КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА
DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-2-10-18
УДК 378.1 ББК 74.48
В.С. Третьякова
(Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
ТЕОРИЯ КОНВЕРГЕНЦИИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО У СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-013-01147 «Социально-гуманитарная парадигма формирования транспрофессионализма субъекта социономических профессий»
В статье определены новые квалификационные требования к субъектам профессиональной деятельности в условиях усложнения и комплексности профессиональной деятельности. Автор видит стратегическим направлением в развитии профессионального потенциала субъектов деятельности интеграцию всех образовательных подсистем и процессов как постоянный системный процесс. В статье представлена логико-смысловая модель конвергенции в образовании - сближения и синергетического взаимодействия социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин и связанных с ними инновационных технологий.
Ключевые слова: субъект социально-профессиональной деятельности, навыки будущего, транспрофессионализм, теория конвергенции, форсайт-технология.
V.S. Tretyakova
(Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia)
CONVERGENCE THEORY AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF FUTURE SKILLS IN ACTIVITY SUBJECTS
The research was supported by RFFR within project № 18-013-011147 «Social humanitarian paradigm of forming transprofessionalism in the subject of socionomic professions»
In the article new qualifying requirements are defined to the subjects of professional activity in the conditions of complication and complexity of professional activity. The author sees strategic direction in development of professional potential of subjects of activity in integration of all educational subsystems and processes as a permanent system m task. In the article the logic meaning model of convergence is presented in education -rapprochement and synergetics cooperation of social and humanitarian and natural-science subjects and innovative technologies related to them.
Keywords: subject of socially-professional activity, skills of the future, trans-professio-m na-lism, theory of convergence, foresight technology.
о
Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что наращивание узкого профессионализма, установление границ между отдельными профессиями и специальностями, жесткое разделение между гуманитарным знанием и техническим, принцип работы по специальности - это вчерашний день. Именно поэтому за создание новых технологий будут отвечать молодые специалисты, способные реализовать себя не только в одной области, но готовые вникать в проблемы других, совсем «чужих» для него научных и технических отраслей и продуктивно взаимодействовать со специалистами этих отраслей в одной команде. Таких специалистов называют транспрофессионалами [26].
Цель данного исследования заключается в выявлении смыслопорождающего содержания оснований теории конвергенции для развития транспрофессиональных (метапрофессиональных, многомерных, универсальных) компетенций как интегрального качества субъекта социально-профессиональной деятельности в динамично изменяющейся социально-профессиональной среде.
Основное противоречие заключается между постоянно обновляющимися практическими технологиями и быстрым устареванием знаний и навыков, полученных при обучении. Второе противоречие - в том, что объективно новые научные результаты будут получаться в узких сферах науки и техники, но быстрая реализация их потенциала возможна только при тесном и эффективном взаимодействии специалистов, способных вникать в проблемы других научных и технических отраслей и готовых продуктивно взаимодействовать с профессионалами этих отраслей в одной команде. Третье противоречие существует между идеей многомерного профессионального развития личности, связанного с непрерывным карьерным развитием, и узкопрофессиональной подготовкой, не связанной с перспективой карьерного роста, адаптацией к совре-
менному профессиональному социуму, рефлексией своего профессионального маршрута, то есть «образованием для карьеры» [15]. В последние два десятилетия в российской педагогической теории значительно расширились и содержательно углубились исследования, связанные с принципиально новым подходом к образованию - пониманием карьеры как профессионального развития, реализуемого в широком контексте жизненного пути индивида [16; 18; 21; 23; 25].
В последние годы в мире профессий появляются новые термины, которые пока сосуществуют наряду с устоявшимися в этой области понятиями «профессия», «специальность». Это понятия трансфессия, трансфессионализм, транспрофессионализм и транспрофессионал. Трансфессией называется вид трудовой активности, реализуемой на основе конвергенции технологий из разных отраслей и синтеза профессиональных компетенций, относящихся к разным специализированным областям. Соответственно, трансфессионализм обозначает способность и готовность субъекта к освоению многообразных профессиональных функций, специализированных видов деятельности по функционально близким профессиям, имеющим общие объекты труда. Более высокую степень конвергенции имеет другое понятие - транспрофессионализм, интегральное качество специалиста, характеризующее способность осваивать и выполнять действия широкого радиуса специализированных видов деятельности из различных видов и групп профессий [26]. Проявляется он, прежде всего, в применении конвергентных технологий - освоении и выполнении не только родственных, но и совершенно далеких друг от друга профессий, готовности выходить за рамки сформировавшегося опыта. Транспрофессионал должен быть одновременно исследователем и практиком (организатором и исполнителем, аналитиком, программистом, психологом). Подготовкой транспрофессиона-
ш о
.0 ш го
го
I
го ш
0
1
о о <и
о ^
о <и т
¡5 ¡5 §
0 -п
<и <в « £
* £ Ф
ш и
1 ^
о О к Щ
¡1 I
о ц. ,<и ^ н ю
лов в первую очередь озабочены сегодня учреждения СПО и ВО. Кардинально меняются методология и методика подготовки профессиональных специалистов [4; 5; 9, 10; 26]. Актуальной является проблема изучения и формирования транспрофессиональных компетенций применительно к специалистам разных профессий, формирования и наращивания компетенций с учетом сложности и комплексности деятельности высококвалифицированных специалистов.
На основании анализа федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, определения ключевых психолого-педагогических особенностей обучающихся по различным специальностям, выделения дидактических особенностей формирования профессиональных компетенций, данных экспертных опросов были выявлены квалификационные требования к специалистам, способным решать исследовательские, производственные и организационно-управленческие задачи в условиях динамичных технологических изменений содержания и структуры профессиональных видов труда. Это базовые навыки XXI века, которые активно изучаются в исследованиях последних лет [1; 2; 12; 13; 22]. Институт будущего (The Institute for the Future - IFTF) в совместной работе с научно-исследовательским институтом Феникса (The Phoenix Research Institute) в своем докладе «Навыки будущего-2020» (Future Work Skills 2020), проанализировав ключевые факторы, которые, по прогнозам, изменят перспективы получения работы в течение следующих десяти лет, представил необходимые навыки и способности, которые будут востребованы на различных рабочих местах [20]. К таким навыкам исследователи относят: комплексное многоуровневое решение проблем (Complex g problem solving), критическое мышление | (Critical thinking), креативность в широ-fe ком смысле (Creativity), умение управлять ^ людьми (People management), взаимодей-m ствие с людьми (Coordinating with others),
эмоциональный интеллект (Emotional intelligence), формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making), клиентоориенти-рованность (Service orientation), умение вести переговоры (Negotiation), гибкость ума (Cognitive flexibility) [13]. Результаты исследования российского рынка, посвященного цифровой трансформации (опрос сотрудников из 300 российских компаний, представляющих 15 отраслей) показали, что на сегодняшний день наиболее важными компетенциями в сфере цифровых технологий являются: гибкость и обучаемость (61%), аналитическая компетентность (55%), знание инновационных технологий (53%), понимание методов и процессов (51%), широкий кругозор и креативность (47%) и только затем собственно цифровые компетенции (навыки программирования, умение использовать большие данные и др.) [1, с. 28]. Наше исследование также показывает, что уровень квалификации в большей степени зависит от надпрофес-сиональных (универсальных) навыков и качеств личности: от гибкости, креативности, аналитичности, обучаемости, понимания сути современных процессов, работоспособности.
Одной из наиболее сбалансированных и интегрированных с точки зрения подготовки современного специалиста к комплексной инновационной социально-профессиональной деятельности является теория конвергенции [3]. Теория конвергенции означает процесс сближения, синергетического взаимодействия разнородных признаков гуманитарного и естественнонаучного знания, сближения разных областей деятельности и связанных с ними технологий (конвергенция от лат. Convergo - «сближаю», «схожусь») [3; 6]. В начале XXI века М.К. Роко и УС. Бейнбридж [19; 24] ввели в научный оборот термин «NBIC-конвергенция», что предполагает конвергенцию нано-технологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий. Впоследствии многие ученые пришли к
выводу о том, что 4 базовые технологии нельзя рассматривать в отрыве от блока социогуманитарных дисциплин, следствием чего стало введение нового термина NBICS-конвергенция (по первым буквам областей знаний: N - нано; В -био; I - инфо; С - когно; S - социо). Данный тип конвергенции научного знания рассматривается как радикально новый этап научно-технического прогресса, как важнейший эволюционный фактор [6].
В области образования теория конвергенции связана с преодолением дисциплинарных границ, дисциплинарной разобщенности и поиском новых концепций и образовательных практик, ориентированных на интегративные, междисциплинарные тенденции [3]. Она позволяет преодолеть второе противоречие.
Обобщение основных трендов образования - особенностей постиндустриального общества, определяющих образ нового типа специалиста, идеи непрерыв-
ного профессионального «образования через всю жизнь», преемственности содержания педагогического образования различных его уровней [8], опережающей профессиональной подготовки [5; 9; 11; 17], качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития страны [14] - позволило нам спроектировать логико-смысловую модель конвергенции в образовании (рис. 1).
Каждый структурный элемент модели может быть вариативным и развиваться по разным сценариями, но он должен быть ориентирован на построение успешной карьеры современного специалиста, на развитие его профессионального потенциала и способности к сотрудничеству и партнерству со специалистами разнопрофильных профессий с целью создания нового продукта и скорости его адаптации внутри организации.
Hfi п азпи ятр л км ы й контент: имтргпятииныа
ппепрмаюшир о б р л ki4kfp
гппгпдммы и
интерактивные модули
Построение индивидуальных траекторий профессионального развития и смены профессии
ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНьГ?! »«ЖДОВЛ
ниии ОЬРАЗОВАГСЛЬН UК ПРОГРАММ
интеграция новых
ИНТГРАКТИВН УХ
ОБРАЗОВАН ЛЬ
ных . технологии
Применение КОМПЛЕвЕНЫХ, • арИЭТИВПЫХ
техн ологий,их вэан ми влияние и вяаимпусиление
Конвергенция в
образовании
интпра11ия знаний и. технологий
Интеграция социогуманитарных и естест веннонаучных дисциплин и связанных с ними инновационных технологий
СО О
.0 СО ГО
ГО
Новый тип специалиста, способный решать комплексные, транспрофессиональные задачи
интеграция новы к перспективны* компетенций
МЩЕНИЕ ИНШРАТШН ых курсов
Сование
горизонтальных команд, работашЕцикнад оСепди целью;
можд и a 11 п и н а р м а и маг истра тура
Рис. 1. Структура логико-смысловой модели конвергенции в образовании
Одной из эффективных технологий является система Форсайт, краеугольным камнем которой является признание неопределенности и многовариатив-ности видения продукта деятельности. Ученые называют данную технологию «технологией предвидения» (foresight -англ. «взгляд в будущее») [7]. При этом консолидируются усилия всех участни-
ков процесса предвидения изменений в выбранном сегменте, выделяются явления и процессы, которые в будущем станут доминантными. Важнейшим результатом данной технологии является обеспечение интеграции науки и технологий и на ее основе - сформиро-ванность приоритетных транспрофессиональных компетенций, востребован-
I
го ш
0
1
о о
<D
О ^
О <D т
О Н
Ш о
о о
0 -п
ф <в
* к « £
J fc
1 <D
^ Ю
m °
x ^
о О
* EE к щ
S. I
о q.
,<u ^
н ю
ных в будущей профессиональной деятельности.
Поскольку та или иная компетенция не формируется в результате изучения только одной дисциплины, а, как правило, она формируется при освоении трех-четырех дисциплин, то использование такой комплексной технологии, как форсайт, возможно при интеграции нескольких дисциплин. Так, тематический форсайт-проект: «Разработка решений по организации функционирования и развития образовательной организации» (магистерская программа «Управление образовательной организацией» направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») предполагает интеграцию таких дисциплин, как «Управленческий анализ и принятие решений», «Психология менеджмента образовательных организаций», «Управление образовательными системами». Исследовательские методы в процессе работы студенты выбирали самостоятельно, ими стали: SWOT-анализ (анализ внешней и внутренней среды организации, диагностика проблем и рисков организации), фокус-группа (получение представления об имидже и восприятии организации внешними/сторонними целевыми группами лиц и учреждениями), групповая дискуссия (принятие общего решения). Форсайт-продуктом стало формирование дорожной карты для каждого из ключевых направлений развития организации: круг участников, привлекаемые ресурсы, вовлеченность подразделений организации и других институтов в реализацию дорожной карты, порядок координации усилий участников и т.п. Реализация данного тематического форсайт-проекта проходила в форме совместной практической деятельности, в результате чего у студентов - участников | процесса предвидения/прогнозирования | будущего - формируются транспрофес-^ сиональные компетенции: системное ^ мышление, межотраслевая коммунист кация, работа в условиях неопределен-
ности, умение работать в команде, умение работать с людьми, развитые организаторские способности и др.
Методология конвергенции обеспечивает синергетический эффект в результате интеграции отдельных компонентов в единую систему; взаимодействие, комбинация компонентов дают больший результат за счет взаимного усиления, что повышает эффективность деятельности.
Таким образом, в реализации форсайт-технологии мы видим огромные возможности, так как форсайт-технология реализуется на междисциплинарной основе как адекватной интегративной основе конвергентных технологий; форсайт-технология реализуется в активной деятельностной форме, форме совместной практической деятельности, включенности в образовательные отношения как адекватной форме интегра-тивной основе конвергентных технологий; форсайт-технология формирует транспрофессиональные компетенции, необходимые для перспективных видов профессиональной деятельности; форсайт-технология обеспечивает соразви-тие личности, образования и профессиональной деятельности обучающихся; форсайт-технология строится на конвергенции содержания образования и новых образовательных технологий, тем самым обеспечивая развитие транспрофессионализма субъектов образовательной деятельности.
Библиографический список:
1. Аналитический отчет: Цифровая трансформация в России 2018. Октябрь 2018 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive. google.eom/file/d/1k9SpULwBFt_ kwGyrw08F0ELI49nipFUw/view
2. Атлас новых профессий / Под ред. П. Лукши. - М.: Изд-во «Олимп-Бизнес», 2015. - 216 с.
3. Баксанский О.Е. Конвергенция знаний, технологий и общества. Стратегические цели NBICS-конверген-ции. - Deutshland, Palmarium Academic Publishing, 2016. - 104 p.
4. Вахидова Л.В., Габитова Э.М. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена // Педагогические науки: Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - Вып. 2, ч. 4. - С. 13-15.
5. Кадочников А.И., Львов Л.В. Реализация принципа опережающего уровня образования в комплексной навигаторскойигре/Шсихологияобуче-ния. - 2007. - № 6. - С. 91-97.
6. Ковальчук М. В. О развитии новых прорывных технологий [Электронный ресурс] // Ящик Пандоры. - Режим доступа: https://pandoraopen. ги/2016-08-21/т^-^а1^ик-о-razvitii-novyx-proryvnyx-texnologij/
7. Козлов В.А., Третьяк В.П. Состояние форсайт-исследований в России // Экономические стратегии. - 2012. -№ 4. С. 30-41.
8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173677/741409 4Ь2с70754ес96756аЬ440е1979ас550е4е/
9. Львов Л.В., Перевозова О.В., Ярулина Л.П. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования проектной компетентности менеджера: научно-методическое пособие. - Челябинск: РБИУ, 2014. -163 с.
10. Максимова Е.А. Перспективы и трудности транспрофессиональной подготовки // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1. - С. 28-33.
11. Методические рекомендации о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки. Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № Р-16 [Электронный ресурс] // Министерство просвещения РФ. - Режим доступа: https://docs.edu. gov.ru/document/c765ab5faa40a1783380 c7f39a893a01/download/1103/
12. Навыки будущего: Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. [Электронный ресурс] // Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. - Режим доступа: http:// futuref.org/futureskills_ru
13. Работа будущего: 10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году. По материалам ВЭФ в Давосе, 2017 [Электронный ресурс] // SNC. - Режим доступа: // http://www.sncmedia. ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/
14. Развитие системы образования Свердловской области до 2024 года: Государственная программа Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2016 г. № 919-ПП) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. -Режим доступа: http://www.pravo. gov66.ru/ pravo/919-nn.PDF.
15. Словарь русского языка: в 4-х томах / АН СССР, Ин-т рус.яз. - М.: Русский язык, 1981 - 1984. Т. 2. 1983. - 736 с.
16. Соколова А.С., Сергеева М.Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры. - Курск: РФЭИ, 2017. - 396 с.
17. Усынин М.В. Педагогическое управление процессом опережающей профессиональной подготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 1. -С. 10-18.
18. Adkins W.R. Life Skills Educator Training Program Manual. - New York: Institute for life Coping Skills, Inc., 1987. - 106 p.
19. Bainbridge W.S. Technological Determinism in Construction of an Online Society [Electronic resource] // Virtual Sociocultural Convergence. -N.Y., 2016. - Р. 25-43. - Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-319-33020-4_2.
20. Davies A., Fidler D., Gorbis M. Future Work Skills 2020 [Электронный ре-
m о
.0 m ro
x
TO
m о x
о о
<D
О ^
О <D T S
¡5 ¡5 § g
О -n
<D <B
* к
« s
* £ X <D
m u x ^ о о
к Щ
iL I
о d ,<u ^ h ю
сурс]. -Режим доступа: http://www. iff. org/SR-13 82A_ future_work_skills_ sm.pdf
21. Herr E.L. Career guidance and counseling through the life span: systematic approaches / E.L. Herr, S.H. Cramer. -New York: Harper Collins College Publishers, 1996. - 787 p.
22. Interprofessional education Guidelines 2017. Centre for the Fdvancement of interprofessional education (CAIPE) [Electronic resource] // August 2017. -Режим доступа: https://www.caipe. org/resources/publications/caipe-publications/caipe-2017.
23. Osipow S.H. Theories of career development. - Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1983. - 339 p.
24. Roco M., Bainbridge W. (eds). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology,
Biotechnology, Information Technology and Cognitive [Electronic resource] // National Science Foundation June. 2002. - Arlington, Virginia. - Режим доступа: http://www.wtec.org/ /NBIC_ report.pdf
25. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development // Brown D., Brooks L. Career choice and development: applying contemporary theories to practice. - San Francisco: Jossey - Bass, 1990. - P. 197-261.
26. Zeer E.F. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofes-sionalism of a Subject of Socionomic Professions. Eurasian Journal of Analytical Chemistry / E.F. Zeer, V.S. Tre-tyakova, M.V. Zinnatova, D.P. Za-vodchikov, T.D. Bukovey. 2018, 13(1b)): em76.
Поступила 01.04.2019
Об авторе:
Третьякова Вера Степановна, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития ФГБОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Россия, г. Екатеринбург), доктор филологических наук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Третьякова В.С. Теория конвергенции как методологическое основание развития навыков будущего у субъектов деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 2. С. 10-18. DOI: 10.7442/2071-96202019-11-2-10-18
References:
1. Analytical report: Digital transformation in Russia 2018. October 2018 [Electronic resource]. - Available at: https://drive.google.com/file/d/1k9SpULwBFt_kwGyrw08F0 ELI49nipFUw/view [in Russian]
2. Atlas of new professions. Ed. by P.Lukshi. - M.: Olimp-Biznes, 2015. - 216 p. [in Russian]
3. Bakanskiy O.E. Convergence of knowledge, technology and society. Strategic objectives of NBICS-convergence. - Deutshland, Palmarium Academic Publishing, 2016. - 104 p.
4. Vakhidova L.V., Gabitova E.M. Structure of transprofessional competences for middle ranking specialists // Pedagogicheskie nauki: Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. - 2016. - Vyp. 2. - No. 4. P. 13-15. [in Russian]
S 5. Kadochnikov A.I., Lvov L.V. Implementation of proactive training in a complex navigator I game // Psikhologiya obucheniya. - 2007. - No. 6. P. 91-97. [in Russian]
k 6. Kovalchuk M.V. On developing the new breakthrough technologies [Electronic ^ resource]. - Available at: https://pandoraopen.ru/2016-08-21/m-v-kovalchuk-o-razvitii-
m novyx-proryvnyx-texnologij/ [in Russian]
7. Kozlov V.A., Tretyak V.P. Condition of Foresight studies in Russia // Ekonomicheskie strategii. - 2012. - No. 4. P. 30 - 41. [in Russian]
8. Conception of Federal target program of education development for 2016-2020 [Electronic resource]. - Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 173677/7414094b2c70754ec96756ab440e1979ac550e4e/ [in Russian]
9. Lvov L.V., Perevozova O.V., Yarulina L.P Transdisciplinary teaching materials to form manager project competence. - Chelyabinsk: RBIU, 2014. - 163 p. [in Russian]
10. Maksimova E.A. Prospects and bottlenecks of transprofessional training // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. - No. 1. P. 28-33. [in Russian]
11. Methodological guide on creating and functioning proactive training centers. Approved by the decision of Ministry of Education of the Russian Federation of 28 February 2019 № R-16 [Electronic resource]. - Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/ c765ab5faa40a1783380c7f39a893a01/download/1103/ [in Russian]
12. Skill of the future: what one is to know and be able to do in the new complicated world [Electronic resource]. - Available at: http://futuref.org/futureskills_ru [in Russian]
13. Work of the future: 10 skills to be demanded in 2020. WEF in Davos 2017 [Electronic resource]. - Available at: http://www.sncmedia.ru/career/rabota-budushchego-10-navykov/ [in Russian]
14. Development of education system in Sverdlobsk oblast till 2024: State Program of Sverdlovsk oblast (approved by the Government of Sverdlovsk oblast on 29.12.2016 № 919-PP) [Electronic resource]. - Available at: http://www.pravo.gov66.ru/pravo/ 919-nn.PDF. [in Russian]
15. Dictionary of the Russian language: in 4 volumes. - M.: Russkiy yazyk, 1981-1984. Vol. 2. 1983. - 736 p. [in Russian]
16. Sokolova A.S., Sergeeva M.G. Scientific bases of professional career building and development. - Kursk: RFEI, 2017. - 396 p. [in Russian]
17. Usynin M.V. Pedagogical management of forwarding professional training // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 1. P. 10-18. [in Russian] g
18. Adkins W.R. Life Skills Educator Training Program Manual. - New York: Institute 2 for life Coping Skills, Inc., 1987. - 106 p.
19. Bainbridge W.S. Technological Determinism in Construction of an Online Society [Electronic resource] // Virtual Sociocultural Convergence. - N.Y., 2016. - P. 25-43. -Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-319-33020-4_2.
20. Davies A., Fidler D., Gorbis M. Future Work Skills 2020 [Electronic resource]. -Available at: http://www.iftf.org/SR-1382A_ future_work_skills_sm.pdf o
21. Herr E.L. Career guidance and counseling through the life span: systematic approaches / o E.L. Herr, S. H. Cramer. - New York: Harper Collins College Publishers, 1996. - 787 p. |
22. Interprofessional education Guidelines 2017 [Electronic resource] // Centre for the Fdvancement of interprofessional education (CAIPE). August 2017. - Available at: | https://www.caipe.org/resources/publications/caipe-publications/caipe-2017
Available at: http://www.wtec.org/ /NBIC_report.pdf 25. Super D.E. A life-span, life-space approach to career development // Brown D.
TO
c; o o o ï
o -Û
23. Osipow S.H. Theories of career development. - Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, fe 5
<D
q:
1983. - 339 p.
<0
24. Roco M., Bainbridge W. (eds). Converging Technologies for Improving Human ^ g Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive
iu 0
[Electronic resource] // National Science Foundation June. 2002. - Arlington, Virginia. - ¡no
<D m x ^
S p
! ^
Brooks L. Career choice and development: applying contemporary theories to practice. - San Francisco: Jossey - Bass, 1990. - P. 197-261. ^ 10
26. Zeer E.F., Tretyakova V. S., Zinnatova M.V., Zavodchikov D.P., Bukovey T.D. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofessionalism of a Subject of Socionomic Professions. Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018, 13(1b) ): em76.
About the author:
Tretyakova Vera Stepanovna, Head, Department of Educational Psychology and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), Doctor of Philology, Academic title of Professor, [email protected]
For citation: Tretyakova VS. Convergence theory as a methodological basis for the development of future skills in activity subjects // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 2. P. 10-18. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-10-18
о ^
к .0 I—
<D
I—
О m