КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
го ш о
го
L0
ГО I S
с
^
IT
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-10-15
УДК 378.147 ББК 74.484.4
В.А. Чупина
(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия) Т. И. Банникова
(Уральский государственный архитектурно-художественный университет, г. Екатеринбург, Россия)
ГОТОВНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Динамичные изменения рынка труда сказываются на изменении требований работодателей к выпускникам магистратуры. В связи с этим актуализируется проблема подготовки специалистов, обладающих мета-компетенциями, характеризующими транспрофессионализм. В статье рассматривается сущность понятия «транспрофессионализм», кратко характеризуются основные концепции и исследования, посвященные данной проблеме. Определены основные признаки транспрофессионализма, такие как рефлексивность, способность к комплексному видению и решению проблем, умение в условиях неопределенности находить уникальные решения на основе трансдисциплинарного синтеза знаний. Обоснована необходимость развития готовности магистрантов-дизайнеров к самообразовательной деятельности с целью формирования транспрофессионализма.
Ключевые слова: транспрофессионализм, признаки транспрофессионализма, профессиональные компетенции, готовность, самообразовательная деятельность, магистратура, высшее образование.
V.A. Chupina
(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia) T.I. Bannikovа
(Ural State University of Architecture and Art, Ekaterinburg, Russia)
WILLINGNESS OF DESIGN MASTER STUDENT TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF TRANSPROFESSIONALISM
Dynamic changes in the labor market affect the change of employers ' requirements for m graduates of the master's program. In this regard, actualizarea the problem of preparation
of specialists with meta-competence, that is, transprofessional. The article considers the essence of the concept «transprofessional» briefly describes the basic concepts and research on this issue. Defined the main features of transprofessional such as reflexivity, the ability of the integrated vision and problem-solving, ability in the face of uncertainty to create unique solutions based on transdisciplinary synthesis of knowledge.The necessity of development of readiness of master's students-designers for self-educational activities in order to form TRANS-professionalism is substantiated.
Keywords: transprofessional, signs of transprofessional, professional competence, readiness, self-education activity, graduate, higher education.
В настоящее время отставание системы профессионального образования от потребностей рынка труда и динамики его развития становится все более очевидным. Профессиональное образование направлено на «формирование у обучающихся компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [1]. Однако современному работодателю необходим выпускник, не только обладающий профессиональными компетенциями в своей области, но и способный при необходимости совмещать смежные профессии, обладающий гибкостью мышления, адаптивностью к меняющимся условиям, способностью учиться и переучиваться всю жизнь, формировать новые необходимые компетенции, развивать мышление, ориентированное на решение проблем. Сегодня работодатели ищут у соискателей не узкие профессиональные навыки, а некие надпредметные компетенции. Специалисты отмечают, что данная тенденция будет только усиливаться [4].
Действительность такова, что многие из сегодняшних проблем слишком сложны, чтобы решаться узкими специалистами. Многогранные проблемы требуют междисциплинарного, комплексного решения, а от исполнителей - метаком-петенций, поэтому в данных условиях возрастает значение теории транспрофессионализма.
Цель нашего исследования - обосновать значение самообразовательной деятельности при формировании основных компетенций транспрофессионала
в процессе подготовки магистрантов-дизайнеров.
Теоретический анализ проблемы исследования позволяет отметить ее значимость в системе научного знания. О необходимости формирования новой категории работников-транспрофессионалов говорил в 1996 году британский историк Г. Перкин. В соответствии с его концепцией, на современном рынке труда, подверженном постоянным глобальным изменениям, на смену профессионалам в определенных отраслях должны прийти специалисты, готовые и способные работать в межпрофессиональной среде [7].
Термин «транспрофессионализм» был введен в научный оборот и дополнен В.П. Малиновским. В своей работе «Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий» В.П. Малиновский обозначил новые ключевые компетенции транспрофессионалов: узкая специализация в определенной профессии, способность к межпрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний, ориентация на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением проблем, навыки командной работы, постоянное саморазвитие и самосовершенствование, реальное и виртуальное вхождение в то, что получило название communityofpractice (профессиональные и транспрофессиональные сети) [3].
Постепенно термин «транспрофессионализм» был дополнен такими характеристиками, как способность к коммуникациям при совместной деятельности, необходимость межпрофессионального
о
0
1 _0
5
н
к ф
4 >s
0
1
_0 ^
ф
н го ш о
СО
го
ю о о
5 го
о ^
§ 1 ф "
,i i го 5
1
? S
m о о <и
5 о
1- го
ГО Ü
_й <и
о У
го m о
х х
го
L0
С
^
Iг <
03
и мультипрофессионального обучения (M. Horsburgh, R. Lamdin, E. Williamson) [6], способность комбинировать (интегрировать) несколько направлений и/ или выполнять одновременно несколько видов деятельности, многомерность, си-нергетичность, многофункциональность (Ф.Г. Ялалова) [5, с. 326].
В последние годы значительный вклад в теорию транспрофессионализма был внесен Э.Ф. Зеером, который не только дополнил термин, но и предложил логико-смысловую модель транспрофессионализма субъектов социономи-ческих профессий. Согласно предложенной модели, транспрофессионализм субъектов профессиональной деятельности включает в себя следующие конструкты:
- Я-концепцию, социально-профессиональную адаптивность, многомерную идентичность, трансфес-сиональные ценностные ориентации, мотивацию социогумани-тарной деятельности (трансфесси-ональная направленность);
- самоорганизацию, самоактуализацию, самоэффективность, автономность, регуляцию психических состояний (регулятивная компонента);
- междисциплинарную компетентность, ключевые (харт-, софт-, диджитал-, скиллз-) компетенции и метапрофессиональные качества (профессионально-образовательную компоненту);
- социально-коммуникативную мобильность, толерантность к неопределенности, рефлексивность, перцептивную адекватность (ауто-компетентность) (информационно-коммуникативную компоненту);
- трансдисциплинарные знания, социокультурную компетентность, социальный интеллект, когнитивные способности, реф-лекторно-оценочную активность (гуманитарно-технологическую компоненту) [2, с. 7].
Обобщая и дополняя вышеизложенное, мы рассматриваем транспрофессионализм как интегративное качество личности, позволяющее благодаря рефлексивному мышлению комплексно видеть возникающие проблемы, находить в условиях неопределенности уникальные решения на основе трансдисциплинарного синтеза знаний.
Особо следует подчеркнуть, что транспрофессионализм не отрицает значимости начальной, базовой профессии, а способствует выходу за ее пределы, обогащает ее знаниями, компетенциями и технологиями из других профессиональных видов деятельности. На наш взгляд, именно магистратура, направленная на качественную подготовку выпускников к предстоящей аналитической, научно-исследовательской и консультативной деятельности, должна стать тем уровнем образования, на котором возможен выпуск транспрофессионалов.
Данная концепция была подтверждена исследованием, проведенным в магистратуре Уральского государственного архитектурно-художественного университета (направление подготовки «Дизайн»).
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования выпускники магистратуры направления 54.04.01 Дизайн должны быть готовы к научно-исследовательской, художественно-творческой, проектной, информационно-коммуникативной, экспертно-консультационной и инновационной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой. При этом требования стандарта и рынка труда к выпускникам связаны не только с умением пользоваться полученными в университете знаниями и применять их в профессиональной сфере, но и быть готовым к поиску новых знаний, грамотно пользоваться ими, активно действовать внутри новых систем, быть готовым к непрерывному самообразованию в течение жизни.
Эти требования к выпускнику магистратуры отражены и в дублинских де-
скрипторах, согласно которым выпускник должен демонстрировать знания и понимание изученного, что является фундаментом развития и приложения идей в исследовании; осознанно применять знания в междисциплинарном контексте нестандартных ситуаций; интегрировать знания и комплексные умения; сформировать коммуникативные способности; ясно и грамотно излагать свою точку зрения, вести коммуникацию; быть способным к профессиональному развитию и самообразованию.
Результаты опроса, проведенного нами среди руководителей дизайнерских форм, дизайн-мастерских, рекламных агентств, показали, какие компетенции дизайнера работодатели считают приоритетными. Это коммуникабельность, сотрудничество и взаимодействие с людьми (100%), креативность (100%), комплексное решение проблем на основе междисциплинарного анализа (80%), гибкость и обучаемость, в том числе самообучаемость (75%), ответственность (47%), аккуратность и точность выполнения задач (31%). Таким образом, можно заключить, что выпускник магистратуры направления «Дизайн», чтобы стать востребованным на рынке труда, по сути, должен стать транспрофессионалом.
Как мы уже отмечали, одной из характерных черт транспрофессионализма является способность человека к непрерывному самообразованию для осуществления деятельности из различных видов и групп профессий, а также для осуществления межпрофессиональных коммуникаций. Неслучайно перед высшей школой поставлена основная цель - подготовка магистров, способных быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. По этой причине важным приоритетом в области высшего образования, нашедшим свое отражение в материалах Всемирного экономического форума в Давосе, в результатах исследования Бостонской консалтинговой группы, HR-клуба Московской школы управления
«Сколково» является формирование у магистрантов таких навыков, как способность к трансдисциплинарному синтезу знаний; ориентация на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением; способность к межпрофессиональной коммуникации [4].
К сожалению, реальные условия освоения образовательных программ магистратуры направления «Дизайн» в течение двух лет не позволяют подготовить специалистов к комплексном видению и решению возникающих в профессиональной деятельности проблем. Да и магистратура, как правило, предполагает узкопрофильное обучение. Кроме этого, из-за постоянно изменяющихся социально-экономических, политических и иных условий заранее предсказать потенциальные проблемы, с которыми выпускники столкнутся в течение своей трудовой деятельности, а также сформировать профессиональные компетенции, которые будут актуальны через длительный период, практически невозможно.
Из этого следует, что выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда, вынужден постоянно обновлять свои знания, должен быть готов к самообразовательной деятельности. Обозначенная проблема указывает на необходимость уточнения понятия «готовность к самообразовательной деятельности» в контексте транспрофессионализма.
В педагогической литературе данная деятельность рассматривается как самостоятельное приобретение обучающимися знаний с учетом их интересов (С.И. Гессен, Н.Ф. Голованова); как высшая форма познавательной активности (Б.Ф. Райский); как самостоятельная познавательная деятельность, управляемая обучающимся (М.Н. Скаткин, А.К. Гром-цев); как средство поиска и усвоения социального опыта (Г.Н. Сериков, Ю.Е. Калугин) и пр. Следует отметить, что в существующих подходах к самообразовательной деятельности явно недостаточное внимание уделяется организации и управлению данным процессом.
о
0
1 _0
5
н
к ф
ч
0
1
_0 ц
ф
н
га со о
СО
го
ю о
о ^
го
о ^
§ 1 ф "
,1 *
¡о ?
I
? ¡5
ш о О Ф
5 о
1- го
ГО О.
л <и
У
§ I
го m о
го
LÛ
го
I
s
с
^
Iг <
m
Самообразовательная деятельность в нашем исследовании рассматривается как форма индивидуальной учебной деятельности обучающегося, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, направленная на приобретение необходимых компетенций и их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности.
Готовность к самообразовательной деятельности - это комплексная характеристика личности, выражающаяся в способности самостоятельно находить решения возникающих проблем путем получения, анализа и трансдисциплинарного синтеза необходимых знаний.
Готовность к самообразовательной деятельности позволяет дизайнеру своевременно пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий анализ и синтез междисциплинарных знаний, необходимых для достижения синергетического эффекта в профессиональной деятельности. Кроме того, у специалистов формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.
Дизайнер, владеющий навыками самообразовательной деятельности, готов комплексному проектированию, к полипрофессиональной деятельности, он обладает способностью к транспрофессиональным коммуникациям со специалистами смежных профессий. Готовность осваивать далекие друг от друга профессии, способность выходить за рамки сформировавшегося опыта позволяет дизайнерам свободно проектировать инновационные проекты будущего. Самообразование магистранта-дизайнера является средством сохранения и развития профессиональной компетентности и формирования метакомпетент-ности, что и является признаком транспрофессионализма. Библиографический список: 1. Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-Ф3 «Об образовании в Рос-
сийской Федерации» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70291362.
2. Зеер Э.Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспро-фессионлизма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. -2017. - № 6. С. 5-10.
3. Малиновский В.П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий [Электронный ресурс] // Российское Экспертное обозрение. - 2007. - № 3(21). С. 21-24. -Режим доступа: http://www.protown. ru/information/articles/3344.html.
4. Эдвардс Х., Феоктистова Е. «HR клуб СКОЛКОВО: «Новая реальность: предположения и факты» [Электронный ресурс] // Business education in trend. - Режим доступа: http://trends. skol kovo.ru/2016/09/hr-klub- skol kovo -novaya-realnost-predpolozheniya-i-faktyi.
5. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. - 2015. -№ 2 (40). С. 326-330.
6. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd MEDICAL EDUCATION. - 2001. - Vol. 35. - № 9. P. 876-883.
7. Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. - L.: Routledge, 1996. - 272 p.
Поступила 10.09.2018
Об авторах:
Чупина Валентина Александровна, профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Екатеринбург), доктор педагогических наук, [email protected]
Банникова Татьяна Игоревна, доцент кафедры экономики проектирования и архитектурно-строительной экологии Уральского государственного архитектурно-художественного университета (Россия, г. Екатеринбург), [email protected]
Для цитирования: Чупина В.А., Банникова Т.И. Готовность магистрантов-дизайнеров к самообразовательной деятельности в контексте транспрофессионализма // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 3. С. 10-15. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-10-15
References:
1. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ «On education in the Russian Federation» [Electronic resource] // «Garant.ru». - Available at: http://base Ohgarant. ru/70291362/ [in Russian]
2. Zeer E.F. Psychologyical and pedagogical platform transprofessional formation of the teacher professional education // Professionalnoe obrazovanie. Stoliza. - 2017. - No. 6. P. 5-10. [in Russian]
3. Malinovsky V.P. Challenges of the global professional revolution at the turn of the Millennium // Rossiskoe ekspertnoe obozrenie. - 2007. - No. 3 (21). P. 21-24. -Available at: http://www.protown.ru/information/articles/3344/html [in Russian]
4. Edwards H., Feoktistova E. «SKOLKOVO HR club: «the New reality: assumptions and facts» [Electronic resource] // Business education in trend. - Available at: http://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-predpolozheniya-i-faktyi/ [in Russian]
5. Yalalov F. G. Professional multidimensionality: multidimensional competences // s Filologia i kultura. - 2015. - No. 2 (40). P. 326-330 [in Russian] 8
6. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes £ of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd
<D
MEDICAL EDUCATION. - 2001. - Vol. 35. - No. 9. P. 876-883 5
Perkin G. The Third Re1 Routledge, 1996. - 272 p.
7. Perkin G. The Third Revolution: Professional Society in International Perspective. - L.: °
i _0
<u
I— ra m о
About the authors:
Chupina Valentina Alexandrovna, Professor of the Department of methodology of § professional and pedagogical education of the Russian state vocational pedagogical University | (Russia, Yekaterinburg), doctor of pedagogical Sciences, [email protected]
Bannikova Tatyana Igorevna, associate Professor of the Department of Economics of design and architectural and construction ecology of the Ural state University of architecture ,i |
(D ^
and art (Russia, Yekaterinburg), [email protected] § o
о ^
m
о
<u
г о m о - <u
For citation: Chupina V.A., Bannikova T.I. Willingness of design master student to self- ^ educational activities in the context of transprofessionalism // Contemporary Higher Education: ^ g Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 3. P. 10-15. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-10-15 | «
Л <U
о У