession of students of a vocational pedagogical university // Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences: Russian State Vocational and Pedagogical University. - Yekaterinburg, 2010. - 400 p.
7. Fetisov A.S. Main directions of education development in the framework of digitalization / A.S. Fetisov L.P. Myshovskaya, A.I. Kolosov // Materials of the XI International scientific and practical conference: anthropocentric sciences: an innovative view of education and personal development. Voronezh: Publishing and Printing Center "Scientific Book", 2020. p. 192-195.
8. Shultz O.N. The use of electronic learning tools for organizing pedagogical practice of students of a professional pedagogical university in the digital economy // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference: Forecasting the professional future of young people in the digital economy. - Yekaterinburg: Publishing house of the Russian State Vocational and Pedagogical University, 2020. P. 236-240.
9. Yudin E.G. Methodology of science. consistency. Activity // Ser. Philosophers of Russia of the XX century. - Moscow, 1997. -444 p.